Возобновление Москвы после нашествия Тохтамыша. Нашествие Тамерлана и Едигея. Основание Сретенского монастыря. Состояние Москвы в начале и половине XV века. Подворья в Кремле. Площади. Пожары. Трети. Улицы. Слободы. Селы подмосковные. Решетки. Причины распространения ‘художеств в Москве. Художники иностранные. Зодчество в его памятники церковные и гражданские. Тайники, трубы и каменная мельница. Рудокопство. Литейное искусство. Монета. Первые боевые часы. Иконописное искусство и его стили Корсунский и Фряжский. Иконописцы. Миниатюрная живопись. Вышивание шелками. Участь ваяния. Резьба на камнях и пр. характер века. Пепелище Москвы, после Тохтамышева разгрома, не долго оставалось пустым. Сперва Великий Князь Дмитрий, потом, сын и по праву первородства его преемник Василий приступили к возобновлению опустошенной и сожженной столицы. Для укрепления оной, в 1394 г. Великий Князь велел копать ров от Кучкова поля до Москвы реки, глубиною в человека; при этом случае разметаны были многие дома и хоромы. В 1395 г. Тамерлан нагрянул на Восточную Русь с полумиллионом полчищ, шел уже на Москву; но внезапно обратился вспять в тот самый день (26 Августа); когда Москвитяне встретили на Кучкове поле чудотворную икону Владимирской Богоматери, и когда за 13 лет Тохтамыш сжег столицу Донского. Едигей, нечаянно вторгнувшийся во владение Московского Государя, не мог взять Москвы, огражденной каменными стенами. В 1408 г. Литовские Князья и бояре уже дивились ее величию, красоте ее церквей и монастырей, пышности двора сына Донского 42 , тогда как в его столице находилось не более десяти каменных церквей, хоромы были деревянные, и Кучково поле (Сретенская улица), Семчинское село, Арбат, Болвановка, или Болвановье на Всполье, стояли вне города. Иосафато Барбаро в 1436 г. видел на Москве реке множество деревянных мостов и замок (Кремль), окруженный со всех стороне рощами. Около половины XV века нижняя часть Кремля загромождена была княжескими, владычными и боярскими дворами и хоромами 43 . Супруга Князя Владимира Андреевича Евпраксия в 1452 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В праздник Рождества Христова Патриарх, во время благовеста к Литургии, ходил славить Христа в хоромы Царя. «Певчие в стихарях идучи пели стихиры празднику, и пришед в хоромы певчие пели: Рождество Твое, Христе Боже наш, и, слава ныне, Дева днесь, потом – Господи помилуй, трижды, Владыко благослови. Патриарх говорил отпуст и потом певчие пели многолетние благоверным царям». Царь всегда приказывал выдавать славленое. Певчие славили Христа в доме Патриарха и Патриарх также имел обычай выдавать славленое из своей домовой казны. В 1627 г. Патриарх жаловал на всех певчих дьяков и поддьяков пять рублей десять копеек, а в 1698 г. Патриарх Адриан давал славленого десять рублей, без пятака. Без сомнения славленое певчих дьяков и поддьяков не ограничивалось хоромами царя и домом Патриарха, а совершалось и по другим местам в Москве. Отовсюду собиралось славленое в неопределенном, более или менее значимом, количестве, смотря по значению и щедрости принимавшего певчих с славленым. К тому же празднику Рождества Христова, по указу «великих Государей и по благословению святейших Патриархов», русские архипастыри ежегодно присылали в Москву со иконы и со святыми водами, а из монастырей архимандриты, игумены, строители и келари, и казначеи, со иконы и со святою водою в приезда сами бывали. Все эти лица славленые деньги дьякам певчим и поддьякам платили по вся годы. Большее число славленого присылали Митрополиты Новгородский и Казанский. Но в 1690 г. «по указу великих Государей и святейшего Патриарха» присылка от архиереев и приезд начальников монастырей в Москву к празднику Рождества Христова прекратились. «Того ради Патриарховым дьяками певчим и поддьякам учинилась скудность». По этому случаю Патриарх Иоаким установил роспись славленым рождественским деньгам, и повелел «из Патриаршего казенного приказу 1) послать к архиереям грамоты, велеть им деньги по росписи из их архиерейские домовые казны и с монастырей своея епархии собрать и присылать к Москве ежегодно непременно на 198 год и впредь по вся годы, не мотчавь, Декабря к двадесять пятому числу; 2) а святейшаго Патриарха Епархии в города послать грамоты к закащикам и велеть им с монастырей собрать и присылать к Москве с старостами поповскими потомуж».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

В 1484 году сии Фрязины заложили каменную палату за Благовещенским собором, а в 1487 и 91 годах построили палату велику на площади, вероятно, нынешнюю Грановитую, которая заменила древний терем, прежде там стоявший. Вскоре потом, вместо старого деревянного двора, заложен был ими каменный. 849 Но пожар, в 1493 году, Июля 28, опустошивший весь Кремник, остановил работы. В это время сгорели и деревянные хоромы на Ярославичевом дворе за Архангельским собором, поставленные на время для житья Великого Князя, так что он до постройки нового дворца переехал в крестьянские дворы на Яузу при церкви Св. Николы в Подкопаеве. 850 Через шесть лет после этого гибельного пожара, Иоанн III велел заложить Миланцу Алевизу на старом дворе у Благовещенья палаты каменные кирпичные, а под ними погреба и ледники, с коробовыми сводами, кои доныне остались; от Краснаго крыльца до Благовещенского собора они составляют четыре отделения с простенками и дверями. 851 В сии палаты перешел жить весною 1508 года Вел. Кн. Василий Иоаннович. Сперва он, потом жена его Елена Глинская и сын его Иоанн IV распространили и украсили каменный двор, сблизив его пристройками с палатою на площади. Из росписи о свадьбе Вел. Кн. Василия Иоанновича 852 отчасти нам открываются здания, составлявшие дворец; она упоминает Середнюю палату с каменными сенями и с Столовою избою, Западную палату, в которую вели двери из сеней, Постельное и Красное крыльца, или задние и передние переходы, Постельную избу у первых, хоромы Великой Княгини у Рождества Богородицы с задним крыльцом и решетками, у Спаса на дворце Сенник и малый погреб, Набережную палату, Чердаки. 853 Но все сии здание сделались жертвою пожара в 1547 году, Июня 21: «сгорели Благовещенье златоверхое, палаты каменныя, златом украшенныя, избы деревянныя, всякая казна и в погребах все выгорело». 854 Бывший в Москве 1553 г. первый Английский путешественник Кл. Адам так описывает нам дворец Иоаннов, возобновленный после пожара: «дворец квадратным, низменный, не имеет блеска и убранства наших палат; окна в нем узкие со стеклами; по всем стенам лавки для сиденья».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

2. Юрий Крижанич в России. Действит. Члена С.А. Белокурова . (Приложения) IV. Смесь I. Из актов собрания Н. Ф. Самарина 1. 1678–1724 гг. О сборе «мостовых денег» в г. Москве 2. 1713 г. О взносе в приказ Бол. Дворца денег за лошадь 3. 1704–1717 гг. О сборе «банных денег» в Москве и Галиче 4. 1646 г. Данные Ир. Волынской на загородной двор за Петровскими воротами в Москве 5. 1646 г. Купчая на двор у Никитских ворот в Москве, проданный Ф.К. Протасье-вым Н.Д. Малыгину 6. 1653 г. Купчая на дворовое место там же 7. 1695 г. Поступная и купчая, данная М. Мыльниковой П.В. Фролову на хоромы и землю в Москве, в Кожевниках, в приходе св. Троицы 8. 1697 г. Купчая на тот же двор, Фроловым проданный дьяку С.Г. Сандыреву 9. 1700 г. Купчая на хоромы в Москве, за Петровскими воротами, в приходе церк-ви Воздвижения, на Убогих домах, проданные Дубенскими П.П. Челищеву 10. 1705 г. Купчая на двор в Москве, за Тверскими воротами, в приходе св. Пиме-на, проданный М.П. Челищевой С.С. Челищеву 11. Прошение «домовых дел управителя» кн. В.М. Долгорукого об отдаче его гос-подину земли в г. Москве, за Петровскими воротами, между Дмитровкой и Неглинной 12. 1511 г. Грамота вел. князя Василия Ивановича в Владимир об Олешковской пожне, на Ореховской стороне 13. 1699 г. март. Поручная запись по просвирне и дьячке II 14. Собственноручная памятная записка царя Алексея Михайловича 15. Отчет о девятом присуждении премии Г.Ф. Карпова. Разбор исследования М.К. Любавского «Литовско-Русский сейм». И.И. Лаппо Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1903 год. Книга четвертая I. Материалы исторические 1. Чиновник Холмогорского собора. С предисловием Действит. Члена А.П. Голуб-цова 2. Город Кашин. Материалы для его истории, собранные И.Я. Кункиным II. Материалы историко-литературные 1. Реляции князя Антиоха Кантемира из Лондона. Том II-й 1735-й год. Сообщил. В.Н. Александренко III. Смесь 1. К истории русско-шведских отношений и населения пограничных с Швецией областей в XVII веке (1634–1648 гг.). Сообщил Член-Соревнователь князь Н.В. Голицын

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким образом, после преобразования относительно расположения келей, произведенного в 1556 году, внутренняя площадь монастыря около церквей очистилась и все здания его расположились вдоль его стен. После 1556 года площадь монастыря нисколько не прибавилась, а осталась та же самая, что и прежде, но в отношении к внешнему виду монастырь изменился: прежде со своим тесным четвероугольником келей вокруг церквей и с большими промежутками между кельями и стеной на сторонах восточной и северной он имел вид маленького монастыря с большими задворками; теперь, с отнесением келей к стенам и с очищением внутренней площади около церквей, он получил вид настоящего большого монастыря. Из деревянных в каменные кельи начали быть превращаемы в 1552 году, когда в западной их линии складены были каменные больница и келарская (т. е. палата для угощения келарем почетных гостей). После этого та же западная линия превращалась из деревянных в каменные постепенно, история какового превращения остается нам малоизвестною; а что касается до линий южной и восточной, то они зараз складены были каменные вместо деревянных в 1640 Однако и к 1640 году, как увидим сейчас ниже, оставались еще в монастыре в виде исключения и кельи деревянные. В истории келей, как в истории и всего монастыря, имеет значение осада монастыря Поляками: во время осадного сидения кельи, на наибольшую часть бывшие тогда еще деревянными, были приведены в такое состояние, что, вероятно, чуть не все перестраиваемы были вновь. Народу собралось в монастырь из его окрестностей, чтобы укрыться от Поляков, очень много, так что далеко не хватило для всех помещения, и оставшиеся без помещения создавали себе, по свидетельству Палицына, кущи, или лачуги, расхищая дерева и каменья из существовавших зданий («мнози же человецы без покрова суще и расхищаху всяка древеса и камение на создание кущам»). Власти Троицкого монастыря писали царю из осады в конце 1609 года: «а нам, государь, в осаде теснота и нужа великая: по дрова не выпустят, от келей кровли и задние сени и чюланы сожжены, а ныне жжем (которые находились в монастыре и о которых сейчас ниже). В 1620 году для царя Михаила Феодоровича были поставлены в монастыре новые хоромы, это весьма вероятно понимать так, что прежние хоромы царя Ивана Васильевича приведены были в осадное время в такое состояние, что оказывались негодными для житья.

http://sedmitza.ru/lib/text/438576/

Таким образом, после преобразования относительно расположения келей, произведенного в 1556 году, внутренняя площадь монастыря около церквей очистилась и все здания его расположились вдоль его стен. После 1556 года площадь монастыря нисколько не прибавилась, а осталась та же самая, что и прежде, но в отношении к внешнему виду монастырь изменился: прежде со своим тесным четвероугольником келей вокруг церквей и с большими промежутками между кельями и стеной на сторонах восточной и северной он имел вид маленького монастыря с большими задворками; теперь, с отнесением келей к стенам и с очищением внутренней площади около церквей, он получил вид настоящего большого монастыря. Из деревянных в каменные кельи начали быть превращаемы в 1552 году, когда в западной их линии складены были каменные больница и келарская (т. е. палата для угощения келарем почетных гостей). После этого та же западная линия превращалась из деревянных в каменные постепенно, история какового превращения остается нам малоизвестною; а что касается до линий южной и восточной, то они зараз складены были каменные вместо деревянных в 1640 году 280 . Однако и к 1640 году, как увидим сейчас ниже, оставались еще в монастыре в виде исключения и кельи деревянные. В истории келей, как в истории и всего монастыря, имеет значение осада монастыря Поляками: во время осадного сидения кельи, на наибольшую часть бывшие тогда еще деревянными, были приведены в такое состояние, что, вероятно, чуть не все перестраиваемы были вновь. Народу собралось в монастырь из его окрестностей, чтобы укрыться от Поляков, очень много, так что далеко не хватило для всех помещения, и оставшиеся без помещения создавали себе, по свидетельству Палицына, кущи, или лачуги, расхищая дерева и каменья из существовавших зданий («мнози же человецы без покрова суще и расхищаху всяка древеса и камение на создание кущам»). Власти Троицкого монастыря писали царю из осады в конце 1609 года: «а нам, государь, в осаде теснота и нужа великая: по дрова не выпустят, от келей кровли и задние сени и чюланы сожжены, а ныне жжем житницы» 281 (которые находились в монастыре и о которых сейчас ниже). В 1620 году для царя Михаила Феодоровича были поставлены в монастыре новые хоромы, это весьма вероятно понимать так, что прежние хоромы царя Ивана Васильевича приведены были в осадное время в такое состояние, что оказывались негодными для житья.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

А бывший архимандрит Кириак во всём, что в том доношении написано, не запирался. И Марта в 24 день по Его Великого Государя указу и по приговору Святейшего Правительствующего Синода повелено о помянутых возниках против сказки Игнатия митрополита исследовать Варлааму, епископу Суздальскому, домовыми его, епископа, людьми обстоятельно: как он, Игнатий митрополит, был в Суздале епископом, в прошлом 717 году к бывшей Царице монахине Елене из дому своего пару возников серых немецких для её выезду прислал ли и с кем, и тому посланному кому велел отдать, и при отдаче того что говорит; и она, бывшая Царица, на тех возниках езживала ль, и где те возники, и коликое время там были; и в том же 717 году в Суздале в архиерейском доме конюшенный двор, разобрав старую конюшню, вновь строил ли, а как та конюшня строена, другие, кроме помянутой пары, дому его архиерейского лошади где стояли, или оная пара возников отослана была Покровского девича монастыря на конюшенный двор для того, что опричь той Покровского монастыря конюшни тех лошадей поставить было негде; также по взятье её, бывшей Царицы, в Москву, помянутые серые возники и другие, буде отосланы были, где обретались; да в 718 году по приезде в Покровский девич монастырь полковника и лейб-гвардии майора господина Скорнякова-Писарева оные серые возники по-прежнему в дом архиерейский взяты ль, и по чьему приказу, и ныне те возники где обретаются? Для чего к нему, епископу, с указом послан был лейб-гвардии Семёновского полку солдат. А в присланных из Суздаля при двух доношениях от Варлаама епископа в подлинных допросных речах домовых его служителей написано: конюх Евдоким Гаврилов сказал: в 717 году пару возников серых немецких к бывшей Царице для её выезду послан он, Игнатий митрополит, с ним, Евдокимом, да с поддьяконом, который ныне на каторге, Иваном Пустынным, да с конюхом Иваном Павловым, и велел отвести к ней, бывшей Царице, в Покровский девич монастырь, которых и привели перед хоромы оной бывшей Царицы, и оный поддьякон ходил в хоромы ко оной бывшей Царице, и водили тех возников на монастырь во дворец перед крыльцо и смотрели на тех возников из хором; и в то-де время оных возников велено у них принять её, бывшей Царицы, дворецкому Никите Клепикову да вознице Исаку Васильеву.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лета 7162 (1654) г. янв. в 6 день Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всеа Русии велел столнику князь Петру Елмурзичю Черкаскому ехать к Грузинскому царевичу к Николаю Давыдовичу с своим государевым жалованием (с)столом, с ествою и с питием. И столнику князю Петру Елмурзичу, приехав на двор к царевичю к Николаю Давыдовичю, выйти из саней у лесницы и итти к царевичу в хоромы, а за собою велеть несть скатерть, и судки и еству и питье. А пришед к царевичу в хоромы, молвить речь толмачем: «Царевичь Николай Давыдовичь! Божией милостию Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всеа Русии Самодержец и многих государств Государь и Обладатель, жалуя тебя царевича Николая Давыдовича, прислал к тебе от своего царского стола еству и питие». Да велеть на стол, за котором сидеть царевичу, скатерть послать и судки поставить и еству и питье велеть ставать по росписи сколько на стол поставится. А, поставя еству, велеть налить ковш питья и, взяв ковш питья, молвить: «Чаша Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всеа Русии Самодержца и многих государств Государя и Обладателя, про Его Царского Величества здоровье». И поднесть царевичу и пить чашу ему царевичу. И царевичь, вьшив чашу, подает столнику, ему князю Петру и окольничему князю Ивану Андреевичу Хилкову, и Дмитрею Волынскому, и Офонасию Прончищеву, и деда своего Теймураза Царя послом и дьяком: Герасиму Дохтурову и Глебу Патракееву. И князю Петру, приняв чашу у царевича, молвить: «Чаша Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всеа Русии Самодержца и многих государств Государя и Обладателя, Его Царского Величества, дай Господи, Великий Государь наш, благочестивый Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всеа Русии Самодержец и многих государств Государь и Обладатель, с благоверною Царицею, с нашей Государыней и Великою Княгинею Марьей Ильичной и с благоверными Царевнами здрав был на многие лета». А изговоря речь, чашу выпить. А как царевичь подаст чашу приставом, околничему князю Ивану Андреевичу с товарищи и послом, и ему ехать к Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Русии Самодержцу (Дворц. разр. Т. III, стр. 391–393, сн. 563–564, 572 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Но были и другие причины этой медленности: 23 апреля, едва успел царский поезд прибыть в село Сватково, как явилась толпа ограбленных и израненных дворян, жаловавшихся, что так поступили с ними казаки, стоящие под Москвою, на Мытищах, и затем – разом посыпались отвсюду донесения, что казаки, даже посылаемые куда-либо с Москвы, «едучи дорогою, кормы емлют, а сверху кормов воруют, проезжих всяких людей на дорогах и крестьян по селам и деревням бьют, и грабят, из животов на пытках пытают, и огнем жгут, и ломают, и до смерти побивают 57 . Смущенный такими известиями, юноша-царь невольно начал осматриваться, и 25 апреля, сосчитав, на стану в с. Любимове, что между назначенными охранять особу его стольниками, стряпчими и жильцами нет на лицо 42-х человек, тут же отписал земскому совету, чтобы у этих 42-х нетчиков немедленно были отобраны все вотчины и поместья, а по прибытии на другой день, 26 апреля, в Троице-Сергиевский монастырь прямо объявил окружавшим, что, «видя такое воровство, грабежи и убивства меж православных крестьян и кроворазлитие на Москве и по дорогам к Москве, на свой царский престол, от Живоначальныя Тройцы из Сергиева монасыря идти не хочет, только всего Московского государства всех чинов люди в соединенье не придут, и кров крестьянская литися не престанет, и от грабежей не престанут», причем и царь, и мать его «с великим гневом и с плачем», обратили к бывшим при них московским послам такой укор: «вы нам били челом, и говорили, что московского государства люди все пришли в чювство, и от воровства отстали; и вы нам били челом и говорили ложно» 58 . Помимо распутицы, «кроворазлития» и грабежей, царский приезд в Москву замедлялся еще требованиями паря относительно убранства для него и особо для матери его палат и хором в кремле, – требованиями, крайне затруднявшими исполнителей. Так вместе с повелениет земскому совету отобрать вотчины и поместья у 42-х нетчиков, Михаил Федорович послал боярам указ непременно приготовить к царскому приезду в Москву: ему, государю, золотую палату царицы Ирины с мастерскими палатами и сенями, а его государевой матери – деревянные хоромы жены царя Шуйского, тогда как бояре, еще до этого указа усердствуя приискать, и убрать к приему царя все дворцовые помещения, сколько-нибудь уцелевшие в московскую разруху, только что успели подновить и отделать: ему, государю, палаты Золотую от Благовещенья к Красному крыльцу, с сенями, Переднюю и Грановитую, две комнаты царя Грозного, даже мыленку, а его государевой матери – хоромы в Вознесенском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

И всего за 6 рублев, и за тот вклад, как его время дойдет, постричь. Августа в 4 день Иванова жена Федоровича Колычева Анна Андреевна прислала на ризы летник отласной на лазоревой земле, шелки в травах червленых, да зелен, да багров, да желт, вошвы шиты золотом да серебром по червчату бархату, подкладка дороги алые, подольник, отлас червчат. (Л. 65) Из летника зделаны ризы, а вошвы положены на дьяконской на большей стихарь, на оплечье и на рукава, да к тому же стихарю зделан уларь, а подкладка положена под большие золотные ризы. Того ж дня прислал ярославец Фторой Титов чашку оловянную, весу в ней 2 гривенки с четвертью, да чашу медную с рукоядью железною, весу без рукояти. Августа 14 день костромитин посадцкой человек Фома Акинфеев сын Колачник дал вкладу в дом Богоявления Господня двор свой с хоромы и с огородом в Богоявленской улице в межах с Морахиным двором Колачника, отдал место дворовое, а на дворе хоромы изба да погреб с напогребницею. И за той ево вклад родителей ево в сеноник записали. (Л. 65 об.) В лето 7121 октября в 22 день Иван Алексеев Аргамаков дал вошвы шиты золотом и серебром по таусинной камке, а за то написано в литейной сенадик, иже родителей инока Вассиана да две Пелагеи. Из той вошвы зделана патрахель к ризам дачи Анны Колычевы. Ноября в 28 день княж Афонасьева княгиня Ивановича Вяземского Анна дала скатерть браную длина полшеста аршина. Декабря в 6 день Якова Самсонова сын дал котел железной. Декабря в 14 день Образцов хрестьянин Шахова (Л. 66) Павел дал по родителях скатерть клетчатину, длина шести аршин с четью. Декабря в 16 день гость Фторой Иванович Озеров дал Пречистыя Богородицы образу запрестольному на покровце сажено по черной тафте жемчюжком, длина аршин с полутора вершком, а поперек два вершка с третью вершка, а веревочки золотные, круг низанные, сделанные монастырскими деньгами, подложена. Декабря в 18 день Соловецкого монастыря старец, бывшей Ипатцкого монастыря архимандрит Ияков, старец Илья прислал книгу в полдесть (Л. 66 об.) Служба и Житие Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Того ж дни Кириллова монастыря постриженик старец Иона Брутков дал в церковную ризницу ширинку, шита шелком черным з золотцем на держьках, шелк зелен, да два полотенечка простых.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010