Институт старчества есть очень древнее явление в жизни Восточной Церкви. С одной стороны, оно находится в зависимости от истории исповедальной практики, с другой – от развития монастырской жизни вообще. Старец был духовным отцом, который находился рядом с монахом в его духовной брани. Выражение πνευματικς πατρ или pater spiritualis (духовный отец) мы встречаем впервые в аскетических писаниях общехристианских отцов, то есть приблизительно в IV столетии. Это определение существовало одновременно почти у всех отшельников и аскетов в Египте, Палестине, Сирии, а также у латинских отцов, как, например, у преп. Иоанна Кассиана . При этом зачастую подразумевался не священник, но просто опытный старый монах, часто не имевший священного сана, живший в монастыре или в скиту самостоятельно, так что даже игумен не вмешивался в деятельность старца, который руководил молодыми монахами на пути к совершенству и нередко был избираем самими новичками. Старен мог принимать исповедь, так что священнику оставалось только дать разрешительную молитву. В более позднее время, приблизительно с VIII или IX века, да и тогда редко, у монаха был, кроме старца, еще особый иеромонах, принимавший исповедь. Старчество есть явление, свойственное аскетической жизни. Оно выработало свои собственные христианско-аскетические взгляды, обратив особое внимание на некоторые стороны аскетизма, которые оно положило в основу пути спасения души: главным образом оно покоится на принципах послушания и молитвы. Старчество, как способ духовного руководства, основывается прежде всего на Священном Писании . Послушание и смирение Сына Божия присуще Самому Божественному Триединству. Наш Господь и Бог Иисус Христос говорил Своим ученикам: Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю Пославшего Меня ( Ин.6:38 ); Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня ( Ин.7:16 ); Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня ( Ин.7:28 ); Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви ( Ин.15:10 ). И святой апостол Павел писал к филиппийцам: Он... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп.2:6. 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/put-k-...

1Мак.2:50–51 . Итак, дети, возревнуйте о законе и отдайте жизнь вашу за завет отцов наших. Вспомните о делах отцов наших, которые они совершили во времена свои, и вы приобретете великую славу и вечное имя. «Вспомните о делах отцов наших… и вы приобретете», разумеется – воодушевившись на такие же дела, «великую славу и вечное имя…» Побуждения, указываемые Маттафией детям на совершение великого их дела, как будто односторонни, потому что не касаются будущего воздаяния в загробной жизни, а имеют ввиду лишь последствия добрых дел на той же земле – «великую славу и вечное имя». Позволительно думать, однако, – что здесь отнюдь не исключаются и более высшие побуждения в небесном загробном воздаянии за добро, как и раньше во всех указываемых случаях, где отмечаются подвиги великих людей древности и плоды или награда этих подвигов. Священные писатели хотят этим показать лишь, что воздаяние праведников за их веру и добрые дела начинается уже в здешней жизни. 1Мак.2:52 . Авраам не в искушении ли найден был верным? и это вменилось ему в праведность. Под «искушением» Авраама здесь разумеется испытание его веры требованием от Господа принести Исаака в жертву ( Быт.22:1 ; cp. Быт.15:6 ). 1Мак.2:53 . Иосиф в стесненном положении своем сохранил заповедь и сделался господином Египта. Под «стесненным положением» Иосифа некоторые здесь разумеют все время его рабского состояния от его продажи до освобождения и возвышения в «начальники» земли Египетской ( Быт.39:1–42:6 ). – «Сохранил заповедь» в этом случае будет означать его веру обетованиям Божиим, дававшую ему силы и мужество в этом испытании. Но ближе к истине было бы, кажется, разуметь здесь случай с египтянкою, давший ему в столь действительно безвыходном положении проявить редкое самоотвержение и «сохранить заповедь» о целомудрии и неприкосновенности чужого домашнего очага. 1Мак.2:54 . Финеес, отец наш, за то, что возревновал ревностью, получил завет вечного священства. «Финеес, отец наш…» – πατρ μων, т. е. наш прародитель, по священству ( Чис.25:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Один из племянников Моисея, который родился по крайней мере за 30 лет до времени этого же богоявления, потому что иначе не мог бы одновременно с отцом своим Аароном быть возведен в сан священника, называется Ab-Ju (Авиуд) πατρ κριος 10 -, потому что Jehu совершенно то же, что и Jave (ср. также Ab-Ja, Jo-ae – Бог Отец). Далее, один из друзей Иова, который несомненно жил в период времени до Моисея и книга которого по иудейскому преданию Моисеем присоединена к книгам Св. Писания называется El ju (Елиус). Каким же образом поэтому мог Моисей думать ввести имя Jave в качестве нового имени Божия? Даже те критики, которые оспаривают происхождение Пятикнижия от Моисея, должны, по крайней мере, согласиться с тем, что и в более позднее время держались еще того именно убеждения, что Бог изначала почитаем был под этим святым именем; ведь в противном случае и то лицо, которое они считают писателем этих книг, не могло бы так часто употреблять этого имени в книге Бытия. Но, спрашивается, Сам Бог не говорит ли Моисею, что Он не открывался еще патриархам Израиля под именем ? Если бы так, то мы находили бы здесь ужасное противоречие всем приводимым свидетельствам книги Бытия. Рассмотрим же поэтому ближе слова Божии, сказанные Моисею при втором, бывшем ему в Египте, богоявлении. Слова эти следующие ( Ucx. VI:2–8 ): „Аз Господь ( ), и явихся Аврааму, и Исааку, и Иакову, Бог сый их, и имене моего Господь , не явих им. И поставих завет Мой с ними, яко дати им землю ханаанску, землю пришелствия их, на нейже и обитаху. Аз же услышах стенание сынов Израилевых, имже египтяне поработиша их, и помянух завет Мой. Иди, рцы сыном Израилевым, глаголя: Аз Господь (Jave), и изведу, вас от насилия египетска, и избавлю вас от работы (их) и отъиму вас мышцею высокою и судом великим. И прииму вы Себе в люди, и буду вам Бог , и уразумеете, яко Аз Господь (Jave) Бог ваш, изведый вас от земли египетския и от насилия египетска. И введу вас в землю, на ню же прострох руку Мою, дати ю Аврааму, и Исааку, и Иакову, и дам ю вам в наследие, Аз Господь ( )”.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

И прежде всего необходимо подвергнуть обсуждению то положение, что Един Бог Отец, от Которого всякое отечество 52 , чрез Которого все, из Которого все, и мы в Нем 53 . I. Посмотрим же, – как я сказал; – сначала извращенное понимание этого (положения), а затем уже изложим и истину. Они говорят: Утрудился Египет, и торговля Ефиоплян, и Савеи и так далее до слов: Ты – Бог Израилев, Спаситель: Но, приводя эти слова, они не обращают внимания на то, что сказано раньше. Да и всякий раз, когда хотят действовать со злым умыслом, они урезывают Писание. Причем стоит только указать (известное место) сполна ( λок λρως), как будет понятна и та причина, по которой они так поступают. Так и в данном случае. Немного повыше приведенного места начинается и самая глава. А это начало (главы) и должно обнаружить то, к кому именно обращена речь и о ком она гласит. Если взять повыше, то начало речи такое: вы спрашиваете Меня о сыновьях Моих, и о дочерях Моих, и хотите Мне указывать в делах рук Моих. Я создал землю и человека на ней. Я Своею рукою утвердил небо. Я всем звездам дал повеление. Я воздвиг Его, и все пути Его правы. Он построит (о ко δо μσει) Мой город, и отпустит пленных не за выкуп и не за дары, – говорит Господь Саваоф. Так говорит Господь Саваоф: утрудился Египет, и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к Тебе перейдут, и будут у Тебя рабами, и за Тобою последуют связанные узами по рукам, и повергнутся пред Тобою и будут умолять Тебя, так как в Тебе – Бог, и нет Бога кроме Тебя. Ведь Ты – Бог и мы не узнали Тебя, Бог Израилев, Спаситель 54 . Итак, в Тебе, – говорит, – Бог. В ком же Бог, как не во Христе Иисусе, Слове Отца ( τ Πατρ λγ), и не в таинстве домостроительства ( τ μηστηρ τς о коио μας) 55 ? Именно о Нем научает (Писание), когда снова показывает то, что относится к Нему по плоти: Я воздвиг Его с правдой ( μета διка ιо σи ης) и все пути Его правы. Что же? О Ком свидетельствует в этом месте Отец? Отец говорит, конечно, о Сыне, когда выражается: Я воздвиг Его с правдой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

—7— нам и достоинство всыновления. Очевидно, подобная ιοϑεσα касается только усыновления в нравственном смысле, тогда как разбираемое ξ νς имеет в виду именно действительную общность Христа с людьми по природе. Переходя к пониманию ξ νος в смысле ξ Αδμ или ξ Αβραμ, мы по отношению к первому толкованию ограничимся замечанием, что в ξ Αδμ не было бы дано указания на чудесное воплощение Христа путем сверхъестественного зачатия Приснодевою, с каковым стоит в связи дальнейшее учение Апостола о свободе Господа от греха (4:15). Кроме того это толкование более с формальной, чем с внутренней стороны отличается от изъяснения ξ νος в смысле среднего рода, подразумевающего опущенное определение – ιματος – σπρματος и т. п. Что касается до отнесения этого места к Аврааму, то ограничимся обзором текстуальных данных в пользу этого понимания. Во-первых указывают, что определение ες часто прилагается к Аврааму, так у Иезекииля 32:24 Авраам был один, Ис.51:2 – Посмотрите на Авраама, ибо Я призвал его одного. Что касается до Малахии 2:15, то здесь действительно еврейское ехад (ες) поставлено вместо имени Авраама, как специфическая криптограмма. Но не сделал ли того же один и в нем пребывал превосходный дух? Что же сделал этот один? – Он желал получить от Бога потомство. Но мы полагаем, что в последнем примере ες употреблено в смысле τις – некто, при нежелании упомянуть об имени патриарха, возможно, это – один из примеров евфемизма (тиккун соферим), во всяком случае данное речение библейское unicum, ибо во всех других процитированных местах ες стоит просто как числительное. Кроме того ξ νς при дополнении Αβραμ не может представлять чего-либо общего у Христа со всеми верующими – освящаемыми, ибо среди таковых преимущественное место заняли прозелиты из язычников, не имевшие ничего общего с Авраамом по плотскому происхождению. Если в послании к Римлянам 4:16 Авраам обозначается Апостолом как πατρ πντων μν причем священный писатель имеет в виду христиан из язычников, то очевидно он указал только на нравственную близость уверовавших язычников к патриарху, горячо и неизменно

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ибо словом глаголемии показал, что бытие их только на словах, ипостасно же они не существуют, а пребывают только в предположении некоторых. Но нам, говорит апостол, очевидно постигшим ведение истины, един Бог (1 Кор.8:6). И назвал Его не Богом глаголемым, но Богом истинно сущим. Если же нам един Бог, то нет многих богов. И Господь в Евангелии говорит: да знают Тебе единого истинного Бога (Ин.17:3), чтобы опровергнуть мнение тех, которые разглашают мифы и допускают многобожие. Ибо у нас един Бог, Отец и Сын и Святой Дух, три ипостаси, единое господство, единое Божество, единое славословие (ες γρ μν στιν θες, πατρ κα υς κα γιον πνεμα, τρες ποστσεις μα κυριτης μα θετης μα δοξολογα), а не много богов. Как же на тебе, Николай, исполняется изречение Спасителем: «есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф.19:12)? Посему, ежели есть скопцы ради Небесного Царствия, как же ты сам себя и доверившихся тебе ввел в обман похотливостью и срамными делами, содержа истину Божию и поучая ей в неправде (Рим.1:18)? Как исполняется тобою сие: «относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость, хорошо человеку оставаться так» (1 Кор.7:25–26); и еще: дева «заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом» (1 Кор.7:34)? И сколько можно еще сказать о чистоте, воздержании и девстве? Ибо у тебя всякая грязь нечистоты бесстыдно определяется. Но у меня да будет здесь предположено целью воспользоваться сими двумя или тремя изречениями для опровержения смешной ереси перед читателями. 1. Еще эти гностики, люди, различно вовлеченные в обман Николаем, произросли в мире, как плоды горести (Евр.12:15), что явно и удобно для дознания истины всякому, скажу это не только о верных, но даже и о неверных. Ибо говорить о матке (τ Μτραν), о срамоте и о другом не покажется ли смешным всякому человеку, эллину и варвару, мудрому и неразумному? Но большое несчастие и самое великое, так сказать, бедствие, что эти осужденные и заблудшие началовожди ересей устремляются и восстают на нас, подобно множеству диких зверей, производя у нас мифотворным своим заблуждением тревогу, смрад, уязвления и крушения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». После сих слов Господь Иисус возвел очи Свои на небо и произнес так называемую первосвященническую молитву. В ней Он, как посвятивший Себя Отцу за народ, молился Отцу Небесному об исполнении того, чему Он наставлял пред тем Своих учеников, – о совершении в них духовной божественной жизни, о духовном соединении их с Отцом через Него, Сына Божия. Он просил Отца, чтобы Он прославил Сына Своего духовною славою, даровал людям Его вечную жизнь, к которой они приготовлены Его учением, делами и смертью и своею верою в Его божественную жизнь. Он просил Отца о верующих в Него, которых оставлял в мире, уходя Сам из мира к Отцу, чтобы Отец святой любил их в единстве, т. е. в общении Своей вечной духовной жизни, как находится в общении с Отцом Сын, имеющий в Себе Его божественную жизнь. Пока Он Сам был в мире, Он сохранял их во имя Отца и сохранил, так что никто из них не погиб, кроме Сына погибели, но ныне, уходя из мира к Отцу, Он молит Отца об этом (в слух учеников), чтобы они имели в себе Его радость, которая даст им силы перенести страдания и гонения, – Он молит об этом Отца, потому что, оставаясь в мире, но будучи не от мира, как и Он, они будут терпеть ненависть мира, – Он молит не о том, чтобы Отец взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла; Он молит не только об этом, но также о том, чтобы они, уже будучи не от мира, были освящены для мира, в действительности духовной жизни (ν τ ληθει Ин. 17:17 ср. Ин.4:23 ), соответствующей слову Отца, которое им уже передано (ν πνεματι κα ληθει Ин.17:14 ), – чтобы они были не только отдельны от мира, как не свои ему, а свои Богу, но чтобы для мира, в который они посланы своим Господом, как Сам Он послан в мир Отцом, были свидетелями Его божественной жизни. Для такого освящения их в действительности духовной жизни, Он Сам освящает (посвящает) Себя за них в смерти. Затем Он просил Отца не только о Своих учениках, которых Он оставлял в мире, но и о верующих в Него по слову их, чтобы все они были в единстве божественной духовной жизни и чтобы они были свидетелями миру о любви к ним Отца в Сыне. Для этой именно цели Он молит Отца, чтобы Он показал им (т. е. сообщил им) Его духовную славу, дарованную Ему Отцом по вечной любви к Сыну, дабы эта любовь Отца к Сыну и в них была, – чтобы Он показал им духовную славу Сына, как бы в справедливое (πατρ δκαιε ст. Ин.17:25 ) воздаяние за их познание Отца в Сыне. § 51. Гефсиманское борение и взятие Иисуса врагами

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Слова о Духе, Который научает христиан обращаться к Богу словами «Авва, Отче!», несомненно, отражают раннехристианскую литургическую и молитвенную практику обращения к Богу как Отцу. Эта практика восходит к Иисусу, Который преподал ученикам молитву «Отче наш» ( Мф. 6:9–13 ; Лк. 11:2–4 ) и учил их не называть отцом никого, кроме Отца Небесного ( Мф. 23:9 ). В Евангелии от Марка, в рассказе о молитве Иисуса в Гефсиманском саду, зафиксировано употребление Им арамейского слова «авва» ( ‘abb) применительно к Своему Отцу: «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» ( Мк. 14:36 ). Формула αββα πατρ (Авва Отче!) как у Марка, так и у Павла (в Рим. 8:15 и Гал. 4:6 ) представляет собой арамейское слово в греческой транслитерации с прибавленным к нему греческим переводом. Сама тема усыновления Богу также восходит к проповеди Иисуса. В подлинном, абсолютном и онтологическом смысле Сыном Божиим является Он Сам – «Единородный Сын, сущий в недре Отчем» ( Ин. 1:18 ). Свое нерасторжимое природное единство с Отцом Он засвидетельствовал в словах: «Я и Отец – одно» ( Ин. 10:30 ). В то же время, Он неоднократно обещал Своим ученикам усыновление Богу, если они будут исполнять Его заповеди: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» ( Мф. 5:9 ); «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» ( Мф. 5:44–45 ); «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего» ( Лк. 6:35 ). Приняв на Себя человеческую плоть, Сын Божий усыновил людей Своему Небесному Отцу. Но не всех, а тех, кто исполняет волю Отца Его ( Мф. 12:50 ; Мк. 3:35 ). Тем, кто приняли Его как Единородного Сына Божия и уверовали во имя Его, Он «дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин. 1:12–13 ). Это второе рождение Иисус называл рождением свыше, рождением «от воды и Духа» ( Ин. 3:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мф.28:11–15 A некоторые из стражи, вошедши в город, объявили первосвященникам обо всем бывшем. И они, собравшись со старейшинами, и сделав совещание, довольно денег дали воинам и сказали: скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали. И если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили как научены были; и пронеслось это слово между Иудеями до сегодня 162 . …τ γαπντι μς κα λσαντι μς κ τν μαρτιν μν ν τ αματι ατο. Κα ποησεν μς βασιλεαν ερες τ θε κα πατρ ατο ατ δξα κα τ κρτος ες τος ανας τν ανων μν. – Тому, Который возлюбил нас и омыл нас от грехов наших в Крови собственной Своей (и сделал нас царями и Иереями Богу и Отцу Своему), Ему слава и власть во веки веков, аминь ( Откр.1:5, 6 ). События, предшествовавшие страданиями Господа Иисуса Христа 1 Полагают, что самаряне – смесь евреев с теми полчищами ассириан, который Салманасар, царь ассирийский (724 г. до P. X.) выслал для заселения Палестины, им самим обезлюденной. Иудеи никогда не хотели признать самарян за своих братьев, сколько за их смешанное происхождение, столько и за то, что из всего Ветхого завета они принимали лишь одно Пятикнижие. Отринутые иудеями, самаряне построили себе храм на горе Гаризим, близ Сихема, и воздавали поклонение Богу по законоположению Моисееву. Иоанн-гиркан (пятьдесят первый первосвященник и князь иудейский) разрушил этот храм около 127 л. до I. Х., тем не менее, гора осталась навсегда священной для самарян. Они, как и евреи, ожидали Мессию, и когда явился ожидаемый, многие из них уверовали в него. Весьма важно и многозначительно то обстоятельство, что Господь Иисус основу всей христианской религии, «о поклонении Богу в духе и истине», открыл именно – Самарянке. Теперь Самария населено арабами; и в главном городе ее – Наблусе насчитывают собственно самарян едва до пятисот. Из Галилеи в Иудею, например, в Иерусалим лежали две дороги: или прямо через Самарию, или восточным берегом («обон-пол», тем берегом) Иордана. В первом случае дорога лежала через самарийский город Сихем ( Ин.4:4 и далее); во втором случае, через Иордан переправлялись близ Вифавары, а затем чрез Иерихон в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

А если Бог медлит произвести смешение и разрушение вселенной, так чтобы не было уже более злых ангелов, демонов и людей, то это с одной стороны ради семени христиан 191 , а с другой стороны вообще ради человеческого рода, ибо Он предвидит, что некоторые спасутся через покаяние 192 . Значит Иустин не только знал, что Бог есть державнейший и правосуднейший правитель, но и усвоил учение Христа, что Бог благ 193 и милосерд 194 , и не раз называет Бога человеколюбивым, благим и милосердым 195 . Поэтому человек в своей нравственной деятельности должен руководиться не только страхом перед наказанием, но и любовью. „Хорошо, мне кажется, сказано нашим Господом и Спасителем Иисусом Христом, что вся праведность и благочестие заключаются в двух заповедях: „люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею силою твоею и люби ближнего твоего, как самого себя“. Ибо кто любит Бога всем сердцем и всей силою, тот, будучи исполнен благочестивым расположением, не будет почитать никакого другого Бога и согласно с волей Божией будет почитать того Ангела, которого любит Сам Господь Бог... Кто, как говорит Писание, „любит Господа Бога всем сердцем и всею силою и ближнего как самого себя“, тот по истине праведен 196 . „Мы христиане после Бога, почитаем и любим Слово нерожденного и неизреченнаго Бога“ 197 . Мы видели ранее, как ясно и определенно излагает Иустин христианское учение о Боге, как Лице; но нельзя однако же сказать, чтобы изложение им христианского учения о Боге было без недостатков. Мы выше уже указывали на то, что, по мнению Иустина, нет имени, которым человеческий язык мог бы выразить сущность Божества. На каких же основаниях Иустин называет Бога безыменным? „Отцу всего – нерожденному – нет определенного имени. Ибо, если бы Он назывался каким-нибудь именем, то имел бы кого-либо старше Себя, который дал Ему имя 198 (νομα τ πντων πατρ ϑετν γενντω ντι οκ στιν, γρ ν κα νματι προσαγορεηται, πρεσβτερον εχει τν ϑμενον τ νομα). Следовательно Иустин называет Бога безыменным, потому что мыслит Его прежде всего как нерожденного; языческим божествам Иустин противопоставляет христианского Бога – Творца всего мира, бесконечно превосходящего человеческое понимание и потому неизреченного.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010