Князь увидел это писание или грозно-обличительное и устрашающее, или призывающее к раскаянию, и изумленный им и самым видением, и ослабленный вышедшим из него током электромагнетизма, упал без чувств, но когда сей ток возвратился в него, очнулся, раскаялся и сделался благочестивым христианином. Еще одно видение! Однажды наш пресловутый поэт Пушкин и г. Ланской колко и едко насмехались над религией. Вдруг к ним вошел молодой человек, которого Пушкин принял за знакомого Ланскому, а этот за знакомого Пушкину. Подсевши к ним, он начал разговаривать с ними о религии и своими доводами обезоружил обоих так, что они не знали, что сказать ему, и как пристыженные дети, молчали и наконец объявили гостю, что отказались от своих прежних мнений о религии. Тогда он встал и, простившись с ними, ушел, а Пушкин и Ланской долго не могли опомниться и молчали, наконец, заговорили и сознались, что бывший у них человек неизвестен им. После сего они позвали слуг, и эти на вопрос их: «Кто такой приходил к ним», ответили, что никого чужого не видали. Такой ответ заставил их признать незнакомого гостя за явление сверхъестественное, тем паче, что этот пришелец сразу произвел в них страх, отнявший у них языки. С сей поры оба они прекратили свои насмешки над религиею. Одинаково с прежними видениями, одинаково и объяснение его! А в конце концов спешу сказать, что существеннейшая, основная способность человеческой души есть видение, а не мышление и творчество. Она сперва видит себя и не себя, а потом мыслит. Она своею силою творит образы и даже, в редких случаях, струит из тела электромагнитные токи и создает из них неосязаемые автоматы. Сон 2-й. Ночью под 25 день Января мне снился одесский генерал-губернатор Федоров. Значит я скоро уеду из Киева и буду в Одессе. Действительно я видел этого сановника в Одессе у преосвященного Иннокентия в первый День Пасхи (30 Марта), в который и выехал оттуда в Константинополь на пароходе. Не считаю это сновидение умозаключением души, выведенным из следующих посылок: Тебе надо возвратиться в Иерусалим, а путь туда лежит через Одессу.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Однако же, теперь я думаю, что он, имея переписку с Одесским Гавриилом, могущественно перед ним защищал меня, по крайней мере, удерживал его от посягательств на посрамление и погубление меня. Глава XII Мою 50 жалобу в Синоде уважили, хотя строгое дали вразумление о слишком смелой речи в прошении на лица высокие и о делах важных. Преосвященному же Гавриилу показали его тяжкие ошибки и безрассудные нападения на меня. Полагаю, что вследствие сего, его перевели из Одессы в Тверь, что, конечно, ему было больно. Ему хотелось положить свои кости в Одессе; и я был бы того же мнения: 1) он первый Епископ в Одессе; 2) кроме поступка со мною, он Архиерей, по-тогдашнему, a административно-уважаемый, разумный и местом чтимый; 3) переменой места, конечно, его не исправили, но глубоко огорчили, даже и потому, что Тверь слишком холодна против Одессы. A Гавриил старик: здесь ему надо было умирать; он 51 лучшие лета свои провел на юге, a именно в Орле, в Екатеринославе и в Одессе. Чувствуя себя не безвинным, и по христианскому правилу, я, будучи уже сам Архиереем, из Казани писал к нему в Тверь на день Пасхи, в виде поздравления, глубокое мое раскаяние 52 перед ним и просил христианского прощения. Рад был старец Гавриил, прислал мне самое любительное и уважительное письмо, и вполне разрешил узы совести моей. Царство ему небесное! Между прочим, и в сем случае почитаю Митрополита Филарета действовавшим. Гавриил долго гостил y Митрополита Филарета в лавре; верно и обо мне y них была речь. Так думаю. Глава XIII Меня перевели в Белгород, в Курскую семинарию, куда я прибыл из Одессы 15-го сентября 1845 года, в день моего крещенного Ангела св. Никиты. Преосвященный Курский, Архиепископ Илиодор, в то время был в Петербурге, присутствовал в Св. Синоде. Узнавши мою администрацию, увидев мою полную покорность ему 53 , может быть немного оценивши и мой ум и просвещение, – он полюбил меня отечески; часто писал ко мне почти дружески, учил, наставлял, остерегал. Семинарская ученость, пожилые 54 учители, народ умный, общество не избалованное, заметив во мне порядочно мыслящего и с энергией члена, были тоже уважительны. Семинаристы не избалованы, умные и даровитые, и их куча –почти тысяча человек, – меня уважали и слушались как начальника.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

викарием. (За тем, в предложении изложено 15 пунктов по делам более важным, который должны приводиться в исполнение с утверждения епархиального архиерея, – и 20 пунктов по делам, решаемым пр. викарием). Сообщая об этом херсонской духовной консистории, предлагаю ей: 1) принять в руководство выше изложенное распределение дел между мною и пр. викарием; 2) представлять мне на рассмотрение и те из дел, которые предоставлены на окончательное решение пр. викарию, в том случае, когда в резолюциях своих он не согласится с определениями консистории, а консистория не признает возможным изменить или дополнить сии определения по его резолюциям, и 3) опубликовать настоящее предложение мое чрез Херс. Еп. Ведомости для сведения и руководства подведомому духовенству и светским лицам Херсонской епархии, с тем, чтобы – 1) бумаги по делам первого разряда адресовались мне, а по делам второго рода представлялись пр. викарию, и 2) чтобы все другие бумаги по делам с дополнительными сведениями, объяснениями, доказательствами, опровержениями, а равно и по другим делам, не указанным в сем распределении, адресовать в Духовную Консисторию и Епархиальное попечительство, по принадлежности» 481 . Это предложение пр. Димитрия нельзя не считать мудрым решением вопроса, который в то время не определялся точно ни уставом консистории ни другими общими законоположениями, – вопроса о правах и круге деятельности викарных архиереев. Почему пр. Димитрий предоставлял такое участие в епархиальном управлении второму викарию – это объясняется тем, что епископ Елисаветградский жил в Одессе же, где находится консистория, а первый викарий имел постоянное пребывание в Херсоне. Вскоре однако, и пр. Израилю, первому викарию, Димитрием было поручено важное и нелегкое дело – обозрение церквей в епархии. В августе 1882 г. консисторией был составлен и Его Высокопреосвященством утвержден маршрут для обозрения пр. Израилем 55-ти церквей в уездах Херсонском, Елисаветградском и Александрийском, с назначением Архиерейского служения в городах: Николаеве, Вознесенске, Елисаветграде, Новомиргороде и Васунске.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

– в сан иеромонаха. Так осуществилась с детства лелеянная мечта – стать активным участником христианского богослужения, домостроителем и сотаинником Божией благодати. В С.-Петербургской духовной академии иеромонах Порфирий в течение двух лет изучал на латинском языке философию, но прежней любви к ней уже не питал. «Некогда, – признаётся Преосвященный, – я любил философию, но покинул ее, потому что она бестолкова, мятежна и вредна. Теперь люблю веру. Эта красавица-девица весьма степенна, строга, целомудренна и возвышенна. Житье с нею спокойно, приятно и полезно» т. VI, с. 190]. По окончании курса академии в 1829 г. со степенью старшего кандидата, с правом получения степени магистра после годичного испытания и учительской должности, иеромонах Порфирий был определен во 2-й кадетский корпус законоучителем, где преподавал два года. В сентябре 1831 г. он был переведен законоучителем в Одесский Ришельевский лицей. «Одесса, – писал епископ Порфирий городскому голове греку Маразли в 1883 г., – мой любимый город. В нем я 43 года тому назад учительствовал в лицее и семинарии, нередко проповедовал Слово Божие, был духовником и даже первый принимал в семинарию юных болгар» т. VIII, с. 523]. «Этот город, – замечает епископ Порфирий, – есть как бы солнце, около которого суждено мне вращаться» т. III, с. 50]. В 1833 г. отец Порфирий был награжден за усердные труды на ниве духовного просвещения золотым наперсным крестом, а через год назначен настоятелем Одесского второклассного Успенского монастыря и возведен в сан архимандрита. В 1838 г. архимандрит Порфирий стал первым ректором учрежденной в Одессе Херсонской духовной семинарии, в которой преподавал богословие, церковную историю и каноническое право. Жизнь и служба в Одессе имели громадное значение в дальнейшей научной карьере Преосвященного. Именно в этом городе у него завязались знакомства и имели место встречи с людьми, оказывавшими ему покровительство, нравственную и душевную поддержку. Из числа таких знакомых следует прежде всего упомянуть старого опытного дипломата Александра Скарлатовича Стурдзу, большого друга ректора Херсонской семинарии, который впервые обратил любознательную мысль отца Порфирия на изучение христианского Востока и горячо поддерживал труды и усилия последнего, содействуя сближению с рядом влиятельных лиц, помогавших впоследствии архимандриту Порфирию во время его путешествий в Палестину, Египет и на Афон.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Ему явился император Александр I и сказал: «“Ты знаешь, что в первые годы моего правления Грузия присоединена к моему царству?” – “Знаю, Ваше Величество!” – отвечал я. – “Там, на Востоке, – продолжал он, – люди живут как в Авраамов век: им нужно образование”». Месяц спустя он получил отношение о вызове в Петербург и лишь там узнал о своей новой, палестинской командировке ( Порфирий (Успенский) , епископ. Книга бытия моего. СПб., 1894. Т 1. С. 105). 1235 Неточно. Архимандрит Порфирий ушел из Ришельевского лицея в том же 1838 году, так как был назначен ректором Херсонской духовной семинарии в Одессе (Сырку П.А. Описание бумаг епископа Порфирия (Успенского) . СПб., 1891. С. 160), а в Вену отправился в первых числах мая 1841 г. (Безобразов П.В. (ред.) Материалы для биографии епископа Порфирия (Успенского) . СПб., 1910. Т. 2. Переписка. С. 20). 1236 Письмо графу Н.А. Протасову от 10 августа 1842 г. (Безобразов П.В. Указ. соч. Т. 2. С. 73–75). 1238 Ни о какой секретности говорить не приходится. Еще до выезда из Вены, а тем более до официального назначения, архимандрит Порфирий был извещен о своем возможном перемещении на Ближний Восток кем-то из одесских (!) своих друзей. В первый день, как только он появился в Петербурге, монахи Александро-Невской Лавры, к его удивлению, «поздравляли его с назначением в Святой Град в сане епископа» ( Порфирий (Успенский) , епископ. Книга бытия моего. Т. 1. С. 120). Не удивительно, что, прибыв из Петербурга в Одессу, по пути следования в Иерусалим, в июле 1843 года, архимандрит, по его собственным словам, уже был «предметом пререканий». «Одни почитают и называют меня епископом Иерусалимским; другие говорят, что меня посвятят в епископы в самом Иерусалиме, а все единогласно твердят, что я послан в Святой Град по поводу появления там епископа протестантского. Молва о сем, предварившая меня на пути от Петербурга до Киева и оттуда до Одессы, вышла Бог знает как и от кого из столицы и давно достигла до Одессы в преувеличенном виде» (Письмо К.С.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

NB. Архиепископ Гавриил, под священноначалием которого я служил в Одессе, в феврале 1857 года уволен на покой с пенсией в 1500 руб. в год. 3. Потом снилось, будто я стою среди той же горницы. Подле меня стоит фрейлина Елены Павловны, протестантка Раден, так близко, что я чувствую прикосновение руки ее к моей руке и весьма приятную теплоту, струящуюся из руки ее. Она сперва молилась Богу по-православному, потом подняла руки к небу, как поднимают наши священники, и перешла на правую сторону к фрейлине Эйлер, которая что-то звонко пела приятным голосом. NB. Сегодня я был у фрейлины Раден и говорил с нею о духовных предметах; она очень рада была моему посещению. А Эйлерша собиралась к императрице Марии Александровне, дабы представлять собой живую картину жены Навуходоносора по рисунку, который показала мне. 4. Снилось, будто я в Константинополе быстро иду у стены тамошней Галатской крепости, веду за собой толпу фрейлин и вязну в сухом песке. На дороге лежат кучи денег. Я поднимаю их, но не беру себе, а только рассыпаю по дороге. Все мы подошли к какому-то зданию с башнями. Вход в одну из них, похожую на выпуклый алтарь, был отворен, но внутри было весьма темно. Один чиновник подошел к человеку у алтаря и сказал ему: «Пришла великая княгиня». Началась суматоха. Пока делалось распоряжение, чтобы впустить нас в церковь , я подошел к фрейлине А.Ф.Тютчевой. Она мне сказала: «Наши священники не учат, как надобно нам исповедоваться». Великой княгини я не видал. NB. В первый день августа я служил обедню в церкви ораниенбаумского дворца в.кн. Елены Павловны и оттуда ходил в крестном ходу на пруд, что недалеко от дворцовой башни, и освящал тут воду. При освящении ее присутствовала в.кн. Екатерина Михайловна, а Елены Павловны не было. Святой водой я кропил все горницы ее и даже спальню, в которой стояла простая железная кровать ее высочества. Апрель, 2, понедельник. Под этот день снилось, будто я в Иерусалиме стою на высоком месте подле башни, как бы у Яффских ворот. Некто подошел ко мне и сказал: «Училища расстроились». «Чего же смотрит патриарх?» – возразил я и слышал ответ незнакомца: «Он думает выйти в светское звание». Я засмеялся.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Общежитие же в этой обители учреждено двумя родными братьями, монахами Никандром и Дионисием, а утверждено Вселенским патриархом 3 сентября 1856 года. Учредителей его я видел. Оба они стары и долго заведовали кутлумушским метохом на острове Самосе. В 1857 году, 12 июня, они вместе с другими собратьями подали в Протат свое прошение о том, чтобы он из четверых монахов, избранных ими на игуменство в их новой киновии, утвердил, которого заблагорассудит. А избраны были: 1. духовник всех святогорцев иеромонах Савва, живущий близ Кареи в келье Дамаскина; 2. проигумен Кастамонитского монастыря Симеон; 3. лаврский духовник Иоасаф и 4. иеродиакон Русской киновии Амфилохий, грек, родившийся и выросший в нашей Одессе. Первый и второй отказались от игуменства. Третий утвержден. Он-то и принимал меня радушно. Недавно для Кутлумуша куплена пахотная земля с шелковичными деревами близ города Сереса в Македонии, верст за десять от моря, и куплена за 300000 пиастров (15000 руб. сер.). Жатва с нее так обильна, что можно прокормить ею два монастыря. Это я слышал от учредителя киновии вышеупомянутого Дионисия. В Кутлумуше я начал вновь переводить понемногу «Ерминию» Дионисия Фурноаграфиота (1701–1736 гг.), т.е. «Руководство к церковному живописанию» для великой княгини Марии Николаевны. День 22, суббота. Вчера иверские отцы выслали навстречу мне своего дикея Неофита. Он поджидал меня у ворот своего монастыря. Красивая наружность этого молодого инока, державшего в руках камышовую трость с серебряным набалдашником, поразила меня. Сегодня я слушал вечерню и молебен в храме Богоматери Вратарницы, построенном у ворот обители. С 23 дня по 26 рассматривал в церквах иконы и стенную живопись и списывал все надписи на стенах и башнях монастырских, а в прочие дни до 25 февраля 1859 года читал разные рукописи и выписывал из них, что и что нужно. День 27. Послано письмо к синодальному обер-прокурору Толстому о переводе «Ерминии» Фурноаграфиота, о стенной живописи в протатском соборе, о протатских рукописях, о хиландарской келье Типикарнице и об иноках в ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

91 Разумеется высокопреосвященный Иоанникий, митрополит Киевский и Галицкий. 6 октября 1858 года он был назначен ректором Киевской духовной семинарии. 92 Валериан (Орлов), магистр XXI курса С.-Петербургской духовной академии: 10 октября 1858 года был назначен инспектором Киевской духовной академии; 4 декабря 1859 года был уволен от должности и помещен на жительство в Старохарьковский монастырь. 93 Серафим (Аретинский), первый магистр VIII курса Киевской духовной академии, скончавшийся 22 апреля 1886 года в сане Воронежского архиепископа; удивление преосвященного Феофана легко объяснится нам, если мы припомним, что архимандрит Серафим был учителем Макария (Булгакова) по Киевской академии и 2 декабря 1858 года был назначен ректором в Тамбов, где Макарий был епископом. 94 Феофилакт(Праведников), товарищ архимандрита Серафима по академии; † 12 января 1869 года в сане Новгород-северского епископа. 97 С.-Петербургская духовная академия поручала архимандриту Петру произвести экзамен иеродиакону Акакию; по выдержании экзамена и представлении сочинения иеродиакон Акакий в 1864 году был утвержден в степени кандидата богословия. 107 Речь идет о письме святителя от 9 марта 1857 году, когда он еще состоял архимандритом при Русской миссии в Константинополе, к покойному Иннокентию, архиепископу Херсонскому (в письме рассматривались особенности болгарско-греческих отношений; см. с. 165. – Ред.; Письмо 172. – Редакция Азбуки веры). 110 Александр Скарлатович Стурдза, известный духовный писатель и филантроп; личность замечательная во всех отношениях, еще ждущая своей оценки от потомства... Это был, если смеем сказать, учитель Церкви. Архиепископ Иннокентий Херсонский называл его своим сослужителем. 111 Ректором семинарии в Одессе был тогда архимандрит Серафим (Аретинский), впоследствии архиепископ Воронежский; а инспектором архимандрит Геннадий (Левицкий), впоследствии епископ Сумский. 112 Маркиан Демьянович Гребинский – магистр Киевской духовной академии IX курса (выпуска 1839 года), тогда профессор Одесской духовной семинарии. 116 В журнале «Душеполезное чтение» это место, видимо, ошибочно выглядит так: «Воодушевитель пожалует». – Ред. Читать далее Источник: Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем: Из неопубликованного. - Москва: Правило веры, 2001. - 654, с.: ил. (Духовное наследие святителя Феофана Затворника. Сер. V, Из неопубликованного). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

На это письмо Маразли не ответил. Еще раз 17. октября 1883 года я писал господину Базили. «Я имею в виду иных покупателей моей библиотеки и между ними болгарское настоятельство в Одессе. Правда, слаба моя надежда на это настоятельство, указанное мне бывшим в Одессе викарным епископом Неофитом. Но предложить ему покупку моей библиотеки для Болгарии все-таки можно. Спрос не беда. Итак, благоволите при случае поговорить об этом деле моем с г. Палаузовым, или с преосвященным Димитрием, или с обоими. Если не истрачен значительный капитал реченного настоятельства, то оно сделало бы наиполезнейшее для воскрешенной нами Болгарии пожертвование, снабдив ее духовным брашном, которого у нее нет и, вероятно, долго не будет без помощи с нашей стороны. Я сему настоятельству отдам библиотеку мою за 25000 руб., ежели оно озаботится о пересылке ее от Москвы до Одессы на свой счет. Болгария у меня в виду даже и потому, что я первый во время оно учил болгар в одесской семинарии, будучи ректором ее, и первый ходатайствовал о приеме шести болгар в киевскую семинарию в нашем синоде и министерстве иностранных дел (1846 г.); каковое ходатайство и было уважено там и тут " ……… Базили ответил мне 15 ноября: «Болгарское настоятельство едва покрывает насущные скромные нужды, а княжество об ином озабочено, а не о книгах. Таков был последний ответ нашего доброго владыки Димитрия, который вчера неожиданно скончался от разрыва сердца». В 1883 году, 27 декабря, я письмом просил министра народного просвещения Делянова купить мою библиотеку для томского университета за 21000 рублей без пересылки ее на мой счет, с рассрочкой уплаты мне этой суммы в течение трех лет и получил от него отрезной отказ 14 января 1884 года за неимением денег. Утомили меня все эти неудачи. Однако, надо поискать других путей и других людей. Ей-ей, не хочется, чтобы безграмотная родня моя продала мои книги старьевщикам в Москве по 20 копеек за пуд. Вспомнил я о нашем, богаче Павле Павловиче Демидове и 2 апреля 1884 года письмом просил его купить мою библиотеку за 20000 р. без пересылки или для студентов с.-петербургского университета, помещенных в общежительном доме, или для томского университета, или для своего не прерывающегося по милости Божией рода. В конце этого письма сказано было: «не богатства ищу; науке прислужиться желаю; о вашей знаменитости в потомстве помышляю». Но богач не ответил мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В регионе действуют католич. монастыри: салезианок при Успенском кафедральном костеле в Одессе (1998), салезиан в Одессе с благотворительным фондом «Дон Боско» (2000), ордена сестер св. Елисаветы в Черноморске (2007), сестер милосердия св. Венсана де Поля в пос. Фонтанка Лиманского р-на (2015). В 2018 г. зарегистрирована делегатура ордена салезиан при одесском костеле св. Петра. Общины входят в Одесско-Симферопольский диоцез, учрежденный в 2002 г. Территория епархии включает Одесскую, Николаевскую, Херсонскую, Кировоградскую области Украины и Республику Крым. В 2018 г. КЦ насчитывала в Одесской обл. 28 общин. Первый приход УГКЦ был зарегистрирован в Одесской обл. в 1992 г. в одном из крупнейших мест проживания западноукр. переселенцев, имеющих униат. корни,- в с. Агафиевка Любашовского р-на. В 1994 г. была зарегистрирована также ориентированная на переселенцев из Зап. Украины община в с. Незаможник (ныне Заможное) Великомихайловского р-на. В мае 1996 г. зарегистрирован греко-католич. Андреевский приход в Одессе, в 1998 г. зарегистрирован Борисоглебский приход. Были созданы крупные приходы в городах Южном (1996), Ильичёвске (1997), Раздельная (1998), Берёзовка (2008), в селах Ряснополь Берёзовского р-на (2004), Красносёлка Коминтерновского р-на, Ульяновка Берёзовского р-на (2005), Гербино Балтского р-на и Семихатки Берёзовского р-на (2006). В Одессе действуют 2 монашеские общины: ордена Воплощенного Слова (2010), ордена Сестер - служебниц Девы Марии (2011). В 2018 г. УГКЦ в Одесской обл. насчитывала 25 общин. Они входят в Одесско-Крымский экзархат (2003) Кафедральным храмом для экзархата стал Андреевский храм в Одессе, открытый в 2005 г. Также в Одессе действуют униатские Михайловский храм и Вознесенская часовня (в бывш. пос. Котовского, с 2017). Протестантские деноминации О 1-м лютеран. священнике в регионе имеются сведения с 1803 г., когда городской комендант Одессы герц. де Ришелье дал разрешение на открытие лютеран. церкви в нем. колонии Гросс-Либенталь (ныне Великодолинское Овидиопольского р-на). Первый лютеранский храм в Одессе был построен в 1824-1827 гг. В 1818-1828 гг. в Одессе жил лютеран. суперинтендант (епископ) для Новороссии К. А. Бёттигер. В 1887-1888 гг. при храме появился приют для престарелых. В 1895-1897 гг. кирха была реконструирована, освящена во имя ап. Павла. В 1933 г. собор св. Павла был закрыт, пастор К. Фогель, продолжавший служение на дому, в 1937 г. был арестован. Богослужение в соборе возобновилось в дек. 1991 г., когда была зарегистрирована нем. евангелическо-лютеран. община Одессы. В 1993 г. в Одессе получил регистрацию епископат Немецкой евангелическо-лютеранской Церкви Украины, в 2008 г. зарегистрирован Синод Евангелическо-лютеранской Церкви Украины. В 2018 г. Немецкая евангелическо-лютеранская церковь Украины имела 5 общин, крупнейшие - в Одессе и Измаиле (1998). В регионе действуют 7 независимых лютеран. общин.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010