Принимал активное участие в миротворческих акциях по Югославии. Неоднократно во время войны посещал Белград, вел переговоры с руководством этой страны, инициировал создание неформальной международной христианской миротворческой группы по Югославии (Вена, май 1999 г.) и созыв международной межхристианской конференции на тему: «Европа после косовского кризиса: дальнейшие действия Церквей» в г. Осло (Норвегия) в ноябре 1999 года. Был основным докладчиком на Парламентских слушаниях, посвященных «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» (Москва, 2001 г.), и темам «Религия и здоровье» (Москва, 2003 г.), «Совершенствование законодательства о свободе совести и о религиозных организациях: практика применения, проблемы и пути решения» (Москва, 2004 г.). Выступил инициатором диалога с европейскими организациями в Брюсселе и создания в 2002 г. Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях. Взаимодействие с Поместными Православными Церквами Митрополит Кирилл отдавал много сил развитию двусторонних контактов Русской Церкви с каждой из Поместных Православных Церквей .  Он был первым представителем Русской Православной Церкви в «Синдесмосе» — Всемирном братстве православных молодежных организаций. С 1971 по 1977 гг. — член Исполкома «Синдесмоса»; участник VIII (Бостон, 1971 г.), IX (Женева, 1977 г.), Х (Финляндия, 1980 г.) и XIV (Москва, 1992 г.) Генеральных Ассамблей этой организации; участник первого Предсоборного Всеправославного совещания (Шамбези, 1976 г.) и Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора Восточной Православной Церкви (Шамбези, 1993, 1999 гг.); главный докладчик на православной консультации «Общее понимание и видение ВСЦ» (Шамбези, 1995 г.); участник Всеправославной консультации по вопросам экуменизма (Салоники, 1998 г.) и Собрания Глав Поместных Православных Церквей по уврачеванию болгарского церковного раскола (София, 1998 г.); участник Всеправославного празднования 2000 лет Христианства в Вифлееме 7.01.2000 г.; участник переговоров между Московским и Константинопольским Патриархатами (Стамбул, 1977 г., Женева, 1978 г., Стамбул 1990 г., Москва, 1991 г., Стамбул, 1993 г.) и регулярных консультаций по текущим проблемам между двумя Церквами; проводил переговоры с Константинопольской Православной Церковью по Эстонии и с Румынской Православной Церковью по проблеме Бессарабской митрополии в Молдове (дважды в 1997 г. в Женеве, Кишинев, 1999 г.).

http://new.mospat.ru/ru/patriarch/

«Об основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Доклад председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла 9 июня 2008 г. 21:38 Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выступил перед делегатами Архиерейского Собора 2000 года с докладом по Основам социальной концепции Русской Православной Церкви, подготовленным Синодальной рабочей группой. Ваше Святейшество, Преосвященнейшие архипастыри! Как известно, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в декабре 1994 года признал необходимым выработать всеобъемлющую концепцию, которая отражала бы общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом. Священному Синоду было поручено создать рабочую группу для выработки проекта такого документа с последующим представлением его на обсуждение Собора (Определение «О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время», п. 11). В заседаниях 11 октября 1996 года и 17 февраля 1997 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил состав и одобрил предложенные методы работы Синодальной рабочей группы по подготовке проекта Концепции. В группу вошли архиереи и клирики нашей Церкви, профессора духовных школ, сотрудники синодальных отделов — всего 26 человек. С января 1997 года начались рабочие заседания. Большую их часть пришлось проводить в сокращенном составе, то есть без иногородних членов, которым, однако, рассылались подготовленные проекты разделов для внесения предложений и поправок. При необходимости к работе привлекались эксперты в различных областях знаний. Организационное обеспечение деятельности группы производил Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата. Всего состоялось около 30 заседаний рабочей группы, которые проходили в атмосфере конструктивной творческой дискуссии. По одним вопросам члены группы проявляли полное единодушие, при обсуждении других начинались оживленные дебаты, поскольку для участия в работе группы были приглашены ученые с заведомо различными взглядами. Мы стремились в таких случаях к достижению согласия, сопоставляя наши убеждения со свидетельствами Священного Писания и Священного Предания Церкви. И неизменно оказывалось, что царским путем, чуждым крайностей одностороннего подхода, является именно тот способ решения вопроса, который укоренен в церковной традиции.

http://patriarchia.ru/db/text/422562.htm...

6. Брачное право церкви 49. Таинство брака 49.1.Определение брака В Дигестах содержится определение брака, принадлежащее римскому юристу Модестину (3 в.): «Брак – это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в Божеском и человеческом праве». Данное определение вошло в канонические сборники Православной Церкви и таким образом было адаптировано и санкционировано Церковью, приобрело церковный авторитет. Это определение включено в «Номоканон в 14 титулах» патриарха Константинопольского Фотия , в Алфавитную синтагму Матфея Властаря , в Прохирон Василия Македонянина, перевод которого составил 49-ю главу славянской Кормчей книги. В Кормчей определение брака дано в следующей редакции: «Брак есть мужеве и жене сочетание, сбытие во всей жизни, Божественныя и человеческия правды общение». В «Номоканоне в 14 титулах» это определение сопровождается замечанием об основных свойствах брака: физическом (моногамный союз лиц разного пола), этическом («общение жизни» – общение во всех жизненных отношениях) и религиозно-юридическом («соучастие в Божеском и человеческом праве»). Христианская Церковь , позаимствовав определение брака из римского права, сообщила ему христианское осмысление, основанное на свидетельствах Священного Писания. Различие между полами, по учению Церкви, – это особый дар Божий сотворенным Им людям: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их ( Быт. 1:27 ). Особенности полов не сводятся к физиологическим отличиям. Согласно принятым Архиерейским Юбилейным Собором 2000 г. «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», «мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении… Высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в своей истории и современной жизни, Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижал брачные отношения» (10, 1). 51-е апостольское правило гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священнаго чина удаляется от брака и мяс и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священнаго чина и отвержен от Церкве. Такожде и мирянин».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Разделы портала «Азбука веры» ( 5  голосов:  5.0 из  5) Согласно Основам социальной концепции Русской Православной Церкви , «общность веры супругов составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» ( Рим. 16:5 ; Флм. 1:2 ), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак только с теми, кто разделяет их христианские убеждения». По словам святого апостола Павла: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» ( 1Кор. 7:14 )». На этот текст Священного Писания ссылались и отцы Трулльского собора, признавшие действительным союз между лицами, которые, «будучи еще в неверии и не быв православными, сочетались между собою законным браком», если впоследствии один из супругов обратился к вере ( правило 72 ). При этом следует учесть, что в том же правиле и других канонических определениях, равно как и в творениях отцов Церкви возбраняется заключение браков между православными и иноверцами. В церковной практике бывают случаи, когда духовные отцы благословляют своих духовных чад на брак с неверующими или инославными людьми при условии, что те не будут препятствовать воспитывать детей в православном духе. Однако кто может быть уверен в том, что терпимый к православию вчера не станет его гонителем завтра? Известный богослов и церковный писатель Николай Евграфович Пестов в книге «Христианский брак» пишет о том, что самое страшное — это соединить себя с человеком неверующим, «но и холодная вера, и маловерие есть также душевная болезнь. Неизбежно она сочетается с господством в душе страстей, изнуряющих душу (гордость, тщестлавие, сребролюбие, сластолюбие и т.д.). Но страдание больной души неизбежно, по духовному закону, будет передаваться близким, и прежде всего супругу. Ап. Павел пишет: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены» ( 1Кор. 12:26 ). И в этих случаях супруг не может и не должен уклоняться от страданий по заповеди Апостола: «плачьте с плачущими» ( Рим. 12:15 ) и «сильные должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» ( Рим. 15:1 )… Этот выбор есть роковой выбор, от которого в сильнейшей степени зависит счастье или несчастье последующей жизни…».

http://azbyka.ru/semya/kak-vybrat-suprug...

Разделы портала «Азбука веры» Иеромонах Макарий (Маркиш) " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Мужчина и женщина. Вопросы и ответы — иеромонах Макарий (Маркиш) Иеромонах Макарий (Маркиш) В Избранное ( 5  голосов:  4.4 из  5) Оглавление Введение Что сегодня говорит Церковь о мужчине и женщине  Разговор об отношениях между мужчиной и женщиной Церковь начинает, конечно, с евангельского слова, с первых строк 2й главы Евангелия от Иоанна: «Был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак» ( Ин.2:1–11 ). Первое Свое чудо – преложение воды в вино – Господь Иисус Христос совершил на брачном празднике, и это, разумеется, задает тон христианскому восприятию брака. В заключительной главе Послания к Евреям, где св. апостол Павел кратко и сжато перечисляет требования к христианам и христианской жизни, читаем: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» ( Евр.13:4 ). О второй части этого положения нам еще предстоит поговорить на следующих уроках, а первая вдохновляет супругов сегодня точно так же, как две тысячи лет тому назад. Древний сборник церковных канонов, Апостольские правила, содержит особый пункт (51), посвященный браку и связанным с ним особенностям образа жизни: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака, и мяса, и вина, не ради подвига воздержания, но по причине тушения, забыв, что вся добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от церкви. Также и мирянин». И это не случайно. Еще в Новом Завете мы находим упоминание о лжеучителях, запрещающих вступать в брак; впоследствии это антихристианское «тушение браком» распространилось довольно широко и в той или иной форме сохранилось доныне, даже в околоцерковной среде. Поэтому имеет смысл обратиться к самому авторитетному православному документу сегодняшнего дня – «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви». 

http://azbyka.ru/semya/muzhchina-i-zhens...

Биоэтика как форма христианской миссии Похоже, что биомедицинские технологии начинают напоминать грозную лавину, сходящую с гор: активно вторгаясь в жизнь современного человека от рождения до смерти, они грозят раздавить все на своем пути, если их развитие по-прежнему будет опережать осмысление их возможных духовно-нравственных и социальных последствий. Необходима выработка таких этических норм, соблюдение которых гарантировало бы отношение к человеку, соответственное его богоданному достоинству, — таков был общий вывод участников конференции «Развитие биотехнологий: вызовы христианской этике», устроенной в Москве 2-3 марта совместно Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата и Фондом имени Конрада Аденауэра (Германия). В ней приняли участие богословы, ученые, врачи, парламентарии, общественные деятели двух стран. Не вызывает сомнения, что стремительное развитие биотехнологий объективно бросает вызов фундаментальным основам и базовым принципам христианской веры. Именно поэтому Русская Православная Церковь уделяет столь пристальное внимание анализу этических аспектов этого процесса. Как известно, главные акценты в проблемах биоэтики (прежде всего, тех из них, что связаны с непосредственным воздействием на человека) получили отражение в принятых Архиерейским Собором 2000 года «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». В сентябре 2005 года Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата было проведено экспертное совещание на тему «Актуальные вопросы биоэтики. Церковный и общественный взгляд». Оно вновь подтвердило как остроту проблемы, так и необходимость привлечь к ее обсуждению широкий круг церковных и светских деятелей, разделяющих традиционные религиозные подходы к проблемам существования человека и биосферы, к вопросам общественной морали и нравственного выбора личности. В том же ключе шли дискуссии на нынешней российско-германской конференции.   МИР БЕЗ БЕТХОВЕНА? Выступление с докладом митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла В чем же парадокс современного развития биотехнологий, которые, находя уже множество сфер применения, имеют, в конечном счете,  своим адресатом именно человека и «замыкаются» на нем?

http://pravoslavie.ru/467.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Православная демократия: быть или не быть? 28.10.2009 403 Время на чтение 11 минут Тема симфонии Церкви и государства, поднятая византийцами еще в VI веке, до сих пор волнует умы человечества. Какая форма государственного правления является идеальной для воплощения христианских идеалов? Может ли демократия с ее обязательными атрибутами - выборами и парламентом - найти " божественную санкцию власти " ? Извечному вопросу соотношения веры и власти посвящена статья заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иеромонаха Филиппа (Рябых). Данная статья - это размышление, на которое автора натолкнули следующие слова Основ социальной концепции Русской Православной Церкви: " Современные демократии, в том числе монархические по форме, не ищут божественной санкции власти. Они представляют из себя форму власти в секулярном обществе, предполагающую право каждого дееспособного гражданина на волеизъявление посредством выборов " (III, 7). Возникает вопрос, а если бы демократия стремилась к такой санкции? Как бы этот поиск мог бы развиваться? Одним из основных институтов демократии является парламент, а значит и выборы в этот орган управления. Поэтому представляется важным рассмотреть эти два института - выборы и парламент - с точки зрения их соответствия основам православного мировоззрения. До сих пор многие в России воспринимают выборы как манипуляцию с волей народа. Да и в " старых " демократиях сегодня испытываются большие проблемы с явкой на выборы. На этом фоне недоверие к выборам среди православного населения России не представляется чем-то из ряда вон выходящим. Оно вписывается в настроения, характерные для всего населения страны и заграницы. Но есть и нечто особое в позиции православных христиан. Нередко выборы воспринимаются ими как нечто инородное для православной традиции и греховное само по себе, независимо от того выбора, который делается. В чем же заключается основная проблема института выборов для православного человека? Прежде всего, хотелось бы сказать о том, в чем проблему чаще всего ищут и в чем ее как раз нет. Некоторым наблюдателям кажется, что греховным признается сам выбор, потому что он есть проявление самостоятельности, которое якобы противоречит догматическому и иерархическому духу христианства. Однако для христианства свобода выбора является основной характеристикой природы человека, созданной по " образу и подобию Божию " (Быт.1, 26). По словам святого Григория Нисского, " человек стал боговидным и блаженным, будучи почтен свободой " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Наше общество еще придерживается традиционных ценностей» Опрос ВЦИОМ, согласно которому лишь половина граждан поддерживает эвтаназию, вселяет оптимизм 18.02.2019 1039 Как сообщалось , Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные исследования о том, в каких случаях, по мнению россиян, будет уместна эвтаназия. Итоги опроса проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга, доктор медицинских наук профессор протоиерей Сергий Филимонов: У православных людей не должно быть никаких сомнений в этом вопросе, потому что эвтаназия, согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», является убийством. Если человек сам идет на эвтаназию, то он самоубийца, а если родственники больного подталкивают его к эвтаназии, то они пособники убийства. Самоубийство приравняется к убийству. Самоубийца лишается литургийного поминовения и захоронения по христианскому обряду. В 2005 году работая над моей докторской диссертации, касающейся различных этических аспектов, в том числе эвтаназии, было опрошено 1,5 тысячи человек, в том числе студентов и врачей различных специальностей. И в результате исследования выяснилось, что 50% молодых врачей (до 5 лет врачебной практики), считавших себя православными, положительно относились к эвтаназии. До 10 лет врачебного стажа цифра сокращалась до 25%, и только 10% врачей со стажем 30 лет и более ратовали за эвтаназию. Интересен такой факт: реаниматологи, педиатры и акушеры, часто сталкивающиеся с вопросами жизни и смерти, детства, были в большей степени противниками эвтаназии, чем их коллеги другой направленности. Мнение студентов также разделялось в зависимости от курса обучения. Данные ВЦИОМ нельзя считать до конца репрезентативными. Разный взгляд на эвтаназию у мужчин и женщин, в различных возрастных и профессиональных группах. Люди, не встречавшиеся со страданием своих родных и близких и не занимающиеся профессией, связанной с жизнью и смертью, более положительно относятся к эвтаназии. Позиция зависит от жизненного опыта человека. Мы наблюдаем не раскол в обществе, а разные мнения по проблеме эвтаназии.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/18/na...

До 2026 года в России будет наблюдаться тенденция падения числа женщин, способных иметь детей 16 декабря. ПРАВМИР. По словам вице-премьера РФ Ольги Голодец, до 2026 года в России будет наблюдаться тенденция падения числа женщин, способных иметь детей. «Число женщин в фертильном возрасте падает катастрофически, это падение будет продолжаться еще восемь-десять лет. Нужно построить политику, которая скомпенсирует падение рождаемости», — сказала Ольга Голодец на всероссийском семинаре-совещании с заместителями губернаторов в правительстве РФ (цитата по «Интерфаксу»). По ее словам, необходимо сделать упор на медицинском обслуживании, и прежде всего на операциях экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). По словам вице-премьера, нужно сделать ЭКО доступнее для регионов, где люди не знают о возможности такой операции в рамках ОМС. «Популяризация этого знания существенно увеличивает привлекательность ЭКО. Здесь нужно углубиться в процесс, понять, каков у вас потенциал по ЭКО, и поставить его в первую очередь. Это самые желанные дети, люди хотят этих детей, и мы должны обеспечить это», — сказала вице-премьер. Метод ЭКО (экстракорпорального оплодотворения) рассматривается как один из основных способов лечения бесплодия. Впервые он был применён в Англии в 1978 году. Суть операции заключается в том, что сперматозоиды встречаются с яйцеклетками в пробирке, а затем их подсаживают в матку бесплодной женщины или суррогатной матери. При благоприятном исходе процедуры (наступлении беременности), часты случаи, когда оплодотворениеиз пробирки приводит к многоплодной беременности: зачинается двойня или тройня, т.к. в попытке экстракорпорального оплодотворения принимают участие несколько яйцеклеток. По желанию женщины может производиться редукция (изъятие лишних зародышей), но бывает, что это приводит к гибели оставшихся и к последующему выкидышу. Успех процедуры ЭКО составляет примерно 30-35%. Согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», к допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений. «Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны», — говорится в документе.

http://pravmir.ru/v-pravitelstve-prizval...

Протодиакон Андрей Кураев: Священник, отказывающий быть восприемницей женщине с внутриматочной спиралью, прав Известный богослов и миссионер поддержал позицию священника Константина Качура в отказе в праве быть воспреемницей женщине, пользующейся абортивным противозачаточным средством. Эту позицию о. Андрей озвучил в своем блоге 28 июня. 30 июня, 2011 Известный богослов и миссионер поддержал позицию священника Константина Качура в отказе в праве быть воспреемницей женщине, пользующейся абортивным противозачаточным средством. Эту позицию о. Андрей озвучил в своем блоге 28 июня. Москва. 29 июня. ПРАВМИР — Известный богослов и миссионер протодиакон Андрей Кураев поддержал позицию священника Сыктывкарской и Воркутинской епархии Константина Качура в отказе в праве быть восприемницей женщине, пользующейся абортивным противозачаточным средством. Эту позицию о. Андрей озвучил в своем блоге 28 июня . Автор напомнил, что, согласно Основам социальной концепции Русской Православной Церкви, к использованию противозачаточных средств, приводящих к гибели эмбриона на самых ранних стадиях его развития, применимы те же суждения, что и собственно к аборту. Кроме того, как говорится в этом документе, грехом является и намеренный отказ от рождения детей. Таким образом, использование внутриматочной спирали — средства, имеющего абортивный характер и предполагающее отказ от деторождения в течение длительного периода — несомненно является грехом и не может быть совместимо с христианской жизнью. Посему отказ в праве быть восприемницей новокрещаемого младенца оправдан. См. также: Сегодня в Сыктывкаре перед епархиальным судом предстанет священник за сопротивление абортивным контрацептивам. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/protodiakon-andrej-kur...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010