Стиль духовной музыки П. рассмотрен во мн. работах прот. М. Лисицына, одной из первых была «Церковь и музыка» (1902), а самой значительной - «О новом направлении в русской церковной музыке» (1909), где это направление было обосновано как синтез всех предыдущих этапов развития рус. богослужебного пения. Сочинения П. представляли самый радикальный вид синтеза: церковных распевов и «вагнеризма», под к-рым понимались расширение возможностей мажорно-минорной системы, свобода модулирования в отдаленные тональности. В большинстве случаев подобное сочетание неубедительно, приводит к эклектичности композиции. Но прот. М. Лисицын находил такой синтез органическим и прочным, напр., в Херувимской (Ор. 24), где «при первом взгляде трудно сказать, где кончается руссицизм и где начинается вагнерианство» (О новом направлении. С. 20), хотя отмечал, что «Яко да царя» написано в рус. стиле, а все предыдущие разделы, в особенности «и Животворящей»,- в совр. зап. стиле «с большой дозой вагнеризма». Во мн. сочинениях П. встречаются разделы, основанные на длительном тональном «блуждании», эллиптических последованиях (напр., в «Великом славословии» (Ор. 25)), применяются резкие гармонические и стилистические модуляции (напр., в «Хвалите имя Господне» из ор. 45). Сам П. также высказывал идеи включения в «систему европейского мышления» формы «русской манеры выражения», к-рая пока еще далека от «системы абсолютных формул, с помощью которых возможно было бы выразить всякую общечеловеческую мысль, идею, общечеловеческое представление, настроение» (Предисл.//Op. 26-27: Литургия св. Иоанна Златоуста. М., 1912. С. 2-3). Опора на синтез рус. и зап. стилей сближает музыку П. с творчеством композиторов рус. зарубежья Н. Н. Черепнина , А. Г. Чеснокова . Не все современники разделяли идеи подобного синтеза, не раз появлялись заметки с осуждением «резких гармоний, странного и угловатого соединения аккордов» в Панихиде (Ор. 47) (ХРД. 1909. 1. С. 31), Пении на венчании (Ор. 68) (Там же. 1914. 3. С. 30). Не нашел отклика и др. тип синтеза, связанный с введением в церковное пение цитат из народных песен, намеренно противоречащих смыслу текста, напр. «Эй, ухнем» (начальный мотив в Херувимской, почти весь напев в «Хвалите имя Господне» в Литургии (Ор. 21), хотя свящ. М. Лисицын использовал в характеристике этого опуса выражения «чрезвычайно ново», «небывало оригинально» и т. п.).

http://pravenc.ru/text/2578903.html

Напр., в 29 части «Прибавлений к ТСО» опубликован перевод сочинения прп. Никиты Стифата «О целовании посредством рук», выполненный И. Мансветовым (ПрибТСО 29. 1882. С. 491–492), др. парал. изд. указ. в: ИАБ 6, 179. См., напр.: Архим. Модест. Св. Астерий Амасийский. Его жизнь и проповедническая деятельность. М., 1911. С. 100–151 (приложение с рус. пер.). См.: Груздев П. Опыт изъяснения молитвы Господней. Перевод из святоотеческой греческой хрестоматии, изд. Миня. Т. 3. Ч. 1. С. 44. Б. Г. (ОР РГБ. Ф. 172. К. 230. Ед. 9). Л. 1–7 (перевод); Л. 8–19 (разбор). — В хрестоматию (издание которой установить не удалось) был включена основная часть приписываемого свт. Иоанну Златоусту сочинения: De angusta porta et in orationem Dominicam [Sp.] (PG 51, 41–48), которая и была переведена П. Груздевым (PG 51, 44:10–48:27). Роспись сочинений свт. Иоанна Златоуста готовится к публикации силами Греческого кабинета при МДАиС. См. также: Вопросы и ответы Псевдо-Афанасия кн. Антиоху. Первая треть XIX в., перевод Вятской духовной семинарии. ОР РГБ 304.II. 122. См., напр.: «История богоугодной или аскетической жизни» Феодорита, еп. Кирского, «Панарий» Епифания Кипрского, «Слова постнические» Исаака Сирина. XIX в. ОР РГБ 304.II. 120–121, 124 (соответственно). Насколько эти сочинения учитывались при подготовке переводов в серии ТСО, пока не установлено. См. также, Жизнеописание Григория Паламы, сер. XIX в. ОР РГБ 304.II. 145 (Перевод неизвестного лица, степень отношения которого к Академии не установлена (?)). Полное название: «Блаженного Аврелия Августина, епископа Иппонского. О благодати Христовой и о первородном грехе против Пелагия и Целестия. Две книги, написанные к Альбине Пиниануи Мелании». Перевод выполнен в 1910 г. (ОР РГБ. Ф. 172. К. 85. Ед. 16. 76 лл.). ОР РГБ. Ф. 172. К. 240. Ед. 14. Имеется современный перевод М. Л. Гаспарова: Марин. Прокл, или О счастье//Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 477–493. ТСО 35. 1860. Ч. 2. Ныне этот том находится в библиотеке СПбДА под 92592.

http://patriarchia.ru/db/text/157116.htm...

45 ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 344 об.–346 об. С занятием в 1859 году Чечни и Дагестана, окружением Ведено и капитуляцией Шамиля в Гунибе завершилось покорение восточного Кавказа. Главнокомандующий Кавказской армией князь А. И. Барятинский был удостоен ордена Андрея Первозванного. 25 августа в Ставропольском кафедральном соборе было соверешено торжественное богослужение и благодарственный молебен. По заамвонной молитве свт. Игнатий произнес речь на текст «Господь крепость людем Своим даст. Господь благословит люди Своя миром» ( Пс. 28:11 ). 46 ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 334–335. Синод не удовлетворил просьбу о переводе Крастилевского в другую Епархию. 47 ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 322 о6.–324 об. О деле свящ. Синанова см.: Соколов… Ч. 1. С. 269–272. 49 Соколов… Ч. 1. С. 221. Резолюция наложена на прошении прот. Крастилевского назначить его штатным протоиереем в Троицкий собор Ставрополя. 51 ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 337–338 об. Адресат – вероятно, гражданский губернатор П. А. Брянчанинов. Данное предложение было одобрено Наместником князем А. И. Барятинским, который исходатайствовал разрешение Государя провести всероссийскую подписку на сооружение храма. Проект был составлен А. М. Горностаевым. 54 ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 350–354 об. В письме речь идет о полученном святителем Игнатием уведомлении Департамента общих дел Главного управления Наместника Кавказского от 13 апреля 1860 года за 2283, извещающем, что на ходатайство Князя Наместника об увеличении окладов содержания Кавказскому Епархиальному управлению Обер-прокурор Синода отозвался о постоянном внимании к этому обстоятельству и о невозможности в настоящее время увеличить оклады из-за нехватки средств. 55 ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 354 об.–359 об. Это конфиденциальное письмо написано одновременно с официальным отношением к Наместнику от 10 июня 1860 г., о чем говорит и составитель Жизнеописания (л. 354 об), и текст самого письма. Приведенная в Жизнеописании датировка 13 апреля 1860 года – по-видимому, описка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Первый опыт Н. в области духовной музыки относится, вероятно, к 1892 г. (см.: РДМДМ. Т. 8. Кн. 1. С. 63). Большая часть духовных сочинений Н. написана в период с 1908 по 1917 г. Наиболее крупные из них: Литургия Преждеосвященных Даров (Ор. 23), Всенощное бдение (Ор. 26), Литургия св. Иоанна Златоуста 1 (Ор. 31), Песнопения Страстной седмицы (Ор. 35), Песнопения на Св. Пасху (Ор. 37), Венчание (Ор. 41). Общественная деятельность Н. в дореволюционный период была направлена на повышение профессионального уровня регентов и певчих по всей России. Он был широко известен как активный деятель Об-ва взаимопомощи регентов церковных хоров, являлся одним из организаторов и участником всех 6 регентских съездов (1908-1917). В 1914 г. Н. стал членом Наблюдательного совета при Синодальном уч-ще, в к-ром занимался рецензированием новых духовно-муз. сочинений, а в 1916 г. был назначен заведующим частными церковными хорами Москвы. В журналах «Хоровое и регентское дело», «Музыка и жизнь», «Вестник воспитания», «Педагогический листок» и др. публиковались его статьи, рецензии и заметки, посвященные актуальным вопросам, связанным с развитием духовной музыки и регентского искусства. Ему также принадлежат труды по истории и теории рус. церковной музыки (наиболее значительный - «Формы русского церковного пения»), музыкально-педагогические работы, статьи о деятелях Нового направления. Практически все дореволюционные работы Н. связаны с идеями Нового направления и отражают его историю. С 1902 г. Н. начал сотрудничать в Московской музыкально-этнографической комиссии, после Октябрьской революции 1917 г. продолжил работать как этнограф. В 1919 г. Н. написал и подготовил к изданию труд «Теория русской народной песни». В первые 10 лет после революции продолжал активно сочинять духовную музыку (Op. 52, 55 3: «О дивное чудо» и 5: «В молитвах неусыпающую Богородицу» - не найдены), 62 6: Венчание - утерян), 63 2: «От восток солнца» - утерян), 68 3: Кондак прп. Марии Египетской - утерян)), которая, по всей видимости, исполнялась и была востребована (см.: РДМДМ. Т. 9. Кн. 1. С. 31). Однако с Н. взяли расписку о нераспространении духовных сочинений, и он перестал писать церковную музыку (см. его письмо Д. С. Семёнову от 22 авг. 1933 г.//РДМДМ. Т. 8. Кн. 1. С. 227-228).

http://pravenc.ru/text/2566200.html

Voino-Yasenetsky became a clergyman in 1921, at the very height of the wave of persecution visited upon the Russian Orthodox Church. He feared neither impending repression, nor the threats [his ordination] posed to his quickly and deservedly advancing scientific career. On February 7, 1921, he was ordained a deacon. Vladyka Luke recollected: “Of course this unusual event, the ordination to the diaconate of someone who had already achieved the high rank of professor, created an enormous sensation in Tashkent, and a large group of students from the medical college, along with one of the professors, came to see me. Of course, they could not understand or evaluate my action, for they were far estranged from religion. What would have they understood if I had told them that on my seeing carnivals at which our Lord Jesus Christ was mocked, my heart loudly cried out, “I cannot remain silent!” I felt it my duty to preach in defense of our abused Savior, and to praise His boundless mercy toward humankind.” On the Feast of the Meeting of the Lord, 1921, one week after being ordained a deacon, Fr. Valentin was ordained to the priesthood. Soon after the ordination to the priesthood, Tashkent “people’s prosecutor,” a Cheka agent named Peters, subjected Fr. Valentin Voino-Yasenetsky to a judicial investigation of a trumped-up matter. Among the questions posed was the following: “Tell me, pope [priest] and professor Yasenetsky-Voino, how is it that by night you pray, and by day, you cut up people? Fr. Valentin replied, “I cut up people in order to save them; for what reason do you, citizen people’s prosecutor, cut people?” … Peters continued: “How is it that you believe in God, pope and professor Yasenetsky-Voino? Have you seen Him? Seen your God?” “In truth, I have not actually seen God, citizen people’s prosecutor,” countered the priest. But I have performed many operations on the brain, and upon opening the skull, have never seen the mind within it. Nor have I ever found the conscience there either. ”

http://pravmir.com/one-came-love-sufferi...

Именно такой подход дает возможность Православной Церкви на протяжении двух тысяч лет сохранять подлинную традицию жизни духовной. 3 Не раз эта книга была рекомендована к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. См.: 10–08–0366 (изд-во ДАР, 2013), 978–5–7533–0419–3 (7-е изд. М.: Сретенский монастырь, 2015) 13–303–0264 (Сибирская Благозвонница, 2016). 5 См.: Пентковский А.М. Кто написал «Откровенные рассказы странника»//Журнал Московской Патриархии. М., 2010. 1. С. 54–59. 7 В Симоновом монастыре он пишет наставление «О внутренней молитве» и трактат «Учение молитве» в двенадцати главах (ОР РГБ. Ф. 178. 10951. Л. 3–13 об.; ОР РГБ. Ф. 178. 10949). Вероятно, в Заиконоспасском монастыре была составлена «Память о молитвенной жизни старца Василиска, монаха и пустынника Сибирских лесов», а в период настоятельства в Симоновом монастыре – «Наставление, как внутренне молиться Богу, предложенное в простосердечном разговоре» и «Краткое и простое изложение, как научиться внутренней Иисусовой молитве, в вопросах и ответах предложенное» (ОР РГБ. Ф. 178. 10948. Л. 271–293 об., Л. 294–302 об.). Пространные сочинения об Иисусовой молитве были написаны в Пафнутиево-Боровском монастыре, в том числе собрание писем под названием «Убеждение к занятию внутреннею молитвою» ( Арсений Троепольский . Письма о плодотворности замечания и записывания полезных мыслей/Публ. и предисл. В.А. Котельникова// Христианство и русская литература. СПб., 2006. Сб. 5. С. 469–519), «Откровенное послание пустынного отшельника к своему старцу и наставнику во внутренней молитве» и ответ на него, собрание писем аскетического содержания, объединенных под названием «О христианском наслаждении жизнию на земле» (ОР РГБ. Ф. 178. 10950). 8 Пентковский А. Кто же составил оптинскую редакцию рассказов Странника?//Символ. Журнал христианской культуры при Славянской библиотеке в Париже. Париж, 1994. 32. С. 265. 10 «Уведомляю тебя, что Рассказ странника, которого прежде не добился напечатать и сенатор, теперь напечатан простым казанским игуменом Паисием, настоятелем Черемисского монастыря» (ОР РГБ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Важно отметить, что отец Иоанн, невзирая на постоянные пастырские труды и любовь прихожан, о чем он сам часто упоминал [Леонтьева, 2012, 40–41], был готов оставить своих прихожан ради более спокойного и доходного места, которое позволило бы ему дать образование своим детям и заниматься писательской деятельностью. Наиболее удобным он считал какой-нибудь из бесприходных храмов при казенном учреждении (РНБ ОР. Ф. 601. Д. 1413. Л. 16 об.). Возможно, на мысль служить, не имея прихода, отца Иоанна натолкнуло не только желание уединенности и достатка, но и разочарование в результатах своей деятельности пастырской. Белюстин не видел коренных перемен в людях и считал русский народ безрелигиозным и безнравственным в высшей степени 11 . Для осуществления мечты священника необходимо было влиятельное ходатайство или внешняя забота о его переводе или о более достойных материально-бытовых условиях существования. Из целого ряда писем становится очевидным, что об устройстве его жизни заботились такие люди, как М. П. Погодин 12 , князь Урусов (РНБ ОР. Ф. 601. Д. 1413. Л. 53–53 об.) 13 , Василькова 14 , О. В. Ушинская 15 , В. Ф. Одоевский 16 и М. И. Семевский (ИРЛИ ОР. Ф. 274. Оп. 1. Д. 74. Л. 1–2 об.), и список не исчерпывается указанными фамилиями. Несмотря на все хлопоты, Белюстину так и не удалось сменить место служения, хотя были случаи, когда его согласие могло бы решить данный вопрос 17 . Важным обстоятельством является и то, что, находясь в Калязине, отец Иоанн постоянно чувствовал давление со стороны священноначалия 18 , он был уверен, что его письма и корреспонденцию на почте не только воруют, но и доставляют архиерею, о чем периодически предупреждал своих собеседников 19 . Белюстин, считая себя, в отличие от большинства духовенства 20 , одним из немногочисленных трудолюбивых пастырей (РНБ ОР. Ф. 377. Д. 474. Л. 1–2 об.; РНБ ОР. Ф. 601. Д. 1413. Л. 16–17 об.; РГАЛИ. Ф. 275 Оп. 4. Д. 12. Л. 34–35 об.; РГАЛИ. Ф. 373. Оп. 1. Д. 79. Л. 10–11 об., 33–34), на протяжении всей жизни ощущал себя недооцененным со стороны епископата, в то время как народ поддерживал его (РГАЛИ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Духовная музыка по объему и значимости является важной частью творчества Г. Он - автор 64 духовных сочинений (с 1907 по 1952), составляющих 8 опусов, из них 33 песнопения и 8 переработок ранних сочинений относятся уже к советскому времени. Из всех созданных им 46 опусов большая часть вокальных: 2 одноактные оперы, романсы, обработки песен разных народов и др. сочинения. Все духовные произведения Г. писал для хора a cappella (ор. 1 - для муж. хора, все остальные - для смешанного, преимущественно большого хора). Г. не создавал полных богослужебных циклов, но сочинял отдельные песнопения литургии и всенощного бдения в 10-х гг. Ор. 36 включает в основном песнопения на Рождество Христово, ор. 37 - Великого поста и Страстной седмицы, ор. 38 имеет авторское название «Из юношеских тетрадей» и состоит из произведений 1900-х гг. в поздней редакции. Ор. 39, написанный в основном в годы Великой Отечественной войны, содержит песнопения, обращенные к Богоматери (первые 6 номеров названы Г. сюитой «Всех скорбящих Радосте»), к свт. Николаю, к прп. Серафиму Саровскому; последние номера опуса были написаны по поводу конкретных событий - юбилея Неждановой (Великое многолетие), смерти В. А. Семёнова («Покой, Спасе наш») или в честь особенно почитаемых им людей - Рахманинова («Свете тихий»), митр. Трифона (Молитва св. мч. Трифону). Г. развивал ту тенденцию духовной музыки Нового направления, к-рая вела к значительному расширению муз. приемов (Рахманинов, А. Т. Гречанинов , Чесноков и др.). В его песнопениях присутствуют предельные уровни динамики, широкий звуковысотный диапазон, многоуровневая полифоничность (но, как правило, без зап. полифонических форм), особая усложненность фактуры (характерно частое деление голосов на 2, 3 партии) и гармонии (септ- и нонаккорды), расширенная тональность. Совр. приемы объединялись у Г. с приемами, идущими от старинных пластов рус. музыки - церковной и народной. Для сочинений Г. характерна светлая гамма чувств, передающая благоговейное любование красотой мира и самой музыкой, вслушивание в звучание гармоний.

http://pravenc.ru/text/165275.html

Когда братия все ещё изъявляли сомнения, Памво вновь сказал, что они равны пред Богом. Один последовал Господу ежедневным несением креста, другой служением своим ближним. Небесное откровение подтвердило справедливость суждения Памвы. Он видел обоих братьев стоящими вместе в раю. Сам Великий Антоний говорил о Памво, что Дух Божий почил в его сердце. Подвижники египетские почитали верхом совершенства достигнуть высоты добродетели Антония и Памво. Хотя Памво три года молил Бога, чтобы Он не дал ему славы на земле; но Бог так прославил его, что никто не мог смотреть на лицо его по причине блеска, сиявшего на нем. Но ничто не могло ослабить в нем чувства глубокого смирения Предсмертным словом его было: я отхожу к Богу так, как бы ещё не начинал служить. Св. Афанасий, вероятно, для обличения ариан вызывал Памво в Александрию. Он скончался тихо 70-ти лет от роду. Мелания имела утешение служить ему при его погребении 27 . Авва Ор, нитрийский пустынник, жил сперва вместе с Сисоем в Скиту. Но когда Скит сделался многолюднее, они оставили его, и тогда как Сисой удалился на гору св. Антония, Ор поселился в горе Нитрийской. Пустынники, знавшие Ора, говорили, что он не только никогда не лгал и не обижался, но и не говорил без крайней нужды, и даже не хотел слышать праздных речей. «Смотри, – говорил он своему ученику Павлу, – никогда не приноси чужих речей в эту келлию». Конечно потому, что это отвлекает ум от предметов небесных и бесценное время теряется в пустых словах. В то время, как его руки заняты были работою, он сердце свое питал благочестивыми размышлениями. Однажды с Аввою Феодором они поправляли свою келлию. Вдруг пришла им мысль: что мы будем делать, если Господь воззовет нас к Себе? Эта мысль так поразила их, что они залились слезами, оставили работу и ушли в келлию оплакивать свои грехи. Авва Ор и Авва Феодор, что бы ни случалось с ними, всегда благодарили Господа. Авва Ор в основание своего совершенства положил смирение. Заповедь о добродетели смирения была первая, которую дал Ор своему ученику Сисою. Смирение было главною его добродетелью, и он называет смиренномудрие венцом инока, а о помысле гордости говорил, что он все разрушает. Этот опасный помысл, когда он вторгается в душу, он учил отсекать строгим испытанием своей совести: все ли ты исполнил заповеди? любишь ли врагов своих? соболезнуешь ли об их несчастиях и почитаешь ли себя рабом непотребным, грешнейшим из всех? Не помышляй в сердце своем; я живу воздержнее брата и строже его; но покорись благодати Христовой в духе нищеты и нелицемерной любви, дабы не пасть тебе от тщеславия и не погубить трудов своих. Мняйся стояти, да блюдется да не падет ( 1Кор. 10, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Д. состоял членом-соревнователем Общества истории и древностей российских (с 1829), был действительным членом этого об-ва (с 1832), членом-корреспондентом Костромского статистического комитета (с 1854). Похоронен на кладбище при Ильинской ц. в с. Ильинском (ныне Судиславский р-н Костромской обл.). Во время Великой Отечественной войны церковь разобрали, после 1945 г. кладбище было уничтожено, могила утрачена. Осенью 1989 г. в ходе подготовки к 195-летию Д. по инициативе Костромского обл. отд-ния Всероссийского фонда культуры при помощи потомков Д. удалось установить точное место его погребения и восстановить могилу, на которой 22 окт. 1989 г. была отслужена панихида. Летом 1990 г. на могиле установили металлический крест и ограду, освященные 7 июля того же года прот. А. Андросовым. 14 июля 1994 г. могилу посетил А. И. Солженицын . 21 окт. 1989 г. в связи со 195-летием Д. в Нерехте прошли первые Диевские краеведческие чтения, в 1994 г.- вторые, в 1999 г.- третьи. В 2001 г. первые Диевские чтения прошли и в пос. Судиславле. В 1989 г. в Нерехте на доме, где Д. жил в детстве, и на здании бывш. Мариинского жен. уч-ща, в к-ром он преподавал, установлены мемориальные доски. В 1999 г. имя Д. присвоено Нерехтской районной б-ке. В 1889 г. большую часть рукописного наследия Д. приобрел у его потомков А. А. Титов , к-рый в кон. XIX - нач. XX в. опубликовал ряд трудов Д. К 2007 г. большинство рукописей хранится в ОР РНБ (фонд А. А. Титова), в т. ч. «История Костромской епархии», «Описание Богородицкого Игрицкого монастыря», «История Костромы» и др. Часть рукописей осталась в Ростове и находится в ОР Ростовского музея-заповедника. Неск. рукописей оказалось в собрании Костромской губ. ученой архивной комиссии и к 2007 г. хранятся в фондах Костромского историко-архитектурного музея-заповедника. Арх.: РНБ ОР. Ф. 775. Ед. хр. 3941-4022; РГБ ОР. Ф. 79. 3; КИАХМЗ. КОК 24738, 24761; ГМЗРК ОР. Ф. А. А. Титова. Соч.: Ист. описание Костромского Ипатского мон-ря. М., 1858; Благодетели мои и моего рода: Восп./Предисл.: А. А. Титов//РА. 1891. Кн. 2. С. 61-89; Суздальская иерархия. М., 1892; Черниговская епархия после Батыя, именуемая Брянскою//ЧОЛДП. 1892. Февр. Отд. 3. С. 1-43; Мат-лы для библиогр. словаря: Словарь писателей духовного и светского чина Костромской губ./Предисл., изд.: А. А. Титов//Библиогр. зап. 1892. 5. Прил. С. 1-24; 8. Прил. С. 25-43; Упраздненные мон-ри Костромской епархии. М., 1909; Старинные волости и станы в Костромской стороне: Мат-лы для ист.-геогр. словаря Костромской губ./Предисл.: А. А. Титов. М., 1909; Биогр. очерк прот. М. Диева с прил. его писем И. М. Снегиреву: 1830-1857. М., 1909; Письма о. М. Диева к И. М. Снегиреву/Предисл.: А. А. Титов. М., 1909; Г. Нерехта в XVIII и в 1-й четв. XIX в.//Тр. Костромского науч. об-ва по изуч. местного края. Кострома, 1919. Вып. 13. С. 65-113.

http://pravenc.ru/text/172006.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010