Однако др. группа знати во главе с архиеп. Виллигизом Майнцским и герцогом Саксонии Бернхардом (973-1011) объединилась для того, чтобы не допустить Генриха Строптивого к власти. Ей удалось собрать вокруг себя значительную часть герм. знати, из Италии были призваны мать О., имп. Феофано, и его бабка св. Адельгейда , вдова имп. Оттона I. В мае 984 г., встретившись с обеими вдовствующими императрицами на хофтаге в Роре (совр. Тюрингия), Генрих Строптивый отказался от притязаний на власть и передал О. его матери. Соглашение, вероятно, предполагало возвращение Генриху Строптивому его прежних владений, отнятых у него Оттоном II в наказание за мятежи, однако после хофтага он так и не получил своих земель и возобновил вооруженную борьбу. Окончательное примирение состоялось лишь в июне 985 г. на встрече с императрицами Феофано и Адельгейдой во Франкфурте. Герцогу была возвращена власть над Баварией, прежний баварский правитель Генрих Луитпольдинг († 989) получил взамен Каринтию, а каринтийский герц. Оттон († 1004) - земли к западу от верхнего Рейна. После смерти Генриха Луитпольдинга герц. Генрих Строптивый обрел власть и над Каринтией. Имп. Адельгейда в июле 985 г. отправилась в Павию. Имп. Феофано стала регентшей при малолетнем сыне. В апр. 984 г., воспользовавшись политической нестабильностью на герм. землях, партия рим. знати во главе с представителями рода Кресценциев свергла ставленника имп. Оттона II папу Римского Иоанна XIV (983-984). Римский престол вновь занял антипапа Бонифаций VII (июнь-авг. 974, 984-985), Иоанн XIV был заточен в Риме в замке Св. ангела, где и умер в авг. того же года. После смерти антипапы Бонифация VII (июль 985) на Папский престол был избран Иоанн XV (985-996), что, по-видимому, стало результатом компромисса между имп. Феофано и Кресценциями. С июля по сент. 985 г. имп. Феофано вместе с сыном и большой свитой, в числе к-рой был герц. Генрих Строптивый, посетила герм. земли (Рейнскую обл., Саксонию, Баварию) с целью добиться укрепления своего авторитета и поддержки О. местной знатью. На Пасху, 4 апр. 986 г., в Кведлинбурге по инициативе императрицы собрание знати подтвердило права юного О. на власть. Тогда же состоялась т. н. праздничная коронация (Die Regesten. 1956. S. 462) - символическое повторение уже совершённого прежде инаугурационного акта в качестве дополнительного подтверждения его легитимности. В торжествах приняли участие наиболее влиятельные представители светской знати - герцоги Генрих Баварский, Генрих Каринтийский, Бернхард Саксонский и Конрад Швабский († 997), а также польск. кн. Мешко I и чеш. кн. Болеслав.

http://pravenc.ru/text/2581743.html

В 1778 году Муратова слобода досталась майору Безгину, который построил здесь новый храм, освящённый в 1782 году. Он же снабдил храм утварью и ризницею. В последующее время Александр Едокимович Шидловский и сын его Андрей много сделали для храма. Священник Александр Раздольский пред смертью своею завещал положить в Приказ общественного призрения капитал в 3000 рублей ассигнациями, с тем, чтобы капитал и проценты взяты были тогда, когда они будут необходимы для храма. Завещание его исполнено сыном его, священником Петром Раздольским. Церковной земли 152 десятины, но из них 103 десятины земли песчаной, неспособной к обрабатыванию. Бедствия последнего времени открывались в Муратовой в следующем виде: в 1831 году умерли от холеры 31 человек; в 1833 году сильный неурожай хлеба, четверть ржи продавалась до 40 рублей ассигнациями; народ питался желудями, травою, гнилушками с прибавкою малого количества муки. От холеры 1848 года умерло 122 человека. Число прихожан: в 1800 г. 515 муж., 475 жен.; в 1810 г. 638 муж., 610 жен.; в 1830 г. 974 муж., 1003 жен.; в 1850 г. 1061 муж., 1127 жен. пола. III Округ Беловодский С частью поселений Острогожского полка БЕЛОВОДСК Беловодск – заштатный город на реке Деркуле. Основан был, по всей вероятности, около 1686 года и принадлежал к поселениям Острогожского полка. С 1765 до 1795 он был уездным городом. Ныне в Беловодске два храма – соборный Троицкий и Николаевский. Нынешний Троицкий каменный храм, освящённый 23 августа 1848 года, образцовый по красоте и великолепию, первый после Ахтырского собора графа Растрелли. Храм сей строился 1842 – 1848 годы на пожертвования жителей Беловодска, с пособием просительных книг и 5000 рублей серебром, отпущенных из общественного капитала. Кроме того, камень и лес доставлялись для него жителями всего Беловодского округа. О постройке его особенно заботились – бывший управитель Беловодского округа Алексей Павлович Солецкий и крестьянский голова Иван Панченко. Замечательнее же других были пожертвования крестьянина Никиты Коренченка, он дал на храм 400 рублей серебром. Сын его, Пётр, после смерти его, устроил серебряную ризу на местную икону Божией Матери в 530 рублей серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Оппозиция Несторию была в столице, по их мнению, незначительная, – только в небольшой части паствы Нестория, находившейся в сфере александрийского влияния; но этой оппозицией воспользовался Кирилл для своекорыстных целей. Он преувеличил слухи об этой оппозиции, чтобы показаться перед другими вынужденным вступить в борьбу с архиепископом столицы даже будто против своего желания 969 , Гидулянов 970 , объединившей всех подобных авторов, в доказательство справедливости такого мнения ссылается: 1 . на послание Нестория к папе Целестину 971 и на второе ответное его послание к св. Кириллу, где изображается „цветущее состояние столичной церкви“; 972 2 . на довольно мирный характер полемики Нестория с Проклом Кизическим; 3 . на то, что Несторий еще до получения письма от Иоанна Антиохийского объявил своему клиру, что он борется не против термина „Богородица “ , а против неправильного понимания этого термина 973 , и этим будто бы успокоил поднявшиеся было волнения в столице. Но с этими доводами согласиться нельзя. 1 . Свидетельству Нестория в посланиях к папе и к св. Кириллу о „цветущем состоянии столичной церкви“ мы имеем законное основание не верить, так как Несторию, конечно, необходимо было перед папой и св. Кириллом изобразить именно „цветущее состояние“ своей церкви. Мало того, в посланиях Нестория кое-где проглядывает и истинное положение дел в столице. Так, в I послании к папе Несторий говорил, что он „ежедневно высказывает то гнев, то кротость к этим больным“ (т. е. к православным, не согласным с его учением). 974 Ясное дело, что волнения в столице были не малы, если архиепископу ежедневно приходилось иметь дело с непокорными. 2 . Что касается мирного характера полемики Нестория с Проклом, то этот характер полемики может доказывать совершенно противоположное тому, что хочет доказать Гидулянов. Быть может, мирный тон Нестория обуславливался именно слишком сильной оппозицией противников. Действительно, Несторий в своем ответе на проповедь Прокла заметил, что он сказал бы против Прокла и больше, но хорошо видит, что слушатели воображают, будто он хочет стеснить свободу других и противостать учению отцов Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Симеон еще был строже, «пощение его бе сицевое: овогда по триех днех, овогда же по седми, а иногда по десяти днех вкушаше сочива мочена водою, и воды мало пияше, о чесом блаженный столпник Иоанн игумен удивляшеся зело» и умолял св. Дивногорца подкреплять себя пищей 974 . Смысл таких аскетических пощений указал сам св. столпник Дивногорец. Он говорил своему игумену, что пища рождает скверные помыслы, помрачает ум, увеличивает страсть и обращает духовного человека в плотского, приковывая его мысли к земным вожделениям» 975 . В самом деле, по учению св. отцов, пост является главным средством, способствующим человеку распинать плоть с её страстями, особенно же с самыми пагубными, каковы все виды плотских страстей. «Кто постится, тот угашает злые страсти», говорит св. Иоанн Златоуст 976 . Пост отнимает у плоти, так сказать, её душу, т. е. все то, чем она живет и сильна. Отнимая у ней пищу и питие, он как бы распинает ее, не давая ей ни преобладать над духом, ни делать её любимых дел, каковы по указанию св. апостола Павла: прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние, идолослужение, чародеяние, вражды, рвения, зависть, ярость, разжения, распри, соблазны, ереси, убийства, пьянство, бесчинны кличи и под. 977 . Поэтому-то, один опытный в духовной жизни муж сказал своим ученикам: «наши отцы вкушали только хлеб с солью и говорили: не должно нам обременять себя и хлебом с солью. Потому они и сильны были в деле Божием». Он же говорил: «кто из животных сильнее льва? Но из-за чрева своего и он попадает в сети, и тогда все могущество его прекращается». «Если какой царь захочет взять неприятельский город, то прежде всего удерживает воду и съестные припасы, и неприятели, погибая от голода и жажды, покоряются ему. То же бывает и с плотскими страстями. Если человек будет жить в посте и голоде, то враги, ослабев, оставят его душу» 978 . Св. Симеон Дивногорец говорил, что пища помрачает ум. Значит, пост напротив, просветляет и укрепляет его. Это открывается из следующих слов св. подвижников: «если хочешь сделать крепким ум, говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Умом человек мо­жет познавать и видеть Бога 973 . Симеон говорит об уме как мистической способности души, называя его «оком сердца», или «оком души» 974 . 2. Образ и подобие Тема образа и подобия (ср. Быт. 1:26 ) является ос­новополагающей для антропологии Отцов Церкви 975 . В святоотеческом Предании существовали различ­ные понимания образа Божия в человеке. Большинст­во Отцов, особенно в рамках александрийской бого­словской традиции, усматривало образ Божий в чело­веческой душе ( ψυχ) 976 или, точнее, в ее высшей области – уме ( νους) 977 . Некоторые писатели видели об­раз Божий в свободной воле человека 978 . Многие Отцы также делали различение между «образом» и «подобием»: «образ» – это то, что было дано человеку в самый момент его сотворения; «подобия» же, то есть уподобления Богу, человек должен достичь в результате нравственного совершенствования и доброделания 979 . Святоотеческие взгляды по этому вопросу суммирует Иоанн Дамаскин в следующих строках: ...Бог из видимой и невидимой природы Своими руками творит человека по Своему образу и подо­бию. Из земли Он образовал тело человека, душу же разумную и мыслящую дал ему Своим вдуновением. Это мы и называем образом Божиим, ибо выражение «по образу» указывает на умственную способность ( το νοερν) и свободную волю (то ατ– εξοσιον), тогда как выражение «по подобию» озна­чает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека 980 . Некоторые авторы, кроме того, видели образ Божий в главенствующем положении, которое человек занимает во вселенной 981 , а также в бессмертии человека 982 и в его творческой силе 983 . Следует еще отметить одну специфически христианскую идею, не имеющую кор­ней в эллинистической традиции, а именно – поня­тие о человеческой личности как образе Божествен­ной Троицы. Эту идею развил, в частности, Григорий Нисский , который усматривал три аспекта тринитарной интерпретации образа Божия: 1) первая человече­ская семья, т.е. Адам, Ева и их сын, есть образ Отца, Духа и Сына; 2) духовная часть человека состоит из души ( ψυχ), слова ( λγος) и ума ( νους), что соответ­ствует трем Ипостасям Святой Троицы; 3) три силы души (разумная, желательная и раздражительная) символизируют Святую Троицу 984 . Для нас имеет зна­чение второй аспект, поскольку он найдет отражение у Симеона. Как утверждает Григорий, наша душа, ее умное слово ( νοερς λγος) и ум ( νους) суть образ Свя­той Троицы: душа несотворенная и не имеющая при­чины бытия есть образ Отца, разум как порождение души олицетворяет Сына, мысль же, исходящая из души, есть образ и подобие Святого Духа 985 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

О последних годах жизни о. Амвросия в Киево-Печерской Лавре сведений почти не сохранилось. Известно лишь, что 20 января 1918 года по его прошению он был «уволен от должности наместника Лавры в виду преклонности лет и болезненного состояния с оставлением его в числе братии Лавры» 974 . Дальнейшая судьба его неизвестна 975 . Литература Глинская пустынь. Очерк современного состояния обители. 2-е изд. Одесса, 1904. 4.1. С. 48. То же. Курск. 1912. Ч. 1. С. 42. Черемисский Михаило-Архангельский мужской общежительный монастырь Казанской губернии Козмодемьянского уезда (Историческое описание и современное его состояние) Свящ. Порфирий Руфимский. Казань, 1987. Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии. 1883. 22. С. 700; 1884. 11. С. 373; 18. С. 575; 1885. 4. С. 62; 1886. 14. С. 375; 1887. 12. С. 297; 1888. С. 134; 1889. 10. С. 223; 1890. 5. С. 88; 1891. 9. С. 262; 1892. 12. С. 306; 1895. 9. С. 172, 10. С.338; 1896. 8. С. 206, 23. С. 574; 1897. 16. С. 449, 17. С. 473, 18. С. 488. Церковные ведомости. 1895. 18. С. 155; 1909. С. 365; 1915. 51. С. 250; 1916. 41. С. 875, 45. С. 951, 973; 1917. 1. С. 9, 2. С. 22, 3. С. 31; 1918. 7–8. С. 36. Волынские епархиальные ведомости. 1897. 31. С. 854; 1909. 1. С. 9, 28. С. 585, 46. С. 944–946. Киевские епархиальные ведомости. 1916. 1. С. 13, 19. С.439, 36. С. 779, 37. С. 866. 514 Отец Архипп Прохора называл своим учеником и желал, чтобы жизнь Прохора была описана. К сожалению, мы немногое узнали о нем. 523 По учению св. Григория Синаита , всякий подвиг телесный и душевный, не сопровождаемый болезненностью и не требующий труда, не приносит плода: Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают е ( Мф.11:12 ). Многие много лет неболезненно трудились, но ради безболезненности этой были чужды чистоты и непричастны Духа Святого, как отвергшие лютость болезней. (Письма о духовной жизни епископа Феофана. М., 1897. С. 188). 524 Такое же правило имел от о. Макария монах Иероним, умерший иеросхимонахом, и говорил, что оно первоначально исходило от игумена Филарета. Его держали и другие Глинские подвижники.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

967. Что такое омофор? Омофор есть облачение в виде широкой, украшенной крестами ленты и возлагается так, что один конец его спускается спереди, а другой сзади. Без омофора епископ не может служить ни одной службы. 968. О чем напоминает омофор? Омофор напоминает пропавшую овцу, которую обрел добрый пастырь, взял ее на свои плечи, отнес в овчарню и таким образом сохранил. 969. Что есть панагия? Панагия есть небольшая иконка, носимая епископом на груди рядом с крестом. 970. Что такое митра? Митра есть головной убор наподобие короны, который надевает на себя епископ при отправлении богослужений. Напоминает же митра терновый венец Спасителя. 971. Во что облачается при некоторых богослужениях епископ вместо саккоса? При исполнении некоторых богослужений епископ облачается в архиерейскую мантию. 972. Что такое архиерейская мантия? Мантия есть длинное, сборчатое, облегающее все тело, обыкновенно полосатое, облачение, которое сзади спускается до земли и знаменует Божие могущество, которое все наполняет и покрывает. 973. Что означает жезл епископский? В руке епископ держит жезл, или пастырский посох, в ознаменование того, что он есть верховный духовный пастырь всех верующих и священнослужителей своей епархии. Пояснения: I. Омофоров два — один большой, а другой малый, который короче первого и доходит своими концами только до пояса. II. Духовные особы носят и вне службы длинную, обычно черную, одежду, доходящую до земли, называемую подрясником. Когда же бывают в общественных местах, на собраниях или выходят на улицу, то надевают поверх подрясника другую, тоже длинную и тоже черного цвета, одежду, называемую рясой. 6. Богослужебные книги 974. Какие богослужебные книги имеет Православная Церковь? Богослужебные книги Православной Церкви следующие: 1) Напрестольное Евангелие. 2) Книга, называемая Апостол. 3) Псалтирь. 4) Священное Писание Ветхого Завета. 5) Служебник. 6) Часослов, или часы. 7) Требник, или руководство при отправлении треб. 8) Осмогласник, или Октоих. 9) Триодь постная.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

В X в. почитание К. в Меце было связано с основанием мон-ря при базилике св. Феликса. В церкви служили клирики, к-рыми руководил архидиакон кафедрального собора; из-за их небрежности храм пришел в упадок и почти разрушился. По просьбе еп. Адальберона I (929-962) в Мец прибыли ирл. монахи во главе со св. Кадроэ († 974/5); они основали при базилике монашескую общину ( Gwynn A. Irish Monks and the Cluniac Reform//Studies. Dublin, 1940. Vol. 29. P. 417-422; Gaiffier. 1967; Picard. 1998. P. 369-371). Согласно Житию св. Кадроэ (BHL, N 1494), составленному в 982-983 гг., в базилике св. Феликса покоились мощи мн. святых; в стихотворном Житии К. (BHL, N 1860f) говорится о 4 церквах во имя святых К., Феликса, Иоанна Крестителя и Привата. В 953 г. еп. Адальберон I передал монашеской общине при «церкви блж. Климента, первого нашего пастыря», права на храм св. Андрея ( Wolfram G. Eine Urkunde Adalberos I.//Jb. der Gesellschaft für lothringische Geschichte und Altertumskunde. 1895. Bd. 7. S. 172). Мецский еп. Дитрих I (965-984) также оказывал монахам покровительство; имп. Оттон II даровал мон-рю привилегии (об этом упом. в грамоте имп. Оттона III ; см.: MGH. Dipl. Reg. Imp. T. 2. N 362. P. 791-792). Однако после смерти Кадроэ епископ скорее всего отстранил монахов от управления церковью и передал ее в качестве бенефиция соборному примицерию Виндрику (Вигериху). Позднее Дитрих I попытался перенести мощи К. в кафедральный собор, но люди, к-рые несли святыню, были остановлены у городских ворот невидимой силой; им явились прекрасные юноши, к-рые забрали мощи и вернули в храм св. Феликса. Вероятно, переносом мощей Дитрих I намеревался укрепить почитание К. как покровителя города и епископской кафедры, но монахи не позволили ему это сделать ( Wagner. 1997. P. 337; Picard. 1998. P. 372-377; Chazan. 2006. P. 162-163). Виндрик восстановил ц. св. Феликса и здания мон-ря; мощи К., ранее находившиеся в крипте, были помещены в верхнем храме. Еп. Адальберон II (984-1005) назначил главой мон-ря аббата Фингена (ок. 990-1004) и передал ирл. монахам ц. св. Симфориана (дарение подтверждено имп. Оттоном III 25 янв. 992 - MGH. Dipl. Reg. Imp. T. 2. N 84. P. 493).

http://pravenc.ru/text/1841341.html

969 «Напротив, мы, согласно с нынешними соборами в Риме и Галлии, мыслим, что сущность Отца и Сына и Свято Посланник собора Эльпидий должен был, по мысли отцов, научить асийских епископов, которые «почти во всей своей области» проповедуют страшное нечестие отделяя Святого Духа от Отца и Сына), правой вере т.е. вере, «издревле изложенной в Никее и подтвержденной отцами» го Духа одна и та же в трех Лицах, т.е. в трех совершенных ипостасях». 970 Посланник собора Эльпидий должен был, по мысли отцов, научить асийских епископов, которые «почти во всей своей области» проповедуют страшное нечестие), отделяя Святого Духа от Отца и Сына правой вере т.е. вере, «издревле изложенной в Никее и подтвержденной отцами» 972 Некоторые исследователи усматривают в тексте следы влияния свт. Амвросия или даже приписывают ему авторство документа (см: Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces. P. 323; Palanque J. R. Saint Ambroise. P. 52–53. Р. Гризон проявляет здесь большую осторожность и усматривает следы редакторской работы свт. Амвросия только в соборном послании. Gryson R. Scolies. P. 113–114. 974 Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces.P. 315–325. Идея Ж. Цейллера была поддержана Ж. P. Паланком и Р. Гризоном, но отвергнута Х. фон Кампенхаузеном и К. Маркшисом, которые полагают, что собор все же имел место еще в правление Валентиниана I в 374 или 375 г. и, возможно, еще в то время, когда епископскую кафедру в Сирмии занимал Герминий (см. Palanque J. R. Saint Ambroise. P. 50–51; Gryson R. Scolies. P. 109; Campenhausen H., von. Ambrosius von Mailand als Kirchenpolitiker. Berlin; Leipzig, 1929. S. 33, 93–95. Markschies Ch. Op. cit. P. 111–113). 976 Н. Мак-Линн предполагает, что тексты были составлены никейской группой, действующей в Малой Азии и стремящейся укрепить свой авторитет (см. McLynn N. The «Apology» of Palladius: Nature and Purpose. Journal of Theological Studies. 1991. Vol. 42. Pt. 1. P. 58). 979 Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces.P. 316–317. Ж. Цейллер утверждает, что эта формула была составлена на Римском соборе 369(70) г., подтверждена Антиохийским собором в 379 г., затем еще раз в Риме в 380 г., в присутствии Дамаса и свт. Амвросия, и была вставлена в так называемый libellus, посланный Дамасом Павлину Антиохийскому в 382 г. Затем этот документ был одобрен Константинопольским собором 382 г. Однако сам исследователь указывает, что libellus ныне утерян.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

В 973 г. в Лотарингию при поддержке западнофранк. кор. Лотаря (954-987) вторглись Регинар (Ренье) IV († 1013) и Ламберт I († 1015) - сыновья Регинара (Ренье) III († 973), мятежного графа Геннегау (Эно), после смещения к-рого Оттоном I в 958 г. Геннегау было разделено на 2 графства, Монс и Валансьен, и отдано в управление сторонникам императора. Регинару IV и Ламберту I удалось отвоевать родовые владения, и лишь в 974 г. войска О. одержали над ними верх и вернули земли под управление императора; Регинар IV и Ламберт I бежали в Западнофранкское королевство. В 974 г. во владения О. вторгся дат. кор. Харальд I Синезубый (ок. 958 - ок. 987). Император отразил нападение, взял штурмом и разрушил дат. укрепление Даневирке, возвел бург под Шлезвигом и восстановил контроль над регионом. Велась борьба за политическое влияние и в Италии. В начале правления О. не посещал итал. владения лично и стремился разрешать конфликты с помощью поддерживавших его представителей местной знати. Против императора выступила римская знать во главе с родом Кресценциев (вероятно, при поддержке византийцев, стремившихся установить в Риме свое влияние). В июне 974 г. был свергнут и убит папа Римский Бенедикт VI (973-974), Папский престол занял антипапа Бонифаций VII (974, 984-985). О. направил в Рим войско во главе с Сикко, графом Сполето. В авг. 974 г. Бонифаций VII бежал сначала, вероятно, в византийские земли в Юж. Италии, а потом в К-поль (точные даты и продолжительность его пребывания в столице Византийской империи неизвестны, возможно, он направился туда в 980-981). Новым папой был избран угодный императору Бенедикт VII (974-983), начавший свое правление с церковного отлучения антипапы Бонифация VII. В 976 г. Регинар IV и Ламберт I повторили попытку вернуть родовые владения в Лотарингии, найдя поддержку у Карла (953 - ок. 993), младшего брата западнофранк. кор. Лотаря. Однако 19 апр. их войска были разбиты у Монса. В 977-978 гг. О. урегулировал ситуацию в Лотарингии мирным путем: назначил Карла герцогом Н. Лотарингии, вернул Регинару IV и Ламберту I часть прежних территорий Геннегау. Регинар IV получил графство Монс (замок Монс остался под контролем родственника О.- Готфрида, графа Вердена). Часть графства Геннегау с г. Лувен была передана Ламберту I, впосл. эти земли стали ядром нового графства Лувен (впервые титул «граф Лувена» упоминается в акте 1003 г.). Валансьенская марка осталась под управлением ставленника О.- Арнульфа.

http://pravenc.ru/text/2581741.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010