«Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4:14–15). Такие слова апостола Павла мы встречаем в апостольском зачале нынешнего воскресного дня. Для человека, читавшего Евангелие, данные мысли могут составить противоречие с учением Господа Иисуса Христа. «Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Мф. 23:8–10), – говорил Спаситель. Однако, несмотря на ясное, как кажется, запрещение Христа называть кого-либо наставниками и отцами, апостол Павел употребляет эти слова и фактически признает духовное отцовство и наставничество в Церкви. Неужели святой нарушает заповедь Господню? Конечно же, нет. Необходимо правильно понять смысл апостольской речи. Дело в том, что всякий человек, условно говоря, состоит из человека внешнего и внутреннего. «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). Есть биологическое рождение внешнего человека и духовное рождение внутреннего человека. Каждый из нас должен пережить новое рождение в вере, которое, как правило, начинается от услышанного слова о Боге. «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Для того чтобы мы услышали слово Божие (или слово о Боге), кто-то должен нам его произнести. Человек, родивший в нас веру своей проповедью, вполне может быть назван нашим духовным отцом во Христе. Именно это духовное рождение имеет в виду апостол, когда говорит коринфянам: «Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». «Родить во Христе» означает проповедовать Господа и быть услышанным; бросить в сердце семя веры, которое начнет прорастать. Подобно тому, как у каждого человека есть земной отец, так у всякого христианина есть отец духовный – тот, кто участвовал в духовном рождении нашего внутреннего человека.

http://pravoslavie.ru/105739.html

Архимандрит Кирик Архимандрит Кирик – сподвижник, сомолитвенник и сосвидетель подвигов преподобного Силуана и многих других неизвестных миру подвижников. Он один из тех великих старцев, которые подвизались на Святой Горе во все времена. Еще молодым принял решение посвятить себя Господу и ушел в Пантелейимонов монастырь на Афоне. По прошествии времени его направили на Афонское подворье в Москву, где отец Кирик участвовал в издании книг святителя Феофана Затворника . Затем отец Кирик был настоятелем Афонского подворья в Одессе. Под его духовным руководством находились люди разных сословий – от градоначальника до торговок. Вернувшись на Афон, он боролся с ересью Булат-Булатовича, который утверждал, что Божество присуще самому имени Иисуса Христа. По этому делу отца Кирика направили с докладом в Святейший синод в Петербург. После революции отец Кирик оставался в своем монастыре, где был духовником братии. В 30-х годах по совету митрополита Антония (Храповицкого) его вызвал в Югославию сербский Патриарх Варнава. Отец Кирик, опытный делатель сердечной молитвы, был прост в обхождении, доступен для своих духовных чад, независимо от их сословной принадлежности. Он назидал их прежде всего собственным примером. Беседа о покаянии и молитве О покаянии Бог наш, во Святой Троице славимый, сотворил человека единственно по благости Своей. И не для того, чтобы человек, живя на земле, только спасался, но главным образом для того, чтобы человек хвалил, прославлял, славословил и благодарил Создателя своего и в то же время заботился о своем спасении и исповедовал Бога, то есть признавал Его Творцом и Благодетелем своим. Говорит Господь: «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным». От забвения Бога происходит гордость. Итак, сотворив человека, Бог ввел его в рай сладости, даровал ему помощницу, Еву, чтобы они радовались и блаженствовали столько, сколько вместить могли, возрастали и множились и совершенствовались для неба, живя на земле райской.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Вера Королёва Жизнеописание митрополита Алма-Атинского и казахстанского Николая (Могилевского), Исповедника Источник При составлении жизнеописания использовалась рукопись духовной дочери митрополита Николая – Ольги Александровны Вощилиной (1915 – 14.5.1988 г.). Погребена в Риге на кладбище Свято-Троицкого монастыря. 27 марта (9 апреля) 1877 года, в день Светлого праздника Пасхи, в семье скромного псаломщика Никифора и супруги его Марии, в селе Комиссаровка Екатеринославской губернии Верхне-Днепровского уезда родился сын. Назвали его Феодосием, в честь св. мученика Феодосия, празднование памяти которого совершает в этот день Святая Церковь . Отец новорожденного был большим знатоком церковного пения. Особенно радел он о пении общенародном и эту любовь прививал своим детям, составляя из них семейный хор, воспевающий хвалу Богу. И детям своим он завещал следовать в жизни словам псалмопевца «Пою Богу моему, дóндеже есмь». Феодосий рос мальчиком резвым, даже шаловливым и отец иногда был вынужден сурово наказывать его за буйство юности, за что впоследствии владыка Николай был очень ему благодарен. «Отец у нас был строг, – вспоминал Владыка – он был очень требовательным к порядку и исполнению заданных нам работ. Родитель не признавал никаких объективных причин и та работа, которая нам поручалась, должна была выполняться в срок и добросовестно. Семья у нас была большая, жалование у отца-псаломщика маленькое. Поэтому нам приходилось работать и в поле, и на огороде, и по дому. Отцу надо было всех накормить, одеть, обуть и выучить. Никто в нашей семье без образования не остался. Отец наш знал множество пословиц и поговорок, но всем им предпочитал одну: «Делу – время, потехе – час». Отец владыки Николая к концу жизни дослужился до звания протоиерея и дожил до того дня, когда сынок его стал епископом. Дожил, но не видел его в этом сане своими глазами, так как обстоятельства жизни не позволяли сыну приехать повидаться с отцом. Не смог Владыка приехать даже на похороны своего отца. Он написал покойному отцу письмо примерно такого содержания: «Дорогой папаша! Горюю, что не могу приехать на твои похороны и проститься с тобою. Прости меня за это. Прими мою благодарность за все, что ты для меня сделал и позволь мне, по благодати Божией, благословить любящею сыновнею рукою святительским благословением место твоего упокоения». Эту записку Владыка вложил в бутылочку, запечатал и послал в свое родное село, чтобы ее закопали в землю в головах могилки отца. Эта трогательная подробность показывает, как добросовестно Владыка относился к каждому явлению жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

Детям не нужно, чтобы взрослые были совершенными. Никогда. Они не хотят, чтобы мы были не ошибающимися или безгрешными. Дети знают, что каждый раз, когда мы изображаем безгрешность, мы становимся лицемерными. Дети знают, что, когда мы изображаем доброту, мы говорим ложь и «сами себя и друг друга» выставляем на посмешище. Они не ищут совершенства. Они ищут искренности, неподдельности, уважения; уважения прежде всего к себе самим, а потом и к ним. Они ищут духовного труда, чтобы можно было почувствовать, что мы потрудились душой и серьезно относимся к тому, что значит жизнь, мир, Церковь. Они хотят убедиться, действительно ли вы – личность. А когда увидят, что наше поведение двулично и притворно, когда столкнутся с нашим лицемерием, они этого не выдерживают. Их приводит в ужас не просто какой-нибудь наш грех, а тот бесконечный спектакль, который мы добровольно разыгрываем. Дети уважают грешных людей. И всё в них рушится, прежде всего, из-за нашего лицемерия. Как один ребенок сказал мне: – Я рад, что у меня такой отец, конкретно вот этот мой родной отец. Мы очень хорошо ладим с отцом. Он меня понимает, поддерживает, уважает. Он считается со мной и помогает. Отец меня радует. Очень редко бывает, чтобы ребенок сказал такое. А твой ребенок может сказать о тебе: «Я рад, что у меня такой отец. Я рад, что у меня такая мать»? Я, естественно, имею в виду не ту радость, которую испытываешь от общения с кем-то, с кем тебя связывают общие страсти и грехи. Я имею в виду не то, что как-то сказал мне один лицеист: – Мы с отцом отлично ладим, он меня так радует. Мы с ним очень хорошо ладим. Даже курим вместе. Он наконец-то понял это, и сейчас я от него не прячусь, мы с ним понимаем друг друга. И мама курит вместе с нами, они меня посылают, и я покупаю сигареты на всех нас. И им беру, и себе. У нас замечательные отношения. Я не это имею в виду, чтобы нас связывали общие страсти. Хотя даже эта связь может содержать такую неподдельность и закваску, которая способна привести к лучшему результату. Но сейчас я говорю о людях, живущих Церковью и стремящихся поддерживать хорошие отношения со своими детьми. Так воодушевлять ребенка, чтобы он считал тебя своим другом, но испытывал к тебе также и уважение, некое священное чувство.

http://pravoslavie.ru/109496.html

«Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Чин прощения на вечерне Сыропустной недели 22.02.2023 19:14:34 Согласно богослужебной традиции Русской Православной Церкви во всех монастырях и приходских храмах совершается вечерня с чином прощения. Его идейное содержание основывается на библейском нравственном императиве, побуждающем христиан взаимно прощать друг другу греховные поступки, обиды и оскорбления. Однако ни Типикон, ни Постная Триодь в современных редакциях не содержат никаких предписаний относительно порядка совершения чина прощения. Что является критерием его «уставности», с чем следует сверять современную практику совершения и каким образом следует оценивать некоторые его детали, вызывающие в среде духовенства разномыслие, размышляет преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» ( 2, 2023 , PDF-bepcuя ). I Молитва, пост, аскетический подвиг угодны Богу и приносят спасительную пользу человеку, если совершаются в мире, любви, милосердии и незлобии сердца. Святой пророк Исаия обличал своих соплеменников: Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо… (Ис. 58:4-6). Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди неоднократно утверждал, что без мира с ближним невозможно достичь общения и примирения с Богом: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5:23-24). Тогда же Спаситель преподал собравшемуся народу молитву «Отче наш», в которой содержится прошение И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мф. 6:12). И затем Он пояснил: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6:14-15). Этим изречением начинается евангельское чтение на Литургии недели Сыропустной (зачало 17).

http://radonezh.ru/2023/02/22/esli-ne-bu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архимандрит Антоний (Гулиашвили): " Милостиво прощать нужно учиться всю жизнь " Часть 1 11.08.2009 442 Время на чтение 22 минут Архимандрит Антоний (Гулиашвили), клирик храма Александра Невского в Тбилиси, служит у престола Божия вот уже более 40 лет. В его жизни было множество встреч с удивительными людьми, носителями благодати Божией, которые силой своего духа, мудрыми советами, да и просто жизненным примером наставляли и укрепляли отца Антония в вере и нелегком во все времена священническом служении. Воспоминаниями об этих людях и о своей жизни отец Антоний делится с читателями сайта. - Отец Антоний, расскажите, пожалуйста, как в советское время вы пришли к вере? - Начнем с детства. Мы жили в Тбилиси недалеко от храма святого князя Михаила Тверского. В нем настоятельствовал дедушка моего одноклассника - отец Борис. И вот с его внуком, Глебом, мы вместе ходили и в храм, и в школу. Я с шестилетнего возраста постоянно бегал в церковь - не понимая, конечно, что это такое. У меня не было возможности покупать свечи, и я подходил к подсвечникам, собирал маленькие свечи, ставил одну на другую. Наш храм Михаила Тверского был воздвигнут в 1913 году в честь трехсотлетия дома Романовых, и он, естественно, выделялся своей красотой, величиной, там был иконостас русского стиля, вызолоченный, четырехъярусный. Храм был богатый, иконы были пожертвованы императором и императрицей. Иконостас, как я уже сказал, был вызолоченный, и мне, ребенку, было любопытно: а что творится за этой золотой стеной? Я тогда не понимал, что такое алтарь. Это была моя мечта - попасть туда. Храм был под горой, и задняя его стена упиралась в скалы. Рядом было поле, на котором мы играли. И часто случайно били стекла в храме, так что отец Борис был вынужден заложить окна кирпичами. Так прошло мое детство. Я подрастал, становился сознательнее, но храм так и оставался для меня самым главным. Чем бы я ни был занят - футболом, другими играми, - достаточно было услышать колокольный звон, как я бежал в церковь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Петербурге священника, занимавшегося бандеровской пропагандой с амвона, перевели в монастырь Либеральные СМИ дружно заступились за иерея Николая Савченко как пострадавшего за «антивоенную агитацию» 29.05.2014 7287 Время на чтение 4 минуты На днях священноначалие Санкт-Петербургской митрополии приняло решение о переводе священника Николая Савченко из храма Преображения Господня в Лесном в Троице-Сергиеву пустынь в Стрельне, сообщает портал «Фонтанка.ру». Поводом для такого решения стал конфликт, возникший между отцом Николаем и прихожанами. В неделю Торжества Православия священник в своей проповеди осудил решение Совета Федерации, предоставившего Президенту России право ввести российские войска на Украину . При этом отец Николай ссылался на Священное Писание: «Так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими!» Проповедь священника, отмечает «Фонтанка.ру», возмутила других клириков храма. Сам отец Николай утверждает, что он всего лишь призывал к миролюбию и терпимости. «Я старался подойти со стороны нравственной: как же так могло случиться, что две крупнейшие православные страны чуть ли не воюют друг с другом, это позор для всех нас!» - восклицает священник. На первомайской демонстрации, прошедшей по Невскому проспекту, отец Николай вышел с флагом Украины. «Мы вышли на Невский в той части, где это разрешено было делать, – рассказывает он. – Мотив был тот же – слова Священного писания " не идите и не начинайте войны с братьями вашими " . Вот и всё, что я хотел сказать. Там были и сталинисты, и троцкисты, и сторонники Донецко й республики, и либералы, но мы ни к кому не присоединялись, стояли сами по себе. Просто я держал в руке маленький флажок Украины». В Интернете появилась фотография. «Это вызвало новый взрыв негодования: мне говорили, что тем самым я выступил на стороне врагов России, – вспоминает отец Николай. – Что я оправдал бандеровцев, фашизм и Гитлера. Мне пришлось оправдываться и объяснять, что трезубец на флаге Украины – это, на самом деле, герб рода Рюриковичей, то есть наш общий символ. И это не политический флаг, а флаг дружественного нам государства».

http://ruskline.ru/news_rl/2014/05/29/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Музыка – лучшее средство врачевания души от уныния» 30.12.2023 87 Время на чтение 11 минут Источник: Православие.ру Предлагаем вниманию читателей беседу с иереем Георгием Павловым, клириком храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы микрорайона Чистые Пруды города Кирова. С 2020 года священник несет послушание руководителя Миссионерского отдела Вятской Епархии. Многие из верующих города Кирова слышали исполнения духовных песнопений отцом Георгием – сольные и в составе мужского хора «Анести». О воспитании в духовной школе, о приобщении к музыке, о миссионерском служении и о многом другом отец Георгий рассказал в искренней беседе. Вера, привитая с младенчества – Отец Георгий, расскажите, как вы пришли к вере и приняли решение стать священником? – Начну с того, что моя вера, по милости Божьей, не явилась результатом какого-либо жизненного опыта или ошибок, а была привита с младенчества, так как родился я в семье потомственного священника. Мой дед, протоиерей Аполлинарий, и его дети, мой отец и четыре его брата, – все они облечены в священный сан. С детства храм был неотъемлемой частью моей жизни. Наверное, в мои лет семь мой отец – протоиерей Игорь Павлов, в то время несший послушание настоятеля – поставил меня на клирос, чтобы я не бегал по храму, мешая богослужению, а изучал на практике состав и структуру службы. Вообще, наш храм в честь Преображения Господня в городе Слободском в то время был уникальным явлением в епархии, так как и алтарное, и клиросное послушание в нем по большей части несли школьники. С трудом представляю себе ту меру терпения, которую пришлось иметь моему отцу, чтобы не просто справиться с группой подростков, но и научить нас должному богобоязненному и благочестивому отношению к служению в храме. Конечно, без строгости тут не обходилось – не одна сотня поклонов была сделана нами за ошибки в Уставе или за смех на клиросе. Но строгость происходила не от деспотизма, а от отеческой любви. Доказательством этого служит тот факт, что самые яркие и счастливые воспоминания моего детства связаны именно со служением в храме.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/29/muzyka...

Закрыть itemscope itemtype="" > Это свидетельство нашей правоты О нападках и клевете неообновленцев и модернистов в адрес «Русской народной линии» 18.09.2010 4602 Время на чтение 5 минут В последнее время активизировались нападки на «Русскую народную линию». Мы, конечно, и раньше не были обделены вниманием со стороны всякого рода «фролеров» и прочих неообновленцев и модернистов, однако в последнее время в ход пошла, можно сказать, тяжелая артиллерия. Ранее наши материалы регулярно «комментировал» скандально известный жж-юзер Кирилл Фролов. Но в последнее время, по-видимому, он получил отмашку не реагировать на РНЛ. Впрочем, нападки на нас, по стилю очень напоминающие фроловские, с завидной регулярностью стали появляться на ЖЖ-страничке некоего Игоря Голикова (не родственник ли Гайдара?). Возможно, нам скажут, что автором их не является Фролов, но тогда Голикова надо признать клоном К.Фролова. Теперь ситуация изменилась. Еще летом свое неблагосклонное внимание на наш ресурс обратил САМ «протодиакон всея Руси» Андрей Кураев. Раздосадованный справедливой критикой по поводу некоторых своих весьма сомнительных измышлений, с которой со страниц РНЛ выступил доцент Санкт-Петербургского университета диакон Владимир Василик, отец Андрей не нашел ничего лучшего, как, следуя традициям вышеупомянутого юзера К.Фролова, назвать «Русскую народную линию» «раскольничьим и антипатриаршим ресурсом». Правда, затем, видимо, убоявшись того, что «за базар придется ответить», отец Андрей изменил формулировку с «раскольнической» «Русской народной линии» на «сайт будущих раскольников». Прямо-таки Пифия какая-то объявилась в протодьяконском облачении! Знает, кто в будущем станет раскольником. Конечно, мы не можем возбранить отцу протодиакону пророчествовать и строить свои футурологические прогнозы. Однако за каждое праздное слово, как учит Церковь, придется держать ответ. Придется и отцу Андрею ответить за эту откровенную ложь и клевету. Неужели не боится?! В последнее время, правда, отец Андрей Кураев изменил стиль критики в адрес «Русской народной линии». Теперь нападками на нас занимается некий постоянный посетитель «курайника» по имени Зоя. Правда, многие постоянные пользователи ЖЖ уверены, что под этим ником скрывается никто иной, как сам отец протодиакон. Впрочем, существует ли на самом деле Зоя или это чисто виртуальный образ, нас мало заботит. Важно другое, - эта alter ego отца Кураева теперь выступает с идеей закрытия РНЛ .

http://ruskline.ru/analitika/2010/09/18/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010