Священник Ярослав Шипов: «Когда было нечего есть, архиерей разрешал брать ружье» 27 мая, 2017. Лада Ермолинская Прилично ли священнику ходить по лесу с ружьем, почему кагор не замерзает в лютый холод и куда катится современная литература Во лбу у отца Ярослава православный крест. Нет, не сияющий, а вполне земной – словно отпечатанный. Спрашиваю – как так? «А вот так! – говорит. – В детстве соседский мальчишка дал по лбу лыжной палкой, и на всю жизнь остался шрам. Позднее на этом месте появилась вертикальная складочка. А горизонтальные – морщинки, это уже потом, с возрастом. Так, – резюмирует он, – Бог меня пометил. Отвертеться не было никакой возможности!» Протоиерей Ярослав Шипов – клирик храмов Патриаршего подворья в Зарядье. Родился 16 января 1947 года. Закончил Литературный институт в Москве. Работал в журналах «Литературная учеба», «Наш современник», в издательстве «Современник». В конце 90-х состоял в редакционной коллегии журнала «Наш современник». В возрасте 44 лет стал священником. Поднимал приходы в Вологодской области. Отец Ярослав – автор рассказов о жизни современного православного прихода в русской глубинке. В 2017 году стал лауреатом Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Мои родители познакомились в журнале «Безбожник» – Мои родители появились на свет еще до революции, оба в православных семьях. Отец родился в марте и был назван Алексеем в честь человека Божия Алексия, а мама – в начале февраля, ее крестили в честь Анастасия Персянина. Батюшка, который совершал таинство, видимо, начал отмечать это событие вместе с моим дедушкой еще до начала, потому и дал ей мужское имя. Но в процессе крещения выяснилось, что это девка! «Ну что же, будет Анастасия…» – так и получилось. Потом произошел слом эпох, и все пошло по-другому. Мама отрезала косу и из дома вынесла иконы, вступила в комсомол. С отцом они познакомились в журнале «Безбожник», где оба работали журналистами. А во время войны отец трудился в газете «На разгром врага» Первой ударной армии, мама – в «Комсомольской правде».

http://pravmir.ru/protoierey-yaroslav-sh...

Скачать epub pdf Архиеп. Аверкий (Таушев) († 1976 г.) Св. праведный отец Иоанн Кронштадтский о храме и о совершаемом в нем Богослужении. «Поистине храм есть земное небо, ибо, где престол Божий, где страшныя таинства совершаются, где аигелы служат с человеками, где непрестанное славословие Вседержителя, там истинно небо и небо небесе» (Св. праведный Иоанн). Из жития св. праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского мы знаем, что отец его сельский псаломщик Илия Сергиев с раннего детства постоянно брал его в церковь и этим воспитал в нем особенную любовь к храму Божию и совершаемому в нем богослужению. Эту любовь наш великий праведник сохранил на всю свою жизнь, и вот в чем главная причина его необыкновенного духовного роста и того величия и славы, кои приобрел он, став потом сам служителем престола Божия. Известно, что в течение всей своей дальнейшей жизни он, по возможности, неопустительно каждый день совершал Божественную литургию или, по крайней мере, приобщался Св. Христовых Таин. «Я угасаю, умираю духовно, когда не служу несколько дней в храме, и возгораюсь, оживаю душою и сердцем, когда служу, понуждая себя к молитве не формальной, а действительной, духовной, искренней, пламенной», – так свидетельствовал он сам о себе. В настоящее время немало есть христиан, которые как бы не чувствуют, не понимают всего великого значения храма Божия и совершаемого в нем богослужения и легкомысленно говорят: «Я молюсь дома: не обязательно бывать в церкви – дома я еще лучше могу наедине с самим собой помолиться». На это так отвечает наш великий пастырь-молитвенник: «Если многие из христиан не любят церкви и богослужения, то потому, что их души не готовы, не расположены к этой любви, не воспитали ее в себе, по причине житейских пристрастий, и потому, что не знают церкви, ея смысла, ея духа, ея цели » (Мысли о Церкви», m. III, стр. 180). «Христианин без церкви, как рыба без воды, не может жить истинною жизнью: церковь его стихия» (там же, стр. 114). Целая книга св. праведного Иоанна: «Мысли о Церкви и православном богослужении» посвящена раскрытию глубочайших, углубленнейших размышлений его на эту возвышенную тему.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Совместная декларация Патриарха и Папы – что думают о ней католики и православные? 30 марта, 2016. Редакция " Правмира " Как был прочитан текст заявления в двух частях христианского мира и какие реакции вызывал? Какими могут быть последствия? Прошло почти два месяца после встречи Папы Франциска и Патриарха Кирилла в аэропорту Гаваны. Как восприняла их паства сам факт встречи и текст совместного заявления ? Как он был прочитан в двух частях христианского мира и какие реакции вызывал? Какими могут быть последствия? Этим вопросам была посвящена дискуссия в Культурном центре «Покровские ворота», в которой приняли участие протоиерей Валентин Асмус, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе, доцент Московской духовной академии, член Ученого совета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), патролог, византолог и священник Фома Гарсиа, директор Института святого Фомы в Москве. Модераторами дискуссии выступили журналист Ксения Лученко и директор «Покровских ворот» Жан-Франсуа Тири. Встреча: отклики и ожидания Жан-Франсуа Тири: Добрый вечер, дорогие друзья! Я очень рад вас видеть сегодня, не ожидал, что будет так много народа. Я думал, что интерес к этой теме в обществе уже немного снизился, а оказывается, что совершенно нет. Я надеюсь, что наш вечер будет полезным для дела и поспособствует выполнению именно той задачи, которую Святейший Патриарх и Папа поставили перед нами. Я очень рад представить вам наших гостей. Это отец Фома Гарсиа, который возглавляет институт святого Фомы в Москве. Он сам из Чили, учился там, принадлежит к ордену иезуитов. Отец Валентин Асмус. Для меня большая честь, что он посетил наш вечер, потому что я считаю отца Валентина одним из самых авторитетных протоиереев в Москве. И его образование, и то, как он знает историю Церкви и богословия, мне кажется, будет ценно для нас сегодня. Отец Валентин – настоятель Храма пресвятой Богородицы в Красном селе. Сейчас в основном трудится над изданием православной энциклопедии.

http://pravmir.ru/deklaratsiya-cuba/

Донецк. Престольный праздник Иверского монастыря 25 февраля Иверский монастырь в Донецке встречает свой престольный праздник — день памяти Иверской иконы Божией Матери. По благословению Высокопреосвященнешего Илариона, митрополита Донецкого и Мариупольского богослужение началось с водосвятного молебна. Затем состоялась Божественная литургия, которую возглавил епископ Новоазовский Варсонофий, викарий Донецкой епархии. Владыке сослужило духовенство города. Рассказ об этом празднике в фотографиях донецкого журналиста Сергея Голохи. Рейтинг: 9.6 Голосов: 1055 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Людмила 11 мая 2017, 19:24 И правда, " не ведают что творят ... " Нет слов - боль и слёзы ... Очищаемся? Дай-то, Боженько ... Спаси, Отец наш Божественный Небесный, нашу землю, наш народ, нашу планету ... Спаси, Отче, наши души! Прости, вразуми, наставь на путь праведный. АМИНЬ Татьяна 9 мая 2017, 08:25 С праздником, дорогие братья и сестры, с днём Великой Победы! У вас и сегодня идёт война, война между землей и Небом, война за наши души. Слезы боли и радости от увиденного на фотографиях. Боль - от нечеловеческой жестокости, радость - от того, что понимаешь - никто и ничто не сломит душу, живущую во Христе! Храни вас Господь! Своим ежедневным подвигом вы укрепляете всех нас, живущих под мирным сегодня небом. Недалеко от нашего дома тоже храм, посвящённый Иверской иконе Божией Матери, и у нас в этот день был престольный праздник, - Архиерейская служба, радость, счастливые лица ... Да даст Бог и вам, родные, такой день беспечальной радости о Господе! Сергей 20 апреля 2017, 19:37 Чаша подобных страданий могла опрокинуться в любом месте. И как знать, может они там отдуваются за всех нас. И не потому что самые грешные, а потому что оказались из всех более способными к столь тяжкому кресту. Ольга 30 марта 2017, 11:04 А ведь это не просто храм после обстрела - это такие храмы душ наших - все в язвах " занеже весь пуст и пался есть, и не имаши во мне места достойна еже главу подклонити " . Господи помилуй нас всех, наложи целебный пластырь на язвы душ наших и исцели нас. Господи Боже наш, помилуй нас немощных. Аминь.

http://pravoslavie.ru/101362.html

Житие и жизнь препбны мтре нше блговрны кнжьны 113 Писано смиренно иноком Григорием. Тогож Града Суждаля. Обители Боголепного Преображения Гда Бга и Спса ншего Хрта 114 Благословен Бог Отец щедротам, Безначальный вседержитель, благословен Единочадый Сын Слово Отчее, благословен Параклит, от Отца исходяй и в Сыне почиваяй: благословен Бог , иже в Троице от ангел на небесах благочудно 115 певаемый: и от всех творительств своих со страхом покланяемый. Всещедрый, преблагий Бог наш, благословен Бог неначальный 116 и нескончаемый ни меримый ни до ведомый, безначальный, несозданный, присносущный, неописанный, невидимый, неизменный, не оставленный, неисследованный, ни умом постижимый, ни словом изреченный, Едино Божество в Трёх составех едино естество в 3-х лицех, не трие бзи, но Един, Бог . Едино есть Святой Троицы Божество, Едино существо, едино действо, едина власть, едино господство, едино царство и едина сила, свет во Отце, и Сыне, и Святом Духе, Един аки 117 в трёх солнцах 118 присносветел, неприступен отнюдь, и умом непостижим, ни словом изглаголан, Егоже богатство есть едина вещь, едино Божество 119 . Благословен и преблагословен Той Истинный Бог наш, иже вся человеки хотя спасти, и в познание истине прийти и вся на пользу подаваяй, и многообразно немощи человеческие посещаяй, на Того бо истинного Бога нашего надежду свою положим, наипаче же на Того благодать надеющееся слово вкратце предложим: о житии благоверной и всеблаженной Евфросинии преподобной, памяти достойной, ей же несть точно всего мира богатство, сия убо преподобная сияет и по смерти аки 120 жива во граде Суждале, чудес множество источающи и различными знамениями, её житие подобно ангелом, ибо тех имеяше поспешники 121 , разум ибо есть наш не ухищрением писаний пекущеся, но истину написующе простыми словесы, боголюбцем 122 вкратце: и во общую пользу и спасение христоименитым людям, послушающим послушником 123 в славу Сына Божия, избравшего свою рабу, сподобихся 124 достоверно слышати от поведавших ми не ложно черноризиц обители 125 преподобные, иже во граде Суждале, обаче начнём повесть, от онудуже начати подобно 126 подобно же настоящее да глаголется.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Внешний облик – это маленькая проповедь о том, Какой наш Бог» Разговор с православным стилистом Еленой Масальцевой 17.11.2023 123 Время на чтение 17 минут Источник: Православие.ру В преддверии Рождественского Поста наш корреспондент встретилась с прихожанкой Спасского собора, мамой четверых детей. Несмотря на занятость дома, у Елены множество увлечений – например, пение в народном хоре. Когда дети подросли, Елена Масальцева стала стилистом и сейчас учит женщин достойно одеваться. Елена рассказала о своем пути к вере, о традициях встречи Рождества и святочного времени, которые существуют в их многодетной семье, а также поделилась с нашими читательницами своим профессиональным видением, как и для чего православной женщине выглядеть красиво в современном мире. Семья Масальцевых Душа чувствовала – Елена, хочется начать разговор с традиционного вопроса: как вы пришли к вере? – Когда я была маленькой, я понимала, что есть большая сила, которая создала этот мир, моя душа чувствовала, что Господь есть. Кроме того, я в детстве боялась темноты, и мне нужна была какая-то сила, которая меня защитит ночью. И когда после Крещения я узнала молитву Господню «Отче наш…», то ощутила в ней особую мощь. И с тех пор, свернувшись ночью клубочком под одеялом, молилась. Приняв Таинство Крещения и молясь вот так, по-детски, я поняла, что двигаюсь в правильном направлении, что православная вера открывает то, чего всегда требовала моя душа. – А крестили вас в сознательном возрасте? – В двенадцать лет. Мои родители работали и до сих пор трудятся на заводе «Авитек», но прежде, в советское время, крестить было нельзя: имели место и доносы, и выговоры, и увольнения. А когда обстановка в стране поменялась, родители сами повернулись в сторону веры и решили крестить своих детей. Так нас с братом – двух подросточков – привели в единственный на тот момент действующий в Кирове храм – Серафимовскую церковь. Крестил нас отец Серафим Исупов. У купели батюшка сказал: «Наша девочка». У моего папы волосы зашевелились на голове от страха – что бы это означало? Он невесть что подумал, так как, будучи человеком советского времени, на тот момент оставался очень далек от храма и не готов был увидеть дочь всецело отданной на церковное служение.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/17/vneshn...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Наш Бог – Бог порядка»… Глава из новой книги Юрия Воробьевского 23.03.2021 1868 Время на чтение 7 минут Выходит в свет новая книга Ю. Воробьевского «Царским путем». Она посвящена приснопамятному духовнику автора – иеромонаху Павлу (Лысаку). Предлагаем вашему вниманию небольшой фрагмент этой книги – о ежегодном великопостном соборовании, которое происходило на квартире кого-либо из духовных чад Батюшки и которого всегда ждали с особым нетерпением. Писатель В. Крупин вспоминает: «Батюшка входит – как будто светлее становится. Все бросаются под благословение, но Старец говорит: лучше подходить к облаченному священнику. Снимает пальто из добротного материала (не сам покупал, – говорит он)… Тщательно расчесывает бороду, поправляет наперсный крест». Очень аккуратно раскладывает все по столу: требник, аналойный крест, свечи. Своим благоговейным отношением к священным предметам он напоминает о серьезности момента: Проклят всяк, творящий дело Божие с небрежением (Иер. 48, 10). Отец Павел облачается в старенькую, сшитую ему матушками, зеленую епитрахиль. Не спеша зашнуровывает поручи, читая псалмы: Я ко миро на главе , сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его... В вопросах службы он бывал очень строг. Один священник вспоминал замечание отца Павла: «Как молитвослов держишь? Ты же грязными пальцами испачкал все страницы»! В таких случаях протеста не возникало. Мы же видели, как священнодействует сам наш Духовник». Поэтому, например, его слова о том, что правила к причастию надо вычитывать обязательно стоя, воспринимались как само собой разумеющееся. Многие сегодня склонны к расслабленности, но, видя отца Павла, его духовные чада подтягивались. Владимир Крупин свидетельствует об очень показательной «мелочи»: с некоторых пор я привык перед причастием обязательно застегивать верхнюю пуговичку рубашки. Сама подготовка к соборованию была действом. Его надо было видеть! И понимать, что любимая фраза Батюшки – « наш Бог – Бог порядка, а не беспорядка» – имела в его жизни особое наполнение.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/23/na...

Конкордия и тайна исповеди — А наш батюшка не хранит тайну исповеди, — сказала как-то за чаем матери Конкордии Лиза. 15 марта, 2014 — А наш батюшка не хранит тайну исповеди, — сказала как-то за чаем матери Конкордии Лиза. — А наш батюшка не хранит тайну исповеди, — сказала как-то за чаем матери Конкордии Лиза. Елизавета Петровна, старая подруга монахини, жила в Москве вместе с семьей сына, нянчила троих внуков, но раз или два в год приезжала к матери Конкордии отдохнуть на свежем воздухе, попить целебного козьего молочка и посплетничать по поводу приходской жизни в столице. Кроме как в храм да в ближайший продуктовый магазин, Елизавета Петровна никуда не выходила. Общение со столичными подругами поддерживалось при помощи телефона, а вот в другую область звонить по межгороду было дорого. Нельзя оставлять подругу без свежих московских сплетен, поэтому Лиза, как по привычке звала ее монахиня, проявляла трогательную заботу, не считаясь со сложностями дальней дороги. — Отец Иоанн не станет раскрывать исповедь , – сказала матушка, — он достаточно ответственный священник. Но сама в душе приготовилась послушать историю. Грешны мы, не всегда способны перебороть страсть, особенно столь невинную внешне, как пересуды и сплетни. — Он, наверное, для блага нас всех так делает, – продолжала Лиза. Имен не называет. Говорит: вы ко мне приходите и каетесь в грехах, а потом вновь согрешаете. И начинает перечислять грехи. И, что самое плохое, иногда говорит о моих личных грехах, которыми никто больше не грешит, и мне становится очень стыдно. И Елизавета Петровна назвала несколько своих «индивидуальных» грехов. Выслушав подругу, мать Конкордия улыбнулась и успокоила подругу. Все эти грехи оказались настолько распространенными, что узнать по ним себя могла лишь Елизавета, живущая в тишине московской квартиры и почти ни с кем не имеющая общения. Так что никакого нарушения тайны исповеди не было. — Вообще, я лишь однажды слышала о том, что священник нарушил тайну исповеди , – сказала монахиня.

http://pravmir.ru/konkordiya-i-tajna-isp...

Молитва Господня Молитва Господня читается: Отче наш , иже еси на небесех и т. д. Она принята христианской церковью из уст самого Господа Иисуса Христа ( Мф.6:9 , Лк.11:2 ) и потому называется Господней. В Евангелии Луки читаем: «случилось, что когда Он (Иисус) в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи, научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите (или, как читаем в Евангелии Матфея, молитесь так): Отче наш и т. д. Нет сомнения, что каждый из нас непременно должен знать и буквально повторять эту молитву; не только неопытные, но также опытные и усовершившиеся в деле молитвы, все обязаны молиться по данному нам готовому образцу молитвы. От этой обязанности не освобождает нас то, что, по слову, Спасителя, «поклоняющиеся Отцу должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:24 ). Данный Христом образец молитвы не есть буква убивающая, а дух животворящий, не есть что-нибудь преходящее, временное, несущественное и допускающее изменения, напротив, в ней выражается истинная, непреложная сущность молитвы. Св. Киприан так рассуждает об этом: «Христос предрекает, что грядет час, когда истинные поклонники поклонятся Отцу духом и истиною, и исполнил обетование, так что мы, которые прияли дух и истину по силе принесенного Им удовлетворения, поклоняемся истинно и духовно по Его также преданию. Ибо, какая молитва может быть духовнее той, которую дал нам Христос, пославший нам и Духа Святаго? Какое моление пред Отцом может быть более истинным, как не произошедшее из уст Сына, Который есть Истина? Молиться иначе, нежели как Он научил, есть не только невежество, но и преступление» 9 . – Таким образом, ревнители молитвы духовной напрасно стали бы уклоняться от употребления молитвы Господней под тем предлогом, будто оно несогласно с духовным служением Богу: она есть самое лучшее выражение молитвенных духовных расположений и лучшее средство для возбуждения и укрепления их. «Итак, – продолжим слова св. Киприана, – будем молиться так, как Учитель наш Господь научил. Любезна и приятна молитва того, кто просит Бога Его же словами, кто в уши Его возносит моление Христово. Знает Отец глаголы Сына. Когда молитву Сына воссылаем, то в сем гласе слышится Тот самый, Который обитает в персях Отца; и так как мы имеем в Нем Ходатая пред Отцом о грехах, то, прося о грехах, произносим слова Споручника нашего».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Накануне Дня защитника Отечества настоятель домового храма архангела Михаила Военной академии Генерального штаба ВС РФ, майор запаса священник Андрей Галухин рассказал о традициях чествования воинов на Руси, о взаимоотношениях армии и Церкви и о «самом военном» храме нашей страны. Наш народ любит праздники – Отец Андрей, была ли на Руси традиция дня защитника Отечества до введения советской властью даты 23 февраля? – На Руси было несколько дней, когда чествовали воинов. Так, День Георгиевского кавалера праздновался после того, как был учрежден этот орден. Стали праздновать День воинской славы и День кавалеров воинской славы. Это было у нас на День зимнего Георгия Победоносца. А еще была дата 7 мая, ее пытались реконструировать уже в наше российское время, но не прижилась она ни в государстве, ни в народе, ни в армии – за 90 лет уже привыкли праздновать 23 Февраля. Эта дата уже вжилась и в офицерство, и в народ. Потому, что весь наш народ, особенно мужская часть населения, является защитниками Отечества. Дата прижилась, как и 8 Марта, хотя вроде бы это антицерковный праздник. Наш народ любит праздники, а их все меньше и меньше. – А как связана традиция чествования воинов на Руси с традициями Русской Православной Церкви? Насколько принципиальна для православных христиан история появления 23 Февраля как Дня защитника Отечества? – С церковной точки зрения 23 Февраля никогда праздником-то и не являлось. В Русской Православной Церкви есть Дни воинской славы – это те памятные даты, которые связаны воедино с нашими великими воинскими победами и в то же время с празднованием каких-либо икон Божией Матери или определенных святых. Например, день памяти Куликовской битвы связан с Рождеством Богородицы, освобождение Москвы от поляков – с Казанской иконой Божией Матери. Вот это дни нашей воинской славы, которые мы повсеместно празднуем. С Александром Невским связано Ледовое побоище, поэтому в этот памятную дату (18 апреля) тоже установлен День воинской славы. Вот такие праздники, посвященные нашим воинам, были на Руси до революции.

http://pravoslavie.ru/37296.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010