По устроении церкви и по приведении дворца в надлежащий вид, новый настоятель священник Иоанн Феоктистов принял церковные вещи от конторы, через чиновника Котлова. Не находя в числе церковных предметов многих богослужебных книг и разных церковных ведомостей, метрических книг и пр., Феоктистов доносил об этом и требовал выдачи этих предметов от священника конногвардейского полка. Чем это дело окончилось, неизвестно. В 1819 г. император велел сделать в церковь новый иконостас и к местным иконам серебряные лампады, а старый иконостас передать в Петергофский дворец. Около этого времени производился большой ремонт в церкви, оконченный только к 1829 г.; ремонтом заведывал Стасов по рисунку, утвержденному государем. Переделка стоила 16 900 руб. Во время ремонта был поставлен походный иконостас, и служба совершалась без перерыва; церковь освящена в феврале 1829 г. протопресвитером Криницким. С того же времени разрешен вход в церковь посторонним лицам, кроме дней присутствия в церкви особ высочайшей фамилии. Церковь одноэтажная, в два света, имеет два ряда окон: больших внизу и малых в верхнем ярусе. 8 окон выходит на Воскресенский проспект, а три - на Таврическую улицу. Церковь представляет вид длинного зала, которого длина 20 саж., ширина - 5, а высота - 4 с половиной саж. Она разделена на 3 части. Восточная часть, отделенная сплошною стеною, представляет алтарь и место для ризницы и библиотеки. С боку ризницы устроена небольшая дверь в алтарь. Длина и ширина алтаря 4 саж. 2 с четвертью арш.; купол его поддерживают 12 колонн; он раскрашен в виде сеточных обводов; в центре купола - голубь в сиянии. Длина средней части храма от иконостаса до западной стены - 11 саж. и 1 арш.; солея возвышается на одну ступень и отделяется деревянною решеткою, открытою по середине. У западной стены другое возвышение в одну ступень, отделенное 4 большими колоннами, поддерживающими хоры. В южной стене вход в церковь. Пол в алтаре и в церкви паркетный. Иконы в иконостасе принадлежат кисти академиков Егорова, Бессонова, Федора Брюлло и Иванова Александра. Царские врата в полукружии, углубляющемся к алтарю, резные, золоченые. В царских вратах иконы Благовещения и 4-х Евангелистов. Направо от них: Спасителя, Воздвижения, Архистр. Михаила, Александра Невского; налево - Божией Матери, Екатерины, Архангела Гавриила, прав. Елизаветы с Предтечею. Все эти образа работы Алексея Егорова. На фронтоне, с правой стороны царских врат - Рождество Богородицы, работы художника Иванова; Сретение и Богоявление - Брюлло; в нише, над южными вратами -Воскресение Христово и Сошествие Св. Духа - Брюлло; на левой стороне царских врат Рождество Христово - Иванова; Вознесение и Успение - Бессонова; в нише над северными дверями Преображение и Введение - Бессонова; над царскими вратами Тайная Вечеря - Егорова.

http://sobory.ru/article/?object=29567

23:8–9: «кто определил это Тиру, который раздавал венцы, которого купцы были князья, торговцы – знаменитости земли? Господь Саваоф определил это, чтобы унизить надменность всякой славы, чтобы унизить все знаменитости земли». Или: «кто уразумел дух Господа, и был советником у Него, и учил Его?... кому уподобите вы Бога и какое подобие найдете Ему?... разве вы не знаете, разве вы не слышали, разве вам не говорено было от начала?»... или 41:22 и мн. др. – Указанные особенности речи, как нельзя более, соответствуют тому, что сказал сам пророк Исаия относительно своего необыкновенно возвышенного духовного настроения в 8:17: «итак, я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него» («и не боюсь»... «заговоров», составляемых народами – 8:10–13: «вот, Бог спасение Мое», 12:2). Затем при призвании своем пророк Исаия более всего поражен был величием святости и всемогущества Божия, пред которым ничто на земле не может устоять (6:3, 5), и определения которого не могут не исполниться. Упованием на Господа, верою в спасительную силу Его всемогущества и обусловливается дерзновенность и сила в тоне речи пророка. Самое время жизни пророка Исаии способствовало образованию указанных особенностей в тоне речи пророка: оно представляется у пр. Исаии, как время стремительного нападения на Сион сильных царств (см. особ. 29:3, 5–8; 25:3–5; 28:15–20 и др.). Кроме одинаковости тона речи, обращает далее внимание сходство в образе выражения мыслей. Оно замечается прежде всего в том, что в различных частях всей книги встречаются сходные образы и выражения. Любимым образом писателя книги служит, напр. «собирание винограда» (16:9–10; 17:5–6; 24:13; 32:10; ср. 3:10; 5 гл.; 27:4, 11... 52:9; 65:8 и др.). Само по себе сходство образов еще не свидетельствует об единстве писателя. Но значение сходства увеличивается, когда сходные выражения имеют в себе что-либо характеристическое, указывающее на одного и того же писателя. Такие характеристические особенности действительно замечаются в книге, именно – особенная ясность и объективность представления.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Так в действительности и ставит Синод учреждение рассматриваемого министерства, которое «в круге своих действий объемлет дела духовные всех вероисповеданий в России и дела, касающиеся до учебного образования и усовершенствования познаний». По различию сих дел и для производства оных учреждение начертало образовать в министерстве два отдельных департамента, под управлением особого для каждого директора: департамент духовных дел и департамент народного просвещения. в департаменте духовных дел в 1 его отделении сосредоточились дела греко-российского исповедания. Они распределялись по двум столам, из коих в первом сосредотачивались: 1) собрание меморий Святейшего Правительствующего Синода; 2) доклады по части Святейшего Синода и Комиссии духовных училищ государю императору; 3) годовые отчеты по Святейшему Синоду и Комиссии духовных училищ; 4) сношения с министрами и другими главное начальство имеющими лицами, по препоручениям Святейшего Синода и Комиссии духовных училищ; 5) сношения с обер-прокурором Святейшего Синода; 6) сношения с прокурорами синодальных контор; 7) по духовным делам исповедующих греко-российскую веру в царстве польском, о церквях и монастырях их там состоящих; 8) по делам о единоверцев наших в Палестине и иных заграничных местах; 9) по духовным миссиям в иностранных государствах; 10) по духовным миссиям внутри государства; 11) по делам о вступлении в брак иностранцев с русскими без принятия подданства; 12) о распоряжениях по духовной части касательно перевоза мертвых тел. Во втором столе, по части исполнительной, производились дела: А) по Высочайшим повелениям: 1) об определении и увольнении членов Святейшего Правительственного Синода; 2) о вызове из епархий архиереев для временного присутствия в Синоде; 3) о духовенстве и церквях придворных в обеих столицах и уездах. Б) По представлениям Святейшего Синода высочайшими повелениями; 4) об определении и увольнении присутствующих в синодальных конторах. В) По представлению министра; 5) об определении и увольнении обер-прокурора и обер-секретарей Святейшего Синода и правителя дел Комиссии духовных училищ; 6) об определении и увольнении прокуроров в синодальных конторах. Г) По представлениям начальства: 7) о награждении духовных особ знаками монаршей милости; 8) о награждении светских чиновников по духовной части служащих. Д) Дела общие: 9) о происшествиях в церквях; 10) о происшествиях особой важности в епархиях, до духовной части относящихся; 12) дела особенной тайне надлежащие.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В 1918 году, совсем еще подростком, Кирилл, как и многие его сверстники, вступил во Всероссийский Союз монархической молодежи, основанный графом Михаилом Граббе; там он повстречался с теми, кто стали его ближайшими друзьями на последующие десятилетия: Александром Казим-Беком и князем Владимиром Романовым. Отец Кирилла Георгий Шевич сражался в рядах Белой гвардии под командованием генерала Деникина, а затем генерала Врангеля, но в октябре 1920 года семья была вынуждена, как и многие другие, эмигрировать из России через Одессу в Константинополь 8 . После краткого пребывания в Швейцарии (где, впрочем, Кириллу удалось сдать экзамен на степень бакалавра) семья два года прожила в Берлине. В немецкой столице Кирилл устроился служащим в банк. Там ему удалось вдоволь насладиться столь увлекавшей его классической музыкой, в особенности оперой (он любил вспоминать, как в период бешеной инфляции ему случилось потратить свой недельный заработок на посещение концерта). В Берлине он подружился с Полом Б. Андерсоном, будущим руководителем Международного движения христианской молодежи (YMCA) 9 . В 1923 году семья Шевич поселилась в Париже, в особняке по адресу авеню Фермье, 9, в 16-м округе. Кирилл тут же нашел работу в банке Морган, располагавшемся на Вандомской площади; ему было дано особое поручение вести текущие счета коронованных особ, князей и великих герцогов. Жил он с родителями, в их доме часто бывали видные деятели русской эмиграции: мыслители, политики, люди искусства. В конце 1924 года Кирилл вступил в только что созданное движение младороссов. Эта политическая организация, возглавляемая Александром Казим-Беком 10 , имевшая резиденцию в Париже и представленная в двадцати шести странах, была самой значительной и активной силой в эмигрантской среде 11 . Она носила национальный характер (одним из ее девизов было: «Ни белый, ни красный – русский») и была религиозно ориентированной; целью ее было восстановление в России демократической монархии (это выражалось в другом девизе: «Царь и советы», причем под советами понимались ассамблеи выборных представителей). Такая идеология ставила организацию в двусмысленное и неудобное положение: левые противники обвиняли ее в правом уклоне, правые – в левизне. Начиная с 1933 года Кирилл был казначеем движения, а вплоть до 1939 года (дата упразднения организации) входил в совет директоров (наряду с Максимилианом В. Штенгером и князем Владимиром Романовым 12 , которые оставались его друзьями до самой его смерти). В последние годы существования организации Кирилл все более и более отдалялся от ее основателя А. Казим-Бека, так как тот сблизился с фашистским движением. Казим-Бек в своем донесении от 1944 года в Военный департамент США (куда он к тому времени эмигрировал) пишет: «Шевич является представителем монархической мысли и вместе с тем принадлежит к наиболее антифашистски настроенному крылу движения младороссов» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Оптатив выражает желание, например: εθε πεθοιο если бы ты повиновался; γιανοιτε, φλοι будьте здоровы, друзья! Отрицание в индикативе (за исключением индикатива, выражающего нереальное желание) ο, в императиве, конъюнктиве, оптативе (а также в индикативе, выражающем нереальное желание) μ. Поскольку в русском языке нет развитой системы сослагательного наклонения и совсем отсутствует желательное наклонение, то при переводе греческих конъюнктивных и оптативных форм приходится использовать как частицу бы, так и слова: пусть, допустим (особ. в 3-м л. множ. чис.), давайте, будем, частицу ка (особ. в 1-м л. множ. чис.), а также повелительную форму (во 2-м л.). Особые значения приобретают наклонения в сочетании с частицей ν (§ 110). В зависимых предложениях конъюнктив и оптатив служат для выражения подчинительной связи по правилу согласования наклонений (§ 112). πιστολ πων πιμχ τ πατρ χαρειν Πρ μν πντων σ γιανοις κα ε πρττοις. γιανοιεν δ κα δελφ μου κα δελφς μου. Χριν χω τ κυρ Σαρπιδι, τι διαβανοντ με ες τν ταλαν σωσεν (спас – аорист). ν Μισνοις καλς μο στιν. Ε σ, πτερ, γρφοις μοι πιστολν περ τς σωτηρας σου, δομην ν (§ 110). δονν παρχοι σοι εκων μου, ν σοι πμπω. σπζου πντας τος φλους μν. γιανοιτε. Κων κρας φρουσα Κων κρας ν τ στματι χουσα ποταμν διβαινεν. λιου δ λμποντος βλπει ν τ δατι τν αυτς σκιν. Νομζουσα ον τραν εναι κνα, μεζον κρας φρουσαν, πρς ατν λγει «Εθε χοιμι κα τοτο τ κρας, μεζον εναι φανεται. γε δ δικω ατν κα φαρπζω». μ’ πος, μ’ ργον. Διωκοσ δ’ κππτει κ το στματος τ κρας, τε πρς τοτο χσκειν σπουδζει. Οτως μφτερα ποβλλει, τ μν π τν κυμτων φερμενον, τ δ οδ πρχον. Κα ομζουσα λγει πρς αυτν «Εθε εχον τ π τν κυμτων καταφερμενον κρας. λλ δκαια πσχω, τ μεονι ο στργουσα μεζον δωκον». 1 . Μ μνον λγωμεν, λλ κα πρττωμεν. 2. Σωφρνιος βουλευμεθα. 3. Τ λγω πρς τος σος λγους; 4. Πτερον μνωμεν πορευμεθα; 5. Εθε ο στρατιται ε φυλττοιεν τς πλεις. 6. νρ χριστος μ νομιζσθω φλος. 7. Εθε αε τν λθειαν λγοις, πα. 8. Βας λγει τυχ εναι τν τυχαν μ φροντα. 9. Ο κλπται κα ο προδται γσθων ες τ δεσμωτριον. 10. Τν τν Περσν τριρων πλησιαζουσν ο θηναοι μνοι πρ τς λευθερας μχεσθαι παρεσκευζοντο. 11. μα τ μρ κον ατμολοι παρ μεγλου βασιλως στρατις. 12. καστος μλλον ποδχοιτο δικααν πεναν πλοτον δικον. 13. Βασιλες Μακεδνων Φλιππος θηναων βουλ κα τ δμ χαρειν. 14. Ψευδμενος οδες λανθνει πολν χρνον. 15. δας νμιζε τν φλων τς συμφορς.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская». Поляномъ же жившимъ особ по горамъ симъ, б путь изъ Варягъ въ Греки и изъ Грекъ по Днпру, и верхъ Днпра волокъ до Ловоти, и по Ловоти внити в Ылмерь озеро великое, из него же озера потечеть Волховъ и вътечеть в озеро великое Нево, 8 и того озера внидеть устье в море Варяжьское. 9 И по тому морю ити до Рима, а от Рима прити по тому же морю ко Царюгороду, а от Царягорода прити в Понтъ море, 10 в не же втечет Днпръ рка. Днпръ бо потече из Оковьскаго лса, 11 и потечеть на полъдне, а Двина ис того же лса потечет, а идеть на полунощье и внидеть в море Варяжьское. Ис того же лса потече Волга на въстокъ, и вътечеть семьюдесятъ жерелъ в море Хвалисьское. Тм же и из Руси можеть ити по Волз в Болгары и въ Хвалисы, 12 и на въстокъ доити въ жребий Симовъ, а по Двин въ Варяги, изъ Варягъ до Рима, от Рима же и до племени Хамова. 13 А Днпръ втечеть в Понетьское море жереломъ, еже море словеть Руское, по нему же училъ святый Оньдрй, братъ Петровъ, яко же рша. Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера входит в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в него же впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса вытекает, и течет на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса вытекает Волга на восток и впадает семьюдесятью протоками в море Хвалисское. Так и из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы и дальше на восток достичь удела Сима, а по Двине – до Варягов, от Варяг до Рима, от Рима же и до племени Хама. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, – по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

116. Псалтырь , в восьмушку, неполная, 322 л., полууставом XVI в., в порванном кожаном переплете; многие листы порваны, иногда с большим ущербом для текста. На полях внизу листов 1–8 приписка скорописью: «Сия книга псалтырь Вологодского уезда от церкви Николая чудотворца что в Перебатине» (?). Состав: 1) последования вседневной и субботней полунощниц (1–11 об.); 2) чин како достоит пети псалтырь (12–14 об.); 3) псалтырь (15–322 об.), оканчивается началом шестой песни. 117. Псалтырь , в восьмушку, без начала и конца, 130 л. л., полууставом XVI в., в дощатом переплете (нет нижней доски). Порваны с ущербом для текста листы: 1, 6, 12–21, 27, 34, 35, 42–44, 46, 48, 49, 52, 57, 60, 68, 82–84, 94, 107, 126–128. 118. Псалтырь , в четвертку, без начала и конца, неполная, 140 л.л., полууставомт. XVI и XVII в. в· (листы 1–47 XVII в., листы 48–140 XVI в.), в кожаном переплете, со следами промочки и помарками. Порваны листы: 34, 36 и 92. На полях внизу листов 9–19 приписка: «Священноерей Еупл положил сию книгу псалтырь сыну своему Елисею Еуплову». 119. Псалтырь , в 32-ю долю листа, 231 л., полууставом XVII в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы 2, 4, 10, 13, 18, 19, 28, 36, 62, 66, 79, 105, 107, 109. За избранными псалмами с величаниями (154–193) следует устав святых отец Богом преданный всем хотящим пети псалтырь в молчании живущим иноком и всем богобоязнивым православным христианом (194–223) и канон за единоумершаго, без конца, с предисловием (223 об.–231 об.). 120 . Псалтырь , в четвертку, 191 л., полууставом нескольких почерков XVII–XVIII веков, с заставкою и разрисованными буквами, в кожаном переплете. Листы 1–36, 159–191 позднее вставлены. Состав: 1) устав о псалтыре како должно глаголати во все лето (1–2), 2) устав о псалтыри како должно есть глаголати во святый великий пост (2 об.), 3) указ о кафизмах пятыя недели великого поста (3 об.), 4) подобает ведати како глаголати псалтырь во святую великую седмицу страстньй недели (3 об.); 5) разумно да будет, како подобает особ пети псалтырь (4–5), 6) псалмы с библейекими песнями (7–164 об.), 7) величания с избранными псалмами (165–184), 8) последование по исходе души от тела, без конца (185–191).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1950. P. 93 [груз. текст], 71 [лат. пер.]), а о литии не сказано. Сам же чин Л. П. Д. а. И., очевидно, отражает порядок совершения литургии верных по чину ап. Иакова: 1) возглас: «Да не [останется] кто от оглашенных…»; 2) песнопение (на вход) Св. Даров (т. е. херувимская) то же, что и в К-поле: «Ныне силы…»; 3) Символ веры (в Святогробском Типиконе указано его исполнение предстоятелем; груз. перевод литургии, наоборот, утверждает: «Символ веры не поется», но уже этим упоминает его; наличие Символа веры на Страстной седмице может быть связано с завершением оглашения); 4) молитва на лобзание мира (приведена в груз. переводе полностью в сопровождении указания: «Лобзание мира не совершается»); 5) преподание мира и главопреклонная молитва; 6) «кафолическая молитва» (мирная ектения); 7) преанафоральные аккламации; 8) молитва предстоятеля о своем недостоинстве; 9) анафоры как таковой нет - иначе литургия не была бы Преждеосвященной, но на ее месте имеется молитва с эксплицитным прошением: «…усоверши Преждеосвященное сие приношение… пришествием Духа Твоего Святого…» - и преподанием мира в конце; 10) ектения перед причащением; 11) «Отче наш» с предварительной и заключительной молитвами; 12) преподание мира и главопреклонная молитва; 13) возношение Св. Даров, предваряемое соответствующей молитвой и сопровождаемое возгласами «Со страхом Божиим вонмем. Преждеосвященные Дары, Святая святым!» и аккламацией: «Един Свят…»; 14) пространное диаконское поминовение патриарха с клиром, царствующих особ, живых и усопших верных с 12-кратным «Господи, помилуй» в конце; 15) причащение с пением одного или 2 причастнов и, вероятно, заключительного тропаря после причащения; 16) благодарственные ектения и молитва; 17) преподание мира и главопреклонная молитва; 18) завершение литургии: диаконский возглас: «Воспоем в мире Христовом» и ответ народа: «Буди имя Господне…» (трижды), диаконский возглас: «В мире и любви Божией изыдем» и ответ народа: «О имени Господни. Господи, благослови», после чего предстоятель читает молитву заамвонную или отпуста ( Alexopoulos.

http://pravenc.ru/text/2110605.html

4. Как клялись дитяти-царю Палеолог и вельможи (88). 5. Как Палеолог, став царем, сделался щедрым на подарки (88–89). 6. Как он, еще до коронования, укреплял пограничные замки (89–91). 7. Как при коронации нарушил условия (91–92). 8. Как Палеолог короновался, а царь-отрок оставлен без внимания (92–95). 9. Как, венчавшись, Михаил привязывал к себе народ словом и делом (95–96). 10. Как, по возвращении в Нимфей, вместе с отроком, принимал он посольства (96–97). 11. Как родной брат царя, Иоанн, украшен был достоинствами (97–98). 12. Как Михаил деспот, поставленный в тесные обстоятельства, отправил к царю супругу и сына (98–99). 13. Как державный почтил вельмож достоинствами (99–100). 14. Как царь, с намерением взять город, занял Силиврию (101–102). 15. Как патриарх Арсений оставил патриархию (102–107). 16. Как сделан патриархом Никифор Ефесский (107–108). 17. Как не соглашались на это епископы Сардский и Фессалоникский (108–110). 18. Как епископ Сардский в Силиврии постригся в монашество (110–111). 19. Как многие из духовных особ в короткое время окончили жизнь (111–112). 20. Об осаде крепости Галаты (112–114). 21. Об останках царя Василия Булгароктона (114–116). 22. Как патриарх Никифор вместе с царем приехал в Нимфей (116–117). 23. Как царь лишил отрока Иоанна знаков царского сана (117–118). 24. О калифе и персах, как они покорились тохарцам (118–123). 25. Что бывало с прежними царями, когда они слышали о тохарцах (123–126). 26. О делах запада, и о том, как Кесарь мимоходом подступил к Константинополю (126–128). 27. Как Константинополь взят был римлянами (128–133). 28. Что сделано итальянцами после потери города и о протасинкрите Сеннахириме (134–138). 29. Как услышал царь о взятии Константинополя (138–141). 30. Речь царя о взятии Константинополя (141–147). 31. Как царь с своим правительством вступил в город (147–149). 32. Как, по вступлении в Константинополь, распорядился он относительно разноплеменных иностранцев (149–150). 33. Как приведены царем в порядок городские дела (150–151).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8. Как Ласкарис младший, презрев многих знатных особ, поставлял на их места других (15–16). 9. Как Котис уговорил Палеолога бежать к персам (16–18). 10. Как Палеолог возвратился и, принятый, послан был военачальником на запад (18–19). 11. Как отправлен был Хадин взять его и привесть в узах (19–24). 12. Как царь, страдая болезнью, подозревал всех в чародействе; и о Марфе (24–29). 13. Смерть царя Феодора и дела его при жизни (29–31). 14. Как воспитываем был Ласкарис отцом для вступления на престол (31–32). 15. Какое имел попечение о сыне царя, Иоанне, протовестиарий Музалон (32–34). 16. Речь протовестиария Музалона (34–41). 17. Ответная речь Палеолога (41–46). 18. Нападение войска на Музалонов (46–47). 19. Как совершено убийство Музалонов (47–55). 20. Как от этого некоторые вельможи выехали за границу, а другие приняли иные меры самосохранения (55–56). 21. Как правители соревновали друг другу в заботливости о царе (56–58). 22. Как в этом отношении предпочтен был всем Палеолог (58–60). 23. Как он почтен был саном великого дукса (60–62). 24. Как царь Иоанн, страдая болезнью, раздавал бедным милостыню (62–63). 25. Как великий дукс, получив доступ к царским деньгам, снискивал себе ими расположение (63–64). 26. Как прибывшему патриарху выражал он необыкновенную угодливость (64–66). 27. Как все единодушно говорили в пользу великого дукса и провозгласили его деспотом (66–71). 28. Как патриарх согласился с мнением прочих, говоривших в пользу Палеолога (71–72). 29. Как Палеолог, подчинив себе воли всех, стал домогаться чрез них верховной власти (72–73). 30. Как западный деспот Михаил забрал себе в голову великие надежды (74–76). 31. Как Ахайский князь был взят в плен римлянами (76–81). 32. Как Михаил деспот победил римлян и взял в плен кесаря (81). Книга вторая. 1. Как патриарх Арсений был озабочиваем представлениями о необходимости верховного правителя (82–86). 2. Как государственные чины освобождали Палеолога от клятвы, которою был он связан (86–87). 3. Как римляне клялись и давали присягу служить обоим царям, и с каким ограничением (87).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010