Aquil. 66). В своей «Апологии» Палладий именует зачитанное на соборе послание Ария «неизвестным» и отмечает, что Арий давно умер (Arri olim mortui quae ignota esset epistulam proferres – Diss. Max. 90). 1042 С одной стороны, Палладий говорит, что его вера и вера его единомышленников бесславится именем Ария (Arrii nomine infamatur – Diss. Max. 95, 96), а с другой, – цитируя отрывок из послания Ария к Александру Александрийскому , оглашенный на соборе, Палладий характеризует его как воздающий «почтение всемогущему Отцу» (reverentiam Patris omnipotentis – Diss. Max. 98). 1045 Fragmenta theologica. 7 (Gryson R. Scripta. P. 239): «В высшей степени у нас есть причина выступать против тех, кто называют себя православными, которые вторглись в наши церкви и занимают (их) тираническим образом, и говорят, что Сын через все и во всем равен Богу Отцу и Святой Дух равен через все и во всем Богу Отцу и Богу Сыну; и таково есть само их утверждение, единое для почти тридцати их сект» (Causa nobis maxime est adversus eos qui se dicunt orthodoxos, qui eclesias nostras invaserunt et more tyrannico obtinent, dicentes aequalem esse Filium per omnia et in omnibus Deo Patri, et Spiritum Sanctum aequalem esse per omnia et in omnibus Deo Patri et Deo Filio; et haec ipsa adsertio eorum una est de fere triginta sectis eorum). В Opus Imperfectum речь идет не об активных гонениях (non aperte nos persequuntur), но о клевете и поругании (blasphemant nos et dicunt de nobis quae sunt probrosa – PG. 56. Col. 684). 1051 Gesta Conc. Aquil. 6: «Палладий сказал: ...В отсутствие сослужителей наших мы не можем говорить о вере. Амвросий епископ сказал: Кто ваши сотоварищи? Палладий сказал: восточные епископы» (Palladius dixit: ...Absentibus consacerdotibus nostris nos de fide dicere non possumus. Ambrosius episcopus dixit: Qui sunt consortes vestri? Palladius dixit: Orientales episcopi). См. также: Gesta Conc. Aquil. 10. 1052 В интерпретации Палладия Грациан приказал восточным епископам прибыть на собор (Imperator noster Gratianus iussit Orientales venire – Gesta Conc.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Восточный же склон, т. е. Елеонская гора, был как-то совсем пренебрежен. В начале 60-х годов французская княгиня Де-ла-Тур д’Овернь нашла на полугоре на Елеоне старую цистерну и немного выше остатки мозаичного пола. Из этого немногого ею был создан весьма изящный памятник. Она обнесла свои находки красивой и легкой галереей, ограждающей внутренний четырехугольный дворик. Стены этой галереи она украсила тридцатью двумя изразцовыми медальонами, на которых на тридцати двух языках была изображена Молитва Господня. Когда сооружение это было готово, католики стали говорить, что именно на этом месте Иисус Христос научил апостолов Своей молитве, что было неверно: вероятнее всего событие это произошло в Галилее. Здание это получило название «Pater Noster», т. е. «Отче наш», и оно-то и лишило архимандрита Антонина надежды укрепиться на Елеонской горе где-нибудь поближе к городу. Купив один кусок земли, княгиня Де-ла-Тур д’Овернь приобретала по турецким законам важное преимущество: она получала право преимущественной покупки всех прилегающих к ее земле участков. Богатая французская княгиня, конечно, не задумалась бы перед расходом, если бы она узнала, что русские хотят купить возле нее место. Приходилось уходить от такой соревновательницы куда-нибудь дальше по горе. Пересматривая труды преп. Димитрия Ростовского , архимандрит Антонин прочел в них, что у Ирода на Елеоне был дворец, в котором погребена была отрубленная глава Иоанна Крестителя. Правдоподобнее всего было предположить, что дворец этот стоял на самом верху Елеонской горы: отсюда открывался и великолепнейший вид на Мертвое море и Иудейские горы, отсюда же Ироду было удобно надзирать за городом, лежащим у подножия горы. По разным свидетельствам, кроме того, оказывалось, что на Елеонской горе с IV века было множество монастырей, особенно армянских. Очевидно, что, возникнув сравнительно поздно, они должны были занять места дальше от города по горе, как единственные оставшиеся еще свободными. Таким образом все указывало, что именно на вершине Елеонской горы следовало ожидать наиинтереснейших находок от времени первых веков христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часовня Вознесения сохранилась в том виде, как видел ее Даниил. Она небольших размеров, изнутри круглая, а снаружи – восьмерик на восьмерике, с коринфскими небольшими колоннами на углах, с византийскими резными кентаврами в капителях. Отличие от той, открытой в небо часовни, что построили крестоносцы, представляет надстроенный купол типичной мусульманской формы. Напротив двери (вход с запада) на полу огранен прямоугольной мраморной рамкой камень естественной скалы с ясно отпечатавшимся на нем следом левой человеческой стопы. Католики пользуются привилегией: в праздник Вознесения устанавливают престол для мессы на самом камне, внутри мечети. Православные, а также сирийцы, армяне и копты ставят алтари во дворе, в специальных церквях-палатках. Большой каменный престол в трех шагах к юго-востоку за часовней принадлежит православным. Внутри часовни православные ставят два подсвечника с горящими свечами по обеим сторонам св. камня. Предприимчивые арабы еще в позапрошлом веке бойко торговали кусочками полотна в размер стопы. Не менее предприимчивый одессит Е. И. Фесенко сделал и растиражировал в 1890 г. хромолитографию «Стопочки», как любовно называют ее русские богомольцы, заменив полотно бумагой. Такими изображениями благословляли еще не столь давно редких тогда в Иерусалиме русских паломников матушки расположенного неподалеку от Стопочки русского женского Вознесенского монастыря. Елеонский Русский женский монастырь во имя Вознесения Господня На самой вершине Елеона расположен русский Вознесенский женский монастырь. В1869–1871 гг. архим. Антонин (Капустин) приобрел здесь, один за другим, целый ряд участков в острой конкуренции с французским кармелитским монастырем «Pater noster» («Отче наш»). Территория монастыря объединяет 11 разновременно приобретенных участков, общей площадью 53 748 м 2 . В официальном донесении в Св. Синод от 28 октября 1885 г. о. Антонин писал: «Елеонская церковь находится на самой вершине святой горы Вознесения, на участке земли, купленном мною в собственность Духовной Миссии в 1871 г. ...Должно сознаться, – писал о. Антонин, – что мы хотя (сравнительно) и поздно являемся собственниками в Святой Земле, но приобретаем всё хорошие вещи».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В Бари особое почитание Н. сложилось еще до перенесения мощей святого в 1087 г. Высказывалось мнение, что культ был введен архиеп. Николаем I (1035-1062), к-рый построил в городе и окрестностях по меньшей мере 2 церкви во имя святого ( Guerrieri. 1902). Изображение Н. включено в иконографическую программу свитка для «экзультета» (нотированного гимна на благословение пасхальной свечи), выполненного в Бари в 1-й пол. XI в. (см.: Kelly Th. F. The Exultet in Southern Italy. N. Y., 1996. P. 214-216; Hayes. 2016. P. 498-499). Некая церковь в честь святого упоминается в документе 1048 г. (Codice diplomatico barese. 1897-1971. Vol. 1. P. 38-39). По некоторым данным, в 1053 г. по указанию визант. имп. Константина IX Мономаха катепан Аргир построил над городскими воротами церковь во имя Н. (см.: Guerrieri. 1902. P. 257). Высказывалось мнение, что к 1087 г. в городе и окрестностях было не менее 5 церквей во имя святого ( Gambacorta. 1963. P. 496-497). Изображение Н. было помещено на печати герц. Робера Гвискара (1059-1085), хранившейся в архиве кафедрального собора (см.: Nitto de Rossi G. Di un suggello di Roberto il Guiscardo esistente nell " Archivio del Duomo//Ricordi storici per le feste solenni del compiuto ottavo secolo dalla venuta in Bari delle sacre reliquie di S. Nicolò, Arcivescovo di Mira. Trani, 1887. P. 33-37). В эпоху норманнского господства Н. стал рассматриваться как покровитель Бари. Правитель Гримоальд Альферанит в грамотах 1123 г. именовал себя «князь Бари милостью Божией и блаженного Николая» (gratia Dei et beati Nikolai Barensis princeps) и называл Н. защитником гос-ва (Codice diplomatico barese. 1897-1971. Vol. 5. P. 121-124; см.: Oldfield. 2014. P. 99). Согласно договору кор. Рожера II с горожанами (1132), монарх гарантировал неприкосновенность базилики и мощей Н., а также церковного имущества, и даровал базилике право убежища (Codice diplomatico barese. 1897-1971. Vol. 5. P. 137-139). В городских статутах, составленных на рубеже XII и XIII вв., Н. назван покровителем и защитником Бари (custos et patronus noster confessor Nicolaus terram nostram dignatus est inhabitare - Petroni G. Della storia di Bari dagli antichi tempi sino all " anno 1865. Napoli, 1858. Vol. 2. P. 434). По подсчетам Ж. М. Мартена, к 1130 г. имя Н. носили почти 10 % жителей Бари, что исследователь связывал с почитанием святого как защитника горожан, стремившихся получить свободу от королевской власти ( Martin J.-M. Anthroponymie et onomastique à Bari (950-1250)//MEFR.MA. 1994. T. 106. P. 683-701).

http://pravenc.ru/text/2565634.html

76 . Praecellit igitur Paulus et eius exuberat portio, sed tamen habent et alii praedicatores gratiam suam. Binas stolas accipiunt. Quas? illas utique, de quibus dubitare non debes, quia legisti de Sapientia dictum: Binas uestis fecit uiro suo. Vna est mystica, moralis altera. Sed non omnes apostoli, non omnes prophetae, non omnes pastores, non omnes uirtutes, non omnes habent gratiam curationum, non omnes linguis loquuntur. Vbi diuersa praemia, merita diuersa. 77 . Et praemittuntur et patri munera. Filius honorat patrem, Christus populum suum inuitat promissis, inuitat muneribus. Portant haec munera illi asini inutiles et laboriosi ante, nunc utiles, portant in typo Christi munera portaturi in euangelio munerum largitorem. 78. Dimisit autem fratres suos et abierunt. Et dixit illis Ioseph: nolite irasci in uia. Quam bene docet ab iracundia praecauendum. quod ea possit etiam amantes sui separare germanos, et maxime in uia fugiendam esse discordiam, ubi ipse uiandi comitatus debet inuiolabilis gratiae habere consortium. Quid aliud autem ait dominus noster Iesus ex hoc corpore recessurus, cum discipulos dimitteret suos, nisi ne irascerentur in uia, dicens: Pacem relinquo uobis, pacem meam do uobis? Vbi enim pax est, iracundia locum non habet, ablegatur discordia, fugatur dissensio. Hoc est ergo quod ait: Pacem meam do uobis. id est nolite irasci in uia. Et uide ne in hac uia dicat, hoc est in hoc cursu totius uitae indignationem cauendam, quod ira saepe etiam innocentes in crimen adducat, quia, dum iusto amplius irascimur et uolumus alienum coercere peccatum, grauiora peccata conmittimus. Ideo apostolus non uos ipsos, inquit, uidicantes, carissimi, sed date locum irae, hoc est declinemus eam, ne nos illa corripiat. Vnde et dominus Iesus dimittens ad euangelizandum discipulos misit eos sine auro, sine argento, sine pecunia, sine uirga, id est ut et incentiua litis et instrumenta eriperet ultionis. 79. Et ascenderunt, inquit, de Aegypto et uenerunt in terram Chanaan ad Iacob patrem suum et nuntiauerunt illi dicentes quia Ioseph filius tuus uiuit et ipse est princeps totius terrae Aegypti. Quae est terra Chanaan? Quae nutabat. Quid igitur tam euidens quam apostolorum tempora designari, quibus ingressi Iudaeorum synagogas nutantes Iesu domini potentiam praedicabant, sicut habemus in Actibus apostolorum dicente Petrö Hunc ergo Iesum resuscitauit deus, cuius nos testes sumus. Dextera igitur dei exaltatus repromissione spiritus sancti accepta a patre ejfudit hoc donum, quod uos uidetis? Aduertimus certe quomodo et uiuere eum et terrae totius principem dicat, qui aperiens horrea sua spiritalis gratiae donet omnibus ubertatem. Haec dicebant apostoli, sed Iudaei non eredebant, sed iniciebant manus in eos et trudebant in custodiam praedicatores sallitis.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Епископ констатировал: ежедневно «множество иноземцев прибывает сюда в диоцез с вышеупомянутыми еретическими книгами и учением». Внимание Браска привлекла и ситуация в городе Висбю на острове Готланд. Линчёпингский епископ поблагодарил коменданта Висбю за твердость в отношении реформаторов 158 . А позже, в 1525 г. он направил письмо готландским клирикам, упрекнув их в нерадивости: не забрали доставленный для них на остров Эланд освященный елей – хотя, согласно предписанию, они сами должны были ежегодно отправлять гонца в Линчёпингский кафедральный собор. Браск далее просил клириков не допускать, чтобы на острове распространялась лютеранская ересь. Кроме того, он сообщил: согласно новейшему папскому посланию, жители Линчёпингского диоцеза могут получить отпущение всех грехов, если трижды – в среду, пятницу и субботу, соблюдут пост (в каждый из этих дней читая молитвы «Pater noster» и «Ave Maria»), исповедуются и раздадут беднякам посильную милостыню 159 . Тем временем наступление короля на церковь продолжалось. Весной 1524 г. государь, изыскивая средства для похода на Готланд, потребовал от Вадстенского монастыря предоставить короне в порядке займа всю золотую и серебряную утварь. Было изъято, в числе прочего, серебро, предназначенное для раки св. Катерины 160 . Когда монахи Вадстенского монастыря возмутились по этому поводу и обвинили короля в святотатстве, Лаврентиус Андреэ от имени Густава Васы направил им знаменательный ответ. Церковь – не сообщество клириков, а сообщество верующих, деньги церкви – деньги народа. Так было у ранних христиан; ныне же деньги церкви приравнены к деньгам духовенства и употребляются на ненужные украшения церковных зданий. А эти здания в свою очередь некогда служили для того, чтобы люди слушали в них Слово Божье; теперь же духовенство использует их для собственных целей. Но и церковные здания, и собственность церкви следует использовать для потребностей народа. По этому, когда жителям угрожает опасность или нужда, допустимо изъятие церковного серебра: «Неужели Бог больше печется о камнях и дереве, чем о людях?».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Орудия Страданий как символы и священные знаки – напоминания о событиях Страстного пути – прослеживаются в западной живописи с XIV в. 1715 Они сгруппированы вокруг Креста в композициях «Месса св. Григория» 1716 XV в. из музея Клюни (вестфальская школа, ил. 3) и Государственного Эрмитажа (Средний Рейн? – ил. 4). Картина из Эрмитажа примечательна еще тем, что содержит текст, рекомендующий «пять раз читать Pater Noster и Ave Maria» при созерцании образа – этим достигается «мир и единство истинной веры» и дается «отпущение грехов на девяносто три тысячи лет» 1717 . Орудия Страданий показаны здесь вдоль поперечной перекладины Креста; Нерукотворный образ помещен на алтаре под евхаристической чашей. В 1216 г. в Риме было отмечено чудо: хранившийся там Нерукотворный образ 1718 неожиданно поднялся со своего места и распрямился. Это сочли знаком Божией милости; папа распорядился обращать к образу молитву об отпущении десяти грехов. Должно быть, это обусловило распространение образов-индульгенций, одним из которых является памятник из Эрмитажа. Отпущение десяти грехов 1719 , очевидно, отражается в рекомендации читать молитвы именно десять раз: пятикратно «Отче Наш» и столько же «Ave». Необходимо отметить, что в контрреформационной культуре конца XVI–XVII в. тема Страданий Христа и образы Страстных орудий получают дальнейшее развитие и распространение. Создаются гравюры с весьма примечательными особенностями изображения орудий Страданий. Так, на гравюре Иеронима Вирикса «Святой Бернард Клервоский» около 1610 г. представлен св. Бернард с орудиями Страданий в руках, справа на поперечной перекладине Креста помещен Сударий св. Вероники 1720 . Очевидно, обращенный в мир пафос этого образа не только и не столько в том, что Бернард Клервоский известен борьбой с еретиками и противостоящими папской власти (эта тема особенно актуальна в период резкого противостояния реформации и контрреформации в XVI–XVII вв.), но и в особенностях мистических текстов св. Бернарда, который выше всего ставил размышление над темой Воплощения Спасителя, Его жизнью и смертью – «знание о Распятом Иисусе» 1721 . В таком случае святой предстает как посредник в возможности постижения глубины смысла Жертвы и Страстного пути Христа, а также помощник в молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

184 См.: Иоанн Златоуст, Беседы на Послание к Колоссянам 12:5, PG 62, 387; Там же, 12:6–7, PG 62, 389–90; Он же, Беседы на Послание к Ефесянам 20, PG 62, 135–50. Ср.: Th. Zissis, Anthropos kai kosmos, 144–5. 187 См.: Правило 51 святых апостол; ср. правила 1, 4, 9, 10 и 14 Гангрского собора. Также см.: G.Kapsanis, I poimantiki diakonia kata tous ierous kanonas (Peiraeus 1976), 275–84; cp.: Ch. Vantsos, О gamos kai i proetoimasia avtou, 35–41. 193 Он же, Беседы на Книгу Бытия 18:4, PG 53, 154; см. и разъяснение этого положения: Там же 17:7, PG 53, 143–4. 200 Он же, к Фалассию 48, PG 90, 436А; ср.: Амбигвы, PG 91, 1309АВ; Толкование на молитву Господню PG 90, 889С–892А (важное место). Об этом тексте си. Dalmais, Une traite de theologie contemplative: Le commentaire du Pater Noster de saint Maxime le Confesseur, Revue d’Ascetique et de Mystique 29 (1953), 132–9 и 159, где приведена остальная библиография. Ср.: Григорий Богослов , Слово 7.23, PG 35, 785С; Евагрий Понтийский , Гностические главы 1.63, PG 40, 1237В; Климент Александрийский , Строматы 3.13. 204 Преподобный Максим добавляет: «… Тем, что явное и усладительное для чувств предпочел благословениям доселе умным и невидимым» (Амбигвы, PG 91, 1345D). 207 См.: PG 90, 253С–256В, 312B–313D, 628А–645С; PG 91, 1195D1195B, 1273D–1276D, 1304D–1305A, 1308D–1309A, 1313CD, 1316A1321D, 1340В-1341С, 1345С–1340А. Наиболее систематическим пособием к текстам святого Максима остается книга Л. Тунберга «Microcosm and Mediator». По поводу указанных здесь мест см. р. 396–405. Однако важно самостоятельно вникать в тексты, а не полагаться целиком лишь на понимание Тунберга. Неплохим богословским введением в систему преподобного Максима и наиболее достоверным ее очерком может послужить предисловие и примечания Д. Станилоаэ к следующим изданиям: Maximos the Confessor, Mystagogia (Epi tas pigas 1, Athens 1973), и Maximos the Confessor, Philosophika kai theologika eroticata [Ambigua] (Epi tas pigas 4, Athens 1978). 208 Связь с апостольским учением очевидна: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его» ( Кол.3:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nellas-Panajot...

Это относится в особенности к Будде, Сократу, Платону, Сенеке и Марку Аврелию, которые «не узрели» Христа во время своей земной жизни. Отсюда естественный и необходимый вывод, что Дух Божий на протяжении истории не покидал так называемые «языческие» народы, которые до Христа составляли почти все человечество, а ныне исчисляются приблизительно в две трети всех живущих на земле людей. Все человечество, христианское и нехристианское, включено в великий план «Божьего домостроительства» (князь С.Н.Трубецкой выражает это так: «Логос есть истинный педагог человечества и человека» - Учение о Логосе. 54; Макс Мюллер пишет: «в религии есть нечто, указующее на ведущий Божий перст» - direction divins. La science de la religion 30; - И.И.). Я руководствовался в моем исследовании суждением Апостола Иоанна Богослова: «знайте то, что всякий, делающий правду, рожден от Него» (1Ин.2:29). И действительно, языческий мир имел своих, по времени и удалению еще не видевших Христа, созерцателей, молитвенников и праведников, добродетели которых отнюдь не были «блестящими пророками». Языческие народы совсем не были богоотверженным, духовно-мертвенным и обреченным на гибель множеством, но имели свою меру откровения, свою вдохновленную мудрость, свою живую религиозность и добродетель. Недаром Иустин Мученик уже во втором веке говорил о том «семени Слова», которое «врождено всему человеческому роду», так что все, жившие сообразно этому Слову, были христианами до Христа. Недаром Климент Александрийский воспроизводил в своем «Педагоге» мысли стоика Музония Руфа, св. Амвросий компилировал Посидония и Цицерона, Тертуллиан причислял Сенеку почти к христианам (saepe noster), Лактанций прославлял его, признавая его слова «почти божественными», а блаженный Иероним прямо занес его «in catalogum Sanctorum». Недаром древняя Церковь помещала иногда в притворах своих храмов изображения Сократа, Платона и Аристотеля. Великие религиозные созерцатели дохристианской эпохи - как бы готовили путь для Откровения Христа: редко - в сфере догмата, нередко - в сфере религиозного опыта и акта.

http://sedmitza.ru/lib/text/432191/

An Elephant in the Room: Historical-Critical and Postmodern Interpretation of the Bible//JBL 128, pp. 383–404. Alexander 1972 – Alexander P.S., The Targumim and Early Exegesis of «Sons of God» in Genesis 6 //JJS 23 (1972), 60–71. Alter 1981 – Alter R. The Art of Biblical Narrative. New York, 1981. Alter 1985 – Alter R. The Art of Biblical Poetry. New York, 1985. Andinach 2009 – Andinach P.R. Latin American Approaches: A Liberationist Reading of the «Day of the Lord» Tradition in Joel//Method Matters: Essays on the Interpretation of the Hebrew Bible in Honour of David L. Petersen. Ed. by J.M. LeMon and K.H. Richards. RBS 56. Winona Lake, 2009, pp. 311–332. ANF – The Ante-Nicene Fathers: Translations of the Writings of the Fathers down to A.D, 325. American reprint of the Edinburgh edition. American reprint of the Edinburgh edition. Peabody, 1994. Asberg 2007 – Asberg C. The Translator and the Untranslatablë A Case of Horror Vacui//TBT 58 (2007), pp. 1–11. Ashcroft 1994 – The Post-Colonial Study Reader. Ed. by B. Ashcroft, G. Griffiths and H. Tiffin. London, 1994. Aune 1987 – Aune D.E. Review of Francis Lyall, Slaves, Citizens: Legal Metaphors in the Epistles//CBQ 49, pp. 672–673. Avery-Peck 2009 – Avery-Peck A.J. Midrash and Exegesis: Insights from Genesis Rabbah on the Bindings of Isaac//Method Matters: Essays on the Interpretation of the Hebrew Bible in Honour of David L. Petersen. Ed. by J.M. LeMon and K.H. Richards. RBS 56. Winona Lake, 2009, pp. 311–332. Bar-Efrat 1997 – Bar-Efrat Sh. Narrative Art in the Bible. Sheffield, 1997. Barker 2009 – Barker K. Divine Illocution in Psalm 137 : A Critique of Nicholas Wolterstorff " " s «Second Hermeneutic»//TynB 60, pp. 1–14. Barr 1961 – Barr J. The Semantics of Biblical Language. Oxford: Oxford University Press, 1961. Barr 1999a – Barr J. The Concept of Biblical Theology. An Old Testament Perspective. London, 1999. Barr 1999b – Barr J. One Man, or All Humanity?//Recycling Biblical Figures: Papers Read at a NOSTER Colloquium in Amsterdam, 12–13 May 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010