Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БУРХАРД [лат. Burchardus] (ок. 965, Гессен - 20.08.1025, Вормс), еп. Вормса, канонист. Основным, хотя и не всегда надежным, источником сведений о его жизни является житие (Vita Burchardi), написанное Эббоном, схоластиком вормсского кафедрального собора. Предположительно Б. происходил из знатного графского рода Райхенбах-Циенхайн. Как младшего ребенка его с детства готовили к духовной карьере (puer oblatus), он воспитывался в Кобленце в монастырской школе при ц. св. Флорина. Вероятно, стал клириком в период своего пребывания в Льежском еп-стве в мон-ре Лоб или в общине регулярных каноников г. Льежа. Ок. 993 г. архиеп. Виллигиз Майнцский назначил Б. своим камерарием, сделав приором канониката св. Виктора. В 997 г. он был рукоположен во пресвитера. Ок. 995 г. нем. кор., впосл. герм. имп., Оттон III , ввел Б. в состав королевской придворной капеллы, в 1000 г. при содействии архиеп. Виллигиза Майнцского назначил его епископом Вормса. Б. активно участвовал в политической жизни империи: поддержал политику имп. Генриха II (1002-1024), сопровождал его в итал. походах (1001-1002 и 1013-1014), участвовал в церковных Соборах в Диденхофене (1003), Дортмунде (1005) и во Франкфурте (1007), где было вынесено решение об основании Бамбергского еп-ства. На епископском подворье в Вормсе воспитывался кор. Конрад II (1024-1039). При Б. в городе были возведены новые здания кафедрального собора св. Петра (освящен 9 янв. 1018 в присутствии Генриха II), монастырских церквей св. Павла, св. Андрея и св. Мартина; была реорганизована система городских приходов. Сочинения Б. был одним из крупных правоведов XI в., с его именем связаны «Декрет Бурхарда» (Decretum Burchardi), посвященный церковному праву (вопросам церковной иерархии, дисциплины, совершения таинств), и «Закон людей Вормсской Церкви» (Lex familiae Wormatiensis ecclesiae), содержащий нормы сеньориального права. «Декрет», иногда называемый «Сборник канонов» (Collectarium canonum) или «Книга декретов» (Liber decretorum), позднее он стал также называться «Брокард» (Brocardus), был создан между 1008 и 1012 гг.

http://pravenc.ru/text/153683.html

При архиеп. Адальдаге (937-988) были учреждены еп-ства в дат. городах Орхус (946), Шлезвиг (ок. 948), Рибе (950) и Оденсе (965). Согласно Видукинду Корвейскому , именно при этом архиепископе в результате деятельности еп. Поппона произошло офиц. принятие христианства в Дании (ок. 965). В 959 г. Адальдаг рукоположил во епископа мон. Либуция для проповеди христианства на Руси, но его миссия не состоялась. Архиепископ поддерживал Оттона I в его церковной политике: в 965-966 гг. Адальдаг содержал под арестом в Г. смещенного императором папу Римского Бенедикта V . Благодаря усилиям Адальдага в подчинение архиеп-ству Г.-Бремен перешло слав. еп-ство Ольденбург (967/68), впосл. Любек (с 1160). Несмотря на миссионерские успехи, незадолго до смерти архиеп. Адальдага в слав. областях и в Дании произошли крупные восстания, направленные против дальнейшего распространения христианства и связанного с ним влияния Римско-Германской империи. При архиеп. Либентии I Старом (988-1013) продолжалась борьба против набегов дат. викингов. К XI в. архиеп-ство Г.-Бремен достигло наивысшего расцвета. При архиеп. Унване (1013-1029) Г. был отстроен после очередного набега викингов. Тогда же были введены общежительные правила для монахов-каноников, «тогда как раньше они жили смешанным образом: [отчасти] как монахи, [отчасти] как каноники» (Ibid. P. 108). В это время христианство постепенно утвердилось в Швеции и Норвегии, куда архиеп. Унван не только организовал неск. миссий во главе с епископами, но и назначал епископов (напр., еп. Тургота в швед. г. Скара в 1014). К этому же времени относятся первые упоминания о дат. епископах: в Оденсе - о Регинберте (с 1020/22) и в Роскилле - о Годебальде († 1021). В 1025 г. Унван способствовал примирению кор. Кнуда I Великого и римско-герм. имп. Конрада II († 1039). Отношения архиепископа с Кнудом Великим осложнялись тем, что король привозил епископов из завоеванной им Англии: «Из них он поставил: Бернарда в Сконе, Гербранда на Зеландию, Регинберта на Фюн. Возревновал из-за этого наш архиепископ Унван. Говорят, что он перехватил возвращавшегося из Англии Гербранда, который, как он узнал, был назначен [на должность епископа] Этельнотом, архиепископом англов. Он [Гербранд], поскольку [его] убедила необходимость, пошел навстречу [архиепископу и] пообещал, как должно, соблюсти верность и подчиняться гамбургской кафедре, став впоследствии весьма близким архиепископу [человеком]» (Ibid. P. 116).

http://pravenc.ru/text/161614.html

Древнейшие варианты префаций отражены в арианских фрагментах кард. Анджело Маи. Основной корпус префаций собран в рукописных Сакраментариях: в Веронском Сакраментарии находится 267 префаций, в Сакраментарии Геласия (Gelasianum Vetus) - 54, в Сакраментарии Григория (Hadrianum) - 14, в Желлонском и Ангулемском Сакраментариях - ок. 200, в Фульдском Сакраментарии X в.- 320. Бурхард, еп. Вормсский (965-1025), основываясь на подложной декреталии папы Пелагия II (579-590), считал, что должно быть только 9 префаций на праздники (часть из них отражены в Hadrianum - на Пасху, Пятидесятницу, Вознесение Господне, Рождество Христово, Епифанию, память святых Петра и Павла; добавлены префации для Великого поста и на праздник св. Креста, а также префация на праздник Св. Троицы). Позже эта декреталия вошла в Декрет Грациана и стала одной из причин резкого ограничения количества префаций в рим. Миссале. В 1095 г. папа Урбан II на Соборе в Пьяченце установил префацию о Пресв. Деве Марии ( Honor. August. Gemma anim. 1. 120//PL. 172. Col. 583; Capelle. 1942). В тридентском Миссале 1570 г. содержалось 11 префаций, в последующих печатных изданиях их было ок. 20. Неск. новых префаций были составлены для неогалликанского парижского Миссала 1738 г. В нач. XX в. введены префации для заупокойных месс, на память св. Иосифа Плотника (1919), Царя Христа (1925) и Св. Сердца (1928). В Миссале папы Павла VI 1970 г.- 81 префация, 1975 г.- 84 ( Ward A., Johnson C. The Prefaces of the Roman Missal. R., 1989). Стандартным является текст префации 4-го воскресенья после Богоявления из Сакраментария Геласия (в Сакраментарии Бергамо это префация вотивной мессы Пресв. Девы в субботу). Подробнее о префациях К. м. см.: Capelle (2). 1952; Mohrmann. 1953; Bouyer. 1966; Jungmann. 1953. P. 21-37. Sanctus (Hymnus angelicus) в рим. К. м. представлен в той же полной форме, что и в анатолийских анафорах; 1-я часть основана на Ис 6. 3 и Дан 7. 10. Слово «Deus» добавлено из старолат. версии Книги прор. Исаии. Когда именно Sanctus был включен в К. м., неизвестно. В Сев. Африке он упоминается только в 484 г. Виктором, еп. Виты ( Vict. Viten. De persecut. Vandal. II 100//CSEL. 7. P. 70-71), в Италии в сер. V в. у св. Петра Хрисолога ( Petr. Chrysolog. Serm. 170. 2). Согласно Liber Pontificalis, пение Sanctus в Риме установил папа Сикст I (LP. Vol. 1. P. 128), однако свт. Иннокентию I этот раздел еще не был известен. В трактате, написанном ок. 400 г. и сохранившемся под именем свт. Амвросия Медиоланского, говорится, что пение Sanctus является восточным обычаем, который известен лишь в некоторых местах на Западе ( Chavoutier L. Un libellus Ps.-Ambrosien sur le Saint-Esprit//Sacris Erudiri. 1960. Vol. 11. P. 136-191). 3-й канон Вазионского Собора 529 г. предписывает петь Sanctus на всех мессах, но это установление могло иметь локальный характер.

http://pravenc.ru/text/1470229.html

  разделы   рассылка  распечатать Празднование 1025-летия Крещения Руси станет масштабным событием в жизни православных народов – митрополит Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ Источник:  ИТАР–ТАСС Накануне юбилея глава Белорусской православной церкви рассказал корр. ИТАР-ТАСС, как в стране будут отмечать 1025-летие Крещения Руси, чем сегодня живет православная церковь. – Какие мероприятия пройдут в рамках празднования 1025-летия Крещения Руси? – У нас достаточно насыщенная программа, которая разработана Церковью совместно с властями страны. Создан специальный оргкомитет во главе с вице-премьером Республики Беларусь Анатолием Тозиком. Уже состоялась международная конференция на тему " Крещение Руси в судьбах народов Белоруссии, России и Украины: выбор цивилизационного пути " , в которой приняло участие несколько сотен специалистов: историков, филологов, богословов, политологов, культурологов и представителей других научных специальностей. В древнем Заславле прошел молодежный слет, которому предшествовал крестный ход с разных уголков Минской епархии и Литургия под открытым небом. По всей Белоруссии проходят " круглые столы " , литературные чтения, фестивали/колокольного звона, духовной музыки/конкурсы школьных сочинений и детских рисунков. Также будут организованы тематические выставки – в том числе на базе Национальной библиотеки Белоруссии, исторических музеев. Намечены также благотворительные акции, концерты для поддержки детских домов, инвалидов, престарелых. Кроме этого планируется выпуск памятной медали и почтовой марки. – Были ли к 1025-летию построены новые храмы или отреставрированы какие-либо старые, насколько сильна необходимость в строительстве новых храмов? – Храмы в Белоруссии, в основном, строятся по мере необходимости и возможности – наши соображения в этом вопросе достаточно просты. Однако если говорить именно о 1025-летии, то да, есть такие храмы, возведение которых связано с этой памятной датой. Недавно была озвучена идея о том, чтобы построить в Витебске храм, внешний вид которого совпадал бы с изначальным обликом Полоцкого Софийского собора. Кроме этого, в Гомеле приурочили к 1025-летию Крещения Руси закладку камня в фундамент возрождаемого Спасо-Преображенского собора. За последние 25 лет было построено, восстановлено или заложено более тысячи церквей, но их по-прежнему не хватает, что особенно ощущается в больших городах. У нас нет " генеральных планов " по массовой застройке храмами территории нашей страны. В столице и областных центрах порой не так просто получить землю под строительство – особенно, если в населенном пункте есть недостроенные церкви.

http://religare.ru/2_101903.html

3. Объяснения, находящиеся наиболее в концах статей, в отличие их от самых статей напечатаны петитом. 4. Преподобный Кассиан Римлянин. Слово о скитских Отцах и о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 4. 5. Святой Иоанн Дамаскин, к концу своей жизни уединившись в лавре преподобного Саввы, собрал все напечатанное им в течение жизни, тщательно пересмотрел и исправил, чтоб доставить сочинениям своим наибольшую отчетливость. Так поступил муж, исполненный божественной благодати: тем более оказался обязательным этот образ действования для составителя Аскетических Опытов. — Четьи-Минеи, 4 декабря. Житие святого Иоанна Дамаскина. 6.  …вера без дел мертва (Иак. 2. 20, 26). 7. Patrologie Graecae, Tomus 40, pagina 963 и 964. 8a.  Дивно для меня ведение Твое (Пс. 138. 6). 8. Pag. 973. 9.  …как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек (Пс. 124. 1). 10. Pag. 973. 11.  …непостижимы судьбы Его (Рим. 11. 33). 12.  …связав ему руки и ноги… во тьму внешнюю… плач и скрежет зубов (Мф. 22. 13). 13.  …богатый милостью (Еф. 2. 4). 14. Pag. 963 и 964. 15. Ис. 26. 18. 16. Pag. 964. 17. Pag. 964. 18. Pag. 965. 19. Pag. 965. 20.  Были беременны, мучились, — и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле (Ис. 26. 18. — Pag. 965). 21. Pag. 1097. 22. Pag. 1084. 23. Pag. 965. 24. Pag. 965. 25. Pag. 966. 26. Это мнение Великого Антония, посвященного десницею Божиею в тайны мира духов, неудобопонятно для чуждых такого познания. Но Священное Писание свидетельствует, что падший дух любил женщину и убил семь юнош, за которых она поочередно выходила замуж (Иов. 6. 15). Некоторые из падших духов столько преданы плотскому вожделению, что от него заимствовали свой характер: они именуются блудными бесами, в отличие от других бесов, преданных другим страстям. 27.  …вы храм Бога живаго (2 Кор. 6. 16). 28. Pag. 967. 29.  …не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5. 18). 30.  Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лк. 21. 34). 31. Pag. 1084. 32. Pag. 967. 33. Pag. 967.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Тогда же папа Римский попытался заключить направленные против О. союзы с византийцами и венграми. Послы были перехвачены императором, после чего О. направил в Рим собственное посольство, однако его приняли недружественно. В кон. окт. 963 г. О. вернулся в Рим и вновь установил в городе свою власть. Папа Иоанн XII и кор. Адальберт бежали. По инициативе императора был проведен Собор, заочно осудивший и низложивший Иоанна XII, вместо него на Папский престол избран Лев VIII (963-965). В янв. 964 г., после того как О. покинул Рим, противники императора провели др. Собор, который признал избрание Льва VIII незаконным. Поскольку Иоанн XII к тому времени скончался, был избран новый папа - Бенедикт V (22 мая - 23 июня 964). Лев VIII бежал из Рима за поддержкой к императору. Прибыв снова в Рим, О. инициировал еще один Собор, к-рый низложил Бенедикта V и восстановил в правах папу Римского Льва VIII. Затем, захватив крепость Сан-Лео, О. отправил Беренгара II с супругой Виллой под арест в Бамберг, где бывш. король Италии умер 6 авг. 966 г.; его вдова до конца жизни находилась в мон-ре. Адальберт вместе с братом, маркграфом Гвидо Иврейским (ок. 940-965), вновь выступил против О. В 965 г. их войска были разбиты герц. Бурхардом Швабским - Гвидо погиб, а Адальберт бежал. В 963 г. маркграф Геро Железный подавил крупное выступление слав. племен в Н. Лужице, а также, впервые вступив в столкновение с польск. кн. Мешко I († 992), добился от него уплаты дани и союзничества. Зимой 965 г. О. вернулся в свои герм. владения. 2 февр. в Вормсе была торжественно отпразднована годовщина его имп. коронации. В июне он прибыл в Кёльн, в собравшемся там совете из высших представителей знати (хофтаге) приняли участие его мать Матильда, сестра Герберга и ее сын, западнофранк. кор. Лотарь. Тогда же состоялось обручение кор. Лотаря с Эммой (948/50 - после 988), дочерью имп. Адельгейды от 1-го брака. После смерти папы Льва VIII из Рима к О. приехали послы с просьбой восстановить на Папском престоле свергнутого Бенедикта V, однако к тому времени он уже скончался.

http://pravenc.ru/text/2581739.html

Автор жизнеописания И. отмечает его образованность и сообщает, что он был воспитан в школе певчих при Латеранском дворце. 8 авг. 961 г. И. стал епископом Нарни; вероятно, тогда же был назначен папским библиотекарем (лат. bibliothecarius Sanctae Sedis Apostolicae). Лиутпранд Кремонский называет И. среди послов, отправленных папой Иоанном XII к императору ( Liutprandus Cremonensis. Historia Ottonis. 7//MGH. Script. Rer. Germ. T. 41. P. 163-164). Об активном участии И. в делах Римской курии свидетельствуют и его подписи под некоторыми грамотами пап Римских Иоанна XII (955-964) и Льва VIII (963-965). На Соборе 4 дек. 963 г., низложившем Иоанна XII, И. свидетельствовал против папы. Однако И. упомянут и среди участников Собора, созванного Иоанном XII для восстановления в сане (26 февр. 964). Возможно, при папе Бенедикте V (избран римлянами по смерти Иоанна XII и низложен папой Львом VIII) И. был возведен в достоинство кардинала-пресвитера (титул неизв.). После смерти папы Льва VIII римляне отправили к имп. Оттону I посольство с просьбой вернуть Бенедикта V, находившегося в заточении в Гамбурге. 4 июля 964 или 965 г. Бенедикт V скончался, и Оттон I послал в Рим своих представителей - Лиутпранда Кремонского и еп. Отгара Шпайерского, вероятно указав им на И. как на предпочтительного кандидата на Римскую кафедру. 1 окт. 965 г. в присутствии имперских послов И. был избран папой Римским и сразу же столкнулся с оппозицией римской знати. 16 дек. 965 г. в Риме произошел переворот под рук. рим. префекта Петра, гр. Ротфреда Кампанского и вестиария Стефана. Папа был схвачен и заточен в замке Св. ангела, а позднее переправлен в неизвестный замок в Кампании. Летом 966 г. И. удалось бежать и укрыться в Капуа под защитой гр. Пандульфа. Тем временем в Риме был убит гр. Ротфред. Было ли связано освобождение И. с этим убийством, в источниках умалчивается. Из Капуа И. отправил послов в Саксонию к имп. Оттону I с просьбой о помощи. Откликнувшись на призыв, император выступил в поход. Обеспокоенные действиями императора римляне отправили к И. посольство, моля папу о возвращении в Рим. 14 нояб. 966 г. И. вернулся в Рим: «клир и народ» встретили его за стенами города, с торжественной процессией папа проследовал к Ватиканской базилике, где отслужил мессу, и затем к Латеранскому дворцу. Спустя месяц в Рим прибыл император. Мятежников судили, многих сослали, а руководителей восстания (в их числе 12 начальников рим. округов (decarcones)) повесили; останки убитых Ротфреда и Стефана выкопали и выбросили за пределы Рима. Рим. префект Петр был передан папе. И. велел обрезать ему бороду и повесить за волосы у конной статуи рим. имп. Марка Аврелия, стоявшей перед Латеранским дворцом. После этого префекта посадили на осла задом наперед и в позорной процессии через весь город отвезли в тюрьму.

http://pravenc.ru/text/469696.html

фото patriarchia.ru 25 июля 2013 г. 10:30 В Москве начались торжества, посвященные 1025-летию Крещения Руси Праздничные торжества, посвященные 1025-летия Крещения Руси, открылись Божественной Литургией в Храме Христа Спасителя. Этот день совпал с днем памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги. Торжественное Богослужение, ставшее первым в череде праздничных мероприятий, совершили Предстоятели и главы делегаций Поместных Православных Церквей, прибывшие в российскую столицу для участия в торжествах, Святейший Патриарх Кирилл, члены Священного Синода, иерархи и духовенство Русской Православной Церкви. Литургия звучала на русском, греческом, арабском и английском языках. В Богослужении также участвовали более 130 архиереев Русской Православной Церкви. Оно совершалось особым чинопоследованием («Служба Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память Крещения Руси, и святому равноапостолу, великому князю Владимиру»), текст которого принадлежит перу священноисповедника Афанасия (Сахарова). На сугубой ектении были вознесены особые прошения о России и населяющих ее народах.  По окончании богослужения его участники совершили краткий праздничный молебен перед выставленным в центре собора Крестом апостола Андрея Первозванного. Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с праздничным приветствием. Предстоятель Русской Церкви назвал Крещение Руси " важным историческим событием " и зачитал " Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1025-летием Крещения Руси " . Поздравление от имени главы российского государства В.В. Путина огласил полномочный представитель Президента в Центральном Федеральном округе А.Д. Беглов, пожелавший " мира, добра и помощи Божией всем христианским народам " . Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II назвал Крещение Руси " историческим событием, превосходящим и меняющим законы истории " и подчеркнул, что принятие православия ускорило путь русского народа к формированию национального самосознания, сформировало такие качества, присущие русской душе, как терпение, великодушие, готовность к самопожертвованию. " Следуя неложным путем православия в теории и практике, русский народ оставался единым целым даже во времена опустошительных нашествий и внутренних гонений, а Русская церковь, берущая свое начало в крещении 988 года, на протяжении веков стала светлым маяком духовных и нравственных ориентиров " , - сказал Патриарх.

http://e-vestnik.ru/church/prazdnichnie_...

РПЦ: празднование 1025-летия Крещения Руси проходит на высоком уровне РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_101803.html 16 июля 2013 РПЦ: празднование 1025-летия Крещения Руси проходит на высоком уровне Источник:  http://ria.ru/interview/20130715/949794861.html РИА Новости О том, когда и почему Русь крестилась, об отличиях нынешнего праздника от празднования 1000-летия Крещения в 1988 году, рассказал первый заместитель председателя Учебного комитета Русской православной церкви, профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов. День Крещения Руси традиционно отмечается 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. В этом году в связи с круглой датой – 1025-летием Крещения Руси – организаторы заявили о совместном праздновании в России, Украине и Белоруссии – " от Камчатки до Ужгорода и далее " . Торжества пройдут с особым размахом с участием предстоятелей и представителей всех Поместных православных церквей... О том, когда и почему Русь крестилась, об отличиях нынешнего праздника от празднования 1000-летия Крещения в 1988 году, об особой миссии Церкви на постсоветском пространстве РИА Новости рассказывает первый заместитель председателя Учебного комитета Русской православной церкви, профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов. – Отец Максим, исследователи порой называют разные даты крещения Руси, например, 990 или 991 год... На ваш взгляд, установленный год Крещения, 988-й, действительно соответствует тому, что имело место в истории? – Этот вопрос неоднократно обсуждался – и точная дата, и место крещения Руси. Последний раз на эту тему была достаточно серьезная дискуссия, исследование, когда готовился первый подготовительный том " Православной энциклопедии " (начала издаваться с 2000 года – ред.) . И большинство ответственных историков соглашается с тем, что другой даты, на которую мы бы имели веские основания переносить юбилей, нет. Когда мы говорим о событиях более чем тысячелетней давности, мы, конечно, допускаем определенную меру зазора, но основная масса исторических данных убеждает нас, что речь идет именно о 988 годе.

http://religare.ru/2_101803_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Патриарх Кирилл Пасхальное интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла телеканалу " Россия " Источник:  Официальный сайт РПЦ МП 5 мая 2013 года, в день Святой Пасхи, в эфире телеканалов " Россия-1 " и " Россия-24 " было показано интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла заместителю генерального директора ВГТРК Дмитрию Киселеву. – Христос Воскресе! – Воистину Воскресе! – Ваше Святейшество! В этом году мы отмечаем 1025-летие Крещения Руси. Что означает эта дата, которая недавно появилась в календарях России, Украины, Белоруссии и других православных стран? – 1025 лет тому назад произошел, выражаясь современным языком, цивилизационный разворот колоссальной силы и значения в жизни нашего народа. Нельзя сказать, что до Крещения Руси не было культуры, не было государства – все это существовало. Но произошел не столько даже культурный, сколько ценностный разворот. Был выстроен новый порядок в системе нравственных ценностей, принятых не просто в качестве заповедей, но в качестве глубочайшей народной традиции, включенной в культуру, в искусство, в философию. То, что произошло 1025 лет тому назад, определило профиль нашей нации – я говорю о нации в широком, собирательном смысле, как она была представлена в Киевской Руси; а если говорить применительно к современным реалиям, то это братские славянские народы, в первую очередь, современной России, Украины и Белоруссии. Нужно еще сказать о чем-то очень важном. В то время христианская Европа была единой, в то время не было разделения Церкви, не было православных и католиков. Была единая Церковь, и поэтому через вхождение в христианский мир мы соприкоснулись со всей Европой – Византией, Римом, и с Иерусалимом, который всегда был частью этого единого христианского пространства. Россия, тогдашняя Русь вышла из узких провинциальных рамок и увидела перед собой совершенно иное бытие, что особым образом обогатило и страну, и каждого человека; и этот импульс не затухает на протяжении 1025 лет.

http://religare.ru/2_101314.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010