13 . Ср. Ис. 40:13 ; Иудиф. 8:13–14 ; Рим. 11:34 ; 2Кор. 3:5 . Прем.9:14 . Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны, Прем.9:15 . ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум. 15 . «Тленное тело отягощает душу». Прилагательное «тленный» ( φθαρτν), каким здесь названо тело, по своему значению близко подходит к понятию материальный, земной, отсюда скоропреходящий, бренный. «Эта земная храмина подавляет многозаботливый ум». Сравнение тела с храминой часто встречается в Св. Писании ( Иов. 4:19 ; Ис. 38:12 ; 2Кор. 5:4 ; 2Пет. 1:13 ), весьма употребительно оно было и у древних философов: пифагорейцев и неоплатоников. У евреев этот образ указывал только на непостоянство и бренность настоящего; у греческих философов, у нашего писателя и у Филона это сравнение содержало еще в себе указание на истинную жизнь души человека до соединения с телом, в сравнении с которой настоящая жизнь есть только временное обитание в земной «храмине». Условия жизни души в этом мире неблагоприятны для нее. Тленное тело, в которое она вошла, подавляет ее стремления к небесному и божественному. Как некая тяжесть, тело увлекает душу долу, к земле; как темница, «земная храмина» эта стесняет и ограничивает умственный взор человека областью тленного. Прем.9:16 . Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах – кто исследовал? 16 . Выражение «то, что под руками» означает непосредственную близость ( Прем.19:3 ) и отсюда доступность и легкость познания предмета. «Мы едва можем постигать и то, что на земле, а что на небесах – кто исследовал». Говорит ли здесь писатель о непостижимости сверхчувственного мира, или у него речь только о неизвестности для человека предопределения Божия о нем? В пользу последнего толкования говорят 13 и 17 ст. этой главы. Подобная мысль выражена в Ев. Иоанна ( Ин.3:12 ). Прем.9:17 . Волю же Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше святаго Твоего Духа?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

5,9 II, 5, 7=II, 5, 16 (р. п.) Посему каждый должен стараться подвизаться во всех добродетелях и веровать, что здесь приобретается оная храмина, чтобы, когда разорится телесная наша храмина 5201 , имели мы другое небесное жилище, в котором водворится наша душа 5202 5203 , «о если бы только, – говорит [апостол], – и раздетые не оказались мы нагими» 5204 5205 5206 , то есть без общения и соединения со Святым Духом, в Котором только и может упокоеваться верная душа. 5,10 Посему те, которые во всей действительности и силе суть христиане, дерзают радоваться, исходя из сей плоти, что имеют оное жилище нерукотворенное 5207 ; жилище же сие есть обитающая в них сила Духа. И если разорится телесная храмина – не страшатся они, потому что имеют небесную духовную храмину и ту нетленную славу, которая в день воскресения созиждет и прославит телесное жилище, 5,11 как говорит апостол: «Воскресивший Христа из мертвых оживит и наши смертные тела Духом Своим, живущим в нас» 5208 ; и еще: «чтоб и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей» 5209 ; и: «чтобы смертное поглощено было жизнью» 5210 . 6,1 II, 5, 8=II, 5, 17 (р. п.) Поэтому постараемся верой и добродетельной жизнью здесь еще приобрести себе оное одеяние, чтобы нам, разоблаченным телесно, не оказаться нагими 5211 , и тогда в день оный не будет ничего, что прославит плоть нашу. Ибо в какой мере сподобился каждый за веру и рачительность стать причастником Святого Духа 5212 , в такой же мере прославлено будет в оный день и тело его, ибо то сокровище, которое ныне отложила душа внутри, откроется тогда и проявится снаружи на теле. 6,2 Как деревья, когда по прошествии зимы согреет их невидимая сила солнца и ветров, производят изнутри и распускают, словно одеяние, листья, цветы и плоды, и в это время подобным образом выходят из внутренних недр земли и полевые цветы и ими покрывается и облекается земля и трава, подобно лилиям, о которых сказал Господь: «И Соломон не одевался во всей славе своей так, как всякая из них» 5213 , – ибо все сие служит примером, образом и подобием христиан в [день] воскресения, – 6,3 II, 5, 9=II, 5, 18 (р.п.) для всех боголюбивых душ, то есть для истинных христиан, есть первый месяц ксанфик, то есть апрель 5214 , и это есть день воскресения, ибо силою Солнца правды 5215 изводится изнутри слава Святого Духа, покрывающая и облекающая тела святых, та самая слава, какую имели они сокровенною внутри тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Впрочем, и сами приготовленные материалы останутся напрасно и не допустят безопасно возложить на себя высокого верха совершенства, если не будет откинута нечистота пороков и не будет извержен преклонный к разрушению щебень страстей нашего сердца, – сей земли хрящеватой, а что всего более, если на Евангельском камне ( Лк. 6,48 ) не будут положены твердейшие основания простоты и смирения, поддерживаясь коими сия из духовных добродетелей воздвигаемая храмина могла бы стоять неподвижно и в своей надежной прочности возносить главу свою к высоте небесной. Когда эта храмина будет утверждена на таких основаниях, то пусть прольется обильный дождь страданий, пусть притекут с ужасным стремлением быстрые реки гонений, пусть наляжет свирепая буря противных духов, храмина не только не падет, но даже не потерпит никакого повреждения от этих нападений (50,323). К старцу схимонаху Иисусу в одну ночь пришли разбойники с намерением обокрасть его. Притаившись, они ждали, когда старец уйдет в церковь . Старец стоял на обычном своем правиле и, прозрев приход их, попросил Господа послать сон утрудившимся пришельцам. Незваные гости проспали в келлии старца беспросыпно пять суток, пока старец с пришедшей братией не разбудил их словами: «Доколе стережете всуе? Пойдите в домы свои». Проснувшись, пришельцы не могли идти, потому что немало времени провели без пищи. Старец накормил их и отпустил с миром (82,127). ЧЕТВЕРГ. Лк. Зач. 31 (7,17–30) ХРИСТОЛОГИЯ Веруй, что Сын Божий – Превечное Слово, рожден от Отца безлетно и бесплотно, и Он же в последние дни родился ради тебя и Сыном Человеческим, происшедшим от Девы Марии неизреченно и нескверно (ибо нет никакой скверны, где Бог и откуда спасение); что Он всецелый Человек и вместе Бог, ради всего страждущего человека, дабы всему тебе даровать спасение, разрушив всякое осуждение греха; бесстрастный по Божеству, страждущий по воспринятому человечеству; столько же для тебя человек, сколько ты ради Него делаешься богом… (10,320). Не два Христа и не два Господа, но один Христос и Господь; и Божеское естество, соединившись с человеческим, сохранило неслиянными свойства того и другого;… по причине единения естества приписываются и общие действия, так как и Божеское восприемлет на Себя немощи раба, и человеческое спрославляется честью Владычнею, и силою срастворения Божеское естество претворяет в Себя человеческое (19,2)… Во Христе была хотя истинная плоть, но без греха, то есть подобная греховной… Он имел подобие греховной плоти, когда как человек не знающий, заботясь о хлебе, спрашивал: «Колика хлебы имате?» ( Мк. 6,38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В данный момент, дорогой Владыка, я нахожусь в затруднительном положении. Моя сестра, учительница-пенсионерка Елена купила для моей дочери Марии с мужем полдома (они жили в ее комнате совместно), для того чтобы я переехала к ней. Она безбожница. Икон я повесить не могу у нее, а это наводит на уныние, разве где-нибудь задрапировать, чтобы люди не видели. Она говорит, что ни в чем мне препятствовать не будет и похоронит меня по-христиански, если я умру. Сама она больная, гипертония. Добрая она очень. Она помогла мне растить детей после мужа и теперь во всем помогает чем может. Отказать ей мне очень трудно, т[а]к к[а]к я считаю мой отказ черной неблагодарностью, но в то же время почему-то душа болит. Что делать, не знаю. Перейду к ней, и от работы придется отказаться, да и так работать мне стало очень трудно. Голова часто не соображает так, к[а]к надо. Боюсь наделать ошибок, за которые не расчерпаешься. Ответа на реабилитацию мужа еще нет. Пенсии, значит, мне не предвидится. Вся надежда на Господа. Он не оставит. Он и пути строит. Перенесение иконы Старор[усской] Б[ожией] М[атери] празднуем всегда 18 сент[ября] ст. ст. или 1 октября нового стиля, а 17/30 сентября – Цареградской Б[ожией] М[атери]. У нас маленький образок в серебрян[ой] ризе, оставленный в Руссе какими-то путешественниками. Находился он в соборе, куда в этот праздник собиралось много детей. Образок считается чудотворным. Теперь он находится у нас, но такого праздника уже нет, к[а]к бывал раньше. Собор наш восстанавливается в прежнем виде, но для чего неизвестно. Хорошо бы для богослужений, т[а]к к[а]к наша ц[ерко]вь бывает часто тесна. В праздники народ не вмещается, и усердные и в теплую погоду стоят на улице, а в морозы на Рождество не устоишь. 2 фотографии брата послала на Д[альний] Восток дочери Зое, которая передаст Шурику и Ире. Еще раз поздравляю Вас с праздником с пожеланием всего наилучшего. Прошу Вашего благословения, св[ятых] молитв. Уважающая Вас М. Лебедева. Д. 19. Л. 93–94 об. Подлинник. Автограф.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

С востока к колокольне примыкает небольшая каменная пристройка, во втором ярусе которой и колокольне поме­шается ризница и монастырская библиотека. Там хранятся старинные дорогие священные облачения: там много аналойных икон, замечательных по древ­ности, — например, древний образ святителя Мартирия и Евфимия в крещатых архиерейских облачениях с видом древнего монастыря, или образ Спаса Нерукотворенного, по­жертвованный, по преданию, в монастырь Императором Петром Первым. (Образ находится обычно в храме Старор. Б. Мат.). Тут же образ Владимирской Божией Матери чудного древнего письма, по преданию, данный обители в благословение святителем Евфимием при возобновлении Преображенского храма. Образ написан на доске со впа­диною. Корону с венцом на нем относят к 15 столетию, а икона может быть еще более древнейших времен. Хранится в ризнице и старинная драгоценная церковная утварь: 1) Кадило серебряное, литое с крышкою в виде башенки и с крестом, 1641 года, с надписью на нем вязью в 4 клеймах о времени появления его. 2) Евангелие, печатное в лист, 1644 года, пожертво­ванное митрополитом Ростовским Варлаамом — «по отце своем священно-иноке иерее Карпе и по матери своей инокине схимнице Евфимие и по сродиче своем иноке схимнике Иоасафе». При архимандрите Дионисии на это Евангелие сделан был серебряный оклад, о чем сделана и надпись. 3) Евангелие 1685 года, вклад келейника-биографа Патриарха Никона, Иоанна Корнильева Шушерина — «крестоваго дьяка государынь, благоверных царевен... по себе и по своих родителех в век неотъемлемо, а поминать о здравии Иоанна, Дарии один год и сродников их и о упокоении Корнилия, Агрипины один год и родственников их». 4) Евангелие Московской печати 1698 г. а положил его в 1699 г. Яков Иванов, сын Челищев. 5) Еще Евангелие в лист в корешковом переплете, написанное священноиноком Андреем полууставом с киноварью. На обороте последнего листа есть собственноруч­ная надпись жертвователей: «Лета 7100 (1592) года марта 26 дня положил сию книгу евангелие в дом Всемилости­вому Спасу в Старой Руссе священно-инок Андрей». Несколько пониже другая надпись. «Лета 7117 (1609) г. апреля 23, пан ляховския земли Иван Феодоров сын Черновский, услышав, что то евангелие святое всемилостиваго Спаса и взял у государева войска у казаков и отдал ко всемилостивому же Спасу в монастырь в Старой Русе и о здравии его за то Бога молить, а по смерти его поминати, а подписал многогрешный Богданко Петров»...

http://sobory.ru/article/?object=57035

У меня же в руках остался другой экземпляр этого чина, не подписанный архиереями. 2574 Участниками в моей хиротонии, кроме митрополита Филарета, были: член св. Синода, архиепископ Евгений (бывший Ярославский), епископ. Дмитровский Леонид и епископ Фиваидский Никанор (впоследствии Александрийский). 2584 Перевод слова Нерсеса. Оно помещено было потом в Правосл. Обозрении за 1865 г. кн. 6, стр. 131–197. 2585 Людвига, представителя материалистической философии в своем сочинении: Kraft und Stoff – «Сила и материя». Умер он в 1899 году. 2593 Иоанн Петин, наместн. Лавр. с 1852 по 1862 г., с 1862 г. еп. Полтав. В 1887 г. ув. на покой с оставл. в архиер. Полтав. доме. Ск. июля 8 1889 г. 2595 Иоан Соколов с 1857 по 1864 г.р. Каз. акад., пот. р. С.-Пб. ак., с 1865 г. еп. Выборгск., с 1866 г. – Смолен. Ск. 17 мар. 1869 г. 2596 Сконч. в Москве в 1880. Ректором он не был назначен; а несколько позже назначен был протоиерей И.Л. Янышев. 2599 Письмо митрополита Филарета к А.П. Ахматову от 22 ноября, 1862 г. за 429, напеч. в Собр. мн. и отзыв. Филарета, т. V, 682. 2601 Крыжановскому (еписк. Ревел., Полоц., Могил., Харьк., Астрах., Орлов.), с 1858 г. архиеписк. Рязан. Скон. 11 нояб. 1863 год. 2603 Плат. Фивейск., снач. Старор. еписк., пот. Ревельск., и с 1857–1877 г. Костр. Ск. 12 мая 1877 г. 2604 Никод. Казанцев, с 1854–1861 г. еписк. Чебоксар., с 1861 г.–1870 г. Енис. В 1870 г. ув. на покой. Ск. в 1874 г. в Перерв., Московск. епархии, мон. 2606 Христ. Эммаусск. с 1856 г. еписк. Волог., с 1866 г. Вятск. в 66 г. на пок. ув. Ск. 11 ав. 1872 г. 2608 Евген. Казанцев (снач. Еписк. Курск., архиеписк. Псков., Тобол., Рязан., Яросл.) с 1853 г. ув. на покой с званием чл. Св. Синод. Ск. в 1871 г. 27 июля. 2610 Паисия (Нудольская) была в родственных отношениях с графом Д.Н. Блудовым. Скончалась 25 янв.1871 г. 2616 Поводом к разработке вопроса о конвиктах было желание Вел. Кн. Елены Павловны, которая очень интересовалась этим вопросом. 2620 В своем обширном обозрении литературы вопроса автор опустил новейшие и лучшие работы протестантских богословов по исагогике и экзегезису 2 Фессалон. Разумеем работу Iulicher’a, который дал блестящую защиту подлинности 2 Фессалон. и новейшую работу Zahn’a – «Einleitung in das Neue Testament». – Как и большинство лучших и благомыслящих богословов, Zahn принимает, что держащее есть государственный порядок, удерживающий – охранитель этого порядка. Наш автор не принимает этого мнения. Это – его дело! Но во всяком случае для апологетических целей его книги было бы полезнее, если бы он перенес в нее из работ названных лиц аргументы в пользу подлинности 2 Фессалоник.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И изволил Великий Государь идти в новую великую соборную каменную церковь и, святые иконы целовав, пошел в церковь Предтечеву, и быв у гроба Святейшего Никона Патриарха , и потом пошел в свои Государские хоромы. Такожде и Государыням Благородным Царевнам и Благородным Царицам встреча была по сему выше писанному образу, и от святых врат изволили они, Государыни, быть прежде к той же великой каменной соборной церкви, и в Предтечевой церкви вечерню слушать, а после вечерни пошли в свои, Государские, хоромы, вечернее кушанье было в хоромах, все их, Государское, с дворцов. Генваря же в 7 день ко утрени Государыням и Благородным Царевнам выход был в старую Воскресенскую деревянную церковь , а Великий Государь слушал утреню у себя, в хоромах, где жил Святейший Патриарх Никон . Того же числа Святейший Иоаким Патриарх со Архиереи: с Преосвященным Варсонофием, Митрополитом Крутицким, с Вологодцким Архиепископом Гавриилом, с Колмогорским Архиепископом Афанасием, и со Архимандритом и со Игумены, и с клиросом церковным, пришел в монастырь пред литургиею: у монастыря, за святыми вороты, встречал Святейшего Патриарха Боярин Петр Васильевич Шереметев с товарищи, да Полковник, а в святых вратах Воскресенский Архимандрит со священницы во облачении и Строитель с братиею, с Честным Крестом Христовым. А с Москвы шел он со властьми Полоцкою дорогою, и стан был в монастырской вотчине, в селе Черневе, того же Воскресенского монастыря; и вшед во святые врата, Святейший Патриарх пошел монастырем, в старую Воскресенскую деревянную церковь, а из церкви идти изволил в свою келью, провожали Полковники и приказные его люди и домовые. Божественную литургию Великий Государь с домом своим, и Святейший Патриарх со властьми, слушали в той же старой Воскресенской церкви; кушание было Великим Государям подаваемо в хоромах с дворцов, а Святейшему Патриарху и властем из монастыря. А против 18 числа с вечера Великая Государыня Благородная Царевна и Великая Княжна София Алексеевна слушать изволила всенощное в новой каменной великой соборной церкви одна, Архиерей был Колмогорский Архиепископ Афанасий, на правом крылосе пели Государевы певчие, а на левом крылосе Воскресенского монастыря крилошане, а к малой вечерни Великому Государю и Патриарху выходу не было, а был выход ко всенощному Великому Государю и Благочестивым Царицам и Благородным Царевнам, и Святейшему Патриарху, в Воскресенскую деревянную теплую церковь, пели Патриаршие певчие, благовест был за седьм часов.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Во всю грудь широкую кричал дюжий чернец; многие слышали речи его злобные, другим повторяли, и еще пуще злобилась и ярилась толпа… - Идем, народ православный, в хоромы князей Глинских! Не оставим бревнышка на бревнышке! - Да чего ходить? Чай, давно уж и след простыл губителей наших! - За царем в Воробьево село уехали! - К царю пойдем — суда просить! - Пусть выдает нам чародеев-зажигателей! Разливались, бушевали те крики; пьянела толпа от ярости, тесноты и ужаса. Мятеж народный Страшен был пожар 1547 года! Не перечесть было москвичам всех убытков великих: сгорели лавки в Китай-городе с товарами богатыми; сгорели монастыри Богоявленский и Ильинский, в пепел обратились бесчисленные дома и хоромы от самых Ильинских ворот до стены кремлевской и до Москвы-реки. Башня высокая, старинная, где хранились запасы пороху пушечного, на воздух взлетела, рухнула с нею и часть стены городской — пали в реку глыбы каменные и кирпичи и запрудили ее плотиною нежданною. За Яузой-рекой все до единой сгорели улицы, где жили гончары и кожевники московские. За Неглинною, на Арбатской улице, сгорела церковь Воздвижения; погорел большей частью Кремль, в золу обратились Китай-город и большой посад. Ни огородов, ни садов не уцелело: дерево углем стало, трава — золой. По сказанию современных летописцев, во время того пожара великого тысяча семьсот человек, кроме младенцев, сделались жертвою пламени. Велико было отчаяние народное: погорельцы бродили среди пепелища обширного, искали детей, матерей, отцов; не хватало уже им голоса человеческого и выли они, как дикие звери. Летописец говорит: “Счастлив, кто, умирая с душою, мог плакать и смотреть на небо”. На третий день после бедствия ужасного стали по развалинам обугленным Москвы разоренной ездить бирючи царские, стали погорельцев сзывать на большую площадь кремлевскую: молодой-де царь Иоанн Васильевич на Москву вернулся из села Воробьева. И вправду, сборище пышное и великое было в этот день на кремлевской площади. Стекаясь отовсюду к уцелевшим стенам древних храмов кремлевских, дивился усталый, голодный и бездомный люд московский, видя перед собою богатые наряды бояр царских, цветные кафтаны холопей дворцовых, позолоченные и посеребренные уборы коней борзых… Со всеми ближними боярами приехал царь Иоанн Васильевич на Москву — посмотреть на бедствие народное. Были при нем князь Скопин-Шуйский, боярин Федоров Иван Петрович, князь Темкин Юрий, боярин Нагой, боярин Григорий Юрьевич Захарьин, дядя царицын; был и князь Юрий Васильевич Глинский, сын княгини Анны Глинской, бабки юного царя. Кроме этих ближних бояр, собрались на кремлевской площади и многие другие бояре, окольничие и спальники царские.

http://azbyka.ru/fiction/carskij-duxovni...

С течением времени, вместе с тем зданием, в котором церковь находилась, к концу XVIII в. она пришла в полную ветхость и, будучи приписана к Сретенскому собору, испытала его же участь. Из донесения священника Спасоборского храма митрополиту Платону, последовавшего в 1802 г., видно, что вся утварь из Похвальской церкви была уже перенесена в этот храм и возник лишь вопрос о том, составить ли отдельную опись этой утвари, в виду неизвестности будущей судьбы церкви, или 107 же поместить эту утварь в общую опись. Вопрос этот разрешился в 1803 г., 108 когда, вследствие крайней ветхости здания, в котором помещалась церковь , 109 последняя была снесена вместе с зданием. Церковь во имя Нерукотворенного Спасова образа, что у царевен на сенех Время построения церкви во имя Спаса Нерукотворенного образа должно относить не позже, как к 1661 г., так как уже в сем году находим упоминание о ней по случаю устройства киота в нее. 110 Постройка сей церкви была вызвана необходимостью иметь особый храм для сестер царя Алексея Михайловича – царевен Ирины, Анны и Татианы, хоромы которых находились позади дворца, со стороны Троицкого подворья и Троицких Кремлевских ворот. В это время церковь именовалась: «Спас, что слывет новая церковь», «Спас – новая церковь , что у Троицкого подворья»; также – «Спас у царевен на сенех». После ее стали обозначать: «что у Куретных ворот», или «что под Куретными воротами». При Царе Феодоре Алексеевиче, когда хоромы царевен были перестроены, была возобновлена и эта церковь , а именно: в 1680 г. велено было написать в нее деисусы и праздники, да вверху, в кружале, написать «Отечество», а промежду деисусов и праздников поставить столбчики и тябла золоченые. 111 В то же время велено было выменить в Оружейной палате 3 местных иконы: образ Спасов, Божией Матери и великомученика Феодора, при чем за промен икон дано было Ушакову 12 р., а за написание деисусов, праздников, столбчиков и тябл золоченых красных, по счету 25 икон – 50 р. 112 Несколько раньше, а именно в 1677 г., живописного дела ученик Карпов Иванов гульфрабил и писал к образу Иверской Божией Матери в новой церкви Спаса Нерукотворенного, что у государынь царевен больших, киот деревянный большой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

И запас тем крестьяном на монастырь делати всякой повытно по наказу и в монастырь возити. Да им же молоть ржи монастырской по две четверти на выть; да им же на монастырь возити с выти по три возы дров, да по берну трехсаженного лесу на кельи, где игумен купит берна или дрова, или из монастырских рощь на монастырское строенье; а не велит игумен которого году крестьяном дров возити, крестьяне дают на монастырь с выти по алтыну за воз... А который крестьянин ослушается в каков монастырском деле; и игумену на ослушнике велети приказчику взяти гривну в монастырскую казну, а ослушника послати на монастырское дело. А который крестьянин овин пожжет с монастырским хлебом бесхитростно; и на том крестьянине хлеб не взяти, а овин ставити волостью. А на пустые выти игумену крестьян призывати, а приказчикам порука по них имати с за-письми, чтоб были люди добрые. А который крестьянин выйдет за волость по сроку с отказом; и та выть пахати того села крестьяном, а тягл царя и великого князя и монастырские подати давати всякие и дело делати и пока места крестьянин будет на ту выть, а игумену в ту выть не вступатися. Да во всех селах и деревнях монастырским крестьянам меж себя дворов не огнаивати, а хоромы им в тех место, которые обветшают, новые хоромы и городьбы городити. А который крестьянин выйдет из тех сел за волость, двор сгноивши, и тот двор ставить тех сел крестьяном, которые останутся в тех селех своими деньгами; потому, чтоб берегли друг друга, чтоб двор не огноен был» (Времен. 2. Смесь, с. 19). Вообще крестьяне в XVI веке получили полное развитие своих прав как люди свободные, полноправные члены Русского общества, составляющие особый самостоятельный класс. В XVI веке закон гласно признал за крестьянами все их права, выработанные жизнью Русского общества. По закону крестьяне в XVI веке резко уже отличены и от наймитов, с которыми смешивались по Русской Правде, и от кабальных слуг, и от вольных государевых людей, или от гуляющих людей, не состоящих в тягле, с которыми их можно было смешивать по Псковской Судной грамоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/k...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010