Почтительно благодарю за переданные мне отцом Михаилом Павловским от Вашего имени пять томов ученого творения Вашего об Афоне. Высылаю по почте мои сочинения, которые мог найти у себя: Сирию и Палестину, давно писанную мной книгу. Она тем менее обратила на себя внимание читающей публики, что издана была в Одессе корректуры ради. Затем в прошлом году в период между переходом от Дуная до Плевны, когда мечтам нашим предела не было, издал я в Париже L’empire Ottoman de 1839 à 1877 анонимом страха ради наших шовинистов. К этим деловым книгам прибавляю кое-какие брошюры русские и французские. Остальных изданий моих русских и французских (анонимных также) не могу теперь найти. В 1874 году среди самых горьких семейных испытаний в Швейцарии начал я писать воспоминания детства и юности. Если удастся довести их до 50-х годов, много курьезов найдет будущее поколение в этой рукописи. Очень обяжете, многоуважаемый друг, если в свободную минуту дадите добрые вести о себе. Поручаю себя святым молитвам Вашим и пребываю с глубоким почтением и отличной преданностью Вашего преосвященства покорнейший слуга Константин Базили. NB. В 1878 году, 6 октября, во втором часу пополудни, я выехал из Москвы в Киев и Одессу, в первый город для взятия моих денежных вкладов из тамошнего негосударственного банка, а во второй для рассмотрения греческого Евангелия, написанного на пергаменте в XI веке и хранящегося в тамошнем музее, и для переписки приложенного к нему месяцеслова. Деньги из банка я подучил, а Евангелия не видал, потому что оно было послано из музея в Симферополь епископу Гурию. В Киеве меня навещали все уважавшие и любившие меня, даже малолетние певчие мои, а в Одессе угостил меня званным обедом архиепископ Платон, предварительно посетив меня в гостинице, в которой я остановился. К обеду позваны были мои старые знакомые: протоиереи Павловский, Соколов и Попруженко и кроме их кафедральный протопоп Лебединцев, ректор семинарии протоиерей Чемена, весьма благообразный эллинский консул Вучина, две дамы и проживавший в Одессе болгаро-униатский архиерей Иосиф из Киева; приглашен был и Базили, но не явился, потому что ранее отозвал его к себе какой- то Толстой тоже на обед. Из Одессы я возвратился в Москву 21 октября, в 7 часов пополудни.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Я понял тогда это буквально, т. е., подумал, что Филарет видит внутренность человека как в хрустальном стакане воду. II. Впервые я увидел Филарета в Вифанской Семинарии, в Декабре 1821 года, т. е., в первый год поступления его на Московскую кафедру. Он был на экзаменах в Академии (в Лавре) и в Вифании (у нас). Тогда приписывали это неблаговременное посещение Лавры и Вифании его нетерпеливости выказать свою блестящую ученость пред Академией и Семинарией. Ныне я рассуждаю иначе: Филарета влекли в Лавру чувствия благочестия и сладкие воспоминания проведенной здесь всей его юности и первого цвета мужества. Ученое обозрение было только благовидный предлог. Филарет был истинно благочестивый человек. Тогда была погода дурная: растаял снег; ездили на колесах. Филарет пренебрег и такой погодою. Тогда я был в Низшем Отделении Семинарии. С другими я послушал, приложа ухо, а более насмотрелся в щель сквозь дверь на Филарета, когда он присутствовал на экзамене по Философии в Среднем Отделении. Профессор, Павел Николаевич Наумов, он же и Инспектор, был ученик Филарета, 1-го курса С.-Петербургской Академии (1809–1814), Кандидат, человек гордый, но мелкого ума, хотя весьма прилежный. Филарет сердился на него 9 . С Филаретом сидел Дамаскин, Епископ Тульский, проезжавший в это время из Новгорода в Тулу, куда был назначен; он молчал 10 . Я с благоговением рассматривал и, может быть, прикоснулся к теплой рясе Митрополита, лежавшей в передней комнате: покрышка темно-коричневая, а мех либо куний, либо соболий. Зашел и в Низшее Отделение Филарет. Он дал нам только вопрос: «Наименуйте из Христианской Истории Государя, которого язычники хвалят, а Христиане бранят». Разумел – Иулиана Отступника. Кажется, ему ответили. У него в это время была в руках трость с золотым круглым наглавием. Оно блеснуло мне в глаза: я умилялся. На память сего я имею похожее наглавие на моей черной трости, сделанное еще в Одессе. Филарет мне тогда показался столь тощим и истонченным, что я подумал: «Он завтра умрет», и пожалел.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Вздумалось мне попробовать счастья в Одессе. Я послал туда два письма, одно к другу моему Константину Базили от 28 сентября 1883 года, а другое к тамошнему городскому голове, греку Маразли (18 окт.), о продаже моих книг для городской библиотеки за 28000 р. с моей пересылкой их до Одессы, или за 25000 р. без пересылки. Первый ответил мне; «о городской библиотеке нечего думать. Маразли построил здание красивое (для библиотеки), но содержимое в нем скудно и плохо, а средства едва позволяют приобретать насущную потребность для светского люда. Что касается граждан жидовствующей Одессы, они дают деньги на спекуляции и на предметы роскоши, в том числе, пожалуй, и на книги с иллюстрациями в дорогих переплетах». Второй 19 ноября 1883 года уведомил меня, что в настоящее время городские средства, к крайнему сожалению, не позволяют исполнить предложение мое; но если мне благоугодно будет отложить дело это до более благоприятных обстоятельств, то он при первой возможности с особенным удовольствием будет ходатайствовать о приобретении моих книг для одесской городской библиотеки. Это уведомление хоть и принял я, как учтивый отказ, однако еще раз 7 декабря того же года написал господину Маразли, между прочим, вот что: «Благосклонное внимание Ваше к обогащению одесской городской библиотеки и к успособлению издания моих сочинений с картинами, рисунками, чертежами, надписями, обрадовало меня. Верю Вам, как человеку высокопоставленному и помнящему евангельское слово: не о хлебе едином жив будет человек 198 , и снова прошу вас о том, о чем просил недавно, присовокупляя, что вместе с книгами моими одесская публичная библиотека даром получит несколько великолепнейших картин, известных под названием Glace-photographie, за кои я уплатил книго-продавцу 300 рублей... Одесса – мой любимый город. В нем я назад тому 43 года учительствовал в лицее и семинарии, нередко проповедовал слово Божье, был духовником многих аристократических семейств, и даже первый принимал в семинарию юных болгар. При таких светлых воспоминаниях хотелось бы и друзей моих, подразумеваю книги мои, оставить в этом городе, в котором почти началось мое священно-служение».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Дачу Патриарха на Чёрном море, под Одессой, организовал архиепископ Никон (Петин). С большой помпой служил владыка Никон в Одессе, продолжая деятельность епископа Сергия (Ларина), который считал, что если папа римский, имеет в 300 человек хор, то православному епископу стыдно иметь менее 70. И хор при нём в кафедральном соборе Одессы под управлением профессора консерватории Пирогова в 70 человек был лучшим, и порядок был отменным. Епископ Сергий (Ларин) по своим знаниям – настоящий профессор, русский интеллигент, личность столь интересная, что с удовольствием с ним общался маршал Г.К. Жуков, которого Сталин сослал в Одессу после всех побед и почестей. Архиепископ Никон лишь продолжил то, что начал епископ Сергий, однако тоже, очень талантливо. Патриаршей даче был отдан изолированный берег, построена архиерейская гостиница, специальный фуникулер спускал и поднимал на крутой берег. Словом, создали все условия для отдыха Патриарха на море, который ему был необходим из-за болезни суставов ног, – и подлечиться можно было только там, грязями. На берегу стояли две купальни и шатер, где мы и отдыхали, ловили бычков, рачков и крабов. В наше время вся эта благодать ещё водилась в Чёрном море. Сама дача была построена в духе Ливадийского дворца, в миниатюре, при Успенском мужском монастыре. Вот там-то и началась наша дружба с владыкой Нестором, который тоже каждый год (с 1957 по 1961 гг.), до своей смертельной болезни, приезжал под Одессу, на Большой Фонтан, подлечить ноги и глаза в Филатовской больнице, даже осенью, когда, как он писал мне, “Чёрное море ревело, как зверь, и спать было невозможно”. Именно тогда посвятил он меня в иподиаконы. Я за его редкими службами в монастыре держал жезл о чём с благодарностью и гордостью сейчас вспоминаю...» 272 Последняя кафедра       О некоторых особенностях нового назначения узнаем из писем святителя Афанасия (Сахарова) , «Как Вы, вероятно, знаете, – писал он протоиерею Иосифу Потапову 3 апреля 1959 г., – Владыка Нестор сейчас – временно управляющий Кировоградской епархией. В первый. месяц своего здесь служения он совершил здесь богослужения в ДВАДЦАТИ ОДНОМ ХРАМЕ!.. И... временно управляющий, а не епархиальный!..» 273 Об этом же он сообщает и в другом своём письме, 21 апреля, в Прагу бывшему их общему знакомому со-лагернику известному ученому П.Н. Савицкому (1895–1968): «Вы вспоминаете о Владыке Несторе. Без прощения уволенный на покой “по прошению”, он теперь, как Вы знаете из журнала, “временно управляет” Кировоградской епархией, откуда он прислал мне письмо, в котором между прочим сообщает, что в первый месяц, своего управления он посетил 21 храм и совершал там богослужения... И с такой энергией – на покой?.. Помоги ему Бог» 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В частности, он беспокоился за судьбу своей обширной библиотеки, которую желал передать в достойные руки. В качестве возможного будущего владельца епископ Порфирий рассматривал и болгарское настоятельство в Одессе. В одном из своих писем (от 17 октября 1883 г.) он высказывал желание передать свою библиотеку в Болгарию за скромное вознаграждение, отмечая при этом, что «если не истрачен значительный капитал реченного настоятельства, то оно сделало бы наиполезнейшее для воскрешённой нами Болгарии пожертвование, снабдив её духовным брашном, которого у неё нет и, вероятно, долго не будет без помощи с нашей стороны. Я сему настоятельству отдам библиотеку... если оно позаботится о пересылке её от Москвы до Одессы на свой счёт. Болгария у меня в виду даже и по тому, что я первый в своё время учил болгар в Одесской семинарии, будучи ректором её, и первый ходатайствовал о приёме болгар в Киевскую семинарию в нашем Синоде и министерстве иностранных дел (1846), каковое ходатайство и было уважено там и тут» 47 . Но желанию епископа Порфирия не суждено было сбыться. Вскоре он получил ответ на своё письмо, в котором сообщалось, что «болгарское настоятельство едва покрывает насущные скромные нужды, а княжество об ином озабочено, а не о книгах» 48 . Поскольку судьба библиотеки оставалась нерешённой, незадолго до своей кончины владыка Порфирий составил духовное завещание; всю свою библиотеку, состоявшую из семи с лишним тысяч книг, он завещал Св. Синоду, который затем передал её в Московскую синодальную библиотеку. Местом упокоения епископа Порфирия стала Екатерининская церковь московского Новоспасского монастыря. На мраморной плите памятника, согласно воле почившего, была сделана надпись: «Здесь возлёг на вечный покой преосвященный епископ Порфирий Успенский , автор многих сочинений о христианском Востоке. Молитесь о нём» 49 . Подводя итог деятельности епископа Порфирия, можно отметить, что все его труды характеризуются глубокой преданностью Православию, служением своей Церкви и отечеству, что даёт основание повторить слова профессора А.П.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

19 марта в ходе посещения митрополит Иларион встретился со студентами Одесской национальной юридической академии. Председателя ОВЦС сопровождал митрополит Агафангел и епископ Алексий. В академии архипастырей встречали ректор академии Ю.Е. Полянский и члены преподавательской корпорации. Председатель ОВЦС и митрополит Агафангел посетили студенческий храм в честь святой великомученицы Татьяны и проследовали в актовый зал академии. В зале собралось более 250 слушателей. Митрополит Иларион выступил перед собравшимися с лекцией на тему: «Христианство и современное общество». Во второй части встречи студенты имели возможность задать интересующие их вопросы председателю ОВЦС. В завершение встречи ректор Ю.Е. Полянский вручил председателю ОВЦС почетную медаль академии. В свою очередь митрополит Иларион подарил академии свою книгу «Таинство веры» на украинском языке. Вечером в зале Одесской филармонии состоялся концерт, на котором была исполнена оратория «Страсти по Матфею», написанная владыкой Иларионом. К зданию филармонии митрополит Волоколамский Иларион прибыл в сопровождении митрополита Одесского и Измаильского Агафангела и епископа Белгород-Днестровского Алексия. Архипастыри проследовали в концертный зал, вместивший более 1100 слушателей. Среди них были заместитель одесского городского главы Т.Г. Федирко, генеральный консул Российской Федерации в Одессе А.Г. Грачев, заслуженный артист Украины А.И. Дуда, многочисленное духовенство Одесской епархии. Оратория была исполнена силами Симфонического оркестра Национальной филармонии Украины и Национальной академической хоровой капеллы Украины «Думка». Дирижировал народный артист Украины Е. Савчук. Со вступительным словом к собравшимся обратилась глава Синодального отдела «Миссия и культура» Украинской Православной Церкви игумения Серафима (Шевчик). По окончании концерта публика приветствовала автора произведения продолжительными овациями. Далее председатель ОВЦС, митрополит Агафангел и епископ Алексий направились в Успенский кафедральный собор, где совершили утреню субботы Акафиста Пресвятой Богородицы. Архипастырям сослужили первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архимандрит Кирилл (Говорун), исполняющий обязанности секретаря ОВЦС по межхристианским отношениям священник Игорь Якимчук и духовенство Одесской епархии. За богослужением иерархи и духовенство сугубо молились перед чудотворной Касперовской иконой Божией Матери.

http://patriarchia.ru/db/text/1119593.ht...

Дело в суде мы выиграли: нашему приходу вернули храм, и нам даже удалось приобрести церковный дом. В январе 1969 года ко мне наконец-то приехала семья. Пять с половиной лет я служил в Филадельфии, одновременно исполняя послушание благочинного Атлантических штатов до моего перевода в августе 1975 года в Михаило-Архангельский храм в пригороде Детройта — Редфорде. Туда меня перевел епископ Макарий (Свистун), приехавший в США на смену митрополиту Никодиму. Сердцем я уже прикипел к храму и прихожанам в Филадельфии и потому сказал владыке Макарию, что хотел бы временно поехать в Мичиган — устроить там церковно-приходскую жизнь. Он кивнул. Но ничего не бывает более постоянным, чем временное. Епископ Макарий уехал, а я служу здесь уже почти сорок лет. Восставший из пепла — Изначально Михаило-Архангельский храм был построен в административной части Детройта в 1926 году. Благодаря энтузиастам — духовенству и верующим, приход быстро рос и украшался, был приобретен прекрасный иконостас. Но спустя ровно сорок лет после того, как в нем отслужили первую литургию, церковь сгорела дотла. Службы совершались в албанском храме до 1968 года, когда была отстроена новая большая церковь в Редфорде. В 1988 году в честь 1000-летия крещения Руси мы расписали алтарь, спустя четыре года был отстроен великолепный приходским центр с приходской школой и церковным залом, которым пользуются не только наши прихожане, но и весь городок. Служим мы по-английски с частичным использованием во время литургии церковнославянского языка. Хор также поет на двух языках. Прихожане в основном американцы; есть и русские, для которых наш храм стал местом духовного и человеческого общения. В СССР — Первый раз я приехал в Советский Союз по приглашению Патриарха Алексия I в 1964 году. Побывал в Москве, Одессе и Киеве. В одном из московских храмов меня представили как русского православного священника из США. Люди обступили меня, и я около часа благословлял народ, продвигаясь к выходу.      Первое, о чем меня спросили по возвращении — видел ли я Патриарха? С Патриархом я встретился во время второй поездки в Москву двумя годами позже. Его Святейшество подарил мне два комплекта облачения — белое и золотое. Белое я надел лишь один раз и отложил на погребение, а в золотистом служу и поныне, если, конечно, кто-нибудь из сослужащего духовенства его не наденет прежде меня!

http://pravoslavie.ru/62555.html

Александрийский Патриархат 10 апреля 2010 г. 15:00 Александрийский Патриархат — одна из древнейших Поместных Православных Церквей. Основана около 42 года по Рождестве Христовом святым апостолом и евангелистом Марком, первым епископом Александрийским. Впервые Предстоятель Александрийской Церкви стал называться Папой в III веке, этим титулом широко пользовался святитель Афанасий Великий. До ΙI Вселенского Собора, возвысившего Константинопольскую кафедру, Предстоятель Церкви апостола Марка занимал второе место в диптихе Поместных Церквей. Знаменитая Александрийская богословская школа представлена такими именами, как Климент Александрийский († 216), Ориген (†254), святители Афанасий Великий (†373) и Кирилл Александрийский (†444). Александрийская Церковь также является колыбелью монашества: в ее пределах подвизались Антоний Великий (†348), считающийся основоположником иночества, первый устроитель общежительного монашества Пахомий Великий (†348), Паисий Великий (†400) и многие другие. Раскол после Халкидонского Собора, арабское нашествие, крестовые походы ослабили Александрийский Патриархат. После окончательного включения Египта в Османскую империю многие Патриархи большую часть своего правления проводили за пределами Египта, принимая участие в делах Константинопольской Церкви или собирая пожертвования на поддержание своего престола в Дунайских княжествах. В настоящее время Александрийский Патриархат имеет 26 епархий, охватывающих весь Африканский континент, 35 епископов (из них двое на покое) и насчитывает более миллиона верующих. Нынешний 116-й Папа и Патриарх Александрийский Феодор (Хорефтакис) с 1985 по 1990 год был представителем Александрийской Церкви в Одессе. После избрания на Патриарший престол посещал пределы Русской Православной Церкви дважды: в октябре 2007 года и в феврале 2009 года, в дни интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла . Египет поделен на 4 епархии: Мемфисская, Пелусийская, Птолемаидская и Ермупольская митрополии (правящий епископ последней окормляет арабоязычных православных страны). Из пяти Патриарших викариев двое являются наместниками (эпитропами) Патриарха в Каире (епископ Нитрийский Никодим) и в Александрии (епископ Мареотидский Гавриил). Епископ Нилопольский Геннадий выполняет обязанности генерального секретаря Священного Синода. Общее число храмов и молитвенных домов — около 1000, число священнослужителей — около 500. Богослужение совершается более чем на 50 языках. Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1134167.ht...

Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион посетил Одессу 21 марта 2010 г. 16:37 19 марта 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по приглашению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира и митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира начался визит председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона в пределы Украины и Молдавии. Первым городом, который посетил владыка Иларион, стала Одесса. В аэропорту председателя ОВЦС и его спутников встречали первый заместитель мэра Одессы А.И. Варахаев, генеральный консул Российской Федерации в Одессе А.Г. Грачев, епископ Белгород-Днестровский Алексий и ректор Одесской духовной семинарии архимандрит Серафим (Раковский). Там же состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона с новоназначенным главой Администрации Одесской области Э.Л. Матвийчуком, которому председатель ОВЦС пожелал помощи Божией в ответственном служении. Из аэропорта митрополит Иларион в сопровождении епископа Алексия направился в Успенский Патриарший мужской монастырь. В обители у главного входа в новопостроенный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» председателя ОВЦС встречал митрополит Одесский и Измаильский Агафангел . Архипастыри осмотрели храм, приложились к мощам святого апостола Андрея Первозванного и преподобного Кукши Одесского. Далее иерархи осмотрели отреставрированную Патриаршую резиденцию, находящуюся в обители, продолжив братское общение за трапезой в резиденции митрополита Агафангела. На память о посещении Успенской Патриаршей обители митрополит Агафангел преподнес председателю ОВЦС святую панагию. В ходе своего визита в пределы Украины и Молдавии митрополит Иларион также посетит Кишинев, Львов, Хмельницкий, Винницу и Киев. В составе делегации, сопровождающей председателя ОВЦС, — заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архимандрит Кирилл (Говорун), исполняющий обязанности секретаря ОВЦС по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук, помощник председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриахата Л.М. Севастьянов, референт председателя ОВЦС И.М. Копейкин, представители Фонда святителя Григория Богослова В.С. Якунин и В.Д. Якунин, исполнительный директор Фонда Брэдли (США) Дэниел Шмидт.

http://patriarchia.ru/db/text/1119593.ht...

К 19 июля 1903 г. комитет имел в наличии 10.000 рублей на созидание храма. Комиссия по Строительству и Дорогам разрешила строительство храма. Был принят соответствующий проект. 30 августа 1903 было заложено основание строительства нового храма. Был заложен первый камень. На событии присутствовали: Епископ Кишиневский и Хотинский Иаков, губернатор Бессарабии, начальник жандармерии Бессарабии, начальник пограничной службы и др. Губернатор А. Харузин отправил в Беловеж, летнюю резиденцию императора телеграмму: «Сегодня у железной дороги Унген было положено основание строительства нового храма «Св. Блгв. Князя Александра Невского» в память о благословении русской армии на этом месте почившим в Боге, государе Александре III». Ответ последовал незамедлительно от генерал-адъютанта царя, барона Фридрексона: «После моего доклада о телеграмме Вашего Высокопревосходительства, государь велел мне объявить от его имени благодарность местной администрации, комитету и жителям в связи с началом строительства храма». Строительство началось осенью 1903 года. Ответственным за соблюдение технических норм был назначен В.И. Отмарштейн, член комитета, инженер по железным дорогам. 19 мая 1905 г. М. Бузня отправил рапорт в Комиссию по Строительству, в котором значилось, что в связи с неквалифицированным наблюдением за ходом строительства, колокольня храма подверглась возможности обрушения. После устранения неполадок и недоработок, 30 июня 1905 г., после детальной проверки губернский архитектор Г. Купча, отправил рапорт Бессарабской администрации, в котором значилось, что недоработки устранены и здание пригодно для эксплуатации. Последовал документ о разрешении эксплуатации храма и совершения в нем священнодействий. Автором проекта «Александро-Невского» Кафедрального Собора г. Унгены является известный архитектор итальянского происхождения А. И. Бернардацци. А. И. Бернардацци несколько десятилетий в Бессарабии занимался проектированием железных дорог, мостов, зданий, храмов. Является автором проектов четырех храмов:«Св. Вмч. Пантелеимона» г. Кишинева, домовой армянской церкви в г. Кишиневе, храм с. Устиа (Орхей),«Св. Блгв. Князя Александра Невского» в г. Унгены. К тому времени архитектор находился в г. Одессе, но преподнес комитету по строительству будущего храма проект.

http://sobory.ru/article/?object=37645

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010