14, 1927; 3, Первомайская, для оркестра и хора, слова С. И. Кирсанова, Es-dur op. 20, 1929; 4, c-moll op. 43, 1936; 5, d-moll op. 47, 1937; 6, h-moll op. 54, 1939; 7, C-dur op. 60, 1941, посвящена городу Ленинграду; 8, c-moll op. 65, 1943, посвящена Е. А. Мравинскому; 9, Es-dur op. 70, 1945; 10, e-moll op. 93, 1953; 11, 1905 год, g-moll op. 103, 1957; 12-1917 год, посвящена памяти В. И. Ленина, d-moll ор. 112, 1961; 13, b-moll op. 113, слова Е. А. Евтушенко, 1962; 14, op. 135, слова Ф. Гарсиа Лорки, Г. Аполлинера, В. К. Кюхельбекера и Р. М. Рильке, 1969, посвящена Б. Бриттену; 15, op. 141, 1971) симфоническая поэма Октябрь (op. 131, 1967) увертюра на русские и киргизские народные темы (ор. 115, 1963) Праздничная увертюра (1954) 2 скерцо (ор. 1, 1919; ор. 7, 1924) увертюра к опере «Христофор Колумб» Дресселя (ор. 23, 1927) 5 фрагментов (ор. 42, 1935) Новороссийские куранты (1960) Траурно-триумфальный прелюд памяти героев Сталинградской битвы (ор. 130, 1967) Сюиты из оперы Нос (ор. 15-а, 1928) из музыки к балету Золотой век (ор. 22-а, 1932) 5 балетных сюит (1949; 1951; 1952; 1953; op. 27-a, 1931) из музыки к кинофильмам Златые горы (ор. 30-а, 1931) Встреча на Эльбе (ор. 80-а, 1949) Первый эшелон (ор. 99-а, 1956) из музыки к трагедии «Гамлет» Шекспира (ор. 32-а, 1932) Концерты для инструмента с оркестром 2 для фортепьяно (c-moll ор. 35, 1933; F-dur op. 102, 1957) 2 для скрипки (a-moll op. 77, 1948, посвящён Д. Ф. Ойстраху; cis-moll ор. 129, 1967, посвящён ему же) 2 для виолончели (Es-dur ор. 107, 1959; G-dur op. 126, 1966) Для духового оркестра Марш советской милиции (1970) Для джаз-оркестра сюита (1934) Камерно-инструментальные ансамбли Для скрипки и фортепиано соната (d-moll ор. 134, 1968, посвящена Д. Ф. Ойстраху) Для альта и фортепиано соната (ор. 147, 1975) Для виолончели и фортепиано соната (d-moll ор. 40, 1934, посвящена В. Л. Кубацкому) 3 пьесы (ор. 9, 1923-24) 2 фортепианных трио (ор. 8, 1923; op. 67, 1944, памяти И. П. Соллертинского) 15 струн. квартетов l, C-dur op.

http://pravmir.ru/shostakovich-dmitriy-d...

Шекспира (ор. 62, 1942; вариант с камерным оркестра) 2 песни на слова М. А. Светлова (ор. 72, 1945) 2 романса на слова М. Ю. Лермонтова (ор. 84, 1950) 4 песни на слова Е. А. Долматовского (ор. 86, 1951) 4 монолога на слова А. С. Пушкина (ор. 91, 1952) 5 романсов на слова Е. А. Долматовского (ор. 98, 1954) Испанские песни (ор. 100, 1956) 5 сатир на слова С. Чёрного (ор. 106, 1960) 5 романсов на слова из журнала «Крокодил» (ор. 121, 1965) Весна (слова Пушкина, ор. 128, 1967) 6 стихотворений М. И. Цветаевой (ор. 143, 1973; вариант с камерным оркестром) сюита Сонеты Микеланджело Буонарроти (ор. 148, 1974; вариант с камерным оркестром) 4 стихотворения капитана Лебядкина (слова Ф. М. Достоевского, ор. 146, 1975) Для солистов, хора и фортепиано обработки русских народных песен (1951) Музыка к спектаклям драматических театров «Клоп» Маяковского (1929, Москва, Театр им. В. Э. Мейерхольда) «Выстрел» Безыменского (1929, Ленинградский ТРАМ) «Целина» Горбенко и Львова (1930, там же) «Правь, Британия!» Пиотровского (1931, там же) «Гамлет» Шекспира (1932, Москва, Театр им. Вахтангова) «Человеческая комедия» Сухотина, по О. Бальзаку (1934, там же) «Салют, Испания» Афиногенова (1936, Ленинградский театр драмы им. Пушкина) «Король Лир» Шекспира (1941, Ленинградский Большой драматический театр им. Горького) Музыка к кинофильмам «Новый Вавилон» (1929) «Одна» (1931) «Златые горы» (1931) «Встречный» (1932) «Любовь и ненависть» (1935) «Подруги» (1936) «Юность Максима» (1935) «Возвращение Максима» (1937) «Выборгская сторона» (1939) «Волочаевские дни» (1937) «Друзья» (1938) «Человек с ружьем» (1938) «Великий гражданин» (2 серии, 1938-39) «Глупый мышонок» (мультфильм, 1939) «Приключения Корзинкиной» (1941) «Зоя» (1944) «Простые люди» (1945) «Пирогов» (1947) «Молодая гвардия» (1948) «Мичурин» (1949) «Встреча на Эльбе» (1949) «Незабываемый 1919-й год» (1952) «Белинский» (1953) «Единство» (1954) «Овод» (1955) «Первый эшелон» (1956) «Гамлет» (1964) «Год, как жизнь» (1966) «Король Лир» (1971) и др.

http://pravmir.ru/shostakovich-dmitriy-d...

Первое, по моему, вернее; поэтому я удерживаю его в печати; а второе, как авторизованны формулярами, употребляю в письмах и в книгах.» (Письмо М. П. Погодину от 4 января 1866 г.: РГАЛИ. Ф. 373. Оп. 1. Д. 79. Л. 1–2 об.). Впрочем, несмотря на указания Белюстина, что в письмах он использует написание с одной «л», более чем 3/4 исследованных нами писем, в том числе написанных на личной бумаге священника с полиграфически отпечатанной подписью, его фамилия была надписана с двумя буквами «л». В данном конкретном случае мы считаем непринципиальным способ написания фамилии «Белюстин» и принимаем более краткое написание за норму, тем более что правомерность написания подтверждает и сам носитель фамилии. 3 О роли И. С. Белюстина в развитии церковно-общественной публицистике см.: [Малышев, 2015 а ; Малышев, 2015 б ]. 4 Письма к: Андрею Степановичу Воронову (РГИА. Ф. 845. Оп. 1. Д. 16), Николаю Семеновичу Лескову (РГАЛИ. Ф. 275 Оп. 4. Д. 12), Михаилу Петровичу Погодину (РГАЛИ. Ф. 373. Оп. 1. Д. 79), Алексею Сергеевичу Суворину (РГАЛИ. Ф. 459. Оп. 1. Д. 307), Павлу Ивановичу Мельникову-Печерскому (РНБ ОР. Ф. 37. Д. 703), Петру Ивановичу Корнилову (РНБ ОР. Ф. 377. Д. 474), Алексею Дмитриевичу Желтухину (РНБ ОР. Ф. 377. Д. 1430; ИРЛИ ОР. Ф. 616. Д. 6), Андрею Александровичу Краевскому (РНБ ОР. Ф. 391. Д. 188), Владимиру Федоровичу Одоевскому (РНБ ОР. Ф. 539. Оп. 2. Д. 237), Александру Казимировичу Мейендорфу (РНБ ОР. Ф. 542. Д. 900), Виктору Андреевичу Половцову (РНБ ОР. Ф. 601. Д. 1413), Михаилу Ивановичу Семевскому (ИРЛИ ОР. Ф. 274. Оп. 1. Д. 74), Михаилу Матвеевичу Стасюлевичу (ИРЛИ ОР. Ф. 293. Оп. 1. Д. 204), Ивану Сергеевичу Аксакову (ИРЛИ ОР. Ф. 3. Оп. 4. Д. 35). 5 Причина, по которой Белюстин не поступает в духовную академию, доподлинно неизвестна. Сам священник указывает на обязательства перед невестой как на причину отказа продолжать обучение, несмотря на положительно пройденные экзаменационные испытания [Леонтьева, 2012, 25–26]. Однако существует и другая точка зрения, высказанная Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Песнопения В. б. занимают важное место в духовно-муз. наследии композиторов Нового направления рус. духовной музыки кон. XIX - нач. XX в. У истоков этого направления стоял С. В. Смоленский , воплотивший свои идеи о способах обработки церковных напевов в соч. «Главнейшие песнопения всенощного бдения (для мужских голосов)» (СПб., 1893). Выведение всей многоголосной фактуры песнопения из церковной мелодии - принцип, ставший основополагающим для духовных сочинений А. Д. Кастальского , к-рому принадлежат ряд отдельных песнопений В. б. (с 1900 по 1914) и гармонизации для «Обихода церковного пения Синодального хора» (Ч. 1: Всенощное бдение. М., 1915). Кастальский, как и др. композиторы Нового направления, создавал песнопения В. б. в неск. вариантах в соответствии со степенью торжественности службы по эмоциональному содержанию, а также использовал различные распевы, в т. ч. и малоупотребительные (демественный, груз. напев и т. п.). Среди сочинений композиторов Нового направления, представляющих собой авторский хоровой цикл,- «Избранные молитвословия из всенощного бдения» (ор. 43) М. М. Ипполитова-Иванова (1906), «Неизменяемые песнопения из всенощного бдения» А. В. Никольского (ор. 26, 1908), «Всенощное бдение» (ор. 44. М.; Лпц., 1911) В. И. Ребикова , «Всенощная (старо-церковные роспевы)» (ор. 19, 1911) и «Пение на всенощной» (ор. 45, [до 1912]) С. В. Панченко , «Всенощное бдение» А. Т. Гречанинова (ор. 59, 1912), а также «30 песнопений для женского хора: Литургия и всенощная» (ор. 9, 1905), «Песнопения всенощного бдения» (ор. 21, 1908), «Главнейшие песнопения всенощного бдения» (ор. 44, 1915) П. Г. Чеснокова . В циклах Ребикова и Панченко использованы более радикальные, нетрадиц. для церковной музыки приемы гармонического письма, как намеренно «архаические», «первобытные», так и заимствованные из позднеромантической европ. гармонии. Вершиной нового направления стало «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова (ор. 37, 1915). В состав цикла из 15 песнопений Рахманинов ввел «Приидите, поклонимся», поющееся по традиции РПЦ священнослужителями в алтаре, и 2 воскресных тропаря. Трактовка композитором нек-рых песнопений В. б. (напр., «Ныне отпущаеши» в жанре колыбельной) глубоко индивидуальна. 11 песнопений представляют собой обработки церковных распевов, синтезирующие мн. достижения нового направления в области гармонии, фактуры, а также особенности гармонического и архитектонического мышления Рахманинова и лирическую природу его муз. дара.

http://pravenc.ru/text/155522.html

289 Печатается впервые по копии: ОР РГБ. Ф. 214. Опт. 58. Л. 48 – 58 об.; записка составлена К.К. Зедергольмом (черновой автограф: ОР РГБ. Ф. 214. Опт. 37. Л. 18 – 29). 290 Непременно нужны два словаря: один пократче, самых темных слов, а другой полный. Первый не худо заучивать в учебных заведениях. – Примеч. К. К. Зедергольма. 291 Предложение только пояснять Св. Писание частными исправлениями или примечаниями вызвало со стороны Московского митрополита опасение, что введение в славянский текст новых слов будет приставлением плата небелена к ризе ветхой и сделает текст Библии пестрым. Это опасение отстраняется, и даже было предупреждено требованием Киевского митрополита, чтобы в исправлениях «строго держаться славянского склада и оборота речи». Что же касается до мысли, что русский перевод мог бы заменить толкования (которые митрополит Киевский полагает издавать особо), то он заметил также, что и при переводе нужно будет толкование; кроме того, повсеместным и всегдашним обыкновением Церкви признано более безопасным не соединять и не смешивать перевода с толкованием. – Примеч. К. К. Зедергольма. 292 Печатается впервые по копии: ОР РГБ. Ф. 214. Опт. 58. Л. 10– 17 об.: записка составлена К. К. Зедергольмом (черновой автограф: ОР РГБ. Ф. 188. К. 11. Д. 5. Л. 46–55; копия из архива канцелярии обер-прокурора: РГИА. Ф. 797. Оп. 28. Отд. 2. Ст. 2. Д. 384. Л. 2–12). 293 Печатается впервые по черновому автографу К. К. Зедергольма: ОР РГБ. Ф. 214. Опт. 59. Л. 14–16; Сбоку приписка карандашом: «Предложение Св. Синоду переделано преосв. Нилом». 294 Печатается впервые по копии: ОР РГБ. Ф. 214. Опт. 58. Л. 1–9 об.; записка составлена К. К. Зедергольмом. 295 Печатается впервые по копии: ОР РГБ. Ф. 214. Опт. 58. Л. 23– 30 об.; записка составлена К. К. Зедергольмом (копия: ОР РГБ. Ф. 214. Опт. 30. Л. 8–23). 296 Печатается впервые по копии: ОР РГБ. Ф. 214. Опт. 58. Л. 31– 32 об.; записка составлена К. К. Зедергольмом (черновые и беловые копии с редакторской правкой: ОР РГБ. Ф. 214. Опт. 30. Л. 28–43; копия из архива канцелярии обер-прокурора с редакторской правкой: РГИА- Ф. 797. Оп. 28. Отд. 1. Ст. 2. Д. 207. Л. 27–33.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

XV–XVII вв.). Казань, 1913; Буланин Д.М. Античные традиции в древнерусской литературе XI–XVI вв. Мюнхен, 1991. С. 96–137; Буслаев Ф.И. Русская хрестоматия: Памятники древне-русской литературы и народной словесности, с историческими, литературными и грамматическими объяснениями и с словарем. М., 1881; Соболевский А.И. Переводная литература Московской Руси XIV–XVII вв. СПб., 1903; Русская словесность с XI по XIX столетия включительно/Сост. А.В. Мезиер: В 2 ч. М., 1899. Ч. I: Русская словесность с XI по XVIII в. 10. «Азбуковники» помимо школьных правил рассказывают о прохождении после первоначального образования «семи свободных художеств» – грамматики, диалектики, риторики, музыки (церковное пение), арифметики, геометрии («всякое землемерие», включавшее географию и космогонию) и «последней по счету, но первой действом» астрономии («звездознание»). См., например: Азбуковник с доп. статьями (РГБ. ОР. Ф. 310. 976); Лексикон (Азбуковник) Лаврентия Зизания (РГБ. ОР. Ф. 256. 1; Ф. 310. 974); Лексикон славенороссийский Памвы Берынды (РГБ. ОР. Ф. 439. 22.3; Ф. 178. 2589 [Кутеинский], Шибан. 215); Сказание о букве и о ее строении, яже потребна есть всем желающим правого учения книжнаго писания (РГБ. ОР. М. 108 [Большак.]); Сказание о грамоте (РГБ. ОР. М. 23 [Большак.]), Словарь еврейско-русский (РГБ. ОР. Ф. 256. 231); Толкование иностранных слов и образцы речи (РГБ. ОР. Ф. 310. 613). Также см.: Татищев В.Н. Лексикон российский исторический, географический и гражданский//Татищев В.Н. Избранные произведения. Л., 1979. 11. См., например: Риторика (РГБ. ОР. Ф. 178. 2778; Ф. 200. 73 (Ниловск.); Ф. 256. 192 (Румянц.); Ф. 299. 607 (Тихонрав.); Ф. 310. 874, 875); Риторика (ГИМ. ОР. Муз. 710, 2274; Синод. 861, 918, 933; Щук. 941); Риторика Софрония Лихуды (РГБ. ОР. Ф. 299. 532, 640). См. также: Аннушкин В.И. Первая русская «Риторика» XVII века: Текст. Перевод. Исследование. М., 1999; Буланина Т.В. Риторика в Древней Руси: Сведения о теории красноречия в русской письменности XI–XVII вв.: Автореф.

http://pravoslavie.ru/36953.html

Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик. Достопамятные Сказания. Об авве Моисее гл. 16. Алфавитный Патерик. Авва Мегефий Авва Мегефий говорил: Прежде, когда мы собирались друг к другу и беседовали о пользе душевной, укрепляя друга друга, - мы уподоблялись стройным полкам и восходили на небо. Ныне, когда собираемся, чтоб злословить друг друга, - мы нисходим во ад [ 1 ]. Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания. Авва Нестерон Сказал авва Нестерон великий: Старайся ежедневно представлять себя Богу чуждым греха. Молись Богу так, как бы ты видел Его: потому что Он точно видит тебя [ 1 ]. Алфавитный Патерик. Авва Ор 1. Сказал авва Ор ученику своему: Убегающий от вещества приближается к невещественному; собирающий же вещи отлучает себя от невещественного [ 1 ]. 2. Авва Ор говорил: Венец монаха - смиренномудрие [ 2 ]. 3. Авва Ор говаривал ученику своему Павлу: Наблюдай и наблюдай за собою, чтоб никогда не приносить чужих речей в эту келлию, то есть, в келлию, в которой безмолвствовал авва Ор. Существенно нужно для безмолвника по возможности совершенное уклонение от вмешательства, даже вниманием ума и участием сердца, в дела сего мира и в чужие дела [ 3 ]. 4. Об авве Оре сказывали, что он никогда не лгал и не божился, никому не желал зла, и без крайней нужды не говорил [ 4 ]. Этого правила в поведении держались все святые иноки. 5. Авва Сисой сказал авве Ору: дай мне наставление. Авва Ор спросил его: имеешь ли ты доверенность ко мне? Авва Сисой отвечал: имею. Тогда авва Ор сказал ему: иди, исполни то, что видишь во мне. Что же я должен видеть в тебе, отец? спросил его авва Сисой. Старец сказал ему: я почитаю себя худшим всех людей [ 5 ]. 6. Авва Ор говорил: Злословие есть смерть души [ 6 ]. 7. Еще говорил: Какая бы ни постигла тебя скорбь, не обвиняй в ней никого, кроме себя, и говори: это случилось со мною за грехи мои [ 7 ]. Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания. Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания. Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания. Авва Пимен Великий 1. Сказал авва Ор ученику своему: Убегающий от вещества приближается к невещественному; собирающий же вещи отлучает себя от невещественного [ 1 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1452...

О Шаде, см. у Koyre. Ор. cit. 52–65, у Шпета. Стр. 110–118, у Боброва. Философия в России. См. также статьи Зеленогорского в журн. «Вопросы Философии и Психологии», и 30. 231 См. об этом Ueberweg. Gesch. d. Philosophie (12te Aufl. 1923. B. IV. S 35). 232 См. подробности у Шпета. Ор. cit. Стр. 114–118. 233 Литература о Велланском: Бобров, «Философия в России». К. Веселовский, «Русский философ Д. М. Велланский». Рус. Старина, 1901, Филиппов, «Судьбы русской философии», Журн. Русское Богатство, 1894 г., Колюпанов, «Биография А. И. Кошелева», т. 1, Шпет, Ор. cit. Стр. 124–132, Коуге. Ор. dt. P. 91–99. См. также Розанов. «Воспоминания о Велланском», Журн Русский Вестник, 1867 г. 234 Коуге. Ор. cit. P. 98. 235 Колюпанов. Ор. cit. T. I. Стр. 445. 236 О Ястребцове, см. Шпет Ор. cit. Стр. 305–9; к сожалению презрительный тон у Шпета портит, как всегда, его изложение. 237 См. у Боброва. Op. cit. Стр. 221. (Вып. II). 238 Об этом свидетельствует письмо Велланского к Павлову (у Боброва, вып. II, стр. 225). 239 Шпет. Ibid. Стр. 126. 240 Из рукописи «Животный магнетизм». См. у Боброва, вып. III. 241 Шпет очень грубо говорит, что Велланский начал с «натурфилософскаго хвоста, а не с философских принципов, не с головы» (Ibid Стр. 125). Но Велланский здесь нисколько не ниже других известных шеллингианцев — Окена, Каруса и др. Все они, исходя из принципов трансцендентализма, были заняты применением принципов Шеллинга к натурфилософии, антропологии и т. д. Шпет в другом месте (Ibid. Стр. 132), говорит о Велланском, что он был «нечутким, а потому и беспечным к. чисто философскому значению основных принципов». «Он не мог раскрыть философских основ науки и знания… ибо он не был философом». Суждение это явно несправедливо. 242 Romantische Naturphilosophie. Ausgewahlt von Ch. Bernoulli u. I. Kern. Jena, 1926. 243 Впрочем надо отметить, что лекции Велланского воодушевляли некоторых слушателей до «самозабвения», до «экстаза». (См. у Боброва. Ор. cit. Вып. II. Стр. 67). но влияние его было очень ограничено тем, что преподавал он в Медицинской Академии. 244

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

См, напр., Антропол. принцип…, стр. 28, 51–52, Большинство авторов, писавших о философии Чернышевского, совершенно не замечают этого — таковы и Плеханов, и Стеклов. 819 Чернышевский ясно говорит об этом, ставя рядом «нравственные и метафизические вопросы», Ibid. стр. 65. 820 Ibid, стр. 84–97. 821 Ibid, стр. 97. 822 В «Очерках Гоголевского периода…», стр. 288. (Издание 1892). 823 Очень удачны комментарии этой защиты «человечности вполне» у Котляревского, Ор. cit., стр. 304–306. См. также у Стеклова, Ор. cit., стр. 292. 824 Антропол. принцип…, стр. 84–90. 825 Ibid, стр. 89. 826 Ibid, стр. 94. 827 Очерки…, стр. 286. 828 Антропологический принцип…, стр. 60–1. 829 Стеклов, Ibid, стр. 301, 304. 830 Котляревсияй, Ор. cit, стр. 39. 831 Вл. Соловьев. Сочинения (Издание «Общественная польза»), т. VI, стр. 424–432. 832 См. статьи по эстетике в т. VI сочинений Соловьева. О Вл. Соловьеве, см. т. II, гл I–II. 833 Плеханов (Сочинения, т. V, стр. 190), усматривает в диссертации Чернышевского «попытку построить эстетику на основе материалистической философии». Утверждение это абсолютно неосновательно. 834 Стеклов, т. 1, стр. 319. 835 Котляревский, стр. 316. 836 См. об этом в статье С. Булгакова «Религия человекобожия у Фейербаха» (Два Града, т. 1). 837 Massaryk. Ор. cit., S. 50. 838 См. об этом у Massaryk. Ibid, S. 56. Один автор (П. Б. Струве — статья «К истории нашего философского развития», в сборнике «Проблемы идеализма», Москва 1902), верно отмечает, что Чернышевский выразил свои историософские взгляды «в столь соблазнительно ясной и решительной форме, как никто ни до, ни после него». 839 См., напр., у Стеклова, Ор. cit., стр. 359. 840 См. об этом, напр., у Котляревского Ор. cit., стр. 406–8. 841 Андреевич. Опыт философии русской литературы (1922), стр. 220. 842 Massaryk (Op. cit., 79) справедливо характеризует Писарева, как enfant terrible всего радикализма того времени. 843 Мы указывали выше, что Герцен, наоборот, охотно принимал это слово и защищал нигилизм, как свободу от авторитетов и предрассудков. 844 Сочин. (Издание Павленкова 1897), т. 1, стр. 365, Из литературы о Писареве укажем Скабичевский — Литературные воспоминания. Скабичевский — «Три человека 40–х годов». (Соч. т. 1). Карпотин — Радикальный разночинец. Казанович — Д. И. Писарев. Е. Соловьев — Писарев. Кружков — Философские взгляды Писарева («Под знаменем марксизма» 1938, И. Иванов — История русской критики (m–II). Андреевич — Опыт философии русской литературы (гл. V); Massaryk. Ор. cit. В. II, S. 79–92. 845

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

На великой вечерни, слава и ныне, гл. 6: «Послан бысть с небесе». Имеется во всех ирмологах, кроме ирмолога 1674 г., – знаменного распева с фитой, поставленной в скобках. В «Праздниках» Синод. издания (л. 88 об.) стихира эта распета иначе – пространным видом знаменного распева и отличается обилием фитных украшений. В ирм. Головни (л. 316 об.) имеются стихиры: а) «Совет превечный», б) «Являешимися яко человек» и в) «Бог иде жн хощет»; распеты во глас 6-й, напевом силлабического склада неизвестного распева (но не знаменного). Тоже и у г. Малашкина (ор. 47, стр. 61). У г. Малашкина (ор. 47, стр. 61–65) имеются еще песнопения «Бог Господь» обычного краткого напева с тропарем: «Днесь спасения нашего главизна»; Седален по 2-й кафизме «Великий воевода» – болгар. Распева гл. 1, на подобен «Гроб Твой»; по 3-й кафизме «Днесь всяка тварь», во гл. 3 болгарского же распева, на подобен «Красота девства»; седал. По полиелеи: «Гавриил с небесе», во гл. 4-й болгар. Распева, на подобен «Удивися Иосиф» и слава и ныне: «Послан бысть Гавриил» – того же напева. Величание: «Архангельский глас» – киевского распева, как и в Синод. Обих. (л. 63); но напев этот буквально сходен с знаменным (см. Син. Обих. л. 51 об.). Имеется в ирмол. 1700, 1674 и 1709 г. Тот же напев, несколько иной редакции, изложен в ирм. Головни (л. 317) и у. Малашкина (ор. 47). У г. Малашкина изложены ирмосы, пп. 6,8 и 9 знаменного распева, видоизмененной редакции (ор. 47, стр. 6) и «Отверзу уста моя» (ор. 49) – краткого обычного напева. Припев на 9-й песни канона: «Благовествуй земле», в ирмол.1700, 1674, 1709г., а равно в ирм. Головни (л. 317 об.) и у Малашкина (ор. 47, стр. 67) знаменного распева, как в Синод. ирмологе 1833 г. (л.166 об.), но несколько иной редакции. В страстную седмицу В великий понедельник, вместо троична, гл. 2-й (а по ирм. 1652 г. гл. 8-й): «Се жених грядет». Того же киевского распева, который изложен и в Синод. Обиходе (л. 179 об.), но несколько иной редакции и с украшенным окончанием. Не имеется только в ирм.1700 г. Тоже в ирм. Головни (л. 314) и у. Малашкина (ор. 50, стр.3).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010