В навечерие (канун праздника), если повечерие праздника Рождества Христова будет в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток, то в это навечерие отправляются во 2-м часу дня (по-нашему в 8-м утра) царские часы – 1, 3, 6 и 9-й, и в коих на каждом, после 3-х псалмов (особых) и пения тропарей, читаются: паремия, Апостол и Евангелие 869 . На царских часах в эти дни, в которые совершается литургия, не читаются Символ веры и псалом 33: «Благословлю Господа» 870 . Затем в 7-м часу дня (по нашему в 1-м пополудни) совершается литургия св. Василия Великого с вечерней, или точнее сказать, – после вечерни 871 . Вечерня пред литургиею начинается возглашениями литургии. – диакон: «Благослови Владыко». (Иерей: «Благословенно царство». Засим чтец читает: «Слава Тебе, Боже, Царю небесный, Трисвятое, Отче наш, Господи, помилуй» 12 раз. «Приидите поклонимся» и псалом: «Благослови, душе моя, Господа» тихо и кротким гласом (Особ, служба на Рожд. Христ.). После ектении не бывает стихословия кроме субботы и Недели (в субботу 1-ая кафизма, в Неделю 1-й антифон 1-й кафизмы). Вход совершается с Евангелием. Прокимен дня, кроме пятка. В пяток великий прокимен: «Кто Бог велий». Паремий восемь. После З-й и 6-й паремии поются по 4-ре тропаря. Пение указано таким образом: чтец возгласит тропарь, певцы пропоют, конец его. Чтец возгласит второй тропарь, певцы же пропоют опять конец первого тропаря. Так положено при 3-м и 4-м тропарях. Засим после возглашения чтеца: «Слава», и после «И ныне», поется певцами тот же конец 1-го тропаря. Посем глаголет чтец весь тропарь и поет сам конец его (Служба на Рожд. Христ. особо напечат.). После 8-й паремии сряду следуют малая ектения и возглас иерея: «Яко свят еси, Боже наш». Возглас оканчивается словами: «Ныне и присно», диакон обычно возглашает: «Господи, спаси благочестивыя», и певцы поют Трисвятое (Тип. 25 Дек.). Затем продолжается литургия св. Василия Великого . Вместо Достойно поется: «О Тебе радуется». Вечером совершается всенощное бдение, начинающееся великим повечерием. Трапеза бывает после литургии. В самый же праздник совершается литургия св. Иоанна Златоустог о.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В настоящее время Софийский собор имеет, кроме главного престола, 18 приделов. По правую сторону алтаря: 1) Иоакима и Анны – тесный придел – подле его 2) Чуда Архистратига Михаила, 3) Преподобных Киевопечерских и 4) Успения Богородицы; по левую сторону алтаря: 5) Григория Богослова , что ныне во имя трех Святителей Московских, 6) Кн. Владимира и 7) Благовещения Богородицы. Из сих приделов крайние – Успенский и Благовещенский – устроены митрополитом Петром Могилою ; прочие же несколько прежде. В нижнем и верхнем ярусах собора приделы, также позднейшие по построению: 8) Двунадесяти Апостолов, 9) Иоанна Предтечи, что ныне Рождества Христова, устроенный митрополитом Гедеоном, 1689:10) во имя страстей Иисуса Христа, 11) Воскресения Христова, 12) Вознесения Господня, 13) Андрея Первозванного, 14) Богоявления Господня, 15) Иоанна Богослова, 16) Преображения Господня, 17) Николая Чудотворца и 18) Сретения Господня, обновленный недавно митрополитом Евгением. – Главный Софийский престол устроен из кипариса, по размеру гроба Господня, и обложен позлащенными досками. Из древних Мусий, уцелели в алтаре, на горнем месте, образ Богоматери, в огромном размере, к которому особенно притекают верующие, и именуемый Стеною-Нерушимою: ибо в продолжении 8 столетий он остался неповрежденным; также несколько других изображений, из коих замечателен образ Благовещения, где Пресвятая Дева представлена с веретеном в руке. – На столпах в Южном приделе, находятся две чудотворные иконы, принесенные сюда в конце XVII в., митрополитом Гедеоном из бывшего в Черниговской губ. города Любеча; первая Спасителя, а другая Божией Матери, известная под названием Любеческая, которой празднество совершается 7 мая. Тут же есть явленная икона Богородицы ж, называемая Купятицкою, явившаяся 15 ноября 1182 г. в бывшем Купятицком монастыре и принесенная сюда в половине XVII в., из Богоявленского Пинского монастыря; а на хорах помещены две чудотворные иконы Николая Чудотворца, именуемого Мокрым. В этом храме почивают, в серебряной раке, мощи св. Макария, митрополита Киевского, убиенного татарами в 1497 году; каждое 1 мая мощи эти обносятся с крестным ходом вокруг собора. В особом ковчеге хранится кость от правой руки св. Владимира и левая рука Великомуч. Варвары – Тут же погребены: храмоздатель, В. К. Ярослав I, которого мраморная гробница и доднесь существует в приделе св. Владимира; В. Кн. Всеволод I; сын его, Кн. Ростислав; В. Кн. Владимир II Мономах; В. К. Вячеслав Владимирович; митрополиты Киевские: Никифор и Кирилл; гробниц их и следа нет. Из знаменитых особ новейшего времени погребены: митрополиты: Гедеон (Четвертинский), Рафаил (Заборовский), Арсений (Могилянский), Гавриил (Кременецкий), Самуил (Миславский), Иерофей (Малицкий), Серапион (Александровский) и Евгений (Болховитинов) ; генерал-фельдмаршал граф Иван Васильевич Гудович, и известный ученостью своею, протоиерей здешнего Собора, Леванда.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

– Владимир Николаевич, мне кажется, что после получения признания Патриархии в виде премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия у вас появилось новое дыхание. Об этом свидетельствуют и новые книги, и замечательная большая подборка рассказов в пасхальном номере журнала «Наш современник». Я прав? – Порой у меня опускались руки: мол, никому не нужно то, что я пишу. Иной раз я нарочно выходил из дома и не брал с собой ни карандаша, ни бумаги, чтобы ничего не записывать. Сейчас и впрямь появилось свежее дыхание, хочется о том написать, о другом, о третьем, пятом, десятом. А тут недавно еще, поверите ли, нашел три блокнота своей прозы, которые считал утерянными. Перечитал, смотрю: очень неплохая проза, кое-что только надо подправить. Это ли не знак, что нельзя опускать руки? Рейтинг: 9.7 Голосов: 120 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Михаил 8 декабря 2014, 19:28 Спаси Господи, что у нас есть такие писатели-люди!!!! Андрей Шабельников 26 сентября 2014, 12:44 Весьма неожиданно слышать такой поверхностный, тенденциозный отзыв о Федоре Михайловиче Достоевском. У любого писателя можно вырвать цитаты из контекста, чтобы создать о нем отрицательное мнение. Но пытаться вымарать в глазах читателей одно из светил великой русской литературы, пророка и безкровного мученика, можно только с одной целью - возвысить произведения других авторов, чьи идеи в настоящее время более выгодно озвучивать. Ирина 14 сентября 2014, 23:32 Возрождение России????Посмотрите на экраны телевизоров, рекламные щиты и ... школьников. Автор пишет, что приходит в вузы на беседы и видит чистые глаза ...на беседы такого характера остаются только те, кому интересно (их меньшинство), любопытно (прикольно послушать) или кому сказали/попросили посидеть тихо, а остальная часть и вовсе не остается. В храмах стало больше молодежи- ее катастрофически мало (даже в праздники, а если и зайдут, то благодаря маме, бабушке, батюшке - ребенка Причастить, или когда что-то случаетя). Уж поверьте, такова действительность. Мой круг личного и профессионального общения с молодыми людьми от 16 и до 32 лет. А те, кому больше, вообще категорически против таких предметов как Православие в школе (что это за смесь светского и церковного, говорят они-причет они - это в основном люди, занимающие высокие должности).Это если не затрагивать политику России (в отношении Украины, ее действия не лучше Запада). Если бы не заступничество некоторых иерархов Церкви- не избежать и нам было бы официальной терпимости к однополым бракам. ДО ВОЗРОЖДЕНИЯ,ДРУЗЬЯ,НАМ, К СОЖАЛЕНИЮ, ООЧЕНЬ ДАЛЕКО. И надо сказать, у нашей интеллигенции в особ. в литературных кругах оочень своеобразное какое-то " художественное " отношение к вере.И Фадеева возвысить в лит. и воспитат. плане над Достоевским-автор просто сразил наповал. Какое Возрождение?

http://pravoslavie.ru/73399.html

Лютеранские пасторы даже награждались православными орденами. Так, 16 апреля 1824 года главный пастор Петрикирхе (1813–1839) и член Директории Петришуле Иоганн Фридрих Август Фольборт (Volborth) (1768–1840), «законоучитель лютеранского исповедания при С.-Петербургском коммерческом училище, позднее пастор прихода св. Петра в Санкт-Петербурге», был удостоен ордена св. князя Владимира IV степени. 155 А 16 августа 1825 года такую же награду получил Генрих Гамельман, «старший пастор лютеранской церкви Петра и Павла в Санкт-Петербурге». 156 27 декабря 1812 года в Твери скончался принц Гольштейн-Ольденбургский Георг (с 1809 г. – генерал-губернатор Тверской, Ярославской и Новгородской губерний, главный директор путей сообщения). О том, как проходили его похороны, сообщалось в камер-фурьерском журнале. 7 января 1813 года. На 8-е число во втором часу в ночи привезено в Санкт-Петербург из Твери на дорожной колеснице, в ковчеге и во гробе тело Его Высочества принца Гольштейн-Ольденбургского Георга в препровождении до следующего места, то есть до церкви лютеранского исповедания св. Петра. По привезении тела к помянутой церкви у врат оной, что по Невскому проспекту, в присутствии Его Высокопревосходительства г-на обер-камергера Александра Львовича Нарышкина, назначенных от Церемониального департамента быть на дежурстве при теле Его Высочества 2-го, 3-го и 4-го классов и придворных кавалеров с духовником его и чинами, в классах состоящими, из ковчега вынут гроб с телом, которое при освещении факелов, в предследовании духовника и в сопровождении означенных особ, чиновными, кому следовало по церемониалу, внесено в церковь и поставлено на приуготовленный под балдахином амвон, и покрыт гроб с половины глазетовым с горностаевым по борту мехом покровом. 157 10 января 1813 года. Сего числа в Санкт-Петербурге в первенствующей церкви лютеранского исповедания святого Петра было погребение тела Его Императорского Высочества принца Георга Гольштейн-Ольденбургского, то по случаю сего чрез учиненные от 8-го числа нынешнего генваря месяца повестки в 12 часов пред полуднем съехались и собрались в помянутую церковь знатные придворные и первых четырех классов обоего пола персоны, в глубоком трауре, без билетов, и заняли места, где кому показаны чиновниками Церемониального департамента и командированными на тот случай от императорского Двора при камер-фурьере гоф-фурьерами.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Но кто счастье полагает в спокойствии совести, тот и при самом трудном экономическом положении скажет: где же несчастье, раз у меня совесть спокойна? Кто царство Божие полагает во всеоб­щей и согласной преданности воле Божией, благой и совершенной, тот и о нападении саранчи не колеблясь рассудит, что его, вероятно, не было бы, если бы мы усерднее и единодушнее исполняли свои религиозные обязанности. Так и во всем. Эта перестановка точки зрения сразу от­крывала слушателям пророка совершенно новые перспективы, одних утверждая в надежде, что Иегова слышит их и внимает им, и перед Ним «пишется памятная книга о боящихся Его» ( Мал.3:16 ), других заставляя прекратить свои «надоедания» Иегове «дерзкими словами» (2:17), третьих (зедим) вынуждая смутиться в своем мнимом благополучии угрозой страшной кары Божией ( Мал.3:18 сл.). С этой точки зрения могут быть понятны и истолкованы все его речи. Все они приурочены к тем или иным нуждам, запросам и недугам своего времени. О том, какой успех имели эти речи, мы можем судить по приводившемуся уже мной сообщению Ездры, что к его прибытию в Палестину (458 г.) всего через 20 с небольшим лет после Малахии среди самых видных пред­ставителей иудейского общества (=«начальствующие») образовалось уже сильное движение в пользу реформы общественного, семейного и религиозного быта. С указанной точки зрения и в указанной исторической перспективе толкуются речи пророка Малахии и в моей книге. П. Тихомиров. 1 В общем время деятельности пророка Малахии определяется довольно легко и бесспорно – в рамках от 516 до 332 г. до Р. Хр. т. е. от года окончания постройкой послепленного храма до года падения персидской монархии. Что деятельность Малахии принадлежит к послепленному времени или, точнее, ко времени персидского владычества, это доказывается упоминаемым в 8 ст. 1 гл. названием областеначальника (– перс. сатрап) (Пророк Малахия, стр. 37–38 и прим. 2 на стр. 38–39). А что храм при Малахии был уже сравнительно долгое время выстроен, и богослужение при нем было в полном ходу, это видно из упоминаний Малахией о храме и разных подробностях богослужебного ритуала ( Мал.1:7,8,10,12–14, 2:3 /особ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

После акта в покоях ректорских сервирован был стол для избранных особ. За столом немало произнесено было, и учеными хозяевами и образованными гостями, одушевленных речей. – Обед окончился в четыре часа. 27-е число. Воскресенье. Пред литургией пригласили нас, архиереев, в Лаврскую фотографию, для снятия общею группою. Затем я отправился в скит и в пещерной церкви слушал литургию. В 1 час по полудни у Преосвященного Митрополита обед для небольшого числа лиц. После обеда Владыка —288— благословил нас иконами и одарил своими фотографическими портретами. 547 В 8 часов вечера я простился со своим радушным хозяином, о. Ректором, вручив ему 100 рублей, для написания на Горнем месте, в алтаре академической церкви, иконы Господа Вседержителя с раскрытою книгою Евангелия, в которой просил начертать слова: «Аз есмь Хлеб животный»… В 9-м часу оставил я св. Лавру и отправился на станцию железной дороги. Севши в вагон, я погрузился в размышления и воспоминания о всём, мною виденном, слышанном и испытанном в душе, в продолжении пяти дней, проведенных мною под кровом Преподобного Отца Сергия. В 11 часов благополучно возвратился в Москву. Здесь провел еще два дня, 28 и 29 ч. 29 числа вдова Симбирского землевладельца, Статского Сов. Н. С. Волкова, моего совоспитанника по академии, предложила мне приобресть хранившиеся у её мужа письма (в числе 71) разных духовных лиц XVIII в. к преосвященному Арсению (Верещагину), архиепископу Ростовско-Ярославскому, 548 бывшему епископу Тверскому и Кашинскому. 549 Я охотно приобрел эти письменные сокровища, заплатив за них 100 р., и впоследствии, как увидит читатель, издал их в печать. 550 В 1 час пополудни заезжал в магазин любителя церковных древностей, купца Андрея Мих. Постникова, и осматривал большое собрание древних икон; между ними есть иконы XII столетия. Г. Постников сказывал, что эти иконы намерен приобресть за 20,000 р. Преосвященный митрополит Леонтий для музея Московской академии. Посетивши своего внука, 551 о. Геннадия Виноградова, и отобедавши у него, в 8 часов вечера я оставил гостеприимную Москву и отправился в Тверь, куда и прибыл благополучно в 12 часов ночи. Журналы собраний Совета Московской Духовной Академии за 1909 год//Богословский вестник 1910. Т. 1. 3. С. 321–384 (4-я пагин.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Правда, по свидетельству 2Пар.28:3 еще с «первого» года царствования Езекия начал очищать храм от предметов идолослужения и окончил к 16-ому дню первого месяца; но отсюда едва ли следует выводить заключение, что тогда же была совершена и описываемая в следующей – 29 – главе Пасха. Скорее она была совершена уже по падении царства Израильского, так как едва ли при царе Осии Езекия мог посылать гонцов «по всей земле Израильской» с увещанием прийти в Иерусалим на праздник Пасхи и называть Израильтян «остатком, уцелевшим от царей Ассирийских» 30:1–6. Эти действия и слова Езекии более подходят ко времени до падения царства Израильского в 6-й г. Езекии. Ср. рассуждение об этом Каспари (Beitrage zur Einleitung in Iesaiam, s. 109–128). Впрочем могли они иметь место и ранее 6-го года Езекии; так как Осия, царь Израильский мог быть заключен «под стражею», «в доме темничном» еще в 4-й г. Езекии, царем Салманассаром; а назвать Израильское царство «остатком, уцелевшим от царей Ассирийских», мог Езекия и потому, что уже Феглаффелласар отвел в плен 2,5 колена израильского царства – 4Цар.15:29 . В виду сказанного и 29 глава могла быть написана в 4, 5, 6, 7... год Езекии. 181 Тесное родство глав 28–35 (ср. напр. 28:7 и 29:9–10; 28:11 и 33:19; 28:12 и 30:15; 28:15, 18 и 29:15; 28:14 и 29:20 и дал.) не требует одновременности написания всех этих глав, но имеет другие основания. С одной стороны, сама проповедь пророка Исаии с 6 до 14 года Езекии имела одинаковый характер. По той же причине оказывается не мало сходства с главами 28–35 и в главах 24–27, которые, впрочем, по времени написания близки к 28-й главе. (Ср. особ. след. места 24:4: «сетует, уныла земля» и 33:9; 25:8 и 27:11: «отрет Господь Бог слезы со всех лиц… на Него мы уповали», «не помилует его» – Израиля, ср. 30:18–19; 26:5: «Он ниспроверг высоко стоявший город, поверг на землю, бросил в прах.... нога попирает его» ср. 28:1–3; 26:19 и 5: «воспрянете, поверженные в прахе» ср. с 29:4: 26:8 и 9: «Господи, мы уповали на Тебя»...

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Чтители отечественной святости и древности с живым участием и любопытством приходят рассматривать сей придел, столь соответствующий стилем своим назначению своему и выполняющий благую волю Самодержца, благоговейного к священной памяти благочестивых Предков своих. 53 Описание состоящего в Московском Ставропигиальном Новоспасском монастыре храма Знамения Пресвятой Богородицы. М. 1803, в 8. 54 Погребены здесь, сверх напечатанных в описании Новоспасского монастыря, следующие фамилии: Князья: Лобановы-Ростовские, Долгоруковы, Несвицкие, Прозоровские, Шаховские, Щербатовы, Яшвель, Графини Воронцова, Чернышова, Ефимовская. Господа: Арсеньевы, Афросимовы, Балк-Полевы, Бекетовы, Бартоломеус, Богдановы, Вырубовы, Высоцкие, Гончаровы, Гурьевы, Гежелинские, Дурасовы, Корсаковы, Кретовы; Карамышевы, Колычевы, Кушниковы, Кошелевы, Кротковы, Карабановы, Квашнины, Куприяновы, Кондратьевы, Ляпуновы, Марковы, Мельгуновы, Машковы, Нейдгардт, Орловы, Островские, Олсуфьевы, Озерецковские, Павловы, Римские-Корсаковы, Сипягины, Стрекаловы, Самарины, Шиповы, Щукины, Щербинины; и пр. В усыпальнице на северной стороне великолепное надгробие указывает на прах, хранящийся под ним Новосильцева, угасшего в цвете лет и неутешно оплакиваемого почтенною матерью. Купцы Алексеевы, Бабкины, Вавиловы, Васильевы, Веревкины, Девятовы, Куманины, Капустины, Кукины, Коншины, Лежневы, Лаптевы, Левины, Мазурины, Насоновы, Перегудовы, Соловьевы, Соколовы, Татариновы, Усачевы, Ширяевы. 56 Исчисление погребенных в Новоспасском монастыре особ исчислено выше и находится в описании его, изд. Карпинским, Адрианом и Иванчиным-Писаревым. Смотри ссылку 54. В монастырском Синодике 1725 г. означены след. Архимандриты Новоспасские, между которыми есть доселе неизвестные: 1. Архимандрит Сергий. 2. Архимандрит Евфимий. 3. Архимандрит Елисей. 4. Архимандрит Питирим. 5. Архимандрит Герман. 6. Архимандрит Матфей. 7. Архимандрит Трифон. 8. Архимандрит Вассиан. 9. Архимандрит Акакий, 10. Архимандрит Илларион. 11. Архимандрит Аарон 12. Архимандрит Афанасий. 13. Архимандрит Иоаким. 14. Архимандрит Сергий. 15. Архимандрит Тит. 16 . Архимандрит Закхей. 17. Архимандрит Иона. 18 . Архимандрит Сергий. 19 Архимандрит Никон. 20. Архимандрит Иерофей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

28 «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 6, стр. 23, 32 и проч., особ. стр. 78 и 239. 29 «Theophanis Chronographia» recensvit Carl De Boor 2 vols. Lipsiae 1883–1885, vol. 1, р. 382. Anastasii Bibliothecarii. «Chronographia tripartita». vol. 2, р. 245. Karl Joseph von Hefele. «Conciliengeschichte» Bd. 3, S. 363. [Карл-Йозеф Гефеле. «История Соборов»]. 30 Что Филиппик мог найти поддержку в среде светского общества, это понятно из того, что в это и дальнейшее время в ряды Византийской аристократии вступили многие армянские фамилии, игравшие видные роли в политике византийской; кроме того, значительная часть войска византийского со времени Ираклия состояла тоже из Армян. Κ. Δ. Παπαρρηγοπουλους ibid, σελ. 294. 31 Theophanes «Chronographia», p. 382. То обстоятельство, что Анастасий («Chronographia tripartita», p. 245), переводя в данном случае весь отдел Феофана с мелкими и отрывочными известиями о гражданских событиях, опускает только в списке лиц, подписавшихся под эдиктом Филиппика, имена Андрея Критского и Германа, не может возбуждать мысли о позднейшей интерполяции Феофанова текста, потому что Феофан в другом месте («Chronographia», р. 362), а за ним и Анастасий («Chronographia tripartita», р. 230), называет эти имена вторично. – S. Nicephori. «Breviarium historicum» p. 48: συλλπτορα ερσκων (т. е. Филиппик) ωννην τν τηνικατα τς πλεως ρχιερα κα Γερμανν τν Κυξκου μητροπολτην κα τρους, ερες κα σιγκλητικος πλεστους. – Зонара («Annalium» lib. 14. cap. 26, p. 98), Кедрин. «Historiarum Compendium». t. 2, p. 784–785) и Ephraemius («De patriarchis Constantinopolitanis». Bonnae, 1840.– Ed. Bonn. p. 393) упоминают одного только Иоанна, быть может, не желая бросать тень на Германа, который впоследствии оказался героем в борьбе за иконопочитание. 32 Antoine Pagi. Critica in Annales Baronii ad anno 712., n. 4–7. Guilielmi Cuperi «Historia Chronologica Patriarcharum Constantinopol» p. 91–92. n. 526–530. – В «Acta Sanctorum». Antwerpen 1733. Mensis Augusti. Tomus I. ab diem 1 ad 4 August, p. 12–268. Отчасти Joseph Hergenröther. «Photius Patriarch von Constantinopel...» 3 Bänden. Ratisbon, 1867–1869. Bd. 1. S. 225. Особенно Godefridus Henschenius. «Acta Sanctorum». Antwerpen 1680. Mai, Tomus III ab diem 12 ad 16 Maii. Caput 2, n. 8, p. 156. Преосв. Филарет Черниговский («Историческое учение об отцах церкви», т. 3, § 256, стр. 244) утверждает, что Герман „изуверным Филиппиком был изгоняем из паствы“, но для такого утверждения нет решительно никаких оснований.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/s...

2. Афанасий Юродивый, в иночестве старец Авраамий. V, 76–77, 237, 264. Это одно лицо с старцем Авраамием, известным раскольничьим писателем, сочинения которого помещены в VII, отчасти в VIII т. Материалов для истории раскола. Аввакум рассказывает, как Павел Крутицкий бил его духовного сына юродивого Афанасия в иночестве Авраамия. Барсков. Памятники, 201–202), но такой же случай с собой передает дважды и писатель Авраамий (VII, 267 и 391). Ср. Хр. Чт., 1889, I ,709–10. Проф. П. С.Смирнова . Внутр. вопросы в расколе. IX, пр. 12. 3. Федосья Прокопьевна Морозова, урожденная Соковнина (в иночестве Феодора). V, 65 и мн. др. 4. Евдокия Прокопьевна Урусова (сестра Морозовой). V, 65–65. 5. Иван Глебович Морозов, сын боярыни Морозовой. V, 193. 6. Марья Герасимовна Данилова, «соузница» Морозовой и Урусовой. V 181–188,особ. 185. 7–8. «Начальник» Евфимий Степанович и жена его Неонила (V, 14–15), вероятно, бывшие духовными детьми, когда Аввакум служил священником в селе Лопатицах. 9. Поп Акиндин Иванов. Барсков. 40. 10. Девица, неизвестная по имени, приходившая к Аввакуму на исповедь в с. Лопатицах. V, 10–11. 11–12. Лука и Лаврентий, духовные дети Аввакума из той же поры его жизни. V, 11. 13. Юродивый Федор, которого Аввакум встретил в Устюге. V, 66, 75–76. 14. Девица Анна (в иночестве Агафья) в Тобольск. V, 103; ср. 106, прим.; 106, ср. 108, прим. 15. He названый по имени сын духовный в Тобольске. V, 105; ср. 108, пр. 16–17. Марья и Софья вдовы, сенные любленницы воеводы Афанасия Пашкова, в Даурской земле, потом инокини московского Вознесенского монастыря. V, 36–10. 18. Пашкова Фекла Семеновна, жена воеводы Афанасия Пашкова, также постригшаяся в Вознесенском монастыре. V, 40, прим. 3. Бороздин 2 , 75. 19. Лука Лаврентьевич, московский жилец, кожевник, юноша лет 25-ти. V, 83; ср. 75. 20. Симеон, мальчик, 14 лет. V, 93. 21–22. Поп Димитрий с попадьей. Бороздин. 15–16; cp. VIII, 111; Барсков. 35; ср. 300. 23. Игуменья Анисья, бывшая боярышня. V, 166, 167. 24. Алексий Копытовский. VIII, 98.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010