В своей речи св. Синоду нареченный епископ выразил глубокое смирение и благоговейное послушание пред неисповедимыми судьбами промысла Божия о нем, высказав при этом, что и новое, святительское служение будет продолжением его прежнего послушания. «Призванный Господом Иисусом Христом от утробы матерней на служение святой Церкви Его, ущедренный многими дарами Его, видевши над собой многочисленные опыты всеблагого промышления Его, как могу я уклониться от служения Церкви Христовой, небречь о призвании Божием и явиться неблагодарным?.. Во всецелой преданности святой Церкви Христовой чаю наследовании нескончаемое блаженство и по смерти моей в славном царствии Христовом: от ее матерних сосцов воспитан я с колыбели в благочестии христианском и в ее матерних объятиях желаю предать дух мой в руце Господу Иисусу. В послушании начал и продолжал я, в послушании желаю и окончить все служебное и жизненное поприще, которое дает мне пройти Господь и Владыка живота моего» 191 – Впоследствии преосв. Димитрий имел случай высказать свой взгляд и на обязанности епископа, – взгляд, который несомненно он имел и в первый день епископства. Вручая святительский жезл рукоположенному их в Одессе преосвященному Далмату, он давал такие наставления новому епископу: «Отныне ты должен внимать не только себе, но и учению людей Божиих, проповедуя слово Божие, по выражению св. Павла, и благовременне и безвременне: сие бо творя и сам спасешися и послушающие тебя. Для проповедания Евангелия своего всему миру избрал и послал Господь свв. Апостолов; для научения и утверждения верующих в вере и жизни христианской свв. Апостолы избрали и поставили пастырей Церкви, как преемников и продолжателей их служения; для того же поставлены и мы, и – горе нам аще не благовествуем, если, то есть, христианские души, жаждующие слова истины и спасения, мы будем оставлять без небесной пищи слова Божия. Возгревай живущий в тебе дар Божий: во-первых, усердным и благоговейным совершением богослужений церковных; во-вторых, усердным служением ближним, – всем, чем можешь, – и добрым советом, и назидательным наставлением, и духовным утешением и вещественною помощью». 192 Итак, усердная и благоговейная молитва , неустанное проповедание Слова Божия и широкая христианская благотворительность – вот программа, которой владыка Димитрий следовал во все долголетнее епископское служение, и с которою теперь он стремился к первой богодарованной ему Тульской пастве, в полной уверенности, что «вся прочая устроит Сам Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

В наш разговор вступает матушка Мария Борисовна: «Мне хотелось рассказать про владыку митрополита Николая (Амасийского). Это был удивительный человек. Он был уже совсем старенький, и последний, кого он рукоположил, был о. Виктор. После этого он вскоре умер. Владыка Николай служил в Ростове. Его арестовали приблизительно в 1938 г. и, обвинив в антисоветской деятельности, приговорили к расстрелу. Его расстреляли, но был кто-то, кто видел, что он расстрелян не до смерти, не убит. После расстрела его зарыли, но затем люди его вытащили, спасли и выходили. У него, после этого, было воспаление тройничного нерва, он страшно страдал от головных болей. Я считаю, что он новомученик Российский, только что его Господь помиловал, что он выжил. Владыка Виссарион не дерзнул рукополагать отца Виктора, считая, что он русский и рукополагать его должен русский архиерей. Он предложил владыке Николаю (Амасийскому) его рукоположить. Вскоре после рукоположения о. Виктора в 1943 г. он уехал в Кишинев, где и умер. Похоронен где-то в Румынии. Владыка Николай (Амасийский) крестил нашу старшую дочь – Лизу. Хотелось, чтобы о нем помнили. Об этом не знает никто, а это очень поучительно». Отец Виктор одобрительно кивает головой и неспешно перечисляет своих детей. «Да, владыка Николай крестил старшую Лизу. Лешу крестил будущий Патриарх Пимен, Магдалину крестил архиепископ Николай (Чуфаровский), а последнего, Васю, крестил владыка Борис (Скворцов), епископ Рязанский. Когда владыка Пимен крестил Лешу, он был игуменом, вот его подарок – икона Спаса Нерукотворного. Вообще, я первый раз встретился с будущим Патриархом Пименом в Ростове, затем в Муроме. Еще помню, у нас в Одессе была Ильинская церковь – Ильинское Афонское подворье, Пантелеимоновское подворье и Андреевское подворье. И вот Ильинское подворье как раз было открыто, и в нем была служба. Помню, была какая-то служба, что все выходили Крестным ходом на площадь и крестили неимоверное количество народа, тысячами крестили. Было тогда очень много желающих креститься. Русские люди все-таки сохраняли веру, а тут вдруг православная вера стала как бы официальной. Румыны, пока управляли, открывали церкви и школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но залог небесного благоволения к Иркутской пастве не изменен. Не иссяк и не иссякает источник и благодатных чудотворений от цельбоносных мощей Святителя. С разных сторон за тысячи верст идут поклонники благодарить Иркутского Чудотворца за дарованные исцеления, или получать их при мощах Угодника. В Нерчинске, в Красноярске, Минусинске, в стойбищах Якутских, в пустынях Камчатских, в Великой и малой России, всюду ощущается благодатная Его помощь. Из многих чудес явленных и заявленных в последнее время, замечательны следующие: Один Верхоянский Якут впал в расслабление и ослеп. С теплою верою обратился он к заступлению Иркутского Святителя Иннокентия, обещаваясь, в случае выздоровления, совершенно оставить глупую веру в шаманство, которого, и приняв христианство , придерживался. Однажды в легком сне слышит он: «Савва! просьба твоя услышана, Иннокентий тебя исцеляет.» Савва тут же исцелел и прозрел. Это было в 1831 году. В 1843 году приходил на поклонение Святителю, Владимирской губернии, Муромского уезда, Чаадаевской волости, села Борисоглебского, крестьянин Евфимий Васильев Ластушкин, и доведал, что назад тому десять лет, именно в Декабре 1833 года, видел он во сне Святителя Иннокентия вместе со Святителем новоявленным Воронежским Митрофаном, и описывает первого так: волосы темнорусые, густые, продолговатые, отчасти кудрявые, лицем смугловат, роста посредственного, телосложением несколько плотнее Святителя Митрофана, борода русоватая. Чрез несколько времени крестьянин Ластушкин впал в недуг, в котором лежал восемь недель, и положил обет: если выздоровеет, сходить на поклонение Святителю Митрофану в Воронеж, а буде откроется, когда-нибудь, возможность, то побывать и в отдаленном Иркутске у мощей Чудотворца Иннокентия. И чрез десять лет Господь устроил ему эту возможность. Рядовый Гродненской губернии Антон Анисимов Ястребов в 1841 году изувечен был в ногу упавшим на нее лафетом. Его лечили в Гродно, в Пензе, в Новгогоде, в Твери, в Одессе, в Каменец-Подольске, в Переяславле Полтавской губернии, но без пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мая 14, воскресенье. Во все предшествовавшие дни многие часы были посвящены самому внимательному рассмотрению стенописи Панселина в протатском соборе и заметкам о ней. А сегодня я письмом просил синодального обер-прокурора выслать мне на Афон тысячу рублей моего жалованья, с 1 мая 1860 года по 1 мая 1861, или препроводить эти деньги в херсонскую духовную консисторию в Одессе для выдачи их мне по прибытии моем в сей город, ежели состоялось какое-либо решение св. Синода касательно моего будущего служения. 16, вторник. Терпение ждет денег. А любознательность продолжает свои изыскания в обителях афонских. Вчера в сумерки она привела меня в Каракалл, а сегодня понудила еще раз осмотреть сей монастырь, виденный мною в первое путешествие мое по Святой горе в 1846 году 140 . Что же узнано тут новое? На налое с узорчатой резьбой на нем видны: 1699-й год и имя: Христофор иеромонах, либо смастеривший этот налой, либо изготовивший его своим иждивением. В 1767 году покрыта стенописью паперть соборного храма. С 1852 года поныне игуменствует в Каракалле Досифей. А братий в сем монастыре 50. Под сводом ворот его к стене прикреплены две длинные-предлинные кости и огромный позвонок морского чудовища, которое, как гласит здешнее предание, было выброшено на берег каракальский. 17, середа. Еще раз Бог сподобил меня помолиться в лавре св. Афанасия Афонского и еще раз пересмотреть рукописи, хранящиеся в библиотеке ее. Этим делом я прилежно занимался в течение двадцати двух дней. Здесь есть рукописи весьма замечательные по древности их и по содержаниям. Мой отчетливый каталог их помещен в статистике Афона 141 . Июнь, 8, четверток. Сего дня распростились со мною лаврские рукописи. 10, суббота. А в нынешний день я выехал из древней обители Афанасия Афонского и приехал в монастырь современника, сподвижника и друга его Иоанна Ивера. Дорога оттуда сюда многократно была топтана моими ногами и копытами тех мулов, которые носили меня на спинах своих. В этот раз я обращал свое внимание не на нее и не на окрестности ее, а на потоки, пересекающие ее и впадающие в море. Первый от лавры поток, называемый Микрос (Малый) Веллас, второй – Большой Веллас, третий – Куфо, разделяющиеся тремя неширокими высотами, получают свои воды из-под чела высочайшего хребта, примыкающего к Афоненку. Далее от них агиазма, т.е. св. вода Афанасия Афонского , вытекает из придорожного утеса по велению Богоматери, явившейся тут сему преподобному мужу. Еще далее разливанная, но мелкая речка Морфо вытекает из-под чела и хребта Малого Афона. А еще далее струятся потоки Каракальский, Милопотамос и Климентийский у стен монастыря Иверского, ныне пересохший. Все эти воды я наметил на путевой тетрадке своей для помещения их на общей карте Афона.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Начало воссоздания духовных школ в Санкт-Петербурге было положено открытием 22 ноября 1945 года богословско-пастырских курсов с двухлетним сроком обучения. Для этих целей митрополитом Григорием (Чуковым) было разработано «Положение о Богословско-пастырских курсах в г. Ленинграде», начала воссоздаваться библиотека 294 . 1 сентября 1946 года Ленинградские православные Духовные Академия и семинария открыли свои двери для желающих получить духовное образование, а 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы, в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I состоялся торжественный акт официального открытия духовных учебных заведений Ленинграда 295 . Во вступительном слове владыка Григорий отметил: «Присвоение нашим духовным школам прежних наименований знаменательно. Оно означает, что новая духовная школа пережила временную форму пастырских курсов, идёт к развитию в сторону семинарского и академического строя в его испытанных и наилучших свойствах – что, имея в виду высшие интересы Церкви, она стремится к высотам прежней богословской образованности с желанием превзойти их в будущем» 296 . При непосредственном участии митрополита Григория в 1946–1947 годах были открыты восемь духовных школ в Сергиевом Посаде (с 1930 по 1991 г. – Загорск), Санкт- Петербурге (с 1924 по 1991 г. – Ленинград), Киеве, Жировицах, Одессе, Саратове, Ставрополе, Луцке. Причём в Сергиевом Посаде и Санкт-Петербурге были открыты и академии 297 . Семинария в Саратове была открыта 16 ноября 1947 года 298 . В то время управляющим Саратовской епархией был епископ Борис (Вик). В первый учебный год в семинарии был произведён набор в 1-й класс, принято 17 студентов, однако к концу учебного года учеников остаётся только 13 человек 299 . Возродить духовное образование в Саратове митрополит Григорий пытался ещё в период пребывания в нашем городе в 1944 году. 5 мая 1944 года, на встрече Патриарха Сергия с председателем Совета по делам Русской Православной Церкви, Г.Г. Карпов известил Святейшего Патриарха о том, что Советом получено письмо от архиепископа Григория (Чукова) с ходатайством поставить вопрос перед правительством о возможности организации в Саратове пастырско-богословских курсов и о предоставлении для этого соответствующего помещения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я извинялся пред ним незнанием обычаев страны и своею бедностью. Наконец мы расстались. Возвратившись в комнату и побранив порядком черного верблюда и всех подобных ему скотов, я опять принялся было писать свой дневник; ан за первым горем последовало другое. Вдруг шибко распахнулась дверь комнатная, и ко мне ввалило человек 5 нежданных гостей, все шейхи городские, одетые богато, и все вооруженные пистолетами; в числе их был и брат мусселима. Один из них, мужчина молодой, белокурый и очень красивый, вошел с такою гордостью, дерзостью, наглостью, что, признаться, сердце мое забилось болезненно. Пока они усаживались и закуривали трубки, я изъявил свое горе о. Григорию, но скороговоркою. «Быть беде, отвечал он мне, повеся голову и сложив руки крестом на груди своей. Давайте деньги; пришли разбойники; не дадите, на дороге ограбят; да еще и убьют всех нас». «Убить не убьют, сказал я ему, а гости хуже татар, плотоядный птицы». Потом приняв на себя личину равнодушия и беззаботности, я говорил с гостями своими, не помню о чем. Расставшись со мною, они за порогом сказали хозяину, что они приходили ко мне за подарком. Хозяин сунулся было ко мне с требованием денег, но я велел ему сказать им, что я человек бедный и что у меня нет денег для подарков столь знаменитым особам; дать им мало и тем огорчить их я не желаю; а дать много я не в состоянии. Мой жид пересказал им мой ответ , да и прибавил, что мы действительно должны быть все бедны, потому что четверо съедают одну вяленую рыбу и пьют горячую воду. Хоть этим он и обесчестил меня в глазах арабов, но бесчестие это было спасительно для моего кармана. Арабы ушли и оставили меня в покое. Верно, им совестно было брать деньги с людей, которые вчетвером едят одну рыбу. Но чтобы избавиться от дальнейших посещений, я ушел из дому в жидовскую синагогу. С роду своего я не бывал в синагогах; в Одессе жил я 10 лет, а ни разу не видал, как молятся жиды. И вот в Хевроне в первый раз в жизни довелось мне посетить еврейский молитвенный дом и укрыться в нем от арабских пиявок.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

О.А.: - Не он тебе, а ты ему. О.Д.: - Если он тебе, то это значит: я ему друг. О.А.: - Господь велит нам молиться о врагах. Я задумалась: а чего просить у Господа?  Чтоб помог справиться с осуждением -  или просить, чтоб вразумил их и помиловал, или просить всех благ, здоровья, любви? Что я должна в этой молитве просить? О.Д.: - Первое, второе и третье. Я даже очень рад, что эта уважаемая женщина перечислила всё то, о чём нужно просить. О.А.: - На языке иногда вертится проклятье в адрес этих людей. О.Д.: - Проклятье  - это меч обоюдоострый, потому что, проклиная, мы собираем себе на голову горящие уголья. Спрашивается, как у нас в Одессе говорят: тебе это надо? Телефонный звонок: - Добрый вечер, батюшка! У меня вопрос по Евангелию от Луки глава 12, 36 стих. Там господин возвращается с брака. « И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака». А почему именно с брака? Ведь можно было сказать просто возращения. Второй вопрос, 57 стих «Зачем же вы и по самим себе не судите, чему должно быть?». Спасибо. О.Д.: - Второй вопрос я не понял. Это мне надо текст взять, прочитать. На первый отвечу. Потому что отношения Бога и человеческой души, это есть отношения, которые описываются, как брачный пир. Это и радость, и торжество, терпение и ожидание. Можно сказать, ответственейший период или момент. Поэтому это есть указание на то, что возращение с брака - момент, когда уже совершилось самое важное для человека таинство в его жизни. О.А.: - В послании апостола Иакова есть такие слова: «Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов». Вы говорите, что нельзя давать советы пока не просят об этом. А как можно смотреть равнодушно на то, как человек погибает? О.Д.: - Дело вот в чём. Большинство людей не в состоянии давать советов. О.Д.: - Тем более  - нести ответственность за них. О.Д.: - Да. Вот именно поэтому я так и говорю, потому что в большинстве случаев это плохо кончается советчикам. О. А.: - А чем для него плохо кончается? Посоветовал и забыл.

http://radonezh.ru/text/protoierey-dmitr...

«Сегодня (пишет Е. И. Холостов) я прочел из запоздалого по доставке ко мне 14-го Брат. Слова «послание киевского митрополита Платона», бывшего донского архипастыря. Послание это, по-моему, есть в высшей степени любвеобильное слово скорбящего о душевной погибели чад отца-пастыря. В самом деле, какою теплотою Христовой любви дышит оно! При чтении его, живо припоминаются слова вселенского проповедника: «Дети мол, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! Хотел бы я теперь быть у вас, и изменить голос мой; потому то я в недоумении о вас... Вы шли хорошо; кто остановил вас, что бы вы не покорились истине? ( Гал.4:19–20,5:7 ). От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам. ( 2Кор.2:4 ). Умоляю вас, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях». (Кор.1:10). «Было бы хорошо и в высшей степени полезно, если бы послание м. Платона, также, как и «воззвание пастырей», было отпечатано отдельными брошюрками для безмездной раздачи глаголемым старообрядцам 41 . Устные увещания и наставления этого архипастыря весьма благотворно действовали на самые ожесточенные сердца наших раскольников; и теперь на Дону нередко встречаются старообрядцы, самовидцы м. Платона, которые и до сего дня отзываются о нем не иначе, как с должным уважением. О том же, как глубоко уважают его православные донцы, и говорить нечего. Во время своего десятилетнего управления Донской епархией владыка Платон много содействовал ее благоустройству и между прочим он же первый ноложил более прочное начало к успешнейшему обращению донских раскольников. Как много радовало этого маститого пастыря обращение хотя бы и одного заблудшего от истины человека, об этом говорит следующий случай. Будучи уже в г. Одессе, высокопреосвященнейший митрополит, тогда еще архиепископ Платон, узнав о моем присоединении к православию от преподавателя Донской Духовной Семинарии Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

О трусливом патриотизме Нам, в России, очень важно понять, что произошло в Одессе, как вообще происходят такие вещи, как избежать их у нас дома 2 мая, 2015 Нам, в России, очень важно понять, что произошло в Одессе, как вообще происходят такие вещи, как избежать их у нас дома Вспоминая одесскую трагедию 2 мая 2014 года, Сергей Худиев размышляет о том, как не допустить подобного в будущем Годовщина событий 2 мая в Одессе вновь ставит людей перед фактами, которые надо как-то осмыслить, уроками, которые надо усвоить, выводами, которые надо сделать. Сергей Худиев Кто-то привычно использует происшедшее для подогрева ненависти, чтобы еще раз подчеркнуть, как безжалостны и коварны враги; кто-то – для того, чтобы упустить возможность промолчать, как тот чешский дипломат, который заявил, что благодаря тому, что несогласных в Одессе вовремя сожгли, был сохранен мир. Мир не был сохранен – напротив, именно гибель людей в Одессе, и, что хуже, реакция украинского политикума на это событие, подтолкнула лавину, и страна окончательно полетела под откос. Поэтому нам, в России, очень важно понять, что произошло, как вообще происходят такие вещи, как избежать их у нас дома. Первый заместитель генерального прокурора Украины Владимир Гузырь недавно заявил , что « доказательств умышленного поджога не т . Причиной пожара стало применение зажигательных смесей ». Кто-то воспринял это как издевательство – с какой еще целью можно метать бутылки с зажигательными смесями в здание, где находятся люди, как не с целью поджога и убийства? Но, вероятно, он имел в виду, что никто не планировал именно такого развития событий. Как сказал член группы «2 мая», производящей самостоятельное расследование, Сергей Дибров, « Не вижу причин, признаков и доказательств, которые могли бы говорить, что была акция по убийству людей. Было много точек и развилок, когда ситуация могла бы повернуться иначе ». После столкновений на улицах, когда погибли несколько человек, сторонники «евромайдана» загнали своих противников в здание Дома Профсоюзов, люди продолжили метать друг в друга бутылки с горючей смесью, вспыхнул пожар, в котором погибли десятки одесситов.

http://pravmir.ru/o-truslivom-patriotizm...

В самом конце своей деятельности Миссия начала издавать и «религиозную библиотеку», в октябре 1943 г. вышел ее первый выпуск «Происхождение мира и человека в изложении Библии и положительных наук» тиражом в 10 тыс. экземпляров. Можно упомянуть и выходивший в Кишиневе на румынском языке ежемесячный миссионерский журнал «Миссионарул». Издание подобной литературы нередко финансировали государственные органы. Большое внимание уделялось и другим сферам культурно-просветительной деятельности: постоянно устраивались духовные концерты, религиозно-просветительные доклады и лекции, при храмах открывались приходские библиотеки, священники в селах стали создавать «кружки культуры» и т.д. В Одессе, Тирасполе, Рыбнице, Балте и ряде других городов были открыты дома христианской культуры — своеобразные церковные клубы, где миссионерами проводились собрания верующих, лекции и вечера с пением румынского гимна. Не осталась без внимания и религиозная пропаганда среди рабочих: на предприятиях устраивались специальные лекции, сопровождаемые чтением стихов, пением, музыкой. Миссионеры использовали в своих целях даже радио, кино и театр. Например, 1 марта 1942 г. в Одессе состоялась апологетическая лекция профессора, священника Феодора Рудиева, на которой присутствовало более 2 тыс. слушателей, а через несколько дней лекцию об исторических доказательствах жизни Христа прочитал измаильский профессор, священник Михаил Мадан. В начале 1942 г. в Одессе возникло особое Братство, созданное для борьбы с атеизмом и нацеленное на православную апологетическую работу. 22 февраля оно организовало большой духовный концерт, прошедший под управлением бывшего регента Спасо-Преображенского собора профессора Пигрова. В 1943 г. часто устраивались духовные (в том числе детские) концерты в религиозно-просветительном зале при Успенском соборе с участием артистов знаменитой Одесской оперы и композиторов Ильницкого и Фоменко. [lxiv] Такого на оккупированных территориях СССР не было больше нигде. Проводила Миссия и благотворительную работу: при многих приходских храмах возникли бесплатные столовые для бедных, детские сады, амбулатории. В детские приюты были назначены священники. Преследуя политические цели, Миссия вместе с Красным Крестом посылала к Пасхе пакеты с продовольствием на фронт румынским солдатам. Объектами внимания миссионеров являлись также тюрьмы, трудовые, концентрационные лагеря и лагеря для военнопленных. Специальные священники обслуживали Тираспольскую центральную тюрьму для политзаключенных и подобную тюрьму в Рыбнице.

http://bogoslov.ru/article/656557

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010