е. куплетного типа, как и «Анзерка» 26), «Скитская» 31, о скитских напевах см.: Герасимова. 2013), а также 3-голосная «Донская» 38) с характерным кантовым многоголосием ( Плотникова. 2015. С. 182). В этот Обиход включена и херувимская «Варсунофьевская» на 8 голосов 16), возможно происходившая из Варсонофьевского жен. мон-ря в Москве. «Симоновская» херувимская также помещена в сборниках ГИМ. Син. певч. 670 (вкладная ркп. в новгородскую ц. Знамение) и 1417, «Киевопечерская большая и малая» на 6 голосов - в ГИМ. Син. певч. 664. В 3 партиях из 4-голосного Обихода (ГЦММК. Ф. 283. 441-443) содержатся «Достойно есть» «Тихвинская» и «Кирилловская» и херувимская «Невская». Невский распев, связанный происхождением с Александро-Невской лаврой, встречается как отдельно в херувимской (также в ГЦММК. Ф. 283. 691), так и в названии «Литоргии невскаго роспева» (ГЦММК. Ф. 283. 519. Л. 89) и в ряде песнопений Обихода внутри одной певч. книги (ГЦММК. Ф. 283. 536): херувимская «невская» (Л. 36 об.), «болшая невская» (Л. 46), «Достойно есть» «невская» (Л. 55 об.), «Во всю землю» «невский» (Л. 110), «Хвалите Господа» «невский» (Л. 113). В 1-й пол. XVIII в. появляются многохорные (12-голосные) обработки херувимской невского распева и ее вариантов (возможно, их автором является архим. Герасим (Завадовский) , уставщик и головщик Александро-Невской лавры): «Александро-невская», «болшая александроневская», «средняя александроневская» (ГЦММК. Ф. 283. 719. Л. 14 об., 28, 29) и 3 варианта с названием «невская» (ГИМ. Син. певч. 355. 14, 15, 18). В традициях развитого многохорного письма выполнена и херувимская «чудовская» на 12 голосов (ГИМ. Син. певч. 87. 11). В таких случаях речь идет уже скорее об авторских сочинениях, чем о собственно монастырских распевах. Лит: Скребков С. Русская хоровая музыка XVII - нач. XVIII в.: Очерки. М., 1969; Городецкая Н. В. О различных подходах к гармонизации херувимской песни в партесных композициях сер. XVII - нач. XVIII вв.: На мат-ле ркп. ГИМ. Син. певч. собр. 657//Гимнология.

http://pravenc.ru/text/2564102.html

Арх.: ГИМ ОР. Воскр. 1010. Л. 1-120; Сим. 31; Увар. 38; Чуд. 295, 296; РГБ ОР. Унд. 424, 658; РНБ ОР. Q 1-917; БАН ОР. П. I. В. 7. Соч.: Путь к вечности. СПб., 1784; Слово о пьяницах//ПС. 1862. Ч. 1. С. 386-398; Плач и рыдание о безвинном страдании//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. Смесь. С. 5-10. Ист.: Чистович И. А. Новгородский митр. Иов, его жизнь и переписка с разными лицами//Странник. 1861. 2. С. 83, 85; ОДДС. Т. 1. Прил. 8. С. 17, 84, 92, 95; Белокуров С. А. Мат-лы для рус. истории. М., 1888. С. 550-552; Родосский А. С. Описание 432 ркп., принадлежащих СПбДА и составляющих ее 1-е по времени собр. СПб., 1893. 118, 142, 160, 161; Никольский А. И. Описание рукописей, хранящихся в арх. Св. Правительствующего Синода. СПб., 1910. Т. 2. Ч. 2. С. 624-635. Лит.: Евгений. С. 76-77; Филарет (Гумилевский). Обзор. С. 265-266; Образцов И. Я. Архим. Гавриил Домецкий и иеродиак. Дамаскин//ДБ. 1865. 1. С. 20-31; 2. С. 59-63; 3. С. 83-96; Любимов С. Борьба между представителями великорус. и малорус. направления в Великороссии в кон. XVII и в нач. XVIII в.//ЖМНП. 1875. Сент. С. 74-104; Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891; Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. СПб., 1899; Браиловский С. Н. К лит. деятельности Гавриила Домецкого//ИОРЯС. 1904. Кн. 4. С. 17-96; Кацнельсон Р. Ансамбль Симонова мон-ря в Москве//Архит. наследство. М., 1956. Вып. 6. С. 87-106; Белоброва О. А. Гавриил Домецкий//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 190-191. Д. Г. Давиденко Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник ИЛАРИОН (Кириллов Иван Андреевич; 1776 - 1851), архим., настоятель Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы и тихвинского Большего в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рей, духовный писатель ИННОКЕНТИЙ (Гизель; † 1683), архим. Киево-Печерского мон-ря, ректор Киево-Могилянской коллегии, духовный писатель ИОАННИКИЙ (Галятовский (Голятовский), ок. 1620 - 1688), архим. Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, духовный писатель, полемист, проповедник

http://pravenc.ru/text/161297.html

Горфункель А. Х. Предисловие к изданию хозяйственных книг Кирилло-Белозерского монастыря XVI в. (СПб ИИ, ф. 276, оп. 2, д. 147, л. 5). Дмитриева З. В. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского монастыря... С. 22. ОР РНБ, Соф. 1152, л. 38 об. Т. И. Шаблова датирует эту рукопись годом записи данного вклада – 1563–1564 гг. ( Шаблова Т. И. Кормовое поминовение… С. 169, 174). Шаблова Т. И. Кормовое поминовение... С. 180. Вкладная книга дополнялась до 1610 г. (Там же. С. 179). Там же. С. 179. Никольский Н. К. Указ. соч. Т. 2. С. 118. Шаблова Т. И. Кормовое поминовение… С. 179. На это же указано: Шаблова. Т. И. Кормовое поминовение... С. 181. Т. И. Шаблова рукопись Соф. 1477 датирует 1603 г. (Там же. С. 180). Здесь и далее даются указания на альбом филиграней, составленный О. А. Абеленцевой: Альбом филиграней бумаги хозяйственных книг Кирилло-Белозерского монастыря конца XVI—XVII в.//Приходные и расходные книги Кирилло-Белозерского монастыря... С. 485—609. « А в прошлом 110-м году ис тово запасу княгини старица Агафья отпустилась хлеба…» (полный текст приписки см. примечание 182 к тексты памятей). Т. И. Шаблова рукопись Кир.-Бел. 68/1307 датирует 1603/1604 г. (Там же. С. 184—185). Грамота опубликована: Дмитриева З. В. Уставные грамоты Кирилло-Белозерского монастыря XVI—XVII вв.//Российское государство в XIV—XVII вв.: Сборник статей, посвященных 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева. СПб., 2002. С. 264—265. Никольский Н. К. Указ. соч. Т. 2. С. 121. ОР РНБ, Соф. 1150, л. 83 об. («Государь и великий князь Дмитрий Иванович 7113 июля 21 день пожаловал давати два корма»). Т. И. Шаблова датирует рукопись 1603/04 г. ( Шаблова Т. И. Кормовое поминовение... С. 186. Никольский Н.К. Указ. соч. Т. 2. С. 121. ОР РНБ, Соф. 1167, л. 157. Временник Императорского Московского общества истории и древностей Российских Кн. 22. Отд. 3. М., 1855. С. 9—20 ОР РНБ, Кир.-Бел. 93/1331. Л. 107; Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей… Стб. 56. Сперанский М. Н. Описание рукописей Тверского музея. М., 1891. С. 97—99.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591442/

Л. 349. Свод. Л. 352. Исключительные дни для Иисусовой молитвы. Л. 352 об. Опыты непрестанного полудневного вовращения. Л. 353. Перечень. Л. 354. NB. Места, возбуждающие усердие. Л. 356. Напоминание. Л. 357. Польза внутренних записок. Список: ОР РГБ. Ф. 214 (Собрание рукописей Оптиной пустыни). 715 (полуустав, 4°, 254 л., 21,4 х 17,0 см). 2. Муз-9561 – ОР РГБ. Ф. 178 (Музейное собрание). 9561. Автограф. 4°, 174 л., 21,0 х 13,0 см, переплет картонный в черной клеенке. Л. 2. Подвижнический Сборник, содержащий выписки из Святых Отцев, в XV частях. Часть четвертая (Убедительные побуждения к молитве). Л. 4. Письмо о плодотворении замечания полезных мыслей (13 августа 1852 г.). Л. 6 об. Письма, содержащие убеждение к занятию внутреннею молитвою, в коих изображается воззвание, необходимость практикования познанных истин, ободрение, возбуждение, сладость и средства к достижению молитвенной цели (1834, 1856, 1859, 1867 гг.). Л. 105. Письма, содержащие напоминание о внимательности, в коих изображается необходимость оного, способы и возможность (1851–1856 гг.). Л. 111 об. Письма о сухости духовной, где изображены способы к побеждению оной и предохранению от уныния (1833–1855 гг.). Л. 125 об. Письма о посещении храма Божия, где представляется потребность сего и польза (1849–1859, 1860, 1861 гг.). Л. 150. Письма о памяти смертной, содержащие побуждение к оной (1838–1858, 1859 гг.). Л. 168. Замечания назидательных мыслей (относительно безмолвия) (1856? г.). Л. 172. NB. В духе человеческом ощущается потребность изящного… (1867 г.). Списки: 1. ОР РГБ. Ф. 214 (Собрание рукописей Оптиной пустыни). 411 (полуустав, 4°, 149 л., 21,5 х 17,0 см). Опубликовано: Троепольский. 2006: 468–562; 2. Там же. 412 (скоропись, 4°, 70 л. 21,8 х 17,5 см), без конца, текст обрывается на середине XXVI письма; 3. Фрагмент: Архив Афонского Пантелеимонова монастыря. Оп. 50. Д. 8. Док. 4946. 4 л. Описания: Чежия. 2013: 532; Чежия. 2015: 409. 3. Муз-10948 – ОР РГБ. Ф. 178 (Музейное собрание). 10948. Автограф. 4°, 368 л., 21 х 13,5 см, переплет картонный в черной клеенке.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

237 Ibid. стр. 173–174. Путь для получения благодати Св. Духа более подробно описывается у преп. Симеона в таких чертах: вера, возрастая, восходит в любовь (Слова в. II, стр. 82–83); также и добродетели приводят к любви, потому что, когда они бывают все вместе, тогда, по словам Симеона, среди них, как древо, произрастает страх Божий, который приносит иной, совершенно новый плод – любовь. Μ. Р. ор. cit, с. XVII. col. 535 BCD. А любовь уже и есть Божественный Дух и Христос. Ibid. col. 536 В: с. VI, col. 518 D. Таким образом страх Божий, как начало премудрости, является одним из посредствующих условий для стяжания боговедения. То же мы видим и у Григория Богослова . Симеон Н. Б. Слова в. I, стр. 322; в. II, стр. 27; Μ. Р. ор. cit., с. V, col. 517 В и др. Григорий Б. твор. ч. II, стр. 147; ч. III, стр. 213. 238 Слова в. II, стр. 70: Μ. Р. ор. cit., с. XXXI. col. 579 А; ср. Слова в. II, стр. 83: Μ. Р. ор. cit., с. XX, coll. 550 D–551 А. 241 Слова в. I, стр. 147–148, 174. Не обладающие же здравым умом по словам Симеона, „не имеют чувств и рассуждения для различения даже дел человеческих.“ Слова в. II, стр. 326. 243 Ibid. стр. 307. Истина, – говорит здесь Симеон, – утерянная нами через грехопадение, „в слове Божием содержится и благодатью Христовой постигается. Благодать во Христе Иисусе своей недомыслимой силой раздробленные и многосплетённые воззрения упростила, исправила и объединила некоторым, как бы физическим и непоколебимым единством, показав тем, что все другие к тому способны недейственны, непрактичны и бесполезны“. 247 Читать божественное Писание „в нашей состоит власти“, говорит св. Отец, „то же, чтобы понимать читаемое, есть дело благодати Божией“. Слова в. I, стр. 75. Оттого только немногие из людей могут правильно разуметь смысл божественных писаний, прочие же при толковании постоянно ошибаются. Слова в. II. стр. 525. Поэтому, предостерегает Симеон, „не следует никому, прежде причастия божественной благодати, восходить на учительскую кафедру... так как из мудрых в слове, но не приявших божественной благодати, иные сделались начальниками ересей, другие побеждены были словами еретиков“. Слова в. I, стр. 466.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Золото очищается огнем: праведник усовершается тяжким испытанием. Так усовершался в смирении и в страхе Божием авва Ор. В течении восемнадцати месяцев он страдал тяжкою болезнию, и переносил её терпеливо, видя в ней справедливое прещение Божие за грехи, спасительное напоминание о смерти и близости к страшному суду, благоприятный повод к выявлению покорности воле Божией и к обнаружению кротости пред лицем утешающих собратий, и благодатный вызов к уподоблению страдавшему на кресте Спасителю человеков. В это время преподобный Сисой приходил к нему с горы св. Антония и, живя у него в келье, удивлялся быстроте послушания ученика его Афра и простосердечной подчиненности его самого этому ученику. 33 Действительно, в обоих их две воли согласовались так, как согласны были две воли в Богочеловеке. Чего желал Ор, того хотел Афр. Что одобрял или не одобрял Афр, то признавал добрым, или недобрым Ор. Оба они делом оправдали свою веру в единство двух волей в пребожественном Иисусе. Урок – всем, пребывающим в общежитии, мужьям и женам, братьям и сестрам, властям и подчиненным! – Когда Сисой просил больного Ора дать ему наставление, – страждущий авва говорил ему: «что мне сказать тебе? Подражай тому, что ты видишь здесь и признаешь наилучшим. Бог помогает всякому, кто напрягает свои последния силы». В другой раз тот же преподобный пожелал слышать какое-нибудь наставление сего аввы; этот спросил его: «веришь ли ты мне? – Верю, отвечал Сисой. – Итак иди и делай то, что я делаю, как ты видел. – Но какому бы лучшему делу твоему подражать мне? спросил Сисой. – Ты видишь и знаешь, – отвечал Ор, – что я почитаю себя хуже всех людей». Сей угодник Божий скончался в 391 году. Память его празднуется в 7 день месяца августа. Святый Памва, не согрешавший языком своим (ранее 390 года) В сонме первых подвижников нитрийских был св. Памва. Те, которые описывали жития их, ублажали этого совсельника их, как друга Божия и сообщника ангелов, как премудрого наставника и чудотворца. Неизвестно ни время, ни место рождения его. А из мира он ушел в нитрийскую пустыню в самых юных летах, и здесь обратился к одному старцу с просьбою научить его нескольким псалмам наизусть, потому что ещё не умел ни читать, ни писать. Старец задал ему первый урок, прочитав следующие слова 38 псалма: «рех, сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим». Памва был поражен этими словами так сильно, что решился сообразовать с ними всё житие свое, и сказал учителю: «довольно с меня и этого урока; когда выучу его, тогда опять приду к тебе». – Минуло шесть месяцев; тот старец случайно встретил Памву, и спросил его: почему ты не бывал у меня так давно? – Потому, что я ещё не выучил урока твоего, – отвечал он. Впоследствии один из друзей его пожелал знать, наконец, выучен ли им заданный урок, – и Памва поведал ему, что он едва-едва затвердил его в течение девятнадцати лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

57. Предисловие и комментарии к статье: Болотов В. В. К вопросу об ареопагитских творениях [письмо архиепископу финляндскому Антонию]//ХЧ. 1914. Май. С. 555–580. 1914–1915 58. Отзыв о магистерском сочинении А. М. Сагарды « Климент Александрийский и его литературная деятельность». 1914–1915 гт. Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 157. 66 л. 1915–1916 59. Отзыв на магистерское сочинение С. А. Федченко «Св. Ириней, епископ Лионский. Его жизнь и литературная деятельность». 1915–1916 гг. Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 163. 27 л. 1916–1917 60.Отзыв о докторском сочинении H. М. Сагарды «Св. Григорий Чудотворец , епископ Неокесарийский. Его жизнь, творения и богословие». 1916–1917 гг. Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 158. 33 л. 1918 61. Предисловие к кн.: Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. IV. История церкви в период Вселенских соборов: История богословской мысли/Посмертное издание под ред. проф. А. Бриллиантова . Пг: Третья государственная типография, 1918. С. XI–XV. 1925–1927 62. Отзыв о магистерском сочинении протоиерея М. В. Митроцкого «Христология св. Кирилла Александрийского ». 1925–1927 гг. Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 153. 9 л. Е. К. Редин: жизнь и деятельность (по материалам петербургских архивов) Егор Кузьмич Редин (1863–1908), историк искусства, археолог и педагог, профессор Харьковского университета, прожил недолгую жизнь и оставил о себе память как об ученом и «человеке золотого сердца». Коллега, А. И. Успенский , так определил его роль в науке: «Есть два рода ученых, – одни открывают новые горизонты и указывают новые пути деятельности, другие – выясняют детали и устанавливают твердые основы тех или других научных положений. Если одни способствуют, так сказать, развитию науки в экстенсивном направлении, то другие – в направлении интенсивном. В науке те и другие являются одинаково необходимыми. Покойный Егор Кузьмич, скорее всего, представлял собою тип второго рода ученых... Факт у него на первом месте, в зависимости от этого у него Вы не найдете, может быть, тех широких обобщений, к каким стремится Ваша любознательная мысль, но зато Вы гарантированы от возможности обогатиться познаниями, не соответствующими действительности и составляющими излишний балласт, которого так много в археологии». 1180

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Дневник А. Д. Беляева 1892 год//ОР РГБ Ф. 26 к. 1 ед. хр. 26 Л. 55 об. 57.  Все даты указаны по старому стилю.  Пятисотлетие со дня кончины Сергия Радонежского (25 сентября 1892)//Владимирское краеведение URL: (дата обращения: 19.05.2022).  Сестра Александра Дмитриевича.  Дневник А. Д. Беляева 1892 год//ОР РГБ Ф. 26 к. 1 ед. хр. 26 Л. 55 об.  Трапезный храм в честь преподобного Сергия Радонежского.  Профессор МДА.  Дневник А. Д. Беляева 1892 год//ОР РГБ Ф. 26 к. 1 ед. хр. 26. Л. 56.  В 12 часов дня 26-го сентября, после проводов крестного хода в Москву, в актовом зале академии состоялся акт. Зал был полон публикой. В числе высоких посетителей акта были: Высокопреосвященнейшие Митрополит Московский Леонтий и Архиепископы: Феогност Владимирский, Савва Тверской, Ионафан Ярославский, Феоктист Рязанский, Преосвященные: Сергий Новгород-Северский и Христофор. Из светских лиц присутствовали на акте товарищ Обер-Прокурора Св. Синода В. К. Саблер и Государственный Контролер Т. И. Филиппов. Вниманию многочисленной публики было предложено три чтения. Ректор Академии архим. Антоний читал о сущности христианского догмата троичности Лиц, и его значении для нравственности.//См.: Пятисотлетие со дня кончины Сергия Радонежского (25 сентября 1892)//Владимирское краеведение URL: (дата обращения: 19.05.2022).  Дневник А. Д. Беляева 1892 год//ОР РГБ Ф. 26 к. 1 ед. хр. 26. Л. 56.  В ознаменование настоящего события Лавра получила из разных мест множество дарственных приношений: драгоценные хоругви, в том числе несколько из Владимирской губернии, — святые иконы, из которых наиболее выдающаяся по величине размера и богатству украшения — от гор. Владимира; Москва преподнесла Лавре два хрустальных креста по образцу «Корсунских»; много дорогих покровов и лампад к мощам Преп. Сергия, дорогих сосудов, воздухов и проч. С своей стороны и Троице-Сергиева лавра ознаменовала великое торжество новым благодеянием. Ко дню торжества отстроен и освящен странноприимный дом в память 500-летия блаженного преставления Преподобного Сергия Радонежского (такова надпись на здании). Здание примыкает к стенам монастыря с южной стороны; оно довольно обширных размеров, каменное, в три этажа, и может вмещать до полутора тысяч богомольцев. Постройка здания обошлась Лавре в 80,000 рублей.//См.: Пятисотлетие со дня кончины Сергия Радонежского (25 сентября 1892)//Владимирское краеведение URL: (Дата обращения: 19.05.2022)

http://bogoslov.ru/article/6174771

1916 18. Как понимал В. В. Болотов изучение языка. Статья. 1916 г. Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 102. Третья группа работ 1903 1. Речь об ученых заслугах покойных профессоров И. Е. Троицкого и В. В. Болотова//Памяти профессоров С.-Петербургской Духовной академии Ивана Егоровича Троицкого и Василия Васильевича Болотова (19 апреля 1903 г.). СПб.: Типография М. Меркушева, 1903. С. 5–11; То же: Церковный вестник. 1903. 17. Стб. 525–528. 1906–1907 2. Автономов: Заметки о протоиерее Александре Афанасьевиче Автономове. 1906–1907 гг. Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 100. 1910 3. Профессор Василий Васильевич Болотов : Биографический очерк. СПб.: Типография М. Меркушева, 1910; То же: ХЧ. 1910. Апрель. С. 421–442; Май – июнь. С. 563–590; Июль – август. С. 830–854. 1911 4. Профессор Иван Васильевич Чельцов : Биографический очерк. СПб.: Типография М. Меркушева, 1911. То же: ХЧ. 1911. Октябрь. С. 1222–1237; Ноябрь. С. 1272–1293; Декабрь. С. 1410–1425. 1912 5. Преосвященный Иннокентий (Смирнов) епископ пензенский и саратовский: Биографический очерк. СПб.: Типография М. Меркушева, 1912. То же: ХЧ. 1912. Декабрь. С. 1375–1425. 1916–1917 6. Кирилл (Богословский-Платонов) , архиепископ Каменец-Подольский: Биографический очерк. 1916–1917 гг. Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 109. 1915–1917 7. Профессор-протоиерей Иоаким Семенович Кочетов: Биографический очерк. 1915–1917 гг. Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 110. Отзывы, отчеты, рецензии, выступления, конспекты лекций, литографические издания лекций 1897       1. Отчет Александра Бриллиантова о занятиях по предмету истории и разбора западных исповеданий//Журнал заседаний Совета Санкт-Петербургской Духовной академии за 1891–1892 учебный год. СПб.: Товарищество «Печатня С. П. Яковлева», 1897. С. 232–244. 1901 2. Выступление на магистерском коллоквиуме Б. М. Мелиоранского 5 июля 1901 г.//Церковный вестник. 1901. 25. С. 802–806. 3. Речь на магистерском коллоквиуме П. И. Лепорского 7 июня 1901 г.//Церковный вестник. 1901. 30. С. 959–965.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что значит этот образ? Иудей, боясь, чтобы через образ не воссияла слава Креста Христова, тотчас же скажет: «В этом образе нет ничего такого, что ты выдумываешь. Этот образ был знаком молитвы, а не прообразом, как ты предполагаешь». Но если так, если правда, что победа была плодом молитвы, то почему Писание приписало победу не молитве (ведь не сказало Писание: «когда молился Моисей», а это явно обозначает, что победа не была плодом молитвы), а образу и положению рук? В самом деле, когда Моисей опускал руки, терпели поражение израильтяне, когда же воздвигал, поражаемы были амаликитяне. Если бы это было делом молитвы, тогда следовало бы сказать: «И когда молился Моисей, побеждал»... Между тем Писание, как я уже сказал, умолчав о молитве, не потому, чтобы она была излишня, а потому, что она должна уступить место образу креста, приписывает победу образу и внешнему знаку. Когда Моисей простирал руки, побеждал Израиль. Что означает простертая рука? Вообрази простертые руки, и ты увидишь сияющий образ покланяемого Креста. Но утомился, говорится, Моисей, и руки, побеждаемые телесной немощью, отказывались служить образу (креста). Что же? Чтобы с прекращением образа не пропала и победа, стали Аарон и Ор и поддерживали его руки, дабы рушившийся и преставший образ не уничтожил и победы. Почему Аарон и Ор поддерживают руки Моисея? Аарон, братие, имел священническое достоинство; Ор происходит из царского колена. Таким образом, священство и царство охраняют образ креста. И подобно тому как во время преображения Господа на горе явились справа и слева Моисей и Илия, чтобы в качестве стражи предстоять царственному образу Христа, так и здесь охраняют крест Аарон, владеющий саном священства, и Ор, владеющий в зародыше царским достоинством. Об этом сказал я, желая показать, как древним отцам предложен был образ благочестия, и как почитаем был ими образ спасения. Если же предвозвещавшие о нем проповедовали с такой славой, предызображали с таким почтением, то какими же устами должны мы прославлять Крест Господень и Божественное домостроительство? Знаю, что вам весьма желательно слушать поучения догматические и проповеди о богословии; но и сказанное мною теперь одинаково по значению, так как одно и то же, что и Крест прославлять, и Единородное Слово Божие восхвалять, так что восхвалишь ли ты Божество Единородного, воздашь ли честь Его домостроительству, ты покажешь одно и то же благочестие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010