7. В ходе переговоров было сочтено весьма важным осуществлять регулярный и оперативный обмен информацией, изданиями о жизни и служении обеих Церквей. 8. Помимо обсуждения проблематики двустороннего диалога, стороны констатировали схожесть позиций по целому ряду иных вопросов, в частности, в отношении к иным Церквям, международным христианским организациям, общеевропейским институтам, процессу европейской интеграции, вызову глобализации. По результатам состоявшегося взаимополезного обмена мнениями было признано необходимым совместное изучение этих проблем. 27 ноября 2000 года тогда еще председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл принял председателя Отдела внешних церковных связей Армянской Апостольской Церкви епископа Езника (Петросяна). В ходе их беседы была достигнута договоренность о направлении в Армению в феврале 2001 года делегации Русской Православной Церкви для представления принятого Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и обсуждения тем, затронутых в данном документе. 13 февраля 2001 года в Эчмиадзине в Армении открылось первое двустороннее собеседование между делегациями Русской Православной и Армянской Церквей. Делегацию Русской Православной Церкви возглавлял первый заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Калужский и Боровский Климент (ныне председатель Издательского Совета РПЦ), делегацию Армянской Апостольской Церкви — председатель ее Отдела внешних церковных сношений епископ Езник (Петросян). Участники собеседований, которые продлились до 15 февраля, рассмотрели вопросы взаимоотношений Церкви с нацией, государством и светским обществом, миром политики, а также проблемы экономики, экологии, биоэтики, образования, международных отношений. Базой для дискуссии послужили Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил участникам собеседований приветственное послание, в котором подчеркнул историческую важность встречи, так как «ею начинается прямой двусторонний диалог между нашими братскими Церквями». Патриарх подчеркнул, что этот диалог «жизненно важен и ценен и как труд на благо богозаповеданного христианского единства, и как вклад в дело развития исторически тесных братских отношений между нашими государствами и народами».

http://bogoslov.ru/article/510783

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 2. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 4 Пояснительная записка к проекту документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения» В ходе обсуждений проекта документа в Комиссии по богословию и богословскому образованию также было выражено следующее мнение: В настоящее время среди церковной общественности существует разномыслие по вопросу об использовании ЭКО. Часть духовенства и медицинских специалистов выступают принципиально против ЭКО в любом его виде. Другие заявляют, что категорическое запрещение применять метод ЭКО для бездетных православных христиан будет означать лишение их возможности обрести радость родительства. Противники метода ЭКО во всех его вариациях утверждают, что до настоящего времени значительная часть попыток осуществить имплантацию эмбрионов бывает неуспешной, поэтому полной уверенности в сохранении жизни эмбрионов быть не может. Противники также полагают, что допущение Церковью одних вспомогательных репродуктивных технологий может привести к признанию и других на основании прецедентного принципа. Согласно их позиции, «допустимое ЭКО» — искусственно надуманное понятие, поскольку ЭКО невозможно выделить из развивающейся системы вспомогательных репродуктивных технологий, выводящей зачатие ребенка за рамки супружеских отношений. Рассматривать же тайну зачатия ребенка вне благословенного брачного союза является недопустимым и извращает его христианский образ. Кроме того, противниками ЭКО указывается и на то, что медицинские технологии не способны заменить телесное, душевное и духовное единство мужа и жены, даруемого им Богом в таинстве брака. Наконец, всякая попытка создания искусственной среды и искусственных механизмов зачатия рассматривается частью противников ЭКО в любом изводе, как унижение достоинства человеческой личности и грех.

http://bogoslov.ru/article/6169719

Концепция создает нормативную базу для разработки и совершенствования новейших актов Русской Православной Церкви, регулирующих процессы духовного окормления казачества, развивая положения «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и других документов. Целью настоящей Концепции является приобщение казаков к Православию через их катехизацию, воцерковление и становление христианского образа жизни внутри казачьих обществ. Для разработки данной Концепции была создана рабочая группа, в которую вошли представители Синодальных учреждений, органов государственной власти, научно-исторического сообщества, богословы, войсковые священники, атаманы войсковых казачьих обществ, а также специалисты в области казачества. Сегодня мы видим, что славное казачество, расселенное в разных странах мира, способно подтвердить верность евангельским заповедям, объединиться вокруг Русской Православной Церкви для сохранения культурно-исторических и духовно-нравственных основ казачества в России и за пределами Российской Федерации. Наша задача — оказать всестороннюю помощь в развитии этого процесса. Сотрудники Синодального комитета по взаимодействию с казачеством убеждаются в верности этой мысли во время своих зарубежных поездок. Во исполнение резолюции IV Всемирного конгресса казаков в течение прошедших трех лет сотрудниками Синодального комитета по взаимодействию с казачеством проделана большая и, на наш взгляд, плодотворная работа по духовному окормлению и объединению казачьих обществ и общественных организаций казачества за рубежом. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель и сотрудники Синодального комитета совершили поездки для встреч с казаками и потомками казаков, а также со священнослужителями, духовно окормляющими наших соотечественников-казаков, проживающих за рубежами нашего Отечества, во Францию, Германию, Болгарию, Австралию, Украину, Беларусь, на греческий остров Лемнос. Цель визитов состояла в содействии сохранению и развитию культурно-исторических и духовных традиций российского казачества, объединению казачества вокруг Русской Православной Церкви, сохранению единого духовного и культурного пространства в странах дальнего зарубежья.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4245924...

Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, об участии в конференции «Священный дар для живой природы» (Катманду, Непал; 15-17 ноября 2000 года) по приглашению Его Высочества герцога Эдинбургского Филиппа. ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о переговорах с епископом Езником, Председателем Отдела внешних церковных сношений Армянской Апостольской Церкви, состоявшихся 27 ноября 2000 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. В осуществление решения, принятого на встрече глав Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей 29 февраля 2000 года о начале двустороннего диалога Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей и конкретизированного на переговорах Председателей ОВЦС обеих Церквей 6 июля 2000 года и 27 ноября 2000 года, провести 12-16 февраля 2001 года в Эчмиадзине (Армения) двусторонние собеседования по церковно-общественной тематике. 3. Для проведения собеседований сформировать делегацию Русской Православной Церкви в следующем составе: архиепископ Калужский и Боровский Климент, заместитель Председателя ОВЦС,  руководитель делегации; протоиерей Владислав Цыпин, профессор МДАиС; игумен Иларион (Алфеев), секретарь ОВЦС по межхристианским связям; протоиерей Всеволод Чаплин, секретарь ОВЦС по взаимоотношениям Церкви и общества; протоиерей Николай Балашов, сотрудник ОВЦС; А.Б. Зубов. 4. Считать целесообразным представить в ходе собеседований документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятый Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о посещении им 27-28 ноября 2000 года Союзной Республики Югославии. Справка: 27-28 ноября 2000 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, посетил с рабочим визитом Союзную Республику Югославию. Во время визита митрополит Кирилл имел встречу со Святейшим Патриархом Сербским Павлом и членами Священного Синода Сербской Православной Церкви, а также был принят Президентом Союзной Республики Югославии Воиславом Коштуницей. Главной темой переговоров были вопросы развития диалога и сотрудничества между Россией и Югославией при активном участии двух Поместных Православных Церквей.

http://patriarchia.ru/db/text/4924770.ht...

Динара Бухарова, руководитель Региональной общественной организации по сохранению и развитию родного языка и культуры «Союз православных татар», директор Татарской национально-культурной автономии района Тёплый Стан ЮЗАО г. Москвы, руководитель Московской татарской православно-христианской общины, прочитала доклад «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви и принятая в 2020 году стратегия развития татарского народа». В нём было отмечено, что святой благоверный князь Александр Невский сделал исторический выбор между римокатолическим Западом и веротерпимым Востоком в пользу Востока ради сохранения и распространения веры Христовой среди татар и подчинённых им народов. Основанием для объединения с татарами был тот факт, что значительная их часть уже были христианами как православными, так и неправославными, но в условиях свободы вероисповедания, гарантированной основным законом — Ясой, легко переходящими в Православие. Тем более, что ханы имели особое расположение к Православной Церкви. Тем самым Татарско-русское единство сложилось естественным образом на православной основе в первый период существования Золотой Орды — в период веротерпимости. Затем последовала насильственная исламизация татар, из-за чего татарско-русское единство пошатнулось, а сами татары стали разделённым народом. И сейчас спустя 7 веков татары, осознав ошибку хана Узбека, 29 августа 2020 года в Казани на расширенном заседании «Милли джиены» с участием Рустама Минниханова, Минтимера Шаймиева, Марата Хуснуллина и всей элиты Татарстана приняли судьбоносный манифест — стратегию развития татарского народа, где признали Православие исторически традиционным для татарского народа. Татары официально на высоком уровне признали себя членами семьи восточных народов, окормляемых Русской Православной Церковью. Тем самым татары не только признали исторический факт, но и задекларировали намерение быть в единстве с русскими на основе Православия при условии сохранении своей национально-культурной идентичности. Право оставаться татарами, пребывая во Христе в единстве со всеми, зафиксировано в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Теперь основной миссионерский документ «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» следует применять по отношении к татарам и другим потомкам исламизированных ордынцев с учётом уже принятого судьбоносного манифеста — стратегии развития татарского народа. Сегодня эти документы являются основными официально принятыми документами, регламентирующими отношения Церкви Христовой и татар.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/18/ta...

Но совокупное мнение Церкви проявилось в едином духе и сбалансированном характере итоговой редакции «Основ». Вынесенный в 2000 году на рассмотрение Архиерейского Собора документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» состоял из 16 разделов. Само создание этого текста было чрезвычайно актуальным, поскольку он представлял собой живое динамичное осмысление и толкование Церковью современной, окружающей нас социально-культурной реальности. Надо отметить, что прежде в православном мире не существовало подобного официального церковного документа. Представляя «Основы», митрополит Кирилл подчеркнул, что впервые церковная социальная позиция получила развернутую системную формулировку, «дав обществу отчетливое представление о том, каково же мнение Церкви по насущным проблемам современности». Текст «Основ» с самого начала подлежал активному применению и использованию — в частности, положения социальной концепции включены в учебный процесс в духовных школах Московского Патриархата, они, по слову Патриарха, служат «практическим руководством для архиереев, священников и мирян», позволяя им «занимать действительно общую позицию в диалоге с властью и обществом». О параметрах этого диалога сказано в п. III.3 «Основ». В центр ставится идея «взаимного невмешательства» Церкви и государства в дела друг друга, при этом подчеркивается недопустимость «радикального вытеснения религии из всех сфер жизни народа, отторжения ее от участия в решении общественно значимых задач». Сегодня указанные принципы вполне могут быть экстраполированы на отношения Церкви с любыми светскими центрами власти, не только государственными, но и транснациональными. Например, в последнем параграфе «Основ» (п. XVI.4) со всей определенностью сказано о том, что «современная международно-правовая система основывается на приоритете интересов земной жизни человека и человеческих сообществ перед религиозными ценностями Многие влиятельные общественные механизмы используют этот принцип в открытом противостоянии вере и Церкви, нацеленном на их вытеснение из общественной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/5675864.ht...

5.  Роль миссии Русской Православной Церкви сегодня заключается в активизации процессов единения и духовно-нравственного оздоровления общества посредством свидетельства об Истине. При этом необходимо учитывать те вызовы Церкви, которые появились в современном нам обществе, первостепенными из которых необходимо отметить: 1) вызов утраты культурной идентичности (миссионерская задача — нахождение условий для христианизации национальных культур на базе их созидательных составляющих); 2) вызов социально-экономических реформ (миссионерская задача — защита социально незащищенных слоев населения); 3) вызов развития науки связанный с появлением новых областей исследования, касающихся нравственности и сущностных основ жизни (миссионерская задача — противостояние подмене науки идеологией или оккультизмом и попыткам её «обожествления», особенно в сфере общественных исследований); 4) вызов информационного общества (миссионерская задача — противостояние информационной агрессии против Православия, личности, семьи и общества осуществляемой деструктивными культами и организациями; овладение новыми информационными пространствами для развития миссии); 5) вызов плюрализма религий и мировоззрений (миссионерская задача — противостояние попыткам подмены абсолютной и единственной Истины Христовой «единой и универсальной» религией). Проводимые миссиологические исследования этих вызовов открывают основные характеристики миссионерского поля Русской Православной Церкви, что позволяет находить адекватные эффективные формы и методы миссионерского служения. 2. Методология православной миссии 2.1. Цели и задачи современной миссии Конечной и глобальной целью православной миссии в широком понимании является осуществление изначального замысла Божия — теосис (обожение) всего творения. В более узком понимании миссия есть деятельность по распространению православной веры, воцерковлению людей для новой жизни во Христе и передаче опыта богообщения. В этом смысле ближайшей целью миссии является созидание евхаристических общин « до края земли » (Деян. 1, 8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

вызов утраты культурной идентичности (миссионерская задача – нахождение условий для христианизации национальных культур на базе их созидательных составляющих); вызов социально-экономических реформ (миссионерская задача – защита социально незащищенных слоев населения); вызов развития науки связанный с появлением новых областей исследования, касающихся нравственности и сущностных основ жизни (миссионерская задача – противостояние подмене науки идеологией или оккультизмом и попыткам её «обожествления», особенно в сфере общественных исследований); вызов информационного общества (миссионерская задача – противостояние информационной агрессии против Православия, личности, семьи и общества осуществляемой деструктивными культами и организациями; овладение новыми информационными пространствами для развития миссии); вызов плюрализма религий и мировоззрений (миссионерская задача – противостояние попыткам подмены абсолютной и единственной Истины Христовой «единой и универсальной» религией). Проводимые миссиологические исследования этих вызовов открывают основные характеристики миссионерского поля Русской Православной Церкви, что позволяет находить адекватные эффективные формы и методы миссионерского служения. 2. Методология православной миссии 2.1. Цели и задачи современной миссии Конечной и глобальной целью православной миссии в широком понимании является осуществление изначального замысла Божия – теосис (обожение) всего творения. В более узком понимании миссия есть деятельность по распространению православной веры, воцерковлению людей для новой жизни во Христе и передаче опыта богообщения. В этом смысле ближайшей целью миссии является созидание евхаристических общин «до края земли» ( Деян. 1, 8 ). Достижение поставленных целей в православной миссии требует решения следующих задач: несение Слова Божия людям, которые еще не слышали православного свидетельства ( Мф. 28, 19 ), пробуждение в сердцах просвещаемых веры в Евангелие и желания спасения во Христе: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк. 1, 15 );

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/kont...

Был одним из инициаторов создания Всемирного русского народного собора в 1993 г. Принимал участие и произносил основные доклады на Соборах (1993-2008 гг.). Со времени избрания на Патриарший Престол является председателем ВРНС (с 2009 г.). В качестве председателя Комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности инициировал создание синодальных отделов по религиозному образованию, по социальному служению и благотворительности, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Являлся автором Концепции по возрождению благотворительности и религиозного образования, принятой Священным Синодом 30 января 1991 г. Разработал и представил на утверждение Священного Синода « Концепцию взаимодействия Русской Православной Церкви с вооруженными силами » в 1994 г. С 1995 по 2000 гг. руководил разработкой и представил Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 г. « Основы социальной концепции Русской Православной Церкви ». Принимал активное участие в нормализации церковного положения в Эстонии. В связи с этим посетил Антиохийский и Иерусалимский Патриархаты (поездки в Ливан, Сирию, Иорданию и Израиль в 1996 г.), а также участвовал в переговорах с представителями Константинопольского Патриархата в г. Цюрихе (Швейцария) в марте и дважды в апреле 1996 г., в Фессалониках, Таллине и Афинах (1996 г.), в Одессе (1997 г.), в Женеве (1998 г.), в Москве, Женеве и Цюрихе (2000 г.), в Вене, Берлине и Цюрихе (2001 г.), в Москве и Стамбуле (2003 г.); неоднократно также посещал Эстонию, где вел переговоры с представителями правительства, депутатами парламента и с деловыми кругами этой страны. 23 декабря 1998 г. в ОВЦС по инициативе митрополита Кирилла состоялась встреча глав и представителей традиционных российских религиозных объединений: Русской Православной Церкви, общин последователей ислама, иудаизма и буддизма, на которой было принято решение о создании Межрелигиозного совета России  с постоянно действующим секретариатом и были избраны пять членов президиума: митрополит Кирилл, верховный муфтий Талгат Таджуддин, муфтий Р. Гайнутдин, главный раввин России Адольф Шаевич и пандито хамбо-лама Дамба Аюшеев.

http://mospat.ru/ru/patriarch/

26 ноября представители Московского Патриархата во главе с митрополитом Сергием посетили начальника Администрации Президента Республики Болгарии Н. Колева. Их сопровождал Посол России А.В. Потапов. С болгарской стороны во встрече принимали участие секретарь Администрации Президента Болгарии по внутриполитическим вопросам Э. Вылев и руководитель Президентской канцелярии М. Илиев. Представители болгарского государства поздравили членов делегации с юбилеем русского храма, а также выразили надежду на активное участие Русской Церкви в предстоящих торжествах в связи со 130-летием освобождения Болгарии от турецкого ига. При этом они отметили теплые братские отношения, которые существуют между двумя народами России и Болгарии. Оценивая современную жизнь страны, Н. Колев с удовлетворением отметил обращение болгарской молодежи к вере отцов и подчеркнул важность воспитания молодого поколения в духе патриотизма и традиционных ценностей, на которые Болгарии необходимо опираться в ее диалоге с Западом, особенно интенсивном со времени вступления страны в Европейский Союз. Русская делегация была проинформирована о том, что сегодня готовится ряд законодательных мер, которые после их принятия позволят ввести преподавание основ религии в школе, а также институт военного духовенства в армии. Представители Русской Православной Церкви поделились опытом взаимодействия Церкви и государства в этой области в России. Кроме того, обе стороны единодушно отметили необходимость совместного свидетельства в современной Европе об общих православных ценностях. Затем делегация Русской Православной Церкви встретилась с руководителем Дирекции по вероисповеданиям при Совете Министров Болгарии Иваном Желевым Димитровым. Представитель болгарского правительства рассказал о взаимодействии государства с религиозными общинами страны, отметив, что государственные органы стремятся создать максимально благоприятные условия для миссии традиционных религий Болгарии, в частности, Болгарской Православной Церкви, представляющей большинство населения страны. Состоялся обмен мнениями о состоянии межправославных взаимоотношений, о дальнейшем развитии сотрудничества между Русской и Болгарской Православными Церквами.

http://patriarchia.ru/db/text/329864.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010