А.А. Половцов Паули, Густав-Федор Христианович Паули, Густав-Федор Христианович (род. 1817 г., ум. 20-го декабря 1867 г.) – автор известного иллюстрированного издания «Les peuples de la Russie», происходил из иностранцев королевско-прусской службы; воспитание получил в Берлинском университете. В русскую службу П. вступил из подпоручиков прусской армии 14-го февраля 1841 г. сначала корнетом в Гусарский Его Имп. Выс. герцога Максимилиана Лейхтенбергского полк. Прибыв к оному, как сказано в послужном списке, 20-го марта 1841 года, он был зачислен поручиком с 20-го июня того же года, а 4-го мая 1842 г. отставлен от службы тем же чином. Затем П. определился на службу по ведомству Департамента Внешней Торговли в должность надзирателя полубригады пограничной стражи (с 24-го марта 1845 г.), но, не вступив еще в эту должность, был уволен из таможенного ведомства уже с 12-го числа следующего месяца. С 16-го июня того же 1845 г. П. определен был в С.-Петербургский Воспитательный дом помощником полицеймейстера на опыт. Утвержденный в этой должности 29-го ноября 1845 г., П. 7-го марта 1846 г. переименован в губернские секретари. Кроме того и независимо от должности помощника полицеймейстера ему же поручено было с 1-го марта 1846 г. преподавание немецкого языка при Сиротском институте. Для этого он подвергся экзамену на звание учителя немецкого языка и литературы при С.-Петербургском университете и, по выдержании такового, ему было выдано свидетельство на право преподавания этих предметов. В должности учителя немецкого языка Федор Христианович утвержден был только 8-го января 1848 г. Своими литературными трудами Паули приобрел себе не только известность, но и признательность высочайших особ. Так, 26-го февраля 1848 г. ему пожалована была золотая табакерка за поднесенную Ее Императорскому Величеству книгу своего сочинения «Память въезда в С.-Петербург Ее Императорского высочества государыни великой княгини Александры Иосифовны», а в марте месяце 1859 г. за поднесение своего сочинения (вероятно, «Народы России») шаху персидскому получил орден Льва и Солнца третьей степени, причем подношение сделано было по ходатайству принца П.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Главный Универсальный Магазин Российской Империи, Союза ССР и современной России 14.12.2023 93 Время на чтение 8 минут Источник: Одна Родина Ныне ему исполняется 130 лет, поскольку примерно в том виде, который хорошо знаком сейчас москвичам и гостям столицы, он был торжественно открыт в четверг, 2 декабря по старому, 14 декабря по новому стилю, 1893 года, в присутствии высочайших особ, в том числе представителей Императорской фамилии: Московского генерал-губернатора Великого Князя Сергея Александровича и его супруги Великой княгини Елизаветы Феодоровны; все были поражены увиденным. Но об этом чуть позже. На самом деле этому торговому месту уже тогда, и только по летописным воспоминаниям, насчитывалось почти семь с половиной веков. Основатель Москвы князь ростово-суздальский и Великий князь киевский Юрий Долгорукий, ставя на Боровицком холме свой первый деревянный Кремль, несомненно наблюдал с его вершины, как внизу, в месте слияния рек Москвы и Неглинной, кипит оживлённый торг. Место было древнее, «насиженное» (археологи отмечают здесь поселения ещё бронзового века, а это 3300-300 года до нашей эры), для торговли удобное, поскольку находилось на пересечении сухопутных и водных путей. Торговля не терпит хаоса. Путешественники, посещавшие Россию в самые ранние её времена, отмечали высокую упорядоченность московской торговли. Выражение «не лезь со свиным (вариант – суконным) рылом в калашный ряд» родом оттуда, и подразумевает ситуацию, когда торговец свининой пристраивается торговать своим товаром там, где реализуются хлебобулочные, самые важные для народа изделия, и продавцы калачей делают ему замечание, что он пришел не туда, куда надо, и занимается тем, что делать здесь не положено. То же и с сукном. Хотя это был товар дорогой и ценимый, но его полагалось продавать в ветошном (иначе суконном) ряду, где и пушнину, которая в целом была дешевле тканей. Дичь продавалась в Охотном ряду, названия прочих тоже сложились «говорящие»: Рыбный, Медовый, Игольный и т.д.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/14/glavny...

под редакцией  А.В. Елисеева Содержание Общее введение. Общие указания Общий план путешествия Приготовления к путешествию Путешествие Соглашения с драгоманами и мукари (погонщиками) Конвой Способы передвижения внутри страны Разные замечания на счет путешествия Святая Земля. Глава первая 1. Понятие о Святой Земле, её положение, границы, пространство и разделение 2. Почва 3. Произведения почвы 4. Климат Вторая глава 5. Исторический очерк Глава третья 6. Состав населения 7. Туземцы Святой Земли 8. Правление 9. Административное деление 10. Религия 11. Заметка о нравах жителей 12. Монета Глава четвертая Путь от Одессы до Яффы От Яффы до Иерусалима История Яффы Нынешнее состояние Яффы Посещение города Отбытие из Яффы Саронская равнина Рамле Лидда От Рамле до Иерусалима Рельефная карта Палестины Заботливость Высочайших Особ о русских паломниках История Иерусалима Судьбы православия в Иерусалиме Приложения К I выпуску «Путеводителя по Святой земле» I. Язык жителей Св. Земли. II. Краткий русско-арабский словарь. Такса на проезд в Святую Землю. До Яффы и обратно. Антоний Римлянин     Мы предприняли издание „Путеводителя по Святой Земле» в тех видах, чтобы читатели „Русского Паломника», у которых явится благочестивое желание и возможность посетить страну, откуда воссиял свет нашей святой веры, имели в руках все сведения, какие необходимы для приготовления к паломничеству и какие понадобятся на месте. А так как читатели наши принадлежат к самым разнообразным слоям русского общества, то и состав сведений входящих в „Путеводитель», касается не одного какого либо класса наших читателей, но всех. Таким образом, и простой народ, и люди образованные и достаточные, одинаково найдут в нем нужные им сведения и указания. Главный источник, которым мы руководствовались при издании нашего „Путеводителя», заключается в книге, изданной на французском языке в Бельгии человеком, 30 лет прожившим в Палестине и следовательно основательно её изучившим (Lievin de Натте). Но так как автор этого сочинения иноверец, то мы должны были устранить многие его суждения об описываемых предметах и приспособить наш „Путеводитель» к понятиям и потребностям русского православного паломника. В этих видах, мы пользовались, при составлении „Путеводителя» многими русскими описаниями Святой Земли: Муравьева, Норова, Олесницкого, Путеводитель Палестинского Общества и др. Наконец, мы прибегли к опытности и знаниям нашего уважаемого путешественника А. В. Елисеева, который с полной любезностью отозвался на наш призыв. А. В. Елисееву принадлежит не только общая редакция нашего „Путеводителя», но и многие страницы его, и мы считаем долгом выразить здесь ему нашу искреннюю признательность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чем ныне владеет монастырь А. Земли. По двум планам, выданным обители в 1828 году октября 12 дня, значится, что во владении и Тихоновой пустыни с 1764 и по 1855 год (то – есть, до наделения ее участком луговой земли из дач казенного ведомства), состояло всего 30 десятин удобной земли. А именно: 1) земля, которою владеет пустынь по межеванию, учиненному в 1767 году октября 22 дня, первоклассным землемером секунд- майором Тихменевым, от всех смежных посторонних земель, а именно: лесу строевого 8 десятин 1500 сажен и под речкою Вепрейкою и прудами 1 десятина 371 сажень, а всего, во всей окружной меже, удобной и неудобной земли 9 десятин 1871 сажень, а за исключением неудобной, одной удобной 8 десятин 1500 сажен. 2) Место под принадлежащей монастырю на речке Вепрейке мельницею, поисчислении землемера, составляет: пашенной 5 десятин 284 сажени, сенного покоса 16 десятин 546 сажень; под строением мельничного амбара 70 сажень; под проселочною дорогою 81 сажень; под половиною реки Угры, речки Вепрейки и пруда 6 десятин 15 сажень. А всей, во всей окружной меже, удобной и неудобной земли, 27 десятин 996 сажень, а за исключением неудобной, остается удобной: 21 десятина 900 сажень. Всего в обеих дачах, 30 десятин удобной земли. 3) В 1854 году покойный игумен Геронтий, имея в виду Высочайшее повеление блаженной памяти Государя Императора Николая Павловича, воспоследовавшее в 4 день июня 1835 года, святейшему правительствующему синоду, о даровании иноческим обителям, приходящим в упадок, средств к их поддержанию и существованию, наделом из казенных дач землею от 100 до 150 десятин и более, везде, где местные обстоятельства сие могут дозволить, вошел с прошением к преосвященному Григорию епископу калужскому о нуждах своей обители в этом отношении. По представлению его преосвященства и ходатайству некоторых благотворительных особ, в 1855 году состоялось всемилостивейшее повеление калужской палате государственных имуществ о наделении Тихоновой пустыни, просимою ей землею. Вследствие чего ей отведена во владение одна дача казенного ведомства, перемышльского уезда, казенной засеки Каменки, пустошь, именуемая Георгиевская, в которой по измерению оказалось земли: сенного покоса 148 десятин 1644 сажени, под бичевником 13 десятин 1000 сажень, под половиною реки Жиздры 21 десятина 1050 сажень, под озерами 10 десятин 350 сажень. А всего удобной и не удобной земли 193 десятины 1700 сажень.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Единоверцами называются старообрядцы, воссоединившиеся с православной Церковью при условии соблюдения староцерковных чинопоследований. Отсюда, единоверие – это православное старообрядчество, воссоединенное от раскола на известных правилах, вошедших в силу и действие в 1800-м году. Правила единоверия следующие: 1) Старообрядцы, воссоединяющиеся с православной Церковью на началах единоверия, разрешаются Св. Синодом от клятв Большого Московского Собора 1667 г., положенных на раскольников за самовольное и незаконное отделение от православной грекороссийской Церкви. 2) Священники и диаконы для единоверцев назначаются местным архиереем из наличных православных священнослужителей, или хиротонисуются кандидаты на священные степени или по желанию прихожан, или по избранию архиерея. 3) Единоверческие священники совершают божественную службу, таинства и обряды по старопечатанным книгам. 4) По тем же книгам совершается и освящение единоверческих церквей и антиминсов для них с изображением согласно старопечатанным потребникам. 5) Единоверческие священники не требуются в православную церковь к соборным молениям, а отправляют оные с благословения архиерея в своих церквах. 6) Единоверцы, по желанию своего настоятеля, не принуждаются допускать на общие моления троеперстников, а также брадобрийцев и вообще не согласных с древними обычаями, исключая Высочайших особ. 7) Единоверческое духовенство и единоверцы по духовным делам подлежат суду и полному ведению Епархиального архиерея, минуя консисторию. 8) Святым миром единоверческие священники снабжаются местным архиереем. 9) Духовниками своими имеют священников единоверческих же. 10) Православный епископ хиротонисует и благословляет единоверческое духовенство по старопечатанным книгам и с соблюдением древних обрядов. 11) Единоверцам не возбраняется приобщаться св. тайн у священника православного, а православным – у единоверческого. 12) О делах своего прихода единоверческие священники доносят своему епископу чрез особого письмоводителя, содержащегося на иждивении прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Каждый предмет царской эпохи мне необычайно дорог…» 09.08.2023 452 Время на чтение 12 минут Покров Михаил Сергеевич Яблоков – преподаватель гитары в Тюменском колледже искусств с 1971 года. Краевед, историк гитары, кандидат исторических наук. Любитель старины глубокой. Собственно, об этом сегодня наш разговор. Каждый раз, заходя в его кабинет, я чувствую какую-то особую атмосферу. Здесь не только всё напоминает о музыке, например, старое немецкое пианино, которому уже более 100 лет, фотографии известных гитаристов в изящных рамочках на стенах, пачки нот и книги с пожелтевшими страницами, которые разместились на миниатюрных полочках с оригинально выточенными округлыми деревянными формами, но здесь же мы видим большой портрет святого Государя Николая Второго, фотографии царских особ, снимки дореволюционной Тюмени, маленькую икону Иоанна Кронштадского, бросаются в глаза, большие старинные часы с боем. Да, ещё зеркало, достаточно большое, но, судя по его состоянию, весьма древнее. В перерывах между занятиями Михаил Сергеевич пытается придать старым книгам, порой уже с истлевающими страницами, вторую жизнь, он бережно переплетает их и склеивает порвавшиеся листочки. В этом почти крошечном кабинете, площадью не более 8 метров, стоит небольшой дубовый столик, которому лет 60, и венский стул. Учиться играть на гитаре в такой обстановке, тем более Баха, Гайдна, Джулиани, Тарреги, можно не сомневаться, не только благоприятно, но и полезно, результативно. 1917 год – это катастрофа планетарного масштаба Михаил Сергеевич, откуда у вас такая тяга собирать старинные вещи, книги, фотографии, мебель, часы? С чего всё началось? Когда у вас появился такой азарт к коллекционированию? – Коллекционирование – это не совсем то слово. Это что-то возвышенное и профессиональное одновременно, а я человек приземлённый. Мне что попадается на глаза, что очень понравится, то я и беру. Вот недавно мне подарил мой коллега Сергей Малягин эту книгу (показывает):

http://ruskline.ru/opp/2023/08/09/kazhdy...

Санкт-Петербург. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы при Богадельне Цесаревича Николая Александровича. Карта и ближайшие объекты Богадельня для беспомощных и неизлечимых женщин основана Императрицей Марией Александровной в память совершеннолетия наследника – Цесаревича Николая Александровича. Он лично присутствовал 12 июня 1859 при закладке здания, возводившегося по проекту Ф. И. Эппингера. В богадельне призревалось более 300 человек, на содержание которых 20 тыс. руб. ежегодно давала сама Императрица. Церковь богадельни, расположенную на втором этаже по главному фасаду, освятил 26 мая 1862 митрополит Исидор в Высочайшем присутствии. Название она получила по празднику, в день которого родился Цесаревич. Рисунок дубового иконостаса и иконы в нем исполнил акад. П. М. Шамшин. Утварь, бронзовые светильники и облачения подарила основательница. После ранней кончины Цесаревича весной 1865 в Ницце в храм была пожертвована ризница из золотого глазета, сделанная из покрова на его гробе, а также воздуха из малинового бархата с нашитыми на них драгоценными камнями. Поскольку богадельня стояла недалеко от Градских богаделен и подчинялась им, то церковь до 1884 окормляли тамошние священники. Последним же, с 1890 до закрытия в 1918, был о. Иоанн Александрович Морев. До него с 1867 почти треть века служил прот. Григорий Васильевич Чельцов, преподаватель Духовной семинарии. Сейчас в здании находится закрытое учреждение. http://www.encspb.ru/object/2804677319?lc=ru Богадельня для призрения беспомощных и неизлечимых женщин находится в черте градских богаделен, в Рождественской части 3 участка, близ собора всех учебных заведений. Она основана в память совершеннолетия покойного цесаревича Николая Александровича, на суммы, высочайше дарованные. Само здание заложено было 12 июня 1859 г. в присутствии великого князя Николая Александровича и построено по плану архитектора академика Ф. И. Эппингера. Церковь богадельни находится во 2 этаже главного (лицевого) фасада, имеет в длину 8 саж. 2 арш., в ширину 5 с половиною саж. и в высоту 3 саж. 1 арш.; освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы 26 мая 1862 г. высокопреосвященным митрополитом Исидором, в присутствии высочайших особ.

http://sobory.ru/article/?object=24657

Скачать epub pdf 149. Николай I Павлович, император сын императора Павла I Петровича от второго брака с Софией-Доротеей-Августой-Луизой, принцессой виртемберг-штутгардтской, в православии императрицей Марией Федоровной. Родился в Царском Селе 25 июня и, по воцарении отца, объявлен генерал-лейтенантом, с зачислением в лейб-гвардии Конный полк 8 ноября 1796 г.; назначен шефом лейб-гвардии Измайловского полка 28 мая 1800 г.; кончив воспитание свое (под руководством последовательно: генерал-лейтенанта графа Ламздорфа, генерал-майора Н. И. Ахвер-дова, полковника П. П. Арсеньева, полковника П. П. Ушакова и наставника статского советника Пюже), отправился путешествовать по Европе, в 1816 г.; сочетался браком 1-го и наименован генерал-инспектором инженерной части 3 июля 1817 г.; сделался отцом сына-первенца Александра (ныне благополучно царствующий Государь) 17 апреля 1818 г.; по смерти императора Александра I, за отречением цесаревича Константина (см. 111), вступил на престол 20 ноября 1825 г.; короновался в Москве 22 августа и объявил войну Персии 16 сентября 1826 г.; утвердил положение и штаты Патриотического института 7 апреля, и Устав первого Российского страхового от огня общества 22 июня 1827 г.; кончил войну с Персией Туркменчайским договором 10 февраля, доставившим России Армянскую область (ныне Эриванская губерния) и объявил войну Турции 14 апреля 1828 г.; учредил почетный Мариинский знак за беспорочную службу лиц женского пола по ведомству заведений императрицы Марии 1 января; передал императорскую Академию художеств из ведомства министра народного Просвещения в ведомство министра императорского двора 9 февраля; кончил турецкую войну Адрианопольским миром, доставившим России пять крепостей (Анапу, Поти, Ахалцых, Ацкур, Ахалкалаки) и всем державам свободное плавание в Босфоре и Дарданеллах, 2 сентября; основал Дом трудолюбия в Москве 25 октября 1829 г.; издал Полное собрание законов в апреле; воспретил браки ранее 18 лет мужскому и 16 женскому полу 19 июля; завел платиновую монету в 12 рублей серебром 12 сентября; учредил императорскую Военную Академию (ныне Николаевская Генерального штаба) 4-го и повелел издавать «Губернские ведомости» 27 октября 1830 г.; разделил Финляндию на восемь губерний 24 марта; открыл первую в России выставку мануфактурных произведений в Москве 17 мая; смирил польский мятеж взятием Варшавы приступом 26 августа; основал в Петербурге Училище торгового мореплавания 1-го и Практический технологический институт 11 октября; присоединил польские ордена Белого Орла и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Скачать epub pdf 71. Дмитрий IV Иванович, прозванием Донской, великий князь московский и всей Руси сын Ивана II Ивановича, великого князя московского и всей Руси, от второго брака с Александрой Ивановной (в иночестве Мария, см. 8), дочерью отца, истории неизвестного, знаменитый победитель Мамая. Родился, по некоторым известиям, в Звенигороде 12 октября 1350 г.; на встрече Алексея, митрополита московского, возвращавшегося из Орды, говорил ему приветствие в 1358 г.; по завещанию отца получил уделом Можайск и Коломну в 1359 г.; был в Орде на поклоне у хана Хидыря в 1360 г.; по внушениям матери своей, св. Алексея, митрополита, и бояр объявил себя соперником Дмитрию Константиновичу суздальскому (см. 72) в достоинстве великокняжеском в 1361 г.; снабженный великокняжским ярлыком от хана Мурута, выступил из Москвы и, принудив соперника бежать в Суздаль, занял Владимир, где оставался 3 недели в исходе 1362 г.; с получением второго ярлыка, от хана Авдула, соперника Мурутова, вторично отправился во Владимир принять великокняжение, а по возвращении в Москву, сведав о занятии Владимира князем Дмитрием суздальским, выступил с полками и окончательно выгнал Дмитрия в 1363 г.; заключил родственный договор с двоюродным братом своим, князем Владимиром Андреевичем боровским (впоследствии Храбрый, см. 52), в 1364 г.; помог прежнему своему сопернику, князю Дмитрию суздальскому, утвердиться в Нижнем Новгороде, захваченном его братом (Борисом) в 1365 г.; намеревался оружием смирять новгородцев в 1366 г.; участвовал в примирении между собою князей тверских и «всех князей русских, – говорит летописец, – привожаше под свою волю, а которые не повиновахуся, на тех нача посягати» в 1367 г.; вероломным (с согласия св. Алексея митрополита) захватом князя Михаила Александровича тверского (см. 137), гостя в Москве, навлек на землю русскую нашествие Литвы и должен был выдерживать в Кремле московском тесную осаду от Ольгерда, великого князя литовского, в 1368 г.; выдержал вторичную осаду Кремля Ольгердом в 1370 г.; отказав в требовании ханском уступить великокняжение владимирское князю Михаилу тверскому, сам ездил в Орду и отдал Рязань Олега (см. 152), разбитого полками московскими, князю, согласившемуся зависеть от Москвы, в 1371 г.; после третьего нашествия Литвы заключил мирные договоры с Ольгердом и Михаилом под с. Любутским в 1372 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Митрополит Санкт-Петербургский Владимир освятил колокола воссозданной звонницы Феодоровского собора. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 26 марта – 15 мая Фестиваль «Весна Духовная. На пути к Пасхе». Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 3 апреля Заседание литературно-философских собраний «Отражения»: «История одной дружбы. Переписка епископа Афанасия (Сахарова) с П.Н. Савицким». Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 6 апреля Лекция Левона Нерсесяна: «Мир, озаренный светом рая: надежда в русской иконе эпохи преп. Сергия Радонежского». Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва Май Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Митрополит Санкт-Петербургский Владимир освятил колокола воссозданной звонницы Феодоровского собора 30.08.2010 13:12 Версия для печати Санкт-Петербург, 30 августа. 29 августа митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир после Божественной литургии в нижнем храме Феодоровского собора в Петербурге совершил чин освящения трех из одиннадцати колоколов воссозданной звонницы собора. Бронзовые благовесты воспроизводят свои исторические прототипы. Девять из них носят имена августейших особ династии Романовых. Главный, весом в 8,7 тонны, назван «Михаил-Николай». Его украшают портреты царя Михаила Федоровича и императора Николая II.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010