«Глубины открыл есть дно» – с 1 по 14 января (отдание Богоявления). «Сушу глубородительную землю» – от 15 января (по отдании праздника Богоявления) до отдания Сретения, которое не во все годы бывает в одни и те же числа (с предпразднством и попразднством – 9 дней, с 1–9 февраля). «Лицы израильтестии» поется в попразднство Преображения и до отдания, но не в отдание и не в самый праздник, когда поется «Крест начертав Моисей». «Преукрашенная Божественною славою» поется от 14 августа (предпразднства Успения) до 23 августа (отдания праздника Успения). «Воскресения день» поется от дня Пасхи до отдания, кроме дней, в которые положено петь: «Море огустил еси» – в день Преполовения и в отдание его; «Спасителю Богу» – в Неделю 6-ю по Пасхе и на отдание Пасхи; после дня Вознесения до отдания его (9 дней с предпразднством); «Божественным покровен» – на самый праздник Вознесения, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отец, от Недели Пятидесятницы до отдания ее. Катавасия из Триоди поется: в Недели о блудном сыне, мясопустную, сыропустную (если же на эти Недели приходится праздник Сретения Господня, то катавасия праздника), 1-ю и 3-ю, Ваий и Страстную Великого поста; в субботы пятидесятную и мясопустную (Типикон, гл. 19). Катавасия же после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песней поется в седмичные непраздничные дни и в дни предпразднства и попразднства. В седмичные дни, кроме суббот, от Недели всех святых до сырной седмицы катавасию составляют ирмосы из канона Минеи святому, а если совершается память двух святых, то из канона 2-му святому, так как на утрене последним каноном поется канон Минеи. В субботы же от Недели всех святых до субботы мясопустной катавасия состоит из ирмосов Октоиха, так как последним поется канон Октоиха. В дни пения постной Триоди в катавасии поются ирмосы Триоди и Минеи. Перед пением 9-го ирмоса канона, посвященного прославлению Богоматери, диакон, напоминая о посещении Богородицею дома Захарии, приглашает молящихся возвеличить Богородицу и Матерь Света. Хор от имени молящихся прославляет Ее словами, излившимися из собственных уст Ее, при свидании с праведной Елисаветой: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем», к которым присоединяется припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К средним праздникам с знаком креста принадлежат праздники в память явления и перенесения некоторых чудотворных икон Пресвятые Богородицы. Малые праздники первого разряда, которые имеют красный знак с тремя точками, отличаются в Типиконе следующим образом: «На вечерне кафизма обычная, на Господи воззвах стихиры на 6, на утрени канон на 6, и славословие великое, и прочая служба по Уставу». Эти празднуемые святые именуются «святыми со славословием». Когда поется (а не читается) великое славословие, тогда поются и стихиры на хвалитех. Малые праздники второго разряда, которые имеют черный знак с тремя точками, отличаются тем, что они «имеют на Господи воззвах стихиры на 6, и на утрени канон на 6». Эти святые называются «шестеричными святыми» или «святыми на шесть» (Стихиры на 6 именуются «шестерик»). В описании малых праздников первого разряда сказано «на вечерни кафизма обычная». Здесь подразумевается вся первая кафизма. На вечерне же великих и средних праздников полагается первый антифон первой кафизмы: Блажен муж. Однако, на вечерне в субботу вечера, на воскресение, хотя бы в воскресение случился всякий великий, средний и даже Господский двунадесятый праздник, стихословится вся первая кафизма, как соответствующая своим содержанием воспоминанию Воскресения Христова. Правда, в приходской практике, в воскресные дни всегда поется «Блажен муж». Малые праздники сочетаются с воскресной службой следующим образом: на Великой вечерни, на Господи воззвах стихиры воскресны 6, и святого 4; Слава: святого; И ныне: догматик. Вход. Прокимен: Господь воцарися. На стиховне стихиры воскресны; Слава: святого; И ныне: богородичен воскресен по гласу святого. По Ныне отпущаеши: Богородице Дево 3жды. На Утрени, на Бог Господь тропарь воскресен 2жды; Слава: святого; И ныне: богородичен воскресный по гласу тропаря святого. Прочее до канона воскресно. Канон воскресен со ирмосом на 4, и крестовоскресен на 2, и Богородицы на 2, и святого на 6. По 3й песни кондак святого, по 6й воскресный. На 9й Честнейшую.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Тропарям и кондакам посвящена еще особая глава Типикона — 52. Там более подробный устав: «На Литургии по входе глаголят: тропарь воскресен, и храма Богородицы, и храма святаго, и святаго рядоваго (т. е. Минеи), таже кондак воскресен и храма святаго, «Слава» — святаго рядоваго, «И ныне» — храма Богородицы, аще ли несть храма Богородицы, а храм Христов — «И ныне» — кондак воскресен. А еже несть храма Христова и Богородицы (то есть если храм святческий) — «И ныне» — кондак «Предстательство христиан». Это и есть та схема, которую я изложил. Противоречия в этих двух схемах нет, только вторая более полная и объемлет все случаи разного посвящения храма. Следующая переменная часть Литургии — прокимен, Апостол, аллилуарий, Евангелие и причастен (киноник). Прокимен сначала воскресный, а потом святого (если есть). То есть либо один прокимен и все прочее, либо два. Интересно, что прокимнов и аллилуариев воскресных существует 8 — по числу гласов, а вот причастен воскресный — один, независимо от гласа: " Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних…». Так что если вас спросят, каков воскресный причастен 7 гласа, говорите: тот же, что и 9–го. Как видите, переменных частей в Литургии немного. Литургия стоит вне времени, она превосходит любые богослужебные круги, и ничего удивительного, что она как бы выпадает из общего течения календаря. Она, конечно, имеет связь с календарем, но ограниченную, по крайней мере несравнимую со всенощной, которая очень зависит от того, какой y нас глас, какой день и т. д. Небезынтересно было бы поднять такой вопрос: когда по уставу на Литургии возглашается заупокойная ектения, а когда нет? Определить это довольно просто: заупокойная ектения бывает только тогда, когда среди тропарей по входе на «Слава» поется «Со святыми упокой» (заупокойный кондак), в иных случаях нет. То есть заупокойной ектении нет в воскресные дни, в дни с красным знаком Типикона (славословие, полиелей, бдение), во все пред- и попразднства и во всю Пятидесятницу, т. к. она есть большое попразднство. Воскресное богослужение в других случаях

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

В храме Богородицы: тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святых, кондак воскресный. Слава: кондак святых. И ныне: кондак храма. В храме святаго: тропарь воскресный, тропарь святых; кондак воскресный. Слава: кондак святых. И ныне: Предстательство христиан: Тропарь воскресен, глас 2: Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный,/тогда ад умертвил еси блистанием Божества./Егда же и умершыя от преисподних воскресил еси,/вся силы Небесныя взываху:/Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе. Кондак воскресен, глас 2: Воскресл еси от гроба, Всесильне Спасе,/и ад, видев чудо, ужасеся, и мертвии восташа:/тварь же, видящи, срадуется Тебе и Адам свеселится,/и мир, Спасе мой, воспевает Тя присно. Тропарь святых, глас 1: Днесь светло красуется град святаго Петра,/яко наста день честнаго торжества,/воньже людие христоименитии славословят Бога Вседержителя,/на брегах Невы оплот державы Российския утвердившаго,/и многия святыя в нем явившаго,/иже молитвы ко Пресвятей Троице возносят,/да помилует Господь люди Своя, яко Милосерд. Кондак святых, глас 3: Днесь святии земли Петербуржския/вкупе с нами предстоят в Церкви и невидимо за ны молятся Богу,/да избавит нас от враг видимых и невидимых,/от недуга и глада, от внезапныя смерти и от всякаго зла/и спасет души наша. Богородичен, глас 6: Предстательство христиан непостыдное,/ходатайство ко Творцу непреложное,/не презри грешных молений гласы,/но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти:/ускори на молитву и потщися на умоление,/предстательствующи присно, Богородице, чтущых Тя. Таже, Трисвятое. Прокимен воскресный, глас 2: Крепость моя и пение мое Господь,/и бысть мне во спасение. Стих: Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя. И святым, глас 4: Святым, иже суть на земли Его,/удиви Господь вся хотения Своя в них. Апостол к Римляном, зачало 88. И святых ко Евреом, зачало 330. Аллилуиа, глас 2. Стих: Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. Стих: Господи спаси царя, и услыши ны, в оньже аще день призовем Тя. И святых, глас 4: Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наша возвестиша нам. Евангелие воскресное от Матфеа, зачало 18, и святых Евангелие от Иоанна, зачало 51. И по чину Божественная Литургия Иоанна Златоустаго. Причастен воскресен: Хвалите Господа с небес, хвалите Его в Вышних. И святых: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала.

http://mitropolia.spb.ru/docs/tekst-sluz...

Далее — тропари по входе. На входе поется «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Воскресый из мертвых, поющие Ти: аллилуиа». Это — само собой. Что касается тропарей по входе, то там есть некоторые особенности. Напомню, как устанавливается последовательность тропарей. Во–первых, нужно подумать, какие тропари могут петься. Могут петься: тропарь дня седмицы, тропарь святого Минеи (тропарь даты), тропарь храма. Еще тропарь праздника, если будет предпразднство или попразднство. Но оставим пока в стороне эти случаи. Какие же тропари могут быть? - тропарь воскресный - тропарь храма - тропарь святого Минеи. И, соответственно, такие же кондаки. Нетрудно сообразить, как они будут петься: - тропарь воскресный (он на первом месте, потому что Господский) - тропарь храма, если храм Богородицы или святого (если храм Господский, то тропарь храма вообще петься не будет, потому что не может быть двух Господских тропарей) - тропарь святого Минеи. Как быть с кондаками? Кондак воскресный, кондак храма и кондак святого Минеи. - воскресный кондак (если храм Богородицы или святого) - «Слава» - кондак святого Минеи - «И ныне» - кондак воскресный (если храм Господский, то этот кондак поется на последнем месте) или кондак храма (если храм Богородичный) - кондак «Предстательство христиан непостыдное» - общий кондак Богородицы (если храм святого). Где петь кондак храма, если храм святого? Очевидно, после воскресного кондака. То есть получается, что если храм Богородичный или святческий, то песнопений по входе 6 (тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святого, кондак воскресный, кондак храма, «Слава» — кондак Минеи, «И ныне» — «Предстательство христиан»). Если же храм Господский, то песнопений наименьшее количество (тропарь воскресный, тропарь Минеи, «Слава» — кондак Минеи, «И ныне» — кондак воскресный). Этот устав находится в Типиконе в двух местах. То, что я излагал на нынешней и двух предыдущих лекциях, — это материал главы 2 Типикона. Там указано следующее: «По входе — торпарь воскресен, таже храма и святаго дневнаго (аще имати), кондак воскресен и храма, «Слава» святаго (аще имам), «И ныне» — Богородицы. Аще же ни — «И ныне» — кондак «Предстательство христиан». Христова же храма тропарей и кондака в неделю на Литургии не глаголем во весь год, понеже предваряет воскресен».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

На литургии Блаженны гласа – на 4, святому, песнь 3-я – на 4, и Богородице, песнь 6-я – на 4. По входе тропари воскресный, Богородице и святому, кондак воскресен, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородице. Прокимен, Аллилуиа и причастен воскресные и святому. Апостол, Евангелие воскресное и Богородице под зачало и святому. ж) Бдение воскресное с предпразднством или попразднством и великим святым, имеющим бдение или полиелей По 9-м часе на малой вечерне на «Господи, воззвах» стихиры воскресны, «Слава» – святому, «И ныне» – предпразднству или празднику. На стиховне стихира воскресна 1-я, затем стихиры святому стиховные великой вечерни со стихами их, «Слава» – святому, «И ныне» – предпразднству или празднику. По «Ныне отпущаеши» тропарь воскресен, «Слава» – святому, «И ныне» – предпразднству или празднику. На великой вечерне по стихословии всей первой кафизмы на «Господи, воззвах» стихиры воскресные – 3, предпразднству или празднику – 3 и святому – 4, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен, догматик гласа. Вход. Паримии – 3 святому. На литии стихиры предпразднству или празднику стиховные вечерни и если святому бдение или его храм, то и святому, «Слава» – святому, «И ныне» – празднику (писаны на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные со стихами своими, «Слава» – святому, «И ныне» – предпразднству или празднику. На благословении хлебов «Богородице Дево, радуйся» (дважды) и тропарь святому (единожды), если ему поется бдение; если же бдения ему нет, то тропарь предпразднству или празднику (единожды). На утрене на «Бог Господь» тропарь воскресен (дважды), «Слава» – святому, «И ныне» – предпразднству или празднику. По стихословиях кафизм и ектениях седальны воскресные с Богородичнами их. Полиелей. Величание святому. «Благословен еси, Господи». «Ангельский собор». Ипакои гласа. Седальны святого. Степенны гласа; прокимен и Евангелие воскресные; если храм святого, то прокимен и Евангелие святому храма. «Воскресение Христово». Псалом 50-й. «Воскрес Иисус от гроба»; если храм святого, то стихира святому храма. «Спаси, Боже, люди Твоя». Целование Евангелия и иконы святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

НА ЛИТУРГИИ Блаженны гласа на 6 и предпразднства песнь 3-я на 4. По входе тропарь воскресен, и предпразднства, и храма святаго. Таже тропарь Григория. Кондак воскресен и храма. Слава, Григория. И ныне, предпразднства. Прокимен, Апостол, аллилуия, и Евангелие, и причастен, прежде воскресен, и потом святаго, служба преподобническая. Святаго же Прокла служба поется, егда разсудит екклисиарх. Святитель Прокл , архиепископ Константинопольский († ок. 446–447), с юных лет всё свое время отдавал молитве и Богомыслию. Господь удостоил его великого счастья быть учеником святителя Иоанна Златоуста (†407, память 13 ноября), который рукоположил его сначала в сан диакона, а затем в сан пресвитера. Святой Прокл был свидетелем чудесного явления святого апостола Павла святителю Иоанну Златоусту . От своего учителя святой Прокл получил глубокие духовные познания, любовь к постоянному чтению Священного Писания, умение в совершенной форме излагать мысли. После изгнания и смерти святителя Иоанна Златоуста святой Прокл был рукоположен святым Патриархом Константинопольским Сисинием (426427) в сан епископа города Кизика, но под влиянием еретиков-несториан паства изгнала своего святителя. Тогда святой Прокл вернулся в столицу и проповедовал Слово Божие в храмах Константинополя, укрепляя слушателей в Православной вере, обличая заблуждения еретиков, в частности Феодора Мопсуэтского. По смерти Патриарха Сисиния святитель Прокл стал его преемником и возглавлял Константинопольскую Церковь в течение двенадцати лет (434447). Стараниями архиепископа Константинопольского Прокла в 439 г. из Коман в Константинополь были перенесены мощи святителя Иоанна Златоуста . В период патриаршества святителя Прокла Византию постигло сильное землетрясение, продолжавшееся несколько месяцев. В Вифинии, Геллеспонте, Фригии рушились города, исчезали с лица земли реки, в безводных прежде местах возникали губительные наводнения. Константинопольцы во главе с Патриархом и императором выходили из города и совершали молебны о прекращении невиданного по силе бедствия. Во время одного молебна из толпы был невидимой силой поднят в воздух мальчик и унесен на такую высоту, где человеческий взгляд уже не мог его видеть. Затем, целым и невредимым, отрок был опущен на землю и рассказал, что там, в вышине, он слышал и видел, как ангелы, славя Бога, поют: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный». Весь народ запел трисвятую молитву, присоединив к ней: «помилуй нас» – и землетрясение прекратилось. Эту молитву Православная Церковь поет за Богослужением и до сего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На часах тропари храму и святому Феодору Тирону; кондаки переменяются. На литургии Блаженны храму, песнь 3-я – на 4, и святому Феодору Тирону, песнь 6-я – на 4. По входе тропарь храму и святому Феодору Тирону, кондак храму, «Слава» – святому Феодору Тирону, «И ныне» – «Яко начатки естества». Прокимен и причастен дню и храму. Апостол, Аллилуиа и Евангелие прежде субботе и святому Феодору Тирону под зачало и затем храму. ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА Воскресное служение с бдением святому храма или великому святому В субботу вечера на малой вечерне на «Господи, воззвах» стихиры Триоди – 4, «Слава» – храму, «И ныне» – Триоди. На стиховне стихиры храму великой вечерни стиховные с припевами ее, «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди (малой вечерни). По Трисвятом тропарь храму, «Слава, и ныне» – «Пречистому образу». Ектения и отпуст. На великой вечерне по кафизме стихиры на «Господи, воззвах» воскресны – 3, Триоди – 3 и храму со славным – 4. «Слава» – Триоди, «И ныне» – Богородичен, догматик гласа. Вход. Прокимен дню, паримии храму. На литии стихиры храму и Триоди хвалитная стихира 1-я, «Слава» – храму, «И ныне» – Триоди. На стиховне стихиры воскресны, «Слава» – храму, «И ныне» – Триоди. На благословение хлебов тропарь «Пречистому образу» (один раз), храму (один раз) и «Богородице Дево» (один раз). На утрене на «Бог Господь» тропарь воскресен (дважды), «Слава» – храму, «И ныне» – «Пречистому образу». По кафизмах седальны воскресны с Богородичнами их. Полиелей, величание храму и «Ангельский собор». По ектении седальны храму все, «Слава» – храму, «И ныне» – Богородичен. Степенна гласа. Прокимен и Евангелие храму; «Воскресение Христово». «Слава» – «Молитвами святаго (имя рек)», «И ныне» – «Молитвами Богородицы» и стихира храму. Если же святой бденный не имеет храма, то прокимен и Евангелие воскресное и всё воскресное до конца. Каноны воскресен с ирмосом – на 4, ирмосы по одному разу, Триоди – на 4, и храму – на 6. Катавасия Триоди. По 3-й песни кондак и икос Триоди, седален храму, «Слава, и ныне» – Триоди; по 6-й песни кондак и икос храму; на 9-й песни «Честнейшую»; по 9-й песни «Свят Господь» и светилен воскресен, «Слава» – храму, «И ныне» – Триоди.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

СВЯТЫХ ОТЦОВ СЕДЬМОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА НА ЛИТУРГИИ НА ЛИТУРГИИ По входе тропарь воскресен и тропарь отцев, глас 8: После входа тропарь воскресный и тропарь св. отцов, глас 8 Препрославлен еси, Христе Боже наш,/светила на земли отцы наша основавый/и теми ко истинней вере вся ны наставивый,/Многоблагоутробне, слава Тебе. Препрославлен Ты, Христе Боже наш,/как светила на земле отцов наших утвердивший,/и ими на путь истинной веры всех нас направивший,/Многомилостивый, слава Тебе! Таже кондак воскресен. Слава, кондак отцев, глас 6. Подобен: Рукописаннаго: Затем кондак воскресный, Слава: кондак св. отцов, глас 6 Иже из Отца возсияв, Сын неизреченно/из Жены родися, сугуб естеством,/Егоже видяще, не отметаемся зрака изображения,/но, сие благочестно начертающе,/почитаем верно./И сего ради истинную веру Церковь держащи,/лобызает икону вочеловечения Христова. Сын, воссиявший от Отца неизреченно,/от жены родился в двух естествах./Зная это, не отрицаем начертания Его облика,/но благочестиво его изображая, почитаем преданно./И потому Церковь, держась веры истинной,/лобызает икону вочеловечения Христова. И ныне, Богородицы. И ныне: храма Богородицы, или “Предстательство христиан:” Прокимен прежде воскресен, таже песнь отцев, глас 4: Прокимен гласа и св. отцам, глас 4, песнь отцов Благословен еси, Господи Боже отец наших,/и хвально и прославлено Имя Твое во веки. Апостол рядовой и св. отцам. к Евреям, зачало 334 Братие, поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и днесь тойже, и во веки. В научения странна и различна не прилагайтеся: добро бо благодатию утверждати сердца, а не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии в них. Имамы же олтарь, от негоже не имут власти ясти служащии сени. Ихже бо кровь животных вносится во святая за грехи первосвященником, сих телеса сжигаются вне стана. Темже Иисус, да освятит люди своею кровию, вне врат пострадати изволил. Темже убо да исходим к нему вне стана, поношение его носяще. Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем. Тем убо приносим жертву хваления выну Богу, сиречь плод устен исповедающихся имени Его. Благотворения же и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatyh-o...

На часех тропарь праздника: Слава, отцев: И ныне, Богородичен часов. По Отче наш, кондак праздника. На Литургии: Блаженны праздника, песнь 3-я на 4: И отцев 6-я, на 4. Входное праздника, тропарь праздника и отцев: Слава, кондак отцев: И ныне, праздника. Прокимен, Апостол, аллилуия, Евангелие и причастен прежде праздника, и отцев. Подобает ведати, яко аще случится праздник Сретения Господня в понедельник первыя недели поста: И службу праздника пети в неделю сыропустную, по предписанному. Подобает ведати, аще случится попразднство Сретения Господня в неделю, прежде недели мытаря и фарисея, а святый поется на 4, или на 6. В субботу на малой вечерни стихиры воскресны и Богородице, по обычаю. Тропарь воскресен: Слава, и ныне, Богородичен его. ЗРИ: На велицей вечерни: по кафизме на Господи, воззвах: стихиры воскресны 3 и восточен, Анатолиев, 1: праздника того дне, 3: и святаго Минеи 3. (Аще ли поется святый на 6, или емуже и полиелей: и поем стихиры воскресны 3: и праздника 3: и святаго 4. Слава, святаго: аще же ни,) Слава, праздника: И ныне, Богородичен 1-й гласа. На литии стихиры праздника, того дне рядовыя стиховны: и святаго, аще полиелей. Слава, святаго: И ныне, праздника, аще же ни, Слава, и ныне, праздника. На стиховне стихиры воскресны: Слава, святаго, аще есть: И ныне, праздника. На благословении хлебов тропарь, Богородице Дево: дважды, и праздника, единожды, и чтение в посланиях Апостольских. На утрени: На Бог Господь, тропарь воскресен, дважды: Слава, святаго, аще есть: аще же ни, Слава, и ныне, праздника. По кафизмах седальны воскресны, и Богородичны их, и чтение во Евангелии толковом. Посем непорочны, и ипакои: и чтение недели, ряд. (Аще ли святый имать полиелей, по кафизме поем святаго полиелей и по полиелеи тропари, Ангельский собор: и по ектении седальны святаго, по единожды: Слава, иже по полиелеи седален: И ныне, Богородичен его и чтение.) Степенна и прокимен гласа, Всякое дыхание: Евангелие воскресно и Воскресение Христово: Канон воскресен со ирмосом на 4: и Богородицы на два: и праздника на 4: и святаго на 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010