Посвященные Е. к. произведения сщмч. Ипполита Римского (CPG, N 1884) и Оригена (CPG, N 1431) дошли лишь в неск. фрагментах ( Leanza. 1975). Самым ранним сохранившимся толкованием на Е. к. является «Переложение Екклесиаста» (Metaphrasis in Ecclesiasten) свт. Григория Чудотворца (CPG, N 1766; греч. текст: PG. 10. Col. 988-1017), представляющее собой вольный пересказ Е. к. от 1-го лица; текст начинается словами: «Так говорит Соломон, сын Давида царя и пророка...» (Τδε λϒει Σαλομν, το αβδ βασιλως κα προφτου πας). Комментируя утверждение Екклесиаста, в евр. тексте свидетельствующее о равной посмертной участи всех людей: «...мудрого не будут помнить вечно, как и глупого... мудрый умирает наравне с глупым» (Еккл 2. 16),- свт. Григорий развивает толкование этого места, к-рое присутствует уже в переводе LXX (τι οκ στιν μνμη το σοφο μετ το φρονος... κα πς ποθανεται σοφς μετ το φρονος - Не бывает память мудрого вместе с глупым... как умрет мудрый вместе с глупым?): «У мудрого и неразумного нет ничего общего... Мудрый никогда не имел одинакового конца с глупым» ( Greg. Thaum. Methaphr. in Eccl.//PG. 10. Col. 993-994). Др. высказывание Екклесиаста о том, что всех людей ожидает один конец («Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы» - Еккл 9. 2), свт. Григорий явно опровергает: «Мне казалось, что один конец праведного и нечестивого, доброго и злого, чистого и нечистого... Но я теперь знаю, что это помышления неразумных и заблуждение и обман» ( Greg. Thaum. Methaphr. in Eccl.//PG. 10. Col. 1009-1010). Блж. Иероним Стридонский составил комментарий на Е. к. (CPL, N 583), об истории создания к-рого сообщается в предисловии к нему ( Hieron. In Eccl.//PL. 23. Col. 1009-1012). За 5 лет до написания комментария он толковал Е. к. в Риме прп. Блесилле для того, чтобы побудить ее «к презрению века сего». Блесилла просила составить для нее письменный комментарий с объяснением трудных мест, однако тогда эта просьба не была исполнена в связи с ее скорой кончиной. Лишь позже блж. Иероним записывает свои толкования на Е. к. и адресует их неким Павле и Евстохию (ad Paulam et Eustochium). Помимо «буквального» (haec juxta litteram) он нередко использует «духовное» (secundum intelligentiam spiritualem - Idem//PL. 23. Col. 1013) толкование, в особенности там, где ему приходится отступать от прямого смысла библейского текста. Так, обращаясь к утверждению Е. к. о том, что «всё суета» (Еккл 1. 2), он задает вопрос: «Если Бог сделал все добрым, как же оно является суетой, причем не просто суетой, но суетой сует?» По мнению блж. Иеронима, здесь нет противоречия: все сотворенные вещи хороши сами по себе (per se), но ничтожны по сравнению с сотворившим их Богом (Possumus... omnia... bona quidem per se dicere, sed ad Deum comparata, esse pro nihilo - Hieron. In Eccl.//PL. 23. Col. 1014).

http://pravenc.ru/text/189649.html

Este extraordinario documento revelaba no sólo el fanatismo de su autor, sino una sorprendente ignorancia de la historia. A Humberto se le respetaba como hombre erudito, pero se hallaba tan mal informado, que no tenía idea de que el credo original no incluía la cláusula Filioque y que el celibato obligatorio del clero no era tradición apostólica. Miguel no perdió tiempo en convocar un concilio local de obispos y en excomulgar a Humberto y a los otros legados, llamándoles impostores. El emperador, no deseando verse mezclado en este destructivo intercambio de hostilidades eclesiásticas, hizo regresar a Humberto cargado de regalos con la esperanza de que el nuevo Papa repudiase la acción del irascible cardenal. No se vio satisfecha esta esperanza, pues los normandos estaban decididos a evitar una alianza entre el papa y el Emperador, e hicieron imposible la reanudación de sus negociaciones. Es digno de notar que se rompiera la comunión entre Roma y Constantinopla cuando se hallaba vacante la sede papal y que ningún pontífice romano confirmase jamás el acto de excomunión, ni lo repudiase realmente. La Excomunión de Humberto El año 1054, antiguamente aceptado como fecha del cisma entre Oriente y Occidente, se ha visto recientemente discutido. Algunos historiadores minimizan la importancia de 1054; señalan la continuación de relaciones amistosas entre los cristianos latinos y griegos después de la «excomunión» y la ausencia de toda referencia a ella en las crónicas bizantinas de ese período. Otros historiadores dicen que la ruptura entre Roma y Constantinopla tuvo lugar en fecha anterior, bajo el patriarca Sergio II (995–1019). En 1009 el papa Sergio IV (1009–12), con ocasión de su elección, envió la acostumbrada profesión de su fe a Constantinopla. Por primera vez, contenía la cláusula Filioque. Como resultado de esto, el Patriarca se negó a incluir el nombre del Papa en la lista de los obispos legales y así se suspendió la comunión oficial entre las dos principales sedes.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Константина и был восстановлен в прежнем виде». Столь же ясно свидетельство об окончательном разрушении храма Св. Константина в 1009 185 году: « церковь (Воскресения) была разрушена до основания, за исключением тех частей, разрушение которых было слишком трудно и уничтожение которых невозможно. И был разрушен Кранион и (василика) св. Константина и все, что находилось в ее пределах, и были окончательно уничтожены священные реликвии. И старался (посланный халифа Хакима) уничтожить Гроб Господень и стереть след его и разбил большую часть его и разрушил его. И было начало разрушения во вторник 5 Сафара 400 (28-го сентября 1009 г.). И были разграблены все ее имения (церкви) и завещанные (ей) имущества и захвачены вся ее утварь и металлические вещи». Известие это очень ясно, но, по-видимому, преувеличено: новая церковь Воскресения, восстановленная (начато через три года) между 1040 и 1055 годами, имела, по словам нашего паломника Даниила, «столпов облых (круглых колонн) 12, а 6 зданых» (сложенных из камня или кирпича), и, весьма вероятно, эти 12 колонн сохранила еще от древней церкви, так как в XII веке новых колонн для зданий уже не тесали в Византии, довольствуясь кладкою столбов. Далее, разрушена была лишь сводчатая ниша, покрывавшая Лобное место, или, точнее, Крест, поставленный на нем, и алтарь, а не самый Кранион, которого скала, конечно, сохранилась, и который так подробно и точно описывается Даниилом. Устройство полуоткрытой двойной ниши над Лобным местом (или Голгофою – как стали отныне называть его), сохранившееся целиком и доныне, принадлежит, скорее XII, чем XI веку, и потому же самому и мозаические изображения Распятия и Снятия со Креста (о которых говорит Даниил) исчезли: вместо них появились мозаические орнаменты, сохранившиеся на потолке и полу в правой или католической капелле. Тот же Даниил (1106–1108 гг.) много дивился мозаической росписи ротонды: «под верхом исписани суть пророци святии мусиею, яко живи стоять, а над олтарем (малым на западной стороне) написан есть Христос мусиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

59 глава содержит припевы (величания) на 9 песне канона в Господские и Богородичные праздники. 60 глава содержит Пасхалию (Индиктион, Зрячую Пасхалию и Лунник). Источники Типикона Типикон, использующийся в современной богослужебной практике Русской Православной Церкви, в надписании связывается с палестинской традицией и лаврой святого Саввы Освященного. Однако в нем преломилось несколько традиций: собственно монашеские традиции, обычаи Великой Церкви в Константинополе и обычаи храма Воскресения в Иерусалиме. По мнению профессора Карабинова, современный Типикон не является строго монашеским произведением. Палестинские богослужебные традиции опирались во многом на обычаи храма Воскресения, которые перенимались монашескими палестинскими обителями. Из святогробского типикона в современный устав проникли службы суточного круга (утреня, вечерня, повечерие, часы), имеющие в своей основе три псалма (140, 141, 129 псалмы вечерни, 148–150 псалмы утрени, три псалма в каждом часе), последования Страстной седмицы и Пасхи, устав стихословия Псалтири, песнопения для праздничных памятей. Из Константинопольского устава в современный устав перешел богослужебный календарь, расписание апостольских и евангельских зачал, подбор праздничных паремий, прокимны, причастны, тропари, гимны. Монашеское влияние отразилось в наличии междочасия (по современному уставу – в Рождественский и Петров посты, а также в те дни, когда поется «Аллилуйя»), полунощницы, изобразительных, всенощного бдения и в целом в широком применении Псалтири. Однако в целом современный Типикон ориентирован на монастырский уклад жизни. Поэтому в Константинопольской Церкви с 1838 г. был введен приходской устав, упростивший богослужение. В нем, например, отсутствуют всенощные бдения и малые вечерни. История устава. Периодизация по И. Д. Мансветову и А. Шмеману И. Д. Мансветов выделял три периода в истории устава. Первый период – это время образования суточного круга богослужения. В Иерусалиме он завершился оккупацией Палестины персами в VII в., в Константинополе – началом иконоборчества в 726 г. Второй период – время образования воскресного (седмичного) круга. В Иерусалиме он ограничен уходом персов в VII в. и вторжением халифа Хакима в 1009 г., в Константинополе – концом иконоборчества 843 г. и Четвертым крестовым походом 1204 г. Третий период – время образования минейного (годичного) круга. В Иерусалиме после 1009 г. началось образование савваитских типиконов. В Византии образовалась Минея, был принят Иерусалимский устав и были упразднены местные традиции.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

7 . Vishnyakov S. O blagotvornom vliyanii drevnyago pravoslavnogo monashestva na obshchestvo [The beneficial influence of ancient Orthodox monasticism on society]. Dushepoleznoe chtenie [Soulful reading]. Part 1–2. June. 1860. P. 138–166; July. 1860. Part 2. P. 245–284. 8 . Vladimir Kievskii i Galitskii. O neobkhodimosti, sushchnosti i nachale vospitaniya [About necessity, essence and the beginning of education]. Pravoslavnoe vospitanie. Aforizmy i poucheniya [Orthodox education. Aphorisms and teachings]. Ed. A. M. Jaci. Moscow: Palomnik Publ., 2007. P. 46–52. 9 . Vostorgov I. Podvizhnichestvo i monashestvo [Asceticism and monasticism]. O monashestve v 2 t. [About monasticism in 2 t]. Rovne: Melisa Publ., 2006. V. 1. P. 405–418. 10 . Vostorgov I. Pouchenie o tom, chto takoe monastyr» dlya monakhov i miryan [A teaching on what a monastery is for monks and laity]. O monashestve v 2 t. [About monasticism in 2 t]. Rovno: Melisa Publ., 2006. V. 1. P. 440–455. 11 . V svyatogorskom uchilishche «Afoniada» torzhestvenno otmetili nachalo uchebnogo goda [Svyatogorsk school “Athoniada” celebrated the beginning of the school year]. URL: http://afonit.info/novosti/novosti-afona/afoniada (date of access: 08.01.2018). 12 . Vo vsei krase blistayushchego solntsa. Prepodobnyi Amvrosii Optinskii o khristianskom vospitanii detei [In all the glory of the shining sun. The monk Ambrose of Optina on the Christian upbringing of children]. Moscow: Publishing house of the Sisterhood in the name of S. Ignatius (Bryanchaninov), 2007. 13 . Gabidzashvili E., Krasheninnikova N. N. Georgii Sviatogorets (1009–1065) [George Svyatogorets (1009–1065)]. Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox encyclopedia]. Moscow: Orthodox encyclopedia Publ., 2006. V. 11. P. 75–78. 14 . Damaskin (Christensen). Ne ot mira sego. Zhizn» i uchenie ieromonakha Serafima (Rouza) Platinskogo [Not of this world. The life and teaching of Fr Seraphim (rose) Placestogo] transl. from English. I. Bagrov et al.. Moscow et al.: The Russian Branch of the Valaam society of America Publ., 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Иоанн XIV, итальянец из Павии, Пьетро, ...12.983–20.8.984. Иоанн XV, римлянин, ...8.985–...3.996. Григорий V, саксонец, Бруно из герцогов Каринтии, 3.5.996–18.2.999, Вакансия 3,5 месяца. [Иоанн XVI, итальянец из Россано, Джованни Филагато, ...4.997–...2.998]. Сильвестр II, француз из Оверни, Герберт, 2.4.999–12.5.1003. Иоанн XVII, римлянин, Сикконе, ...6.1003–...9.1003. Иоанн XVIII, римлянин, Фазано, ...1.1004–...7.1009. Сергий IV, римлянин, Пьетро, 31.7.1009–12.5.1012. Бенедикт VIII, итальянец, Теофилакт, из графов Тускуло, 18.5.1012–9.4.1024. [Григорий, 1012]. Иоанн XIX, итальянец, Роман, из графов Тускуло, ...4–5.1024–...1032. Бенедикт IX, итальянец, Теофилакт, из графов Тускуло, ...1032–...1044. Сильвестр III, римлянин, Джованни, 20.1.1045–10.2.1045. Бенедикт IX (второй раз), 10.4.1045–1.5.1045. Григорий VI, римлянин, Джованни Грациано, 5.5.1045–20.12.1046. Климент II, саксонец, Шидгер из рода Морслебен и Торнбург, 24; 25.12.1046–9.10.1047. Бенедикт IX (третий раз), 8.11.1047–17.7.1048. Дамас II, баварец, Поппо, 17.7.1048–9.8.1048. Лев IX, св., эльзасец, Бруно, из графов Эгисхейм-Дагсбург, 12.2.1049–19.4.1054. Виктор II, немец, Гебгард, из графов Долленштейн-Гиршберг, 16.4.1055–28.7.1057. Стефан IX (X), лотарингец, Фридрих, из гоафов Лотарингских, 3.8.1057–29.3.1058. [Бенедикт X, римлянин, Джованни, 5.4.1058–24.1.1059]. Николай II, из Бургундии, Жерар, 24.1.1059–27.7.1061. Александр II, итальянец, Ансельмо из Баджио, 1.10.1061–21.4.1073. [Гонорий II, веронец, Кадал, 28.10.1061–...1072]. Григорий VII, св., итальянец из Тосканы, Гильдебранд, 22.4; 30.6.1073–25.5.1085. Вакансия 12 месяцев. [Климент III, из Пармы, Виберто, 25.6.1080; 24.3.1084–8.9.1100]. Виктор III, блаж., итальянец из Беневента, Дауферий (Дезидерий), 24.5.1086–16.9.1087. Вакансия 6 месяцев. Урбан II, блаж., француз, Оддон де Лажери, 12.3.1088–29.7.1099. Пасхалий II, итальянец из Бьеда близ Равенны, Раньеро, 13; 14.8.1099–21.1.1118. [Теодор, епископ Сан Руфино, ...1110]. [Альберт, епископ Сабины, ...1102].

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Якови 1007 Быша по преставлении святых прежде Иоанн и по смерти своей вкупе с преподобными людем чюдесне являющеся. Таже 1008 Иоанн и Логин, бывшая киновии служебники, ныне же Новоявленная яренская чюдотворца 1009 Филипп святый, вторый киновии и многотщателный ктитор 1010 и всероссийский чюдотворец и Иаков, игумен и многотрудный чюднаго стеноздания преподобный Иринарх, игумен и дивный преподобный Диодор, трудник и общежитель Соловецкия киновии, таже и пустынножитель и отшелник чюдный, иже послежде Юрьегорский возградивый и в нем от здешних к Богу свято преселивыйся; преподобный и дивный пустынножитель Андрей, бывый трудник иже, пятдесят и осмь лет пустынноуединением Господеви работав, вышеестественныя благодати сподобися. К сим и прочии безчисленнии общежители, велиции постницы и пустыннии безмолвницы Соловецкаго отока, яко пресветлыя звезды, о нихже книга жития 1009 преподобною отцу 1011 , и житие Филиппа митрополита, и житие преподобнаго Диодора, началника 1012 Юрегорскаго, являют. В конечная 1013 же времена израстшия отрасли соловецкаго чюдотворцев сада – преподобный и духоносный Елеазар чюдотворец, Анзерский соградивый скит и жителство в нем составив, иже чистаго ради жития пророческими даровании обогатися: о Никоне патриарсе и началовводителе новостей в послушании у него пребывающим прорече, яко великое зло Росиа себе сего израсти. Виде святый единою 1014 , служащу литоргию Никону, яко достовернии анзерожителие рекоша, змия черна и зело велика около выи его оплетшася. И велми ужасеся от тогда, возненавидев его, сотвори ему Илия, святый игумен и первый муж великаго воздержания, иже толикое воздержание стяжа, яко един хлеб с водою ядяше, 1015 да не познан будет неядый варения 1015 , воду теплую за трапезою ядяше. Иоанн юродивый, в человечестем буйстве небесною мудростию обогативыйся, иже смерти своея день предведый, ходя во обители по многи дни, гласом велиим зваше: «Кто ми будет спутник до Иеросалима?» И никтоже глаголемых разумети можаше. В вечер же конечныя нощи прииде к единому от усмарей 1016 , егоже друга себе имяше, глаголя: «Друже, гряди со мною до Филиппова кладязя, яко дивну вещь имам ти явити».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16 . Из всего вышесказанного должно быть ясно, что фиксация раскола 1054 годом с надуманным различением между «греческим востоком» и «латинским западом» не является верной. Раскол произошел между франко-латинянами и ромеями запада и востока. 1054 год был лишь одним из проявлений раскола, который уже существовал с тех пор, как в 794 году франки решили спровоцировать его по политическим причинам. Церковь старого Рима до 1009 года героически боролась, чтобы остаться в союзе с Новым Римом. 17 . Начиная с 809 года франки ни разу не поколебались в своей позиции, называя греков еретиками. До 1009 года Церковь старого Рима усиленно сопротивлялась целенаправленной франкской политике, в конце концов утвержденной с помощью силы. 18 . Продолжение этой традиции вплоть до середины XX века подтверждается опытом пишущего эти строки. В апологетических латинских сочинениях православные упорно характеризовались как еретики, не имеющие святых. Очевидно, это объясняется спором о филиокве, со всей серьезностью разразившемся перед 8-м Вселенским Собором 879 года. Так, предполагается, что у православных после св. Иоанна Дамаскина (примерно 675–749) и св. Феодора Студита (759–826) Отцов Церкви больше не было. 19 . Но франки со своим институтом папства продолжили кампанию по уничтожению и/или изгнанию православных епископов и настоятелей монастырей и по низведению их чад до положения крепостных и вилланов захватом их собственности. Никакие мусульманские завоеватели – ни арабы, ни турки – никогда не творили подобного. 20 . Вплоть до начала XX века Ватикан продолжал эту практику. Так, в 1923 году Италия захватила Додеканские острова, принадлежавшие Турции. Православные епископы были заменены тоскано-франкскими и ломбардскими, с 1870 года выступающими в качестве итальянцев. Ватикан надеялся, что чада Православной Церкви из страха остаться без таинств примут священство, поставленное этими епископами. Ситуация изменилась, как только острова перешли к Греции. Высланные православные епископы вернулись под омофор Константинопольского Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Заглавие: «Последование соборнаго исповедания православия святаго в неделю первую святаго Великаго поста бываемое в церкве первопрестолной митрополитанской Киевской Святыя Софии». В конце чина сказано: «По сем читать с формы печатной многолетствие за императрицу и за всех». Сл. 995 и 996. 1007. Чин принятия приходящих от ереси армянской к православно-восточной греко-российской кафолической Церкви , в лист, 21 л., скорописью половины XVIII в., в бумажном переплете. Листы 1, 3 и 21 чистые. На 19 и 20 листах – Указ како приимати еретики или отступники и Церкви Святей совокупляти их, их же миром святым помазати не подобает по 95 правилу святаго 6-го собора иже в Трулле. 1008. Чин принятия в раскол совращающихся от Православной Церкви , в восьмушку, 12 лл., полууставом XVIII в., без переплета; 1-й лист порван с ущербом для текста. Текст на 1-м листе почти весь стерся. Сл. 1009 на лл. 1–6. По листам скрепа: «Солигаличского Рождественского собора священник Арсений Митинский». 1009. Сборник чинопоследований , в восьмушку, 28 лл., полууставом XVIII в., в бумажном переплете. Нет нескольких листов между 16 и 17 листами. На внешней стороне верхней обложки переплета помета: «раскол(ьнического) наставника Агафона Пьянкова дела 294». Состав: 1) чин принятия в раскол совращающихся от Православной Церкви (1–6). Начало: «Аз имрек отрицаются ереси днесь, прихожу ко истинному православному христианския веры закону, преданному от святых апостол»; 2) вопросы миряном, новопришедшим во исповедание (7–18); текст на лл. 7–16 сходен с текстом единоверческого Потребника московской печати 1877 г.; 3) устав како подобает Причастие больному вборзе дати страха ради смертнаго (19–23); 4) чин крещения (24–28). 1010. Чин дванадесяти псалмов , в четвертку, 24 л., полууставом XVIII в., с изящною раскрашенною заставкою, без переплета. На 19–24 листах последование перваго часа. 1011. Последование келейное 12-ти псалмов, в четвертку, без начала, 26 лл., полууставом XVIII в., в бумажном с кожаным корешком переплете. 1012. Чин. како подобает пети дванадесять псалмов особь , в четвертку, 17 лл., полууставом XVIII в., с разрисованными буквами, в бумажной обложке. По листам между текстом приписка: «Книжка сия, как писанная с раскольнической и с ошибками, к употреблению между православными и единоверцами допущена быть не может. Член Симбирской духовной консистории протоиерей Николай Воронцов. 22 генваря 1855 года». На верхней обложке помета: 189, 1 июня 1855 г.». На лл. 10–17 отрывки из полунощниц вседневной и субботней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Плоский потолок погребальной камеры закруглялся на стыках со стенами; погребальная скамья могла выступать из сев. стены или помещаться в ее нише с плоским или, что менее вероятно, арочным верхом (в гробницах Иерусалима скамьи с аркосолием составляют менее 10%). В единственном изображении камеры Г. Г. (до 1009, модель из Нарбона) ниша не показана. Источники не фиксируют и следов арочного завершения: по версии аббата Адамнана (ок. 624-704), в камере могли стоять 7-8 высоких мужчин, а погребальная скамья была вырублена по сев. стене в виде полки 7 футов длиной; свт. Фотий , патриарх К-польский (IX в.), описал ее как вырубку в форме параллелепипеда, где мог поместиться лежащий человек ( Phot. Ep. 1987. Vol. 6, fasc. 1); на плане галльского еп. Аркульфа (ок. 670 или 685), сделанном для Адамнана, погребальная скамья имеет вид прямоугольника. Исследования, опирающиеся на данные археологии о погребальном обряде иудеев (А. Клонер, Дж. Магнесс и др.), на анализ источников начиная с 325 г. и на новые обмеры (М. Биддл), реконструируют погребальную камеру как квадратную или прямоугольную, с плоской крышей и скамьями с 3 сторон; ее пол имел углубление, позволявшее присутствующим на похоронах стоять в центре помещения во весь рост. Площадь камеры была 2,8 кв. м, высота - 2 м; скамьи длиной ок. 2 м, шириной 0,8 м поднимались над центральным углублением (2×1 м) на 0,5 м, дворик реконструируется как квадрат со стороной 3 или 4 м. 325/6–1009 гг. Для сохранения и прославления Голгофы, Г. Г. и Животворящего Креста Господня в Иерусалиме по повелению имп. Константина был воздвигнут комплекс зданий, включавший Анастасис (ротонду Воскресения), Мартирий (базилику) и отдельное святилище на Голгофе. Освящение состоялось 17 сент. 335 г. Часть скалы с Г. Г. была отделена от массива и дополнительно архитектурно оформлена. Согласно Евсевию, первое оформление Г. Г. с «колоннами и множеством орнаментов» было создано при имп. Константине, к-рый превратил «почитаемую пещеру в сверкающее украшение». Так возникла 1-я Кувуклия, состоявшая из 2 частей: 4-колонного портика на подиуме под 2-скатной кровлей и округло или многогранно отесанной скалы, облицованной мрамором, с 5 приставными ордерными колоннами. Верх был надстроен монолитным шатром и увенчан крестом. Вся композиция помещалась в центре гигантской ротонды, строительство к-рой завершилось к сер. IV в.

http://pravenc.ru/text/168157.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010