Она коренится в падшести человека. Право, равно как и государство, как необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где человек нуждается в ограждении от опасных проявлений греховности – и своей собственной, и своих ближних, угрожающей самым основам его существования, благословляется Богом. В то же время необходимость права не вытекает непосредственно из воли Божией о первозданном Адаме, но из последствий грехопадения и господства греха в мире. Грехопадение прародителей, исказившее первозданную природу человека, его разум, его волю, не позволяет падшему человеку принять полноту всесовершенного Божественного закона, но закон, создаваемый несовершенным человечеством и несущий поэтому в себе печать несовершенства, все же подлежит, согласно Божественной воле, исполнению не за страх, а за совесть. Именно поэтому анархия – отсутствие в обществе государства и правопорядка и всякое стремление к разрушению правопорядка, к отмене права – противоречит учению Церкви о человеке, противоречит заповедям Божиим. Апостол Павел недвусмысленно учил повиноваться и властям, и установленному ими правопорядку: «Итак отдавайте всякому должное: кому подать – подать; кому оброк – оброк; кому страх – страх; кому честь – честь» ( Рим 13:7 ). Апостолы учили христиан повиноваться властям и установленным законам независимо от их отношения к Церкви. В апостольский век Церковь Христова была гонима и местной иудейской властью, и государственной Римской. Это не мешало мученикам и другим христианам тех времен молиться за гонителей и признавать их власть. Однако Господь поставил и предел таковому повиновению. Когда иудейский синедрион хотел воспретить Апостолам проповедь учения Христа Спасителя, святые Петр и Иоанн сказали: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» ( Деян 4:19 ). В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» содержится положение о том, что закон при определенных условиях перестает быть законом и потому не должен и не может уже быть исполняем христианином: «Когда человеческий закон совершенно отвергает абсолютную божественную норму, заменяя ее противоположной, он перестает быть законом, становясь беззаконием, в какие бы правовые одежды он ни рядился.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

3 . патриотические, спортивные (стационарные) лагеря; 4 . клубная деятельность скаутских отрядов (Братства православных следопытов, разведчиков, витязей и проч.), патриотических центров и клубов; 5 . привлечение подростков к экологическому или трудовому волонтерству, в т. ч. семейному, оказанию социальной помощи; 6 . организация досуга в клубах по интересам (рисование, моделирование, просмотр фильмов, музыка, единоборства, спорт и т.п.) 7 . обеспечение образовательной (в сфере педагогики и психологии) работы с родителями и повышения квалификации педагогов. 8 . культурно-образовательная деятельность в отношении подростков (экскурсии, краеведение). 3.4. Проектная деятельность православной молодежи Церковь поощряет попытки создавать новые формы передачи евангельских истин в духе Священного Предания. В этой связи на всех уровнях следует поддерживать инициативы православной молодежи в области проектной деятельности. Для развития данного направления рекомендуется: 1 . обучение основам управления проектами, которое доступно, например, в рамках поддержки со стороны государственных и муниципальных структур, в том числе онлайн-формате; 2 . участие в грантовых конкурсах для физических и юридических лиц, проводимых частными и государственными фондами поддержки инициатив; 3 . открывать проектные офисы на базе епархиальных отделов по делам молодежи при участии епархиальных молодежных советов для поддержки индивидуальных и общественных проектных инициатив; 4 . участие в светских молодежных форумах и проектах в целях получения новых знаний, практического опыта, расширения круга знакомств. h8 IV. Базовые принципы церковной работы с молодежью Базовыми принципами церковной молодежной работы являются: христоцентричность, экклезиологичность, преемственность, свидетельство о церковной жизни как о полноте радостной жизни в Боге, духовное совершенствование, социальная направленность, сотериологичность. 4.1. Христоцентричность. Церковная жизнь человека направлена ко Христу и на деятельное исполнение Его евангельских заповедей. Сущность всех заповедей кратко изложил Господь Иисус Христос : Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; ( Мф. 22:37–40 ). Молодежным работникам необходимо показать юношеству, что Христос – это не только Тот, Кто жил много веков назад, оставил Свое учение и вознесся на небо, но и Тот, Кто и сегодня Своей правдой, истиной и любовью живет среди нас, играет реальную и важную роль в жизни каждого христианина. Се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ( Мф. 28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/kont...

Роман, а с чего Вы взяли, что Церковь формулирует свою позицию только по отношению к институту гражданского брака? Гр.бр. - это всего лишь одна тема одной статьи. Это не значит, что церковный люд ничто другое обсуждать не способен. А статью принято критиковать за то, что в ней есть, а не за то, чего в ней нет. :) Руслан 20 марта 2012, 17:23 Лично, среди знакомых, знаю не один пример многолетнего сожительства, закончившегося рождением детей и последующим официальным оформлением брака. Как автор это опишет такие случаи? И ещё. Я ни за что не поверю, что сейчас есть такие пары, которые до вступления в законный брак не имели бы половой близости. До свадьбы-то всяко возлежали все и не раз ))) А это ведь тоже по сути внебрачный блудный союз. ))) роман 20 марта 2012, 15:49 Лерочка прочтите статью еще раз и повнимательней. Цитата: " Распространенный сегодня институт гражданского брака отвергается Православной Церковью именно потому, что он подозрителен с точки зрения любви, а христианство есть религия любви. " И это верно-христианство есть религия любви, но любви не узко специализированной или сегментированной как Вы считаете - " потому что любовь является учреждающим основанием только для института брака " , а любви во всем и ко всему, любви как образу жизни и существования. Ну не может любовь являться " учреждающим основанием ТОЛЬКО для института брака " .Посему вопрос почему ПЦ со своим понятием любви, так выборочно подходит только к институту гражданского брака? Елена 20 марта 2012, 15:45 Гражданский брак - это брак зарегистрированный в ЗАГСе. То что люди живут не зарегистрировав свои отношения, называется не меньше как блудство. В современном обществе нам навязывают понятие гражданского брака в искоженном виде, а мы даже не задумываемся о смысле. Александр 20 марта 2012, 14:25 Я согласен по некоторым моментам в статье Но прошу прощения, с каких это пор " Распространенный сегодня институт гражданского брака отвергается Православной Церковью " ??? Согласно Основам социальной концепции Русской Православной Церкви, скорее наоборот, цитирую:

http://pravoslavie.ru/52319.html

Создание общественного движения решило еще одну важную задачу. Благодаря ему, в ситуации, наряду с позициями проверяющих органов и настоятеля, возникла еще одна позиция – это позиция местного православного сообщества, совпадающая, по сути, с позицией настоятеля. Но если на настоятеля местная власть могла оказывать давление, то на организованное местное сообщество оказывать давление было невозможно. Кроме того, духовенство не всегда может высказывать свое мнение о действиях местной власти открыто, в силу существующей церковной дисциплины и других причин, но православные миряне могут свободно выражать свое отношение к тем или иным событиям. С началом сбора подписей местные чиновники заметно поостыли в своем желании уничтожить приют, а детей «распихать» по детским домам. Как опытные конъюнктурщики, они осознали, что все это может закончиться для них не в их пользу. Была одержана позиционная победа, которая и завершилась в дальнейшем окончательной победой защитников приюта. По словам директора подмосковной Свято-Алексеевской гимназии Максима Лескова «впервые за многие годы взаимодействия общества и власти активная гражданская позиция православной общественности, деятелей науки и культуры, представителей СМИ позволила не на словах, а на деле защитить права сирот и остановить наступление на православные приюты». По его словам, произошедшее стало «хорошей школой публичного диалога с властью, адекватного, цивилизованного ответа на чиновничий беспредел». ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ ЦЕРКВИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ. Единственными политическими убеждениями православных людей должны быть: защита интересов Церкви, в широком смысле, и общественная поддержка инициатив Церкви. Любая партийность есть разделение православных христиан в соответствии с их политическими воззрениями, разделение Тела Христова, которое есть Церковь. Между тем апостолы заповедовали нам избегать разделения, быть единомысленными, смиряться друг пред другом ради мира и согласия. Для православных людей идеалом политического устройства всегда будут являться сильная верховная власть, олицетворенная в освященной монархии при беспартийности подданных. Для православных людей понятия: «освященная монархия» и «подданные» не являются обидными, как для либерально настроенных граждан, поскольку они являются отголосками православного мировоззрения, свидетельствующего о том, что во главе Вселенной – Бог -Создатель, Вселенная создана Им и поэтому находится по отношению к Богу в подчиненном положении, а согласно Основам социальной концепции, принятой Русской Православной Церковью (III, 7) по своему совершенству монархия находится ближе к идеальному, с точки зрения православных людей, общественному устройству – теократии (власти Божьей), чем демократия (власть народа). При этом по учению Церкви людям дана свобода выбора между добром и злом.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/03/kr...

Макс 16 июня 2016, 12:25 Евгений 16 июня 2016, 11:00 Николаю Второму Господь долго не давал наследника. Рождались исключительно дочери. В итогом поездив по святым местам он вымолил появления наследника. Цесаревича Алексея. В итогом конечно оказалось что наследник так и не взошел на престол/С таким здоровьем он бы правил недолго, а был бы на троне России иностранец, женатый на княгине. Евгений 16 июня 2016, 11:16 Николаю Второму Господь долго не давал наследника. Рождались исключительно дочери. В итогом поездив по святым местам он вымолил появления наследника. Цесаревича Алексея. В итогом конечно оказалось что наследник так и не взошел на престол, но появился новый мученик и святой пребывающий ныне в Царстве Небесном. Татьяна 16 июня 2016, 10:43 Мы в браке 20 лет и детей нам Бог не дал. Мы смирились. Нет так нет. Но тяжелее всего в этой ситуации отношение окружающих. Где то осуждение, пересуды, советы. Каждый считает своим долгом спросить о детях, а теперь о внуках и узнав что нет ни тех ни других- научить как надо жить правильно.И это делают не только миряне.А такта не хватает всем. Доброе утро, братья и сестры! Благодарю за полезную статью редакцию нашего любимого Православного сайта, автора и всех представителей нашей Церкви, ответивших на столь важные вопросы. На мой взгляд, тема ЭКО недостаточно регламентирована в церковном законодательстве. Согласно " Основам социальной концепции Русской Православной Церкви " , " нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов " . То есть с формальной точки зрения речь идет именно о тех и только о тех методах, которые связаны с казнью " избыточно изготовленных " невинных детей. Особенно жестокой представляется мне процедура " редукции эмбрионов " (http://en.wikipedia.org/wiki/Selective_reduction - статья на английском языке со ссылками для дальнейшего изучения), которую проводят под контролем аппарата УЗИ путем введения через иглу в сердце " лишних " эмбрионов яда (хлорида калия).

http://pravoslavie.ru/94319.html

Но этот закон не распространялся на рабов, он касался только свободных лиц. В 1095 году император Алексий Комнин (1081 – 1118 гг.) распространил обязательность церковного благословения браков и на рабов. Император Андроник Палеолог (1282 – 1328 гг.) и Патриарх Констатинопольский Афанасий (1303 – 1309 гг.) окончательно запретили заключение брака без ведома и благословения приходского священника. Совершение христианского брака перешло в исключительное ведение Церкви. Такую форму заключения брака Русь восприняла с самого момента своего крещения. Однако, местные языческие традиции еще очень долго жили в народе, и упоминания о том, что брак заключался согласно им, минуя церковное благословение, встречались вплоть до конца 17 века. Лишь в 1918 г. Декрет об отделении Церкви от государства, лишил церковный брак юридической силы, оставив христианам право принимать церковное благословение на брак после его регистрации в органах ЗАГСа. Однако, начиная с 30х годов 20 века почти вплоть до развала СССР в 1991 г. люди боялись венчаться, поскольку за этим могли последовать серьезные проблемы на работе и осуждение общества. Этим советская идеологическая машина лишила несколько поколений советских граждан возможности благословения брака в Церкви. И только после распада СССР люди вновь получили возможность беспрепятственно освящать свой брак. В настоящее время, согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», Церковь признает брак, заключенный государством, законным и не считает его блудным сожительством. Однако, как и в древности, настаивает на церковном благословении брака, выраженного в Таинстве венчания. Правовые аспекты римского брачного права и историческое развитие «гражданского брака»  Особо стоит остановиться на правовых аспектах римского брачного права, поскольку оно, отчасти переосмысленное христианством, легло в основу гражданского брачного права в современном мире. Единственным законным союзом мужчины и женщины в римском праве признавался брак. Все другие союзы и связи между мужчинами и женщинами являлись либо запретными, либо толерантными.

http://azbyka.ru/semya/brak-i-sozhitelst...

Виталий 26 сентября 2017, 14:17 Продолжение. Относительно претензий к старому катехизису (источник там же, выделение моё): " «Не будем забывать, что этот катехизис был написан почти 200 лет назад, он устарел по ФОРМЕ и СТИЛЮ, устарела в немалой степени его ТЕМАТИКА, а также и применяемый в нем МЕТОД ИЗЛОЖЕНИЯ. Ни редактирование, ни адаптация к современным условиям не сможет сделать его актуальным и доступным для современного человека. Например, один из разделов катехизиса митрополита Филарета посвящен недопустимости дуэлей. С другой стороны, множество вопросов, которые ставит перед христианином современная действительность, в этом катехизисе не отражено», — отмечал глава Библейско-богословской комиссии. " Виталий 26 сентября 2017, 14:15 Продолжение. 3) " Объем катехизиса должен быть весьма значительным. На основе полного Катехизиса можно будет создать и более краткий вариант — для решения миссионерских и катехизаторских задач, для чтения людьми, недавно принявшими Таинство Крещения. " Виталий 26 сентября 2017, 14:14 По поводу объёма или " кирпичности " проекта нового катехизиса. Источник:http://www.pravoslavie.ru/59307.html Цитаты в сокращении: 1) " Современный катехизис, по мнению рабочей группы при ББК, которая занимается его созданием, должен быть подробным, фундаментальным трудом. Он должен не только охватывать вероучительные вопросы, но и содержать сведения о сфере нравственности, об устройстве Церкви, о богослужении и Таинствах, а также о тех вопросах, которые ставит перед христианином современность. " 2) " Катехизис должен быть подобен по методу и стилю иным современным церковным документам, принятым в последние десятилетия, например, Основам социальной концепции РПЦ. " Павел 26 сентября 2017, 14:08 Прочитал отзыв о. Георгия на проект катехизиса. И прочитал этот отзыв на отзыв. О. Георгий прав. Менеджеры от церкви со своим официозным " миссионэрсвом " - обновленцы, Церковь погубляющие. Вместо научиться решили сразу научить. Галина 26 сентября 2017, 13:45 Я читала замечания отца Георгия и должна сказать, ничего такого, о чем возмущается (весьма эмоционально) отец Андрей, и в помине нет. Странно, что человек обвиняет другого в эмоциональности, а сам половину статьи исходит эмоциями, совсем не свойственными для священнического сана. Хотелось бы поконкретнее. Но, видимо, с конкретикой сложно. Зачем вообще надо было писать новый катехизис? У нас что, вера поменялась?

http://pravoslavie.ru/106609.html

А святой Иоанн Златоуст призывал считать « бесчестием не работу , но праздность ». Итак , если уж и люди , выбравшие для себя путь иноческий , давшие обет нестяжания , обязаны трудиться , то тем более эта обязанность лежит на человеке , живущем в миру . Другое дело , что в Церкви существует понятие труда богоугодного и небогоугодного . В чём разница ? Небогоугодным становится труд , который направлен только на то , чтобы удовлетворять греховные страсти человека . И в этом , к сожалению , человечество тоже преуспело . Это происходит тогда , когда человек исключает из своей жизни Бога . Обратимся ещё раз к « Основам социальной концепции Русской Православной Церкви » ( гл . VI, пп . 3–4) : « Обольщение достижениями цивилизации удаляет людей от Творца , ведёт к мнимому торжеству рассудка , стремящегося обустроить земную жизнь без Бога . Реализация подобных устремлений в истории человечества всегда заканчивалась трагически … Наиболее ярким библейским образом безуспешной попытки падшего человечества « сделать себе имя » является строительство Вавилонской башни « высотою до небес ». Столпотворение предстает символом объединения усилий людей для достижения богопротивной цели . Господь карает гордецов : смешивая языки , Он лишает их возможности взаимопонимания и рассеивает по всей земле ». Сами по себе прогресс , наука , развитие технической мысли — явления не богопротивные , но они могут стать таковыми , когда люди забывают о Боге и вместе с этим о своём Божественном и человеческом достоинстве , когда они неправильно пользуются благами цивилизации , развращаются и превращаются по сути в скотов . « С христианской точки зрения труд сам по себе не является безусловной ценностью », — отмечается в документе . Преподобный Варсонофий Великий говорил : « Истинный труд не может быть без смирен ия , ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что » . « Он становится благословенным , когда являет собой соработничество Господу и способствует исполнению Его замысла о мире и человеке .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

«...Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» ( Быт.2:24 ). «...Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть»( Мф.19:5–6 ). В заключительной главе Послания к Евреям, где святой апостол Павел кратко перечисляет требования к христианам и христианской жизни, читаем ( Евр.13:4 ): «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог». О второй части этого положения нам ещё предстоит поговорить на следующих уроках, а первая сегодня вдохновляет супругов точно так же, как две тысячи лет тому назад. Древний сборник церковных канонов «Апостольские Правила» содержит особый пункт (51), посвящённый браку и связанным с ним особенностям образа жизни: «...Аше кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака, и мяса, и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело, и что Бог , созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от церкви. Также и мирянин». «Если кто порицает брак и гнушается женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, или порицает оную, как не могущую войти в Царствие Божие, да будет под клятвою. Если кто девствует или воздерживается, удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой красоты и святыни девства, да будет под клятвою. Если кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над сочетавшимися браком, да будет под клятвою». (Канонические Правила Гангрского собора [IV в.], 1-е, 9-е и 10-е). И это не случайно. Ещё в Новом Завете мы находим упоминание о лжеучителях, запрещающих вступать в брак; впоследствии это антихристианское «гнушение браком» распространилось довольно широко и, как мы видели, сохранилось в той или иной форме доныне, даже в околоцерковной среде. Поэтому имеет смысл обратиться к самому авторитетному православному документу сегодняшнего дня – «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Задачи Стандарта православного компонента общего образования: • организация систематического и системного изучения православной веры, религии и культуры; • формирование духовной и нравственной ответственности бого-зданного человека; • воспитание православного сознания и поведения человека, отношения к Богу, миру и социуму; • изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций; • формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии; • воспитание человека, способного к благотворительности, милосердию и состраданию; • воспитание жертвенного служения и любви посредством актуализации социокультурного опыта личности обучающегося, его размышлений о жизни и подвиге святых; • формирование сознания единства прав, обязанностей и нравственного достоинства человека; взаимосвязи духовного, нравственного, гражданского и патриотического воспитания; • раскрытие понятия свободы как независимости от безнравственных поступков, как независимости от греха, в соотношении понятий свободы выбора и свободы от зла (из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и «Основ учения о достоинстве, свободе и правах человека»); • повышение педагогической и культурологической компетентности родителей (законных представителей детей), стремящихся воспитывать своих детей в православной традиции, содействие сплочению родителей (законных представителей детей) и педагогов в процессе воспитания детей. Стандарт православного компонента общего образования вводится на основании принципа единства и взаимодействия Церкви, семьи и школы в деле воспитания обучающихся. Реализация данного принципа возможна при следующих условиях: • воцерковление, вхождение в литургическую жизнь Церкви, создание церковной среды, в которой происходит освящение личности и ее преображение в духе истины и любви; • понимание воспитательного значения содержания образования, формирование цикла взаимосвязанных учебных предметов по основам православной веры и православной культуры; раскрытие связи веры и знания, вероучительных предметов с другими областями знаний;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010