Никакие церковные недостатки здесь решающей роли не играют. Что на самом деле реально? – Храм, в который человек приходит, аналой с крестом и Евангелием, к которому он подходит, чтобы исповедоваться, Чаша, из которой он причащается, и молитва , которая у него либо есть, либо нет. – Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в своей книге «Человек не может жить без Бога» 154 говорит о том, что разочарование людей, приходящих в Церковь , – это вопрос их неправильных ожиданий. Но не является ли это объяснение опять же попыткой уйти от ответственности? Легче всего сказать: у тебя неправильные ожидания. Но, если не иметь ожиданий, зачем приходить в Церковь ? Это как в жизни: зачем на ком-то жениться, если не ждешь от брака ничего хорошего? Согласитесь, что ожидания всегда присутствуют, и именно они являются стимулом наших поступков... – Я не могу с Вами согласиться, и прежде всего потому, что необходимо правильно понимать слово « Церковь ». Нередко бывает так, что человек – верующий, посещающий храм – говорит в какой-то момент: «Я хотел бы помогать Церкви». Вроде бы хорошее желание... Но что значит «помогать Церкви», кто она такая, эта Церковь ? Церковь – это в том числе и этот самый человек. И нельзя «помогать Церкви», нужно просто жить и что-то делать внутри Церкви, будучи ее частицей, ее составляющей. И поэтому когда мы говорим об «ожиданиях от Церкви», то об ожиданиях от кого именно мы говорим? От людей, в Церкви за что-то отвечающих? Да, возможно. Но эти люди точно такие же, как и мы. И когда об этом задумываешься, то опять-таки приходишь к мысли: «Вот я знаю, какой я человек. Я живу в Церкви и не могу без нее жить. Не совершаю ли я в ней ошибок? Совершаю. И я вижу, что каждый человек, приходящий в Церковь, тоже совершает ошибки. Никто из нас не свободен от этого. И чем дальше, тем этих ошибок становится больше, потому что мы живем в мире, который не просто испорчен, а который все больше и больше портится». – Но раз люди не становятся лучше, будучи верующими, зачем тогда вообще верить?

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Moroz...

Среди святых, чем более кто-либо свят, тем более его молитва угодна Богу. Поэтому мы должны всегда обращаться к более великим святым для ходатайства за нас перед Богом, и никогда к менее великим. Возражение 3. Христос, и как человек, именуется «Святый святых» ( Дан. 9:24 ) и, как человек, способен молиться. Однако мы никогда не призываем Христа молиться за нас. Поэтому и других святых мы не должны просить делать это. Возражение 4. Когда одно лицо ходатайствует за другое по его просьбе, оно представляет свою петицию тому, пред кем оно ходатайствует. Но нет надобности представлять, что-либо Тому, которому открыты все вещи. Поэтому нет надобности делать святых нашими ходатаями перед Богом. Возражение 5. Не нужно делать какую-либо вещь, если, и не делая ее, мы достигнем точно также той цели, для которой она делается, или если мы вообще не достигнем этой цели и при делании этой вещи. Святые будут молиться за нас одинаково, или вообще не будут молиться за нас – независимо от того, просим мы их об этом или нет, ибо, если мы достойны их молитв – они будут молиться за нас, даже если мы не просили их об этом, а если мы недостойны, они не молятся за нас, даже если мы просили их молиться. Поэтому представляется совершенно ненужным призывать их молится за нас. Этому противоречит сказанное: «Взывай, если есть отвечающий тебе, и обратись к кому-нибудь из святых» ( Иов. 5:1 ; в рус. Библ. «и к кому из святых обратишься ты?»). В толковании на это место Григорий говорит: «Мы призываем Бога, когда мы умоляем Его в смиренной молитве» («Поуч.» ПЛ 75, 723). Поэтому, когда мы хотим взывать к Богу, мы должны обратиться к святым, чтобы они молились Богу за нас. Далее мы знаем, что святые, находящиеся на небе, более угодны Богу, чем те, которые еще на земле. Однако по примеру апостола, мы должны и святых, еще находящихся на земле, делать нашими ходатаями перед Богом: «Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу» ( Рим. 15:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Однако фарисеи пытаются возразить Христу, ссылаясь на Втор.24:1 : Как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? ( Мф.19:7 ) Используемое в данном тексте сказуемое νετελατο происходит от глагола ντλλομαι, который означает «приказывать, велеть». Следовательно, в самой формулировке этой фразы отражено отношение к разводу вопрошающих: они уверены, что Моисей заповедал разводиться с женой, если муж найдёт для этого достаточное основание. Господь же в ответе корректирует Своих оппонентов: Моисей по жестокосердию вашему позволил (πτρεψεν. А.К.) вам разводиться с жёнами вашими ( Мф.19:8 ). Следовательно, Моисей не заповедал, не повелел разводиться, а только позволил (разрешил) это делать, т. е. допустил развод как уступку греховной природе человека, но в то же время установил контроль закона над этим социальным явлением. Моисей предоставил человеку выбор: в случае возникновения серьёзной проблемы мужчина может развестись с женой, исполнив все формальные требования, однако идеалом и в Ветхом Завете оставалась нерушимость брака. Таким образом, «подвергая критике букву закона, на которую ссылаются фарисеи, Иисус даёт толкование, отвечающее духу закона» 214 . Христос теперь прямо требует хранить крепость брачного союза и говорит о разводе по любой причине (кроме измены) как о греховном поступке; суждение Господа настолько категорично, что даже Его ученики шокированы: Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться ( Мф.19:10 ). Наконец, рассмотрим последний фрагмент Нового Завета, где уделяется внимание проблемам, связанным с разводом, – 1Кор.7:10–15 . Апостол Павел рассматривает ситуацию, которая была частой на заре христианства: если один из супругов становился христианином, а другой оставался язычником, то в семейных отношениях могли возникнуть проблемы. Что делать в таком случае? Апостол повторяет учение Иисуса Христа о нерушимости брачного союза и говорит, что христианин не должен быть инициатором развода, так как неверующий муж. освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим ( 1Кор.7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Называет сокровищницами (изубхспхт) не потому, что это место хранения, а потому что, как бы извлекая из сокровищниц, Он показывает это, когда хочет. " Итак, видел ли ты, - говорит, - как Я приготовляю снег и град, когда их не видно? Или можешь ли ты употреблять их против врагов, что Я могу делать? " Видишь: хочет показать благовременность - то, что это происходит не просто, а вовремя. Он пользуется снегом и градом против врагов и когда хочет кого-либо наказать. Потом подробно говорит обо всем прочем - разумею дожди, иней и ветры. " Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы? " (Послеши же ли мoлhiu, и пойдутъ; рекутъ же ли ти: что есть?) (ст. 35). Ю.: " Пошлешь ли молнии, и они пойдут ли и скажут ли тебе: “Что?” " Видишь и отвечающие молнии, не потому, будто они могут сказать: " что? " , а потому, что все, как бы одушевленное, повинуется Богу. " Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму? " (Кто же далъ есть женамъ mkahiя мудрость, или ucneщpehiя хитрость?) (ст. 36). Ю.: " Кто дал женщинам мудрость ткать и искусство вышивать? " Севера, Златоуста и Григория Богослова. Изображая творение неба и земли, заграждения моря, поставление звезд, ниспадение дождя, и прочее, посредством чего управляет нашею жизнью, говорит: " Кто женщин, в другом слабых, умудрил в приготовлении тканей и искусстве делать их разноцветными чрез окрашивание нитей и украшения? Вместе с великим Божественное Писание упоминает о малом и выражает удивление премудрости женщин в приготовлении тканей: " Кто, - говорит, - далъ есть женамъ mkahiя мудрость, и ucneщpehiя хитрость? " Это дело разумного существа, высокого по мудрости и доходящего до небесного. Не случайна эта разнообразная мудрость, польза ее немалая. Не оставлена в небрежении любовь к искусному приготовлению тканей, не отброшена, как излишняя; в ней проявляется Божественная премудрость, ее не стыдится Бог назвать Своею, не иного кого называл обладателем ее и руководителем, а Себя самого. " Ты ли ловишь добычу львице и насыщаешь молодых львов, когда они лежат в берлогах или покоятся под тенью в засаде? " (Уловиши же ли львамъ ядь, и душы змiebъ насытиши ли? убояшася бо на ложахъ своихъ и седятъ въ дебрехъ уловляюще)(ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1103...

Всецелая открытость Богу есть способность детского сердца, его самый главный талант Всецелая открытость Богу есть способность детского сердца, его самый главный талант. По святым отцам сердце – не просто телесный орган, отвечающий за циркуляцию крови в организме, но центр всей душевно-телесной жизни человека. От того, что происходит в сердце, что в нем содержится, куда оно устремлено, напрямую зависит, чем живет и дышит человек, каков он на самом деле, «ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 34). Именно в сердце совершается решающий выбор между волей Божией и искушениями лукавого, именно здесь проходит линия фронта между Богом и диаволом. «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей» (Ф.М. Достоевский). Когда детство мыслится как всецелое доверие Богу, тогда противоположная ему взрослость понимается как образ лукавства, неискренности, нечистоты, себялюбия, гордыни, закрытости человека от Бога, недоверия Ему. Дети, особенно младенцы и маленькие дети, обладая чистыми сердцами и душами, способны услышать Божий призыв и сразу же откликнуться на него. Поэтому они способны увидеть, почувствовать присутствие Бога в своем сердце и жизни. Заповедь «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8) говорит именно об этом. Со взрослыми все иначе. Многие, будучи уже оскверненными своими греховными страстями, имея темное, грязное сердце, зачастую не способны расслышать голос Божий. Если он все же пробивается к их сознанию, то не в силах ответить на него. Отягченному своими грехами взрослому человеку крайне трудно отказываться от своей горделивой воли, вырваться из-под власти греховных страстей и следовать воле Божией. Ему намного легче согрешить, поддавшись искушению лукавого, чем хотя бы просто воздержаться от совершения греха, не говоря уже о совершении добродетели. Об этом плачевном расколотом состоянии человека прекрасно сказал апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7: 19–24).

http://pravoslavie.ru/149402.html

В самом деле, пусть научат нас, где закон говорит, что свидетельство кого-либо о себе самом недействительно? Тяжело конечно и несносно кому бы то ни было свидетельствовать о своих собственных достоинствах, почему и премудрый составитель притчей говорит: „да восхваляет тебя ближний, а не твой рот, – чужой, а не твои уста“ ( Притч.27:2 ). Впрочем, отнюдь не лживым является слово кого-либо о себе самом. В противном случае пусть выступит пред нами какой-либо фарисей и научит, что нам делать с блаженным Самуилом, свидетельствующим о себе самом прекраснейшее. Так он оказывается отвечающим однажды Израильтянам следующее: „свидетель Господь между вами и свидетель помазанник Его днесь в сей день, что вы не нашли в руках моих ничего“ ( 1Цар.12:5 ). Ведь если бы закон каждому воспрещал свидетельствовать о себе самом, то каким образом, скажи мне, Самуил совершенно пренебрёг им, хотя божественное писание и гово- —243— рит о нём: „свят был Моисей и Аарон между священниками Его, и Самуил между призывающими Его, – призывали Господа и Он внимал им, – в столпе облачном говорил к ним, – хранили свидетельства (заповеди) Его и уставы Его, что дал им“ ( Пс.98:5–7 ). Видишь, что тесно соединён с блаженным Моисеем, как имевший одинаковую с ним добродетель, и свидетельствуется от Духа, как тщательный законоблюститель. Итак, разве он, можно спросить, преступал закон через свидетельство о себе самом? Но он не преступил. Напротив, он засвидетельствован как блюститель (закона) и засвидетельствовал сам о себе. Следовательно закон никому не воспрещает свидетельствовать о себе самом. Что же притом скажем, когда услышим слова блаженного Давида: „Господи Боже мой! если я совершил это, если воздавал воздающим мне злом?“ ( Пс.7:4–5 ). Подобное же говорит и блаженный Иеремия: „Господь Вседержитель! не сидел я в собрании играющих, но благоговел (пребывал в благоговении) от (лица) руки Твоей“ ( Иер.15:17 ). Также и премудрейший Павел, хотя и „наученный в точности отеческому закону“, как сам засвидетельствовал однажды о себе ( Деян.22:3 ), однако ж открыто восклицает: „ничего за собой не сознаю“ ( 1Кор.4:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лично я к словам отца Георгия могу добавить, что те, кто сегодня  активно борется за жребий, как за, дескать, единственно достоверный способ выявления  воли Божией, уклоняются в монофизитскую логику (ересь осуждённую в V веке), считая, что человеческое начало в Церкви абсолютно пассивно. Это восприятие христианской жизни крайне однобоко, ибо православное " халкидонское " мировоззрение (Халкидонский Собор - 451 г.) подразумевает согласие воли Божией и воли человеческой, а не отрицание последней. Человеческая свобода подразумевает колоссальную ответственность, в том числе и ответственность участников Собора за будущее Русской Церкви. И те, кто агитирует за жребий, либо бегут от этой ответственности, либо, как я уже говорил, " наводят тень на плетень " . Таким запутыванием можно считать ссылки на Собор 1917-18 г.г. Тогда была совершено другая ситуация. Никто не знал, что нужно делать после большевистского переворота, когда участники Собора подвергались обстрелам. Слава Богу, никто сейчас нас не обстреливает и есть все основания принять решение о будущем Русской Церкви тайным голосованием, так как это сделал предыдущий Собор.   Кого, на Ваш взгляд, православная общественность хотела бы видеть Предстоятелем Русской Церкви?   Если говорить о моих личных моих предпочтениях, в какой-то мере  отражающих мнение общественности, то на Московском Патриаршем Престоле хотелось бы видеть человека, отвечающего следующему аксиоматичному евангельскому критерию: " И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,  уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь " (Мф.28,18   20). Я хотел бы видеть человека, который сохранил бы святоотеческую веру в её догматической чистоте. Человека, который увлечет Православием наших современников, благодаря открытости к диалогу, умению убеждать, а не запрещать. Человека, который отстоит единство и целостность Русской Церкви, сможет пресечь все попытки её расчленения по ленинским административным границам. Человека, который не будет спокойно смотреть, как устраняется из школьной программы предмет " Основы Православной Культуры " , как пропагандируется зло и грех. Вспомним, как нынешний Патриарший Местоблюститель в борьбе с легитимизацией греха, прямо обличает современный, по сути, антихристианский " тоталитарно-секулярный " миропорядок, останавливая при этом тех, кто дезертирует с поля духовной битвы, бежит из современного общества, когда так необходимо отстаивать традиционные ценности, вернуть наш народ к Православию. Интервью Валентина Лебедева, председателя Союза православных граждан.

http://radonezh.ru/analytics/pomestny-so...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Ты, человек, во Христа крестившийся, приложи полученную тобой силу к исполнению заповедей и приготовь себя к явлению Духа, и Он явится тебе, как обещал, во время, о котором Он сам знает. Как сказано, Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода ( 2Кор 3, 17 ). Тогда ты поймешь смысл слов: Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк 17, 21 ). Если верующий, хорошо выполняя заповеди в своей жизни, стяжал действие Духа, отвечающее его заслугам, он должен знать, что получил силу для ее исполнения, потому что еще в Крещении ему была дана благодать Духа, причина всех благ и не только тайных и духовных, но и явных добродетелей. Пусть никто из добродетельных людей не предполагает, что только своими силами творит благо. Добрый человек, – сказано в Писании, – из доброго сокровища сердца своего выносит доброе. ( Лк 6, 45 ). Сокровище, хранящееся в сердце, – сам Святой Дух, скрытый в сердце верующих. В Писании сказано: Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то ( Мф 13, 44 ). Нужно в точности понимать, что кто со времени Крещения носит в себе сокровенного Христа, по слову апостола ( 2Кор 13, 5 ), тот, отрешившись от вещей мира сего, больше всего хранимого хранит сердце свое, всегда ожидая последнего часа, по слову премудрого Соломона приточника ( Притч 4, 23 ). Слова: без Меня вы не можете делать ничего ( Ин 15, 5 ) и не вы Меня избрали, а Я вас избрал ( Ин 15,16 ) относятся к той же самой мысли. Очевидно, что нам дарована совершенная благодать Духа для исполнения всех заповедей, и нам не требуется ничего прибавлять к ней, но, напротив, она прибавляет нам сил для возрастания во Христе. Она укрепляет своих делателей до самой смерти, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф. 4,13 ). Мы приняли совершенную благодать, как уже было сказано. Но трудимся мы различно, и благодатный дар открывается нам различно. Так, солнце совершенно, и шлет совершенное, простое и равное для всех тепло, но у каждого восприятие солнечного света свое, насколько его око чисто, – так и Святой Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010