Разделы портала «Азбука веры» Краткий молитвенник для православных воинов (1903) Молитвенник состоит из двух отделений. В первом отделении помещены: Молитва Господня, десять Заповедей и Символ веры, что, по требованию воинского устава, каждый православный солдат должен изучить, в продолжение первых же дней по поступлении его на службу, по-славянски и по-русски. А чтобы изучивший церковно-славянский текст вполне понимал его, к ним положено краткое толкование. Всё это православный воин должен знать твёрдо и вполне понимать каждое слово Молитвы, Символа и Заповедей. Во втором отделении заключаются молитвы, которые всякий православный христианин обязан приносить Богу и святым Его в определённое время дня и при различных случаях, и некоторые с русским переводом. Русский перевод должен служить только пояснением молитв, но молитвы должны быть изучаемы и произносимы при молении не иначе, как по-славянски. Отделение первое Молитва Господня Отче наш, Иже еси на небесех ! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли: хлеб наш насущный даждь нам днесь :  и остави нам дóлги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть царство и сила и слава во веки. Аминь. Тáк научил молиться Своих учеников (а чрез них и нас) Господь наш Иисус Христос, поэтому эта молитва и называется Господнею . Пространнее эта молитва значит следующее: Отец наш Небесный! Да будет имя Твое для нас такою святынею, чтобы мы с благоговением и любовию произносили его и своими добрыми делами располагали неверующих и незнающих Тебя к прославлению Тебя; будь Ты царём наших мыслей, желаний и дел, и управляй нами к наследию вечного блаженного Твоего Царства; дай нам силы жить не по нашим худым и испорченным желаниям и склонностям, а тáк, чтобы мы исполняли Твою всеблагую и святую волю, как исполняют её блаженные ангелы и святые на небе. Дай нам хлеба и всего, чтó необходимо для нашего существования, на настоящий день. Прости нам грехи, которыми мы оскорбляем Тебя, как и мы прощаем наших ближних, обижающих нас. Не поставляй нас в такое опасное положение, которое может вовлечь нас в грех, но избавь нас от всего злого, особенно же от врага нашего дьявола, ищущего нашей погибели. Просим у Тебя, Отец наш Небесный, всех сих милостей, ибо Ты над всем царствуешь, имеешь силу сделать всё, чего просим, и Тебе одному принадлежит слава нескончаемая, вечная. Десять Заповедей Божиих

http://azbyka.ru/molitvoslov/kratkij-mol...

святой Макарий Нотара Скачать epub pdf «Отче наш, Иже еси на небесех» Воистину, братия мои, сколь велико милосердие Господа нашего и сколь неописуемо человеколюбие, кое явил и продолжает являть Он нам, неблагодарным и бесчувственным по отношению к Нему, нашему Благодетелю. Ибо не только воздвиг Он нас, скатившихся в грех , но и по своей бесконечной Благости даровал нам и образец молитвы, возносящий ум наш в горние богословские сферы и не дающей нам впасть снова по легкомыслию и скудоумию нашему в те же грехи. И потому, как и подобает, с самого начала молитвы, Он возносит ум наш в вышние сферы богословия. Он знакомит нас со Своим Отцом по праву естества и с Творцом всей видимой и невидимой твари и напоминает нам о том, что все мы, христиане, удостоились быть усыновленными Господом, и потому мы можем называть Его по Благодати «Отцом». Ибо, когда Господь наш Иисус Христос воплотился, Он даровал право всем, верующим в Него, стать чадами и сынами Божиими через таинство Святого Крещения, по словам евангелиста Иоанна Богослова: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими». И в другом месте: «А как вы –  сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче!». Значит, все верующие и православные христиане суть чада Божии по вере своей, по Благодати Божией. Иначе говоря, поскольку вы все – чада Божии, Господь и по Благодати Отец ваш послал Духа Святого Своего Сына в ваши сердца, таинственным образом взывающего из глубин их: «Отче, Отче наш». И посему Господь указал нам, как молиться нашему Отцу по Благодати, дабы пребывать вовек и до самого конца своего в Благодати Его сыноположения. Чтобы оставаться нам чадами Божиими не только в момент нашего возрождения в Таинстве Святого Крещения, но и в дальнейшем, на протяжении всей жизни и дел наших. Ибо тот, кто не живет духовной жизнью и не совершает духовных деяний, достойных вышеуказанного возрождения, но творит дела сатанинские, не достоин звать Бога Отцом. Пусть зовет он своим отцом диавола, по словам Господним, Который сказал: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего». То есть вы рождены на зло отцом вашим, сиречь диаволом, и хотите исполнять злые и порочные похоти отца вашего.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > 1. Господи, сохрани нас всех в вере! Светлой памяти протоиерея Александра Куликова (1.12.1933 – 29.04.2009) 09.12.2019 1083 Время на чтение 22 минут Пока человек жив, тут, рядом с тобой, – всегда имеешь возможность спросить, узнать его мнение, сказать, поделиться, вместе вспомнить что-то. И в голову не приходит пи­сать воспоминания о нём. Всё рядом – весь человек. Но вот он уходит, и ты остаёшься один на один со всем тем, что тебе дорого в вашей общей жизни. И сами собой приходят воспоминания: оказывается, так богата жизнь событиями, впечатлениями пере­жи­ваниями, связанными именно с этим дорогим и близким тебе человеком. Что жизнь твоя не отдельно текла, а под его влиянием на тебя, освещённости и даже освящённости све­та его. Особенно это всё так, когда речь идёт о самых дорогих тебе людях, таких как ма­тушка моя – Злата, родитель мой – Александр и совершенно особенный крёстный отец и духовник – отец Александр. Наша семья была связана с отцом Александром Куликовым более сорока лет. Отец Александр пришёл к нам, когда умирал наш папа (Писатель Александр Яшин. – Ред.РНЛ). Это был 1968 год. Сначала пришёл отец Дмитрий Дудко – его попросил придти Владимир Алексеевич Солоухин. Отец Дмитрий очень отличался своей внешностью от других людей. Он ожидал около боль­ничного корпуса с прихожанкой его храма. Меня вызвал главврач, спросил, знаю ли я, кто это, и послал меня сказать, что священника не могут пропустить к больному, про­пуск не выпишут. Женщина только передала небольшую овальную иконку на стекле, ко­то­рая когда-то помогла её мужу: Ченстоховской Божией Матери. Посещение священников и совершение Таинства в больнице в те годы не только не приветствовались, но и запре­ща­лись. Потом за дело взялась Мария Вениаминовна Юдина, давний друг с юности нашей бабушки Екатерины Георгиевны Ростковской и маминой крёстной Ксении Анатольевны Половцовой, а потом и нашей семьи. Она бывала у нас дома, устраивала целые концерты после ухода моего брата Сашеньки и сейчас всё время поддерживала с мамой связь. При­ез­­жала в клинику, писала папе утешающие послания: «Дорогому Александру Яковлевичу Яшину от Марии Вениаминовны от всей души: Драгоценный наш, Александр Яковлевич! Вы непременно будете здоровы. Мы все, все Вас горячо любим и молимся о Вас. Как че­ло­век и поэт большого масштаба, у Вас и терпение должно быть огромное, сверх­человеческое! Не унывайте! Царица Небесная Всех Скорбящих Радость поможет Вам. Горячо целую Вас. Друг Ваш и всех Ваших Мария Вениаминовна. 3/V–68». Наш дом находится в двух шагах от храма в честь Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Ордынке. Сначала она договорилась с отцом Владимиром Тимаковым, но время шло, и он вскоре ушёл в отпуск. Когда папа решился на исповедь и Причастие, она сказала: «Хоро­шо. У меня ещё лучше есть священник». Он тоже из храма Святителя Николая в Кузнецах. Это недалеко от вас.

http://ruskline.ru/analitika/2019/12/09/...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — февраль 2014 г. 01.02.2014 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Мне понятно, когда Христос, принося нам похвалу за добрые дела, дает точную и беспощадную оценку нашего перманентного духовного состояния: «Вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим» (Лк. 11, 13). Но что значат в таком случае Его слова: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36)? Как возможно нам, «будучи злыми», быть такими милосердными? Не в этой же ли плоскости находится заповедь Христова о любви к врагам? Л.И. Коскова, г. Казань Возможно ли нам быть милосердными, как Отец наш Небесный милосерд? Что значит это «как»? То, что заповедует нам Христос, несомненно, возможно, потому что каждое человеческое существо, какими бы ни были его возраст, его скорби, его дарования, носит образ Отца Небесного. Некая близость с Божественным милосердием по естеству есть в нас. Но, созданные по образу Божию, мы призваны быть и «по подобию Его». Именно в этом заключается смысл слова «как» — заповеди об уподоблении Самому Богу. Первый луч разумения слов Христовых появляется, как только мы исповедуем правду: мы не можем при всем нашем желании стать милосердными как Отец наш Небесный. В самом деле, как такое может быть? Мы должны превзойти все образы Бога, которые подсознательно может приписывать Ему наше воображение, оставить всякий гуманистический романтизм, скрывающийся за словом «милосердие». Божественному милосердию можно научиться только в подвиге молитвы и веры. Это совершается, если мы сподобляемся узнавания Иисуса Христа, Которым Отец Небесный открывает нам в Духе Святом, как Он милосерд. Когда мы милосердны по нашему человеческому естеству, мы ощущаем в какой-то мере страдания другого человека. Но можем ли мы по-настоящему помочь ему? Новизна милосердия Христа, открывающего нам Отца, заключается в том, что Он не только знает о наших страданиях и ранах, но Он «познал» их изнутри. Это Его страдания и Его раны. Его милосердие — поистине сострадание. Он переживает наши страдания с нами. Это происходит, потому что Он любит всех людей до принятия на Себя их смерти. Грехи даже самых великих преступников Христос несет на Себе, как и наши раны. Хотя наши грехи — это раны, поражающие Его, Он не перестает любить нас. Потому когда Христос заповедует нам: «Любите врагов ваших», это не просто красивые слова — Он являет Свое Божественное милосердие на Кресте. Быть милосердным, как наш Отец Небесный милосерд по отношению ко всем, это и значит иметь «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2, 5). Осеняя себя крестным знамением, поклоняясь Кресту Христову, будем молить Господа дать нам проникнуть в эту тайну — Его любовью к нам и Его любовью ко всем людям. Невозможное для нас становится возможным с Ним и в Нем. Этот переход от образа Божия к подобию Его — дело благодати Христовой.

http://moral.ru/dom2014/

Е.Т. Кречетова Открытие Лавры – для нас это было великое событие! Вообще все верующие люди города ликовали, а наша семья особенно 1 , потому что мой отец хранил антиминсы Лавры. Они были переданы ему последним наместником, священномучеником Кронидом (Любимовым) 2 . За несколько месяцев до открытия Лавры в наш приходской Ильинский храм прислали архимандрита Гурия 3 . Великим постом 1946 года по его просьбе женщины отмывали и оттирали Успенский собор от всякой грязи, и к Пасхе он был готов для службы. И отец Гурий настолько был занят этой подготовкой, что совершенно забыл об антиминсах. Этот момент очень хорошо описан у протодиакона Сергия Боскина 4 – как накануне Литургии отец Гурий вдруг вспомнил: «Что же я наделал, я совершенно забыл... Как служить, если нет антиминса?». И в тот момент, когда он это подумал, раздается стук в дверь, входит мой отец (тогда он был просто Тихон Тихонович, не в сане) и вручает ему антиминс, на котором написано: «Преподан для священнодействия в Успенском соборе...». Почему отец Кронид передал антиминс моему отцу? Они близко общались в те годы. Отец был учителем в местной школе и встречался с теми монахами, которые после закрытия Лавры оставались в Загорске и жили на частных квартирах. И отец Кронид передал ему на сохранение антиминсы, потому что, с одной стороны, мой отец был глубоко верующим человеком, а с другой – он не был еще тогда священнослужителем, а значит, угроза ареста была для него меньшей. Первая служба в Лавре была на Пасху, и первый колокольный звон раздался в Пасхальную ночь. Нас, детей, конечно, мама не взяла ночью на службу, и мы с братцем (особенно я, брат был помладше) очень переживали, что нас не взяли. Соседка-старушка с нами осталась. Мы раскрыли все форточки, а была очень холодная весна, и стояли некоторую часть ночи под форточками, слушали звон и плакали от радости. В Лавру стали прибывать монахи, в основном старцы и среднего возраста, из лагерей. И такие они были измученные, истощенные... Мама пела в первом хоре Лавры. И она, и ее друзья принимали самое активное участие в жизни монахов: обеспечивали и одеждой, и пищей, ведь в монастыре пока еще ничего не было налажено.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

- Нет, не знаю. - За то, что вы вместо того, чтобы идти за народом, сами повели его за собой. Но, вернувшись из ссылки, отец Иоанн остался верен себе и обетованию Божией Матери, являвшейся ему в заключении и сказавшей: «Ты будешь нужен людям». В Пскове, в Троицком соборе, где ему было определено служить после ссылки, отец Иоанн поновлял не только обветшалый собор, но души своих прихожан. Говорил горячие, полные глубокого не только духовного, но и житейского смысла проповеди, проводил личные собеседования, наставлял, утешал и как мог, материально помогал малоимущим. За такое дерзновение ему вновь стал грозить арест. Батюшка, предупрежденный об этом, быстро собрал вещи и в одночасье покинул Псков. Прихожане были разочарованы: - Мы-то думали, он наш истинный пастырь, а он… Нет, отец Иоанн никогда не был ни лицемером, ни трусом. Прошедший в лагерном заключении через издевательства и пытки, он, не сломленный духом, всегда учил ничего не бояться в жизни, кроме греха. Просто тогда не мог объяснить своей пастве, что скрыться от преследований его благословил духовник, игумен Иоанн (Соколов). А послушание и безоговорочную веру в Божий Промысл отец Иоанн Крестьянкин ставил в христианстве превыше всего. В своих письмах к духовным чадам он не раз приводил слова царя Соломона «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Притч.16:9.) «Свидетельствую я, - писал батюшка в одном из писем, - что лучшего и вернейшего пути нет, как жить по воле Божией. А волю Божию нам ясно являют обстоятельства жизни». (Письма Архимандрита Иоанна (Крестьянкина). С. 51) Так в 1957 году обстоятельства жизни привели отца Иоанна в Рязанскую епархию. Поспособствовал ему в этом духовно близкий человек, ключарь рязанского Борисоглебского собора отец Виктор Шиповальников, человек интереснейшей судьбы, так же, как и отец Иоанн, отсидевший срок в советских лагерях. В вину ему вменялось священническое служение на оккупированной немецко-румынскими войсками территории – в Одессе. А служил он в открытой румынами православной церкви. Однако официально его пытались обвинить за связь с английской разведкой, от чего он даже под пытками категорически отказался. Вспоминая годы своих мытарств по лагерям, отец Иоанн и отец Виктор иногда цитировали строчку, написанную неизвестным заключённым: «Со Христом и тюрьма нам свобода, без Христа и свобода – тюрьма».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/06/ar...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «Начало пути христианина» отца Александра Борисова — книга — кратко и по существу рассказывающая о том, во что веруют и как живут православные христиане. Отец Александр Борисов начинает свое «Начало пути христианина»: «Каждый человек, даже если он считает себя неверующим, в глубине своей души тянется к чему-то возвышенному, прекрасному, чему-то такому, что стоит над всем миром, что достойно поклонения. Всякая душа имеет это стремление. В древности люди преклонялись перед силами природы. Солнце всходило, освещая землю, и они падали перед ним на колени. «Вот наш бог», — говорили они. Другие, страшась грома и молнии, трепетали перед ними и говорили: «Вот наш бог!» А потом бывали у людей и другие боги. Люди стремились к удовольствиям и наслаждениям, ко всему тому, что развлекает, и говорили: «Вот наш бог!» Люди изготовляли статуи богов и богинь, давали им различные имена и носили эти статуи на праздничных шествиях, предаваясь необузданному веселью. Но проходили дни праздников, и человек оставался один на один со своими горестями и мучительными вопросами о смысле жизни, о страдании, о добре и зле. Боги вина и веселья не могли ответить на них. Людям стало казаться, что жизнью правит лишь неумолимая судьба, и что бы человек ни делал, он не в силах изменить предназначенного ему пути. Множество ложных богов и кумиров было и есть у людей. Но истинная вера зовет нас склониться перед Тем, Кто создал наш мир, создал каждого из нас. Это есть Бог, которого христиане называют Отец, Вседержитель, Творец неба и земли Не жестокий деспот, бездушный и безликий, правит вселенной, а любящий Отец. Вот радостная благая весть, которую дает нам христианство, дает Господь Иисус, принесший эту радостную весть на землю. Почему же мы называем Его Отцом? Почему верим Ему?»   Читаемость: Язык: Объём текста: Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin .

http://pravbiblioteka.ru/book/nachalo-pu...

Игумен Нектарий (Морозов): «В жизни человека нет ничего важнее встречи с Богом» Презентация книги «С надеждой на Встречу» и беседа с читателями (+ВИДЕО +ФОТО) В актовом зале Сретенской духовной семинарии состоялась презентация новой книги игумена Нектария (Морозова) «С надеждой на Встречу» , выпущенной издательством Сретенского монастыря. Во время двухчасовой встречи с читателями отец Нектарий отвечал на самые разнообразные вопросы духовной о жизни. Об авторе и его книге «С надеждой на Встречу» Антон Поспелов , ответственный секретарь портала Православие.Ru : — Добрый день, всечестные отцы, братия, сестры! Сегодняшний наш гость — игумен Нектарий (Морозов) , который возглавляет информационно-издательский отдел Саратовской епархии. Я хотел бы для начала сказать пару слов об отце Нектарии и о новой его книге. Отец Нектарий был журналистом, которые объездил «горячие точки» в 1990-е годы, видел кровь, смерть, страдания людей Отец Нектарий по своему образованию и по роду деятельности был журналистом. Причем, журналистом не таким, который сидит в своем кресле, удобном и мягком, и рефлексирует по поводу того, что происходит в мире. Этот человек объездил «горячие точки» в 1990-е годы: он был в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Осетии. Он видел кровь, смерть, он видел страдания людей, и мне кажется, что вот этот опыт настоящей журналистской работы, которая связана с опасностью для жизни, и привел к тому, что то, о чем он пишет, всегда проникнуто болью и сопереживанием по отношению к людям. Мне кажется, что это очень важно. На нашем сайте Православие.Ru отец Нектарий появился достаточно давно, хоть и опосредованно: в наш «Мониторинг СМИ» мы ставили практически все, что он писал. Ставили не глядя, потому что знали, что отец Нектарий не будет уклоняться ни влево, ни вправо, но будет выбирать срединный царский путь, которого стараемся придерживаться и мы в своей работе. А уже начиная с 2012-го года отец Нектарий стал постоянным автором портала Православие.Ru . И, как мне кажется, его статьи, также как и статьи отца Андрея Ткачева и, конечно же, отца Тихона, все ждут с большим нетерпением.

http://pravoslavie.ru/80711.html

Божья любовь и свободный выбор человека Наш личный Бог – это не бог философов и скептиков, но Бог отцов наших, являющий собой личность, а не идею. 5 ноября, 2014 Наш личный Бог – это не бог философов и скептиков, но Бог отцов наших, являющий собой личность, а не идею. «Бог есть любовь», – говорит нам евангелист Иоанн (Ин. 4:8). И это, поистине, как нельзя лучше Его характеризует, дает возможность нам, людям, понять, что есть Бог. Согласно святому Дионисию Ареопагиту и, конечно, апофатическому богословию нашей Церкви, Бог превышает все человеческие понятия. Он не является ни душой, ни словом, ни силой, светом, жизнью, сущностью, временем, наукой, правдой, царством, мудростью, благостью… Но, тем не менее, беру на себя смелость сказать, что здесь необходимо сделать исключение для слова «любовь». Ведь Бог – это не что иное, как любовь. Бог отцов наших, единственный истинный Бог – не карающий и не «справедливый», в соответствии с тем, что вкладывают люди в эти понятия. Он не похож ни на справедливого полицейского, который охраняет порядок, детально записывая все наши нарушения, ни на справедливого судью, дело которого судить беспристрастно, чтобы обличить и наказать виновного, подать ему пример, вершить справедливость и правопорядок. Наш Бог не является «справедливым» с этой точки зрения. И горе нам, если бы это было так. Бог – это наш Отец. Наш Бог «есть любовь». Однако многие задают вопрос, выражающий человеческое непонимание и слабость: «Почему же тогда в мире существует столько скорбей, несправедливостей и бед, если “Бог есть любовь?”». В качестве ответа мы могли бы привести слова блаженной памяти отца Епифания Феодоропулоса: «Мир без Христа – это не что иное, как театр абсурда. Без Христа ты не можешь ничему дать объяснения. Откуда скорби, несправедливость, неудачи, болезни, почему, почему, почему? Тысячи “почему”. Поймите, человек, с его ограниченными суждениями, не может приблизиться к ответу на все эти вопросы. Они объясняются только с помощью Христа. Они подготавливают нас к вечности. Возможно, там мы и удостоимся узнать ответы на некоторые наши вопросы…» (о. Епифаний Феодоропулос “Разговор с марксистом”. Каламата, 1989. С. 20).

http://pravmir.ru/bozhya-lyubov-i-svobod...

Поучения на молитву Господню: поучение о призывании молитвы Господней Отче наш, иже ecu на небесех. Так читаем мы, бр., молитву Господню. Называется она Господнею потому, что Сам Господь научил оной Своих апостолов, а чрез них и всех верующих в Него. Кратка сия Господня молитва; но она весьма важна и для нас необходима: она содержит в своих прошениях все нужды и потребности всякого христианина. А потому молитву сию каждый, от малого до великого, непременно должен знать и читать с христианским вниманием и разумением. Но этого-то у нас часто и не достает. Некоторые даже и вовсе не знают этой молитвы, а если и знают, то не так, как должно, и читают без должного разумения и участия сердца. И потому, чтобы научиться нам, с каким разумением и расположением сердца должно произносить сию молитву, при Божией помощи, займемся объяснением ее прошений. Молитва Господня разделяется на три части: на призывание, седмь прошений и славословие. Как читается призывание? Отче наш , иже ecu на небесех. – Не к земному человеку обращаемся мы, когда начинаем молиться, но к Самому Богу, Который на небесах, и называем Его своим отцом: Отче наш! Это высокое право называться Божиими сынами приобрел нам Господь наш Иисус Христос. Он, по Своей любви, Своими страданиями и смертью, Своею кровью, на кресте пролитою за спасение мира, примирил нас с Божиим правосудием, по которому надлежало нам за грехи наши вечно мучиться и погибать, – приобрел нам отпущение наших грехов, и тем, кои уверовали в Него, оставили плотскую и греховную жизнь и поступают по Его спасительным заповедям. Он даровал право быть Божиими детьми. Так об этом говорится в Господнем Евангелии: Елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его, иже ни от крове, ни от похоти плотския ни от похоти мужеския, но от Бога родишася ( Иоан. 1:12 ). О, как велико счастье быть чадами Божиими, знать, что Бог есть наш отец! Сколько благ и радостей могут получать от такого Отца верные и добрые дети Его? Но какова, братие, наша вера, каковы дела? Достойны ли мы называться Божиими детьми? Бог есть существо святейшее, мы же – нечестивые грешники, преступники святой Его воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010