Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Прокопий Херсонский, сщмч. - житие Прокопий Херсонский (25.12.1877, Кузнецк Томской губ. – 23.11.1937, Турткуль) Петр Семенович Титов, сын священника, окончил семинарию в Томске, духовную академию в Казани, 21.08.1901 принял монашество в Успенском монастыре Уфы и пять лет преподавал в церковно-учительской школе, потом в Иркутской семинарии, с 1909 по 1914 г. в Житомире, уже как архимандрит. 30 августа 1914 г. Был назначен викарием Херсоно-Одесской епархии с титулом Елисаветградский. Уже после революции, в 1921 г. он стал епископом Одесским и Херсонским. Первый раз его судили в Одессе 26.8.1923, обвинив в поддержке белогвардейцев во время гражданской войны, приговорили к расстрелу и заменили казнь высылкой из Украины в Москву. В январе 1925 г. он был освобождён и приехал в Москву, где стал членом Синода. Через три месяца ему пришлось отпевать патр. Тихона. 19.11.1925 его арестовали и на три года отправили на Соловки, а потом еще на три года под Тобольск. Титов участвовал в создании " Соловецкого послания " : епископы протестовали против курса " лояльности " к советской диктатуре, который взял митр. Сергий Страгородский. Некоторое время вл. Прокопий был старшим среди " соловецких " епископов. За отказ " сотрудничать " Сергий Страгородский отправил его " на покой " в 1928 г., после чего митр. Петра опять арестовали, точь в точь, как бывало в то время, когда большевики " ставили " на обновленцев (и тогда Сергий Страгородский был среди обновленцев): сперва церковное наказание, потом светское. 30.07.1931 его вновь арестовали. На допросах епископ говорил более чем откровенно: «Проводимая политика со стороны существующего политического строя по отношению к религии стесняет церковно-религиозную деятельность, в чрезвычайно тяжелые условия ставит духовенство, обременяет налогами, [производит] ограничение церковных процессий, закрытие храмов при наличии небольшой группы верующих ; срок ссылки духовенству неопределенный ; к нам, духовенству, власть относится по-иному, нежели к другим ссыльным». Власти больше всего хотели, чтобы еп. Прокопий поддержал угодного им митр. Сергия; Титов отвечал: «Я никогда не давал херсонцам совета не иметь общения с митрополитом Сергием, напротив, сдерживал их в этом отношении». При этом как раз еп. Пётр более думал о благе народа, чем " советы " и говорил:

http://pravicon.com/info-3256

– Действительно, часть своей жизни – целых десять лет – я провел в России. Но кто стал тому причиной? Мой любимый святой – преподобный Серафим Саровский, которого я и молил познакомить меня со святой русской землей. Я приехал в Одессу в 1985 году и жил там до 1995 года. В то время я и познакомился с тогдашним митрополитом Таллиннским и всей Эстонии, а ныне Патриархом Московским и всея Руси Алексием. С тех пор нас связывает духовная дружба, поэтому я люблю его, ценю, и недавно, спустя двенадцать лет после нашей последней встречи, посетил Его Святейшество с официальным визитом. Мне представилась возможность поговорить с ним как раньше, потому что я знаю русский язык, и увидеть вблизи возрождение Русской Церкви. Но начиналось оно еще тогда, когда я находился в Одессе, с празднования 1000-летия Крещения Руси, и лишь потом постепенно стало набирать силу. Только в одной Москве открылось 560 церквей. Я лично пережил тот суровый период, очень трудные дни, но видел, что свет Православия никогда не угасал, потому что православная вера вошла в плоть и кровь русского народа. В освященной русской земле, прославленной подвигами тысяч новомучеников, поднимается из пепла живая Церковь, воскрешает былые обычаи, неся миру евангельское благовестие. С давних пор у нашего Патриархата и Русской Православной Церкви существует традиция обмена представителями. Так, в Москве несет послушание епископ Киринский Афанасий, а в Каире – игумен Леонид (Горбачев). Существование подворий уже много сотен лет свидетельствует о дружеских связях между Александрией и Москвой, особенно в экономически трудные периоды нашей истории, когда Патриархи приезжали в Россию просить помощи. Я желаю всему русскому народу всегда сохранять в своих сердцах благочестие и благоговение, которому они научись от своих бабушек и дедушек. – Ваше Блаженство, расскажите нам о Вашей поездке в Западную Африку. – Наша африканская паства насчитывает в Западной Африке более 400 тысяч человек. Это мой первый визит в этот регион. В программе – посещение Берега Слоновой Кости, Либерии, соседних стран, таких как Сьерра-Леоне. Приведу один пример. В этой стране действует небольшой протезный завод, где изготавливают протезы рук и ног, которые один клирик святой жизни, отец Фемистоклис Адамопулос, проходящий свое служение в Либерии и Сьерра-Леоне, раздает изувеченным в результате подрыва на минах людям. Причем не только взрослым, но и искалеченным детишкам, чтобы те смогли выучиться какому-нибудь ремеслу, а не волочиться в буквальном смысле этого слова беспомощно по земле. За то, что делает Церковь этим людям, мы не ожидаем вознаграждения. Мы никогда не занимаемся пропагандой, но находимся рядом с теми, кто нуждается в нашей посильной помощи. Люди прекрасно знают, что наша Церковь не располагает большими финансовыми ресурсами, но когда они знакомятся с нами, то приходят к нам, потому что находят у нас то, чего ищут их сердца: любовь, любовь, любовь!!!

http://pravoslavie.ru/41438.html

В то время все православные в Северной Америке находились в юрисдикции Русской Православной Церкви, греческие священники которой служили и для православных албанцев, которые не имели священников из своего народа. Между православными албанцами и греческим духовенством существовало напряжение, которое достигло кульминации в 1907 году, когда греческий православный священник отказался служить на похоронах албанца в городе Гудзоне, штат Массачусетс, на том основании, что якобы умерший был автоматически отлучен от Церкви, поскольку был националистом. Ноли созвал заседание представителей православных албанцев со всей Новой Англии, на котором делегаты решили ходатайствовать перед священноначалием о создании албаноязычного прихода и о рукоположении для него священника. 9 февраля 1908 года в возрасте 26 лет Феофан Ноли становится диаконом в Бруклине, а 8 марта 1908 года архиепископ Алеутский и Североамериканский Платон (Рождественский) рукоположил его в сан иерея. Отец Феофан перевел с греческого на албанский язык Божественную литургию святого Иоанна Златоуста и впервые отслужил эту литургию в своем приходе в Бостоне уже через две недели после своей хиротонии – 22 марта 1908 года. Православные албанцы рассматривают это событие как первый шаг на пути к устроению Албанской Православной Церкви. Отец Феофан наряду с церковным служением вел активную общественную деятельность среди албанцев Америки. С февраля 1909 по июль 1911 года он редактировал газету «Dielli» («Солнце») – рупор албанской общины в Бостоне. 10 августа 1911 года он отправился в четырехмесячное путешествие по Европе, где проводил богослужения на албанском языке для поселений в Кишиневе, Одессе, Бухаресте и Софии. Вместе с Фаиком Коница, прибывшем в Соединенные Штаты в 1909 году, Феофан Ноли основал 28 апреля 1912 года пан-албанскую федерацию Америки «Ватра», которой вскоре суждено было стать самой влиятельной и значительной албанской организацией в Америке. Феофан Ноли становится признанным лидером албанской православной общины, а также авторитетным писателем и журналистом национального движения. В ноябре 1912 года Албания была провозглашена независимым государством, и 30-летний Ноли, имея диплом бакалавра Гарвардского университета, поспешил обратно в Европу. В марте 1913 года он присутствовал на Албанском конгрессе в Триесте, который был организован его другом и соперником Фаиком Коница.

http://pravoslavie.ru/33753.html

5). Баня на каменном фундаменте, из соснового леса, длиною 12 арш., а шириною 10 арш. с досчатым потолком и полом, с ординарными дверями, печью с принадлежащим ей прибором; оконные рамы в ней дубовые, покрыта в два теса и окрашена зеленою краскою. 6). Две каменные башни исправлены внутри сосновым лесом, снаружи окрашены, покрыты в два теса и окрашены зеленою масляною краскою. 7). С двух сторон забран в дубовые столбы сосновыми и еловыми досками забор, с одной стороны на 19, а с другой на 30 звен, из коих на 15 устроен сарай, крытый в два теса. 8). Между конюшенным сараем и башней новые ворота. 9). Вместо обвалившейся построена новая каменная ограда от Консистории и до главных въездных ворот всего на 10 саж. 10). Для въезда в Архиерейский Успенский монастырь устроены новые ворота с каменною аркой, и при них каменная сторожка крытая железом. 11). Внутри старого каменного корпуса в верхнем и нижнем этажах устроены комнаты для певчих, братская кухня и трапезная». В таком виде Архиерейский дом с своими церквами и зданиями оставался до 1844 года без изменения. Преосвященный Гавриил прожил в новом доме только три года, а затем в июле 1828 г. переведен был на Екатеринославскую епископскую кафедру. Незадолго пред этим он освятил храм в новоустроенной Орловской Семинарии, переведенной сюда из Севска в 1827 г. Все постройки доставляли Преосвященному множество забот и даже огорчений, но его энергия не оскудевала ни в Екатеринославле, ни в Одессе, ни в Твери, где он скончался в 1858 году. Кроме речи, говоренной им при встрече Императора Александра 1-го в Михаило-Арханг. церкви г. Орла (3 сент. 1823 г.), он оставил много других, как рукописных, так и печатных произведений, из коих особенно замечательны исторические исследования, касающиеся Херсонской епархии, печатавшаяся в Записках Одесского общества истории, где он был почетным членом. Будучи любителем церковного чина, Преосвященный Гавриил установил порядок начала благовеста к службам, распорядившись, чтобы первый благовест был в Богоявленской церкви, как средоточной, и приобретшей лучший колокол после разбития прежнего одним из любителей трезвона, что дало Преосвященному повод обратить внимание и на звонарей. 392 Он старался возбудить строителей Кафедрального Собора и Воздвиженской церкви, и когда этот храм в 1822 г. устроился, то он наградил скуфьею священника этой церкви. Ему же обязаны кладбища своими каменными оградами, а также и причтами. 393 На Троицком кладбище он сам освящал храм 6 мая 1828 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Ибо во имя Бога говорю Вам, что в России вовсе не думают отнять у вас монастырь и передать его сербам» 23 . Архимандрит Порфирий интересовался также церковно-литературными связями Хиландара с Россией, поэтому в перечне поставленных им вопросов встречаются такие просьбы, как: «Перепишите всю грамоту русского царя Бориса Годунова, всю грамоту царицы Марфы об Архангельском монастыре и малый типик св. Саввы, хранящийся в Постнице в Карее, и выпишите из помянника имена царей сербских и русских, и других князей, патриархов и архиереев, которые благотворили Хиландару; напишите, не было ли каких пожертвований от императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Великой» 24 . В свою очередь о. Порфирий сообщал игумену Хиландарского монастыря о том, что он также собрал ряд рукописей, содержащих важные сведения об истории этой обители. Среди множества житий и хризовулов, собранных им, имелись такие документы, как копия с хризовула болгарского царя Константина Асеня, а также письмо хиландарских монахов к русскому царю Иоанну Васильевичу Грозному; хризовул Иоанна Грозного и выписки из других хризовулов русских царей 25 В этом письме о. Порфирий вскользь упоминает о трудах на пользу Болгарии, которые он осуществлял ещё будучи первым ректором учреждённой в Одессе в 1828 г. Херсонской духовной семинарии. Завершая своё письмо к хиландарскому игумену, он просил его: «Не откажите в просьбе русскому архимандриту, который первый начал принимать болгар в Одесскую семинарию» 26 . Кроме того, о. Порфирий обещал выслать на нужды Хиландарского монастыря 500 пиастров, а также ходатайствовать перед Святейшим Синодом о том, чтобы хиландарским насельникам было разрешено ездить в Москву за сбором милостыни на основании хризовулов российских царей и устроить там часовню для постоянного пребывания двух или трёх монахов Хиландарского монастыря 27 . Это письмо о. Порфирий послал из Иерусалима, где он по-прежнему занимался библиографическими изысканиями. Так, 10 августа 1848 г. он обнаружил в Вифлеемской базилике среди прочих книг греческое Евангелие на пергаменте, в четвёртую долю большого листа, написанное в XI b.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Оказалось, что он был униат. Ноябрь, с 3 дня по 21-й. Так долго в Одессе задержало нас заготовление разных домашних надобностей, ожидание нескольких ящиков с моими книгами, отправленными из Петербурга по транспорту 7-го октября, и шитье подрясников, ряс и полурясок для всех членов миссии, которое нашим покроем не может быть изготовлено нигде заграницей. День 21-й, Пятница. В пять часов пополудни пароход «Херсонес» отчалил от берега Одессы и понес нас в Константинополь. Нам попутен ветерок тихий. «Херсонес» идет ровно, плавно и нас не качает. С нами едет полковник Ковалевский. Он отправляется в Египет, Нубию, Абиссинию и далее приискивать золото для египетского паши. Его будет сопровождать туда отряд солдат пашийских. Наступила светленькая ночь. Я пропел гимн: Коль славен наш Господь в Сионе, – помолился Сотворшему небо и землю, море и вся, яже в них, и заснул сном богатырским. День 23-й, Воскресенье. Пароход наш в два часа пополудни бросил свой якорь в Золотом Роге, – заливе между Стамбулом и Галатой. Мы сошли с него на берег и на первый раз приютились в горницах посольского духовенства и в комнатах, назначенных для приема богомольцев, отправляющихся в Иерусалим. День 25-й, Вторник. Был я у посланника Титова. Кто-то известил его, что я в Иерусалим везу щегольскую мебель, и он, передавши мне это известие, примолвил: «Не щеголять вам надобно в Святом Городе, а подавать пример жития скромного». Но я разуверил его, объявив твердо, что везу с собой книги свои, а не столы, стулья и диваны, о которых и не помышлял. Посланник отсоветовал мне говорить с Фаворским архиепископом Иерофеем о помещении миссии нашей в каком бы то ни было монастыре иерусалимском. Это дело лучше сделает патриарх Кирилл. На вопрос мой: могу ли я побывать у вселенского Анфима, у бывшего патриарха Григория VI, у синайского архиепископа Константия и в богословском училище на острове Халки, – собеседник мой ответил: «Подумаю». День 26-й, Середа. И надумал, и сегодня, когда я представил ему сотрудника своего иеромонаха Феофана, разрешил мне посетить всех, о ком я говорил ему вчера, и просить вселенского проверить составленный мною список всех состоящих под священноначалием его архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Первый, родом Болгарин, пел грудным баритоном, весьма хорошо и приятно, а второй, Грек, пел тенором в нос, так крикливо, что на висках его жилы напрягались до толщи полмизинца. Сколько он надоедал мне таким несносным пением, столько потешал меня отец Максим своим отчётливым искусством. Что касается до псалтирной мелодии, какую я слышал в этот раз, то она очень хороша и замечательна своей величественной простотой, не мешающей слушателям мыслить, чувствовать и возноситься горе к Богу в минуты пения. У нас нет ничего подобного. Я очень рад был слышать хорошее греческое пение на Афоне, и переменил своё прежнее худое мнение о нём, которое составил себе слыхав дурных певцов в Одессе, Венеции, Иерусалиме, в Египте и на Синае, и даже вознамерился изучить греческую церковную музыку, которой ноты придумываются сочинителями её соответственно трём главным способностям нашей души, уму, чувству и воле 15 . Кроме пения весьма занимательно было для меня монашеское мастерство освещать церковь перед пением: Господи воззвах к тебе… Да исправится молитва моя: и во время продолжительного пения сих молитвословий. Освещение производили два кандиловжигателя. Сперва из-под потолка правого хора старцев по блоку, утверждённому в этом потолке, на тонкой бечёвке спущен был металлический крест небольшого размера с прикреплённой перед ним толстой свечей, и с двумя подвешенными к нему ради тяжести белыми свечами, кои никогда не зажигаются. Свеча перед этим крестом была зажжена; и он с ней поднят был высоко, высоко, и стал перед тамошним стенным изображением господского праздника. Свеча эта, даром – что огонёк её был с искру, не погасла на лету. Потому что восковые края у неё были выше огонька. Точно такой же крест с таким же прибором поднят был под потолок левого хора старцев. Эта невидаль потешила меня. Смотрю под хоровые потолки и вижу два светоча, словно дальние звёздочки, а сам думаю: вот так перед страшным судом Христовым явится на небе знамение Сына человеческого, т.е. крест с горним сиянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Да и что премудрее, что святее, как закон избирать для благородного сословия судей самому тому сословию из среды себя? Ведала Всеавгустейшая Монархиня, в Бозе ныне почивающая, ведала, что из человеков никто себе самому врагом не бывает; и, основываясь на началах всеобщей человеческой природы, возбуждаясь притом матернею любовию к тишине и спокойствию чад Российской державы, для бессмертной славы имени своего, оный порядок устроила; а Самодержавнейший, ныне благополучно царствующий внук ее, Всемилостивейший Государь наш, Император Николай Павлович, его не только не нарушает, но и, новыми узаконениями сохраняя полезное сие установление, придает ему еще более и силы, и твердости. Итак, кажется, хотя бы и без клятвы приступали вы ко избранию мужей, суд творить имеющих, или хотя бы нарушителям клятвы и никакого не назначалось наказания, вы долженствовали бы, однако, в сем случае дело избрания совершить не иначе, как свято и безгрешно. Отче наш, Иже еси на небесех! Церковь молится Тебе о всех и за всех: ныне же вопиет наиболее о сих, святому алтарю Твоему предстоящих: да не попустишь им впасть во искушение солгать Тебе, сердец и утроб Испытателю, но благодатию Твоею да сотворити, чтобы колико словом и устами, столько же и делом святили они имя Твое, ему же подобает честь и слава вовеки. Аминь! Слово по случаю чумной заразы, бывшей в Одессе в 1857 году Бдите и молитеся, да не внидите в напасть ( Мф. 26:41 ). При настоящем, всем уже известном, неблагоприятном состоянии нашего города, преподав вам, чада любезные, первый урок об уважении установленных Богом властей земных, о послушании, покорности их советам, внушениям и распоряжениям, о надежде, уповании на Бога и о прочем, от упования неразлучном, – се и во второй раз побеседовать с вами почитаю за полезное. Ибо толцыте, сказано, т. е. не однажды, не редко, но часто и многократно стучите, и отверзется вам дверь в Царствие Божие ( Мф. 7:7 ). Так и дверь сердец человеческих тем удобнее для советов и увещаний отверзается, чем чаще в оную слово назидательное толкает.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион посетил Одессу 21 марта 2010 г. 16:37 19 марта 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по приглашению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира и митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира начался визит председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона в пределы Украины и Молдавии. Первым городом, который посетил владыка Иларион, стала Одесса. В аэропорту председателя ОВЦС и его спутников встречали первый заместитель мэра Одессы А.И. Варахаев, генеральный консул Российской Федерации в Одессе А.Г. Грачев, епископ Белгород-Днестровский Алексий и ректор Одесской духовной семинарии архимандрит Серафим (Раковский). Там же состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона с новоназначенным главой Администрации Одесской области Э.Л. Матвийчуком, которому председатель ОВЦС пожелал помощи Божией в ответственном служении. Из аэропорта митрополит Иларион в сопровождении епископа Алексия направился в Успенский Патриарший мужской монастырь. В обители у главного входа в новопостроенный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» председателя ОВЦС встречал митрополит Одесский и Измаильский Агафангел . Архипастыри осмотрели храм, приложились к мощам святого апостола Андрея Первозванного и преподобного Кукши Одесского. Далее иерархи осмотрели отреставрированную Патриаршую резиденцию, находящуюся в обители, продолжив братское общение за трапезой в резиденции митрополита Агафангела. На память о посещении Успенской Патриаршей обители митрополит Агафангел преподнес председателю ОВЦС святую панагию. В ходе своего визита в пределы Украины и Молдавии митрополит Иларион также посетит Кишинев, Львов, Хмельницкий, Винницу и Киев. В составе делегации, сопровождающей председателя ОВЦС, — заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архимандрит Кирилл (Говорун), исполняющий обязанности секретаря ОВЦС по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук, помощник председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриахата Л.М. Севастьянов, референт председателя ОВЦС И.М. Копейкин, представители Фонда святителя Григория Богослова В.С. Якунин и В.Д. Якунин, исполнительный директор Фонда Брэдли (США) Дэниел Шмидт.

http://patriarchia.ru/db/text/1119593.ht...

К 19 июля 1903 г. комитет имел в наличии 10.000 рублей на созидание храма. Комиссия по Строительству и Дорогам разрешила строительство храма. Был принят соответствующий проект. 30 августа 1903 было заложено основание строительства нового храма. Был заложен первый камень. На событии присутствовали: Епископ Кишиневский и Хотинский Иаков, губернатор Бессарабии, начальник жандармерии Бессарабии, начальник пограничной службы и др. Губернатор А. Харузин отправил в Беловеж, летнюю резиденцию императора телеграмму: «Сегодня у железной дороги Унген было положено основание строительства нового храма «Св. Блгв. Князя Александра Невского» в память о благословении русской армии на этом месте почившим в Боге, государе Александре III». Ответ последовал незамедлительно от генерал-адъютанта царя, барона Фридрексона: «После моего доклада о телеграмме Вашего Высокопревосходительства, государь велел мне объявить от его имени благодарность местной администрации, комитету и жителям в связи с началом строительства храма». Строительство началось осенью 1903 года. Ответственным за соблюдение технических норм был назначен В.И. Отмарштейн, член комитета, инженер по железным дорогам. 19 мая 1905 г. М. Бузня отправил рапорт в Комиссию по Строительству, в котором значилось, что в связи с неквалифицированным наблюдением за ходом строительства, колокольня храма подверглась возможности обрушения. После устранения неполадок и недоработок, 30 июня 1905 г., после детальной проверки губернский архитектор Г. Купча, отправил рапорт Бессарабской администрации, в котором значилось, что недоработки устранены и здание пригодно для эксплуатации. Последовал документ о разрешении эксплуатации храма и совершения в нем священнодействий. Автором проекта «Александро-Невского» Кафедрального Собора г. Унгены является известный архитектор итальянского происхождения А. И. Бернардацци. А. И. Бернардацци несколько десятилетий в Бессарабии занимался проектированием железных дорог, мостов, зданий, храмов. Является автором проектов четырех храмов:«Св. Вмч. Пантелеимона» г. Кишинева, домовой армянской церкви в г. Кишиневе, храм с. Устиа (Орхей),«Св. Блгв. Князя Александра Невского» в г. Унгены. К тому времени архитектор находился в г. Одессе, но преподнес комитету по строительству будущего храма проект.

http://sobory.ru/article/?object=37645

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010