ЦВ 9 (406) май 2009 /  19 мая 2009 г. Юные знатоки православия получили награды В конце апреля завершилась Первая Всероссийская олимпиада школьников по основам православной культуры. Она проходила в несколько этапов, и среди восьми тысяч участников были выбраны 45 призеров — лучших знатоков православной культуры. Десять победителей конкурса получили дипломы из рук Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. По словам Предстоятеля Русской Православной Церкви, «основы православной культуры становятся значительной, важной частью знаний, которые сегодня воспринимает наша молодежь». В этом году олимпиада по основам православия впервые проводилась в общероссийском масштабе. Это стало возможным благодаря поддержке, которую оказали инициативе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Российский союз ректоров и Совет олимпиад. В 2008 году Министерство образования и науки РФ включило этот конкурс в перечень всероссийских олимпиад школьников. Олимпиаду организовал и провел Свято-Тихоновский гуманитарный университет при финансовой поддержке Фонда просвещения «МЕТА». На местах инициаторами проведения олимпиады выступили муниципальные и региональные департаменты образования и епархии Русской Православной Церкви. «Сотрудничество Церкви, государства, общества и бизнеса дало замечательный эффект», — подвел итог заместитель председателя оргкомитета олимпиады, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев. Олимпиадное движение сегодня — самый действенный механизм поиска талантливых ребят. Победители получают возможность поступить вне конкурса в любой вуз по профильному направлению. В настоящее время в России действуют 45 кафедр теологии, как в государственных, так и в негосударственных вузах. Перед призерами олимпиады открыты двери любого из них. По правилам проведения конкурса, вуз сам выбирает одно из возможных преимуществ для призера олимпиады: победа приравнивается к максимальному баллу за ЕГЭ по одному из профильных предметов (в случае с теологией это «история») или, по решению ректора, победители зачисляются в вуз без вступительных экзаменов.

http://e-vestnik.ru/reports/yunye_znatok...

4. Семенов В.Е., доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой СПбГУ: " Прозреть после Беслана " . 5.  Иерей Артемий Скрипкин, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в РГПУ: " Концепция Всероссийского православного молодежного движения " . 6. Белянова О.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена: " Итоги Межвузовского конкурса " Благодатная педагогика " . 7. Казарина В. Б., руководитель курсов древнерусского шитья в СПбАППО: " Духовное образование в светском вузе " . Секции и круглые столы Секция Национальная школа и традиции православной культуры. 12.30-14.30 Санкт-Петербургская Духовная Академия Доклады 1. Гончаров И.Ф., доктор педагогических наук, руководитель центра " Национальная школа " РГПУ: " Русская школа навстречу Церкви, Церковь навстречу русской школы " . 2. Сокурова О.Б., кандидат педагогических наук, доцент РГПУ: " Пути и формы защиты духовности русского слова в русской школе " . 3. Н. В. Степанова, культуролог: " Преподавания курса русской культуры в русской школе " . 4. М. В. Груздева, преподаватель 411 школы: " Ильин о русском духовном национальном характере " . 5. Т. В. Вождай, преподаватель 411 школы: " Приобщение детей к духовным основам сказки " . 6. С. К. Каинова, преподаватель 411 школы:  " Раскрытие души народа в воспитательно-образовательном процессе " . 7. А. Н. Лысенко, преподаватель 407 школы:  " Приобщение учащихся к духовно-нравственным основам отечественной культуры " . Круглый стол Организация и совершенствование консультативной и огласительной служб на церковном приходе 15:00-17:00 круглый стол " Организация и совершенствование консультативной службы на церковном приходе " . 17:30-19:00 круглый стол " Современная практика оглашения крещаемых на церковном приходе " . 18:00-21:00 заседание методического объединения православных библиотекарей " Опыт работы церковных и школьных библиотек " . 18:30-20:40 Лекция: Русское слово в современном мире: по материалам повести Валентина Распутина " Дочь Ивана, мать Ивана " , О. Б.Сокурова, канд. искусствоведения, СПбГУ.

http://pravoslavie.ru/11349.html

– Тем не менее именно на Рождественских чтениях родилась идея преподавания Основ православной культуры (ОПК) в школе... – Идея уроков православной культуры родилась с самого начала, это всегда было одним из главных направлений чтений – у нас действовало около 10 секций по Основам православной культуры. Так получалось, что лидеров было несколько, и они друг с другом не сообщались, у каждого была своя православная культура. Это был своего рода недостаток: чтения превращались в некий гайд-парк, где каждый мог встать на стул и говорить о том, что думает, и вокруг него собиралась определенная группа людей. Слишком много было свободы, слишком общественным выглядело движение. В настоящее время все это регламентируется. – С 2009 года предмет «Основы религиозной культуры» введен в 4–5 классах общеобразовательных школ нескольких регионов, с 2012 года – повсеместно. Эксперимент запущен... – После 20-летнего опыта введения предмета «Основы православной культуры» в 60 регионах страны государство решило объявить эксперимент. Логичнее было бы обобщить тот опыт, который уже имеется. А здесь все отмели, как будто ничего не было, и начался эксперимент – с новым учебником, с новой системой подготовки кадров, по новым правилам. Это очень для нас странно. – Учебник для эксперимента по введению предмета ОПК разрабатывался группой под руководством протодиакона Андрея Кураева. Вы участвовали в создании учебника? – У нас в Лавре фактически каждый год проводились семинары по созданию учебников по Основам православной культуры. Началось это с того, что настоятель Николо-Угрешского монастыря в городе Дзержинский как-то позвонил мне и бодро так сказал: «Отец Киприан, я здесь договорился с мэром, он решил во всех школах ввести Основы православной культуры. Какой нам взять учебник?» Я отвечаю: «Учебников нет». Он говорит: «А чего же вы сидите, надо их написать». Я понял, что поступил церковный заказ, спрашиваю: «Вы можете в течение недели прокормить 20 человек? И чтобы они у вас жили? Больше нам ничего не надо». Он говорит: «Пожалуйста, приезжайте, прокормлю». И мы разослали приглашения всем, кто хорошо давал уроки ОПК, у кого уже были свои разработки, идеи. Взяли несколько ученых, дидактов, кто имел лекала, как пишутся учебники. Собралась группа – человек 15. Приехали на четыре дня в Николо-Угрешский монастырь, и этот семинар дал большой плод.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

  Часть I Пролог Всех Творцу преклоняю колена, Превечному Слову руки простираю, слова ища дарование... (Последование святителю Иоанну Златоусту. Икос) Воистину, и начинающему эти строки необходимо преклонить колена перед Творцом, необходимо простереть руки к Превечному Слову, ища в недрах своей души слОва, достойного изобразить делание и подвиги святых. В дни, когда Русская Православная Церковь, а с нею и весь мир, отмечает тысячелетие Крещения Руси и когда эти дни исполнились, каждому православному русскому необходимо сказать свое слово. Наше слово – о старчестве русском, поскольку Промыслом Божиим личная жизнь и жизнь близких совершилась под старческим руководством. Православие, и особенно русское Православие, уже давно стало предметом углубленного изучения для многих представителей инославных исповеданий. С большим вниманием и любовью, во всех мельчайших деталях исследуется православное богослужение. Много внимания уделяется и православному изобразительному искусству, русской иконе. Подобным же интересом исполнены и строки о русском старчестве, хотя образ старца чаще всего рисуется как образ странника, движущегося по необъятным просторам русской земли, несущего в себе делание и художество молитвы Иисусовой . Русское старчество – плоть от плоти старчества вселенского, – основываясь на опыте великих египетских старцев, имеет и специфические черты. Всмотреться в особенности этого великого утешающего явления, родившегося в недрах Русской Православной Церкви, – наша насущная задача, и об этом наше слово. Но и раскрыть малоизвестные источники речений самих старцев в их писаниях и письмах – и тем возродиться к жизни нескончаемой, вечной – также должно быть посильной нашей задачей. В целом же направление предлежащего слова – это припадание к основам Духа во Христе Иисусе, к основам духовной жизни, путеводствующей, укрепляющей в старчестве жизнь человеков. Это и поиск жизни, поиск пути, неизменного, верного, остающегося таковым и в дни нашего трудного «космического» века.   Основы старчества

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

Читая эти писания, она возвращается мыслью к тому пути, который восприняла как путь спасения, которым шла, о котором теперь может рассказать. А. Б. Всех Творцу преклоняю колена, Превечному Слову руки простираю, слова ища дарование… Последование   святителю Иоанну Златоусту. Икос Воистину, и начинающему эти строки необходимо преклонить колена перед Творцом, необходимо простереть руки к Превечному Слову, ища в недрах своей души слова, достойного изобразить де­лание и подвиги святых. В дни, когда Русская Православная Церковь, а с нею и весь мир, отмечает тысячелетие Крещения Руси и когда эти дни исполнились, каждому православному русско­му необходимо сказать свое слово. Наше слово — о старчестве русском, поскольку Промыслом Божиим личная жизнь и жизнь близких совершилась под старческим руководством. Православие, и особенно русское Православие, уже давно стало предметом углубленного изучения для многих представите­лей инославных исповеданий. С большим вниманием и лю­бовью, во всех мельчай­ших деталях исследуется православное богослужение. Много внимания уделяется и православному изо­бразительному искусству, русской иконе. Подобным же интересом исполнены и строки о русском стар­честве, хотя образ старца чаще всего рисуется как образ стран­ника, движущегося по необъятным просторам русской земли, несу­щего в себе делание и художество молитвы Иисусовой 9 . Русское старчество — плоть от плоти старчества вселенско­го, — основываясь на опыте великих старцев Египетских, имеет и специфические черты. Всмотреться в особенности этого великого утешающего явле­ния, родившегося в недрах Православной Русской Церкви, — наша насущная задача, и об этом наше слово. Но и раскрыть малоизвестные источники речений самих старцев в их писаниях и письмах — и тем возродиться к жизни нескончаемой, вечной — также должно быть посильно нашей задачей. В целом же направление предлежащего слова — это припадание к основам Духа во Христе Иисусе, к основам духовной жизни, путеводствующей, укрепляющей в старчестве жизнь человеков.

http://pravmir.ru/starchestvo-na-rusi/

Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 г. На Архиерейском Соборе 2017 г. в Положение о церковном суде были внесены изменения. Раздел I. Общие положения Глава 1. Основные начала церковного судоустройства и судопроизводства Статья 1. Структура и канонические основания судебной системы Русской Православной Церкви 1. Судебная система Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), именуемой в дальнейшем тексте настоящего Положения «Русская Православная Церковь », устанавливается Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 16 августа 2000 года, именуемым в дальнейшем тексте настоящего Положения «Устав Русской Православной Церкви», а также настоящим Положением и основана на священных канонах Православной Церкви, именуемых в дальнейшем тексте настоящего Положения «священные каноны». 2. Судебная система Русской Православной Церкви включает следующие церковные суды: епархиальные суды с юрисдикцией в пределах соответствующих епархий; высшие церковно-судебные инстанции Украинской Православной Церкви, Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов (при наличии в указанных частях Русской Православной Церкви высших церковно-судебных инстанций) – с юрисдикцией в пределах соответствующих частей Русской Православной Церкви; Высший общецерковный суд – с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви, за исключением Украинской Православной Церкви; Архиерейский Собор Русской Православной Церкви – с юрисдикцией в пределах всей Русской Православной Церкви. 3. Церковные суды Русской Православной Церкви осуществляют судебную власть, руководствуясь священными канонами, Уставом Русской Православной Церкви, настоящим Положением и иными установлениями Православной Церкви. Особенности церковного судоустройства и судопроизводства в пределах Русской Православной Церкви Заграницей, а также в пределах Самоуправляемых Церквей могут определяться внутренними установлениями (правилами), утвержденными уполномоченными органами церковной власти и управления данных Церквей. В случае отсутствия вышеуказанных внутренних установлений (правил), а также их несоответствия Уставу Русской Православной Церкви и настоящему Положению церковные суды Русской Православной Церкви Заграницей и Самоуправляемых Церквей должны руководствоваться Уставом Русской Православной Церкви и настоящим Положением.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

Пленарное заседание первого дня работы Чтений завершилось выступлением президента Межрегиональной общественной организации «Родители, педагоги и ученые за нравственную традиционную Российскую школу» Ф.Н. Савельевой. По ее мнению, центром воспитательной системы школы должно стать формирование в душах и сердцах детей христианского нравственного идеала. В рамках Чтений в Печерской гимназии прошло несколько открытых уроков. Значительный интерес педагогов и методистов вызвало факультативное занятие по «Основам духовной русской культуры», которое проводил в 10 «А» катехизатор Псково-Печерского монастыря иеромонах Августин. «Евангельские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — так была обозначена тема этого урока, но перечень проблем, обсуждавшихся на нем старшеклассниками, оказался гораздо шире, затронув такие основополагающие понятия, как совесть, любовь, христианское самопожертвование. Факультативные занятия по «Основам духовной русской культуры» проходят в Печерской гимназии уже несколько лет. Сначала читаются вводные лекции, где школьники узнают о том, что такое храм, икона, как молиться, как ставить свечи. Несколько уроков посвящены античности, мифологии и культуре Древнего мира, а затем переходят к изучению истории Церкви, начиная с первых веков христианства. Непосредственно работа над текстами для школьников начинается со «Слова о Законе и Благодати» митрополита Киевского Иллариона, а заканчивается «Мастером и Маргаритой» М. Булгакова. В ходе Корнилиевских чтений в Печерской гимназии действовали областные целевые курсы «Воспитание на традициях Православия в современной школе». Состоялись заседания секций: естественнонаучной, историко-филологической, православной педагогики и дошкольного воспитания, а также тематической секции «Пушкин и православие». Участники историко-филологической секции поддержали позицию московского гостя — профессора Института Русского языка им.А.С.Пушкина В.И. Аннушкина, который высказался в пользу принятия Закона о языке. Речь, — по его мнению, — это инструмент управления обществом и общественными процессами, а сегодняшнее состояние речевой культуры — катастрофично. Владимир Аннушкин также напомнил, что учащиеся дореволюционной школы специально осваивали речевой этикет, правила публичных приветствий, выступлений и переписки, владение этими навыками являлось отличительной чертой образованного человека. По мнению, высказанному профессором-филологом, этот подход необходимо возродить в современной школе.

http://pravoslavie.ru/13.html

Религиозную основу воспитания в семье и школе раскрыла в своем докладе доктор педагогических наук Татьяна Владимировна Склярова, подчеркнув роль родителей в воспитании детей. Кроме этого Т.В.Склярова рассказала, что растет число участников и повышается качество выполняемых ребятами творческих заданий во Всероссийской Олимпиаде по Основам православной культуры. Это и есть прямое подтверждение, что духовная традиция Православия возрождается в школе. Одним из центральных вопросов Чтений стал вопрос о преподавании в школах нашей области курса «Основы православной культуры». Эта тема прозвучала в выступлении митрополита Климента, Губернатора области А.Д.Артамонова, Председателя Законодательного Собрания В.С.Бабурина, заместителя Губернатора области Н.В. Любимова, благочинного города Калуги протоиерея Иоанна Паюла, заместителя министра, начальника управления профессионального образования и науки министерства образования и науки Калужской области В.В. Доможира, ректора государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Калужский государственный институт модернизации образования» (КГИМО) Татьяны Александровны Артемовой. Следует заметить, что о баталиях, ведущихся более десяти лет вокруг темы ОПК, говорили многие участники Чтений. Так, Николай Николаевич Бондаренко, первый заместитель главного редактора журнала «Человек и Закон», подчеркнул, что в бесконечных спорах порой теряется смысл введения нового предмета. Он же заключается в том, чтобы вырастить человека с верным мировоззрением, в которое входят такие ценности, как уважение к родителям и старшим, целомудрие и крепкая семья, трезвость, бережное отношение к Богом данному здоровью, трудолюбие, честность, любовь и подлинное братство. Н.Н.Бондаренко, обратил внимание участников Чтений на то, что в курсе ОПК, разработанном А.В.Бородиной, известной как автор первого учебника по основам православной культуры, концептуально заложено формирование у школьников установки на традиционный уклад жизни русского народа, который испокон веков определял надежность и величие российского государства.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/30/...

Протоиерей Владимир Воробьев: Олимпиада по Основам православной культуры выявила огромный интерес всего нашего общества к вопросам религиозного образования 2 мая 2009 г. 18:11 В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете прошел финальный этап I Всероссийской олимпиады по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную». Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев в интервью порталу Патриархия.ru рассказал об итогах прошедшей Олимпиады. В беседе был также затронут более широкий круг вопросов, связанных с религиозным образованием. — Ваше Высокопреподобие, как Вы оцениваете прошедшую олимпиаду по Основам православной культуры? Как ее итоги соотносятся с тем, что организаторы ожидали от этого мероприятия? Насколько было важным то, что олимпиада проводилась при поддержке Министерства образования и науки? — Союзом ректоров России было принято решение о включении олимпиады по Основам православной культуры в перечень всероссийских олимпиад. После того, как были разосланы циркулярные письма от министерства, в работу включились департаменты образования на местах. Финансовая компания «Уралсиб» через свой фонд выделила необходимые средства. Это показывает, что такое сотрудничество Церкви, государства и общества может приносить очень большие и добрые плоды. Это важнейший итог прошедшей олимпиады. — Можно ли говорить о том, что ожидания организаторов оправдались? — Думаю, что ожидания более чем оправдались. Олимпиада выявила огромный интерес детей и педагогов, можно сказать, всего нашего общества к вопросам религиозного образования и православной культуры. Это, мне кажется, самый главный и очень обнадеживающий результат. Мы даже не думали, что он будет таким внушительным. Достаточно сказать, что цифра участников — регионов, задействованных в олимпиаде, гораздо больше, чем обычные нормы для таких олимпиад. В четырех турах олимпиады приняли участие более 30 регионов и порядка 8 тысяч школьников. В течение учебного года большая серьезная работа проходила на уровне школ, на муниципальном уровне, на региональном и, наконец, в финале уже в Москве. Мы выявили много талантливых и сведущих детей, которые представили очень хорошие интересные работы, активно работали с базами данных, например, с нашей базой данных по новомученикам. У нас были определенные сомнения, смогут ли дети из далеких районов включиться в эту работу и воспользоваться в полной мере интернет-ресурсами. Но результаты опять-таки превзошли наши ожидания. Дети во всем разобрались и активно включились в работу, сами собрали интересный материал.

http://patriarchia.ru/db/text/634024.htm...

Учителя по основам религии средних и старших классов должны иметь образовательную степень бакалавра или магистра богословия. Назначение учителей по основам религии в школы должно согласовываться со Священным Синодом БПЦ и его подразделениями. Они будут назначаться директорами школ по предварительному согласованию, для чего будут готовиться списки лиц, получивших одобрение, или же им будет выдаваться специальный документ епархиальным архиереем, который поможет им при их назначении. Учебное содержание обучения основам религии Учебное содержание предмета «Основы религии» должно быть изготовлено согласно требованиям МОН, стандартам Государственных образовательных требований (ГОТ) и учебным программам комиссией, составленной из специалистов по благословению Священного Синода БПЦ. Священный Синод БПЦ является единственным компетентным институтом, который предлагает строить учебное содержание на базе церковно-педагогических принципов религиозного обучения и целях обучения на соответственном этапе обучения. ГОТ для данного предмета готовятся комиссией по благословению Священного Синода. Вся учебная документация – учебники, учебные пособия для учеников, методические руководства для учителей – может быть написана лицами с высшим богословским или педагогическим образованием, получившими на то благословение Священного Синода БПЦ. Это осуществляется через получение соответствующего письменного документа. Кадровое обеспечение обучения основам религии Имея ввиду количество параллельных классов в младшей школе и требования учительских нормативов, предлагается следующее кадровое обеспечение предмета «Основы религии». На 2008/2009 учебный год будет необходимо около 600 учителей по основам религии, которые будут преподавать в 4000 школ при нормативе в 21 час. К сентябрю 2008 года Болгария будет располагать следующим количеством квалифицированных кадров по предмету «Основы религии»: – около 250 богословов-магистров из болгарских богословских факультетов. Между 1 февраля 2008 года и 1 апреля 2008 года могут быть проведены курсы по переквалификации богословов, которые не имеют права вести педагогическую деятельность и желают получить квалификацию учителя основ религии, – около 150 человек.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010