565–577 Евтихий (вторично) 577–582 582–595 Кириак 595–606 607–610 Сергий I 610–639 639–642 Павел II 642–653 Пирр (вторично) 653–655 655–666 Фома II 667–669 Иоанн V 669–674 Константин I 674–676 Феодор I 676–678 Георгий I 678–684 Феодор I (вторично) 684–687 Павел III 687–693 Каллиник I 693–705 705–712 Иоанн VI 712–713 Герман I 713–730 Анастасий 730–754 Константин II 754–764 Никита I 764–780 Павел IV 780–784 Тарасий 784–806 Никифор I 806–815 Феодот I 815–821 Антоний I (иконоб.) 821–831 Иоанн VII (суевер) 832–842 Мефодий I 842–846 Игнатий 846–857 857–867 Игнатий (вторично) 867–878 Фотий (вторично) 878–886 Стефан I 886–893 Антоний II Кавлей 893–895 Николай I 895–906 Евфимий II 906–911 Николай I (вторично) 911–925 Стефан II 925–928 Трифон (два года вакансия) 928–931 Феофилакт 933–956 Полиевкт 956–970 Василий I 970–974 Антоний III (4 года вакансия) 974–979 Николай II Хрисоверг 983–996 Сисиний II 996–998 Сергий II 999–1019 Евстафий 1019–1025 Алексей 1025–1043 Михаил Керуларий 1043–1054 Западные императоры от Карла Великого (год в первом столбце означает время восшествия на королевский престол Германии, а во втором столбце – время императорской коронации) Годы после Р.Х. Годы после Р. Х. Карл Великий 800–814 Людовик I Благочестивый 814–840 Лотарь 817–855 Людовик II 850–875 Карл Лысый 875–877 Карл Толстый 884–887 Арнульф 896–899 Гуй (титулярный император) Ламберт (титулярный император) Людовик Прованский (титулярный император) Беренгарий Конрад I (король Германии) Генрих Птицелов (король Германии) Оттон I 962–973 Оттон II 967–983 Оттон III 996–1002 Генрих II 1014–1039 Генрих III 1046–1056 Короли Франции от восшествия на престол Каролинской династии Годы после Р. Х. 752–768 Карл Великий 762–814 Карломан 762–772 Людовик Благочестивый 814–840 Карл II (Лысый) 840–877 Людовик II (Заика) 877–879 Людовик III 879–882 Карломан 879–884 Карл Толстый 884–888 Одон или Эвд 888–898 Карл III (Простой) 898–936 Людовик IV (d " Outremer) 936–954 Лотарь 954–986 Людовик V (le Fainéant) 986–987 Гуг Капет

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После двадцатилетнего благочестивого правления, патриарх Сергий почил о Господе; а на место его рукополагается 1019 г. 95) Евстафий, из придворных протопресвитеров, управлявший кормилом 6 лет; по смерти его, наследует ему 1025 г. 96) Алексий Студит. Быв игуменом Студитской обители, он пришел в императорский дворец с честною главою святого Предтечи, преподать духовное утешение тяжко болевшему императору Василию. Беседа благочестивого вождя иночествующих столько усладила императора, что он избрал его в патриарха, каковое избрание потом признала справедливым и вся Церковь (хотя в последствии времени некоторые, по различным мирским и своекорыстным видам, упрекали его в том, что он не был избран общим голосом). В продолжение 18-летнего правления церковью блаженный Алексий был свидетелем плачевных перемен на императорском престоле, быстро следовавших одна за другою. Именно, по смерти Василия, на престоле остался, 1025 г., один брат его Константин; по смерти Константина, 1028 г., взошел на престол зять его – Роман Аргиропул; умерщвленному Роману наследовал, 1034 г., Михаил Каталлакт, пафлагонянин; а спустя 7 лет Михаил Калафат, племянник Каталлакта; потом Федора и Зоя, и, наконец, 1042 г., – Константин Мономах. По кончине Алексия производится в патриархи 1043 г. 97) Михаил , монах, по прозванию Керуларий, ученый и ревностный поборник православия. Между прочими соборными его постановлениями, сохраняется доселе постановление его о браках (где он превозносит похвалами славного Сисиния). Этот Керуларий окончил начатую святейшим Фотием борьбу с Западом за целость исповедания Веры. Видя с одной стороны, что следующие учению Запада страждут недугом неисцеленным, нераскаянно оставаясь в извращении божественных догматов, отступлении от апостольского учения при совершении преестественных таинств и в других заблуждениях, осуждаемых священными правилами, а с другой, что владыка римской церкви, особенно с тех пор, как соединил скипетр мирской власти с жезлом Христова пастыря, насильственно начал распространять свое неправое учение вне пределов римской области, так что посягательство его простиралось уже на сам Константинополь, – видя все это, блаженнейший патриарх собрал многочисленный собор со всей православной восточной и апостольской Церкви, на котором торжественно предал отлучению церковь латинскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24. Сыновьям императора Романа II Василию-будущему императору Василию II Болгаробойце (976-1025) и Константину - будущему Константину VIII (1025-1028) было соответственно 13 и 10 лет. Что касается болгарских девушек, то степень их принадлежности к царскому дому неизвестна: возможно, это были дочери старшего брата Петра - Михаила. Поскольку в международной иерархии государей, созданной Константинополем, византийскому императору не было равных, династические браки считались унизительными для империи. От них горячо предостерегал сына Константин VII (Конст. Багр. Адм. 70-76). Однако политическая конъюнктура довольно часто заставляла византийцев поступаться державной гордостью: Константин V был женат на дочери, а Юстиниан II - на сестре хазарского хагана; Петр женился на византийской принцессе Марии, внучке Романа I, а киевский князь Владимир Святославич-на сестре Василия II и Константина VIII Анне. 25. Это свидетельствует о том, что столица Болгарии Преслав не была к тому времени занята войсками Святослава. Вряд ли Святослав, покидая Болгарию, мог повсюду оставлять свои гарнизоны. Скорее его власть простиралась только на некоторые дунайские города, а с царем Болгарии Борисом II был заключен мир. 26. Арабский писатель ал-Бекри рассказывает о болгарах: " Цари их ездят на больших телегах. В углах их четыре крепкие подпоры, и к ним привешен крепкими цепями кузов, который обивается шелком. И потому не трясете " сидящий в нем так, как трясется телега " (Куник, Розен. 1878, 57). 27. Мысль о непрочности человеческого благополучия была очень распростра-нена в античной поэзии. В данном тексте Лев Диакон почти дословно воспроизводит знаменитые строки Овидия: " Все на земле как будто на тоненькой нити повисло - Грянет лишь случай какой - счастье сменится бедой " . Нет оснований полагать, что Лев Диакон знал латинский язык - просто Овидиева мысль могла проникнуть в широко известные в Византии сборники разных изречений ( " Пчелы " ). 28. Мысль древних о том, что боги завидуют человеческому счастью, странным образом соединилась у Льва с верой во всемогущество христианского бога. То образование, которое получил Лев, причудливо вплетало в христианскую догматику языческие мотивы.

http://sedmitza.ru/lib/text/433425/

Рок-музыкант, руководитель международной общественной организации «День Крещения Руси» Олег Карамазов рассказал о ключевом событии праздничных мероприятий в столице – встрече мощей святого равноапостольного князя Владимира. 12 июня. ПРАВМИР. 11 июня участники пресс-конференции в Свято-Покровском Голосеевском мужском монастыре в Киеве презентовали мероприятия, которые пройдут в столице рамках празднования 1025-летия Крещения Руси на городском и церковном уровнях. Об этом сообщает  УНИАН-Религия . По словам управляющего делами Украинской Православной Церкви митрополита Бориспольского Антония (Паканича), основные праздничные мероприятия в Киеве откроются 27 июля молебном в честь Крестителя Руси на Владимирской горке. В тот же день в Киево-Печерской лавре состоится вечернее богослужение, а утром 28 июля – праздничная Божественная литургия. По словам митрополита Антония, в этом году в юбилейных торжествах в столице примут участие представители 15 поместных православных церквей. Также в Киев в эти дни ожидается прибытие большого количества паломников, которых разместят в монастырях. Рок-музыкант, руководитель международной общественной организации «День Крещения Руси» Олег Карамазов рассказал о ключевом событии праздничных мероприятий в столице – встрече мощей святого равноапостольного князя Владимира. Святыню доставит в Киев международный Крестный ход, который 29 мая стартовал во Владивостоке, пройдет по территории России, Беларуси, и в начале июля пересечет украинскую границу. 27 июля, на Крещатике, ковчег с мощами Крестителя Руси встретят Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Блаженнейший Митрополит Владимир и иерархи поместных православных церквей. «Это будет не просто концерт. На Крещатике мы создадим праздник с глубоким смыслом. Крещение Руси — важное духовное событие для нас, православных людей. Это повод рассказать молодежи о том, что мы знаем об Отечестве и истории. Наши Предстоятели выйдут на праздничную сцену, поздравят и благословят народ, после чего состоится масштабный концерт», — рассказал О.Карамазов.

http://pravmir.ru/v-kieve-prezentovali-p...

Важной вехой в развитии отношений с братскими Поместными Православными Церквами стало участие их Предстоятелей и представителей в торжествах по случаю 1025-летия Крещения Руси 24-30 июля 2013 года . На празднование, в частности, прибыли Предстоятели Александрийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Кипрской, Польской Православных Церквей и Православной Церкви в Америке. Главы и представители Православных Церквей приняли совместное заявление, главной темой которого является положение христиан на Ближнем Востоке. На встрече глав делегаций Поместных Церквей с В.В. Путиным в Кремле 25 июля 2013 года текст заявления был передан Патриархом Кириллом от лица присутствующих руководителю Российского государства. Главы делегаций также имели встречи с Президентами Украины и Беларуси. 16-23 июля 2013 года Святейший Патриарх Сербский Ириней посетил Русскую Православную Церковь с мирным визитом и участвовал в торжествах по случаю 1025-летия Крещения Руси в Москве, Киеве и Минске. Посещение Патриархом Сербским святынь Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Минска, совместная молитва и братское общение Предстоятелей Русской и Сербской Православных Церквей стали весомым вкладом в развитие многовековых братских отношений между нашими Церквами. 4-7 октября 2013 года вместе с Предстоятелями других Поместных Православных Церквей Святейший Патриарх Кирилл участвовал в торжествах по случаю 1700-летия Миланского эдикта в сербском городе Нише, а также в освящении собора Воскресения Христова в столице Черногории Подгорице. Совместное празднование великой исторической даты Предстоятелями Поместных Православных Церквей явило миру единство мирового Православия и имело большое значение для поддержки канонического Православия в Черногории. 14-16 ноября 2014 года состоялся Патриарший мирный визит в Сербскую Православную Церковь , в ходе которого была отдана дань памяти жертвам Первой мировой войны в связи с отмечавшимся 100-летием ее начала. В Белграде Святейший Патриарх Кирилл вместе со Святейшим Патриархом Сербским Иринеем освятили воссозданный Русский некрополь – крупнейшее в Европе захоронение русских воинов, погибших на фронтах Великой войны. Особую значимость имело открытие памятника Императору-страстотерпцу Николаю II в центре сербской столицы, который Святейший Патриарх Кирилл освятил в присутствии Патриарха Иринея и Президента Сербии. В 2013-2014 годах Русская Православная Церковь неоднократно оказывала Сербской Православной Церкви братскую поддержку и помощь в испытаниях, выпавших на долю сербского народа. По благословению Патриарха Кирилла в монастырях и епархиях Русской Православной Церкви осуществлялся сбор помощи на нужды православных христиан Косова и Метохии, а также пострадавших в результате катастрофического наводнения на Западных Балканах в мае-июне 2014 года.

http://religare.ru/2_105966.html

И хотя мы в данном случае говорим о христианских императорах Византии, это положение вещей имеет в качестве своей предыстории старые римские представления о связи нравственности с дееспособностью. Как полагали римляне, существует целый ряд прав, пользование которыми требует от лица нравственной чистоты. Еще император Траян полагал, что, если власть принцепса перестала быть нравственной, он должен быть заменен другим лицом . Оставалось только определить, кто станет судьей его поступков. Первоначально оценку нравственного состояния римского гражданина передали в руки специального цензора, который мог по своему усмотрению вычеркнуть из списка сенаторов, всадников и т.д. Сходные функции осуществляли консулы и преторы, которые исключали лиц из списка кандидатов на общественные должности. С течением временем, уже на закате республики, все большее распространение получила именно преторская infamia, то есть обвинение лица в совершении недостойных поступков. Признание человека виновным по суду в бесчестии приводило к лишению его всех политических прав (jus suffragii et jus honorum) . Такой человек становился aerarius, то есть, сохраняя статус римского гражданина, он утрачивал все политические права, присущие этому статусу . Во времена христианских императоров под infamia стали попадать также поступки, свидетельствующие о вероотступничестве гражданина. Как следствие, он лишался всех или части политических и гражданских прав . Примечательно также, что правила infamia не были утверждены каким-то конкретным законом и имели своей основой народные представления о справедливости и нравственности (moribus) . Связь византийской рецепции с институтом infamia в интересующем нас контексте более чем заметна. Остался еще один не менее занимательный вопрос: как распределялась дееспособность в ситуациях с несколькими императорами, а также в тех случаях, когда император являлся малолетним ребенком? Легко догадаться, что и в этот раз статус императорского престола оставался неизменным, но дееспособность варьировалась в зависимости от обстоятельств. В тех случаях, когда царь был малолетним, а таких примеров наберется немало, в качестве дееспособных лиц, помогавших императору управлять государством, возникали фигуры матерей-регентов или посторонних лиц, также признаваемых регентами либо царями. Так, регентом при св. Феодосии II Младшем была его сестра св. Пульхерия (450–453), при Михаиле III – его мать св. Феодора, при Константине VI (780–797) – его мать св. Ирина (797–802), при Константине VII Порфирородном – император Роман I Лакапин (919–944), при Василии II Болгаробойце (976–1025) и Константине VIII (1025–1028) – св. Никифор Фока, а потом Иоанн I Цимисхий (969–976), при Иоанне V – его мать Анна Савойская.

http://pravoslavie.ru/58936.html

По окончании литургии в Петропавловском соборе Предстоятель Русской Православной Церкви объявил о начале торжеств, посвященных 1025-летию Крещения Руси. Также во время посещения северной столицы Его Святейшество побывал в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре, где, в частности, на Никольском кладбище совершил литию на могиле митрополита Никодима (Ротова). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Благодарить Предстоятеля Русской Православной Церкви за труды и принесенную архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам Санкт-Петербургской митрополии радость молитвенного общения. 3. Отметить высокий уровень празднования 400-летия Дома Романовых и поблагодарить главу Российского императорского дома великую княгиню Марию Владимировну за участие в мероприятиях, приуроченных к этой дате. 4. Выразить надежду, что торжества, посвященные 1025-летию Крещения Руси, открывшиеся богослужением в северной синодальной столице, послужат дальнейшему укреплению церковной жизни в странах канонической ответственности Русской Православной Церкви, укреплению нравственных основ жизни братских народов, получивших Святое Крещение в Днепровской купели, и сохранению духовного единства между ними, развитию церковно-государственных и церковно-общественных отношений в суверенных государствах, возникших на просторах исторической Руси. 5. Поблагодарить митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, а также власти Санкт-Петербурга за внимание и теплый прием, оказанные Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и прибывшим в северную столицу с официальным визитом гостям.   ЖУРНАЛ 74 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о работе Высшего Церковного Совета в первой половине 2013 года. Справка: В соответствии с пунктом 19 Положения о Высшем Церковном Совете Русской Православной Церкви Священный Синод раз в полгода заслушивает доклад Святейшего Патриарха о работе Высшего Церковного Совета. В первой половине 2013 года состоялось четыре заседания Высшего Церковного Совета. Обсуждались координация деятельности синодальных учреждений, текущие вопросы церковной жизни, а также исполнение определений Архиерейского Собора и Священного Синода, Патриарших указов и распоряжений. На заседании 7 марта 2013 года Высший Церковный Совет рассмотрел и одобрил отчеты синодальных учреждений за 2012 год и планы их работы на 2013 год, которые затем были утверждены Священным Синодом (журнал 10 от 12 марта 2013 года).

http://patriarchia.ru/md/db/text/3102900...

23 Объяснять эту вставку желанием Кассиана оправдать цифру 40 (число лет уединенного подвижничество Антония), разумеется, было бы натяжкой, тем более, что из самого сказания, даже в той редакции, которую читаем у Кассиана, видно, что Антоний удалился от братии уже после 1051 года, а именно поставив игуменом Варлаама. 24 Не лишено значения и свидетельство рукописи XV в., где находится Переяславский летописец: против заключительных слов Сказания на поле написано: нестер. 25 В Кассиановских редакциях: «пребыв в монастыре лет. i. а в пленении страда в оузах. i. лет шестое лето за чистоту». Шестое вместо шесть, очевидно, поправка, и при тои основательная, того испорченного чтенияЮ которое находилось, может быть, и в подлинном Житии Антония (s вместо s.te.). Что в арсениевской мы имеем дело не с опискойЮ видно из предыдущего, где также читаем: «не довольно бысть емоу. i. лет окованноу бывъшю от пленившего от него же искупих и м. s лет пребысть оу мене много моучим преслоушания ради»; в кассиановских и здесь исправлено: «и се шестое лето пребысть оу мене». В печатном Прологе (26-го июля) читаем, по указанию Макария, Ист. русск. церкви, II пр. 86 так же, как в Арсениевской редакции. 26 На самом деле Болеслав умер в 1025 году (следовательно через шесть лет после пленения Моисея), а мятеж имел место в 1031 году при сыне его Мечиславе. Это заметил еще Татищев, относящий смерть Болеслава к 1025 г., а мятеж к 1034 (II т., пр. 236). 27 Только заимствованием из Жития Антония путем Печерской летописи возможно объяснить соединение событий – смерти Болеслава и мятежа при Мечиславе и отнесение их к ошибочному 1030 году в Повести временных лет. 28 В Густынской летописи под 1027 годом читаем о возвращении Антония со св. Горы в Киев: думаю, что составитель этой летописи, зная из польских источников (например, Длугоша), о том, что Болеслав умер в 1026 году и соображая, что около того же времени Антоний вернулся в Киев, так как вскоре к нему прибыл из польского плена Моисей, отнес именно поэтому возвращение Антония к 1027 году.  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По окончании пролога на сцену был приглашены Патриарх Кирилл и начальник Управления президента РФ по внутренней политике О.В. Морозов. Патриарх Кирилл обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом: «Здравствуйте, дорогие мои! С огромным чувством радости я приветствую всех вас на Красной площади в день, когда наша страна и братские страны Украина и Беларусь отмечают великий юбилей — 1025-летие Крещения Руси. Что это за событие? Каково его значение? Нам, людям XXI века, трудно представить, что было тогда, — как нам трудно представить даже внешний вид тех людей, их культуру, их быт, их нравы. А почему же мы знаем, что это было великое событие? Мы опосредованно знаем об этом — через историю нашего народа, через все то, что с нами произошло. 1025 лет тому назад был заложен фундамент нашей национальной духовной и культурной жизни. Наши предки приняли христианскую веру, а вместе с ней — систему ценностей, мораль, сила которой такова, что никакие исторические перипетии не способны были ее разрушить. Был заложен мощный фундамент, на основании которого и выросло тело единой Руси. И хотя сегодня мы живем в разных странах, тот духовный фундамент остается общим, и он соединяет как нас, граждан России, так и все наши братские славянские народы вместе. Мы духовно и культурно вместе, потому что у нас общий фундамент. На протяжении истории были попытки этот фундамент ослабить и даже уничтожить. Огромные силы работали на то, чтобы это произошло. Не получилось! И сегодня и в Москве, и в других странах люди с благодарностью вспоминают события 1025-летней давности и сознают актуальность этих событий для нашего времени. Мы с вами народ, мы солидарны, у нас есть внутренние скрепы именно потому, что 1025 лет тому назад был заложен фундамент нашей общности. Я верю, что этот фундамент никогда не будет разрушен. Но это будет зависеть от всех вас, от нашего народа, от его способности защищать то, что ему дорого, от его способности устроять свою жизнь на том фундаменте, сила и прочность которого испытывали веками. И если будет так, то будет сильной и процветающей Россия, сильной и процветающей Украина, сильной и процветающей Беларусь, и все мы вместе будем одной духовной семьей, связанной великими узами.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

1025-летие Крещения Руси 1025-летие Крещения Руси — на Красной площади (+ ФОТО) -Мне больше всего кавказские ребята понравились, — говорит одна слушательница. — У них такие лица были радостные — чувствуется, они сами с удовольствием работали! -У меня от вокала Кормухиной мороз по коже! — признается другая. Адриан Гусейнов: С Богом не скучно! 25 июля на Красной площади в рамках концерта в честь 1025-летия Крещения Руси выступят многие музыкальные коллективы. Среди них будет ставшая уже известной среди православной молодежи фолк-группа Ихтис. О творчестве и вере, о христианине в современной культуре — беседуем с лидером «Ихтиса» Адрианом Гусейновым. Крещение Руси и глиняные свистульки Как-то странно вспоминаем мы о Крещении Руси. Может быть, я ничего не смыслю в миссионерстве, но лично меня в праздновании этого юбилея удивляет многое — особенно местные инициативы. К 1025-летию Крещения Руси пытаются приурочить всё, что угодно — вплоть до мастер-класса по изготовлению глиняных свистулек. Христианство стало верой нашего народа, сформировало нашу культуру и национальную идею — митрополит Владимир Для меня этот день еще и день Ангела — день моего небесного покровителя в монашестве — святого равноапостольного князя Владимира. Одновременно этот день можно считать и днем рождения нашей Церкви — Церкви Киевской Руси. Телеканал «Россия-1» покажет документальный фильм митрополита Волоколамского Илариона «Второе крещение Руси» На телеканале " Россия 1 " 22 июля 2013 года в 22:50 будет показан документальный фильм митрополита Волоколамского Илариона " Второе крещение Руси " , приуроченный к 1025-летию Крещения Руси. Из Киева стартует велопробег «Святая Русь» 27 июля в Киеве стартует велопробег по Украине, России и Беларуси, «Святая Русь», который продлится 2 месяца. Велопаломники посетят древние духовные, политические и социально-экономические центры Руси X-XII веков. «Русское поле» в Коломенском (Фото) В Коломенском прошел второй межрегиональный творческий фестиваль славянского искусства «Русское поле», посвященный 1025-летию Крещения Руси. Гости фестиваля могли увидеть, как рождаются изделия народных промыслов, и сами научиться создавать необыкновенные вещи.

http://pravmir.ru/tag/1025-letie-kreshhe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010