Стих: Милость и истина сретостеся,/правда и мир облобызастася. На святую гору, приидите, взыдем,/и всесветлое преображение/верою узрим Господне,/Тому верно покланяющеся, и глаголем:/Ты Бог един еси, воплощся/и обожив человечество. Стих: Господи, во свете лица Твоего пойдем/и о имени Твоем возрадуемся во веки. Сей есть день предпразднственный,/воньже преобразуется Христос,/сущим с Ним Моисею и Илии/и Его учеником на горе Фаворстей,/гласу такову глаголющу:/Сей есть воистинну избранный Мой Сын. Слава, и ныне, глас 5. Самогласен: Закона и пророков/Тя, Христе, Творца и Исполнителя свидетельствоваша,/зряще во облаце,/Моисей Боговидец и Илия огнеколесничник/и неопальный небошественник,/в преображении Твоем./С нимиже и нас просвещения Твоего сподоби, Владыко,/пети Тя во веки. НА ЛИТУРГИИ Блаженны предпразднства, песни 3-я и 6-я. Подобает ведати: аще случится предпразднство Преображения Христова в Неделю: В субботу на малой вечерни, стихиры воскресны и Богородицы, по обычаю. На велицей вечерни, по кафизме, на Господи, воззвах: стихиры воскресны 3, и Анатолиев един, и предпразднства 3, и мученика 3. Слава, предпразднства. И ныне, Богородичен 1-й настоящаго гласа. На литии стихира храма и предпразднства стиховны того дне. Слава, и ныне, предпразднства. На стиховне, стихиры воскресны, Слава, и ныне, предпразднства. На благословении хлебов тропарь: Богородице Дево, радуйся: трижды. И чтение в посланиях Апостольских. А идеже несть бдения: по Ныне отпущаеши: тропарь воскресен. Слава, и ныне, предпразднства. На повечерии поем трипеснец и по Достойне кондак предпразднства. На утрени тропарь воскресен, дважды. Слава, и ныне, предпразднства. И прочее до канона воскресно. Канон воскресен со ирмосом на 4, и Богородицы на 2, и предпразднства на 4, и святаго на 4. Катавасия: Крест начертав: По 3-й песни кондак и предпразднства и седален святаго. Слава, и ныне, предпразднства. По 6-й песни кондак воскресен и икос. На 9-й песни поем Честнейшую: Светилен воскресен, дважды. Слава, и ныне, предпразднства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На «Хвалите» стихиры воскресны – 3, Триоди две – 2-я и 3-я, и храму – 3 с припевами их. Затем стихира самогласна Триоди с припевом «Воскресни, Господи Боже мой», «Слава» – стихира та же, «И ныне» – «Преблагословена еси, Богородице». Славословие великое. Тропарь воскресен. Ектении и отпуст. 1-й час. На часах тропарь воскресен, «Слава» – «Пречистому образу», «И ныне» – Богородичен часов. По «Отче наш» кондаки Триоди и храму чередуются. На 3-м часе тропарь воскресен, «Слава» – храму, «И ныне» – Богородичен часов. На литургии Блаженны гласа – на 4, Триоди, песнь 3-я – на 4, и храму, песнь 6-я – на 4. По входе тропарь воскресен, Триоди и храму, кондак воскресен, «Слава» – храму, «И ныне» – Триоди. Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие и причастен дню из Триоди и храму. Таким же образом можно править служение воскресное с бдением храмовому или великому святому и в Неделю (воскресенье) третью, присовокупив только поклонение Кресту по Уставу Церкви. ВТОРАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА а) Служение в понедельник 2-й седмицы с бдением храмовому святому В Неделю вечера на малой вечерне на «Господи, воззвах» стихиры храму – на 4, «Слава» – храму, «И ныне» – Богородичен. На стиховне Триоди самогласен (дважды), мученичен, «Слава» – храму, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы». По «Ныне отпущаеши» тропарь храму, «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный. Ектения и отпуст. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-ю славу. На «Господи, воззвах» стихиры Триоди – 3 и храму – 5, «Слава» – храму, «И ныне» – Богородичен, догматик в глас «Славы». Вход. Прокимен дню великий со стихами его. Паримии храму – 3. На литии стихиры и «Слава» – храму, «И ныне» – Богородичен воскресный. На стиховне стихиры и «Слава» – храму, «И ныне» – Богородичен воскресный. На благословении хлебов тропарь храму (дважды) и «Богородице Дево» (один раз). Если в этот день бдения не бывает, то правится вечерня до утрени, как при полиелейном святом, только на «Господи, воззвах» на великой вечерне стихиры Триоди – 3 и храму – 5, а на полунощнице читается вместо «Се, Жених» тропарь храму с Богородичном его, а по 2-м Трисвятом кондак храму. Молитва «Помяни, Господи» не произносится.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Услыши мя Господи в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим. Услыши мя Господи в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Слава, И ныне. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. Трижды, с поклонами. Господи помилуй, 12. Слава, И ныне. Таже поем Бог Господь, во глас тропаря воскреснаго, или праздника Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне. Стих 1. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. И припеваем Бог Господь, к коемуждо стиху. Стих 2. Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им. Стих 3. Не умру, но жив буду, и повем дела Господня. Стих 4. Камень, егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть Сей, и есть дивен во очесех наших. Таже тропарь воскресен, дважды. Слава, тропарь святаго. И ныне, богородичен воскресен, во глас тропаря святаго. Аще же не имать святый тропаря, Слава, И ныне, богородичен воскресен во глас дне. Дважды. Слава, И ныне, богородичен воскресен, глас тойже: И абие лик глаголет: Господи помилуй, трижды. Слава: Чтец же: И ныне: И аще есть неделя, стихологисует кафисму Псалтири: Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим: По исполнении же коеяждо статии, глаголет чтец: Слава, лик же поет: И ныне: Аллилуиа: трижды, Господи помилуй, трижды, Слава: Чтец же: И ныне, и ину статию. По скончании же кафисмы, глаголет чтец: Слава, И ныне: Аллилуиа: трижды, Господи помилуй, трижды. Не глаголем же С лава: И ныне, зане поется пред богородичном седальнов. И поем седален воскресен. Стих: Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца. И иный седален. Слава, И ныне: богородичен. И посем полагается чтение во Евангелии толковом. 22 Таже кафисма 3я: Возлюблю Тя Господи, крепосте моя, и паки седальны. Стих: Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Слава, И ныне: богородичен. И паки чтение. И поем Непорочны на глас 5, в нихже бывает каждение. Псалом 118 : [ Запевает головщик первый стих: ] Блажени непорочнии [ Б лагословен еси, Господи.

http://azbyka.ru/chinoposledovanie-voskr...

На утрени на Бог Господь: тропарь воскресен, дважды. Слава: новомучеников. И ныне: Богородичен воскресен. По кафисмах седальны воскресны с Богородичны их. По полиелеи два седальна новомучеников, глас 4. Слава: полиелейный седален новомучеников, глас 6. И ныне: Богородичен, глас 8. Канон воскресен со ирмосом на 4, и Богородицы на 2, и Триоди на 4, и новомучеников на 4. Катавасия по уставу. По 3-й песни кондак, икос и седален новомучеников. И ныне: Триоди. По 6-й песни кондак и икос Триоди. Светилен воскресен. Слава: новомучеников. И ныне: Триоди. На хвалитех стихиры воскресны 4, и новомучеников со славным 4, с припевы их. Слава: Триоди. И ныне: Преблагословенна еси: На Литургии блаженна гласа на 4, и Триоди, песнь 3-я, на 4, и новомучеников, песнь 6-я, на 4. Прокимен, Апостол, Аллилуия, Евангелие и причастен дне и новомучеников. Аще Неделя мясопустная. На велицей вечерни на Господи, воззвах: стихиры воскресны 3, и Триоди 4, и новомучеников 3. На утрени канон воскресен со ирмосом на 4, и Триоди на 6, и новомучеников на 4. На хвалитех по стихирах новомучеников поем стихиру Триоди: Предочистим себе: с припевом ея. Служба общая священномученику Российскому ХХ века единому, архиерею или иерею ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры, глас 1. Подобен: Прехвальнии мученицы: Прехвальне священномучениче имярек,/тя ни темница изнурила есть,/ни глад умори,/ни озлобления и раны смятоша,/во еже разлучити тя от любве Божия/и богодарованныя паствы./Темже Христу, святе, молися/даровати Церкви нашей//мир и велию милость. Всехвальне священномучениче имярек,/от братий по плоти страдания до крове претерпевая,/в себе помышлял еси,/яко Господа ради умерщвляеми есмы/и несть наша брань противу плоти и крови,/но к миродержителю тьмы века сего./Темже Христу, святе, молися,/даровати земли нашей//мир и велию милость. Преславне священномучениче имярек,/ты жертву безкровную/первее благоговейне совершая,/послежде, яко всеплодие,/себе самаго в жертву живую принесл еси,/моля, да простится грех богоборчества народа нашего./И ныне Христу, святе, молися/даровати людем российским//мир и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Церковном Вестнике (1898 г., 11) находится статья Я. Зарницкого, под заглавием: «Следует ли на утрени Недели крестопоклонной петь ирмосы пасхального канона?» Ответ дается, что следует петь, что в некоторых старинных обителях обычай неизменно сохранился, как обычай исконный. Не входя в обсуждение помянутой статьи, должно заметить, что в большинстве храмов не поются пасхальные ирмосы в крестопоклонную Неделю. И для этого есть основание в Церковном Уставе. Хотя каждый канон содержит в себе ирмосы, но ирмосы не всякого канона положено петь. Так в Типиконе не указано петь в воскресные дни на утрени ирмосы положенных в эти дни канонов – богородичного и крестовоскресного (Тип., гл. 3, 4, 5). Также в 9-й главе Типикона читаем: на утрени поем канона три, в Октоихе два, первый с ирмосом на 6-ть, а другой без ирмоса, и Минеи Святого на 4-е, да будут все на 14-ть. И при чтении великого канона на утрени четверга 5-й седмицы Великого поста ирмосы трипеснца не поем (Триодь Постн. послед. четв. 5-й седм.). С другой стороны, когда назначено петь ирмосы двух канонов, тогда об этом прямо указано в Типиконе. Так, о пении ирмосов двух канонов указано в праздники: Рождества Богородицы и отдание, Введения во храм (но не отдание), Рождества Христова и отдание, Богоявления и отдание, Преображения (но не отдание), Успения и отдание, Благовещения, случившегося в четверток и субботу страстные и в дни Светлой седмицы, в Пятидесятницу и отдание, в понедельник Святого Духа (Тип. послед. сих дней). В крестопоклонную же Неделю Типикон не назначил петь ирмосы двух канонов. В эту Неделю ясно указано петь с ирмосом только канон воскресный и не упомянуто о пении ирмосов ни богородичного, ни канона Триоди. В крестопоклонную Неделю указаны для пения ирмосы не пасхальные, а особые: «Божественнейший прообрази» (Тип. послед. 8-я Недел. Велик. поста). Пасхальные ирмосы, находящиеся не при пасхальном каноне, в крестопоклонную Неделю не поются подобно тому, как не поются ирмосы праздника Рождества Христова: «Христос рождается, славите», находящиеся кроме канона праздника Рождества Христова, еще в каноне Недели первого гласа Октоиха. Но этот канон поется несколько раз в году, и поется без ирмосов: «Христос рождается, славите».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Чт. 1890, 11–12). 37) Устав, говоря, что «всегда поется Честнейшая» (т.е., «Величит душа моя» и проч. стихи, с пением после каждого из них: «Честнейшую херувим») в неделях всего лета, в предпразднствах, и попразднствах, и в седмичные дни», вместе с тем отмечает те случаи, когда «Честнейшая» не поётся (см. 20 гл.) и заменяется или I) ирмосом 9-й песни, или II) особыми припевами вместе с ирмосом 9-й песни. I) «Честнейшая» заменяется ирмосом 9-й песни: а) во все дни от субботы Лазаря до Пасхи (а если случится Благовещение, то и припевом этого праздника); б) в недели (воскресенья) от ап. Фомы и кончая нед. Слепого (сн. 652 стр. печатного оригинала), в) в Преполовение и его отдание, г) в день Пятидесятницы и её отдание и в понед. Святого Духа (сн. 437 см. I отд.). II) Особые припевы (см. их в служб., на ряду, а также в След. Псалт. и Ирмолог.) и ирмос 9-й песни вместо «Честнейшей» поются: а) во всю Пасхальную седмицу и в отдание Пасхи, в праздник Вознесения и его отданиепразднике Пятидесятницы см. выше); б) 6 янв., 6 авг., 14 сент. и 25 дек., в какие бы дни недели ни случились эти праздники; в) в прочие двунадесятые праздники, а также 1, 7 и 30 янв., 30 авг. (см. отдел. изд. службу этого дня), в отдания всех неподвижных двунадесятых праздников, если все указанные в этой рубрике праздники и отдания случатся в седмичные дни (а не в недели, когда поётся «Честнейшая»); но, при этом, 1) если Сретение празднуется в Сырную субботу, то поётся «Честнейшая»; не отменяется это песнопение и в отдание Сретения, случившееся во втор., четв. и субб. Сырной седмицы (см. 72 и 84 стр. печатного оригинала); 2) в праздник Благовещения, случившийся в нед. Ваий и Пасхи, поются и припевы Благовещения; о пении их в отдание Благовещения в 20 гл. Устава не сказано и в последовании отдания, случившегося в среду 4-й нед. Вел. поста, Уставом определённо предписывается петь «Честнейшую», но в последованиях отдания, случившегося в 3-ю, 4-ю и 5-ю субботы Вел. поста, Уставом положено петь, вместо «Честнейшую», «припев праздника» (см. Уст., Мр. гл. 26 мар.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

308 Как возглас 9-го часа пред вечернею, так и первый возглас на вечерне (кроме бдения) указывается иерею произносить пред Царскими дверьми (Служебн., вечерн. Тип., гл. 7 и 9). Когда нет священника и начинает (службу), кто-нибудь иной, тогда он не говорит: «Благословен Бог наш» потому, что не имеет на то благодати, но молит Христа помиловать молитвами Св. отец (Сим. Солун., Разг. о священнодействии и таинствах, § 270. – См. Канонник, стр. 1; Правильн., послед. к прнчащ.). 309 В пасхальную седмицу и в отдание Пасхи возглас иерей совершает с крестом, свечою и кадильницею в руках и поет тропарь «Христос воскресе», со стихами: «Да воскреснет Бог». От Недели апост. Фомы до Вознесения – после возгласа иерея поется «Христос воскресе», трижды. 310 Вечерня не следует за 9-м часом: а) когда бывают царские часы, ибо тогда 9-й час отправляется с 3-м и 6-м (Тип., послед. 25 дек., Велик. пятка), также: б) в среду и пяток сырные, если в эти дни случатся: 1) предпразднство Сретения; 2) день храма, ибо в эти дни 9-й час отправляется с 3-м и 6-м часом (Тип., 1-е февр. и хр. гл. 28). 311 Молитву «Царю небесный» не положено читать при сих молитвах лишь от дня Вознесения до Пятидесятницы, до праздника Сошествия Святого Духа. «Тогда по начале (т. е. службы, по возгласе) глаголет чтец Трисвятое и до Недели Пятядесятные во всяком церковном пении» (Тип., послед. Вознесения). 312 Под «Трисвятым» в литургии св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого по Малом Входе (Служ.), разумеется только песнопение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» и: «Слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу» (Ирмол. Чиновн.). Но в чинах – вечерни, повечерия, полунощницы, утрени и т. д. разумеется, кроме того, еще молитвы: «Пресвятая Троице», и «Господи, помилуй», трижды (Тип., гл. 1, сн. Часосл., вечери.). Молитву «Святый Боже» изъясняет стихира дня Пятидесятницы, именно: «Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святого Духа; Святый Крепкий, Имже Отца познахом и Дух Святый прииде в мир; Святый Безсмертный, утешительный Душе, от Отца исходяй, и в Сыне почиваяй: Троице Святая, Слава Тебе» (Цветн. Триодь послед. Пятидесятницы, вечерн. стихира на стиховне).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В пятую неделю по Пасхе Церковь празднует «праздник самаряныни, понеже в той Христос Мессию Себе яве исповедаше, еже есть Христос. Сего бо ради и в средопентикосную седмицу учинен бысть». Беседу Спасителя с самарянкою в пятую неделю по Пасхе Церковь воспоминает с древних времен. В IV веке св. Иоанн Златоуст , при богослужении в эту неделю, говорил: «Сегодня Христос возвестил нам подвиг самарянки, и нам должно бедное слово наше обратить на море ея добродетелей». В V веке Анатолий Константинопольский 129 , в IX – Иосиф Студит и другие предали Церкви многие песнопения на неделю о самаряныне, ныне поемые Церковью в эту неделю. Служба самаряныне отправляется в неделю (воскресение) и потом в следующие за нею седмичные дни: четверток, пяток и субботу, – а в понедельник, вторник и среду этой седмицы поется служба Преполовению. Шестая по Пасхе неделя о Слепом В шестую по Пасхе неделю Церковь воспоминает о чудесном исцелении слепорожденного Иисусом Христом в Иерусалиме (Ин. гл. 9) в третий год Его евангельской проповеди, в праздник Кущей ( Ин.7:2 ) или в праздник обновления Храма ( Ин.10:22 ). Воспоминание о прозрении слепорожденного совершается в шестую неделю по Пасхе с древних христианских времен, о чем свидетельствуют поучения, произнесенные в эту неделю отцами IV и V века – Иоанном Златоустом , Астерием, епископом Амассийским. Воспоминание чуда над слепорожденным совершается Церковью в неделю (воскресение), понедельник, вторник и среду, в которую совершается отдание Пасхи. В неделю шестую по Пасхе и на отдание Пасхи катавасия «Спасителю Богу...» (Типикон, гл. 19). Отдание Пасхи На отдание Пасхи вечерня совершается вседневная; утреня – без полиелея, а только с великим славословием; часы – трипсалмные. В начале вечерни, утрени и литургии поется «Христос воскресе...», со стихами, как в дни пасхальные. На вечерне, после воскресных стихир на стиховне, поются стихиры Пасхи. На утрени: ирмосы Пасхи; катавасия: «Спасителю Богу...»; по 6-й песни – кондак и икос Пасхи; на 9-й песни – припевы Пасхи, после 9-й песни – светилен Пасхи: «Плотию уснув...», дважды; к стихирам на «хвалите» присоединяются стихиры Пасхи с их припевами. На литургии: антифоны изобразительные, прокимен пасхальный; отпуст совершается как в Пасху 130 . Вознесение Господне

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Последний день попразднства называется отданием праздника. Отдание отличается от дней попразднства более торжественной службой и тем, что в этот день поется последование праздника с большей частью тех молитв и песнопений, которые пелись в самый праздник. Но на отдание, в отличие от службы праздника, не положено всенощного бдения, на вечерне нет входа и чтения паремий,на утрене нет полиелея и чтения праздничного Евангелия. На отдание вместо «Честнейшую Херувим» поется запев и ирмос 9 песни (кроме воскресных дней). Утреня служится на отдание с великим славословием. На Литургии нет праздничных антифонов, не читается праздничный Апостол; только в Богородичные праздники читается праздничное Евангелие (на Господских – не читается). На Литургии в отдание праздника поются задостойник, прокимен, аллилуарий и причастен праздника. В день отдания праздника поется служба только тем святым Минеи, которым по Уставу положено бдение, полиелей или великое славословие. Данные о числе дней предпразднства и попразднства двунадесятых праздников для наглядности приведены в таблице: Праздник Число и месяц Протяженность праздника Число дней предпразднства Число дней попразднства (с отданием) Отдание праздника Рождество Пресвятой Богородицы 8/21 сентября 12/25 сентября Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября/4 декабря 25 ноября/8 декабря Благовещение 25 марта/7 апреля 26 марта/8 апреля Сретение Господне 2/15 февраля От 2-х до 9 От до 7 От 3/16 февраля до 9/22 февраля Успение Пресвятой Богородицы 14/27 августа 23 августа/5 сентября Рождество Христово 25 декабря/7 января 31 декабря/13 января Богоявление 6/19 января 14/27 января Преображение 6/19 августа 13/26 августа Воздвижение Креста Господня 14/27 сентября 21 сентяря/4 октября Вход Господень во Иерусалим За Неделю до Пасхи Вознесение Господне В пятницу 7-й седмицы Пятидесятница В субботу, следующую за праздником Остановимся более подробно на особенностях богослужения в предпразднства, попразднства и отдания двунадесятых праздников, случившихся в седмичные дни (когда нет праздника с бдением, полиелеем или великим славословием).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

О богослужении в отдание Пасхи, если случится храмовой праздник святого Глава 40. О богослужении в отдание Вознесения, в пяток 7 седмицы по Пасхе Глава 41. О богослужении в отдание Вознесения, если случится Обретение главы Предтечи Глава 42. О богослужении в отдание Вознесения, если случится храмовой праздник святого Глава 43. О богослужении в отдание Пятидесятницы, в субботу пред неделею Всех святых Глава 44. О богослужении в отдание Пятидесятницы, если случится Обретение главы Предтечи или память апостола Иуды Глава 45. О богослужении Пятидесятницы, если случится храмовой праздник святого Дополнительный к 1, 2 и 3 част. отдел о заупокойном богослужении субботних и седмичных дней в течение всего года Главы 1, 2, 3 Глава 4. О заупокойном богослужении седмичных дней Приложение Перечень употребительнейших песнопений, напечатанных отдельно от последований, содержащихся в Служебнике, Часослове, Октоихе, Триоди Постной, Триоди Цветной и Минеи Месячной Богослужебные книги, цитуемые в настоящем издании книги Октоих содержит в себе изменяемые песнопения седмичного круга богослужения, расположенные по порядку гласов, или напевов, и дней седмицы. Сначала помешены в нем последования 1-го гласа для недели (воскресенья), понедельника, вторника, среды, четверга, пятка и субботы, потом – последования 2-го гласа, далее 3, 4, 5, 6, 7 и, наконец, 8-го для тех же дней и в том же порядке. Так как эта книга содержит в себе именно 8 гласов, ни более ни менее, то ей и усвоено наименование Октоиха, что по-русски значит «осмогласник». При сравнении находящихся в нем песнопений со стороны содержания нельзя не приметить, что 1) некоторые из них во всех гласах усвоены только известным определенным дням седмицы, а именно: воскресные, прославляющие воскресение Христово, и кресто-воскресные, прославляющие вместе и крест и воскресение, недельным дням, умилительные (так названы в Октоихе; им же в Типиконе усвояется название «покаянные»), т. е. оплакивающие бедственное состояние омраченной грехом человеческой души, понедельнику, в честь бесплотных сил, также понедельнику, покаянные (так называются и в Октоихе, и в Типиконе), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010