Скачать epub pdf 2.01 Служба святителю Антонию, архиепископу Воронежскому и Задонскому Текст службы утвержден к общецерковному богослужебному употреблению на заседании Священного Синода 29 декабря 2022 года (журнал 130). Месяца декабря в 20-й день святителя Антония, архиепископа Воронежскаго и Задонскаго На велицей вечерни Б лажен муж: 1-й антифон. На Г осподи, воззвах: стихиры на 8: предпразднства Рождества Христова 3 и святителя 5, глас 2. Подобен: К иими похвальными: Киими похвальными венцы/увязем святителя Антония,/от юности всею душею Бога взыскавшаго/и паче всего службу церковную возлюбившаго,/тихостию нрава и смирением украшеннаго,/града Воронежа похвалу/и Русския земли светильника,/ егоже избра Христос Бог наш,/имеяй велию милость. (Дважды) Киими достойными песньми/прославим святителя Антония,/мира тленнаго отрекшагося,/постника, не токмо телом, но и душею,/узким путем заповедей Господних шествовавшаго,/града Воронежа похвалу/и Русския земли светильника,/емуже благодать дарова Христос Бог наш,/имеяй велию милость. Киими церковными хвалами/воспоим святителя Антония,/словом Божиим ум питавшаго/и подвиги святых отец волю свою укрепльшаго,/молитвою сердечною чувства освятившаго,/града Воронежа похвалу/и Руссския земли светильника,/ егоже просвети Христос Бог наш,/имеяй велию милость. Киими песненными гласы/воспоим святителя Антония,/пастыря монашествующих изряднаго,/во игуменстве своем/всем всяко послужившаго,/града Воронежа похвалу/и Русския земли светильника,/ егоже умудри Христос Бог наш,/имеяй велию милость. Слава, глас 8: Что тя наречем, святителю Антоние;/монахов ли украшение,/яко целомудрием, нищетою и послушанием себе украсил еси;/архиереев ли похвалу,/яко свет твой пред человеки просиял еси;/святителей Митрофана и Тихона достойнаго преемника,/яко светильник земли Воронежския явился еси./Сего ради со дерзновением молися Христу Богу/о спасении душ наших. И ныне, предпразднства, глас тойже: В осприими, Вифлееме: Вход. Прокимен дне. И чтения три святительская.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

творче всему»; е) «Благодарим тя Господи Боже спасения нашего, яко ты еси творец всем»; ж) «Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, воздвигнувы ны от сна»; з) «Господи Боже наш отринувый от нас леность сонную и созвавый нас званием святым»; и) на «Помилуй мя Боже»: «Господи Боже наш давый человеком отпущение грехов покаянием»; и) «на хвалитех»: «Господи Боже наш сотавлей мысленыя силы волею своею»; к) «на Слава вышних»: «Благодарим поем и славим благодать воздам тобе Боже отец наших»; л) «в поклонение главы»: «Господи Святый живый в вышниих и всевидящим оком твоим призирая на всю тварь»; 6) последование в неделю Пасхи (52–56 об.); 7) последование вечерни в неделю Пятидесятницы с коленопреклонными молитвами (57–68 об.); 8) последование сентября 14 на Воздвижение честного Креста Господня (69–70 об.); 9) последованне в третью неделю поста в субботу вечер (70–71 об.); 10) октения глаголема на нефимоие и на полунощнице (71 об.–72); 11) молитва ядшим скверно мяса от поганых (72 об.): «Владыко Господи Боже наш живый на высокыих на смиренныя призирая», та же, что в 868 на 275 л.; 12) последование Просвещения Святых Богоявлений (73–80 об.); 13) последование освящения в 1 (день) августа месяца и егда кто хощет потребе призывающи (81–90); 14) како пети подобает молебен за всяко прошение (90–93 об.); 15) аще молишися, просиши ведра, глаголи октению сию (93 об.–96 об.); 16) общия службы бесплотным силам, апостолам, пророкам, мученикам, святителям, священномученикам, преподобномученикам, преподобным, мученицам, преподобным женам, о умерших, на освящение церкви, «на потрясение страха труса», «в нашествие иноплеменник ратных», «на всяко прошение», «в запаление огня» (96 об.–98 об.); 17) чин бываемый на освящение маслу (99–134); 18) прощение в субботу великую (134); 19) указ (в роде чина) како священнику глаголати князю в здравие (134 об.–135); 20) а се святителю в здравие глаголеть диякон (135 об.); 21) а се в здравие архимандриту или игумену (135 об.–136); 22) в здравие всякому православному християнину (136 об.); 23) чин последованию малаго образа иже есть мандиа (137–143); 24) чин бываемый вели ангельского образа (143– (66 об.); 25) чин пострижение черноризица вели ангельского образа (167–186 об.); 26) чин исповеданию грехом (187–189); 27) поновление миряном (189об.–192); 28) чин поновление черноризцем (192 об–194); 29) поновлевие священнонноком иереем (194–201 об.); 30) исповедание вкратце (201 об.–203); 31) поновление священническое миряном (203–204 об.); 32) последование бываемо о усопших иноких (205–227); 33) чин на погребение мирскым человеком (227–240 об.); 34) чин бываемый на разлучение души (241–251); 35) понахида (251–257 об.); 36) чин обручению и венчанию царем православным и князем и всем христианом (258– 261 об.); молитвы: 37) над всяким сосудом оскверньш(им) (262): «Владыко сердцевидче Господи сведый неизреченная и вся сведый преже бытья их, ты един взаконивый в законе твоем святем», та же, что в 849 на лл

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть Христос - Глава Церкви Очерк православной экклезиологии 22.11.2013 1183 Время на чтение 13 минут «Кто Бог велий яко Бог наш, Ты еси Бог, творяй чудеса !» Великий Прокимен Какому Богу поклоняются христиане? Казалось бы, простой вопрос - в самом имени «христиане» уже есть ответ: Христу Господу! Да, это так, мы исповедуем Единого Господа Иисуса Христа, ...« Сшедшего с Небес, и Воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и Вочеловечшася, » то есть - Бога, Ставшего Человеком, Богочеловека, во Едином Лице и двух природах - Божественной и человеческой, Который « во всем подобен нам, кроме греха.» Православные христиане поклоняется Господу в Духе и Истине, во Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, Единственном Месте, заповеданном Господом. Мы верим и в Святого Духа, через десять дней по Вознесении Господнем, Сошедшего в День Святой Пятидесятницы на Апостолов, Учеников Богочеловека в Сионской Горнице. День Святой Пятидесятницы традиционно считается и Днем Рождения Церкви. Сам Богочеловек , давший Апостолам обетование о Сошествии Святого Духа, говорил о том, что умолит Отца об этом, Отец пошлёт Духа, что Сам Он Восходит ко Отцу. Себя же Он называл Сын Человеческий, ибо Он, воистину, Вочеловечился, стал Богочеловеком. Отец, Сын, Дух, Богочеловек, Церковь... Как можно все связи между ними систематизировать? Кому же мы поклоняемся? В Чине Крещения сказано: «Поклоняюся Отцу и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельней... ». Значит, наш Бог - Пресвятая Троица, мы поклоняемся Ей! Не Allah, не Yahveh, не Buddah, но Святей Троице. Причём Троица - это и есть Единый Бог, Троица есть Единица и Единица и есть Троица: Божественная Природа Едина, а Лиц - Трое ... Из Божественного Откровения о природе Пресвятой Троицы нам известно только то, что Отец предвечно Рождает Сына, а Святой Дух Исходит от Отца. Бог-Отец Рождает Бога-Сына, Дух Святый, Господь Животворящий, Исходит от Отца. Притом, что « Бога никто же виде нигде же: Единородный Сын, Сый в Лоне Отчи, Той исповеда...» ( Ин, 1-18).

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/23/...

Храм переоборудован из бывшего сельского магазина. Сначала построили в селе часовню в честь святого благоверного князя Александра Невского, а потом появился храм. Отец Павел, благочинный, рассказал историю, связанную с названием храма: " Четыре года назад случился со мной инсульт. На скорой помощи увезли в больницу, и пока лежал недвижимый, сделали какие-то снимки, анализы и определили, что у меня лейкемия, рак крови, но мне об этом никто не сказал. Знали об этом наш отец Владимир Сергеев, отец Евгений Ковалев, псковский батюшка. Наши благодетели решили меня отвезти на обследование и отправили в Военно-медицинскую академию в Петербург. Положили в отдельную палату, стали проводить исследования, но мне опять ничего не сказали. Я полагал, что исследования связаны с инсультом. Храм в Логовино уже строился (из магазина), а в честь кого посвятить храм, об этом не думал, решив, что как Владыка скажет, так и будет. И вот как-то однажды, в четыре часа ночи, будто наяву, заходит в палату наш Владыка и говорит: " От рака прячешься, а не знаешь, в честь кого храм посвятить. В честь Божией Матери Всецарицы " . Были белые ночи, и все было будто на самом деле. Сон пропал мигом, я встрепенулся, хожу по палате, подошел к дежурной медсестре, увидел врача и спросил: " Скажите мне правду, чего ищут во мне? - Теперь вам можно сказать, - ответили, - Вам поставили в вашей больнице диагноз рак крови, но мы не можем найти этому подтверждение, они не совпадают с вашими анализами, которые сделали в Дедовичах " . В девять часов утра звонит Владыка, я говорю: " Владыка, Вы сегодня ко мне приходили в четыре часа утра, и рассказываю как. - Он мне говорит: Вот видишь, значит, будет храм в честь Всецарицы " . Пока я лежал в больнице, мои питерские друзья заказали икону у иконописца в честь Божией Матери " Всецарица " . Отец Евгений уверен, что анализы были верные, но люди за меня так молились, как он мне сказал, что случилось чудо, болезнь ушла. Мы не знали, когда праздник Всецарице, и запросили сведения, оказывается, на Афоне Всецарицу празднуют на второй день Покрова - 15 октября. И в Логовино у нас теперь в этот день престольный праздник, и всю деревню освобождают даже от работы, в клубе накрывают огромный стол, и все мы после службы и Крестного хода празднуем " .

http://sobory.ru/article/?object=01589

Глава IV Авраам оправдан был только чрез веру (1–12). Обетованное Аврааму и семени его наследие мира дано независимо от соблюдения закона (13–17). Самое потомство Авраамово, которое должно было получить это наследие, было плодом веры (18–22). Приложение этого примера Авраама к христианам (23–25). Рим.4:1 .  Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? В конце III-й главы Апостол сказал, что оправдание через веру не стоит в противоречии с законом, а, напротив, представляет собою осуществление лежащей в законе основной идеи. Но это положение нужно было доказать фактами, и вот Апостол находит в законе, т. е. в Пятикнижии, факт, который всего лучше мог подтверждать его взгляд. Бытописатель именно ( Быт 15:6 ) говорит об Аврааме, что он поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Отсюда Апостол выводит заключение, что оправдание верою признавалось единственно возможным еще и в Ветхом Завете. Для пополнения этого свидетельства Моисея Апостол затем приводит место из псалмов Давида, где также оправдание не поставляется в зависимость от дел. К этому Апостол присоединяет доказательство того, что и в жизни Авраама дела не имели значения оправдывающего пред Богом средства: он был оправдан Богом еще ранее того, как совершил великий свой подвиг – (дело) прежде, чем совершил над собою обрезание. Авраам был для иудеев представителем праведности, и его пример лучше всего мог послужить для разрешения вопроса о том, как достигать праведности. Если он, этот знаменитейший патриарх, оправдался через веру только, то, значит, прав Апостол, утверждавший, что спасение дается только через веру; если же к этой вере Авраам должен был присоединить и некоторые дела, то этим разрушалось все учение Павла. Что же Авраам, наш праотец, достиг (приобрел) делами (по плоти)? – Некоторые из древних и из новых толкователей выражение «по плоти» относят к слову «отец наш», но это неправильно, потому что, во-первых, это прибавление было бы излишне, во-вторых, – оно бы не подходило к читателям послания, которые в большинстве своем были не евреи, и, в-третьих, – сам Апостол считал Авраама отцом христиан не по плоти, а по вере (см. Гал. 3:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О ПРИЗЫВАНИИ В МОЛИТВЕ ГОСПОДНЕЙ Отче наш, Иже еси на небесех 1. Объяснение призывания в молитве Господней Первое слово молитвы Господней: «Отче», – весьма многозначительно. Этим словом Иисус Христос научает христианина, как толкует св. Кассиан Римлянин , достигать в молитве «состояния возвышеннейшего и совершеннейшего, которое заключается в созерцании единого Бога и в пламенной к Нему любви; и где ум наш, объятый и проникнутый сею любовью, беседует с Богом ближайшим образом и с особенной искренностью, как с Отцом своим. Мы говорим «Отче наш!» Если же таким образом Бога и Господа вселенной собственными устами исповедуем Отцом своим; то вместе с сим исповедуем и то, что мы из состояния рабства приведены в состояние усыновленных чад Божиих». (См. «Собеседование о молитве св. Кассиана Римлянина , гл. 23). Словом «Отче», если частнее разбирать значение его, Иисус Христос научает христианина молящегося: 1 . Чтобы он был истинным сыном Божиим по вере своей в Него, или чтобы был истинным сыном Православной Церкви Христовой, ибо право именовать Бога Отцом преподается только по вере во Иисуса Христа и по благодати возрождения, что видно из слов евангелиста Иоанна: «Елицы... прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотски, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася» ( Ин.1:12–13 ). Истинный сын бывает совершенно послушен матери своей; следовательно, и на христианина, как сына Церкви Христовой, налагается обязанность быть совершенно послушным учению и правилам матери его, Св. Церкви. Но кто не признает Церкви матерью своей, тот не может признать и Бога Отцом своим (См. кн. «Правосл. исповедание», часть II, вопр. 10), ибо сказано: «аще кто и Церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). 2 . Чтобы христианин, при содействии благодати, с твердой надеждой возносил к Отцу свои молитвы, ибо он просит у Отца Чадолюбивого и Премилосердного ( Лк.6:36 ), у Отца Премудрого, Всеведущего и Всемогущего. Но кто может от такого Отца ожидать не отеческого? «Аще... вы, лукави суще, – говорит Иисус Христос, – умеете даяния блага даяти чадом вашим: кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящим у него» ( Мф.7:11 ). Также говорит Бог устами и пр. Исаии: «Егда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе» ( Ис.49:15 ). Отец Небесный не только не отказывает нам в том, что мы просим, но Сам дает нам и способы, как просить у Него, и с благоутробием приемлет молитвы наши, только бы они были чисты и происходили из глубины сердца. (См. кн. «Правосл. исповедание», часть II, вопр. 10). Итак, если кто молясь, не имеет твердой надежды на Бога, тот не умеет еще сыновне молиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf 601. У мощей преподобного Сергия Счастлив ты, православный русский народ, что есть у тебя перед Богом теплые молитвенники и заступники – святые угодники Божьи! Только ты не забывай их, смиренно притекай к их покрову благодатному и молись своей простосердечной молитвой, а они не забудут тебя: они слышат твои воздыхания сердечные, видят скорби твои, твое смирение, веру твою крепкую, и молятся за тебя непрестанно милосердному Господу. Одним из таких великих печальников перед Богом за землю Русскую был и есть преподобный отец наш и всея России чудотворец Сергий Радонежский. Вот уже пятьсот лет прошло, как отошел к Богу сей досточудный старец, но праведники, по слову святого Писания, «во веки живут» ( Прем. 5:15 ), и преподобный отец наш Сергий для нас, русских, никогда не умирал: он только «преставился», только перешел от земли на небо, и оттуда, с высоты небесной, с любовью призирая на нас, грешных, молится за нас той молитвой, которая много-много может у Господа. И свято чтит наш православный русский народ святую память его: он знает и чтит в нем своего великого наставника и учителя в жизни духовно-благодатной, в подвигах Христоподражательного смирения и беззаветной любви к православной Церкви Божией – нашей матери, – знает и чтит своего теплого молитвенника перед Богом, своего возбранного воеводу и чудотворца преславного. Едва ли какому другому угоднику Божьему, кроме, конечно, святителя Николая Чудотворца, посвящено в пределах древней Московской Руси столько храмов, сколько посвящено их смиренному чудотворцу Радонежскому. Благоговеют к его имени и венценосцы Русской земли: все они издревле любили приходить на поклонение святым мощам преподобного Сергия. Храмы Божьи в его обители блестят дарами от их щедрот, а в сокровищнице монастырской можно видеть, с какой любовью, с каким усердием трудились наши царицы и царевны, вышивая золотом и шелками дорогие воздухи и покровы, чтобы принести эти труды рук своих и возложить на святые мощи преподобного Сергия. Редкий из иерархов Русской Церкви не припадал до праха земного у этих святых мощей; ни один вблизи путешествующий инок не минет обители Сергиевой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Слово перед панихидой, по получении известия из Петербурга о кончине там Преосвященнейшего Кирилла. Архиепископа Подольского; сказано в Каменец-Подольском соборе 10 апреля 1841 г. Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их ( Евр. 13:7 ) Недавно мы воспоминали здесь смерть Христову, источившую всем жизнь и нетление: а ангел смерти в ту самую минуту 27 восхитил от нас нашего ангела, дабы переселить его из мира дольнего в мир иной. Недавно, поклоняясь славному воскресению Жизнодавца, мы воспевали дарование жизни всем сущим во гробех, и торжественно восклицали с Церковью: где ти смерте жало (Кор. 15:55): а наш отец и пастырь, уязвленный жалом смерти, лежал во гробе бездыханный и уже тридневный 28 . Какое неожиданное извращение надежд и ожиданий! Мы думали, что наш святитель возвестит нам радость воскресения Христова и преподаст мир Воскресшего, хотя издалече, но сый еще на земле, а он препосылает нам благодать и мир уже с неба от Сущего, и Иже бе, и Грядущего ( Апок. 1:4 ). Мы надеялись, что наш отец, оставив сонм иерархов-первосвятителей, поспешит возвратиться в свой град к оставленным чадам, а он ускорил отшествием к Отцу духов и всякой плоти, переселился в Иерусалим небесный и присоединился к лику святителей, блаженствующих пред лицом Божиим. Итак, сетующая паства Подольская, не стало у тебя Кирилла, – сего доблестнейшего архипастыря, упасавшего тебя жезлом кротости на воде покойне. Ты не узришь более светлых очей кроткого лица его; не услышишь из сладкоглаголивых уст его святых истин откровения; не облобызаешь преподобной десницы, которую он возносил к престолу благодати, дабы низводить на тебя благословение Божие. Не напрасно же ты, подобно дщери Сионовой в годину пленения, была вся в слезах и сетовании, когда он, в последний раз, глаголил к тебе слово, это предсмертное завещание 29 . Твои мрачные предчувствия сбылись, и тебе ничего не остается в утешение, как творить о нем память с похвалами и среди благословений, – творить память и следовать тем внушениям, которые он завещал тебе, как неоцененное наследие. Сего требует от тебя и долг признательности к блаженно-почившему, и заповедь Апостольская: Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

11 марта 2007 г. Слово о русском подвижнике Люксембург - город и государство одного названия - чистый, аккуратный, ухоженный европейский город. Здесь работает около двухсот банков, и жизнь течет неторопливо и размеренно. От всего веет уютной провинциальностью. Город - для людей. Иду по улице маршала Фоша и вдруг вижу… русскую церковь с пятью луковками куполов – одной позолоченной в центре и четырьмя синими по краям. Русское мгновение в Люксембурге! Изумлению и любопытству моему не было предела. Как и когда эта церковь появилась в католической стране, в сердце Люксембурга?  Я обратился к истории. 1920-е годы, в России полыхает Гражданская война. В составе Добровольческой армии с большевиками воюет офицер Роман Филиппович Пух. Соратники уважительно отзывались о его бесстрашии и пренебрежении к смерти, неколебимой вере в Бога и в Россию… После разгрома Белой армии Роман Пух эмигрировал в Болгарию. Там 18 августа 1926 года родился его сын Сережа - будущий банкир, а затем священник, настоятель первого и единственного в Люксембурге православного храма во имя свв. апп. Петра и Павла.  Удивительна жизнь этого человека, который никогда не был в России, но остался русским и любит Россию и служит ей и православию вдали от Отчизны. Он говорит и мыслит по-русски лучше многих нынешних россиян. Отец Сергий вспоминает: «Отец воспитал меня, моих сестру и брата в страхе Божием, в любви к неизвестному нам отечеству. Жили мы, так сказать, “на чемоданах”. Отец все ждал перемен в России, чтобы сразу же взять нас и поспешить на родину… Не дождался он падения коммунизма. Умер в 1958 году и похоронен среди своих соратников. Он был молчалив, о боях рассказывал мало, но что-то его тяготило… Отец научил нас многим русским песням. На первом месте всегда был наш гимн “Боже, Царя храни”, который мы пели при каждом удобном случае, на престольном празднике или на всех приуроченных праздниках. Был отец канонархом в Полтавском соборе. По памяти он записал все песнопения, некоторые мы по сей день поем…»

http://e-vestnik.ru/world/slovo_o_russko...

«Если хотите хорошо помолиться, идите в русскую церковь…» Беседа с протоиереем Владимиром Мальченко, настоятелем Свято-Троицкого собора в г. Торонто (Канада, РПЦЗ) Протоиерей Владимир Мальченко с паломниками в Джорданвилле. Фото: holytrinity.ws – Отец Владимир, вы уже более 20 лет настоятель самого большого собора в Торонто. Как изменился приход за это время? – Изменился, конечно, и не только потому, что произошла, если можно так сказать, смена поколений. Изменилась жизнь вокруг. А в Свято-Троицком храме я уже 32 года. Сначала был вторым священником у протоиерея Матфея Андрущенко, прежнего настоятеля храма. Отец Матфей был священник старой русской традиции. И богослужение у нас всегда совершалось и сейчас, конечно же, совершается в традиционно-русском церковном стиле. Отец Матфей, будучи человеком очень музыкальным, всегда старался, чтобы было хорошее хоровое пение. И регентами в нашей церкви были люди с хорошим музыкальным образованием. Кстати, у нас все стихиры на «Господи, воззвах» поются, а так редко где бывает. Отец Матфей сам обладал прекрасным низким голосом. Он когда-то служил в Козельщанском Рождество-Богородичном женском монастыре под Полтавой. Он принял сан диакона сразу после революции. Потом большевики монастырь разорили, а его арестовали. Отец Матфей всегда говорил, что рад был тому, что его арестовали именно тогда, потому что тогда давали пять лет, а позже стали давать уже десять. Он был на дальнем русском севере на каких-то работах, потом вернулся на родину, а с Украины уехал во время Второй мировой войны. Наш приход был организован как раз теми приехавшими в Канаду в конце 1940-х годов русскими, которые во время войны оказались в Германии и потом не захотели возвращаться в Россию, потому что знали, что их там ждут лагеря. Это были в основном люди молодые. Хотя среди прихожан были и старые эмигранты, те, кто приехал в конце 1920-х годов, люди уже пожилые. Сейчас большая часть прихода тоже молодые люди, приехавшие в Канаду после горбачевской «перестройки».

http://pravoslavie.ru/4783.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010