Значение слова: храм. Русское слово: храм, сродное с храмина, хоромы, хранить, заключает в себе понятие хранения, укрывания, помещения под кровом. Соответственно сему понятию древние переводчики св. Писания на славянский язык употребляли это слово для обозначения всякого ограждённого и укрытого места, Жилище ли это человеческое: и не обретше куде внести его (расслабленного) народа ради, влезше на храм (επ τ δμα). ( Лк. 5:19 ); место ли для хранения сокровищ: виде Иисус вметающия в храм набдящий имения (γαζοφυλακαν) дары своя ( Лк. 21:1 ); здание ли общественного богослужения: Соломон же созда Ему храм (οκον) ( Деян. 7:47 ). Судя по столь обширному употреблению слова: храм, можно думать, что слово это уже в позднейшее время получило тот исключительный смысл, какой мы ему усвояем. Вместо храм издревле общеизвестно было другое название для зданий общественного христианского богослужения, глубоко вкоренившееся в употребление во время перевода св. Писания на славянский язык, название церкви. Этим одним словом (и никогда словом: храм) славянские переводчики Библии переводили греческие слова: νας, κκλησα, ιερν. Напр. Вышний не в рукотворенных церквах (ναοις) живет ( Деян. 7:48 ). Слич. ( Ин. 2:14 ). Сходящимся вам в церковь (ν τ κκλησα), слышу в вас распри ( 1Кор. 11:18, 22 ). Аз всегда учах на сонмищах и в церкви (εν τω ιερω) ( Ин. 18:20 ). Равно и в других древнейших памятниках, когда идёт речь о храмах, они называются всегда церквами, и никогда храмами. – Церковь, по мнению одних происходит от греческого: κυρικιον – дом Господень (κριος и οκος). При переходе греческого слова на славянский язык допущен латинский выговор греческой буквы к как ц. Пример подобного выговора представляет греческое κασαρ, которое в Остромировом Евангелии читается по латинскому произношению (caesar) цесарь, отсюда цесарствие 15 . По мнению других, более вероятному, церковь есть слово славяно-болгарское (црькы), которое значит собрание, сходка, и потому вполне соответствует греческому κκλησα, выражая понятие и об обществе верующих (не столь удовлетворительно выражаемо производством церкви от κυρικιον), и ο месте их собраний. Иногда храмы назывались домами, напр. Успенский Московский собор – домом Пресвятыя Богородицы 16 . Из вопросов Кирика 17 , Новгородского диакона, видно, что в России в 12-м веке вместо церковь говорилось ещё – божница, тогда как впоследствии это слово употреблялось собственно для храма языческого, или, по крайней мере, для храма неправославного 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

По словам патриарха Софрония, в этом храме «хорами монахов непрерывно совершались ночные песнопения» 26 . Однако, тяжелые политические катастрофы, пережитые Св. Градом под натиском мусульман в VII и в начале XI столетиях, не прошли бесследно и для этого христианского храма. В эпоху существования латинского королевства в Иерусалиме, на Сионе великолепной базилики времен императора Константина уже не существовало. Церковь сионскую восстановили из развалин крестоносцы, назвав ее церковью св. Девы Марии. Наш игумен Даниил в своем «хожении» описывает именно эту церковь . «И в той церкви Сионьстей ту есть храмина за олтарем тоа церкви», пишет наш паломник XII в., «и в той храмине Христос умы ноги учеником своим. И с (от) тое храмины, на юг лиць пойдучи възлести есть по степенем, яко на горницю; ту есть храмина создана красно, яко на столпии (т. е. περψον) и сверхом испися мусиею и помощена красно и олтарь итить яко церкви на востоклиць, и то есть келиа была Иоанна Богословца и в той келлии Христос вечерял со ученики своими... на том же месте сошествие Св. Духа бысть на апостолы в Пентикостию» 27 . В XIV веке Сионский древний храм лежал в развалинах, «нося, по словам ефесского протонотария Пердики, те явные следы красоты и величия, которые имел изревле до разрушения». В XIV же веке один из королей Сицилии построил на этом месте новый храм, который в 1647 году фанатичные мусульмане отобрали у францисканцев и превратили в мечеть «Неби-Дауд», связав с нею мало достоверное предание о месте здесь гроба царя Давида 28 . Мечеть эта двухэтажная: в нижнем этаже указывают две комнаты со сводами, опирающимися на двух (24 шага в длину и ширину) квадратных пилястрах: омовение ног и место явления Спасителя по воскресении (20 шагов в длину и 14 в ширину), дверям затворенным. По лестнице внутри здания посетители поднимаются в верхний этаж, разделенный тоже на две комнаты, равные по величине нижним: к одной приурочивают место тайной вечери (здесь имеется, между прочим, вверху и изваяние «Агнца»), а к другой – место сошествия св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

в первые времена христиане в домах своих держали себя благоговейнее, нежели позднее в храмах Божиих. Переходя за тем к новоустроенной академической домовой церкви, проповедник сказал: «И сия храмина самим промыслом Божиим предуготовлялась к нынешнему своему назначению. Прежде в ней читалось и изъяснялось слово Божие, преподавались догматы христианской веры и правила христианской нравственности, излагались судьбы церкви Христовой. Потом она употребляема была преимущественно для общей домашней молитвы: здесь совершались все те богослужения, которые, по уставу церковному, допускаются вне освященного храма. Наконец, наступило давно желанное время: храмина учения и молитвы обратилась в храм Божий. Теперь здесь водворился сам Господь Своею благодатною силою; здесь Он невидимо присутствует между нами. О божественного, о любезного, о сладчайшего Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века, Христе. Указав на пользу, какую могут почерпать для себя учащие и учащиеся от близости дома Божия, и на те обязанности, которые возлагаются на них этою близостию, проповедник заключил слово свое трогательною молитвою к Приснодеве, пренепорочной Матери Божией, проявившей в лице Своем величайшую из тайн веры, – тайну воплощения Бога Слова, да хранит Она, под Материнским покровом Своим, посвященный Ей храм и всех трудящихся в доме учения богословского 50 . Торжество освящения заключено было трапезою, предложенною храмоздателем в покоях ректорских 51 . Для увековечения же события освящения в делах архива академического, преосвященный Игнатий на том же, вышепрописанном, представлении академического правления от 8 февраля, собственноручно подписал, что он совершил освящение Покровской академической церкви «двенадцатого февраля тысяча восемьсот семидесятого года 52 ». За тем ректор академии протоиерей А. В. Горский 13 февраля того же 1870 года доносил бывшему тогда в Петербурге митрополиту Иннокентию, от имени академического правления: «Вашему Высокопреосвященству академическое правление благопочтительнейше доносит, что церковь в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, устроенная при Московской духовной академии и весьма благолепно украшенная 53 почетным блюстителем академии потомственным почетным гражданином Алексеем Толоконниковым, в 12 день сего февраля, на основании резолюции Вашего Высокопреосвященства от 2 февраля, преосвященным Игнатием епископом Можайским освящена, при сослужении, вместе с духовными лицами академии 54 , о.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Интересного запомнилось мне вот что. Когда шла речь о вечности церкви, читалось по Благовестному Евангелию толкование на 67 зач. от Матфея и мне пришлось объяснить изречение: «есть же и кождо нас церковь , храм Божий бывая» (л. 129). При этом один старик, именно упомянутый Гаврила, обратившись к своим, сказал: «А мне говорили, что он (т. е. я, миссионер) не признает, что человек есть церковь ; а он, слышишь, прямо говорит, что каждый отдельный человек есть церковь Божия». Я, услышав, что они между собой разговаривают обо мне, сказал: «Гаврила! не верь, будто я говорю, что человек не есть церковь Божия». – Теперь-то я и сам слышу, что ты говоришь; а то мне сказывали, будто ты опровергаешь это слово, что человек есть церковь Божия. – Как же бы я стал отвергать это слово, когда вот в Благовестном Евангелии прямо сказано: «есть же и каждый из нас церковь Божия, храм Божий бывая»? Не иду я против слова, сказанного святыми отцами. – Да и Апостол говорит: вы (т. е. христиане) есте церковь Бога жива, – прибавил Гаврила. – Да, – говорю; но надобно знать, как и через что человек становится храмом Божиим. Он не сам по себе храм Божий; сам по себе он просто храмина. Когда же в него вселяется Бог , тогда, и только тогда, он становится храмом Божиим. После таинства крещения, христианин, сочетавшись с Христом и получив оставление грехов, запечатлевается печатью дара Духа Святого: «печать дара Духа Святого» говорит священник, помазуя новокрещенного святым миром. В человека вселяется Дух Святый, которого от Отца послал своей апостольской церкви Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, и становится человек храмом Божиим. Но вот в чем горе наше, – часто мы этот храм Духа Святого повреждаем своими грехами. Случается часто, – и с кем не случается? – что этот наш храм телесный становится «весь осквернен», – как поется в церкви. Бог Отец, по заслугам Сына своего, воплотившегося ради нашего спасения, дал нам Духа своего Святого; но за нашу нечистую жизнь Он может отнять Его от нас. Надо молиться: «Господи, иже пресвятого твоего Духа в третий час Апостолам твоим низпославый, того, благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися». Слышите: «не отыми»!... Отымет, – и станет человек не храм Божий, а просто храмина, либо еще хуже – храм духа злого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подлинно, братия, трудное, – скажу больше: даже невозможное к исполнению, если вздумаем созидать себя только своим умом, только своею силою. Когда первый из апостолов, наречённый Петром, то есть, камнем ( Мк.3:16 ), без сомнения, по особенной твёрдости, хотел утвердиться на собственных своих помышлениях и на своей силе, и сказал: аще и еси соблазнятся, аз никогда же соблажнюся ( Мф.26:33 ): вскоре оказалось, что он строил на песке: от лёгкого ветра из уст празднословящей рабыни пала его духовная храмина, отречением от Христа. Но невозможная у человек возможна суть у Бога ( Лк.18:27 ). Тот же Пётр, когда исправил погрешность самооснования и самонадеяния, когда перестал утверждаться на своей силе и добродетели, почему и говорил: своею ли силою или благочестием сотворихом ( Деян.3:12 )? когда начал утверждаться на благодатной силе Христа, как и говорил: Сей есть камень, бывый во главу угла: и несть ни о едином же ином спасения ( Деян.4:11 ): тогда не только свой духовный храм твёрдо основал и высоко создал, но и созидал когда в один день по нескольку тысяч живых храмов, поучением, крещением и преподаянием Святого Духа. Подобно сему и другой первоверховный апостол, тогда как трудясь паче всех ( 1Кор.15:10 ) Апостолов, ничего не приписывал себе, а всё благодати: не аз, но благодать Божия, яже со мною, – создал многие и великие Церкви, и всю вселенскую Церковь писаниями своими немало подкрепил и украсил. Сии образцы высоки для нас: впрочем, закон твёрдого основания и созидания, и для великих, и для малых зданий, один и тот же. И каждый из нас, дабы устроить себя в храм духовный, да не полагается на собственное мудрование, да не надеется на собственную силу, да ищет благодати Божией; да просит милости Божией; Христа, и веру в Него, и любовь к Нему да полагает в основание своих мыслей, дел и жизни; и на сем основании да назидаем, по иносказанию святого Павла, не дрова, сено, тростие, то есть, не суетные и тленные помышления и дела плотские и мирские, но сребро, злато, камение честное ( 1Кор.3:12 ), то есть, помышления чистые и дела благочестия и добродетели. Если так себя созидать будем: то и аще земная наша храмина тела разорится, будем иметь создание от Бога, храмину нерукотворену, вечну на небесех ( 2Кор.5:1 ). Аминь. 28. Слово в день памяти преподобного и богоносного отца нашего Сергия, говорённое синодальным членом, Высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Московским сентября 25 дня, 1548 года

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он обратил внимание на ту залу, в которой была устроена и освящена домовая церковь Академии. «Сия храмина, – говорил ректор, – самым Промыслом Божиим предуготовлялась к нынешнему своему назначению. Прежде в ней читалось и изъяснялось Слово Божие, преподавались догматы православной веры и правила христианской нравственности, излагались судьбы Церкви Христовой. Потом она употребляема была преимущественно для общей домашней молитвы… Наконец, наступило давно желанное время: храмина учения и молитвы обратилась в храм Божий. Теперь здесь водворился Сам Господь Своею благодатною силою; здесь Он невидимо присутствует между нами». Устроенный при профессоре протоиерее Александре Горском академический храм в первоначальном виде просуществовал 22 года. Митрополит Леонтий (Лебединский) при первом посещении Академии в январе 1892 г. обратил внимание на тесноту храма. В том же году по совету митрополита, при ректоре архимандрите Антонии (Храповицком), было предпринято полное переустройство академической церкви, с обращением алтаря на восток. Работы начались 4 июня 1892 г. К осени над густыми деревьями академического сада возвышалась новая позолоченная глава, увенчанная крестом. Изящные, украшенные красивой резьбой ворота указывали богомольцам путь к Академическому храму. Широкая аллея вела к расписному каменному крыльцу старинных Царских чертогов. Вновь устроены были обширные сени и чугунная лестница, ведущая к церковным дверям. Алтарь перенесли в пристройку у восточной стороны, и пространство храма увеличилось почти вдвое. Реконструированный храм был освящен самим митрополитом Леонтием 20 сентября 1892 г. В конце Литургии митрополит произнес слово и пожелал, чтобы торжество освящения храма послужило студентам побуждением к обновлению и освящению духа. Перестроенный при митрополите Леонтии и ректоре архимандрите Антонии храм просуществовал 21 год. В этот период Академию все чаще стали возглавлять ректоры в епископском сане (с титулом Волоколамский). Академическое богослужение стало торжественнее, возрастало и количество богомольцев.

http://sobory.ru/article/?object=06574

Видел колодец Саввы, его ночью показал Савве дикий осел в ущелье. Пьют воду от этого колодца, вода очень холодная и вкусная. В этом месте нигде нет ни реки, ни ручья, ни колодца, кроме колодца Саввы. Место это в горах каменных, безводно – сухая, безводная пустыня. Только дождевой водой живут люди в этой пустыне. Недалеко от лавры, на юг, есть место по названию Рува, вблизи Мертвого моря. Горы здесь высокие каменные, много пещер в этих горах. Здесь, в пустыне страшной и безводной, жили многие святые отцы. Здесь обитают барсы, дикие ослы и многие другие звери. Мертвое море безжизненно, нет здесь ничего живого: ни рыбы, ни раков, ни червей. Но если внесет Иордан своим течением в это море рыбу, то она и часа не может живой быть, но вскоре подыхает. Выходит со дна этого моря на поверхность воды черная смола, много смолы лежит по берегам. Смрад исходит от моря как от горящей серы. Под этим морем находится ад, мучение. О монастыре святого Евфимия. А от лавры Саввы на востоке, в трех верстах, за горою, монастырь Евфимия. Здесь похоронен Евфимий, и многие другие отцы здесь же лежат, тела их как живые. Монастырь этот расположен в долине, далее от него каменные горы, был он в свое время обнесен стеной, и была добрая церковь вверху. А поблизости был монастырь святого Феоктиста, под горою, на юг от монастыря Евфимия. Ныне же все это разрушено иноверцами. О горе Сионской. Сион – гора великая и высокая, к югу, со стороны Иерусалима, пологая и ровная. На этой горе был древний город Иерусалим, и тот древний город был разрушен при пророке Иеремии вавилонским царем Навуходоносором. Ныне Сион-гора за пределами городских стен, на юг от Иерусалима. На Сионской горе был дом Иоанна Богослова, и на этом месте была создана большая церковь со стрельчатыми сводами, от городской стены на расстоянии броска камня. В церкви святого Сиона, за алтарем, есть храмина, где Христос омывал ноги своим ученикам. О доме Иоанна Богослова, где Христос вечерял. Если от этой храмины идти на юг и подняться по ступенькам вверх, то попадешь в горницу. Здесь красиво создана храмина, на столпах и с кровлей, расписана мозаикой, красиво вымощена, имеет наподобие церкви алтарь в восточной части. Это и есть келья Иоанна Богослова, где Христос вечерял со своими учениками. Здесь же Иоанн возлежал на груди Христа и говорил: «Господи, кто предаст Тебя?» На этом же месте было сошествие Святого Духа на апостолов в пятидесятницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жизнь церковная, коллективная, вовсе не есть заключительное звено нашего религиозного развития, а его исходный пункт. Спаситель, Бог всеведущий, лучше нас знал развращённость и неразумие человеческое, но устрояя дело спасения нашего, указал с самого начала необходимость Церкви, Сам её учредил, и не отдельным святым и пророкам, а Церкви Своей оставил права определения истины и руководство нами. Он заповедал ученикам не порознь, а вместе, целой церковью, идти к вечной жизни. Он и в Первосвященнической молитве Своей просил Отца: „Да будут все едино, как Ты Отче во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... „Я в них и Ты во Мне, да будут совершены во едино“... Совершены – это значит, напо- —200— мню, устроены, улажены... Исполнение этой заповеди Спасителя, постоянный призыв к совместному совершению своего спасения, составили затем неизменную заботу Апостолов, мужей Апостольских и всех учителей первенствующей Церкви. Напрасно было бы, для объяснения тесной совместности религиозной жизни тех времён, ссылаться на особливую святость христиан первенствующей Церкви. Не дремал грех и тогда, не раз приходилось учителям Апостольской церкви обличать и наказывать своих духовных детей. Но обращаясь к согрешавшим, они особенно увещевали их к совместной, как бы слитой духовной жизни. Послания всех Апостолов в этом смысле одинаково красноречивы. Жизнь христианина у них не мыслится вне коллективного существования. Жизнь христианина для них есть созидание Тела Христова, которое есть Церковь . Общество христиан – это храмина, в которой обитает Христос, а люди – отдельные камни, из которых строится храмина или башня, как иногда выражались. „И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный“, пишет Апостол Пётр (1, 2–5). В известной книге Ерма „Пастырь“, писанной около 125 лет по Р. X., Церковь уподобляется башне, которая строится Ангелами из камней (люди), доставаемых в водах (крещения). Камни так гладко пригнаны, что башня кажется слитой из одного. Плохие же камни, не сходящиеся так слитно, или обтёсываются или совсем отбрасываются.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Беспоповец. Как мы церкви не имеем? У нас церковь есть, и Таинства церковные, хотя и не все. Разве стены называются церковью? Святой Иоанн Златоуст в Маргарите сказал, что церковь – не стены и покров, а вера и житие. Мы веруем во Христа, и житие проходим строгое; поэтому нам спасение надежное. Я. Я и сам очень хорошо знаю, что Церковь Христова истинная – не стены и покров, но вера и житие; и какой безумец может сказать, что одни стены и покров без истинной веры и догматов церковных могут быть почитаемы Церковью ? Хотя бы была и весьма великая устроена храмина, убрана и украшена, хотя бы и великие там были собрания: но ежели там нет веры истинной и догматов согласных Слову Божию и церковноу преданию; то та храмина или дом не может назваться церковью, и ваша часовня, в которой вы сегодня служили, отнюдь не может именоваться церковью, хотя она и велика и преукрашена, и много в ней икон: ибо в ней нет веры и догматов согласных Слову Божию, учению евангельскому, учению Иисуса Христа и Его святых Апостол; она не освящена рукоположенными иереями; нет в ней священников совершать богослужение, не приносится в ней истинная жертва новоблагодатная – Тело и Кровь Христова. Итак нет у вас ничего, ни веры истин ной Христовой, которая предана во Евангелии, ни жития по Евангелию, ни догматов соборных; не можете вы называться и христианами, и спасения надежды у вас нет. Беспоповец. Это так, что у нас церкви найти трудно, потому что нет священства рукоположенного и церковных Таинств; но разве некоторые святые древние не спаслись без церкви, и без Таинств, и без священства, и без причастия? И ныне, разве не можно нам спастись без церкви, и без священства, и без причастия Тела и Крови Христовой? Я. Воистину, никто не может спастись, и получить Царствие Небесное вне Христовой Святой Соборной Апостольской Церкви, без священства, и без причастия Тела и Крови Христовой. А ежели кто так мудрствует и утверждает, что можно спастись без Церкви, и без священства, и без причащения Тела и Крови Христовой: тот явный еретик есть и противник Богу, и Божественному Евангелию, и всему Святому Писанию: ибо Церковь Свою Сам Христос основал на Петре, то есть на камени.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Я приказал нарвать его, и сохраняю для памяти. Напитались ли кости этим запахом, или сами в себе заключают пахучее свойство, не знаю. Саввинские монахи и все поклонники считают эти кости святыми мощами, и носится между ними предание, что многие из поклонников брали сии мощи и потом нехотя возвращали их на место, потому что взявшему их становится дурно. Не значит ли это, что эти кости заключают в себе вредное свойство? Может быть, они принадлежали умершим от чумы. Возможное ли дело, чтобы от мощей святых люди верующие получали вред и боль? Ужели Бог прославил эти кости благоуханием для того только, чтобы они покоились в своих местах без всякой пользы людям? Люди похищали мощи, напр.: венециане украли мощи Св. Саввы, однако ж им не было дурно. Думать надобно, что эти кости точно иноческие, но не св. мощи. Отсюда мы спускались постепенно ниже по южной стороне горы и по направленно к востоку находили большие и малые цистерны; с юго-восточного угла спустились еще немного ниже и по направлению на запад нашли также разные цистерны, из которых одна весьма глубока и обширна. Эта цистерна обделана была из готовой натуральной пещеры, как то доказывает свод и стены ее натуральные и только оштукатуренные. Против этой пещеры, на склоне, мы нашли остатки мозаики, сделанной из крошечных четвероугольных белых камешков. Стало быть, тут была та храмина, которую Св. Савва нашел под холмом, – храмина, как пишется в житии его, великая, чудным камением красне устроенная, имущая пространство довольно, и покров высок. В этой-то храмине, по очищении ее, устроена была церковь . Недалеко от нее находится другая усыпальница, также полная костей и черепов человеческих, весьма хорошо сохранившихся. Вся она высечена из скалы и не оштукатурена. Она состоит из двух отделений, высеченных одно за другим в глуби скалы и ниже одно другого. В первом отделении, составляющем род сеней, ничего нет; а в другом, в которое мы едва, едва пролезли сквозь узкое и малое отверстие, недавно открытое поклонниками, которые вытащили из него камень, в другом, говорю, отделении находятся кости, о которых то же мнение, как и о первых.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010