8. Это сказание приведено у Феодорита Киррского (II, 26). Имеются в виду события 337-338 гг. (Ср. Петере. 1920, 317-318). 9. Экбатаны - древнее название города Хамадан (Персия). Известия о богатствах Экбатан могли быть заимствованы из древней литературы о походах Александра Македонского. Однако в данном месте Лев Диакон допустил ошибку: желая показать свои познания в старинной литературе, он, по-видимому, принял название Экбатаны за старинное название современного ему Багдада, который, действительно, слыл тогда самым богатым городом в мире. 10. Слова историка " где установлена власть агарян " Лоретте (147) понимает как " где находится дворец князя агарян " . 11. Кармания - область у Персидского залива, простирающаяся в сторону Каспийских ворот (Страбон. XI, II, 9, 14). В действительности имеется в виду пустыня Джебель-Хамрин на пути к Багдаду (Хонигман. 1935, 99, примеч. 1). 12. Серскими назывались ценные шелковые ткани, вывозившиеся из Индии (Книга эпарха. 149). 13. Низложение патриарха произошло весной 974 г. Насколько была острой внутрицерковная борьба во второй половине Х в., можно судить по сохранившимся трактатам (Даррузес. 1966), в которых говорится о попытках митрополитов захватить власть в церкви и лишить патриарха всякого влияния. С одной стороны, сторонник патриарха Никита Амасийский жалуется, что два-три митрополита захватили всю власть, а патриарха, словно раба, тащат куда хотят. С другой - некий аноним протестует против права Константинопольского патриарха вмешиваться в выборы епископов и митрополитов. Лев Диакон, как кажется, сочувственно относится к смещенному патриарху. Очевидно, Василий Скамандрин был неугоден епископам, и против него началась кампания клеветы. 14. Скамандр - река в Малой Азии во Фракисийской феме. О каком монастыре идет речь, неизвестно. 15. Антоний III Студит был патриархом с 974 по 979 г. (Грюмель. 1958,436). 16. Студийский монастырь основан в 463 г. Играл большую роль в византийской истории VIII-IX вв. Позже русские монахи имели связи со Студийским монастырем.

http://sedmitza.ru/lib/text/433440/

Во время переезда из Москвы в Тамбов извозчик задумал ограбить и убить женщину и с этой целью свернул с дороги в лес. Мария, почувствовав угрозу жизни, стала усердно молиться Божией Матери и услышала голос, исходящий от иконы: «Не бойся, Я - твоя Заступница!» (ГАРО. Ф. 974. Оп. 1. Св. 4. Д. 4: Из ведомости о Вышенской Успенской муж. общежительной пуст. за 1891 г. Б/л). Извозчик пришел в ужас, услышав голос Пресв. Богородицы, и был поражен слепотой. Получив скорое возмездие за дурные помыслы, он искренне раскаялся, и по молитвам Марии к нему вернулось зрение. Доехав благополучно до Тамбова, московская послушница определилась в Вознесенский мон-рь по благословению его игум. Маргариты и осталась жить в этой обители. Чудотворный образ своей Заступницы она поместила в келье. По ходатайству игумении Мария была пострижена в монахини 9 июня 1816 г. с наречением имени Миропия (Икона Божией Матери Казанская Вышенская. 2008. С. 4-6). Спустя нек-рое время благочестивая монахиня снова удостоилась чуда через Казанскую икону. В нач. 1827 г. Божия Матерь трижды явилась во сне мон. Миропии и повелела ей отправить Свой образ в Шацкую Вышенскую пуст. «на вечное пребывание» (Там же. С. 7). Монахиня передала икону в обитель через своего духовника иером. Филарета. Он в свою очередь «вручил случившемуся в то время в Тамбове о. протоиерею села Конобеева Димитрию Афанасьевичу Конобееву, а он и доставил св. икону в пустынь» (ГАРО. Ф. 974. Оп. 1. Св. 4. Д. 4: Из ведомости о Вышенской Успенской муж. общежительной пуст. за 1891 г.). 14 лет пребывавшая в Вознесенском мон-ре в келье мон. Миропии икона с 7 марта 1827 г. стала главной святыней Вышенской пуст. и получила название «Вышенская». На новом месте К. В. и. прославилась чудесами, о к-рых стало известно за пределами епархии. Икона была причислена к российским святыням; 8/21 июля 2012 г. торжественно отмечается 200 лет со дня прославления К. В. и. Казанская Вышенская икона Божией Матери. До 1812 г. (ц. прп. Сергия Радонежского в с. Эммануиловке) Казанская Вышенская икона Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

P. 434, 444; Cedrenus. Т. II. P. 334; Leo Grammaticus. P. 327–328; Zonaras. T. IV. P. 69; Ephraemius. P. 403; Symeon Magister. P. 751, 755; Michael Glycas. Annales. Bonnae. 1836. P. 563.; Ioel. Chronographia. Bonnae, 1836. P. 58); Василий I Скамандрин (13 февр. 970–974) – монах горы Олимп и обители на реке Скамандре (Leo Diaconus. Historia. Bonnae, 1828. P. 102, 163; Cedrenus. T. II. P. 382; Zonaras. T. IV. P. 93; Ephraemius. P. 403); Антоний III (974–980) – монах Студийского монастыря и синкелл (Leo Diaconus. P. 164; Cedrenus. Т. II. Р. 414; Zonaras. Т. IV. P. 102; Ephraemius. P. 403; Callistus. Col. 461 А); Николай II Хрисоверг (989–995) также, вероятно, был монахом (Cedrenus Т. II. Р. 434; Zonaras. Т. IV. Р. 110; Callistus. Col. 461 A; Ephraemius. P. 403; Banduri. Imperium orientale. Parisiis, 1711. T. II. P. 912; Le Quien. Oriens christianus. Parisiis, 1740. T. I. P. 256); Сергий II (999-июль 1019 г.) – настоятель константинопольского монастыря Мануила (Cedrenus. Т. II. Р. 449; Zonaras. Т. IV. Р. 118; Ephraemius. P. 403; Joel. P. 60; Callistus. Col. 461 А); Алексий (1025-март 1043) – монах, экклисиарх и игумен Студийского монастыря (Cedrenus. Т. II. Р. 479; Zonaras. Т. IV. Р. 125; Michael Glycas. P. 579; Ephraemius. P. 404 и Joel. P. 60 (называют Алексия екклисиархом этого монастыря); Callistus. Col. 461 В); Михаил I Кирулларий (25 марта 1043–8 ноября 1058), насильственно постриженный в монашество по политическим мотивам (Psellus. Historia. P. 313–316 ( Σαθας. Μεσαιωνικ Βιβλιοθκη. Paris, 1874. Τ. IV), Cedrenus. Τ. II. Ρ. 550; Zonaras. Τ. IV. Ρ. 162; Ephraemius. P. 404; Glycas. P. 595); Иоанн VIII Ксифилин (1 янв. 1064–2 авг. 1075) – монах горы Олимп (Psellus. Т. IV. Р. 340–341; Michael Attaliota. Historia. Bonnae, 1853. P.92; Joannes Scylitzes Curopalata. Historia. Bonnae, 1839. P. 658.; Zonaras. T. IV. P. 201; Ephraemius. P. 404–405; Glycas. P. 606; Joel. P. 64); Косъма I [авг. 1075–8 мая 1081] – благочестивый инок, прибывший из Иерусалима в Византию (Scylitzes.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Кончина святой равноапостольной кнг. киевской Ольги. 969–976 Вторичное вторжение кн. киевского Святослава в Болгарию. Имп. Иоанн I Цимисхий. 970–974 Василий I Скамандрин, патр. Константинопольский. 972–97880 Договор кн. киевского Святослава с греками. 974–979 Ярополк I Святославич, кн. Киевский. 976–1025 Антоний III Студит, патр. Константинопольский. 97880–1015 Имп. Василий II Порфирородный. Святой Владимир I Святославич, кн. Киевский. 979–991 Мученическая смерть в Киеве святых Феодора и Иоанна варягов. Николай II Хрисоверг, патр. Константинопольский. 554 Так, а) в житии Феодосиевом он говорит: «Се елико о Феодосии испытывая слышал от древних мене отец, бывших в то время, то же и вписах аз грешный Нестер»; б) в Повести о Борисе и Глебе замечает: «Се же аз грешный Нестер о житии и о погублении и о чудесех святою и блаженною страстотерпцю сею опасно ведущих исписах я...» (рукоп. Патерики Румянц. (1) и Толстов. (2)). 555 Первая напечатана в Приб. к твор. св. отц. 2. 204 (88); последняя – в Христ. чтен. 1849. 2. 317 (39). 556 Под именем философов в Греции разумели нередко вообще монахов еще с IV в., как можно видеть из сочинений святого Златоуста (Т. 1. Р. 91, 116, 117, 120. Venetiis, 1741 (210)); в VIII же, IX и X вв. – по преимуществу монахов ученых, преподававших в школах какие-либо науки и между ними философию. Какое было личное имя философа, приходившего ко Владимиру, древняя летопись не говорит, но в Патерике Печерском он назван Киром (вероятно, от «господин»), у некоторых писателей – Кириллом и Константином, Стрыйковский думал, что это был Кир Михаил – тот самый, который по крещении Владимира прислан к нам и первым митрополитом (см. в Истор. росс. Татищева. 2, примеч. 177 (124)). Откуда заимствованы все эти сказания, неизвестно. 557 История русского народа Полевого. 1. С. 214 (96): «Что все повествование о приходе в Киев греческого, латинского и магометанского проповедников есть поэма, вроде старинных духовных мистерий, в сем нельзя сомневаться...» и проч. 558 Нестор. историко-критич. рассужд. о начале русских летописей Погодина. С. 189–191. Москва, 1839 (94).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

«а был он мужем как бы бесплотным, изможденным; с младых ногтей предавался он подвигам отшельничества, носил зимою и летом одну и ту же одежду, не снимал ее, покуда она не истлеет и не станет негодной к употреблению; он не вкушал никакой еды и питья, кроме воды и сока древесных плодов. Говорят, что во все время своего подвижничества он спал не на ложе, а на полу» . Он стремился вникать во все важные церковные дела, не передоверяя их многочисленным помощникам От подчиненного ему духовенства он также требовал вести аскетическую жизнь, что многим было не по душе, и вызывало недовольство в клире. Кроме того, он стремился вникать во все важные церковные дела, не передоверяя их многочисленным помощникам. Так он нажил себе не мало врагов и в столичном клире, и в епископате. С их точки зрения, «он слишком много стремился разузнать об образе жизни и нравственности людей, слишком много хотел разведать и совершенно попусту собирал сведения» . В конце концов дело дошло до того, что недовольные им «епископы из зависти оклеветали перед Императором Патриарха Василия, будто он обещает верховную власть какому-то из могущественных лиц и что в управлении церковью он не соблюдает установления божественных канонов. Патриарх был вызван в императорский дикастирий. Но так как он не явился, а настаивал, чтобы был созван Вселенский Собор, на котором он опровергнет [выдвинутые против него] обвинения… то Император сослал его в построенный им же монастырь, расположенный на Скамандре» . Низложен он был синодом эндимуса в марте 973, а по другим сведениям – 974 г. В марте 974 г. Василий Скамандрин преставился в основанном им монастыре. Там и был похоронен. Его преемником стал Антоний III, выходец из Студийского монастыря и поэтому прозванный Студитом. Первосвятительское служение Антония Студита продолжалось уже в правление Императора Василия Болгаробойцы. Рейтинг: 10 Голосов: 50 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр 16 августа 2022, 21:51 Как всегда, отличная статья от данного автора. Возник вопрос насчёт оскопления - это зачем делалось, если даже отец оскопил собственного сына?

http://pravoslavie.ru/147734.html

Бенедикт VI (973–974), избранный в конце 972 года, сразу после смерти Uoahha XIII , также опирался на императора Оттона I. Во время восстания, поднятого Крескентием, сыном Феодоры, Бенедикт VI был брошен в тюрьму и задушен. Папой стал Бонифатий VII. При приближении императора Оттона II Бонифатий вынужден был оставить Рим и бежать в Константинополь, где пробыл 9 лет. Бенедикт VII (974–983). Был поставлен тоже по воле императора Оттона II. Иоанн XIV (983–984). Поставлен тем же императором. При нем вернулся из Константинополя Бонифатий VII и в апреле 984 года при поддержке Крескентия овладел Римом. Иоанн XIV был посажен в тюрьму и задушен. Но вскоре и сам Бонифатий при загадочных обстоятельствах умер. Иоанн XV (А) (985-?). Существовал ли вообще – сомнительно. В настоящее время преобладает мнение, что его не было. Иоанн XV (Б) (985–996). Был поставлен Крескентием II, но опирался на императора Оттона III. Григорий V (996–999). Близкий родственник (кузен) императора Оттона III. Первый папа из немцев. Против него действовал Крескентий II. Григорию пришлось бежать, а на папский престол был поставлен Иоанн XVI (997–998), антипапа. Оттон III низложил Иоанна, восстановил Григория, а Крескентия обезглавил в замке Святого Ангела (29 апреля 998 года). Григорий V вскоре умер, имея всего 27 лет [от роду]; думают, был отравлен. Сильвестр II (999–1003). Также получил папское достоинство по воле императора Оттона III. Первый папа французской национальности. Любопытная личность. Писал трактаты по математике. До папства был архиепископом Реймским, потом Равеннским. Выступая в звании архиепископа против папских притязаний, писал: «Рим, считавшийся до недавнего времени матерью всех Церквей, теперь становится известным тем, что проклинает добрых, благословляет злых» 135 . Выражал мысли, близкие к православным, о том, что ключи Царства Небесного и поручение пасти овец вместе с Петром получили все епископы 136 , что все без исключения обязаны блюсти каноны 137 , что к папе, преслушавшему Церковь , должно относиться, как к язычнику и мытарю 138 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Епископ Курской епархии Родился в 1864 году. Окончил Орловскую духовную семинарию и Харьковский университет. Состоял орловским епархиальным миссионером. Священствовал в Орловской епархии. Овдовев, пострижен в рясофор. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 9/VIII-1925 г. хиротонисан во еп. Рыльского, вик. Курской епархии. С 1926 г. – правящий Ставропольской епархией. 8/IV-1927 г. снова назначен еп. Курской епархии. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 12; 1927. 5–6. С. 7. ФАОС дело 94. Кат-АМ 151. Кат-ЯВ 128. С. 62. Кат-ЕС 2. С. 16, п/п 93. [Кат-ГУБ. С. 974.] ИОАНН (Левицкий [Иоанникий]) Епископ Кубанский и Краснодарский Родился 07/I-1857 года в Киевской епархии. В 1880 г. окончил курс Киевской духовной семинарии. В 1881 г. рукоположен во иерея. В 1889 г. поступил в Киевскую духовную академию, в 1893 г. окончил духовную академию со званием кандидата богословия. 1892 г. – пострижен в монашество. С 1893 по 1900 гг. – на учебной работе. С 1900 г. – ректор Астраханской духовной семинарии. В 1908 г. хиротонисан во еп. Ейского, вик. Ставропольской епархии. 13/1Х-1916–1919 г. – еп. Краснодарский и Кубанский. 1922–1923 гг. – еп. Кубанский (обновленческий). Год смерти неизвестен. ЛИТЕРАТУРА: Церковные ведомости. 1908. 2. С. 11; 6. С. 289. Булгаков. С. 1413. ФАМ 1.С. 47. Кат-АМ 152. См. Мануил. 3.308. [Кат-ГУБ. С. 974.] [Левитин. С. 127, 154, 180.] Родился 07/I-1857 г. в Киевской епархии. В 1880 г. окончил курс Киевской духовной семинарии. В 1881 г. рукоположен во иерея. В 1893 г. окончил Киевскую духовную академию со званием кандидата богословия. В 1892 г. пострижен в монашество. С 1893 г. – на духовно-учебной службе. С 1900 г. –ректор Астраханской семинарии. С 13/IХ-1916г. – еп. Краснодарский и Кубанский. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. 1922–1923 гг. обновленческий еп. Кубанский. [ПСТБИ] ИОАНН (Миртов [Иван Константинович]) Митрополит Кировский Родился 12/Х-1882 года. В 1908 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

В сем должно полагать одну из причин, почему Царица Небесная возведена от земли обыкновенным рабским путем смерти телесной; хотя, впрочем, как говорит благочестивое предание, следы небесной славы Ее вскоре примечены были в том, что живоприемный гроб Ее оказался праздным от Ее прославленного тела. Помысли, христианин, что ублажаемая тобою Матерь Господа твоего, Которая, впрочем, и во всю земную жизнь Свою любила облекать славу Свою облаком смирения, так что воистину была в Ней, по слову пророческому «вся слава дщере царевы, внутрь» ( Ncaл. XLIV. 14 ), что наконец еще, хотя на краткое время, облекается Она мраком смертным, дабы возбудить в тебе, не слепый и малодушный, но прозорливый и спасительный страх смерти, дерзнувшей прикоснуться и к чистейшему существу Приснодевы; чтобы вразумить тебя остерегаться смерти, еще не совсем бессильной, наипаче же подвизаться противу греха, всегда удобообстоятельного, и обыкновенно ведущего за собою смерть; – помысли о сем, и прими сие последнее наставление Матери Господа твоего, поданное тебе в Ее отхождении ко Господу. Аминь 974 . 972 Для правильного суждения о сем слове должно иметь в виду, что оно было представляемо ко внесению в состав издания Слов 1844 года, но в собрание это не вошло (Хронологич. Указ. Слов и речей Митр. Филарета стр. 42): из этаго можно заключить, что мнение, выраженное в этом слове, сам Святитель в последствии признавал не вполне состоятельным. Несомненно то, что в последствии времени Он не раз выражал мысль о смерти, приразившейся Пречистому Телу Богоматери, гораздо более в смягченном виде, как это в особенности сделано Им в слове в день Успения Пресвятой Богородицы 1846 года. Примеч. Ценз. 974 В Моск. Ведомостях за 1829 год, 69-й, упоминается о слове, произнесенном 22-го августа сего года, – но мы сего слова не имеем. Читать далее Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т./свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007./Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Поскольку эти книги содержат разные типиконные указания, принято литургистами их называть «Патриаршие Типиконы». Замечание. О возможном полном монашеском Часослове нам не известно; существуют лишь некоторые неопределённые данные о монахах «неусыпющих» ( ακοιμται). 2-й период: образование воскресного круга А) В  Иерусалиме  период  614–1009  гг.: с ухода персов до вторжения халифа Хакима, с разрушениями церквей, имеются: 1) реставрация  «Устава»  или монашеских традиций патриархом Софронием, бывшим савваитским монахом, 2) составление воскресного  Октоиха  св. Иоанном Дамаскиным , 3) составление первой  Триоди  свв. Иоанном Дамаскиным и Космой Маюмским. Б) В  Константинополе  период между  843–1204  гг.: с конца иконоборчества до франкской оккупации: 1) принятие в монастыре Студион палестинского Часослова с первыми палестинскими редакциями Октоиха и Триоди. 2) постепенное дополнение Октоиха и Триоди св. Феодором Студийским, Иосифом Солунским и другими студитами. 3) появление первых монашеских «Синаксариев» или Типиконов (см. ДМИ-1), дополняющих Триодь I: начинающихся с Пасхальной заутрени, как «Начертание»  константинопольского монастыря Студия, и  «Очертание»  афонской Великой Лавры. II: начинающихся с начала Великого Поста: полные  Студийские Типиконы  (как Мессинский, Евергетидский, Пантократорский, славянский Студийско-Алексеевский, грузинский Шио-Мгвимве (с Афона) и другие. 3-й период: образование минейного круга А) В  Иерусалиме  после  1009  г.: образование полных «Иерусалимских» или Савваитских  Типиконов 7 ,  начинающихся с подробного описания Всенощного бдения. Б) По всей  Византийской Церкви: 1) образование и дополнение  Минеи, 2) постепенное принятие Иерусалимско-Савваитского Типикона, сначала в монастырях, а затем в соборах. 3) распространение константинопольского Евхология без песненного последования и упразднение некоторых местных традиций (как литургии св. Марка в Александрии и св. Иакова в Иерусалиме и Антиохии). Историческая теория прот. Александра Шмемана (к 1-му периоду по схеме И. Мансветова) 8

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Уже в VI веке в истории восточного богослужения определяются два центра, которым в дальнейшем суждено было оказывать влияние на исторический ход литургической жизни всего Православного Востока и Восточной Европы. Это Иерусалим и Константинополь. В судьбе этих центров были даты катастрофических событий, когда нормальная литургическая жизнь обрывалась, но затем наступала пора нового ее расцвета. Для Иерусалима это были даты 614 года, когда Персидский царь Хосрой опустошил почти все города Палестины, разрушил храмы и монастыри, служившие очагами литургической жизни страны, и новый погром, учиненный в 1009 году халифом Хакимом. В Константинополе первой печальной датой был 726 год, когда борьба с иконопочитанием переросла в открытое преследование иконопочитателей; вторая дата – 1205 год, когда Константинополь был оккупирован крестоносцами 82 . Опустошение городов Палестины и разрушение храмов на святых местах в Иерусалиме, в Вифлееме и в других священных пунктах библейской истории на некоторое время сделали невозможным богослужение в таком виде, в каком оно нам известно из описания Этерии и армянских лекционаров V века. Но спустя двадцать лет после погрома св. Модест (с 614 по 628 год – местоблюститель и в 633–634 годы – патриарх) восстанавливает святыни, а его преемник св. Софроний (634–644) редактирует чинопоследования иерусалимского богослужения применительно к восстановленным святыням. В это же время лавра преп. Саввы Освященного становится школой церковной гимнографии. Сам патриарх Софроний, из монахов лавры преп. Саввы, был едва ли не первым песнописцем этой школы 83 . За ним следуют: монах святого храма Воскресения (не из спудеев ли?), а впоследствии епископ, преп. Андрей Критский (660–740) 84 , преп. Иоанн Дамаскин (675–749) 85 , преп. Косма Маиумский (около 700 – около 787) 86 , племянник Иоанна Дамаскина Стефан (Савваит) 87 . Вот неполный список песнопевцев этой школы. Они своими песнопениями насыщали «Правило псалмопения»  ( Κανν της ψαλμφδας), выполнение которого требовал от монахов своих лавр преп. Савва Освященный 88 . Созданный при таких обстоятельствах богослужебный устав, позднее получивший название «Типикон, сиречь изображение церковного последования во Иерусалиме святыя лавры преподобного и богоносного отца нашего Саввы», после погрома Иерусалима халифом Хакимом (1009) постепенно вытесняет богослужебные порядки, которые создавались при храме Святого Воскресения еще во время Этерии и редактировались патриархом Софронием после разрушений 614 года 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010