святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический Содержание Акафист Пресвятей и Животворящей Троице    Иерей: Благословен Бог наш.    Чтец: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный: Трисвятое: по Отче наш.    Тропари сия, глас 6й    Помилуй нас, Господи, помилуй нас: всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас!    Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом: не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших: но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших: Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.    И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице: надеющийся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.    Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя…    Стихиры, глас 8й. Самогласны    Воспоим вси боголепно песньми божественными, Отца Безначальна, Сына Превечна и Духа Соприсносущна, Триипостасную державу, Едино Божество, едино царство и господство, едину волю и силу, пред Ними же всяко колено преклоняется небесных, земных и преисподних. (Дважды.)    Отцу и Сыну и Духу верно поклонимся вси, Троице Единосущней и Нераздельней, Юже выну славословят на небеси безплотных чинове: мы же Тоя милости и щедроты исповедуя, на земли возопиим: Отче создавый, Сыне искупивый, и Душе Святый освящаяй всех нас, Троице Пребожественная, слава Тебе! (Дважды.)    Егда в начале род человечь восхотел еси создати, Господи, тогда к Сыну Твоему собезначальному и Духу соприсносущному рекл еси, Благоутробне: сотворим человека по образу и подобию Нашему! Темже человеколюбному о нас смотрению чудящеся, вопием: Троице Пресвятая и благопромыслительная, Творче и Боже наш, слава Тебе!    Егда от Иоанна крещение совершашеся во Иордане, Тройческое явися поклонение, Отец возлюбленнаго Сына именуяй, Сын приемляй крещение от раба, Дух Святый сходяй с небесе в виде голубине: темже Божественным видением таинству наученнии, с верою вопием: Троице единосущная, тако явитися благоизволившая, помилуй и спаси нас!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3202...

     Приближается день 20 февраля, когда год назад отошел ко Господу любимый и почитаемый всей Русской Православной Церковью духовник Троице-Сергиевой Лавры и духовник многих и многих тысяч православных христиан, можно сказать, всей России архимандрит Кирилл (Павлов). К батюшке приезжали отовсюду, с главными вопросами своей жизни. И батюшка исповедывал, советовал, наставлял, утешал, с каждым делился своим богатейшим духовным опытом и своей огромной любовью. Отец Кирилл – один из тех великих подвижников конца ХХ века, кто возвращал русских людей к вере их отцов – к Святому Православию. Своей безграничной любовью к людям, примером всей своей жизни и даже часто одним своим обликом батюшка приводил людей к вере, к Церкви, помогал обрести смысл существования, жить по воле Божией, по-христиански. Отец Кирилл окормлял не только огромное количество число простых верующих людей, но он воспитывал и целое поколение духовных пастырей русского народа. Большая часть архиереев, монашествующих и белого духовенства были духовными чадами отца Кирилла. И одним из них был настоятель Московского Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов). Отец Алексий был одним из ближайших духовных чад отца Кирилла, он окормлялся у него 47 лет. Отец Кирилл даже в свое время видел в нем приемника на должности духовника Лавры, но последовал перевод отца Алексия из обители Преподобного Сергия Радонежского в обитель преподобного князя Даниила Московского. Сегодня мы попросили отца Алексия поделиться с нами своими воспоминаниями о дорогом батюшке отце Кирилле. Теперь трудно сказать, когда я впервые узнал об отце Кирилле, но я думаю, что когда я пришел в Церковь, то сразу и узнал, что в Лавре есть такой духовник, батюшка, отец Кирилл. А впервые встретился я с ним уже в 1969 году в Троице-Сергиевой Лавре, когда поступил учиться в Московскую духовную семинарию. А стал постоянно исповедоваться у батюшки, стал его духовным чадом, в 1970 году. Я учился на дневном отделении и уже был послушником в братии Лавры, а поскольку батюшка был лаврским духовником, то я уже начал ходить к нему на исповедь и потом он принял меня и других братьев от пострига уже как духовный отец, которому вручаются духовные чада. Когда постригают в монашество, то мы уже знаем, что это наш духовник, который нас примет от Евангелия, а постригающий старец говорит, что мы должны повиноваться ему, как Христу, а он отвечает за нас пред Богом. Как батюшка говорил, это уже как бы по закону церковному связываетесь как духовный отец и чадо, а до этого отношения с духовником – по закону любви: я располагаюсь к священнику, хожу к нему, и он уделяет мне внимание.

http://pravoslavie.ru/110846.html

Архимандрит Лука (Анич): Нести крест и верить в воскресение Вот юноша, который спросил Господа, как ему спастись, и услышал слово Его, и не просто услышал, но взял крест свой и последовал за Ним до последнего вздоха, — это наш Лука. Наш отец Лука — один из тех молодых людей, которых коснулось Божие крыло, и они пережили новое рождение в Духе Святом… 12 февраля, 2013 Вот юноша, который спросил Господа, как ему спастись, и услышал слово Его, и не просто услышал, но взял крест свой и последовал за Ним до последнего вздоха, — это наш Лука. Наш отец Лука — один из тех молодых людей, которых коснулось Божие крыло, и они пережили новое рождение в Духе Святом… 10  февраля  на монастырском кладбище в Дайбабе состоялось погребение архимандрита Луки (Анича), настоятеля Успенского  монастыря в Дайбабе, который отошел  ко  Господу в ночь с 7  на 8 февраля. Архимандрит Лука (Анич) Божественную литургию и отпевание совершил архиепископ Цетиньский и митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий  в сослужении преосвященных  епископов Будимлянско-Никшичского Иоанникия, Захумско-Герцеговского Григория, Рашско-Призренского Феодосия и Липлянского  Иоанна, многочисленного священства  и при молитвенном участии верующих из  Черногории, Сербии и Республики Сербской. После  чтения Евангелия Владыка Григорий  произнес  проповедь. «Перед нами лежит истинный монах, человек на лице  которого  читалась  истина о том ,что самое важное нести крест и верить в воскресение. Все вы,  а вы  знали его лучше меня помните его улыбку и его лицо  и знаете,  что в его улыбке  и на  его лице всегда можно было  видеть  и крест, и страдание, но и радость воскресения одновременно», — сказал он. Владыка Иоанникий напомнил, что архимандрит Лука происходил  из  уважаемой благочестивой семьи. Он особо  отметил,  что усопший  с ранних  лет искал образ   Христов, поэтому и решил поступить на  философский факультет. Он посвятил  свои  молодые годы поискам Бога  и, когда встретил  Его,  то постепенно  стал освобождаться от  всего мирского.

http://pravmir.ru/arximandrit-luka-anich...

О ЧЕТВЕРТОМ ПРОШЕНИИ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ Хлеб наш насущный даждь нам днесь 1. Объяснение четвертого прошения молитвы Господней Под насущным хлебом св. отцы разумеют: а) хлеб, необходимый для поддержания нашей жизни. Так как человек состоит из души и тела, то и хлеб наш насущный есть, по учению св. отцов, для души и есть для тела. Хлеб насущный для тела есть обыкновенная вещественная пища, необходимая для поддержания нашей телесной жизни, или, как говорит св. Иоанн Златоуст , хлеб необходимый не для объедения, а для питания, восполняющий истраченное в теле и отклоняющий смерть с голода, но никак не роскошные столы, не разнообразные яства – произведения поваров, не вкусные вина и прочее тому подобное, что услаждает язык, но обременяет желудок, помрачает ум и помогает телу восставать на душу. (Святоотеч. наст. о молитв. и трезв. и истолк. молитвы Господней словами св. отец – еп. Феофана, стр. 437). Вместе с этим под хлебом насущным для тела св. отцы разумеют и все вообще необходимое для поддержания и сохранения нашей телесной жизни, т. е. одежду и жилище. «И нечего дивиться, – говорит блаж. Августин, – если именуя один хлеб, разумеем и прочие необходимые потребности, – как и Иосиф, когда пригласил братьев своих, сказал: «со мною... ясти имут мужие [сии] хлеб в полудне» ( Быт.43:16 ), но на самом деле не один хлеб ели; так и в молитве Господней, когда молимся о насущном хлебе, испрашиваем и всего, что потребно для плоти нашей на земле» (ibid.440). б) Хлеб насущный для души есть, во-первых, по учению отцов Церкви, хлеб, сшедший с небес – Господь наш Иисус Христос ( Ин.6:51 ). «Хлеб жизни есть Христос, – говорит св. Киприан, – и хлеб сей не всех есть, а только наш. Как “Отче наш” говорим мы, потому что Он есть Отец разумевающих истину и верующих, так и хлебом нашим называем мы Христа, потому что Он есть хлеб тех, которые вкушают Тело Его (ibid. 430). «Испрашивая хлеба насущного, мы молимся, – говорит Тертуллиан , – о непрестанном пребывании во Христе через приобщение Тела Его» (ib. 430). «Самое бо Тело Христово... то есть насущный хлеб», – говорит Б. кат. (л. 200).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Христос Святой Иоанн в главе 12-й пишет о Нем, что Христос – Бог Израилев, и Его славу видел Исаия ( Ин. 12:41 ), и еще он говорит: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин. 1:14 ). Святой Павел в Послании к евреям говорит, что Христос Господь наш есть Бог Израилев, ибо «основал землю, и небеса – дело рук Его» ( Евр. 1:10 ). Он же говорит, Христос Господь есть Бог, Которого иудеи в пустыне искушали. Сам Господь, Предвечная Истина, говорит о Себе так: «Отец во Мне, и Я в Нем»; и еще: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин. 10:38, 8:58 ). Все эти свидетельства, находящиеся в Священном Писании, ясно нам доказывают, что Христос Господь – Истинный Бог наш (1). Господь, любезно и долго беседуя со Своими учениками накануне Своих страданий, назвал Себя виноградом, который возделан Отцом: «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой – Виноградарь» ( Ин. 15:1 ). Войдем мы в этот виноград, здесь мы поистине найдем пользу, ибо здесь есть гроздья и вино веселья. Посмотрим же, почему Господь наш назвал Себя виноградом. Не потому ли, что в Святых Тайнах под видом вина верующие пьют Его Животворящую Кровь? Ведь Он сказал на вечери: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя» ( Мф. 26:27–28 ). Назвал Он Себя виноградом для того, чтобы знали, что Кровь кто-либо может пить не иначе, как только под видом гроздной крови, то есть под видом вина, которое в Писании называется Кровью гроздною ( Быт. 49:11 ; Втор. 32:14 ). Не для того ли Он назвал Себя виноградом, чтобы показать, что как гроздь виноградная, пока не будет вложена в точило, не попрана и не раздавлена, до тех пор не даст из себя вина, которым «веселится сердце человеческое» (см. Пс. 103:15 ), так и Ему, Господу нашему, подобало, как и грозди, быть попранным и раздавленным страданиями, чтобы источить Кровь, как вино, для радостного спасения всего рода человеческого. Восходя на Крест, Он назвал Себя Лозой виноградной, и как лоза, возросши на коле, рождает гроздья, так и Господь наш, вознесшийся на Кресте, принес пять чудных красных гроздьев, пять, говорю я, больших ран на руках, ногах и Пречистом Его боку.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Отошел ко Господу наш дорогой отец» На 83-м году жизни от осложнений, вызванных коронавирусом, скончался протоиерей Николай Беляев, старший священник Иоанновского монастыря 12.01.2021 2230 Этой ночью 12 января отошел ко Господу протоиерей Николай Беляев , старший священник Иоанновского ставропигиального женского монастыря на Карповке в Санкт-Петербурге, сообщает сайт обители. Священник умер от осложнений, вызванных коронавирусом. Дмитрий Павлович Беляев, многодетный отец, внук протоиерея Николая Беляева, по этому поводу написал на странице в социальной сети: «Сегодня, 12 января 2021 года (вт), отошел ко Господу наш дорогой отец, протоиерей Николай Беляев, старший священник Иоанновского ставропигиального женского монастыря. Упокой, Господи, его светлую и любящую душу». Старший брат покойного священника, кандидат исторических наук, с.н.с. Института истории РАН Сергей Алексеевич Беляев (также недавно скончавшийся) так отзывался о своём брате: «Мой брат — отец Николай, который служит в монастыре на Карповке, насколько я знаю по отзывам людей, которые у него окормляются и которые приходят к нему за советом, пользуется и большим уважением, и большой любовью. Все всегда о нем говорят только одни добрые слова. Для меня это, прежде всего, свидетельство того, что брат не просто хорошо несет свое пастырское послушание, а что это приносит людям радость и указывает на то, как строить свою жизнь и как выходить из всяких жизненных коллизий, которые встречаются на пути каждого человека». Биографическая справка: Протоиерей Николай Беляев родился 4 марта 1938 года в Костроме. В 1956 году окончил среднюю школу с золотой медалью в Скопине Рязанской области. Выпускник математико-механический факультета Ленинг радского государственного университета (специальность «Астрономия и небесная механика»), 30 лет посвятил работе в Институте теоретической астрономии АН СССР , где прошел путь от старшего лаборанта до ведущего научного сотрудника. Последние 15 лет работы в Институте Николай Алексеевич Беляев был ученым секретарем Рабочей группы Астросовета АН СССР «Динамика малых тел Солнечной системы», участвуя в организации и проведении Всесоюзных и международных конференций по динамике малых планет и комет, в частности по комете Галлея. За период работы в институте им было опубликовано более 40 научных статей в отечественных и зарубежных журналах, написаны пособия и созданы фильмы по комете Галлея, книга «Комета Галлея и ее наблюдение», монография «Короткопериодические кометы» и др.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/12/ot...

Скачать epub pdf Декабрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 12: гл. 1 (Ин.20:21–27)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1910. Т. 3. 12. С. 257–272 (1-я пагин.) —257— Ин.20:21 . И рече им паки: мир вам, – якоже посла Мя (живый) Отец, и Аз посылаю вы. 2447 В этих словах Господь наш Иисус Христос поставил наставников и учителей вселенной и домостроителей Божественных Его таинств, которым повелевает, наподобие светил, освещать и осиявать уже не одну только страну иудейскую, по соответствующей закону мере простирающуюся «от Дана и до Вирсавии» ( 2Цар.3:10, 17:11 др.), по написанному, но всю подсолнечную и повсюду рассеянных и живущих. Истину, следовательно, говорит Павел, что «никто сам на себя не принимает честь, но призываемый от Бога» ( Евр.5:4 ). Так и Господь наш Иисус Христос пред всеми другими призвал к достославнейшему апостольству Своих учеников и утвердил как бы колеблемую и падавшую всю землю, сообщив ей, как Бог, подкрепление и опору в лице их (ср. 3Цар.10:12 ). Поэтому-то и сказал устами псалмопевца о земле и апостолах, что «Я утвердил столбы её» ( Пс.74:4 ). Действительно, блаженные ученики сделались как бы столбами и утверждением истины (ср. 1Тим.3:15 ), которых, говорит, и послал Он, как Его послал Отец, указывая одновременно как на апостольское достоинство, так и на несравненную славу данной им власти, а вместе с тем объявляя и путь апостольского служения. Ведь если Он думал, что Он должен посылать Своих учеников так, как и Его послал Отец, то для тех, кои должны были подражать Ему во всём, разве не необходимо было видеть, для какого дела Отец послал Своего Сына? —258— Различно уясняя нам образ Своего посланничества, Он говорил: «не пришел Я призвать праведников, но грешников к покаянию» ( Мф.9:13 ), и опять: «не имеют нужду здоровые во враче, но больные» ( Лк.5:31 ), – и кроме того, еще: «и потому что низшел Я с неба, не да творю волю Мою, но волю Пославшего Меня» ( Ин.6:38 ), то опять: «ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы Он судил мир, но чтобы спасен был мир чрез Него» ( Ин.3:17 ). Итак, сократив в немногих словах служение апостольства, Он говорит, что послал их также, как Его послал Отец, дабы они видели отсюда, что они обязаны призывать грешников к покаянию, исцелять больных как духовно, так и телесно, в устроении дел искать отнюдь не своей собственной воли, но воли Пославшего, и учением, сколько доступно, спасать мир. И действительно, мы видим, что и сами святые ученики старались блистать всем этим, и для удостоверения в этом не требуется много труда для раз прочитавшего Деяния Апостолов и послания Святого Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Отец Иоанн Кронштадтский – светлый образ Православия «О, чудное, животворное, Божественное Православие! Я вижу светлый образ твой!» – так неоднократно любил восклицать наш великий праведник, молитвенник и чудотворец приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский . И это понятно! Ведь он сам в себе самом постоянно ощущал всю несравненную благодатную силу и духовную мощь чудного, животворного, Божественного Православия – этой чистой, неповрежденной, никакими человеческими заблуждениями и вымыслами не искаженной и не засоренной подлинной Христовой веры, единой истинной, единой спасающей. Откуда все величие и слава нашего дивного всероссийского праведника, приобретшего мировую известность, перед которым преклонялись и которого глубоко почитали, как истинного пастыря Христовой Церкви, даже многие иностранцы и иноверцы, испытавшие на себе всю чудотворную силу его молитв и предстательства за них перед Богом и только слышавшие о нем от других? От Святого Православия. Ведь Отец Иоанн – сын бедного благочестивого причетника и его столь же благочестивой супруги, отпрыск исконного духовного рода, – плоть от плоти и кровь от крови той Святой Руси, которая жила и дышала святым Православием; вместе с молоком своей благочестивой матери он впитал в себя с ранних младенческих лет дух истинного православного благочестия, он вскормлен и вспоен живительными соками Святой Православной Веры; с детских лет получив крепкую духовную опору в молитвенной атмосфере своего родного сельского православного храма, он получил потом самое основательное духовное и научно-богословское воспитание и образование в наших русских православных духовных школах – Архангельском Духовном Училище, Архангельской Духовной Семинарии и С.-Петербургской Духовной Академии. Отец Иоанн – наш православный пастырь, и отсюда именно все его величие и вся его слава! И он сам это всегда глубоко сознавал и переживал. Ибо он никогда и ни в чем не выступал от своего собственного имени и ничего не приписывал лично самому себе, а только – почивающей на нем благодати священства, которой удостоила его Святая Православная Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Глава вторая. Преподобный Савва Освященный и происхождение всенощного бдения. Надписание современного Типикона Русской Церкви «Типикон, сиречь изображение церковного последования во Иерусалиме святыя лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы. Тожде последование бывает и в прочих во Иерусалиме честных обителех, подобно и в прочих святых Божиих церквах» указывает на принадлежность чина всенощного бдения в первую очередь лавре преп. Саввы Освященного. Имя сего преподобного отца, таким образом, оказывается тесно связанным с Иерусалимским уставом, а этот последний – с чином всенощного бдения. В самом деле, преобладающее большинство списков Иерусалимского устава, за очень небольшим исключением, содержавших чин всенощного бдения, надписываются как Устав лавры Саввы Освященного. Первым мысль о принадлежности Иерусалимского устава творчеству преп. Саввы Освященного высказал Симеон Со-лунский (XV век). «В обителях, – говорит он, – и почти во всех церквах соблюдается чин одного Иерусалимского устава св. Саввы, потому что его можно совершать и одному, так как он и составлен для монахов, и он часто выполняется в кино-виях без пения. Конечно, это учреждение вызвано необходимостью и есть дело отеческого благоусмотрения. И св. отец наш Савва начертал этот устав, приняв его от святых Евфи-мия и Феоктиста, а они приняли его от бывших прежде них и от Харитона Исповедника. Начертание устава Саввы Освященного, затерянное при опустошении того места варварами, впоследствии при своем трудолюбии изложил патриарх Святого Града, святой отец наш Софроний. После него этот устав возобновил божественный отец наш и богослов Иоанн Дамаскин и, написав, предал его (для употребления)» 194 . Свое предположение о начертании преп. Саввой Иерусалимского устава Симеон Солунский , очевидно, основывал на сообщении биографа преп. Саввы, Кирилла Скифопольско-го 195 , который говорит, что Савва Освященный, чувствуя приближение своей кончины, созвал братию лавры, поставил им вместо себя нового игумена, которому заповедал хранить данный им лавре устав, причем сам устав вручил своему преемнику в письменном виде 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Разделы портала «Азбука веры» ( 11  голосов:  4.6 из  5) IV. Бой при Брест-Литовске. Шибко шли мы по дороге, к Брест-Литовску. Солнце было уже при самом закате. Вечерело. Вдруг неожиданно со сторонней тропинки, из леску, явился отец наш Александр Васильевич, и поздоровавшись с полком, поехал при нашей роте, приветствовал гренадер и спросил ротного нашего начальника богатыря Харламова: «А что, Федор! где Миша-Огонь Огнев? где сокол, где Орел?» — Здесь, В. С.! — И крикнул их. — Здравия желаем, В. С. отец наш Александр Васильевич! — сказали гренадеры, выступивши вперед. «Здорово! братцы! вы богатыри! вчера я видел, как вы быстро, славно кололи полячков. Помилуй Бог, знатно!… храбро!… Один на десятерых. Ты, Михайло, будь — Огонь-Огнев: а ты (обращаясь к Воронову) Сокол; а ты (Голубцову) Орел. Все вы, вся ваша рота, весь полк, все, все чудо богатыри!… Спаси Бог! Все вы молодцы! Все русские!»… Проговоривши это, Александр Васильевич поскакал шибким галопом вперед. Надобно сказать, что он делал это не в одном нашем полку, но во всех, и в артиллерии, исключая одного, в котором было им замечено несоблюдение нравственности и военной дисциплины. Данные в подобных случаях Суворовым имена гренадеры носили по свою смерть. Во время отдыха, а по военному — привала, ночью было дано от Александра Васильевича приказание: «патроны не мочить». И только; более ни слова. — А! говорили солдаты. приготавливая всякой нужное, чем привязать суму сзади к шее. А! видно голубчики… за рекою, как при Крупчицах за болотом и топью. Блудливы как кошки, а трусливы как зайцы. Не любят на чистоту по нашему, Посмотрим, спасет ли вас что-нибудь от нашего соколика штычка. Ведь долг платежом красен. И мы за Страстную Пятницу, за кровь наших тогда пролитую в Варшаве изменнически , заплатим вам всё сполна по-русски. Всем вам безмозглым заплатим, и в долгу не останемся . — Таков был дух во всем войске, во всяком даже последнем солдате! И кто же умел влить такую бодрость, храбрость во всех?… Отец наш Александр Васильевич!… Он!… И воины уверены были, что под его начальством они непобедимы. Никакая другая мысль не приходила никому в голову .

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-starog...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010