В библиотеке Патриархии Евангелие 1260 (и подобное 251), скопированное в украшениях с отличного византийского образца, но уже переданного в большем размере и более деревянным письмом. В заставках пестрая орнаментика птиц, животных среди листвы, двух Сирен в венцах, охотящихся за животными собак (фот.774), кентавров, грифов (777). Наиболее любопытны инициалы (особенно фот.775), указывающие нам, где должно искать источник монструозных форм средневековых инициалов XIV столетия; здесь напр. из буквы идет побег, скручивающийся завитками, а внутри их из чашечек до пояса выставились юношеские фигуры и забрасывают дальше петлю на растение и пр. Великолепная миниатюра на Рождество (фот.776) любопытна оригинальною композициею, а на следующей странице заставка представляет наверху источник жизни с стоящим поверх вазы львом и по сторонам двух мимов или ряженых: одного с орлиною головою, другого с козлиною, первый несет ветку с цветами, второй держит крюк. В ризнице же мы видели Библию армянскую 1269 года, на бомбицине, всю богато иллюстрированную в началах книг большими миниатюрами с живою орнаментикою из листвы и фигур, большими фигурными инициалами, пестрыми портиками и заставками. На одной стороне: Моисей принимает заповеди, на другой – Христос-Вседержитель. К пророку Иезекиилю (табл. LXXIX) – любопытная сцена Видения, к Иисусу Навину – образ ангела с мечем; к ап. Павлу замечательная заставка с двумя сиренами в коронах (фот. 773). 220 Не в 1893 году (так как мы видели его уже в 1892 г.), как сообщили Клермону Ганно, см. Recueil d’arch. or. II, 1898, p. 234. По сведениям францисканцев, найдено в стене, куда могло быть спрятано при взятии Иерусалима Саладином в 1187 году. 221 Ср. Елисаветградскую рукопись Евангелия, описанную в Трудах VI Археологического съезда в Одессе, с рисунками в Атласе фотографий, изданных к Трудам. 224 О грузинских эмалях по византийскому способу см. мое сочинение: Византийские эмали собрания А.В. Звенигородского. 227 Предание рано стало насчитывать не двух или трех жен мироносиц, но более, зная иных по именам: Марии Магдалины и Марии Клеоповой, Марии и Марфы из Вифании, Соломеи, дочери Иосифа обручника, и Сузанны, Иоанны и других без имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

А тут-то – и грянь революция, как нельзя кстати! После бешеного успеха её в Ростове – вечером 2 марта Парамонов с Зеелером в особняке Мелконовых-Езековых энергично составляли Ростово-Нахичеванский Гражданский комитет. Чтобы включить представителей всех главных общественных организаций и слоев населения, ему предстояло распухнуть за полусотню. Поздно вечером уже пришли и представители от студенческого революционного комитета и от рабочей группы. Но эти последние сразу потребовали себе в особняке отдельное помещение, отдельно совещались и объявили, что не желают объединяться с капиталистами – сюрприз! – а у них будет свой отдельный Совет рабочих депутатов. Не поверил Парамонов в такую нелепицу, ну конечно завтра уговорим, что они без нас? А ещё ж катились к ночи новые сведения из Петрограда, уже никакой не думский комитет и не Родзянко, а создано стабильное Временное правительство, – и это по-новому освещало и задачу ростовского устройства. На утро 3 марта назначили градоначальнику Мейеру, что приедут к нему на новое совещание, чтобы собрал главных чинов. Очень беспокоило состояние Новочеркасска. Но утром и донской официоз вышел с полным составом новостей, и окружной атаман Граббе тоже подчинился революции! И теперь это всё поплывёт по станицам, просвещая и тупые казачьи мозги. Ура, казаки обезврежены!! Поспав полночи, Парамонов ступал теперь по градоначальству как Хозяин города, ревниво посматривая, кого тут Мейер собрал. А с ним в свите были снова – Зеелер, двое городских голов и несколько левых думских гласных. (Ещё же стояла задача, как чистить или вовсе разогнать ростовскую городскую думу: на всю Россию только и было две правых думы – в Одессе и в Ростове, нигде больше такого безобразия.) Итак: наша задача – безболезненное укрепление новой власти. Признаёт ли администрация обязательными все веления Временного правительства? Мейер первый заявил, что – полностью признаёт. Но начальник гарнизона генерал-лейтенант Кванчхадзе уклонился от прямого ответа: он – только военный, не его дело рассуждать о правительстве, он будет выполнять приказы атамана, какие придут. Затем и прокурор окружного суда Юргенс высказался, что он не компетентен со строго юридической точки зрения. Это уже очень взволновало присутствующих, ибо походило на сговор. Тревоги добавил и нахичеванский голова Попов: что он не может дать никаких обязательств без общего решения своей думы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕМУЦКИЙ Порфирий Данилович (10.03.1860, с. Янишевка Таращанского у. Киевской губ.- 3.06.1927, Киев), хоровой дирижер, фольклорист, композитор-любитель, педагог, организатор хоровых коллективов. Заслуженный артист УССР (1926). Из семьи сельского священника, основавшего хор при церкви и церковноприходской школе. Д. «с детства проявлял интерес к церковному пению и чтению на клиросе» (Автобиография//Етногр. bichuk. 1928. Кн. 6. С. ХХ). Обучаясь в школе, пел в хоре, ставшем впосл. известным. После окончания Киевского ДУ (т. н. Подольской бурсы), где изучались нотное пение по обиходу и нотная грамота, Д. поступил в 1876 г. в Киевскую ДС благодаря, по его выражению, «умению петь на гласы». По воспоминаниям Д., в то время семинария переживала период расцвета хорового пения. Впосл. Д. окончил медицинский фак-т Киевского ун-та св. Владимира (1882-1889), пел в самодеятельном хоре ун-та под упр. Н. В. Лысенко, исполняя обязанности его помощника (субрегента), секретаря и переписчика нот. Отказавшись после окончания ун-та от переезда в С.-Петербург, Д. поселился в дер. Охматов Таращанского у. (1890-1918), где вел бесплатную врачебную практику и занимался этнологией, фольклористикой, организовал сельский хор (1892). Охматовский хор исполнял традиц. церковные напевы, авторские сочинения (Д. С. Бортнянского , А. Л. Веделя , А. Е. Варламова ), а также составленные Д. обработки и гармонизации народных песен. Ежегодные (майские) публичные концерты в Охматове (1894-1911) собирали энтузиастов, любителей народного искусства со всей Украины, вызывали положительные отзывы публики и критиков. Первый концерт хора в Киеве (1901), для участия в к-ром было отобрано 70 лучших голосов, имел большой успех. Впосл. коллектив концертировал в Одессе, Жашкове, Умани, Тараще. Наибольшей заслугой хора Д. считал исполнение совр. обиходных напевов (вероятно, в его аранжировке). На протяжении мн. лет Д. собирал народные песни (ок.

http://pravenc.ru/text/171677.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИНИЧКИ Станислав (27.07. 1872, с. Ясика близ Крушеваца - 15.02.1942, Белград), серб. композитор, дирижер и муз. педагог. Начальное муз. образование (вокал, флейта, скрипка) получил в церковном певч. об-ве в Нише. Во время учебы на естественно-математическом отд-нии философского фак-та Белградского ун-та Б. продолжал изучать музыку частным образом. В Первом белградском хоровом об-ве и в хоре «Обилич» Б. познакомился с композиторами С. Мокраняцем и Й. Маринковичем. В качестве профессора гимназии в Лесковаце Б. привнес много нового в работу хорового об-ва «Бранко» и написал сборник хоровых сочинений на основе народных мелодий, распространенных в окрестностях Лесковаца (1894). В 1885-1899 гг. в Мюнхенской музыкальной академии Б. изучал композицию и сольное пение, сочинял хоры на тексты нем. поэтов. По возвращении в Сербию (1899) работал как дирижер во мн. хоровых об-вах (Первое белградское хоровое об-во, хор «Обилич», хоровое об-во «Станкович», Типографское хоровое об-во «Якшич»). В 1899 г. вместе с Мокраняцем и Ц. Манойловичем основал в Белграде муз. школу, а в 1911 г.- муз. школу «Станкович», первым директором и профессором к-рой был он сам. Б.- основатель и дирижер Белградского военного оркестра (1899-1903; первый симфонический оркестр в Сербии) и оркестра Королевской гвардии (Музика гарди; 1904-1920), с к-рым много гастролировал, в т. ч. в Одессе. Кроме того, Б. явился основателем и первым руководителем оперной труппы Национального театра в Белграде (1920-1924). Способствовал развитию муз. образования и исполнительского искусства, а также первому исполнению произведений крупных вокально-инструментальных форм европ. классики в Сербии. Б.- автор музыки ко мн. театральным пьесам, а также оперы «На рассвете» (На уранку; 1904) - первой исполненной серб. оперы. Особое значение имеет создание циклов песен и хоровых сочинений на основе народных мелодий, а также оригинальных композиций на тексты серб. поэтов. В основе творчества Б. лежит традиц. муз. стилистика, связанная не столько с подлинным, сельским, фольклором, сколько с городским, окрашенным сентиментальностью и ориентализмом. Правосл. духовной музыкой Б. занимался как дирижер хоровых об-в и церковных хоров. Наиболее значительные духовные произведения Б. («Литургия» и «Отпевание») написаны в духе богослужебной музыки, хотя и не основываются на церковных напевах.

http://pravenc.ru/text/149209.html

«Один Бог знает, чем-бы мы отплатили Вам за ласки и то счастье духовное, какими Вы дарили нас, если бы Вы долее здесь прожили», писал архиепископу Платону в 1877 г. калмыцкий бакша. Назначение преосвященного на Херсонскую кафедру последовало 25 апреля 1877 года. Жребий занять ее выпадал ему и раньше, – в 1857 году, по смерти знаменитого Иннокентия Борисова , но воля Государя Императора удержала Платона в. Риге, а Одессе дала Димитрия Тульского. 1877 год: восточная война; гром победоносного русского оружия... Приморская Одесса – средоточный пункт, куда стекались и особы царствующего дома, и знаменитые герои, и полки победоносные, и транспорты раненых... Столетний юбилей Херсона... Потом, после войны, целый ряд злодейских покушений... Кончина Государыни царицы... Ужаснейшее неслыханное злодеяние: смерть Государя Императора Александра II... Восшествие на престол Александра III... Осмыслить все эти явления великой исторической важности, осветить их светом веры, одухотворить интересами патриотизма, направить на верный путь душу, мысли, чувства и мнения разнохарактерного, застывшего в узкой эгоистической сфере деятельности одесского общества – составляло слишком ответственную, сложную задачу, справиться с которой мог только муж испытанный, крепкий, закаленный исполинской борьбой в предшествующей жизнедеятельности. Таким мужем и был, таким и явил себя в Одессе архиепископ Платон. Пять лет он руководил общественным мнением Одессы и юга; ни одно событие не прошло мимо его, не найдя отклика в его душе, не осталось невыясненным, не давшим толчка общественной мысли, совести. Ему грозили, находя его влияние на народ разрушительным для нигилистических затей; – он продолжал говорить и влиять. Его укоряли, критиковали, – однако толпой собирались, когда он служил, слушали и, выслушав, начинали глубоко чтить. Учреждалось-ли какое благотворительное общество, он первый нес свою жертву; нуждался-ли кто в материальной поддержке, нравственном ободрении, – он никому не отказывал. Просили защитить от неправды, помочь в беде, – преосвященный обращался по начальству, настаивал, ходатайствовал. Не лишенный внутреннего смысла случай: при первом вступлении в Одесский собор архиепископ, прикладываясь к чудотворному Касперовскому образу Богоматери, нечаянно тронул клобуком лампаду и облил себя маслом. Присутствующие сильно смутились, но владыка нашел в беде утешительное знамение: «это дает мне знать, что мое служение здесь будет полно Божией милости ко мне». Действительно, оно таким и было. Одесса придала блеск и сияние его прежним заслугам и открыла путь к высшему сану, к высшему служению. В Одессе владыка имел случай сблизиться с многими выдающимися деятелями. Здесь он отпраздновал свой 50-летний юбилей службы церкви и отечеству. В Одессе, наконец, Платон, не смотря на кратковременность пребывания, оставил ряд капитальных памятников, благодаря которым память о нем и поныне жива, поныне полна интереса. Вот главнейшее из всего того, что он сделал за одесский период.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Глава Русской Старообрядческой Церкви призвал президента Украины и одесского мэра вмешаться в конфликт вокруг храма и общины старообрядцев в Одессе 8 августа 2005 г. 20:26 Предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) митрополит Андриан обратился с письмами к президенту Украины В.А. Ющенко и мэру города Одессы Э.И. Гурвицу в связи с угрозой сноса городского старообрядческого храма без предоставления церковной общине какой-либо замены или компенсации. В своём обращении к президенту Украины митрополит Андриан призвал его «вмешаться в дальнейшую судьбу храма и старообрядческой общины г. Одессы, и не допустить, чтобы верующие люди были вынуждены один на один без всякой помощи бороться с крупной коммерческой структурой, которую не заботят ни вопросы духовности, ни возможность возникновения «горячей» точки на конфессиональном поле города Одессы».  Первый деревянный старообрядческий храм был построен в Одессе вскоре после основания города, в 1798 году. В 1828 г. старообрядцами был устроен другой молитвенный дом на ул. Преображенской, на месте которого в 1911 г. была построена каменная церковь во имя Покрова Богородицы. В 1930-е годы этот храм, как и многие другие церкви, был взорван. Нынешний старообрядческий храм, представляющий собой каменное двухэтажное здание площадью 545,7 кв. м., расположенное в районе «Привоза», на углу бывших ул. Куйбышева и Колхозного пер., был передан верующим в 1944 г. в бесплатное и бессрочное пользование. С тех пор по этому адресу существует единственная во всем городе церковь старообрядцев во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в которой регулярно совершаются богослужения. Предыдущее руководство города решило полностью перестроить исторический квартал, в котором находился Покровский храм. С января 2004 года, когда решением бывшего мэра Одессы Руслана Боделана застройщиком квартала было назначено ЗАО «Футбольный клуб «Черноморец», над храмом нависла угроза сноса, причем во время составлении перечня сносимых объектов, за которые застройщик обязан предоставить компенсацию, храм сознательно пропустили. Прежние городские власти никак не реагировали на просьбы общины вмешаться в их противостояние с ЗАО «ФК Черноморец». И сегодня, несмотря на то, что администрация города сменилась, по-прежнему не решаются вопросы предоставления верующим другого здания для молитвы или компенсационных выплат на покупку земли и строительство нового храма. Официальный сайт РПСЦ /Патриархия.ru См. в разделе «Новости»: В Одессе власти планируют снести старообрядческий храм Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/31980.html

Икона " Всецарица " подарена Одессе Ватопедским монастырем Одесса, 11 сентября 2003 г. Икона Божией Матери Всецарица Афонский Ватопедский монастырь дарит Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и городу Одессе список хранящейся в обители чудотворной иконы Божией Матери " Всецарица " . Из Одессы на Афон уже отправился крестный ход за списком чудотворной иконы, сообщили в пресс-службе Одесской православно-патриотической организации " Единое отечество " , проводящей акцию. Крестный ход благословил митрополит Киевский и всея Украины Владимир. По дороге паломники посетят святыни Болгарии, Румынии, Италии и Молдавии. Среди 74 участников крестного хода есть люди, получившие после молитвы перед иконой " Всецарица " исцеление от рака. По прибытии на Афон паломникам вынесут для поклонения великие христианские святыни: пояс Богородицы, вышитый, по преданию, Ее руками, часть Животворящего Креста Господня и главу святителя Иоанна Златоуста. Затем состоится торжественная передача списка иконы " Всецарица " . Это второй точный список чудотворного образа, первый хранится в Онкологическом центре в Москве. 19 сентября в одесском Свято-Успенском кафедральном соборе духовенство епархии во главе с митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом торжественно встретит крестный ход с чудотворной иконой. В течение двух недель святыня посетит одесские монастыри и храмы. А в лечебных заведениях Одессы, имеющих онкологические отделения, будут совершены водосвятные молебены у иконы.  После посещения одесских храмов крестный ход с прославленным образом " Всецарицы " продолжится в Киевской митрополии, а затем пройдет и по всей Украине.  По окончании Всеукраинского крестного хода чудотворная икона Богородицы будет постоянно хранится в Одессе - в храме, построенном специально для нее православным братством " Метеора " , сообщает РИА " Новости " . 12 сентября 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/7571.html

Спасо-Преображенский собор в Одессе. 1794–1808 гг. Фотография. Нач. XX в. Спасо-Преображенский собор в Одессе. 1794–1808 гг. Фотография. Нач. XX в. Ко времени прибытия архиеп. Гавриила в Одессу в городе имелись храмы: Преображенский собор, единоверческая Покровская ц. (1798, 1822), единоверческая Успенская ц. (1814), греч. Свято-Троицкая ц. (1808), Михаило-Архангельская ц. (1835) (позднее мон-рь), Михаило- Архангельская на Молдаванке и кладбищенская Всехсвятская (1820) церкви. На месте буд. Петропавловской ц. располагался молитвенный дом. Домовые храмы были открыты в городской больнице, тюремном замке и Ин-те благородных девиц. В приделе Преображенского собора во имя свт. Спиридона Тримифунтского архимандрит-грек совершал богослужение на греч. языке. В городе не было духовных уч-щ. Среди клириков епархии насчитывалось 3 кандидата богословия и магистр (все они жили в Одессе). 1 окт. 1838 г. в Одессе в здании на углу Александровского проспекта и Почтовой ул. была открыта Херсонская ДС (с 1871 Одесская ДС), ее ректором стал архим. Порфирий (Успенский). Первый состав учеников семинарии был сформирован из воспитанников Екатеринославской и Кишинёвской семинарий: на высшее отд-ние (богословский класс) поступило по 23 ученика из каждой семинарии, на среднее (философский класс) - 30 и 17 чел. соответственно, на низшее (класс словесности) - 42 и 17 воспитанников. Среднее число выпускников колебалось от 22 до 28 чел. (в 1894 семинарию окончили 25 чел., 10 из них - со званием студента). При семинарии была открыта образцовая школа, в 1890/91 г. она была преобразована из одноклассной в 2-классную, в 1891 г. в школе занималось 52 ученика. В 1901-1902 гг. было построено новое здание ДС с интернатом на 350 учеников. 31 авг. 1903 г. состоялось освящение домового семинарского храма во имя ап. Андрея Первозванного. В 1838 г. также было учреждено Одесское ДУ - для детей духовенства Одесского, Тираспольского и Ананьевского уездов. Первый набор был составлен из учеников Екатеринославского и Кишинёвского уездных и приходских духовных уч-щ, поступило 136 чел. 31 авг. 1876 г. было освящено новое здание ДУ, в 1882 г.- домовая ц. во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия. 16 дек. 1884 г. при училище учредили попечительство о «недостаточных воспитанниках», в том же году на частное пожертвование открылась училищная больница.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010