Приморские санатории в России Виндавский санаторий стал первой ласточкой, за ним последовали приморские санатории на Южном берегу Крыма. Уже в 1902 году (через четыре года после Виндавы) по инициативе знаменитого врача А.А.Боброва на средства общества «Санатории для детей» в Алупке был создан первый крымский детский санаторий. Кубанским медицинским обществом в 1913 году близ Геленджика на Тонком мысу в поселке Солнцедар был основан санаторий имени Н.И.Пирогова, который возглавила женщина-врач О.Ф.Трабша. Аналогичные учреждения функционировали в Баку, Одессе, Ялте, на Рижском взморье. В Петербурге «Общество борьбы с бугорчаткой» основало санатории для детей в Териоках (ныне Зеленогорск) и на Крестовском острове. Петербургский попечительский комитет о сестрах Красного креста с 1901 года содержал санаторий в Сестрорецке. В декабре 1913 года Московская секция борьбы с туберкулезом открыла в шести километ-рах от Москвы, в местности, которая называлась тогда Погонно-Лосиный остров, санаторий «Белая ромашка» — единственный в России специализированный санаторий для детей с легочным туберкулезом. В Москве существовали приюты для больных детей, функционирующие как санатории. При Ольгинской детской больнице на станции Пушкино Ярославской железной дороги был открыт в 1887 году приют святой Софии для неизлечимо больных детей. В него поступали дети с тяжелыми формами костно-суставного туберкулеза. В 1903 году был основан детский приют в Кисловодске, относящийся к Софийской детской больнице Москвы. В нем успешно применялось лечение ваннами и грязями. Из местных санаториев, развивавшихся параллельно с приморскими, следует упомянуть Царскосельский детский санаторий (создан в 1907 году), санаторий на станции Графской Воронежского отдела Общества охранения народного здравия (создан в 1907 году), санаторий в Пущи-Водицы под Киевом, на острове Вормс, в Белостоке, Железноводске. Первым из таких учреждений в России стал приют для выздоравливающих детей в Ораниенбауме. Колония — это не тюрьма для несовершеннолетних!

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/3/87...

– Слышал, что Одесская семинария во многом является интеллигентской семинарией по своему составу, в отличие от другой крупной семинарии Украины, Почаевской, которая по своему составу более сельская. В связи с этим, хочется спросить, существует ли здоровая конкуренция между Киевской, Одесской и Почаевской семинариями? – Сложно говорить о том, что Одесская духовная семинария является интеллигентской или не интеллигентской. К нам поступают абсолютно разные ребята, из разных регионов, с абсолютно разным уровнем подготовки. Это очень чувствуется, когда заходишь в аудиторию первого курса и понимаешь, что разный уровень у всех. И приходится в течение одного-двух лет подтягивать тех, кто что-то не успевает, не знает. К третьему курсу ребята уже выравниваются, с ними уже можно более серьезно говорить, более серьезно их готовить. Если говорить о конкуренции, то ее, наверное, нет. Как говорят в Одессе: «Одесса – это, конечно, не первый город, но далеко не второй». Со столичной духовной школой у нас очень близкие связи. Достаточно сказать, что нынешний ректор Киевской духовной академии и семинарии окончил Одесскую духовную семинарию и прекрасно знает ее специфику. У нас очень много преподавателей, которые оканчивали Киевскую духовную академию либо защищали в Ученом совете Киевской духовной академии свои научные диссертации. Достаточно много наших выпускников трудятся сейчас как преподаватели в Киевской духовной академии. У нас очень хорошие связи и очень хорошие взаимоотношения. С Почаевом у нас также поддерживается глубокая связь. Многолетний ректор Почаевской духовной семинарии, ныне архиепископ Луцкий, Нафанаил также был выпускником и преподавателем нашей семинарии. Он из Одессы уехал на ректорское служение в Почаев. Поэтому говорить о какой-то конкуренции сложно, так как все мы находимся в равных условиях, движемся к одной цели и стараемся друг друга поддерживать. – Отец Андрей, что вы преподаете в Одесской семинарии? – Я преподаю гомилетику на третьем и четвертом курсе, а на первом и втором курсе преподаю церковное искусство.

http://pravoslavie.ru/142182.html

Для того чтобы мероприятия, ориентированные на улучшение условий путешествия паломников в Святую Землю, были наиболее успешными, Общество направляет известного русского путешественника А. В. Елисеева изучить, как и в каких условиях русские богомольцы преодолевают путь из России в Палестину. Под видом простого паломника Елисеев предпринял в 1884 году путешествие в Палестину. То, что он увидел, привело его в ужас. На русских кораблях «и тесно, и грязно, начальство и команда парохода не особенно симпатично относятся к паломнику, обвиняя его в нечистоплотности и дурном поведении; благодаря подобному взгляду паломнику нередко дается худшее место, чем мусульманину и даже скотине, если таковая перевозится на пароходе» [xii] . Помимо свидетельства А. В. Елисеева, о таком же ужасающем положении говорилось и в многочисленных жалобах богомольцев. Палестинское Общество стремилось как-то исправить сложившуюся ситуацию. Оказать содействие пытался и председатель ИППО, великий князь Сергей Александрович. Во время пересмотра устава Русского Общества пароходства и торговли он обращался в Министерство финансов с предложением о включении в устав мер, которые установили бы надлежащий порядок на паломнических пароходах и могли бы улучшить пищевое довольствие богомольцев, от недостатка которого особенно тяжело страдали паломники из беднейших слоёв российского общества. Но эти усилия не принесли желаемых результатов, морской переезд так и не изменился к лучшему. Забота Общества о паломниках не ограничилась мерами по удешевлению и улучшению условий путешествия в Святую Землю. Оно развернуло целенаправленную работу по устройству странноприимных домов и подворий. Подобные учреждения открывались не только в Палестине, но и в российских приморских городах, через которые проходил путь паломников. В Одессе было открыто большое и прекрасно оборудованное подворье, в Таганроге построен странноприимный дом, который мог одновременно вместить до 40 человек [xiii] . В своей работе Палестинское Общество сталкивалось со многими сложностями. Одной из самых серьёзных явилась проблема взаимоотношений с турецким правительством, которое отказывалось признать ИППО в качестве юридического лица. В связи с этим Общество не имело права заключать договора и совершать купчую на приобретаемые им земельные участки и строения. Приходилось пользоваться услугами подставных лиц, чаще всего это были служащие ИППО. Так, в 1886 году первый уполномоченный Палестинского Общество Д. Д. Смышляев приобрел земельный участок площадью в тысячу квадратных сажень [xiv] . Только в 1902 году султанским ирадэ [xv] школы Общества были признаны русскими и перешли под покровительство российского посольства в Стамбуле. А в 1905 году султанское ирадэ признало всю приобретённую ИППО собственность в Палестине, Сирии и Ливане. К началу первой мировой войны Общество владело в общей сложности 70 гектарами земельных участков [xvi] и десятью подворьями в Иерусалиме, Назарете и Хайфе [xvii] .

http://bogoslov.ru/article/272173

С таким же чувством идет сюда в обитель преподобного и простец – русский паломник, склоняет свои колена у его гробницы, бьется о чугунные плиты помоста и своими горячими слезами как бы хочет прожечь, растопить холодный металл. О, если бы могли мы подслушать те вздохи глубокие, те молитвы пламенные, которые возносились здесь и слагались у подножия этой священной гробницы, родной для каждого русского сердца! О, сколько сокровищ этого сердца открылось бы перед нами, какое богатство русской души увидели бы мы здесь! Из Сергиевской обители православный русский паломник идет в древний стольный Киев, в эту священную купель родной русской земли. Широко раскинулись южные степи. Идет, днем и ночью ковыляет по ним с своим посошком русский богомолец и ждет не дождется, когда перед ним откроется «Руси чистая купель». Вот и широкий Днепр, который льет вольно и плавно свои широкие воды. Вот, наконец, и красавец город со своими святынями открылся перед восхищенным взором богомольца. Трепещет сердце русского человека, в первый раз увидевшего эту вековую, дорогую, заветную святыню. В Киевских пещерах у угодников Печерских сколько назидания, сколько благодатных волнений почерпнет своей душой православный русский богомолец! Но нет, живая русская душа его не остановится здесь: хочется ей еще новых молитвенных утешений. Пусть велик Киев своими святынями, пусть много чудотворцев киевских сложили здесь свои нетленные мощи, но богомольца влечет священный Иерусалим: Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвенна буди десница моя. В далекий Иерусалим направляет свой путь русский богомолец. Ему не миновать, конечно, Одессы. Здесь, в Одессе, морской порт. Здесь богомолец должен запастись паспортом, получить нужные указания, должен сесть на корабль. Много здесь приходится хлопотать с русскими богомольцами инокам Афонских подворий, в которых размещаются по кельям все отправляющиеся в Св. Землю, но немало забот и хлопот выпадает также на долю местного представителя и уполномоченного Императорского Православного Палестинского Общества: он дает справки, советы и наставления несведущим богомольцам, помогает им выправлять заграничные паспорты и проездные пароходные билеты, а перед отбытием в дальний путь безмездно раздает всем богомольцам Св. Евангелие – эту книгу жизни и верный спутник по Св. Земле для каждого верующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/ru...

А Мариуполь был… одним из пионеров Русской Весны. Именно тут ещё до событий в Славянске пролилась едва ли не первая кровь Новороссии при попытке штурма части Нацгвардии. Насколько я помню, ещё в марте 2014 г. 13 апреля 2014 г над городской администрацией был поднят чёрно-сине-красный флаг ДНР. 9 мая. Страшный день в истории города. Неделю спустя после сожжения людей в Доме Профсоюзов в Одессе, ввиду отсутствия отсутствия какой-либо реакции Москвы, кроме дежурных заявлений МИДа, в Мариуполь первый раз вошли националистические формирования. Они устроили расстрел ветеранов Великой Отечественной войны и всех горожан, празднующих День Победы . Мир облетели фотографии людей, руками пытающихся задержать бронетехнику. Милиционеров, оказавших сопротивление, заживо сожгли в здании ОВД. 11 мая. Несмотря на трагедию, через два дня Мариуполь весь вышел на референдум о независимости от Украины и проголосовал. Устрашения не получилось. Второй референдум, о вхождении в состав РФ, в Донбассе не состоялся. 13 июня. В город вошли отряды фашистской организации «Правый сектор», запрещённой в РФ, и захватили его. Сопротивление сторонников ДНР было подавлено. Город был возвращён в состав Украины. Сентябрь 2014 г. В результате контрнаступления ополчение ДНР вышло к границам Донецкой области, обойдя Мариуполь с запада. Защитники и немногочисленные гражданские сторонники Украины побежали из города по дороге, ведущей на Мелитополь. Город ждал возвращения ополчения. Но из Москвы пришёл приказ: наступление прекратить, занятые территории покинуть, от города отойти. После этого были заключены первые Минские соглашения. Их главным бенефициаром стал Ринат Ахметов – на тот момент самый богатый человек Украины, русскоязычный татарин, уроженец Донецка и владелец большинства металлургических предприятий и шахт Донбасса. Человек с богатым производственным и бандитским прошлым. Дитя русского (советского) имперского уклада, разбогатевший на его разрушении. Весной четырнадцатого года он помогал ополчению, надеясь сделать из него свою карманную охранную структуру, а из ДНР – инструмент торга с конкурентами, свалившими в Киеве его ставленника – президента Януковича.

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/08/...

— Вы думаете, это проблема интеллигенции? — Полагаю, что речь надо вести не об интеллигенции, а об интеллектуалах. Нашему знаменитому киевлянину Николаю Бердяеву, если не ошибаюсь, принадлежит любопытное замечание о том, чем отличается западный интеллектуал от русского интеллигента. Он писал, что если интеллектуалу предложить поразмышлять на какую-нибудь ницшеанскую тему, типа «а не подтолкнуть ли падающего?» (заметим, совершенно пошлую с христианской точки зрения тему), то интеллектуал охотно пустится в рассуждения. А русский интеллигент назовет вас мерзавцем, отвернется и даже говорить с вами не будет. Русский интеллигент был выпестован русской культурой, деятели которой сами стремились соответствовать идеалу, который проповедовали в своих произведениях. Первый наш мыслитель харьковчанин Григорий Сковорода жил по своим трактатам — был бродячим философом. Яркие примеры — Гоголь, Толстой, Солженицын. Интеллигент всегда стремится преодолеть собственной жизнью трагический разрыв между словом и делом. Кстати, вполне христианская установка. А для интеллектуала творчество — это игра. Интеллектуальная. Сегодня даже святые для интеллигентов занятия — борьбу за справедливость, правду, свободу — интеллектуалы тоже превращают в игру. — Вы имеете в виду тот же «панк-молебен»? — Не только его. Скажем, всегда и везде диссиденты были бедными, реально преследуемыми, встречались на своих обшарпанных кухоньках, последним делились с теми, чьи права они защищали. Видано ли, чтобы борцы за счастье народное, узники совести жили в квартирах, набитых конвертами с валютой, причем в невероятных количествах? Или, помню, смотрел репортаж с Болотной и не верил своим глазам: там показывали видеообращение Владимира Познера. Типа, дети мои, я с вами! И все аплодировали. Будто это Нельсон Мандела, всю жизнь проведший в застенках, а не старейший сервилист, сидящий при всех властях на первых телекнопках! Абсурд! Возьмите митинги. Люди сами пытаются попасть в кутузку, всеми способами провоцируют милицию, а та использует любые уловки, чтобы их не задерживать. Кому только сказать! Как говорят у нас в Одессе.

http://pravmir.ru/u-cerkovnoj-pressy-gla...

С апреля 1917 года Энгельгардт работал в Военной комиссии под председательством генерала А.А. Поливанова, созданной по приказу военного министра Временного правительства А.И. Гучкова для подготовки проекта реформ в армии; был членом Исполкома Совета офицерских депутатов г. Петрограда, его окрестностей, Балтийского флота и Отдельного корпуса пограничной стражи. Октябрьской революции он, естественно, не принял и летом 1918 года, после начавшихся вслед за убийством Урицкого арестов, бежал из Петрограда. Оказавшись вне досягаемости большевиков, Энгельгардт присоединился к белому движению. С осени 1918 года он был заведующим политической частью представительства Добровольческой армии в Киеве, с декабря того же года - в Одессе, а весны 1919-го стал помощником управляющего отделом пропаганды (ОСВАГа) Особого Совещания при Главнокомандующем Вооруженных сил Юга России. После краха белой борьбы, Б.А. Энгельгардт бежал за границу, жил в эмиграции во Франции, работал таксистом. Перебравшись в Латвию, бывший владелец скаковых конюшен стал тренером Рижского ипподрома. После вхождения прибалтийских республик в состав СССР , Б.А. Энгельгардт как белоэмигрант «не вредивший Советскому Союзу», был отправлен советской властью в административную ссылку, которую с 1940 по 1946 годы отбывал в Хорезмской области (по некоторым сведениям, мягкость приговора объяснялась еще и тем, что в эмиграции Энгельгардт сотрудничал с советскими спецслужбами). В это время Энгельгардт работал художником в Хиве, тренером Госконезаводства в Ургенче, на Ташкентском ипподроме и агрономом в Ташкенте. Во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, он обратился лично к И.В. Сталину с просьбой отправить его как бывшего офицера в действующую армию, но эта просьба белоэмигранта была оставлена без внимания. Получив в 1945-м паспорт советского гражданина, Энгельгардт на законных основаниях вернулся через год в Ригу и устроился в Гидрометеослужбу переводчиком с французского, английского и немецкого языков. Последней его должностью стала работа секретарем судейской коллегии на Рижском ипподроме. Скончался Б.А. Энгельгардт 2 сентября 1962 года в Риге, где и был похоронен. Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук

http://ruskline.ru/history/2016/05/03/pe...

Замечаю Вам, чтобы Вы не просмотрели. – Второе и третье слово так напечатаны, что конец второго попал в конец третьего, а конец третьего в конец второго. Укажите переписчику, чтоб он конец второго слова взял из третьего, а конец третьего из второго. Напечатать надо в одной брошюрке... и так пустить в оборот. Вы прислали мне бесед о. Арсения с молоканами первый том. Пришлите и второй. Мне он очень нужен. Вместе скажите, где теперь о. Арсений? – у вас здесь в Москве – или на Афоне? И это мне крайне нужно знать. Новое издание «Пути ко спасению» сколько уже времени прошло чрез мои руки?! Дошло ли оно до Вас? – Я жду этих книг, как обычно. Кстати скажите – письма, идущие отсюда, прямо идут на Афон или останавливаются в Одессе и потом пересылаются на Афон одесским поверенным – хотя бы они были адресованы прямо на Афон чрез Константинополь?.. Поклон всем вашим. Спасайтесь! Еп. Феофан. 129. О противомолоканских беседах. О посылке статей для третьего тома «Добротолюбия» 19 марта 1887 г. Милость Божия буди с Вами! О. Владыка славы! Получил книжку... Благодарствую. Но разлакомился.– Около нас молоканство... Потребовались еще экземпляры противомолоканских бесед. Пришлите еще по три экземпляра обоих выпусков. – И прошу извинить за мою жадность. Посылается при сем тюк. Это статьи для третьего тома «Добротолюбия». – Прошу переслать на Афон. Там перепишут. Холст, в котором тюк, можете отбросить, и приложить другой. Но что в середине, того не трогайте, а как завязано, так и пусть остается.. Статьи расположены в порядке... есть рукописные, есть печатные... и книга есть... Если тронете, перепутаете. И пойдет у нас возня. Будьте здоровы и веселы. Ваш доброхот Еп. Феофан. 130. Цензора надо слушать [Без даты] 1887 г. Милость Божия буди с Вами! Цензора надо слушать. Ему показались неуместными здесь вычеркнутые слова... И пусть так, хоть и можно было бы что-нибудь сказать против этого. Хлопотать не из чего: ибо этим выпуском течение речи не путается. Благослови Вас, Господи! Ваш доброхот Еп. Феофан. 131. О полученных книгах. О посланных для «Добротолюбия» статьях

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

2–16. «Путь ко спасению» пользуется широкой популярностью и выдержал около 10-ти изданий. В близкой связи с названными работами стоит трактат Феофана: «Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения» (М. 1882 г. и 1889 г.). По замечанию сочинителя, трактат писан в 1847 г., т. е. во время службы в академии, а содержание его устанавливает его связь с академическими занятиями. – В «Домашн. Бес.» за 1869 г., выи. 48–50, была напечатана статья Феофана «Совесть», имеющая близкое отношение к тому же «Пути ко спасению». В том же журнале за 1869 г. были помещены отдельные статьи Феофана под заглавиями: «Сижу и думаю» (вып. 1), «Ответ на вопрос» (вып. 43), «Разрешение недоумений» (вып. 44). – С 20-го вып. «Домашней Бес.» за 1869 г. начали печататься отдельные мысли (афоризмы) преосв. Феофана, продолжавшиеся и в 1870– 1871 гг. В 1881 г. (Москва) они вышли отдельным изданием, под названием: «Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия». – С 33-го выпуска «Дом. Бес.» 1870 г. начали печататься в ней Феофановы «Письма о духовной жизни», в 1872 г. вышедшие отдельной книгой. Преосв. Феофан в предисловии так характеризует задачу этих «Писем»: «Письма о духовной жизни составлены по поводу писем графа М. М. Сперанского, напечатанных в «Рус. Архиве» за 1870 г., в январской книжке. Я имел намерение представить картину духовной жизни в разнообразных её оттенках. Письма Сперанского служили только поводом к тому». «Письма о духовной жизни» выдержали тоже несколько изданий. – В «Домашней Бес.» (1871–1872 г.) печатались, кроме упомянутых афоризмов Феофана, ещё другие его, более краткие афоризмы, которые опять составили отдельную книгу: «Краткие мысли на каждый день года, расположенные по числам месяцев» (Москва, 1883 г.). – Целую книгу, представляющую нечто законченное, составили также «Письма о том, что есть духовная жизнь, и как на неё настроиться», писанные одной девице и изданные в первый раз в Москве 1878 г., второй раз в Одессе 1886 г. – Нравоучительно-душеспасительного содержания мелкие статьи преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Одессе? Я прошу вас, господа, принять спешность обсуждения настоящего запроса. (Рукоплескания слева и на отдельных местах в центре). Председательствующий. Внесено предложение о признании запроса спешным. Против спешности – член Государственной Думы Замысловский. (Новицкий: «Позвольте, я против спешности»). Замысловский (Виленская губерния). Господа члены Государственной Думы. Интерпеллянты вносят срочный запрос. По наказу такие запросы механически передаются в комиссию; тут говорить как будто нечего. Точно так же не возбуждает никаких споров и предложение интерпеллянтов назначить комиссии двухнедельный срок. С этим, мне кажется, мы могли бы согласиться, но, конечно, оговорившись, что такое наше согласие отнюдь нельзя толковать в том смысле, что мы соглашаемся с фактами, изложенными в запросе, и с теми выводами, которые из этих фактов сделаны. Чтобы в этом отношении никаких недоразумений не было, я должен сказать, что факты эти нам представляются значительно не в том виде, как они изложены в запросе, а следовательно, и выводы являются для нас несоответствующими действительному положению вещей. Хотя бы, скажу для примера, запрос утверждает, будто игумен Андреевского скита архимандрит Давид являлся властью законно избранной, между тем, по нашим сведениям, это не так. Игумен Андреевского скита Давид не может никоим образом рассматриваться, как власть законно избранная. Соответственно с этим фактическим обстоятельством, конечно, меняется и целый ряд дальнейших выводов потому, что это обстоятельство очень важное. Но я повторяю, что вошел на кафедру не для того, чтобы говорить об этих фактах, а только, чтобы высказать вам то принципиальное положение, которое мы занимаем пока в отношении данного запроса. Что касается следующего предложения, внесенного членом Думы Карауловым, о том, дабы признать запрос спешным, то, признаться сказать, с 1907 г., за всю деятельность третьей и четвертой Думы я в первый раз встречаюсь с таким предложением. Сами интерпеллянты говорят о том, что запрос надо направить в комиссию и там его рассмотреть, а лицо, не подписавшее запроса, оказывается большим интерпеллянтом, чем сами интерпеллянты, большим октябристом, чем сами октябристы.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010