750 Там же. 14. Л. 125. Письмо от 21 окт. 1916 г. Когда в 1891 г. Глубоковский пришел в СПбДА, Харлампович был студентом II курса. Среди студентов Академии тогда были: Николай Чуков (I курс), будущий ректор Богословского института, впоследствии митрополит Ленинградский Григорий, будущие коллеги Глубоковского по СПбДА Петр Лепорский и Иван Евсеев (III курс), будущие иерархи Амвросий (Гудко) (III курс), Гермоген (Долганов) (III курс), Константин (Булычев) (II курс). 751 Полный список отзывов Глубоковского (всего 29) приведен у Д. Карпука: Карпук Д. История Санкт-Петербургской духовной академии (1889–1918 гг.): Дис. ... канд. богословия. СПб., 2008. 757 ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 569. Л. 28. Письмо от 12 нояб. 1906 г. Лебедев просил Глубоковского рекомендовать в университет И. Д. Андреева . «Пишу по его просьбе, так как в Академии, с введением вожделенной автономии, житья не стало добрым людям» (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 569. Л. 26. Письмо от 2 нояб. 1906 г.). 759 ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 903. Л. 27. Письмо В. В. Четыркина от 16/3 нояб. 1920 г. «Ваши отзывы способны сделать меня трудолюбивым и любознательным, если бы я таковым и не был» (Там же. Л. 8. Письмо от 15 июля 1913 г.). После открытия Ленинградской духовной академии в 1946 г. В. В. Четыркин был в числе ее профессоров. 761 После ухода из Академии А. В. Карташев и В. В. Успенский служили в Императорской Публичной библиотеке (см.: Сотрудники Российской национальной библиотеки – деятели науки и культуры: Биографический словарь. Т. 1. Императорская Публичная библиотека. 1795–1917. СПб., 1995. С. 248–252, 529–531. Очерки Л. А. Шилова). 774 Богданова Т. А. Из академических «историй»: замещение кафедры церковного нрава в Московской Духовной академии в 1910 году//Вестник церковной истории. М., 2007. 1 (5). С. 31–77. 779 Речь опубликована полностью (ХЧ. 1896. Вып. II. 3–4. С. 241–388) и в сборнике: Годичный акт в СПбДА в 1896 г. СПб., 1896. С. 1–150. Было также полное отдельное издание в обложках (150 экз.) с подзаголовком: «библейско-богословское исследование». С сокращениями речь опубликована в журнале «Вера и разум», 1896. 4–7 (откуда было 30 отдельных оттисков без обложек); еще более сокращенный вариант напечатан в журнале «Странник», 1896. 3. С. 351–386 (было 375 отдельных оттисков в обложках под названием «Обращение Савла и Благовестие св. апостола Павла в связи с вопросом об отношении веры и боговедения». СПб., 1896. Один из них 10 апреля 1896 г. Глубоковский подарил в Императорскую Публичную библиотеку).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

578 ОР РГБ. Ф. 172. К. 373. Ед. хр. 2. Свавицкий Аполлинарий. Превосходство христианского учения о Царстве Божием перед учением гр. Толстого. 1895 г.; HA РТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 968. Буткин Николай. Значение идеи Царства Божия в системе христианского мировоззрения и жизни. 1907 r.; СПбДА (не сохранилась). Каменский Михаил. Сушность мирового исторического процесса по учению новейших представителей философии и истории и оценка этого учения с точки зрения религиозно-христианского учения о Промысле Божием в судьбах мира и человечества. 1907 г. и др. 579 ОР РГБ. Ф. 172. К. 293. Ед. хр. 8. Лосев Петр. О пиетизме y протестантов. 1870 r.; OP РГБ. Ф. 172. К. 363. Ед. хр. 10. Розанов Николай . Янсенизм. 1878 г.; СПбДА (не сохранилась). Бемавин Кенэль (Quesnel) и отношение его к янсенизму. 1888 г.; СПбДА (не сохранилась). Прокливитантов Георгий. Религиозно-философское миросозерцание Паскаля. 1894 г.; СПбДА (не сохранилась). Смердынский Павел. Взгляд Боссюэта на протестантство в его Historire des variations des eglises potestants. 1896 r.; OP РГБ. Ф. 172. K. 346. Ед. xp. 6. Ποηοβ Иосиф. Иезуиты и янсенизм (К вопросу о значении иезуитского ордена в истории развития римско-католической догматической системы). 1900 г. и др. 580 Писарев Л. И. Учение блаж. Августина, епископа Иппонского, о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1894. 582 HA РТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 603. Кутепов Николай. История раскола донатистов. 1876 г.; СПбДА (не сохранилась). Вакуловский Александр. Полемика бл. Августина против донатистов. 1905 г.; ИР НБУВ. Ф. 304. Дис. 2137. Белоликов Василий. Деятельность блаженного Августина против раскола донатистов. 1911 г. и др. 584 HA РТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 239. Самуилов Павел. Разбор творения блаженного Августина «О граде Божием» в историческом отношении. 1873 г.; ИР НБУВ. Ф. 304. Дис. 1375. Чемена Мартирий. Сочинение блаженного Августина «О граде Божием», как первый опыт христианской философии истории. 1894 г.; HA РТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 706. Амвросий (Полянский), иеромонах. Учение о Царстве Божием (по сочинению блаженного Августина «О граде Божием»). 1903 г.; ОР РГБ. Ф. 172. К. 320. Ед. хр. 1. Никольский Евгений. Град Божий и град человеческий в ветхозаветной истории (по сочинению блаж. Августина «О граде Божием» в его отношении к данным Библии). 1917 г. и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

1897. 1. Стб. 28), впоследствии состоял священником Миннеаполисской Покровской церкви в США, в 1907 г. вернулся в Россию; Михаил, священник Моломской Михайло-Архангельской церкви Никольского у. Вологодской губ., в 1901 г. переведен в Кобыльск (письма его Глубоковскому: ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 720, 1216); Александр, в 1902 г. воспитанник Вологодской духовной семинарии, впоследствии закончил Историко-филологический институт в Петербурге, с 1910 г. преподавал в Ялтинской Александровской гимназии; и две дочери – Мария, замужем за священником о. Иоанном Быстровым, и Александра, замужем за священником о. Викторипом Философовичем Ржаницыным. 86 «Знаменательный день в жизни сельского пастыря». СПб., 1902. С. 44. Глубоковский также писал об о. В. Попове в заметке «Из Никольского у[езда] вологодской епархии (Знаменательный юбилей заслуженного сельского пастыря)» (ЦВ. 1902. 10, 7 марта. Стб. 311–313, за подписью «Благодарный почитатель»). Письма о. В. М. и А. Н. Поповых Глубоковскому: ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 727, 728. 89 Там же. С. 163–164. О детстве см.: Глубоковский H. H. Из автобиографических записок//Глубоковский Н. Н. Академические обеты и заветы. М.; Сергиев Посад, 2005. С. 73–75, 85–89. 90 После окончания Вологодской духовной семинарии Александр Никанорович Глубоковский поступил в КазДА. Затем был преподавателем латинского языка в духовном училище г. Уральска, с 1910 г. состоял членом Областного Уральского правления. 92 Первоначально опубликован: Глубоковский H. H. M. H. Глубоковский (некролог)//Странник. 1904. 1. С. 181–190. Было отпечатано 400 отдельных оттисков (текст немного исправлен и дополнен) под заглавием «Дорогой памяти неутомимого искателя правды, писателя и изобретателя, врача Матвея Никаноровича Глубоковского (1903, XII, 11)» (СПб., 1904). В РНБ имеется экземпляр, в свое время подаренный H. H. Глубоковским в студенческую библиотеку СПбДА. 10 февраля 1904 г. он послал эту брошюру также своему бывшему ученику по СПбДА А. А. Измайлову, ставшему сотрудником газеты «Биржевые ведомости», с просьбою «порекомендовать [ее] удобным способом» на страницах газеты, поскольку семья брата осталась без всяких средств к существованию (ОР ИРЛИ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1479 «Связь двух движений – общественного и церковного – очевидна. Она была очень хорошо понята реакционной печатью и некоторыми частными кружками, требовавшими отсрочки церковной реформы по соображениям политическим, хотя и неясно выраженным. Это и было причиной, почему реакционная печать слишком сурово и желчно обрушилась на инициаторов реформы» (Мышцын В. Из периодической печати//БВ. 1905. 5. С. 196. Продолжение статьи см.: Там же. 6. С. 359–380). 1488 Розанов В. В. К возрождению духовенства. С. 4. «Несчастное наше духовное сословие. И несчастная Церковь . Около Неандера, Гарнака, Ламенс – что это такое? Чехарда! «Сапоги всмятку» (Гоголь). Но тут все же виновато духовенство. Духовенство до того выпустило из виду «общеисторические горизонты» и так вообще лишено политического такта и прозрения, что и в настоящих обстоятельствах без сомнения только напортит. Все бездарно. Россия вообще не гениальна, а уж духовный мир... И между тем лично нам много даровано в духовенстве! Но все куда-то проваливается от... испорченности почвы? Гибельных условий? Ничего не разрешить», – писал В. В. Розанов Глубоковскому (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 757. Л. 3 об. Письмо получено 8 апр. 1905 г.). 1490 ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 757. Л. 14 об. Письмо получено 6 декабря 1905 г. О взаимоотношениях Розанова и Глубоковского см. также: Богданова Т. А. Новые материалы к биографии В. В. Розанова (из переписки В. В. Розанова и H. H. Глубоковского)//Проблемы источниковедческого изучения истории русской и советской литературы: Сб. науч. трудов. Л., 1989. С. 25–53; Ломоносов А. О письмах ближних и дальних//Роман-газета XXI век. 1999. 6. С. 83; Богданова Т. Α., Клементьев А. К. Русское духовенство и судьба духовной школы в переписке Н. Н. Глубоковского с В. В. Розановым (к ее опубликованию)//Доклади от международная научна конференция «В памет на проф. Николай Никанорович Глубоковски (1863–1937)». София, 20 март 2007 г. София, 2008. С. 9–38. 1491 ОР РГБ. Ф. 249. М. 4198. 8. Письмо от 15 февр. 1911 г. (Курсив наш. – Т. Б.). В том же письме Глубоковский сообщал, что «свято исполнил» поручение Розанова; речь шла о передаче в библиотеку СПбДА книги Розанова «Русская церковь », «урезанной» цензорами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Ф. 213, к. 89, д. 6, л. 15 (1809 г.), к.59,д. 1,л.39об.(1821 г.),к.86,д. 18, л. 16(1823 г.)]. В 1806 году он предпринял попытку соединиться со старцами Василиском и Зосимою, но не застал их в Тобольске. В 1810 году, приехав в Спасский Арзамасский монастырь, он был посвящен Нижегородским владыкой в иеродиакона 18 июня и в иеромонаха на следующий день [ОР РГБ. Ф. 213, к. 84, д. 39].Судя по совету, подававшемуся ему о. Зосимою в письме, узнать об умной молитве у московских старцев, монах Павел был в то время еще молодым. Подробнее о нем см. нашу публикацию «Карта Рославльских кущей» в журнале «Смоленские епархиальные ведомости» (2003. 2. С. 32). 77 Письмо о. Зосимы к монаху Павлу от 23 июля 1806 года//ОР РГБ. Ф. 214, д. 446, л. 17об.–21об.; то же: д. 448, л. 21об.– 27. Впервые письмо опубликовано А. Ю. Адриановым в сборнике «Православие и русская народная культура» (Изд. Координационно-методического центра Прикладной этнографии Института этнологии и антропологии РАН). М., 1993. Кн. 2. С. 86–90. Также см. в кн.: Преподобный старец Зосима Верховский . Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. С. 400–404. 78 Подробнее житие старца Василия (Кишкина) см. в сб.: Отечественные подвижники благочестия 18 и 19 веков. Апрель. С. 249–295. 81 Отец Александр (Подгорычани) – иеромонах Московского Новоспасского монастыря, исполнявший с конца 1790-х годов должность наместника. В мае 1810 года был посвящен в архимандриты и назначен настоятелем Арзамасского монастыря, где и умер 29 апреля 1845 года [Отечественные подвижники благочестия 18 и 19 веков. Апрель. С. 299–309]. Сохранившиеся письма архимандрита Александра (Подгорычани) из Спасского Арзамасского монастыря к братьям Тимофею (впоследствии о. Моисею) и Ионе (впоследствии о. Исайе) Путиловым (1804–1842 гг.) представляют собой образец аскетических наставлений [ОР РГБ. Ф. 213, к. 89, д. 6]. 82 Иеромонах Филарет (Пуляшкин, в схиме Феодор) подвизался в Новоспасском монастыре с 1794 года и до своей смерти (в 1841 году). Был известнейший на всю Москву прозорливец и «целитель» душ [Отечественные подвижники благочестия 18 и 19 веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Намного больше споров вызывали в народе вопросы об изобразимости невидимых небесных сил, которые затрагивались в постановлениях соборов и официальных толкованиях XVI–XVII вв. После Большого Московского собора в церковной литературе замечается более строгое отношение к «исторической правде» и к отступлениям от вероучения. Так, инок Евфимий резко отзывался, что иконописцы изображают «Пресвятую Богородицу в одежде царстей и крила имущую», а Иоанна Предтечу пишут с крыльями по ангельскому чину. Хотя слово «ангел», по его мнению, и означало «вестник» и относилось к Предтече, но изображение пророка с крыльями противоречило исторической истине: при жизни он «не бяще крила имущ» (цит. по: Успенский Л., 1989, с. 299). В противоположность этому изобразимость ангелов беспоповцы поясняли видениями и явлениями: «Ангелы убо естеством бесплотни, невидимы, и духи суть, обаче местом описуются. Аще и уподобление имеют Творцу своему»; их пишут «существом ИЛИ по явлению» (ОР РГБ, ф. 17, ед. хр. 117. 11, л. 164, 165 об.). Поэтому они почитали икону Иоанна Предтечи Ангела Пустыни: Иоанн «по смерти бысть ангел и сняде крылат и радость всем возвести» (ОР РГБ, ф. 342, ед. хр. 132, л. 74 об.). (илл. 187, 188:189) Аналогичного рода сомнения вызывала изобразимость Бога Отца. Хотя в 43-й главе Большого Московского собора говорилось, что «отныне Господа Саваофа образ впредь не писати», Бога Отца «никтоже виде когда во плоти», в новообрядческой церкви этот запрет вскоре стал нарушаться. (цв. табл. 18, 21, 22, 23, 26, 28, 33, 36:37) Распространенность иконы Бога Отца с новой символикой приводила к постоянным среди староверов спорам, подтверждением чему могут служить отпечатанные на гектографе материалы местного старообрядческого собора 1904 г. в селе Городце, которые нам удалось обнаружить в архивах. Некие Григорий Токарев и отец Афанасий «смутили» жителей села, поставив под сомнение святость поморских меднолитых створ, на которых изображалась Новозаветная Троица. Напомним, что первые медные старообрядческие иконы были отлиты еще в первой четверти XVIII в. в беспоповщинской Выговской пустыни и в течение второй половины XVIII в. и всего XIX в. они служили матрицами для отливки разных типов как беспоповщинских, так и поповщинских образов в селе Гуслицы, в Москве и других местах (ОР ИРЛИ, ф. Ф.А. Каликин, 93, л. 6). Поэтому их иконография практически не менялась, хотя, судя по документам, периодически оспаривалась.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

415 РГАДА. Ф. 1287, оп. 1, д. 3244, л. 51–52. ПисьмоМ. С. Бахметевой к родственникам от 27 сентября 1838 года. 419 Например, в сентябре 1841 года сестры «Варвара и Матрона Верховские выезжали на богомолье в Сергиеву Лавру» [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 624, д. 33, л. 53]. 422 ОРРГБ. Ф. 213, к. 59, д. 1. Из писем о. Моисея (Путилова) к о. Антонию (Путилову) за январь – февраль 1834 года из Москвы с колокольного завода [Самгиных]: Л. 99: 30 января 1834 г. ...Прибывши в Москву вчера во время вечерни, благодарение Богу, благополучно, уведомляю Вас, что я сегодня успел видеться во время всенощной с Гаврилом Матвеевичем и Семеном Лонгиновичем [Лепешкиным]. Порадовался я, свидавшись с почтенным нашим благодетелем Николаем Афанасьевичем [Самгиным] и его любезнейшим семейством. Л. 106об.: 27 февраля 1834 г. ...Благотворениями здешними я мало обнадеживаюсь, как-то порасстроились многие в состоянии, и господин Лепешкин нынешний год в больших убытках. Л. 109об.: ...Покупки помалу исправляю, и реестр о красках взял Василий Логгинович [Лепешкин]. Л. 110: ...Остановились в доме Дмитрия Николаевича [Самгина] ...Поутру был у г-на Лепешкина с поручением от нашего владыки, но его не застал, а у Анны Васильевны [Лепешкиной] побыл немного. 423 Братья Путиловы: настоятель Оптиной пустыни архимандрит Моисей , настоятель Малоярославецкого Николаевского монастыря игумен Антоний и настоятель Саровской пустыни игумен Исаия. Об игумене Антонии (Путилове) см. выше в специальном разделе части III. 424 ОР РГБ. Ф. 213, к. 90, д. 1, л. ЗОоб. Письмо игумена Антония (Путилова) к игумену Моисею (Путилову). 425 ОР РГБ. Ф. 213, к. 59, д. 1, л. 135–138; то же: д. 2; то же: ОР РГБ. Ф. 214, д. 448, л. 67–69. Письмо игумена Моисея (Путилова) к игумену Антонию (Путилову). Большое количество копий этого письма говорит о том, что монахи Оптиной пустыни переписывали его не раз себе в назидание. 428 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 747, д. 1396, л. 645. Исповедальные росписи Рождественской церкви села Руднева за 1841 год. РГАДА. Ф. 1192, оп. 4, 1895 г., д. 11. Послужные списки настоятельницы, монахинь и послушниц за 1895 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Слава, гл. 6: «Даниил муж желанию». Знаменного распева, с бемолем на ми, южно-русской редакции, на секунду ниже Синод. изданий этого гласа. Только в ирм. 1652 года. В ирмологе Головни (л. 361 об.) из службы на Введение изложен только славник на великой вечерне, знаменным распевом юго-западной редакции. У г. Малашкина (со стр. 24–31) имеются: седален на подобен «Лик ангельский», с напевом, напоминающим «Богородице дево радуйся» на великом повечерии; седален по 1-й кафизме: «Прежде зачатия», болгарского распева на подобен «Удивися Иосиф»; величание – киевского распева; седален на полиелее, гл. 8: «Да радуется Давид», болгарского распева на подобен «Повеленное тайно»; ирмосы, гл. 1: «Песнь победную» – знаменного сокращенного распева южнорусской редакции, с9-ю песнею («Яко одушевленному») большого распева. Только в ирмологе Головни (л. 362) имеются две стихиры Святителю Николаю, именно: слава, гл.6: «Человече Божий» и по 50 псалме: «Наследниче Божий» – знаменого распева. Вторая из этих стихир изложена на кварту выше первой. В неделю Св. Отец, гл. 6: «Се время приближися». Знаменного распева, с бемолем на ми и фитами, на секунду ниже Синод. изданий этого гласа. Только в ирм. 1652 года. На повечериях перед праздн. Рождества Христова Ирмосы (Трипеснцы или «розники»): на повечерии 20 декабря. Гл. 2: «Непроходимое волнящееся море» (пп. 1 и 8) и двоепеснец (пп. 8 и 9): «Велению мучителеву»; на повечерии 21 декабря, гл. 2(пп. 3, 8 и 9): «На камен имя веры утвердив». Все эти ирмосы знаменного распева, редакции весьма близкой к Син. ирмологу и имеются только у г. Малашкина (ор. 49, стр. 78–81). Ирмосы, во глас 6, на повечериях: Декабря 22, пп.1, 5 и 9: «Господь сый всех» и проч. В ирмологах 1700 и 1709 г., а также и в ирм. Головни (л. 264). У г. Малашкина (ор. 49, стр. 81) изложен полный канон «Сеченное сечется». Декабря 23, п. 1: «К тебе утренюю» (пп. 8-я и 9-я упущены). В ирм. 1700 и 1709 г. В ирмол. Головни (л. 285) и у г. Малащкина (ор. 49, стр. 86) изложены пп. 5, 8 и 9-я. Декабря 24: «Волною морскою» – полный канон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

γνατου. Ωρωπς, 1978, 1997. Русский перевод: Преподобного Отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Сергиев Посад, 1908. Литература: Герман (Осецкий), иером. Преподобный Иоанн Лествичник и его Лествица постепенного нравственного усовершенствования. СПб., 1854; И.Соколов. Путь к христианскому нравственному совершенству по учению преподобного Иоанна Лествичника . 1886. Ркп. – РГБ ОР. Ф.172. К.392. Ед. хр. 12; П.С.Казанский. Отзыв на студенческую работу И.Соколова . 1886. Ркп. – РГБ ОР. Ф.172. К.393. Ед. хр. 2; [Автор не установлен]. Сочинение о творениях [преподобного Иоанна Лествичника ]. Б.г. Ркп. – РГБ ОР. Ф.172. К.456. Ед. хр. 13; Л.И.Денисов. Жизнь преподобного Иоанна Лествичника , игумена Синайского, и его «Лествица». М., 1900; А.В.Зеланд-Кодратов, сост. «Лествица Добродетелей»: Уроки христианского усовершенствования, по руководству «Лествицы» преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествичника. М., 1905; F.Nau. Note sur la date de la mort de Saint Jean Climaque//BZ. 1902. Bd.11. S.35–37; Афанасий [Малинин], иером. Основной принцип православного пастырства по учению преподобного Иоанна Лествичника , изложенному в его «Слове к пастырю, научающем, каков должен быть наставник словесных овец»: Опыт приложения начал аскетики к пастырскому богословию//ПС. 1910. Ч.2. С.679–720; Ι.Φωκυλδης. ωννης τς Κλμακος//κκλησιαστικς Φρος. 1920. Τ.19. Σ.148, 342–364; S.Rabois–Bousquet, S.Salaville. Saint Jean Climaque: sa vie et son oeuvre//EO. 1923. T.22. P.440–454; L.Petit. Jean Climaque (Saint)//DTC. 1924. T.8 (1). P.690–693; A.Saudreau. La doctrine Spirituelle de Saint Jean Climaque//La vie spirituelle. 1923/1924. T.9. P.353–370; E.Peterson. Περ τν σχολων ες τν Κλμακα//ThLZ. 1930. Bd.55. S.257; idem. Zu griechischen Asketikern (III): Scholien zu Johannes Climax//BNJ. 1932. Bd.9. S.45–54; Nicolae (Corneanu), mitr. Contribuii ale tlmcitorilor români la cunoaterea «Scrii» Sfîntului Ioan Sinaitul//Studii teologice. 1934. idem. Contribuia scoliatilor la înelegerea «Scrii» Sfîntului Ioan Climax//Mitropolia Moldovei i Sucevei.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

XVI в. каменный Преображенский храм, построенный в обители еще во времена преподобного, сильно обветшал и был разобран. На его месте соорудили новый каменный собор, который освятили 6 августа В сочетании с датировкой сохранившихся списков эта вставка заставляет задуматься о связи редактирования с готовящимся строительством и о причастности к редактированию игумена Закхея. Впрочем, Закхей известен как профессиональный писец, а не автор текстов, поэтому можно полагать, что он скорее содействовал тиражированию, а не созданию Второй Пахомиевской редакции Жития. Необходимость в перестройке древнейшего храма обители также могла назревать постепенно и быть актуальной уже в последней четверти XV в. Подобная интерпретация событий позволяет считать версию о создании новой редакции Пахомием Сербом основной, но не единственной. Из-за отсутствия ясного объяснения промежутка между временем появления редакции и временем ее распространения стоит иметь в виду дополнительную гипотезу о более позднем появлении редакции – на рубеже XV и XVI вв. Здесь необходимо продолжение исследования, надеюсь, что настоящая статья может послужить для него толчком. Вторая Пахомиевская редакция Жития Варлаама Хутынского – это пространное житие с развернутым вступлением, многочисленными чудесами, в том числе и «современными», свидетельствующими о непрекращающемся предстательстве святого «древних времен» в наши дни. В рукописях Вторая Пахомиевская редакция, как правило, сопровождается Похвальным словом Варлааму Хутынскому. Такая организация а также наличие похвального слова, характерны для житий, входящих в Великие Минеи Четьи митрополита Макария. Действительно, Вторая Пахомиевская редакция Жития Варлаама Хутынского переписывалась в составе житийных сборников, но чаще – минейных кодексов, в том числе и Великих Миней Четьих (См., например: ОР РНБ, F . I .306. Минея четья с сентября по февраль, переписана в 1528–1529 гг. в пределах Ростовской кафедры; ОР РНБ, Софийское собр., 1319. Великие Минеи Четьи митрополита Макария, том за ноябрь; ОР РНБ, Соловецкое собр.

http://sedmitza.ru/lib/text/9494835/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010