У подлинной выписки помета дьяка Анисима Невежина. Справа подьячего Алешки Юрьева. ГА ВО, ф. 1009, оп. 1, кн. 48, л. 50, 107 об.–108. Копии XVIII в.   20   1694/95 г. – Выпись из новгородских писцовых книг 1581/82 г. на поместную пустошь Горку в Белозерской половине Бежецкой пятины, отданную Е. Ушаковым по обмену строителю Благовещенской Синозерской пустыни старцу Фаддею   (Л. 50) Выпись с писцовых книг Новогородского уезду Бежецкой пятины Белозерской половины писма и дозору князь Василья Звенигородского да подьячего Игнатия Сергеева 7090 году. В Троецком Охонском погосте в порозжих землях написано. Петровское да Меншиковское поместье Петровых детей Лвова пустошь, что была деревня Горка. Пашни перелогом 15 четвертей в поле, а в дву по тому ж. Сена 30 копен. Полторы обжи. Да в Николском Охонском погосте в порозжих землях написано. Ивановское поместье Погожего Степанова сына Бундова пустошь Семохино. Пашни перелогом и лесом поросло 15 четвертей в поле, а в дву по тому ж. Сена 30 копен. 1,5 обжи. Ляпуновское да Домашневское, да Горяиновское поместье Федоро (Л. 50 об.) вых детей Овдулова пустошь Исакова. Пашни перелогом и лесом поросло 20 четвертей в поле, а в дву по тому ж. 2 обжи. И во 192-м году Петровское да Меншиковское поместье Лвова да Ивановское поместье Бундова пустошь Семохино, Ляпуновское даны в поместье новгородцу Емельяну Леонтьеву сыну Ушакову. А в нынешнем 203-м году Емельян Ушаков тое свое поместье пустошь Горку с пустошми, а в них пашни 200 четвертей в поле, а в дву по тому ж, променил Синозерские пустыни строителю старцу Фаддею в вотчину со всеми угодьи. А дана ся выпись с новгородских писцовых книг Пречистые Богородицы Синозерской пустыни строителю старцу Фаддею з братьею для земляного их владения по их челобитью и по помете на выписке дьяка Дмитрея Федорова в нынешнем в 203-м году. У подлинной выписи помета дьяка Петра Вяземского. Писал Федка Юрьев. ГА ВО, ф. 1009, оп. 1, кн. 48, л. 50 об., 108 об.–109. Копии XVIII в.   21   1695 г. марта 13 – Купчая посадского человека А.

http://sedmitza.ru/lib/text/9667301/

«Три главы о молитве и чистоте сердца» (Περ προσευχς κα καθαρτητος καρδας. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 962-963. 1961. Τ. 4. Σ. 132-133; PG. 150. 1117-1121; ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 157-159. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 300-302). «Главы естественные, богословские, этические и практические» («150 глав») (Κεφλαια κατν πεντκοντα. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 964-1009. 1961. Τ. 4. Σ. 134-187; PG. 150. Col. 1121-1225; ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 37-120). В рус. «Д.» не включены. «Святогорский томос» (Αγιορειτικς τμος. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1009-1013. 1961. Τ. 4. Σ. 188-193; PG. 150. Col. 1225-1236; ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 567-578). В рус. «Д.» не включен. 27. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. «Метод и точное правило… о выбирающих безмолвническое и монашеское житие» (Μθοδος - ИАБ, 6. 1898. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1017-1103. 1961. Τ. 4. Σ. 197-295; PG. 147. 635-812. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 305-424). Согласно совр. исследователю архим. Симеону (Куц), это сочинение Ксанфопулов вторично по отношению к 22-му слову Каллиста Ангеликуда (см.: ИАБ, 6. 1566). Д. Гонис пришел к выводу о том, что автором «Метода...» был не патриарх св. Каллист I , как полагал прп. Никодим Святогорец, а патриарх св. Каллист II ( Γνης. 1980. Σ. 310-311). 28. Св. Каллист II , патриарх К-польский. «Главы о молитве», 14 глав (Περ προσευχς - ИАБ, 6. 1902. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1100-1102. 1961. Τ. 4. Σ. 296-298; PG. 147. Col. 813-817. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 425-428). Прибавленные к 14 главам в афинском издании дополнительные главы (Θιλοκαλα. 1961. Τ. 4. Σ. 299-367) в действительности являются самостоятельным сочинением Каллиста Ангеликуда. Прп. Никодим Святогорец считал «Главы о молитве», так же как и «Метод и точное правило», сочинением патриарха Каллиста I ( Γνης. 1980. Σ. 312-314). 29. Каллист Ангеликуд. «О безмолвнической жизни» (Слово 22) (Περ συχαστικς τριβς - ИАБ, 6. 1566. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1103-1107. 1961. Τ. 4. Σ. 368-372; PG. 147. Col. 817-825. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 429-435). Часть сборника из 30 слов под общим названием «Исихастское утешение».

http://pravenc.ru/text/178682.html

V. Ризница храма, где хранились реликвии (Животворящий Крест, «титул», т. е. надкрестная дощечка с надписью: «Царь Иудейский» на 3 языках, копье и губа, чаша Тайной вечери, святыни, связанные с Богородицей), помещалась сначала в атриуме базилики, слева от входа («Паломник Пьяченцы в Святую землю» (570) и Иерусалимский бревиарий (530) описывают ее местонахождение слева от входящего в базилику с востока). Пройдя портал, паломники видели перед собой хранилище Креста и лишь затем входили в базилику. К кон. VII в. реликвии хранили между ротондой и Мартирием (в него, видимо, были перенесены службы, ранее совершавшиеся во внешнем атриуме). Ок. 614 г. свт. Софроний Иерусалимский упоминает хранилище с мн. святынями (губа, трость, копье) в верхнем ярусе, из к-рого можно было видеть поющий хор в нижней части базилики. Мон. Епифаний описал это же хранилище над дверями, ведущими в базилику с запада, т. е. в ее апсидной части. Видимо, именно ее Адамнан в кон. VII в. поместил между ц. Голгофы и Мартирием. Храм вокруг Голгофы построен ок. 614 г., т. о., верхняя комната, пристроенная к базилике, воспринималась как лежащая между базиликой и церковью Голгофы. VI. Трипортик (название Корбо), большой открытый внутренний двор западнее Мартирия, согласно Евсевию, был окружен с 3 сторон колоннадой. Голгофа помещалась в его юго-вост. углу, а эдикула - в зап. части. Двор разгораживала стена, имевшая 8 дверных проемов (возникла до 381) - видимо, это т. н. двери Анастасиса, открывавшиеся ежедневно с криком петуха. Пол ротонды был немного выше мощения двора эпохи имп. Константина, в ротонду из трипортика вели 3 ступени. VII. Внешний атриум. Евсевий Кесарийский описал колоннаду во внешнем атриуме, но ее следов пока не обнаружено. В комплекс храма входили и др. сооружения. 2-этажные здания к северу от Анастасиса и внутреннего двора Куаснон определил как монастырские кельи, а Корбо - как резиденцию патриарха. 614–1009 гг., 1009–50-е гг. XI в. В 614 г. первый храм был разрушен при нашествии на Палестину войск персид. шаха Хосрова; дальнейшая судьба комплекса прослеживается скорее по письменным, нежели по натурным, материалам. Уже в 615 г. свт. Модест при помощи свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, восстановил части здания над пещерой Гроба Господня и на Голгофе. Были усилены опоры кровли, и сгоревшие деревянные перекрытия были заменены сводчатыми. При захвате Иерусалима мусульманами (638) кровля, видимо, не пострадала. Ок. 670 г. паломник еп. из Галлии Аркульф описал Анастасис как круглую церковь с 3 стенами; на средневек. картах их изображают именно как 3 концентрические окружности, но их следы археологически не выявлены. Вместо одного большого храма было сооружено 4 маленьких, к-рые существовали почти 400 лет, но материалы этого периода археологии известны плохо.

http://pravenc.ru/text/Гроба Господня ...

Выбор императора был однозначен – как указывалось выше, он предложил папой своего 20-летнего кузена Григория V (996–999) – первого понтифика из числа немцев. Но тут же вступил в тяжелейшую борьбу с самым могущественным человеком Рима – Кресценцием, поставившим в 997 г. антипапу Uoahha XVI (997–998), этнического грека, из Калабрии. Папу Григория V изгнали из Рима, и лишь очередной поход Оттона III к Вечному городу позволил папе вновь занять Латеранский дворец. Иоанн XVI срочно бежал в Кампанию, но его схватили, ослепили и отправили в один из дальних монастырей, где он и скончался тремя годами позже 703 . «Новый Константин», как любил себя называть Оттон III, в очередной раз продемонстрировал Римским епископам, что верховным правителем в государстве и Западной Церкви является только он. Когда скончался Григорий V, германец поставил папой своего любимца и воспитателя Герберта, дав тому новое имя Сильвестра II (999–1003) – мнение клира и населения Рима его совершенно не интересовало. Примечательно, что Сильвестр II открыл список французских пап, как и покойный Григорий V – немецких. В дипломе об утверждении Сильвестра II было прямо написано: «Господина Сильвестра, нашего учителя, избираем и по воле Божьей ставим и определяем светлейшим папой. Вся власть в Риме и Римской области должна исходить от императора, а папа является его верным помощником». Воспитанный в византийском духе и прекрасно образованный, он считал делом чести прекратить самовластие Римских епископов, основывающееся к тому же на сомнительном базисе. Иными словами, новый понтифик оправдал самые смелые ожидания императора. Он много работал над искоренением двух наиболее распространенных грехов – непотизма и симонии и совместно с императором мечтал о восстановлении Священной Римской империи. Но Рим был не тем городом, который долго терпит чужеземца: в 1001 г. город восстал против папы и тот вынужденно бежал, а в мае 1003 г. скончался от малярии 704 . Следующие три понтифика были креатурами Кресценция – Иоанн XVII (1003), Иоанн XVIII (1004–1009), Сергий IV(1009–1012), постоянно метавшиеся между собственным желанием наладить добрые отношения с Оттоном III и Генрихом II и прогреческой политикой их повелителя, идущей вразрез с устремлениями Западных императоров. Наконец, папой был избран тускуланец Бенедикт VIII (1012–1024), сын графа Тускуланского. Он был, скорее, воином, чем священником, и многие годы провел в борьбе с Кресценциями, организовав вместе с Западным императором несколько удачных походов – правда, не принесших им с союзником решительной победы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн XVII (1003). Был поставлен Крескентием III. Иоанн XVIII (1003–1009). Тоже. Сергий IV (1009–1012). Занял место Uoahha XVIII , который оставил престол в силу неизвестных нам обстоятельств. Почти одновременно с Сергием IV умер и Крескентий III, один из владетельных потомков Феодоры, боровшихся с германским императором за влияние на дела папского престола. Власть в Риме перешла к графам Тускуланским, потомкам Марозии. Теперь они стали давать Церкви пап на протяжении сорока лет, то есть почти до окончательного «разделения Церквей». Это обстоятельство ускорило разрыв. После смерти Сергия IV крескентьевцы избрали Григория (без номера), а тускуланцы – Бенедикта VIII, сына самого графа Григория Тускуланского. Крескентьевцы представляли итальянскую национальную партию. Тускуланцы держались в то время прогерманской ориентации. Естественно, что император Генрих II поддержал тускуланского папу Бенедикта VIII (1012–1024), который одержал верх над крескентьевцем Григорием. Известно, что при Бенедикте VIII в Риме Символ веры пелся с Filioque. После Бенедикта VIII папой стал другой только что упомянутый сын того же Тускуланского графа, вошедший в историю под именем Uoahha XIX (1024–1032). Преемник его, Бенедикт IX, украсился папской тиарой, имея неполных 12 лет от роду. Разумеется, и тут решающим был факт принадлежности его к той же графской Тускуланской фамилии: малолетний архипастырь приходился племянником двум предшествующим папам. Мальчик этот (по сей день признающийся каноническим преемником апостола Петра) унаследовал худые наклонности представителей своего рода и во многом оказался похожим на Uoahha XII . После 12-летнего управления Римской Церковью молодой порочный папа изгнан римлянами, которые поставили на его место Сильвестра III. Но два месяца спустя представители Тускуланской фамилии изгнали Сильвестра III из Латерана и восстановили Бенедикта. Последний, чувствуя шаткость своего положения, вскоре после этого продал папское достоинство за большую сумму денег (ок. 1000 фунтов серебра) своему крестному отцу, архипресвитеру Иоанну-Гратиану, который вступил на папский престол с именем Григория VI (1045).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

57-60 (или 61; нек-рые ркп. дают иное чтение: Ин 19. 38-42), «Сподоби, Господи» и проч. тексты вечерни. В конце вечерни совершался чин омовения Креста, во время к-рого пели ряд тропарей (нач. 1-го: «Проси, Иосиф, Тело Твое»; в одной из рукописей в конце вечерни указано Причащение, что указывало на совершение литургии Преждеосвященных Даров, возможно из-за к-польского влияния - см.: Janeras. P. 295). Обряд омовения Креста в В. п. известен в позднейших копт. и сир. традициях; он изображает погребение Тела Христова (Ibid. P. 344); в позднейшей правосл. традиции чин омовения Креста вошел в последование Воздвижения Креста 14 сент., с ним связан и чин омовения мощей (см. ниже). Гимнографические тексты, приводимые в сохранившихся рукописях Иадгари, груз. переводе древнего иерусалимского Тропология (гимнографического сборника), отражающем практику VII-IX вв.- это те же тексты, что упомянуты в груз. Лекционарии, дополненные нек-рыми новыми ( Метревели. Иадгари. С. 191-205). Т. о., в IV-IX вв. в Иерусалиме была собственная литургическая традиция, сильно отличавшаяся от той, к-рая отражена в послеиконоборческих визант. монастырских Типиконах, получившая во II тыс. по Р. Х. всеобщее распространение в правосл. Церкви. После 1009 г., когда Иерусалим был в очередной раз разорен захватчиками, свидетельств о бытовании в Св. граде особой литургической традиции уже нет - богослужения совершаются здесь так же, как в К-поле и повсюду на греч. Востоке. Однако практика Иерусалима в 1-м тыс. по Р. Х. оказала на христ. богослужение в целом, в т. ч. и на богослужение К-поля, большое влияние, и многие ее элементы, через посредство к-польской традиции, сохраняются в Церкви и поныне. Святогробский Типикон (Hieros. S. Crucis. 43, 1122 г.) - единственный визант. памятник младше 1009 г., имеющий значительное сходство с памятниками иерусалимской традиции I тыс. по Р. Х. Этот Типикон написан во время пребывания Иерусалима под властью крестоносцев и лат. клира и вряд ли отражает реальную богослужебную практику того времени; возможно, в его основе лежит более древний памятник.

http://pravenc.ru/text/150067.html

10 . Заодно франки разделили Отцов Церкви, – тех, кто говорил по-гречески, и тех, кто говорил на латыни, – на так называемых латинских и греческих Отцов и сами себя присоединили к латинским. Таким образом, была создана иллюзия того, что их франко-католическая традиция является частью не прерванной и продолжающейся традиции, идущей от латиноязычных Отцов. Западные ромеи, попав в крепостную и полукрепостную зависимость от франкских феодалов, перестали давать миру церковных учителей и Отцов за малым исключением нескольких упоминаемых святых. 11 . За период с 1009 по 1046 год франки завершили изгнание православных латинян из Церкви старого Рима, встав на их место и таким образом создав современное папство. 12 . В VIII веке франки начали охоту на еретиков, направленную против Рима, по поводу иконопочитания и филиокве, сами пребывая при этом безграмотными варварами. Тогдашние римские папы протестовали, но еще не осуждали франков: они воображали, что в конце концов возобладают над франками, как взрослые над малыми детьми. Ни в старом Риме, ни в Новом и не подозревали, что франки намеренно провоцируют раскол как составную часть своей стратегии, направленной против Восточной Римской Империи с целью мирового владычества. 13 . Римские папы вынуждены были терпеть франкскую тиранию ради облегчения участи порабощенных соотечественников, обеспечивая свободу себе и римским гражданам папских государств. 14 . Однако римский папа Иоанн VIII был участником 8-го Вселенского Собора в Новом Риме в 879 году, где были осуждены, не называя имен из страха расправы, франкские ереси иконоборчества и филиокве. 15 . С появлением псевдо-Исидоровых Декреталий около 850 года римские папы почувствовали себя увереннее и потребовали от франков придерживаться в поведении цивилизованных стандартов. Но эти шаги обернулись против них. Реакцией франков на популярность Декреталий стало изгнание латинян с мест политического и церковного влияния в Риме и в Папских государствах. В 973–1003 годах франки предприняли окончательную атаку на остававшуюся свободу папства и его римские корни. Завершена она была полным подчинением римского папства и папских государств между 1009 и 1046 годами. С тех пор все папы входят в состав франко-латинской знати, которая использует именования Римский Папа и Римское Папство, чтобы латиняне продолжали думать, что их Папа – Римский.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

101 Рукоп. Имп. II. Библ., Погод. 1566, Q, л. 50. Известие, записанное в «Истории росс. иерархии“, что церковь (близ колокольни) во имя Архистратига Гавриила с приделом во имя Св. Константина и Елены построена в 1554 году, неверно. 102 Рукоп. Кир. библ. 752–1009, л. 11; см. приписку направом поле ее, вдоль страницы. – Муравьев (Русск. Фиваида, е. с., стр. 225) начало этой приписки читал, неправильно: «В лето 7040 (1532) декабря 13“ и проч. Ошибка, повторенная и автором статьи: «От Шекспы до Кубенского озера“ (Древ. и Нов. Россия, 1878, т. II, стр. 95 и друг.), произошла от того, что букве «г“ Муравьев не придавал значения числа (Сравн. рукоп. Соф. библ. 501, л. 66–69). Но правильное чтение этой приписки можно восстановить при помощи рукописи Имп. II. Библ., Погод., 1544, л. 24 и об., где читаем «В лето 7043 месяца декабря в 13 день на память святых великомученик Еустратия и дружины его освященны быша церкви великого князя в Кирилове монастыре“. – В рукописи Соф. библ. 74, на л. 390 об.–л. 391, освящение церквей также относится к 7043-му году: ».Лета 7040 третиаго свящали церкви в Кирилове мопастыре, церков собор архангела Гаврила, а придел царя Констянтина и матери его Елены, а другую церковь на горе Усекновение честныя главы Ивана крестителя, a придел Кирил чюдотворец, а на священие были епископ пермски и вологодцкы Алексей, да игумен Ферапонтова монастыря Ферапонт, свящали при игумене при Кириловском при Дософее, а ставил те церкви князь велики Василей Иванович“. 103 В Кириллове монастыре около 1530-х годов была еще 4-ая больница – «в санной избе“, но местоположение ее неизвестно (Рукоп. Бир. библ. 752–1009, л. 11). – Больницы в монастыре существовали и во второй половине века (Рукоп. Кир. библ. 78–1817, л. 62 об.) и в первой четверти XVII века (в 1621 и 1623 г., см. Рукоп. Акад. библ. А, II–47, л. 62 и 617). По словам кирилловской братии (в 1621 году) братская больница в монастыре была устроена со всяким покоем и с пением и с служебники (Рукой. Акад. библ. А, II–47 л. 62 об.). От 158 7 / 8 (7096) года сохранилось известие о больнице «на горе“ «мирской“, т. е. для мирян «(Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 289 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

«Три главы о молитве и чистоте сердца» (Περ προσευχς κα καθαρτητος καρδας. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 962–963. 1961. Τ. 4. Σ. 132–133; PG. 150. 1117–1121; ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 157–159. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 300–302). «Главы естественные, богословские, этические и практические» («150 глав») (Κεφλαια κατν πεντκοντα. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 964–1009. 1961. Τ. 4. Σ. 134–187; PG. 150. Col. 1121–1225; ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 37–120). В рус. «Д.» не включены. «Святогорский томос» (Αγιορειτικς τμος. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1009–1013. 1961. Τ. 4. Σ. 188–193; PG. 150. Col. 1225–1236; ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 567–578). В рус. «Д.» не включен. 27. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. «Метод и точное правило… о выбирающих безмолвническое и монашеское житие» (Μθοδος – ИАБ, 6. 1898. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1017–1103. 1961. Τ. 4. Σ. 197–295; PG. 147. 635–812. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 305–424). Согласно совр. исследователю архим. Симеону (Куц), это сочинение Ксанфопулов вторично по отношению к 22-му слову  Каллиста Ангеликуда  (см.: ИАБ, 6. 1566). Д. Гонис пришел к выводу о том, что автором «Метода...» был не патриарх св.  Каллист I , как полагал прп. Никодим Святогорец , а патриарх св. Каллист II (Γνης. 1980. Σ. 310–311). 28. Св.  Каллист II , патриарх К-польский. «Главы о молитве», 14 глав (Περ προσευχς – ИАБ, 6. 1902. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1100–1102. 1961. Τ. 4. Σ. 296–298; PG. 147. Col. 813–817. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 425–428). Прибавленные к 14 главам в афинском издании дополнительные главы (Θιλοκαλα. 1961. Τ. 4. Σ. 299–367) в действительности являются самостоятельным сочинением Каллиста Ангеликуда . Прп. Никодим Святогорец считал «Главы о молитве», так же как и «Метод и точное правило», сочинением патриарха Каллиста I (Γνης. 1980. Σ. 312–314). 29. Каллист Ангеликуд . «О безмолвнической жизни» (Слово 22) (Περ συχαστικς τριβς – ИАБ, 6. 1566. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1103–1107. 1961. Τ. 4. Σ. 368–372; PG. 147. Col. 817–825. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 429–435). Часть сборника из 30 слов под общим названием «Исихастское утешение».

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

101 Рукоп. Имп. II. Библ., Погод. 1566, Q, л. 50. Известие, записанное в «Истории росс. иерархии», что церковь (близ колокольни) во имя Архистратига Гавриила с приделом во имя Св. Константина и Елены построена в 1554 году, неверно. 102 Рукоп. Кир. библ. 752–1009, л. 11; см. приписку направом поле ее, вдоль страницы. – Муравьев (Русск. Фиваида, е. с., стр. 225) начало этой приписки читал, неправильно: «В лето 7040 (1532) декабря 13» и проч. Ошибка, повторенная и автором статьи: «От Шекспы до Кубенского озера» (Древ. и Нов. Россия, 1878, т. II, стр. 95 и друг.), произошла от того, что букве «г» Муравьев не придавал значения числа (Сравн. рукоп. Соф. библ. 501, л. 66–69). Но правильное чтение этой приписки можно восстановить при помощи рукописи Имп. II. Библ., Погод., 1544, л. 24 и об., где читаем «В лето 7043 месяца декабря в 13 день на память святых великомученик Еустратия и дружины его освященны быша церкви великого князя в Кирилове монастыре». – В рукописи Соф. библ. 74, на л. 390 об.–л. 391, освящение церквей также относится к 7043-му году: «.Лета 7040 третиаго свящали церкви в Кирилове мопастыре, церков собор архангела Гаврила, а придел царя Констянтина и матери его Елены, а другую церковь на горе Усекновение честныя главы Ивана крестителя, a придел Кирил чюдотворец, а на священие были епископ пермски и вологодцкы Алексей, да игумен Ферапонтова монастыря Ферапонт, свящали при игумене при Кириловском при Дософее, а ставил те церкви князь велики Василей Иванович». 103 В Кириллове монастыре около 1530-х годов была еще 4-ая больница – «в санной избе», но местоположение ее неизвестно (Рукоп. Бир. библ. 752–1009, л. 11). – Больницы в монастыре существовали и во второй половине века (Рукоп. Кир. библ. 78–1817, л. 62 об.) и в первой четверти XVII века (в 1621 и 1623 г., см. Рукоп. Акад. библ. А, II–47, л. 62 и 617). По словам кирилловской братии (в 1621 году) братская больница в монастыре была устроена со всяким покоем и с пением и с служебники (Рукой. Акад. библ. А, II–47 л. 62 об.). От 158 7 / 8 (7096) года сохранилось известие о больнице «на горе» «мирской», т. е. для мирян «(Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 289 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010