Сагарда Н.И. Вера и жизнь христианская по учению св.отцов и учителей Церкви. Вып. 1–4. Петрограде, 1915. Сагарда Н.И. Святый Григорий Чудотворец , епископ Неокесарийский. Его жизнь, творения, богословие. Пг., 1916. Григорий, еп.Неокесарийский. Творения/Перевод Н.Сагарда . Пг., 1916. Сагарда Н.И. Фрагменты творений святого Григория Чудотворца и надписываемые его именем заклинательные молитвы//Христианское Чтение. 1916. 5–6. Сагарда Н.И. Взгляд на чтеца в древней Церкви//Прибавление к «Церковным Ведомостям. 1918. 15–16. С. 510–515. Сагарда Микола. Ochobhi проблеми Украинського бiблiorpaфiчharo репертуару//Бiблiomeчhый Збiphuk. Ч. 3. К., 1927. Ст. 43–59. Сагарда Микола. Организация бiблiorpaфuu на Ykpaihi//Журнал Бiблiomeko-зhabcmba та Бiблiorpaфiu. К., 1927. Ст. 1–13. Сагарда Микола. Обсяг поняття «nepioдuka». К., 1928. Сагарда Микола. Каталог видань Bceykpaihcьkoi akaдeмiu наук за 1930 г. К., 1931. Сагарда Микола. Каталог ahmukbaphoi книжки//Bceykpaihcьka akaдeмiя наук. К., 1932. Сагарда Микола. Систематичний каталог видань Bceykpaihcьkoi akaдeмiu наук за 1931 р.к. К., 1932. Сагарда Микола. Систематичний каталог видань Bceykpaihcьkoi akaдeмui наук за 1932 р.к. К., 1933. Рукописи: Письмо Н.И. Сагарда - Д.И. Абрамовичу . 18 Июля 1926 г.//ОР РНБ. Ф. 4, 79. Письма (26) Н.И. Сагарда- Н.Н. Глубоковскому . 1897–1913 г.//ОР РНБ. Ф. 194, on. 1, ед.хр. 771. Письма (15) Н.И. Сагарда - Н.Н. Глубоковскому . 1919–1921 г.//ОР РНБ. Ф. 194, on. 1, ед.хр. 772. Письмо Л. Сагарда – А.В. Лебедевой и Н.Н. Глубоковскому . 9 Апреля 1921 г.//ОР РНБ. Ф. 194, on. 1, ед.хр. 770. Список основных латинских сокращений: Adv. Eunom. – Василий Вел., св. Adversus Eunomium. Против Евноипя. Adv. haer. – Ириней Лионский , св. Adversus haereses. Против ересей. Adv. Herm. – Тертуллиан . Adversus Hermogenum. Против Гермогена. Adv. Iovin. – Иероним, блж. Против Иовиана. Adv. Iudaeos – Тертуллиан . Adversus Iudeos. Против иудеев. Adv. Iudaeos – Киприан. Adversus Iudeos. Против иудеев. Adv. Marc. – Тертуллиан . Adversus Marcionem. Против Маркиона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

2074. Имеется в виду прп. Амвросий Оптинский (в миру Александр Михайлович Гренков, 1812–1891), находившийся в это время в послушании у отца Макария. 2075.  …П Григория… — О нем см. примеч., с. 587. 2076.  Толстой Александр Петрович (1801–1873) — граф, в 1856–1862 гг. — Обер-прокурор Св. Синода. 2077. Брат о. архимандрита Моисея, игумен Саровской обители. 2078. РГБ ОР. Ф. 213. К. 91, 92. 2079. РГБ ОР. Ф. 213. К. 103. 2080. Конец письма утрачен. 2081. Конец письма утрачен. 2082. РГБ OP. Ф. 213. К. 91, 92. Преподобный Моисей (в миру Тимофей Иванович Путилов, 1782–1862), Оптинский старец. Двое братьев его, Александр и Иона, впоследствии тоже были в монашестве. В 1805 г. Тимофей вместе с Ионой поступили в Саровскую обитель. С 1811 г. он жил 10 лет в Рославльских лесах пустынножителем и там был пострижен в монашество с именем Моисей; в 1812 г. недолго жил в Свенском монастыре, а затем еще 8 лет в Рославльских лесах. 6 июня 1821 г. о. Моисей с четырьмя пустынножителями по благословению Калужского Преосвященного Филарета (будущего Митрополита Киевского) поселился на монастырской пасеке Оптиной Пустыни и основал там скит во имя Св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 1826 г. назначен строителем Оптиной Пустыни; в 1837 г. — игумен; в 1854 — архимандрит. 12 июля 1853 г. принял пострижение в схиму с оставлением прежнего имени. В его правление в Оптиной Пустыни проводились большие строительные работы. К братии он относился с большой любовью и доверием. Сам отличался крайней нестяжательностью и милосердием. Прославлен Русской Православной Церковью в 2000 г. 2083. О. Антоний (Бочков) — с 1859 г. настоятель Введенского Островского монастыря; 31 марта 1861 г. возведен в сан игумена и в апреле переведен настоятелем Череменецкого Иоанно-Богословского монастыря. См. также с. 540. 2084. РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. 2085. О. Иоанникий в письме настоятелю Оптиной Пустыни отцу Строителю Моисею от 14 января 1836 г. написал: «…по совету добрых людей 24-го числа поехали в Сергиевской монастырь, где Отцом Архимандритом Игнатием приняты были ласково и радостно, он продержал нас до 29-го числа, обещал хлопотать о земле…» (РГБ ОР. Ф. 213. К. 92.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

246 ОР РНБ. Ф. 631. ПкР. 1882. Август–декабрь. Л. 4444 об. (письмо от 13 сентября 1882 г.); РГИА. Ф. 1604. Оп. 1. Ед. хр. 515. Л. 76 (письмо к И.Д. Делянову от 26 июля 1888 г.); Градовский Г.К. Столпы реакции. С. 29. 248 ГА РФ. Ф. 1099. Оп. 1. Д. 2414. Л. 2424 об. (письмо к Т.И. Филиппову от 12 июля 1882 г.); ОР РНБ. Ф. 631. ПкР. Ноябрь–декабрь. Л. 20 об. (письмо от 4 ноября 1893 г.). 249 ОР РНБ. Ф. 631. ПкР. 1891. Май–июнь. Л. 169; 1885. Апрель–июнь. Л. 177 об. (письма от 29 июня 1891 г. и 27 июня 1885 г.). 250 ОР РНБ. Ф. 14. Ед. хр. 658. Л. 10 (письмо И.С. Аксакову от 11 июля 1884 г.); Ф. 631. 1893. Март–апрель. Л. 183 об.; 1895. Январь–февраль. Л. 69 (письма от 14 апреля 1893 г. и 18 января 1895 г.). 253 Победоносцев К.П. Конечная цель жизни. Соч. С. 91. Данная статья, основанная на сочинении английского богослова Б.Н. Мэллока и опубликованная в журнале «Православное обозрение» (1877), содержала критику в адрес атеистов и агностиков – Дж. Эллиот, Дж. С. Милля, Дж. Тиндаля, Т. Гексли. В дальнейшем российский консерватор последовательно выступал против подобных идей, критикуя воззрения О. Конта, Г. Спенсера, Ч. Дарвина и др. 258 Сочинения западных авторов – английских религиозных публицистов Б.Н.Мэллока и У. Лилли, немецкого богослова Г. Тирша, французского патера Гиацинта Луазона – послужили основой ряда публикаций Победоносцева («Конечная цель жизни», «Победа, победившая мир», «Христианские начала семейной жизни», глава « Церковь и государство» в «Московском сборнике»). В 1870-е гг. российский консерватор тесно общался с выдающимся деятелем англиканской церкви, настоятелем Вестминстерского аббатства А. П. Стэнли, в 18801890-е гг. – с видными представителями этой церкви Дж. Беркбеком и Э. Райли. Другом Победоносцева (до начала 1880-х гг.) был видный общественный деятель России и Германии, настоятель реформатской церкви в Санкт-Петербурге Г. Дальтон. 267 Уравнение исповеданий Победоносцев считал мерой не только разрушительной для общественной стабильности, но и практически невыполнимой. По его мнению, доминирование одной конфессии являлось объективной закономерностью существования любого общества. Даже если формально уравнять все религиозные организации, утверждал Победоносцев, одна из них – наиболее многочисленная, прочная организационно, обладающая наибольшими материальными ресурсами – неизбежно выдвинется на первый план. В классической стране религиозной свободы – США, победу, по мнению российского консерватора, должен был одержать католицизм, превосходивший протестантские конфессии благодаря своей централизованной организации ( Победоносцев К.П. Московский сборник. Соч. С. 265, 271, 275).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

564 Часть статей была опубликована в периодическом издании родной для автора академии (Кибардин Η. П. Система педагогики по творениям блаженного Августина //ПС.. 1910. 1. С. 66–88; 2. С. 169–179; 5. С. 620–633; 7. С. 144–202; 9. С. 318–351; 1911. 8. С. 153–170; Он же. Блаженный Августин , епископ Иппонский, как воспитатель клира//Там же. 1915. 5. С. 33–43; 6. С. 197–214; 7/8. С. 402–419 (отд. отт.: Казань, 1915)); часть – в журнале Министерства народного просвещения (Кибардин Η. П. Новая школа блаженного Августина //Журнал Министерства народного просвещения. 1912. 10. С. 129–175). 571 ОР РГБ. Ф. 172. К. 431. Ед. хр. 10. Четвериков Сергей. Выяснение понятия о Церкви на основании определений и понятий о ней, данных святыми отцами и учителями Церкви. 1896 г. и др. 572 HA РТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 605. Кедровский Александр. Учение о Святом Духе y отцов и учителей Церкви первых трех веков христианства. 1895 г. и др. 573 ОР РГБ. Ф. 172. К. 441. Ед. хр. 12. Яшин Александр. О мерах, какие были употребляемы в древней Церкви против еретиков и раскольников. 1864 г; HA РТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 1153. Архангельский Николай. Ересь пелагианская. 1871 г.; HA РТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 603. Кутепов Николай. История раскола донатистов. 1876 г.; HA РТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 273. Шайтанов (Кремлевский)Александр. Ересь пелагианская: История пелагианства и пелагианская доктрина. 1896 г. и др. 575 ИР НБУВ. Ф. 304. Дис. 854. Трофимович Петр. Об освящающей и спасающей христианина благодати, по учению Откровения и Церкви. 1882 г.; СПбДА (не сохранилась). Доброхотов Василий. Критический разбор учения о предопределении с общим очерком истории этого учения. 1886 г. и др. 576 ИР НБУВ. Ф. 304. Дис. 855. Левицкий Иван. Об оправдывающей христианина вере, по учению Откровения и Церкви. 1882 г. и др. 577 ОР РНБ. Ф. 573. Оп. 2. Ч. 2. Ед. хр. 324. (Маслов Григорий). О первородном грехе по учению отцов и учителей Церкви первых 4-х веков христианства. (1905 г.): ОР РГБ. Ф. 172. К. 335. Ед. хр. 19. Пивоварчук Михаил. Учение о свободе воли в древнехристанской Церкви. (1907 г.) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

839. О великом послушании аввы Афре и его учителя аввы Ора См. также: Смирение . Авва Паисий рассказывал: “Авва Ор и авва Афре жили в большом согласии до самой смерти. Авва Афре имел великое послушание, авва Ор – великое смирение. Провел я у них несколько дней, наблюдая за ними, и увидел весьма чудное дело, которое сделал авва Афре. Кто-то принес им небольшую рыбу. Авве Афре хотелось приготовить ее для старца. Он резал ножом рыбу, как вдруг позвал его к себе авва Ор. Афре оставил нож в рыбе и не стал дорезывать до конца. Я подивился его великому послушанию, почему он не сказал: “Подожди немного, пока разрежу рыбу.” Я спросил его: “Авва Афре! Откуда ты приобрел такое послушание?” – “Это не мое, – отвечал он, – а старцево.” Потом он повел меня и сказал: “Пойди посмотри, каково его смирение.” Он сварил немного рыбы и, нарочно испортив варево, подал его старцу. Старец ел, не говоря ни слова. Авва Афре спросил его: “Хорошо ли, старец?” – “Весьма хорошо,” – отвечал авва Ор. Потом авва Афре принес ему немного рыбы, очень хорошо приготовленной, и спросил: “Испортил я, старец?” – “Да, – отвечал он, – немного испортил.” Тогда сказал мне авва Афре: “Видишь ли каково послушание старца?” После того я ушел от них и по силам старался впредь исполнять то, что видел у них.” (Достопамятные сказания. С. 229). 840. Соблюдая заповедь старца, инок пять лет молчал; когда же возникла нужда переправиться через реку, приплыл крокодил и перенес его См. также: Молитва ; Терпение . Один из жителей Антиохии пришел к некоему затворнику и умолял принять его, сделать иноком. Затворник отвечал: “Если хочешь, чтобы я принял тебя, пойди сначала продай имение, раздай нищим и тогда уже приходи сюда.” Проситель исполнил предложение и возвратился к затворнику. Тогда затворник дал ему новую заповедь – пребывать в молчании. Он и это обещал исполнить и, действительно, не говорил пять лет. Дивиться начал старец терпению и послушанию инока и вздумал испытать его. “Нет, – сказал, – мне в тебе нужды, и потому ступай от меня в монастырь в Египет.” А между тем думал, начнет он говорить или нет. Инок пошел и по-прежнему не сказал ни слова. Удивляться, наконец, начал и игумен, принявший его, и, желая испытать, нарушит ли он свое молчание, поручил ему отправиться с известным делом в один из монастырей, находившийся за рекой. И тоже думал, вероятно, скажет: “Не могу перейти реку.” Опять ни слова не сказал инок и отправился в путь. Подойдя к реке и видя, что нет возможности перейти ее, он молча молитвенно преклонил колени и, о чудо! К нему подплыл крокодил и перенес на другую сторону. Исполнив поручение игумена, он снова подошел к реке, и также крокодил переправил его обратно. Соблюдая заповедь, инок все пребывал в молчании. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 138).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

597 ОР РГБ. Ф. 172. К. 272. Ед. хр. 9. Корсаковский Алексей. «Исповедь» блаженного Августина как материал для характеристики самого Августина и его времени. 1890 г.; HA РТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 438. Преображенский Михаил. Процесс нравственного возрождения по книге Августина «Confessiones» в связи с фактами его собственной жизни. 1905 r.; ОР РГБ. Ф. 172. К. 370. Ед. хр. 21. Сапожков Николай. Религиозно-нравственное развитие блаженного Августина по «Исповеди». 1912 г. и др. 598 ОР РГБ. Ф. 172. К. 391. Ед. хр. 4. Соколов Виктор. «Исповедь» бл. Августина и «Исповедь» Руссо как памятники перехода светского (языческого) миросозерцания Западной Европы в религиозное и, наоборот, религиозного в светское (язычествующее). 1906 r.; OP РГБ. Ф. 172. К. 253. Ед. хр. 20. Иванов Борис. «Исповедь» блаженного Августина и «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо. 1914 г. 599 ИР НБУВ. Ф. 304. Дис. 1581. Иларионов Петр. Учение блаж. Августина о Богопознании в связи с его учением о познании вообще. 1899 г.; СПбДА. Лебедев Михаил. Гносеологическое и метафизическое значение учения о воле блаж. Августина. 1904 (работа не сохранилась, но о содержании можно судить по отзыву А. П. Высокоостровского: Журналы заседаний Совета СПбДА за 1903/04 уч. г. СПб., 1904. С. 218–219). 600 Гусев Д. В. Антропологические воззрения блж. Августина в связи с учением пелагианства//Православный собеседник. 1876. 7. С. 59–92. 601 Писарев JI. И. Учение блаж. Августина, епископа Иппонского, о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1894. 602 HA РТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 1581. Тихоницкий Елпидифор. Учение блаж. Августина о Святой Троице. 1900 г.; СПбДА. Евфимия (Киприановича), иеромонах. Учение бл. Августина об исхождении Святого Духа. 1901 г. (работа не сохранилась, о содержании можно судить по отзыву протоиерея Петра Лепорского «Журналы заседания Совета СПбДАза 1900/01 уч. г.» СПб., 1901. С. 348–351); ОР РГБ. Ф. 172. К. 330. Ед. хр. 17. Остроумов Николай . Учение о Св. Троице в сочинении блаженного Августина «De Trinitate». 1902 r.; Гороновский Трифиллий, священник. Учение блаженного Августина о Св. Троице в его сочинении «De Trinitate». 1914 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Киреевский Василий Иванович (f 1812) – гвардии секунд-майор, помещик Орловской губернии. …скупал в Москве атеистические творения Вольтера и их сжигал… – См.: ОР РГБ. Ф. 99. Карт. 23. 14. Л. 20 об. В листах использования этой рукописи, как и других, цитируемых в данной работе, имя С.И. Фуделя не значится; по-видимому, использовались выписки, сделанные другими лицами (в отличие от работы «Оптинское издание аскетической литературы…», при написании которой С.И. Фудель широко использовал документы Отдела рукописей Библиотеки им. Ленина). С. 195. .стали приводить в Орел партии пленных французов… уже больной, продолжал он дела милосердия». – Там же. Л. 22. Беэр Мария Васильевна (урожд. Елагина; 1860 – ?) – племянница Ивана и Петра Киреевских….в своих воспоминаниях добавляет, что заразился он от пленных французов… – См.: ОР РГБ. Ф. 99. Карт. 15. 51. Л. 22 об. «Бабушка моя, Авдотья Петровна Елагина… это был конец». – Там же. Л. 1,5, 5 об. «Ее дочь Мария Васильевна Киреевская… не расставалась с заветным образом и носила его на груди, несмотря на его величину». – ОР РГБ. Ф. 99. Карт. 25. 19. Л. 13, 15. Киреевская Мария Васильевна (1811–1859) – сестра Ивана и Петра Киреевских. … " бывали Пушкин, Мицкевич… и многие другие». – ОР РГБ. Ф. 99. Карт. 15. 51. Л. 22 06. – 23. С. 196. Шлейермахер Фридрих (1768–1834) – немецкий философ, богослов и проповедник, профессор Берлинского университета, где его лекции в 1830 г. слушал М.В. Киреевский. «Русская беседа» – журнал, издававшийся А.И. Кошелевым и Т.И. Филипповым (М., 1856–1860). Гиляров-Платонов Н.П. – см. примеч. к с. 67. «Мы читаем сказание о каком-то мире, совершенно нам неизвестном… до глубочайшего изгиба души». – Н.Г. [ Гиляров-Платонов Н. П. ] Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой земле пострижен-ника Святыя горы Афонския инока Парфения//Русская беседа. 1856. Кн. 3. С. 5–7. С. 197. Филарет (Пуляшкин; 1758–1842) – иеромонах Новоспасского монастыря. Киреевская Наталья Петровна (урожд. Арбенева; 1809–1900) – жена И.В. Киреевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

Прп. Макарий Великий размышляет на примере Моисея о том, что какою славою просвещаются сейчас в этой жизни души святых, такою прославляются в воскресении и их тела. «Блаженный Моисей в той славе Духа, которая покрывала лице его, так что ни один человек не мог взирать на оное, показал нам образ, как в воскресение праведных прославлены будут тела святых тою славою, какую души святых и верных здесь еще сподобляются иметь внутри себя – во внутреннем человеке. Ибо сказано: мы вси откровенным лицем, т.е. внутренним человеком, славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу ( 2Кор. 3:18 )» Беседа 5, п. 19]. Иногда это прославление тела святых являемо было, как в случае с Моисеем, еще и при их земной жизни. Свет, излучаемый ликами святых, изображается в виде нимбов на иконах. Лики святых не освещаются сторонним светом, как это часто изображается живописцами академического стиля, они сами сияют лучами, как это показывают нимбы на иконах. Свет святых – это их обожение, их прославление славой Господней, славой Ягве. Свет внешний освещает лица и отбрасывает тень, свет Божий просвещает изнутри, излучается и весь есть свет без всякой тени. Такова наша восточная иконография. А материалисты и в нимбах святых, в свете нетварном, ничего кроме скафандров инопланетян, когда-то, якобы, бывших на земле, видеть не могут. Такова слепота неверия. Когда Моисей получил вторые скрижали и сошел с Синайской горы, то лицо его стало сиять лучами. По-еврейски это звучит: (каран ор). «Каран ор» можно перевести, и этого требует смысл текста, как «луч света». Таким образом, лицо Моисея сияло лучами света. Но дело в том, что слово (кэрэн) может означать как «луч», так и «рог». Во втором случае «каран ор» переводится как «роги света». Образ рогов света, в общем-то, вполне понятен. Блж. Иероним в Вульгате переводит «каран ор» словом cornuta, означающим «рог», «рогатый». Причем это слово вполне применимо и к рогатому скоту. Блж. Иероним, наверняка, думал о рогах света, но было прочитано своеобразно, так в слово comuta, в Европе появился нелепый обычай изображать Моисея с двумя рогами. Этот обычай облагородился в изображении его с двумя лучами света. «Мифы народов мира», 255 с. 167 [«Моисей»]. Моисей с рогами изображен в статуе Микеланджело, на картине Рембрандта.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Святой Сисой, пустынножитель горы святого Антония Он отрекся мира ещё в ранней юности 177 и жил сначала в Ските, под руководством Аввы Ора. После нескольких лет упражнения в подвигах самоотречения и покаяния пустыня Скита показалась ему многолюдною. Услышав, что великий Антоний почил, он перешел Нил и удалился на ту гору, где подвизался Антоний. Живая память о подвигах Преподобного Антония немало способствовала к возбуждению его ревности к подвижничеству. Он как бы видел его пред собою, как бы слышал из его уст дивные наставления, которые он при жизни давал своим ученикам. Своим строгим подвижничеством, своими добродетелями он скоро заслужил всеобщее уважение знавших его. Как ни старался он скрывать себя, не мог укрыться от их посещений и любовь к братьям должен был предпочесть удовольствию, какое находил в сохранении безмолвия. Многие приходили к нему за наставлениями. Добродетель, которой он преимущественно учил, была смирение. И он тем лучше мог давать наставления в сей добродетели, что сам был примером самого глубокого смирения. Добродетель смирения была первым уроком, какой дал Сисою его учитель Ор. Дай мне наставление, просил однажды Сисой Ора. Имеешь ли ты ко мне доверенность? – спросил его Ор. Имею, отвечал Сисой. Поди же, сказал ему Ор, и делай то же, что, как видишь, делаю я. Что же я вижу в тебе, отец? – спросил его Сисой. Ор отвечал: Я почитаю себя ниже всех людей 178 . Один пустынник сказал ему однажды: «Отче, я замечаю за собою, что памятование о Боге всегда со мною. Это ещё не много, сын мой, отвечал ему Сисой, важнее сего – видеть себя ниже всей твари; ибо такое уничижение способствует к приобретению смирения 179 . Другому брату он сказал: «Будь смирен, отвергайся своей воли, отрекись от пустых забот мipckux, и ты найдешь мир сердца» 180 . Один брат спросил его: достиг ли он совершенства Святого Антония? Ах, воскликнул он, если бы я имел в моем сердце одну из мыслей Аввы Антония, – я весь был бы проникнут огнем любви Божией» 181 . Проходя такую святую жизнь, он так мало думал о своем подвижничестве, что называл себя преданным чревоугодию и хотел, чтобы и другие считали его таким. Некоторые пустынники пришли видеть его и просили сказать что-нибудь в наставление; он отказался, и только повторил: простите меня, и оставил их беседовать со своим учеником. Но его пример восполнил его отказ и доставил им назидания более, нежели сколько могли бы получить от долгого собеседования с ним. Разговаривая с его учеником, пришельцы спросили, зачем эти корзинки. Сисой поспешил перервать ответ ученика и сказал: «Сисой ест то из той, то из другой; братья, знавшие каково было его самоумерщвление, узнали его смирение и возвратились, получив назидание и довольны своим посещением» 182 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Л. 34. Глава осмая, существенная. Учение, како действовати молитву. Л. 50. Глава девятая. Оглашение, или воззвание к деланию Иисусовой молитвы умной. Л. 53. Глава десятая. О приобретениях, или плодах, Иисусовой молитвы умной. Л. 58. Глава первая надесять. О различии плодов молитвы, кия суть от благодати и кия от прелести. Л. 63. Глава вторая надесять. О чудесном учении Иисусовой молитве умной. Л. 66. Выписки из православных отцов Греческой Церкви о внутренней молитве. Л. 67–74 – пустые. Список: ОР РГБ. Ф. 214 (Собрание рукописей Оптиной пустыни). 655 (полуустав, 4°, 22 л., 21,0 х 17,0 см). 5. Муз-10950 – ОР РГБ. Ф. 178 (Музейное собрание). 10950. Автограф. 4°, 178 л., 21,3 х 13,1 см, переплет картонный в черной клеенке. Л. 1. Подвижнический сборник в XV частях. Часть осьмая (О жизни). Л. 4. О христианском наслаждении жизнию на земле. Часть первая. Отрывки из наблюдений над жизнию (1–30 июня 1859 г.). Л. 97. О христианском наслаждении жизнию на земле. Часть вторая. Средства к утешению в скорбях (июнь 1860 г.). Л. 139. О христианском наслаждении жизнию на земле. Часть третия. Послание (28 июля 1864 г.). Л. 146. О упокоении души и внутренном мире. Л. 152. О сохранении внутреннего мира при скорби (26 августа 1864 г.). Л. 159. Внутренний мир и покой. Л. 171. Письмо об утешении добродетелию (19 октября 1861 г.). Л. 178. Мысли св. Иоанна Златоуста о том же. Список: ОР РГБ. Ф. 214 (Собрание рукописей Оптиной пустыни). 656 (полуустав, 4°, 53 л., 22,0 х 17,6 см). 6. Муз-10951 – ОР РГБ. Ф. 178 (Музейное собрание). 10951. Автограф. 4°, 200 л., 17,5 х 11,0 см, переплет картонный в черной клеенке. Л. I. Подвижнический сборник в XV частях. Часть девятая (Цветник). Л. 1. Цветник, или ручная книжка (1830. XI-29). Л. 1 об. Молитва св. Симеона Нового Богослова , идя к старцу. Л. 2. Духовное обучение наставляет, что должно молиться непрестанно в духе… Л. 3. О внутренней молитве (1831 г.). Л. 13a. Из писем преосвященного Иннокентия Пензенского . Л. 13a об. [Беседа старца с учеником об Иисусовой молитве] (10 октября 1833 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010