467 Так, в Уставе, например, в последованиях на Рождество Христово и Богоявление, читаем: «Ирмосы обою канонов, кийждо лик свой ирмос». Для каждого лика и полагается по своему ирмосу и по своему канону. В Октоихе, Триоди, Минее на один день нередко полагается по два канона, как бы для каждого лика свой канон. 468 Иногда и второй канон поется с ирмосом. В таком случае в богослужебных книгах пред сим каноном печатаются следующие слова: «со ирмосом». 469 В Недели сперва поется ирмос Октоиха однажды; затем, как бы заменяя ирмос, поется припев: «Слава, Господи, святому воскресению Твоему», засим вместе с припевами следуют тропари (Ирмологион). 470 Например, в праздники: Рождество Христово и отдание его, Богоявление и отдание его, Преображение (но не отдание), Пятидесятницу и отдание, Рождество Богородицы и отдание, Введение во храм (но не отдание его), Успение и отдание его, в понедельник Св. Духа, в Благовещение, случившееся в четверток и субботу страстные, и в Благовещение, случившееся в дни Светлой седмицы. 471 Так, ирмосы канона Триоди, заменяя собою Октоих, в сырную среду – в 3-й, 8-й и 9-й песнях, в сырный пяток – в 5-й, 8-й и 9-й песнях поются по однажды. 472 Так, в последовании отдания Рождества Христова сказано: «катавасия, ирмос поем первого канона, оба лика вкупе». И о дне Пасхи читаем: «Посреди на сходе катавасия ирмос той же (Ирмологион, канон в св. неделю Пасхи). Но есть дни, в которые назначается ликам петь ирмосы катавасий, не сходясь вместе. Так, в праздники: Рождества Христова и Богоявления предписано петь: ирмосы обою канонов кииждо лик свой ирмос (Тип., послед. 25-го декабря, 6-го января). И в последовании праздника Успения Пресвятой Богородицы читаем: «катавасия кииждо лик свой ирмос» (Тип., послед. 15-го августа). 473 В Ирмологионе читаем: «Таже ноем ирмос третия песни, последняго канона, в которой либо день случится; подобне и в седмую (песнь) шестыя песни ирмос, и в девятую осьмыя, и по девятой девятыя. По прочих же песнях, рекше по первой, но четвертой, по пятой, по седьмой, егда поется Осмогласник с Минеею, во псе лето не глаголется ирмос от Минеи, кроме сих, яже зде указашася» (Ирмол., см. о стихословии песней Св. Писания в седмичные дни по 3-й песни).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Подобает знать: «Честнейшую» поется в воскресенье в течение всего года – и в предпразднства, и попразднства, и в седмичные дни. Не поется же «Честнейшую» в следующие праздники: на Рождество Богородицы и на отдание праздника; на Воздвижение Честнаго Креста и на отдание; на Введение во храм Пресвятой Богородицы и на отдание; на Рождество Христово, на 26 декабря – Собор Пресвятой Богородицы и на отдание; на Обрезание Господне; на Богоявление, на 7 января – Собор Крестителя Господня Иоанна и на отдание; в день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; на Сретение Господне и на отдание; на Благовещение Пресвятой Богородицы; в период от Лазаревой субботы до Недели Фоминой; во все Недели (воскресенья) Пятидесятницы, кроме Недели святых отец; на Преполовение Пятидесятницы и на отдание; в среду перед Вознесением (отдание Святой Пасхи); на Вознесение Господне и на отдание; на Троицу, на Духов день и на отдание; на Преображение Господне и на отдание; на Успение Пресвятой Богородицы и на отдание. (Если же праздник или отдание праздника случится в воскресенье, то поется «Честнейшую»). На литургии в попразднство и в отдание прокимен праздника поется (трижды) вместо дневного прокимна. На малом входе в попразднство Господских праздников поется «Приидите, поклонимся» с особым праздничным припевом в конце, который берется из второго антифона литургии праздника, а в попразднство Богородичных праздников – «молитвами Богородицы…» (кроме дней воскресных, когда поется «воскресший из мертвых»). В отдание Богородичных праздников (но не Господских) на литургии читаются Апостол и Евангелие праздника после рядового зачала. Причастен праздника поется в попразднство (но не в предпразднство) и в отдание. Задостойник поется во все дни попразднства (в том числе и в воскресенье) до отдания включительно. В дни попразднства до отдания праздника включительно полагается полный отпуст праздника, только без упоминания седмичных святых, например, бесплотных сил и др., так как Октоих в попразднство не поется, но в воскресные дни – отпуст воскресный, а не праздника.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3277...

Таже ектению глаголет иерей, или диакон: Помилуй нас Боже: И возглас: Яко милостив и человеколюбец: Посем: Исполним утреннюю молитву: Возглас: Яко Бог милости и щедрот: Иерей: Мир всем. Лик: И духови твоему. Диакон: Главы наша Господеви приклоним. Иерей молитву тайно. Таже возглас: Твое бо есть еже миловати: Посем: Премудрость. Лик: Благослови. Иерей: Сый благословен Христос Бог наш: И лик: Аминь. Утверди Боже: Посем иерей: Пресвятая Богородице: Лик: Честнейшую: И прочее обычно, и отпуст. И многолетны поем Таже творим исхождение в притвор, поюще стихиру самогласну, яко обычай, и оглашение студитово. По чтении же тропарь святаго Феодора, глас 8: Православия наставниче: И час 1-й. На 1-м часе тропарь воскресен. Слава:  святаго, аще имать. Аще же ни, И ныне:  богородичен часов. По Отче наш: кондак воскресен. И совершенный отпуст. На Литургии:  Блаженна осмогласника на 8. По входе тропарь воскресен:Таже храма, и святаго дневнаго, аще имать. Кондак воскресен, и храма: Слава: святаго, аще имать: И ныне: храма Богородицы. Аще же ни, И ныне: кондак Предстательство христиан: Христова же храма тропаря и кондака в неделю на литургии не глаголем во весь год: понеже предваряет воскресен. Прокимен, апостол, аллилуия, и Евангелие гласа, и святаго, аще имать. Причастен: Хвалите Господа с небес: Таже святаго, аще имать. [Зри] Подобает же ведати и сие: Яко на бдении всенощнаго пения, егда бывает полиелей, и поют псалом: Хвалите имя Господне: и Исповедайтеся Господеви: тогда поставляется аналогий среди церкве, и на нем полагается праздничная икона Господскаго дне, или Богородицына, или святаго, и святыя. И облачаются настоятель во святилищи и вси священнослужители в фелони по обычаю, и изшедше из олтаря во отверзенная царская врата, станут по дву странам около аналогия, и раздает настоятель сослужителем, и стоящему во храме святем народу свещи. По раздаянии же взем кадило, емуже предходит диакон со свещею горящею, кадит первее на аналогии икону окрест, и идет во олтарь, и тамо святую трапезу, и олтарь весь кадит, и во храме святыя местныя иконы вся, таже священнопредстоятелей по обоим странам, и правый лик певцев, и левый. Посем кадит преходя стоящий народ весь, и паки святыя двери, и две точию иконы, Христову и Богородицыну, и на аналогии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На малой вечерне на «Господи, воззвах» стихиры воскресны, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородице. На стиховне стихира одна воскресная и стихиры Богородице стиховные великой вечерни или малой, если есть наряду; «Слава» – святому, «И ныне» – Богородице. По «Ныне отпущаеши» тропарь воскресен, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородице. На великой вечерне «Блажен муж», кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры – на 10: воскресные – 4, святому – 3 и празднику – 3, «Слава» – святому, «И ныне» – догматик гласа. Вход. Прокимен дню. Паримии: святому – 3 и Богородице – 3. Ектения «Рцем вси». «Сподоби, Господи», «Исполним вечернюю молитву». На литии стихиры святому храму и Богородице; «Слава» – святому, «И ныне» – Богородице. На стиховне стихиры воскресны, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородице. По «Ныне отпущаеши» на благословении хлебов тропарь святому (дважды) и Богородице (единожды). На утрене на «Бог Господь» тропарь воскресен (дважды), «Слава» – святому, «И ныне» – Богородице. По стихословиях и ектениях седальны воскресны с Богородичнами их. Полиелей, Величание святому и Богородице. «Ангельский собор удивися». По ектении все седальны святому по одному разу. Степенна гласа. Прокимен и Евангелие святому храма. «Воскресение Христово». Псалом 50-й. «Слава» – «Молитвами святаго (имя рек)», «И ныне» – «Молитвами Богородицы». «Помилуй мя, Боже» и стихира святому храма. «Спаси, Боже, люди Твоя». Целование Евангелия и иконы святого храма и елеопомазание. Каноны: воскресный с ирмосом – на 4, ирмосы по одному разу, Богородице – на 6 и святому – на 4. Катавасия рядовая. По 3-й песни кондак Богородице и святому, седальны святому и Богородице. По 6-й песни кондак и икос воскресные. На 9-й – «Честнейшую». «Свят Господь Бог наш». Светилен воскресен, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородице. «Всякое дыхание». На «Хвалите» стихиры воскресны – 4, святому и Богородице с припевами их; «Слава» – святому, «И ныне» – «Преблагословена еси». Славословие великое. По Трисвятом тропарь воскресен один. Ектении и отпуст. На часах тропарь воскресен, «Слава» – святому и Богородице переменяются, «И ныне» – Богородичен часов. Кондаки все переменяются.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Светилен воскресен; Слава: святого; И ныне: богородичен воскресен гласа. На хвалитех стихиры воскресны 4, и святого со славным 4 (т.е. поются 4 стихиры на «Хвалите» святому из Минеи, включая в это число четырех стихир и ту стихиру, которая в Минее положена на «Слава»). Аще ли не имать святый на хвалитех стихир, поем стихиры воскресны по обычаю. Слава: стихира евангельская; И ныне: Преблагословенна еси. И прочее обычно. На Часах, тропарь святого на Слава. Кондак воскресен. Если святой славословный, кондак его на 1м и 6м часах. На Литургии, по входе тропарь воскресен, и храма Богородицы (идеже храм Ее), таже храма святого, посем рядового святого. Аще ли есть другий святый, и тропарь ему прилучится: глаголем тропарь и другого святого. Таже кондак воскресен и храма; Слава: кондак дневного святого; И ныне: Богородицы храма. Аще ли храма Богородицы несть; Слава: кондак рядового святого; И ныне: Предстательство христиан. Прокимен, апостол, аллилуиа, Евангелие и причастен, прежде воскресен, и потом святого. Помимо пяти основных разрядов праздников, рассмотренных нами, есть еще шестой разряд дней, который, собственно, не причислен к праздникам и не имеет знака вообще. В эти дни поются стихиры на Господи воззвах на 3, канон же на утрени на 4. Часто в Месячной Минее под одним числом находятся два последования, и оба тем святым, которым нет знака в Месяцеслове. Оба последования отправляются при богослужении вместе, как бы одно. В Типиконе эти числа, в которые служба поется двум святым, не имеющим знака, не причисляются к праздникам средним, а об них говорится только: «аще два святых» и указывается, как следует отправлять службу. Если же вспоминаются два таких святых, из коих празднество одного принадлежит средним праздникам, а другого — меньшим, то праздник причисляется к числу средних. Служба храмовых двунадесятых праздников Господских и Богородичных одинаково совершается как во всех церквах, так и в той церкви, где храмовой праздник. В храмовой праздник святого, хотя бы святой не принадлежал к великим святым, служба храмовая отправляется торжественнее, нежели служба великому святому, и не перелагается на другой день (за исключением первой седмицы Великого поста, Страстной седмицы и дня Св.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

[зри] А идеже всенощнаго бдения не бывает. На велицей вечерни, по Ныне отпущаеши, тропарь воскресн: Слава святаго, и ныне: Богородичен воскресен, или праздника. Аще ли два святых с тропари, и другаго святаго тропарь не глаголется. На повечерии кондак воскресн: аще имать святый полиелей, кондак святаго: аще предпразднство, или попразднство, слава и ныне, праздника. О святем имущем бдение, аще прилучится в седмичныя дни кроме недели. На малей вечерни стихиры на 4, и Слава святаго, и ныне Богородичен. На стиховне стихиры, и Слава, и ныне, Богородичен. Тропарь святаго, Слава, и ныне, Богородичен воскресен. На велицей вечерни стихиры на 8, слава и ныне, Богородичен 1-й по гласу славника. Аще суббота, и ныне, Богородичен настоящаго гласа, чтения 3. На литии стихира храма, и святаго стихиры, и Слава, и ныне, Богородичен воскресен. На стиховне стихиры и Слава, и ныне, Богородичен воскресен. На благословении хлебов тропарь святаго, дважды, и Богородице Дево: единожды. На утрени тропарь дважды, Слава, и ныне, Богородичен воскресен. Аще суббота, Богородичен настоящаго гласа. По кафисмах и по полиелеи седальны по дважды, Слава, и ныне, Богородичен, степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие и стихира святаго. Канон Богородицы со ирмосом на 6. Аще суббота, канон храма Христова, или Богородицы на 6. Аще же храм святаго, или святыя, поем канон Богородицы прешедшия недели утренний со ирмосом на 6, и святаго на 8. По 3-й песни седален дважды, слава и ныне, Богородичен. По 6-й песни кондак и икос, светилен дважды: Слава, и ныне, Богородичен. На хвалитех стихиры на 4, и Слава, и ныне, Богородичен. По славословии тропарь, Слава, и ныне, Богородичен воскресн: аще суббота, Богородичен настоящаго гласа. На часех тропарь и кондак святаго. На литургии блаженна от канона песнь 3-я, и 6-я, на 8. Тропари и кондаки храма Христова и Богородицы, и святаго. Аще несть храма Христова и Богородицы, тропарь святаго, слава кондак его, и ныне. Предстательство христиан: прокимен, апостол, Аллилуиа, Евангелие и причастен святаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На литии стихира отцам и святому самогласны, «Слава» – святому, «И ныне» – празднику. Если празднуемый святой храмовый, то стихиры храма и отцам хвалитные со славником, «Слава» – отцам или храма, «И ныне» – празднику. На стиховне стихиры воскресные, «Слава» – отцам или святому, если храм его, «И ныне» – празднику. На благословении хлебов: при бдении – «Богородице Дево» (дважды) и святому; если праздник святому храма«Богородице Дево», отцам и храму. На утрене на «Бог Господь» тропарь воскресен (единожды), отцам (единожды), «Слава» – святому, «И ныне» – празднику. По кафизмах седальны воскресные с Богородичнами их. Полиелей и величание святому; по ектении седальны святому – все. Степенна и прокимен гласа. Евангелие воскресное. «Воскресение Христово». Стихира воскресна «Воскрес Иисус от гроба». Если же празднуемый святой храмовый, то прокимен, Евангелие и стихира святому. «Спаси, Боже, люди Твоя». Целование Евангелия (если храмовый святой, то целование и иконы его) и елеопомазание. Каноны: воскресен с ирмосом – на 4, ирмос (единожды), и святому – на 4, а отцам – на 6; если святой храмовый, то ему тропари канона – на 6, а отцам – на 4; катавасия «Божественным покровен». По 3-й песни кондак и икос святому; седален отцам, «Слава» – святому, «И ныне» – празднику; по 6-й песни кондак и икос отцам; на 9-й «Честнейшую». «Свят Господь Бог наш». Светилен воскресный и отцам, «Слава» – святому, «И ныне» – празднику. На «Хвалите» стихиры воскресные – 3, отцам – 2 и святому со славным – 3, «Слава» – отцам, «И ныне» – «Преблагословенна еси». Славословие великое. Тропарь воскресен один. Ектении и отпуст. На часах тропарь воскресен, «Слава» – отцам или святому (они переменяются), «И ныне» – Богородичен часов; кондаки отцам и святому переменяются. На литургии Блаженны гласа – на 4, отцам, песнь 3-я – на 4, и святому, песнь 6-я – на 4. По входе тропарь воскресен, празднику, отцам и святому; кондак отцам, «Слава» – святому, «И ныне» – празднику. Прокимен, Апостол, Аллилуиа и Евангелие отцам и святому. Причастен «Хвалите Господа с небес» и святому. Задостойник «Тя паче ума». о) Некоторые особые примечания

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На часех тропарь воскресен: Слава, Креста, И ныне, Богородичен часов. По Отче наш, кондак воскресен. На 3-м часе тропарь воскресен: Слава, Предтечи: И ныне, Богородичен часов. По Отче наш, кондаки глаголем, пременяюще. На Литургии: Блаженны гласа на 4: и Креста песнь 3-я, на 4: и Предтечи 6-я, на 4. По входе тропарь воскресен, и Креста, и Предтечи: таже кондак воскресен: Слава, Предтечи: И ныне, Креста, Прокимен, Апостол, аллилуия, Евангелие, и причастен, прежде Креста, потом Предтечи. Первое (IV) и второе (452) обретение главы святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. После усекновения честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, тело его ночью было тайно погребено учениками его в сирийском городе Севастии, а глава тайно сокрыта Иродиадой, боявшейся, что при соединении главы с телом при погребении, Иоанн может воскреснуть и снова обличить ее. Поэтому, никому, не отдав главы Пророка и злобно над нею надругавшись, она сокрыла ее глубоко в земле во дворце в нечистом месте. Об этом знала благочестивая Иоанна, жена домоправителя Ирода Хузы. Глубоко скорбя о неповинном убиении святого пророка Иоанна и о надругательстве над его святой главой, она тайно откопала ее и, вложив в сосуд, погребла на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода. Когда позднее Ирод услышал об Иисусе Христе, он стал думать с Иродиадой о том, не Иоанн ли это воскрес, начал искать главу его и, не найдя, был в недоумении. Тогда он сказал служащим при нем: «Это Иоанн воскрес из мертвых». Много лет спустя славный и знатный благочестивый муж Иннокентий оставил мир, и, придя в Иерусалим, купил то место, где было некогда поместье Ирода, принял иночество, построил келлию и стал жить в ней. Задумав поставить небольшой храм, он, по Божию произволению, нашел сосуд с честной главой святого Иоанна Крестителя в том месте, где копали ров для каменного основания будущей церкви. По Божественному откровению и происшедшим благодатным знамениям, Иннокентий понял, что это была глава святого Предтечи Господня. Он хранил ее с величайшим благоговением. Но перед своей кончиной, видя мерзость запустения на святом месте от идолопоклонников, оскорблявших повсюду христианские святыни, Иннокентий сокрыл святую главу в том же месте, где нашел ее. По кончине его келлия и церковь пришли в запустение, разрушились и остатки их сравнялись с землей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Возьмем пример. — В храме Архистратига Михаила, как петь тропари и кондаки по входе 16 января в среду? Тропари: седмичный — Спаси Господи: храма — «Небесных воинств»: святому апостолу Петру — «Рима не оставль». Кондаки: седмичный — «Вознесыйся на крест»: храма — «Архистратизи Божии»: апостолу Петру — «Верховного и первого апостола»: Слава: «Со святыми упокой»: И ныне: «Предстательство христиан». Для удобства приведем уставное указание пения тропарей и кондаков на литургии обычно помещаемое в церковных календарях: Устав о Тропарях и Кондаках Аще случится в неделю святый, имущий бдение: По входе тропарь воскресен и храма Богородицы, идеже храм Ея; и святого.Кондак воскресен: Слава: святаго; И ныне: храма Богородицы. А идеже несть храма Богородицы, а храм Христов; И ныне: кондак воскресен; тропарь же и кондак храма Христова в сия дни не глаголются. А идеже несть храма Христова и Богородицы; И ныне: кондак — «Предстательство христиан»: Тропари же и кондаки храмом святых в сия дни не глаголются. Аще случится в неделю служба святому простая, шестеричная, славословная или полиелейная: По входе глаголем тропарь воскресен, и храма Богородицы или храма святого, и святого рядового, глаголем же и другий тропарь, аще есть. Таже кондак воскресен и храма святаго; Слава: святого рядоваго; И ныне: храма Богородицы. Ащели другий святый, имеяй кондак; Слава: кондак другого святаго; И ныне: храма Богородицы. А идеже несть храма Богородицы, а храм Христов; И ныне: кондак воскресен. А идеже несть храма Христова и Богородицы — И ныне: кондак — «Предстательство христиан». Аще случится бдение святому в седмичный день, кроме недели: По входе тропарь храма Христова, или Богородицы, и святого бденного. Посем, Слава: кондак святого бденнаго; И ныне: кондак храма Христова или храма Богородицы. Аще же храма Христова и Богородицы несть, глаголем прежде тропарь бденного святаго; Слава: кондак его; И ныне: — «Предстательство христиан»: Храма же святого на литургии по входе, егда бдение святого бывает, тропаря и кондака не глаголем никогда.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

На великой вечерне так же, как и бденному святому. На литии стихира храму и святому, если есть, и Триоди хвалитные, «Слава» – святому, «И ныне» – Триоди. На стиховне стихиры воскресные, «Слава» – святому, «И ныне» – Триоди. По «Ныне отпущаеши» «Богородице Дево» (трижды). На утрене так же, как и святому с бдением, поется «Покаяния отверзи ми» и прочее. Молитва «Спаси, Боже, люди Твоя», целование Евангелия и иконы святого и елеопомазание. Каноны: воскресен с ирмосом – на 4, Триоди – на 4 и святому – на 6; катавасия по уставу («Глубины открыл есть дно», «Сушу глубородительную землю» или «Отверзу уста моя»). Если этот день приходится на предпразднство или попразднство, то катавасия празднику, прочая же служба предпразднству или попразднству оставляется. По 3-й песни кондак, икос и седальны святому, «Слава» – святому, «И ныне» – седален Триоди. По 6-й песни кондак и икос Триоди. На «Хвалите» стихиры воскресны – 4 и святому – 4, «Слава» – Триоди, «И ныне» – «Преблагословена еси». Славословие великое; по Трисвятом тропарь воскресен. Ектении и отпуст. На часах тропарь воскресен, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен часов; кондаки Триоди и святому переменяются. На литургии по входе тропарь воскресен, храму Богородицы или святого и празднуемому святому, кондак святому храма и празднуемому святому, «И ныне» – кондак Триоди, а прочее, как и святому с бдением. НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ а) Служение воскресное с бдением святому или храму его На малой вечерне так же, как и в Неделю о мытаре и фарисее. На великой вечерне на «Господи, воззвах» стихиры воскресны – 3, Триоди – 4 и святому – 3, «Слава» – Триоди, «И ныне» – Богородичен, догматик гласа. Вход. Паримии святому. На литии стихиры святому и Триоди хвалитные: 1-я «Помышляю день он» и 2-я «О, каковый час тогда», «Слава» – святому, «И ныне» – Триоди. На стиховне стихиры воскресны, «Слава» – святому, «И ныне» – Триоди. На благословении хлебов «Богородице Дево» (дважды) и святому (единожды). На утрене на «Бог Господь» тропарь воскресен (дважды), «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы». По кафизмах седальны воскресные. Полиелей, с присоединением псалма «На реках вавилонских». Величание святому и тропари «Ангельский собор». Степенна гласа. Прокимен и Евангелие воскресные. «Воскресение Христово», «Слава» – «Покаяние отверзи», «И ныне» – «На спасения стези». «Помилуй мя, Боже» и «Множества содеянных». Если же храм святого, то прокимен и Евангелие святому; «Воскресение Христово», «Слава» – «Молитвами святаго (имя рек)», " И ныне» – «Молитвами Богородицы»; «Помилуй мя, Боже» и стихира святому. «Спаси, Боже, люди Твоя». Целование Евангелия, иконы святого и елеопомазание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010