Урок 1. Единство Бога по существу и Его духовность Методические указания и конспекты уроков по Закону Божию План. Начальные правила дисциплины: а) отвечать должен один; б) поднимание рук; в) одновременное вставание на ноги и усаживание на места; г) цель учения в школе. Определение Закона Божия. Молитва перед иконами; многочисленность последних. Молитва Богу; единство Его по существу; икона видима, Бог невидим; Его бестелесность или духовность. Законоучитель [ 1 ]. Здравствуйте, дети! Вы все собрались сюда учиться. Учиться вы будете все вместе, одинаково и все делать вы теперь будете одинаково. Сядьте все прямо, руки положите на стол. Так, хорошо. Теперь встаньте все вместе, только без шума… Теперь сядьте так же. Упражнение со вставанием и усаживанием производится до тех пор, пока дети не привыкнут вставать и садиться одновременно и без шума. Теперь вы сидите хорошо, и я с вами буду разговаривать. Я вас буду спрашивать, а вы будете отвечать. Что я буду делать? Ученик [ 2 ]. Спрашивать. З. А вы что будете делать? У. Отвечать. З. Теперь вы все отвечаете вместе, и нельзя разобрать, кто говорит верно и кто неверно. Отвечать должны не все, а только тот, кого я спрошу. Кто должен отвечать? У. Кого вы спросите. З. Если я спрошу: кто знает, тогда тот, кто сумеет ответить, должен поднять руку. Что должен сделать тот, кто сумеет ответить? У. Поднять руку. З. Сейчас мы сидим где? У. В училище. З. А в училище дети что делают? У. Учатся. З. Не знаете ли, чему дети учатся в училище? У. Читать, писать. З. Этому учить вас будет учитель, а я буду вас учить тому, как надо жить по-Божьи. Чему же я буду вас учить? У. Как надо жить по-Божьи. К ответу на этот вопрос привлекаются по возможности все ученики. З. Теперь встаньте все и слушайте лучше. Учение о том, как надо жить по-Божьи, называется Законом Божиим. Повторим это все вместе. Ученики повторяют хором последнее определение, причем для соблюдения порядка и для достижения единообразия законоучитель делает меру рукой. После 3-4 раз ответа хором то же самое повторяется учениками поодиночке. Ученики садятся на места, и встает лишь отвечающий[ 3 ].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Теперь посмотрим на себя. Где огонь? Где свет и тепло, рассевающие мрак и холод? Где ревность о Господе Саваофе? Конечно, в ответ покажут пальцем туда и сюда, назовут пару имен и приведут десяток примеров. Все, мол, в порядке. Но разве это все, что должно быть? Разве наше церковное бытие повсеместно светит и греет? Вопрос ужасен, зане категоричен и требует прямого ответа. И вопрос этот висит в воздухе на протяжении всей христианской истории, но слышен для ушей совести он становится лишь тогда, когда мы вчитываемся в Евангелие и всматриваемся в себя. И вот вопрос услышан и произнесен, а в ответ звучит: «все в порядке, переживать не о чем!» Боюсь, что люди, отвечающие так, вступают во вражду с Господом Иисусом Христом. Ведь Он-то знает, что не все в порядке. Да и, по правде говоря, того, что каждый из нас в отдельности знает, достаточно, чтобы навсегда забыть словечко «о’кей». Все очень даже не в порядке. И не потому, что есть грехи, а потому, что нет огня, в котором традиционно сжигают и очищают всякую нечистоту. И что делать? А вот что — раздувать огонь, ранее ярко горевший, а теперь едва тлеющий. Возгревать в себе и в других ревность о Господе и о спасении. От малого огня зажигать множество свечей, и не просто ругать тьму, но и содействовать умножению света. Люди могут работать «с огоньком». Умеют с тем же огоньком танцевать и веселиться. Могут очень азартно и увлеченно относиться к бизнесу и житейским делам. Строят, садят, шьют, покупают и продают зачастую очень усердно, и активно, и с любовью. А вот молятся и Богу служат обычно так, как мокрое горит — еле-еле. За тяжкую повинность и обременительное занятие почитают службу и молитву не только прихожане, но часто и сами саном облеченные. Что это такое? Это повторение греха, в котором были виновны древние евреи. Они роптали, что служение Богу требует больших усилий, а польза от этого служения не видна. Теперь почитаем историю — что с этими ропотниками стало, и поймем, что нас может ждать нечто худшее. Мы ведь без огня молимся и без огня проповедуем. Настолько пресным все это давно уже стало и так вошло уже в обычай, что любой заезжий болтун, для сугубого нашего позора, в концертном зале любого города без труда может собрать несколько тысяч крещеных людей. И те часами будут слушать внимательно его проповедь в клубе или театре, потому что изголодались их души без слова Божия. А мы, получается, взяли ключ разумения, но сами не вошли и желающих не пустили…

http://pravmir.ru/dym-bez-ognya/

Ответ на возражение 1. философ называет злыми тех, кто вредит своим ближним, и потому приниженный, как сказано, не является злым – ведь если он кому и вредит, то разве что акцидентно, когда избегает делать то, что могло бы принести пользу другим. Григорий же, со своей стороны, говорит, что если «строго оценивать тех, которые отказываются делать добро ближнему, наставляя его, то, несомненно, их вину надлежит считать соразмерной тому благу, которое они могли бы принести, если бы не были столь застенчивы». Ответ на возражение 2. Ничто не препятствует тому, чтобы обладающий добродетельным навыком человек совершил или простительный грех без утраты этого навыка, или же смертный грех с утратой навыка к добродетели по благодати. Действительно, человек, обладающий добродетелью, которая делает его достойным сделать что-то великое и заслуживающее великую честь, может не использовать свою добродетель, совершая, тем самым, когда простительный, а когда и смертный грех. А ещё можно ответить, что приниженный достоин великого соразмерно своей способности к добродетели, той способности, которой он обладает или по причине доброго естественного расположения, или благодаря науке, или благодаря внешнему благополучию, и если он оказывается не в состоянии использовать её ради добродетели, то его вина заключается в малодушии. Ответ на возражение 3. Даже малодушие в определённом смысле может быть следствием гордости, а именно тогда, когда, так сказать, человек излишне цепляется за своё мнение о том, что он не способен на то, на что он [на самом деле] способен. В связи с этим [Писание] говорит, что «ленивец в глазах своих – мудрее семерых, отвечающих обдуманно» ( Прит. 26:16 ). В самом деле, ничто не препятствует ему недооценивать себя в одном и при этом переоценивать в другом. Поэтому Григорий, говоря о Моисее, сказал, что «он, возможно, проявил бы гордость, если бы, нимало не колеблясь, стал вождём множества людей, но он проявил бы ещё большую гордость, если бы отказался повиноваться предписанию своего Создателя».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Хорошо ли не быть, “как эти малолетние шалавы” Если внутри у чистой и набожной девушки полыхает огонь гордыни 22 июля, 2017 Если внутри у чистой и набожной девушки полыхает огонь гордыни Недавно в сети появилась запись протоиерея Андрея Ткачева, отвечающего на вопрос о том, что же делать, когда девушка, будущая избранница, не девственна, и должен ли мужчина, «трезвый и работящий», брать себе в жены такую особу. По совпадению, этот же вопрос пришел и священнику Евгению Дорофееву от того же самого человека. Правмир публикует ответ. Вопрос: «Здравствуйте, прошу помощи. Общаясь с девушками, обнаружил, что они обижаются, когда говоришь о девственности. Начинаются несвязные безумные оправдания и т.д. А для меня это важно. Господь воплотился не от кого-нибудь, а от Приснодевы Марии. Пусть попытаются вылечить сначала чеченцев, дагестанцев и армян, которые женятся исключительно на девственницах. Это, получается, если следовать логике глупышек, нам можно жену и в притоне искать? Они не берегут девство, а мужа им подавай трезвого и работящего». Священник Евгений Дорофеев Спаситель пришел в обыкновенный человеческий род Дорогой и уважаемый вопрошатель, конечно к выбору спутницы жизни необходимо подходить очень основательно. И хорошо бы, если бы этот человек был умен, красив, духовен и конечно безгрешен. Хорошо бы, чтобы чисты и безгрешны были и вы, и я, и все люди живущие вокруг нас. Но когда-то давным-давно человек, сотворенный  безгрешным и богоподобным, сделал свой личный свободный выбор и уклонился от путей Господних. Произошло грехопадение и в мир вошло зло. И с тех пор люди совершали на своем жизненном пути много чего. Вся история рода человеческого наполнена победами и поражениями, взлетами и падениями, счастьем и страданием. Однако 2000 лет назад, Творец всего сущего, снова дал шанс человеку обрести свой эдемский сад и вернуть радость безгрешной жизни. В изуродованный грехом мир, вошло Существо, не относящееся к этому миру, но пришедшее спасти венец мира — человека. И действительно Господь явился к нам через непорочную и девственную Мариам. Но в роду Богородицы и Христа были и Раав – проститутка (которую, кстати, взял в жены один из подвижников Иисуса Навина, Салмон, и таким образом она стала праматерью царя Давида и самого Иисуса, и бил ли он ложкой по лбу ее за потерянную девственность – это вопрос открытый), и Тамара (Фамарь) имевшая отношения со своим свекром.

http://pravmir.ru/horosho-li-ne-byit-kak...

При том, что по большому счету, то что мы ныне называем общественными науками произошло и долгое время питалось именно из богословия. Так вот, возвращаясь к законам Бытия. Мы их не знаем. Может быть и знаем, но не все и не все и уж точно не на системном уровне. А враг человеческий эти законы знает. И лучше, чем любой человек знает, к чему ведут нарушения этих законов. И те люди, которые служат и поклоняются врагу человеческому также знают эти законы. И вот именно с помощью этого знания, они наталкивают целые народы на наказание Божие, соблазняя и вводя их в искус. Понимаете, они делают это специально? По большому счету, если мы внимательно посмотрим, как падали государства и народы в истории мы везде увидим практически один и тот же сценарий. Согрешил, пал, наказан. В 20-м веке, механизм реализации апостасии стал технологичней, и как следствие еще изощренней и масштабней. …… Казалось бы, а причем здесь Эстония? По большому счету, Эстония тут не причем. Потому то, что мы видим это всего лишь фрагменты общего процесса апостасии, который продолжает разворачиваться на наших глазах. Там " выстрелило " , здесь " прострелило " . Но все это взаимосвязанные между собой события. И подобные вещи пытались и будут пытаться делать в России. Будут. И мы никуда от этого не денемся, потому что семя греха живет в нас самих. Мы его носим в себе. ………. И тем, не менее по-прежнему актуален вопрос. Можем ли мы, как народ, как государство противостоять тому, что нам навязывается извне? На мой взгляд можем. Нам просто нужно восстановить единое смысловое пространство, охватывающее все сферы нашего бытия. Через богословие, через формулирование и осознание законов бытия, через связанные с ним общественные науки, через образование, через принимаемые государством законы. Без единства смыслового пространства, мы очень уязвимы. Единая система смыслов должна просто насквозь пронизывать все наше пространство, включая информационное. Потому, что только единство в смысловом пространстве даст нам единую меру, отвечающую на множество вопросов, в числе которых вдруг ставший вновь актуальным вопрос: " что такое хорошо и что такое плохо? " .

http://pravoslavie.ru/97629.html

А теперь представьте, что похожее обвинение предъявляется мне самому. В шпионаже, ну, скажем, в пользу Парагвая (Китая, США, да чего угодно). И в ответ от меня слышат: «Да вы что ?!Я всегда был азербайджанцем!» По-моему, не только не убедительно, но даже и, согласитесь, отчасти нелепо. Почему же тогда не возникает такого ощущения в предыдущем случае? Ответ на это может быть только один. Для святителя Луки, как и для подавляющего большинства русского населения России того времени (какой непереносимый удар для наших нынешних либералов!), попросту не могло быть разночтений между понятиями русский и православный. И коль так, то о каком таком Ватикане вообще могла идти речь?! А потому краткий ответ Владыки так ёмок и убедителен, так органичен и правдив. — Кто ты? — Русский. Из века в век, называя себя, обозначая свою национальную принадлежность, русские люди привычно отвечают не на вопрос кто, а на вопрос — какой. Тем самым даже не отдавая в этом отчёта, избирая не просто традиционно биологическую, но и некую иную качественную доминанту. Ведь в русском языке это единственная национальность, отвечающая не на вопрос кто, а именно — какой. Правда, и здесь всё не так просто, как может кому-то показаться. Так, в различных аудиториях нет-нет да и услышишь, что слово русский — это, мол, прилагательное. И всё бы ничего, если б не слышался в этом некий подтекст. Вот и хрестоматийный Митрофанушка из пьесы М. Фонвизина, помнится, предлагал считать прилагательным обычную дверь — на том основании, что она прилагается к косяку. Вспомним, на уроках русского языка, при разборе предложения если привычно подчёркиваем, скажем, подлежащее прямой чертой (что подсознательно воспринимается как некая жёсткость, конкретность), то вот прилагательное неизменно — чертой волнистой. Хотим мы этого или нет, но волнистость эта невольно воспринимается всё тем же подсознанием как нечто мягкое, неустойчивое, возможно, аморфное. И потом, прилагательное — исходя из своего же названия — должно ведь непременно к чему-то или кому-то прилагаться. Всё так. А потому свидетельствую, что истинно русский человек во все времена и при всех обстоятельствах прилагается только ко Христу. И именно русскость, как явление высшего порядка, по сей день продолжает оставаться непостижимым феноменом всех времен и народов, вызывающим различные, подчас взаимоисключающие суждения и толки. Именно об этом явлении так удивительно и прозорливо, как умел это делать только он один, писал Ф.М. Достоевский, называя русских, как я уже говорил, всечеловеками, вселенскими людьми.

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

— Ток-шоу «Русский взгляд» до сих пор многие вспоминают с ностальгией… — До «Русского взгляда» в формате ток-шоу у меня уже был опыт работы на обычных телевизионных шоу, и уже была своя команда разных, но гиперпрофессиональных редакторов. И когда возникла идея «Русского взгляда» как ток-шоу, мы исходили из того, что должна была быть объединенная редакция очень разных людей. Должны были быть два очень разных ведущих. Так возникла идея тандема Лены Писаревой и Димы Дюжева. Ленка — опытнейший журналист, специализирующийся на Православии. Десять лет посвятила православным проектам на телевидении. Дима Дюжев — широко известен своей детской брутальной непосредственностью простого верующего человека. Нам показалось лишним звать историка церкви, теолога, философа — не хотелось ток-шоу превращать в кадриль двух танков, которые сольются в порыве мысли с каким-нибудь интервьюируемым и понесутся вдаль, рассуждать о богословских высотах. — Разве это не вполне логично для православной передачи? — А зритель спросит: мне что делать? Мне муж изменяет. А у нас брак венчанный. Что мне делать? Я в 18 лет аборт сделала. Все, шансов на спасение у меня нет? Может, мне тогда начать уже колоться? Эти вещи нужно обсуждать людям, которым это интересно, которые не знают ответа на этот вопрос. Иначе будет история, когда спрашивающий знает лучше, чем отвечающий. Задает вопросы в стиле «А что вы об этом думаете» — это заведомо проигрышно. Камера все видит — это не радио и не пресса — будет очевидна фальшь. Православные журналисты, и я в том числе, — мы грешим набором фигурантов. У нас есть наше представление о максимум пятидесяти людях — великолепно говорящих православных людях, и мы их бесконечно тиражируем. А для ток-шоу нужны герои — ищущие, непонимающие, вносящие хаос в ток-шоу, потому что ток-шоу для России — самый спорный жанр. — Вроде бы ток-шоу у нас немало… — Мы нордические люди, какими бы конфессионально-разными мы ни были, мы зажатые. Вот в Штатах выходит кухарка в студию, вообще не боится камер, у нее не закрывается рот, она смеется, плачет, гиперэмоциональна. Разговорить русского человека или человека из постсоветского пространства — это подвиг, который ежедневно проходят наши редакторы.

http://pravmir.ru/olga-lyubimova/

На другой день дон Антоньо рассудил за благо произвести опыт с волшебною головою и вместе с Дон Кихотом, Санчо, двумя своими приятелями и двумя дамами, теми, которые измучили Дон Кихота на балу и затем остались ночевать у жены дона Антоньо, заперся в помещении, где находилась голова. Он рассказал им о ее особенности и, взявши с них слово хранить сие в тайне, заметил, что сегодня он впервые намерен испытать способность волшебной головы. За исключением двух приятелей дона Антоньо, никто не знал, в чем здесь загвоздка, а если бы дон Антоньо заранее их в это не посвятил, то и они бы пришли в не меньшее, чем все прочие, изумление, да иначе и быть не могло: с таким тщанием и искусством была сделана эта голова. Первым нагнулся к уху головы сам дон Антоньо; он спросил ее тихо, но так, однако же, что все его услышали: — Заклинаю тебя, голова, волшебною силою, в тебе заключенною: скажи мне, какие у меня сейчас мысли? И голова, не разжимая губ, ясно и отчетливо, так, что все ее расслышали, ответила ему: — Мыслей я не читаю. При этих словах все обмерли, особливо когда удостоверились, что во всей комнате, а равно и возле самого столика с волшебною головою, нет живой души, которая могла бы за нее ответить. — Сколько нас здесь? — снова задал вопрос дон Антоньо. И было ему на это отвечено так же внятно и так же тихо: — Здесь находишься ты, твоя жена, двое твоих друзей, две ее приятельницы, а также славный рыцарь, именуемый Дон Кихотом Ламанчским, и его оруженосец, которого зовут Санчо Пансою. В самом деле, тут было чему вновь подивиться! У всех невольно волосы встали дыбом от страха. А дон Антоньо, попятившись, молвил: — Этого мне довольно, дабы удостовериться, что человек, который мне продал тебя, о мудрая голова, говорящая голова, отвечающая голова, чудесная голова, меня не обманул! Пусть подходят другие и спрашивают, что им угодно. Женщины обыкновенно бывают нетерпеливы и любопытны, а потому первою приблизилась к голове одна из двух приятельниц жены дона Антоньо и обратилась к ней с таким вопросом: — Скажи, голова, что я должна делать для того, чтобы стать красавицей? Ответ был таков: — Будь высокодобродетельной. — Больше у меня вопросов нет, — сказала вопрошавшая. Затем приблизилась ее подруга и сказала: — Мне бы хотелось знать, голова, подлинно ль мой муж меня любит. Ей было отвечено: — Последи за тем, как он с тобою обходится, и тогда ты все поймешь. Замужняя дама отошла от головы и сказала: — Чтобы получить такой ответ, не стоило спрашивать. Это и так ясно, что в обхождении человека выражаются его чувства. Затем приблизился один из двух друзей дона Антоньо и спросил: — Кто я таков? Отвечено ему было: — Ты это знаешь сам. — Я тебя не про то спрашиваю, — сказал кавальеро. — Скажи мне, знаешь ли меня ты. — Да, знаю, — отвечали ему, — ты дон Педро Норис. — Больше мне ничего и не нужно, этого довольно, чтобы уверить меня, что ты, голова, знаешь все. Как скоро он отошел, приблизился другой приятель дона Антоньо и задал вопрос:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Здравствуйте, Батюшка! Я был рождён в грехе (родители даже не венчаны были - то есть блуд и пьянство, отец пьёт всю жизнь), и мама оккультизмом занималась постоянно. Всегда то к гадалкам ездила (у неё, кстати в роду были прорицатели), так вот и сама гадала и будущее предсказывала и видео смотрела о картах таро всяких. Так, вот, она ездила к гадалкам - я уверен, что есть родовое проклятие, потому что во мне сейчас бес и я даже покаяться искренне не могу, ибо бес в животе, я когда молюсь, меня трясёт всего. Поскольку я рос в семье неверующих людей, то есть я в Храм не ходил и Верой в Бога не интересовался, но в этом году я начал Его искать, но по своему невежеству связался с сектой и стоя на коленях снял крест (они как гипнотизируют и повторил за человеком, что отрекаюсь), а покаяться уже не могу (ИСКРЕННЕ, ибо бес думать даже мешает) и трясёт всего, в храме в обмороки, вообщем, во мне бес и рассудок повреждён, скажите куда мне обращаться за помощью? Что делать? Помогите пожалуйста, ради Бога прошу Вас. Похожие вопросы 4 Ответа Не изобретайте каких-то " особенных " способов освободиться от Вашей проблемы. Просто ведите жизнь христианина: старайтесь любить Бога и людей, избегайте грехов, посещайте (пусть и  " через нехочу " ) богослужения. Обязательно участвуйте в Таинствах. Молите Бога, чтобы Он послал Вам хорошего священника-духовника. Молитесь у мощей святых. Старайтесь не осуждать родителей, даже если справедливо отвергаете их неправедные дела. Они ответят за свои грехи, а Вы - за свои. Не ждите внезапных великих чудес, но со временем скверное состояние, которое Вы описали, Вас отпустит. Потом не отступайте от Бога, и все будет хорошо. С уважением, PS: " батюшек " , то есть священников, среди отвечающих здесь, насколько мне известно, нет. Мы все обычные миряне. Александр, тут у нас все в грехе рождены, Вы уже не один) Вам нужно ходить в храм на службы. Лучше начинать ходить на вечерние службы, так как часть Литургии только для верных, то есть для тех, кто под Христом.

http://azbyka.ru/vopros/chto-delat-pri-o...

Особенно ожесточенную критику почему-то вызвало предложение исключить производство абортов в частных медицинских учреждениях. Аргументов против вроде бы нет — действительно, лучше проводить такую манипуляцию под контролем государственной медицины, отвечающей за свои действия, чем в частных клиниках, которые, как известно бывают не только учреждениями высокого качества медицинской помощи, но и учреждениями полукустарными. Аргументов против, по большому счету, быть не должно, но известно, что действует очень серьезное лобби, которое связанно в первую очередь с частной медициной и которое занимается торговлей абортивными материалами, то есть телами расчлененных и убиенных младенцев, для производства медицинских и косметических препаратов. Доказательств работы этого лобби мало, но та ожесточенность, с которой сегодня отстаивается право производить аборты в частных медицинских учреждениях без серьезного контроля, говорит, что, возможно, это лобби действует очень и очень напористо. Утверждается, что аборт делают бедные женщины, которым нужно помогать в возникших обстоятельствах. Насколько известно, цена на аборт сегодня не так уж высока. Более того, есть предложения установить верхнюю планку цены аборта в государственных клиниках для того, чтобы эта цена не поднималась слишком высоко. Говорят, конечно, что условия жизни многих современных женщин не способствуют рождению и воспитанию детей, и поэтому нужно помогать им избавиться от беременности. Но мы прекрасно знаем, что в жизни нашей страны, в том числе в ХХ веке, включая самый конец этого века, были гораздо более тяжелые условия, и люди не отказывались рожать детей и воспитывать их. Проблема не в бедности, не в экономике. Проблема, очевидно, в том, что некоторая часть нашего общества серьезно опасается, что реальное нравственное измерение вернется в общественные процессы, в том числе в законодательство. Что не получится больше считать, что человеческая жизнь может быть отброшена в сторону перед лицом соображений выгоды, так называемой свободной любви, максимального стремления к удовольствию. Сталкиваются два серьезных подхода к жизни. Один из них выработался еще в позднесоветское время, в 80-е годы, когда разочарование в идеалах «коммунистического будущего» сменилось стремлением жить ради вещей, ради удовольствий, ради карьеры. Соответствующий образ жизни фонтанировал и в 90-е годы, когда общество — по крайней мере элитная, наиболее заметная его часть — стало освобождаться от любых нравственных ограничений в области экономики, в области личной жизни, в области культуры, в области политики. Некоторые считают, что в эти годы был достигнут некий «консенсус», который сегодня не нужно изменять. Считают, что нужно сохранить за некоторой частью общества, по крайней мере, за некоторой частью элиты, свободу делать все, что хочешь, и что при этом не надо ставить вопрос о нравственных ограничителях, а тем более менять законы в сторону большего утверждения строгости нравов.

http://pravoslavie.ru/79886.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010