512 стр. печатного оригинала). При совпадении с воскресным днем великих Богородичных праздников, поётся тоже воскресный Тропарь, а на «Слава» и «И ныне» тропарь праздника. Если указанные Богородичные праздники случатся в седмичные дни, то поётся тропарь праздника 1-ды; то же самое положено и на двунадесятые Господские праздники, в какой бы день недели они ни случились (за исключением праздника Входа Господня, когда поются два тропаря, второй – на «Слава» и «И ныне»); на великие праздники святым, случившиеся в седмичные дни, поётся тропарь святого 1-ды и на «Слава» и «И ныне» – богородичен по гласу этого тропаря (см. Уст., 49 гл.). В периоде пения Триодей на воскресные дни поются тропари или только Триоди, или воскресные с их богородичными, или воскресные и Триоди; все эти песнопения находятся в Триодях, на ряду; подр. об этом см. в Уст. 50 гл. и Мр. гл. в 49 гл.; см. также в Уст. хр. гл. 43) На воскресной вечерне во 2 гл. Устава указан «отпустительный тропарь Богородицы, глас 4: Богородице Дево, радуйся, трижды». Но в этой главе Устава излагается порядок воскресной вечерни на бдении, с литией и благословением хлебов; для вечерни же, совершаемой отдельно от утрени, указания относительно пения отпустительных тропарей находятся в 52 гл. Устава, где сказано, что поётся «тропарь воскресен гласа», на «Слава» – тропарь святого, на «И ныне» – богородичен воскресен, по гласу тропаря святого; «аще ли несть тропаря святому, глаголи тропарь воскресен, Слава, и ныне, богородичен его (т.е., воскресный); аще ли два святых с тропари», тогда поётся тропарь воскресный, на «Слава» – тропарь первого святого, на «И ныне» – богородичен воскресен по гласу тропаря святого; «другого же святого тропарь не глаголется, понеже на вечерни 4 тропаря не глаголется» (см. также Мр. гл. 20 нояб. в Уст., на 648 стр. 1 прим., 672 и 690 стр. печатного оригинала). – В последовании некоторых двунадесятых праздников имеются указания, что на великой вечерне тропарь праздника поётся 1-ды, «аще не будет бдения» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Возрадуйтеся, храмоздателие,/от поругания Покров Божия Матере Граду Минску возставившии/и древнюю святыню к славе возвратившии,/яко с вами торжествует безплотных умов естество,/Богородицу ублажающе во веки. Ангельския лики и от человек сладкопевцы поминающе,/просим, Всеблагая, не осуди певцы Твоего праздника,/но просвети духом и благослови,/да от сердца приносимое пение во славу Твоего торжества пребудет присно. Светилен воскресен, Слава и ныне, праздника: Неизследное величие славы Твоея, Владычице,/сокруши безумие антихристово,/се бо нов твориши храм на святем месте явления Твоего,/яко и во всей земли Русской/возставляеши удел Твой, Мати милостивая. Стихиры на хвалитех: воскресны 4, празднику 4, глас 2: Восхвалим с сонмом святых/Всепетую Богородицу,/воспомянем преподобнаго Сергия,/Радонежскаго чудотворца,/яко и той воду из камене источи,/и Богоматерь ему явися,/и обещала есть многи ученики./Благоволи же, Чистая, да при образе Твоем святем//многи люди имаши собрати. Восхвалим с лики святых/Всеблагую Владычицу,/воспоем и преподобнаго отца нашего Серафима,/Саровския пустыни жителя,/яко той наипаче почита Богородицу/и образу Умиления молися,/да и он с нами ко Всесвятей в молитве припадет//и нас Богомати да наречет ученики возлюбленныя. Стих: Помяну имя твое во всяком роде и роде. Воспоем и поклонимся/пред иконою Почаевскою,/лобызающе след стопы Приснодевы/и поминающе, яко Та спасаше верныя,//тако и мы Ея молитвами да утвердимся в православии. Стих: Слыши дщи и виждь, и преклони ухо твое. В пении чудес Твоих,/о Богомати,/с нами припадают соотчичи наши/вкупе со Афанасием Берестейским,/иже Купятицстей иконе наипаче поклоняшеся//и Тебе, Чудную, прослави. Слава: праздника, глас 3 Землю нашу иконами Твоими озари,/о Всемилостивая Заступнице,/дарующи чудотворныя образы во вся концы Руси,/да выну покланяемся//еже о нас милостивому Ея произволению. И ныне: «Преблагословенна еси:» Великое славословие, по Трисвятом - тропарь воскресен. На 1 часе: тропарь воскресен, Слава: - праздника. Кондак праздника. На 3 и 6 часах попеременно кондак воскресен и праздника.

http://pravicon.com/info-1223

Слава, стихира утренняя евангельская, глас 4: Утро бе глубоко: Аще святых храм, Слава, святых: Слава, святых, глас 8: Иже Троицы Святыя зарею просвещеннии и престолу Христа Бога выну предстоящии, преподобнии отцы Псково-Печерстии, приимите днесь сие пение хвалебное и молите Господа спастися душам нашим. И ныне, Богородичен, глас 2: Преблагословена еси. Богородице Дево: Славословие великое: По Трисвятом тропарь воскресен, точию един от двою: Ектении и отпуст: Посем, аще в обители Печерстей бдение и аще предстоятель изволит, исходит братия в притвор ко иконе праздника: И поют стихиру храма святых. Стихира на целование святыя иконы, глас 2. Подобен: Ж ены, услышите О, честная обителе Псково-Печерская, Доме Девы Пречистыя, ублажай днесь собор преподобных твоих, якоже верных утверждение и крепкое за вся ны предстательство: да молят Христа Бога даровати нам велию милость. Слава, и ныне, Богородичен, тропарь на целование святыя иконы, глас 1: Богородице, Заступнице усердная, приими молитвы раб Твоих, и яко Ты еси мирови Покров Вышний, не остави ограждением Твоим обители сея, но чадом Твоим, преподобным отцем Псково-Печерским, помогай за ны ко Господу взывати, да моленьми их непрестанными подаст мир душам нашим и велию милость. Посем молитва: В ладыко Многомилостиве: На 1-м часе тропарь воскресен: Слава, тропарь святых: И ныне, Богородичен часов: по О тче наш: кондак святых: и отпуст. Таже посреде храма поем стихи сии: Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь , юже стяжал еси Честною Твоею Кровию. Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина Чистая и Благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас. Вси святии Псково-Печерстии, молите Бога о нас. На Литургии Блаженна воскресна гласа, на 6, и от канона святых Псково-Печерских песнь 3-я (аще изволит предстоятель, песнь 9-я), на 4: По входе тропарь воскресен и храма Богородицы, идеже храм Ея, и святых: Кондак воскресен: Слава, кондак святых: И ныне, храма Богородицы, или:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каноны: в октоихе три: 1-й воскресен с ирмосом на 4, т.-е. три тропаря с четвертым – ирмосом, ирмосы по 1-жды, 2-й крестовоскресен на 3, 3-й Богородицы на 3, и 4-й – святого в минее 4 тропаря без ирмоса, катавасия по уставу 65 . В двунадесятые Господни праздники воскресный канон оставляется, а в Богородичные праздники поется. Крестовоскрест канон оставляется, если случится праздник святому со бдением, или храмовой, или препразднство и попразднство, ибо канон празднику поется на 8. Канон Богородице не поется тогда, когда в воскресенье случится препразднство или подпразднство и вместе с тем святой со бдением, или когда 2-м святым положены два канона: один на 4, другой на 6-ть. По      3-й песни – кондак святого и икос но 1-жды, седален святого 2-жды, слава и ныне Богородичен его. По      6-й песни – кондак и икос воскресны. По      8-й песни – «Честнейшая» 66 . По 9-й песни–Свят Господь Бог 67 со стихами, на рядовой глас по напеву: «Бог Господь». Екзапостилларий, или светилен воскресный, слава светилен святого, если есть, и ныне – Богородичен воскресный. «Всякое дыхание» поется в рядовой глас. Стихиры на «Хвалите»: воскресни 4, восточны 4, слава – стихира евангельская, и ныне – Преблагословенна если. В дванадесятый праздник на слава и ныне поется стихира праздника. Славословие великое, а по нем тропарь воскресен или «Днесь спасение миру бысть», если рядовой глас будет 1-й, 3, 5-й, 7-й (из нечетных числ), или «Воскрес из гроба» – при гласах: 2-м, 4-м, 6-м и 8-м (состоящих из четных числ). В праздники Господни, вместо воскресного тропаря, поется один воскресный тропарь. Ектении: Помилуй нас, Боже... Исполним утреннюю молитву – и отпуст полный. Днем совершаются часы: 3-й, 6-й и литургия. а) На часах: слава – тропарь воскресен; а если положен тропарь святому, то читается прежде тропарь воскресен, потом – слава – тропарь святого, и ныне – Богородичен часов. Кондак воскресен. б) На литургии: антифоны изобразительные. Блаженны гласа в октоихе на 8. Если святому положена в минеи песнь, то в октоихе на 6-ть и святому песнь 3-я на 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 2-й. «Слава» – светилен русских святых: «В песнех восхвалим...», «И ныне» – Богородичен Минеи (на ряду): «Светом лица Твоего...»; или Богородичен воскресного ексапостилария: «Ангел убо принесе...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и русских святых, глас 5-й и глас 4-й – 4 (со славником и своими припевами ). «Слава» – стихира евангельская 2-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...». На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь русских святых. Кондаки русских святых и воскресный читаются попеременно. Примечание. В Минее указывается: «На часех тропарь воскресен. «Слава» – святых тропари, 8-го и 4-го гласов, пременяюще глаголем. Кондак на 1-м и 6-м часех воскресен, на 3-м и 9-м часех кондак святых» (ср.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382). На Литургии блаженны гласа – 6, и русских святых (в Минее на ряду) – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь русских святых. «Слава» – кондак русских святых, «И ныне» – кондак воскресный. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь русских святых; кондак воскресный. «Слава» – кондак русских святых, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь русских святых; кондак воскресный. «Слава» – кондак русских святых, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Примечание. В Минее приводится особый устав пения тропарей и кондаков по входе: «По входе: тропарь воскресен, глас 1-й, и святых оба тропаря 8-го и 4-го гласов. Кондак воскресен, глас 1-й. Слава – кондак святых, глас 3-й, И ныне – кондак Успения Богородицы, глас 2-й: В молитвах...» (ср.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382). Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и русских святых. Апостол и Евангелие – дня и русских святых . 1 Священный Синод Русской Православной Церкви 29 мая 2013 года постановил утвердить для использования в официальных церковных документах и изданиях, в том числе богослужебных, именование «Неделя всех святых, в земле Русской просиявших» вместо «Неделя всех святых, в земле Российской просиявших».

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-18/

На «Хвалите» стихиры святому – на 4 и Пасхе с припевами их; «Слава» – святому, «И ныне» – «Воскресения день», «Христос воскресе» (единожды) и славословие великое. Тропарь воскресен, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря святому. Ектении и отпуст. Час 1-й и прочие читаются просто. На часах тропарь воскресен, «Слава» – святому; кондаки переменяются. Начало литургии по-пасхальному. Блаженны от канона Пасхе, песнь 3-я – на 4, и святому, песнь 6-я – на 4. По входе тропарь воскресен и святому, «Слава» – кондак святому, «И ныне» – Пасхе «Аще и во гроб». Прокимен и Аллилуиа Пасхе и святому, Апостол и Евангелие дню и святому. Причастен «Тело Христово» и святому. Задостойник Пасхе. Отпуст иерей говорит по-пасхальному с Крестом. По отпусте «Христос воскресен» (трижды). «И нам дарова» и многолетие. м) Служение в праздник Вознесения Господня с бдением святому или храмовому святому На малой вечерне стихиры празднику – 3 на 4, «Слава» – святому, «И ныне» – празднику. На стиховне стихиры святому великой вечерни с припевами их, «Слава» – святому, «И ныне» – празднику. По Трисвятом тропарь святому, «Слава, и ныне» – празднику. Ектения малая «Помилуй нас, Боже». Отпуст. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-я «Слава». На «Господи, воззвах» стихиры празднику – 6 и святому – 4; «Слава» – святому, «И ныне» – празднику. Вход. Прокимен дню. Паримии празднику и святому. На литии стихиры празднику и святому, «Слава, и ныне» – празднику. На стиховне стихиры празднику, «Слава» – святому, «И ныне» – празднику. На благословении хлебов тропарь празднику (дважды) и святому (единожды). На утрене на «Бог Господь» тропарь празднику (дважды), «Слава» – святому, «И ныне» – празднику. По кафизмах седальны празднику. Полиелей. Величание празднику и святому; по ектении все седальны – святому. «От юности моея». Прокимен и Евангелие празднику или храму. «Воскресение Христово». Псалом 50-й и стихира празднику или храму. «Спаси, Боже, люди Твоя». Целование иконы праздника и святого; елеопомазание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Села Аул, Богородицкая, кам. Мелитопольск. у. Села Поповки, Троицкая, кам. Мелитопольск. у. Села Большой-Белозерки, Преображенская, кам. Днепр. у. 1808 год Села Чаплынки, Покровская, дер. Днепр. у. Села Обыточного, Троицкая, дер. Мелитопольск. у. Села Мангуша, Петро-Павловская, кам. Симферопольск. у. До постройки сей церкви была в Мангуше другая, которой начало неизвестно. Села Петро-Павловки, Троицкая, дер. Мелитопольск. у. 1810 год Села Челбас, Покровская, дер. Днепр. у. Села Андреевки, Богородицкая, кам. Мелитопольск. у. Села Второ-приморского, Димитриевская, Днепр. у. Построена помещиком полковником Димитрием Кушковским. Села Кадыко, Троицкая, кам. Симферопольск. у. Церковь сия преобразована из мечети Татарской, по прошению жительствующих здесь Греческого батальона офицеров и нижних чинов, которые, прося о том в 1806 году, излагали между прочим, что церковь была некогда христианскою, но в мечеть превращена мусульманами. Села Балки, Успенская, кам. Мелитопольск. у. Села Ново-Майчевки, Николаевская, дер. Днепр. у. 1811 год Города Карасу-базара, Ильинская, кам. Основана и сооружена по прошению Великороссийских купцов и мещан, в Карасу-базаре поселившихся, и по ходатайству Таврического гражданского губернатора Дмитрия Борисовича Мертваго, от которого в 1807 году к преосвященному Платону послано было отношение. Села Кишлава, Александро-Невская, кам. Симферопольск. у. Села Каир, Преображенская, кам. Днепр. у. Села Рубановки, Михайловская, дев. Днепр. у. 1812 год Седа Горностаевки, Покровская, мол. д. Днепр. у. Села Николаевка, Николаевская, кам. Мелитопольск. у. 1813 год Села Малой-Лепатихи, Николаевская, дер. Днепр. у. Церковь сооружена по желанию жителей села Лепатихи, писавших в прошении своем 1810 года, что селение их «вновь населено», церковь заложена в 1816 году, а до того времена имели она молитвенный дом, который позволен был им в 1813 г. 1814 год Села Берестового, Троицкая, кам. Мелитопольск. у. Церковь в 1814 г. постройкой кончена, а разрешение на то от Святейшего Синода последовало в 1808 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Тем не менее название «светильничного» удержано в церковном Уставе и для Пасхальной вечерни. Без светильничных молитв название это едва ли имело бы значение. 4) Что светильничные молитвы должны иметь связь не с псалмом 103-м, а с ектенией, видно из того, что на Литургии Преждеосвященных Даров три первые молитвы из числа светильничных явно имеют связь с тремя малыми ектениями и их возгласами. 5) То обстоятельство, что священник, служащий без диакона, сам должен читать и ектении, не должно служить препятствием к тому, чтобы прочитать и тайные молитвы: подобное обстоятельство встречается и при служении Литургии одним священником без диакона. По поводу 5-го вопроса считаем нелишним обратить внимание на следующее замечание церковного Устава относительно отпуста на отдание Пасхи, во вторник вечера: «обычный отпуст глаголет иерей без креста: «Воскресый из мертвых», и святаго дне поминает»; в среду на утрене: «И святаго на отпусте поминает, его же будет день». О Литургии же сказано: «отпуст Пасхи со крестом; и прочее все поем.... якоже указася на самую Пасху»: о поминовении имени святого дня ничего не сказано. На этом основании можно думать, что на Пасхальном отпусте как во дни Пасхи, так и в конце Литургии на отдание имя святого дня не должно быть поминаемо. Подобное замечание Устава: «На отпусте поминает иерей святаго, егоже есть день» мы находим также и на отдание праздника Пятидесятницы. Очевидно, что замечание это вызвано тем обстоятельством, что на отдание и Пасхи, и Пятидесятницы служба дневному святому отлагается, так же, как и на самые дни праздников. Если же о самих праздниках не сказано ничего насчет поминовения святого, а об отдании обоих праздников сказано, то ясно, что на самые праздники отпуст должно говорить без поминовения дневных святых. Хотя об отдании праздника Вознесения подобного замечания в Уставе не сделано, но нет сомнения, что праздник этот не составляет исключения относительно отпуста. Здесь, кстати, мы ставим еще один вопрос, недавно нам предложенный, относительно праздничных отпустов Пасхи, Вознесения и Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

3) В Недели: мытаря и фарисея, 2-ю, 4-ю и 5-ю Великого поста. 4) Аще случится празднуемый святой (т. е. 24-е февраля, 9-го марта) во всю Четыредесятницу в седмичные дни. 5) В неделю Всех Святых, – после отдания праздника Пятидесятницы – и до 1-го августа, праздника: «Происхождения честных древ честнаго животворящего Креста». В указанные при семь промежутки времени в году поется другая рядовая катавасия, именно: «Крест начертав Моисей», поется: 1) От 1-го августа – праздника происхождения честных древ животворящего Креста – до праздника Преображения и в самый праздник. Преображения (Тип., гл. 19), катавасия эта для того, «да егда (Господа) узрят (ученицы) распинаема, страдание убо уразумеют вольное» (кондак Преобр.), и в отдание Преображения (Тип., послед. гл. 13). 2) От 24-го августа – отдания Успения – до 1-го сентября; и 3) От 1-го сентября до отдания Воздвижения – 21-го сентября. «Христос рождается» поется от 21-го ноября – праздника Введения Пресвятой Богородицы во храм – до 31-го декабря – отдания праздника Рождества Христова. «Глубины открыл еси дно» поется от 1-го января до 14-го января – отдания праздника Богоявления. «Сушу глубородителную землю» от 15-го января – по отдании праздника Богоявления – до отдания Сретения, которое отдание не во все года бывает в одни числа. «Лицы израильсстии» поется в попразднстве Преображения и до отдания (но не в отдание и не в самый праздник, когда поется: «Крест начертав). «Преукрашенная божественною славою» поется от 14-го августа – предпразднства Успения – до 23-го августа – отдания праздника Успения. «Воскресения день» поется от дня Пасхи до отдания (но не в самый день отдания), кроме дней, в которые положено петь: а) «Море огустил еси» – в день Преполовения и в отдание его. б) «Спасителю Богу»: 1) в неделю 6-ю по Пасхе и на отдание Пасхи; 2) после дня Вознесения до отдания. «Божественным покровен» поется: а) на самый праздник Вознесения. б) В неделю 7-ю по Пасхе, Святых отец. в) От недели Пятидесятные до отдания. На катавасию Триоди указано: 1) В Недели: блудного, мясопустную, сыропустную (если же случится в эти недели праздник Сретения Господня – то катавасия праздника, Тип., 24 февр.), 1-ю, 3-ю, ваий и страстную Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Часы обычные (трехпсалмные). На часах – тропарь воскресный: «Собезначальное Слово...», и кондак праздника Триоди (о слепом): «Душевныма очима...». На Литургии после возгласа «Благословено Царство...» – пасхальное начало (при открытых царских вратах). Великая ектения. Антифоны изобразительны. Блаженны от канона Пасхи, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4. На входе: «Приидите, поклонимся... воскресый из мертвых, поющия Ти...». По входе – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...». «Слава» – кондак праздника Триоди (о слепом), глас 4-й: «Душевныма очима ослеплен...», «И ныне» – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб...». Поется Трисвятое. Прокимен Пасхи, глас 8-й: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся во-нь»; стих: «Исповедайтеся Господеви...». Апостол и Евангелие – дня. Аллилуиарий Пасхи, глас 4-й: «Ты, воскрес, ущедриши Сиона»; стих: «Господь с Небесе на землю призре». Задостойник Пасхи. Причастен Пасхи: «Тело Христово...». Окончание Литургии (после «Буди имя Господне...» (трижды) и 33-го псалма) – как на самую Пасху. По возгласе: «Благословение Господне на вас...», священник вместо «Слава Тебе, Христе Боже...» поет тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», певцы: «И сущим во гробех живот даровав». Отпуст Пасхи с Крестом и, по традиции, с трисвещником: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый...» (поминаются свт. Иоанн Златоуст, святой храма и дня). Осенение Крестом и окончание Литургии, как на самую Пасху. Примечание. «На трапезе бывает братии утешение великое, сиречь: елеем, рыбою и вином» (Типикон, гл 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце, на утрени»). 1 «В греческой Цветной Триоди, помимо того чинопоследования, какое имеется в славянской Триоди, дается и другое для вторника и среды настоящей седмицы, в котором во вторник полагается отдание Недели слепого, а в среду – отдание Пасхи. По этому чинопоследованию, служба отдания Пасхи на утрене и на Литургии во всем сходна с пасхальной службой. На вечерне положены стихиры на «Господи, воззвах» воскресные, глас 1-й, на 6. «Слава, и ныне» – «Всемирную славу...». На стиховне – стихира 1-го гласа «Страстию Твоею, Христе...», затем стихиры Пасхи. Отпуст вечерни пасхальный. Это чинопоследование положено для того, чтобы сообщить отданию Пасхи ту же торжественность, какую имеют все отдания великих праздников. Часы также положены пасхальные. О предпраздничном каноне Вознесения сказано, что он поется, когда изволит настоятель. Полагаем, что для приходских церквей допустимо принять это чинопоследование» [Из Православного календаря на 1929 год, изд. Митрополита Сергия (Страгородского)].

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-12/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010