Jh.//SMH. 1997. T. 38. P. 315-344. Памятники архитектуры Первые памятники христ. архитектуры В. относятся ко времени существования рим. провинций Паннония Первая и Валерия (293 г.- нач. V в.): катакомбы с фресками в г. Сопиане (совр. Печ), руины базилики св. Квиринуса в Саварии, фундаменты храмов Аквинка (р-н Обуда на севере Будапешта). Следующий крупный период церковного строительства связан с развитием слав. политико-адм. образований в IX в. Из 24 церквей, построенных кн. Прибиной, основателем Блатенского княжества, во 2-й трети IX в., раскопаны остатки фундамента 3-нефного храма св. Адриана в Мозабурге (совр. с. Залавар, в 11 км к юго-западу от г. Кестхей на оз. Балатон); под влиянием франков в 860 г. была воздвигнута ц. св. Мартона в Саварии (не сохр.). Слабо изученной остается строительная деятельность Паннонского архиеп. Мефодия (869-885), сына кн. Прибины Коцела (861-873) и великоморав. кн. Святополка (870-894), присоединившего Блатенское княжество. С приходом в Ср. Подунавье мадьяр и до XII в. архитектура В. попеременно ориентировалась на византию или запад: после 953 г. были построены центральнокупольная 6-гранная церковь в Кишзомборе и 12-гранная ротонда в Апоштаге (не сохр.). После Крещения кн. Гезы (973) усилилось западноевроп. влияние, вначале баварское, а после коронации Иштвана I (1000) - итальянское. В 996 г. в В. был основан первый бенедиктинский мон-рь - Паннонхальма (в 14 км к юго-вост. от г. Дьёр, сохр. нижняя церковь XI - нач. XIII в.), известно об основании во 2-й пол. X - нач. XI в. правосл. мон-рей: греч. во имя св. Иоанна Крестителя в Марошваре (совр. Ченад, Румыния), в Оросланоше (совр. Банатско-Аранджелово, Сербия) и др. церкви, построенные св. Иштваном, как и большая часть храмов XI-cep. XII в., могут быть реконструированы лишь по фундаментам (иногда руинам) и описаниям, гл. обр. это 3-нефные базилики без трансепта: ц. Богоматери в Секешфехерваре (1018-1038), архиепископский собор в Эстергоме (1001), епископские соборы в Веспреме, Калоче, Эгере (1004-1009), Пече (1009, сгорела в 1064) и Дьёре (1009).

http://pravenc.ru/text/150197.html

Евфимий I (490–496) Македоний II (496–511) Тимофей I (511–518) Иоанн II Каппадокиец (518–520) Епифаний (520–535) Анфимий (Анфим) I (535–536) Мина (Мена) (536–552) Евтихий (552–565 и 577–582) Иоанн III Антиохийский («Схоластик») (565–577) Иоанн IV Ниститис («Постник») (582–595) Кириак (595/6–606) Фома I (607–610) Сергий I (610–638) Пирр (638–641 и 654) Павел II (641–653) Петр (654–666) Фома II (667–669) Иоанн V (669–675) Константин I (675–677) Феодор I (677–679, 686–687) Павел III (688–694) Каллиник I (694–706) Кир (705 или 706–711/712) Иоанн VI(712–715) Герман I (715–730) Анастасий (730–754) Константин II (754–766) Никита I (766–780) Павел IV (780–784) Тарасий (784–806) Никифор I (806–815) Феодот I Мелиссин Касситера (815–821) Антоний I Кассимат (821–837) Иоанн VII Морохарзан («Грамматик») (837–843) Мефодий I (843–847) Игнатий (847–858 и 867–877) Фотий (858–867 и 877–886) Стефан I (886–893) Антоний II (Кавлеа) (893–901) Николай I Мистик (901–907 и 912–925) Евфимий I (907–912) Стефан II (925–928) Трифон (928–931) Феофилакт (933–956) Полиевкт(956–970) Василий I Скамандрин (970–974) Антоний III Студит (974–979) Николай II Хрисоверг (979–991) 991–996 гг. – вакантен. Сисиний II (996–998) 999 – около 1001 г. – вакантен Сергий II Мануилит (1001–1019) Евстафий (1019–1025) Алексей III Студит (1025–1043) Михаил I Кируларий (1043–1058) Константин III Лихуд (1059–1063) Иоанн VIII Ксифилин (1064–1075) Косьма I Иерусамилит («Иерусалимлянин») (1075–1081) Евстратий Гарида (1081–1084) Николай III Кирдиниат («Грамматик») (1084–1111) Иоанн IX Агапит (1111–1134) Лев Стиппиот (1134–1143) Михаил II Куркуас (Оксит) (1143–1146) Косьма II Аттик (1146–1147) Николай IV Музалон (1147–1151) Феодот II (1151–1153) Неофит I (1153/1154, один месяц) Константин IV Лихуд (Хлиарин) (1154–1157) Лука Хрисоверг (1157–1169/70) Михаил III Анхиальский (1170–1177) Харитон Евгениот (1177–1178) Феодосий I Ворадиот (1178–1183) Василий II Филаконул Каматир (1183–1187) Никита II Мунтан (1187–1190) Леонтий Феотокит (февраль-октябрь 1189)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сказав речь царь Алексей Михайлович пошел в церковь Спаса Нерукотворенного образа, а собравшимся боярам и прочим приказал итти в переднюю и там дожидаться его. Немного погодя он вышел в переднюю палату (а Великаго государя вели под руки стольники (Дворц. разр. Т. III, стр. 974)), а за ним вышел сын царевич великий князь Феодор Алексеевич. Царевича вели под руки дядьки его боярин князь Феодор Феодорович Куракин, да думный дворянин Иван Богданович Хитрово (а государя царевича вели под руки дьяки (Дворц. разр. Т. III, стр. 974)). Когда же царь и царевич вошли в переднюю, бояре и околничные и думные люди здравствовали и кланялись в землю. Из передней царь с царевичем пошли в церковь Спасова Нерукотворенного образа, и там знаменовались ко святым иконам, а государь указал архимандриту Троицы Сергиева монастыря Викентию взять Спасов образ и нести пред государем и царевичем в соборную церковь. Государь с царевичем шли за Спасовым образом деревянною лестницею из за переграды постельным крыльцем и с Красного крыльца лестницею что подле Грановитыя полаты; а наперед Спасова образа великого государя и государя царевича перед стряпнями (под стряпнями разумелись: шапка, колпак и посох государя и царевича) шел постельничий Федор Алексеевич Полтев, перед Спасовым образом шли Государовы певчие дьяки и пели демеством: Царю небесный; за Спасовым образом шел великий государь, перед ними шли его царского величества спальники и думные люди, за великим государем шел сын его– великий князь Федор Алексеевич, а под руки его вели ведшие его из хором царских… Путь перед государем и пред царевичем кропили святою водою священники Благовещенского собора Михаил и Никифор, а в соборной церкви ожидали государя и царевича святейший патриарх Иоаким со освященным собором во облачении (Собран. госуд. грам. и догов. М. 1828 Т. IV стр. 317, 318). Как архимандрит с образом Всемилостивого Спаса вступил на порог соборныя церкви, дьяки певчие патриарховы пели тропарь Всемилостивому Спасу: «Пречистому Твоему Образу покланяемся Благий», пели бодро и потом пели вход много лета царю и великому князю Алексею Михаиловичю, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу и благородному царевичю и великому князю Алексею (и Феодору Алексеевичу), «дай Боже много лета»; и вшед в церковь они государи иконы целовали и у святейшаго патриарха у креста животворящаго были, и рукою благословлял их святейший патриарх (в 1668 году, когда были три патриарха при действе Летопровождения, рукою кийждо их благословляли их государей) и потом государь стал у столпа, что среди церкви, а сын его Алексей Алексеевич (1668) (или Федор Алексеевич) (1674) стал подле его отца своего по левую руку, а святейший патриарх со властьми пошел в олтарь (Дополн.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Все апостольское, таким образом, переходило из рода в род жизнью иделом. Апостолы все, что передали, ввели в жизнь умственную, нравственную, семейную... и во все виды жизни. Жизнь от жизнизагоралась... и жизнь, Апостолами заведенная, блюлась (6, п. 974, с. 96). Мужи Апостольские, по примеру и заповеди Апостольской, правя Церковью, вто же время воспитывали при себе таких мужей, которые бы после них моглизанять место их и продолжать блюсти Апостольские учения и порядки (6, п.974, с. 95). СВЯТЫЕ В Церкви Божией каждый день благочестивому вниманию предлагается одинили несколько примеров, как люди, верные Господу до смерти, подвизалисьв служении Ему, каких удостаивались дарований здесь и какою увенчаныславою на небе... Потому непременный долг наш вникать в жизнь святых икаждого дня, тем паче в жизнь святых, нарочито празднуемых (60, с. 84). Обитают они святые> в определенном месте; но когда им повелевается или позволяется, тотчас переносятся куда нужно... и никаких преград нетолько не встречают, но и не видят Когда нужно, переносятся, а когда неттакой нужды, на своем месте пребывая, видят по всем направлениям, чтогде есть и что где творится. И когда очи свои обращают на землю, то естьна нас грешных, то ясно видят и нас... только не это грубое тело наше,до коего им дела нет, а видят самую душу нашу, как она есть, не непосредственно, а посредством оболочки души, сродной с их оболочкою и тою стихиею, в коей они живут: ибо состояние души верно отражается в ее оболочке (36, с. 50). Одна душа не человек, и жизнь душою неполная человеческая жизнь. Всесвятые в настоящее время живут душою и духом, и Божиим укрепляемые могуществом помогают призывающим их, но действование сие и вкушение благ до воскресения несовершенно, есть только начаток и залог того, что будет по воскресении (33, с. 571). Духовная помощь не всегда видимо подается. Чаще она совершается внутри, посредством изменения мыслей и чувств. А кто ее производит и как односостояние духа отходит, а другое приходит, мы часто и отчета себе датьне можем. Состоим постоянно под небесным влиянием Ангелов, святых иособенно Пресвятой Богородицы... (60, с. 40).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/119/...

Св. Трифон 928–931. Феофилакт 933–956. Полиевкт 956–970. Василий I Скамандрин 970–974. Антоний III Студит 974–979. Николай II Хрисоверг 983–996. Сисиний II 996–999. Сергий II Мануилит 999–1019. Евстафий 1019–1025. Алексий 1025–1043. Михаил Керулларий 1043–1058. Константин III Лихуд 1059–1063. Иоанн VIII Ксифилин 1064–1075. Косма I 1075–1081. Евстратий 1081–1084. Николай III Грамматик 1084–1111. Иоанн IX 1111–1134. Лев Стипиот 1134–1143. Михаил II Куркуас 1143–1146. Косма II Аттик 1146–1147. Николай IV Музалон 1147–1151. Феодот 1151–1153. Неофит I несколько месяцев. Константин IV Лихуд 1154–1156. Лука Хрисоверг 1156–1169. Михаил III 1169–1177. Харитон 1177–1178. Феодосий I 1178–1183. Василий II Баматирх 1183–1186. Никита II Мунтан 1186–1189. Досифей 9 дней. Леонтий 1190 (месяцев 7). Досифей (вторично) 1190–1191. Георгий II Ксифилин 1191–1198. Иоанн X Каматир 1198–1206. Михаил IV Ставрион 1206–1112. Феодор II Ириник 1213–1215. Максим I 1215–1216 (6 мес.). Мануил I 1217–1222. Герман II 1222–1240. Мефодий II 1240 (3 мес.). Мануил II 1243–1255. Арсений 1255–1260. Никифор II 1260–1261. Арсений (вторично) 1261–1266. Герман III 1266–1267. Иосиф I 1267–1274. Иоанн XI Векк 1275–1282. Иосиф I (втор.) 1282–1283. Григорий II Кипрский 1283–1289. Афанасий I 1289–1293. Иоанн XII 1294–1303. Афанасий (вторично) 1303–1311. Нифонт I 1313–1315. Иоанн XIII Гликис 1816–1319. Герасим I 1320–1321. Исаия 1323–1333. Иоанн XIV 1833–1347. Исидор I 1347–1349. Каллист I Святогорец 1350–1354. Филофей 1354–1355. Каллист I опять 1355–1362. Филофей опять 1362–1876. Макарий 1376–1378. Нил 1378–1388. Антоний IV 1388–1395. Каллист II 1396. Матфей I 1397–1410. Евфимий II 1410–1416. Иосиф II 1416–1439. Митрофан II 1440–1443. Григорий III Мелиссин 1445–1450. Афанасий II 1450–1453. Геннадий II Схоларий 1453–1460. Исидорх II 1460–1465. Софроний I 1465–1466. Иоасаф I 1466–1469. Mapk II 1469–1470. Симеон 1 1470–1473. Дионисий I 1473–1478. Симеон (втор.) 1478–1481. Рафаил I один год. Максим II 1482–1488. Нифонт II 1488–1490.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Однако в действительности Цимисхий далек был от мысли о самостоятельности патриаршей власти. Избрав на патриаршую кафедру подвижника Олимпийской горы Василия – и без всякого участия в этом наличных представителей церкви – император, представляя его архиереям и сенату, говорил: «определить достойного к отправлению священных дел, конечно, – зависит от всевидящего Ока... Но я возвожу на престол церкви человека, давно мною испытанного. Он часто по вдохновению свыше предсказывал мне будущее (т. е. корону), которое и сбылось в свое время» 909 . Впрочем, уверенность Цимисхия в преданности Василия скоро поколебалась, когда выяснилось, что он предвещал корону и кому-то другому; тогда без соборного обсуждения дела царь заточил Василия в монастырь, а на его место самовластно возвел (в 974 г.) студийского монаха Антония III (974–980 г.) 910 . Подобным образом поступал и преемник Цимисхия, Василий II Болгаробойца, который среди военных подвигов находил время помимо патриаршей власти назначать и утверждать афонских протов, вручая им жезл и мантию. Таким образом, по замечанию преосвящ. Порфирия (Успенского) , «попечителем Афона стал царь, а не патриарх» 911 ; и это оказалось возможным в то время, когда патриаршую кафедру занимали Николай II Хрисоверг и Сисиний II, объявлявшие по поводу четвертого брака Льва Му- —673— дрого анафему тем, которые дерзнут нарушать святые и божественные правила преподобных отцов» 912 . Не нашел себе осуществления идеал Эпанагоги и в новом тысячелетии. Патриархи по-прежнему оказывались слугами трона. Поэтому, главный организатор студийского богослужебного устава 913 , патриарх Алексий (1025–1043 г.) за три дня до смерти императора Константина VIII не нашел непреодолимых препятствий повенчать одну из его дочерей и наследниц престола, – 50-летнию Зою с ее двоюродным братом, 60-летним Романом III Аргиром, который был потом провозглашен императором и коронован (в 1028 г.) 914 . А когда он в великий четверток 1034 г. – не без участия Зои и монаха Иоанна Орфанотрофа – скончался, патриарху Алексию пришлось снова содействовать семейному счастью императрицы. В ночь под великий пяток, после того как уже пропеты были страсти Господни, патриарх был вызван во дворец, чтобы повенчать Зою с давним избранником ее сердца красивым Михаилом Пафлагоном. Патриарх сначала недоумевал. Однако предложенные Орфанотрофом 50 литр золота ему и 50 литр клиру решили колебание и убедили патриарха в ту же ночь совершить венчание, а следующим утром похоронить задушенного Романа 915 . Вовлеченный в придворные интриги, патриарх Алексий вынужден был допустить и новый брак 64-летней Зои (в 1042 г.) и короновать ее третьего супруга, Константина IX Мономаха, о котором она и прежде хранила в душе сладостные воспоминания 916 . Понятно, лишь при такой покорности пред волей императоров, не смотря на частую их смену, и мог Алексий до самой смерти своей удержать патриаршую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Федотов Николай, протоиерей см. Николай (Федотов), обн. митрополит Федченко см. Вениамин (Федченко), митрополит Фейхтвангер Лион, немецкий писатель 404 Феликс, прокуратор 386 Феодор (Баженов), обн. епископ 967–968 Феодор (Бекаревич), обн. епископ 504, 968 Феодор (Лукин), обн. епископ 968–969 Феодор (Поздеевский) , архиепископ 249 Феодор (Преображенский), обн. епископ 969 Феодор (Турбин или Трубин), обн. архиепископ 970 Феодор, епископ, настоятель Данилова монастыря см. Феодор (Поздеевский) , архиепископ Феодорит Критский 415 Феодосий (Алмазов), архимандрит, автор воспоминаний 45 Феодосий (Сергеев), обн. епископ 970–971 Феодосий (Феодосиев), архиепископ 74, 782 Феодосий (Шахов), иеромонах 472 ’ Феодосий, епископ см. Феодосий (Феодосиев), архиепископ Феодосий, иеромонах 52 Феодосий, обновленческий епископ Полтавский 115 Феофан (Адаменко Василий Иванович), архимандрит 994–997, 1013, 1017 Феофан (Брюханов), обн. архиепископ 971 Феофан (Туляков), архиепископ см. Феофан (Туляков), митрополит Феофан (Туляков), епископ 45, 245 Феофан (Хомжа), обн. епископ 499 Феофан Затворник Вышенский, свт. 178 Феофан Прокопович , проповедник и государственый деятель 176 Феофан, епископ Калужский см. Феофан (Туляков), епископ Феофилакт (Клементьев), епископ 310, 313, 972–973 Феофилакт, епископ см. Феофилакт (Клементьев), епископ Фесвитянинов Дмитрий, обн. протоиерей г. Кушвы 570 Фетингор 140 Фетисов Н. Н., проф.-прот. 423, 496 Фетисов, проф. 363 Фивейский, обн. проф.-прот. Харьковской епархии 242 Филарет (Домрачев), обн. архиепископ 422, 531, 973–974 " Филарет (Дроздов) , свт., митрополит Московский и Коломенским 99, 178 Филарет (Лебедев), архиепископ 242 Филарет (Романов), патриарх Всероссийский 176, 481 Филарет (Яценко), обн. митрополит 48, 56, 499, 530, 555, 578, 598, 599, 601, 602, 974–975, 1016 Филарет, патриарх Московский см. Филарет (Романов), патриарх Всеросиийский Филарет, митрополит Ростовский см. Филарет (Романов), патриарх Московский Филарет, митрополит см. Филарет (Дроздов) , митрополит

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Прилагаем полный список патриархов константинопольских, правивших церковью константинопольскою со времени низвержения иконоборства до крестовых походов (842–1006. Посл Мефодия (842–846 г.) патриаршествовал дважды Игнатий (846–857; 867–877 г.. Преемником его был Фотий, тоже дважды восходивший на патриарший престол (857–867; 877–886 г.. Игнатий и Фотий были замечательными историческими личностями. Фотий по принуждению императора Льва мудрого уступает престол 16-ти летнему отроку Стефану, сыну императора Василия Македонянина (886–893); Стефан был из учников Фотия. Ему преемствовал Антоний II (893–895 г.), известен как строгий аскет. Посл Антония принял управление церковью Николай Мистик (дважды был патриархом: 895 – 906; 912–925. Посл первого патриаршества Николая престол патриарший переходит к Евфимию (906 -- 911 г.); в правление Николая и Евфимия происходят известные споры о четвертом браке императора Льва Мудрого . Дальнейшими патриархами были: Стефан II (925–928 г.), Трифон (928–931 г.), мало известны по своей деятельности. 931–933 гг. между-патриаршество – вследствие желания императора Романа 1-го возвести на патриарший престол сына своего Феофилакта, которому тогда еще не исполнилось 16-ти лет, каких лет он в 933 году и был возведн в патриархи. Феофилакт (933–946 г.) известен своею беспорядочною жизнью и худым правлением. После Феофилакта правил церковью деятельный патриарх Полиевкт (946–970), после него Василий I (970–974 г.), Антоний (974–978 г.), оба известны только своим аскетизмом. (979–981 – между-патриаршество. Последующими патриархами были: Николай Хрисоверг (982–996 г.), Сисиний (996 – 999), человек высокообразованный, Сергий (999 -- 1019) родственник знаменитого патриарха Фотия, Евстафий (1019–1025), Алексий Студит (1025–1043) известен как главный организатор богослужебного устава Студийского. Алексею преемствовал Михаил Керуларий (1043–1058), при нем совершилось разделение церквей на восточную и западную. Остальные патриархи изучаемого времени: Константин Лихуд (1059–1063 г.) происходил из важных государственных сановников, Иоанн Ксифилин (1064–1075) муж прекрасно образованный, в противоположность ему Косьма (1075–1081 г.) и Евстратий Гарида (1081–1084 г.) были людьми неучеными, Николай Грамматик (1084–1111) с достоинством держал себя во время разных догматических движений в царствование Алексея Комнина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

По мнению Е. В. Герцмана, авторство Г. Х. можно признать бесспорным для мелоса следующих, кроме уже названных, песнопений: ирмоса 9-й песни канона на Воздвижение Креста «Таин еси Богородице рай» на 4-й плагальный глас (Konstamon. 86 - с припевом «Пресвятая Богородице, спаси нас»; БАН. РАИК. 154; Ivir. 975; 991, 1670 г.; Lesb. Leim. 231, ок. 1700 г.; Xeropot. 383 - на 4-й глас; Simon. Petr. 1, нач. XVII в.), стихиры на Преображение Господне «Гора, яже иногда мрачна» на 4-й глас (Ivir. 964; 975, 1562 г.; Lesb. Leim. 282, 2-я пол. XVI в.; 231), песнопений на Благовещение Пресв. Богородицы: стихиры «Да веселятся небеса» на 4-й плагальный глас лампадария Иоанна Клады, обработанной Г. Х. (Xeropot. 383; РНБ. Греч. 126, 2-я пол. XV в.; БАН. РАИК. 154), причастна «Избра Господь» на 4-й плагальный глас (Konstamon. 86). Существует также ряд песнопений, носящих в рукописной традиции имя Г. Х. или просто Герасим, авторство к-рых окончательно определить пока невозможно. Это аниксандарии на 4-й плагальный глас (Konstamon. 86), калофонический стих «Господь рече ко мне» (Пс 2. 7) на 4-й плагал ü ный глас (Cutl. 446, 1757 г.; РНБ. Греч. 132, посл. треть XVIII в.), мегалинари è (др. названия : γκμιον, λγοι γκωμιαστικο): «Тя величаем» на подобен 2-го плагального (6-го) гласа Ο διδσκαλος λγει (Konstamon. 86; Ivir. 974, 1-я пол. XV в.; 985, 1425 г., ркп. Михаила Влатира), «Сущую Богородицу» на подобен 4-го плагального гласа Τ θματα τ λογικ (Ivir. 974, 984, сер. XV в.) и «Тя величаем» на тот же подобен - «перевод (μετφρασις) господина Герасима... с избранными стихами» (μετ στχων λευθρων - Dionys. 570, кон. XV в., ркп. иерея Иоанна Плусиадина), «Тя величаем: Гора приосененная (Τ ρος τ κατσκιον)» на подобен Ο διδσκαλος λγει (Cutl. 448, кон. XVI - нач. XVII в.) (см. также: Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 413v), «Тя величаем» на подобен 2-го плагального (6-го) гласа Ο διδσκαλος λγει (Konstamon. 86; Ivir. 974; 985), «Юже древле предвозвестиша» (πιβολ βυλλετΗν πλαι προκατγγειλαν - Ivir. 985; Konstamon. 86).

http://pravenc.ru/text/164637.html

О, как несходны эти нравы римского духовенства с нравами православного духовенства на Востоке! Какая разность, особенно между нравами тогдашних пап и нравами патриархов Цареградских! Из числа тринадцати первосвятителей, восседавших в период насаждения нашей Церкви на кафедре Византийской, четыре, именно: Игнатий (867 – 877), Стефан I (886 – 893), Антоний II Кавлей (893 – 895) и Трифон (928 – 933), причислены православною Церковию к лику святых, а Антоний – даже и Церковию Западною 617 ; еще семь: Николай Мистик (895 – 906 и 911 – 925), Стефан II (925–928), Евфимий I (906–911), Полиевкт (956970), Василий I Скамандрин (970 – 974), Антоний III Студит (974 – 984) и Николай Хрисоверг (984 – 996), по свидетельству современников, отличались все более или менее истинною святостию и многими пастырскими добродетелями, а некоторые 618 притом высокими подвигами самой строгой подвижнической жизни, в чем невольно соглашаются и сами римские писатели 619 ; еще один – премудрый Фотий (857 – 867 и 877 – 886), если и подвергался бесчисленным клеветам со стороны врагов своих и папистов, доселе не престающих чернить память великого мужа, зато по всей справедливости почитался и почитается православными как пламенный ревнитель веры и поборник правды, украсивший себя страданиями за истину. И только один – Феофилакт (933 – 956), сын императора Романа Лакапина, возведенный на патриарший престол по обету и непреодолимому желанию отца в летах ранней юности (на 17-м году), вовсе не понимал обязанностей своего высокого звания и, занимаясь большею частию детскими играми и некоторыми светскими развлечениями, недостойно носил имя первосвятителя 620 . В то же время современные летописцы свидетельствуют о благочестии, процветавшем в святых обителях и пустынях Греции и Востока; упоминают о многих святых мужах, с которыми любили беседовать сами императоры, о великих подвижниках, обладавших даром прозорливости, чудесных исцелений и другими духовными дарованиями 621 ; и подробнейшие жизнеописания преподобного Афанасия Афонского (июля 5), Михаила Малеина (июля 12), Луки, нового столпника (декабря 11), Павла Латрского (декабря 15), с которым переписывались император Константин Багрянородный и болгарский царь Петр 622 , Никона Армянина 623 и других как нельзя более оправдывают эти свидетельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010