Мученичество святых Дионисия Ареопагита, Рустика и Елевферия. Миниатюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 82) Мученичество святых Дионисия Ареопагита, Рустика и Елевферия. Миниатюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 82) Епископом Паризиев св. Дионисия называет только свт. Григорий Турский в «Истории франков» (кон. VI в.; Greg. Turon. Hist. Franc. I 30). Он сообщает о прибытии из Рима в Галлию при имп. Деции (сер. III в.) 7 епископов-миссионеров: св. Дионисия, еп. Паризиев, Гатиана Туронского, Австремония Арвернского, Трофима Арелатского, Сатурнина Толозского, Павла Нарбоннского, Марциала Лемовикского. Имена епископов были взяты свт. Григорием из диптихов церковных общин Галлии. Выбор кафедр, с к-рыми свт. Григорий связывает деятельность 7 епископов, в значительной мере определяется его личными симпатиями и политическим значением городов в VI в. Так, Паризии стали резиденцией франк. кор. Хлодвига после признания его легитимности визант. имп. Анастасием I . Датировка этих событий у свт. Григория, основанная на «Мученичестве св. Сатурнина Толозского», пострадавшего при имп. Деции, вызвала хронологические неувязки и не соответствовала сообщениям др. источников. Гилдуин отвергал сведения свт. Григория, указывая, что соглашаться с ними могут лишь люди, незнакомые с сочинениями древних историков ( Hilduinus. Ad cunctos fideles. 2). Рассказ свт. Григория противоречит также сведениям из «Мученичества Дионисия». В соч. «О славе мучеников» свт. Григорий Турский называл Дионисия мучеником, дарованным г. Паризии (Parisiorum urbi datus est martyr), и сообщал о чуде наказания святым одного из приближенных франк. кор. Сигиберта I, похитившего покров с гробницы святого ( Greg. Turon. Glor. martyr. 72//PL. 71. Col. 768-769). «Мученичество святых Дионисия, Рустика и Елевферия» (т. н. Первое Житие; нач. VII в.) приписывается св. Венанцию Фортунату, еп. Пиктавия (совр. Пуатье; кон. VI в.). Свт. Венанцию принадлежит также гимн в честь Дионисия ( Venant.

http://pravenc.ru/text/178443.html

665 Хосарии, или трапезиты – здесь: мобильные воинские отряды, используемые для разведывательных рейдов на вражескую территорию. 667 Доместик (схол) – здесь: военный руководитель одного из двух независимых территориальных командований, созданных во второй половине X в. (судя по контексту имеется в виду доместик схол Запада). Доместикам схол Запада и Востока были подчинены все вооруженные силы империи, расположенные на соответствующей части ее территории. 668 Пограничные страгиги – здесь: главы пограничных военно-административных округов – фем. В результате реорганизации военной и административной структуры империи, проведенной в конце X – начале XI вв., стратиги пограничных фем перешли в подчинение правителям новых крупных административно-территориальных образований (дукам и катепанам). Катакоскопы – лазутчики. Токсоты – лучники, аконтисты и (г)оплиты – легко- и тяжеловооруженное войско. Дукаторы и таксиархи – командующие подразделениями. 669 Фрурион – здесь: разновидность укрепленного пункта, предназначенного для укрытия в нем местного населения. В этом основном значении термин используется в «Стратегиконе Маврикия» Х.2). 676 Речь идет о результатах знаменитой осады русскими Константинополя 860 г., описанной непосредственным участником событий – патриархом Фотием. 682 Поход князя Игоря на Константинополь 941 г. А. Васильев связывает это наименование русских с топонимом на берегу Днепра, откуда они, якобы, приходили (Vasiliev 1951. Vol. 6. P. 219), Псевдо-Симеон (см. ниже) дает другую, народную, этимологию этого имени (Николаев 1981 С. 151). 694 Соправитель Михаила III, будущий автократор Василий I (867–886), основатель Македонской династии. 706 Речь идет о посольстве византийского дипломата Калокира к русским («тавроскифам» у Льва Диакона) ок. 968 г. 707 Общее место византийских «этнических портретов» варваров, в т. ч. русских (ср. у Приска Панийского, Прокопия, Константина Багрянородного). 717 Речь идет о сыновьях императора Романа II (959–963) – будущих императорах Василии II Болгаробойце (976–1025) и Константине VIII (1025–1028).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

поиск:   разделы   рассылка Журналы заседания Священного Синода от 12 марта 2013 года 12 марта 2013 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр Митрополит Среднеазиатский Викентий Митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк Архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий Архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей Епископ Улан-Удэнский и Бурятский Савватий Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии ЖУРНАЛ 10 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся заседании Высшего Церковного Совета. Справка: Высший Церковный Совет, в своем заседании от 7 марта 2013 года рассмотрел и одобрил отчеты синодальных учреждений за 2012 год и планы синодальных учреждений на 2013 год. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить одобренные Высшим Церковным Советом отчеты синодальных учреждений за 2012 год и планы синодальных учреждений на 2013 год. ЖУРНАЛ 11 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о подготовке празднования 1025-летия Крещения Руси. Справка: Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, прошедший в Москве 2-5 февраля 2013 года, постановил: " Освященный Собор считает необходимым продолжение диалога и взаимодействия с государственной властью России, Украины, Белоруссии и других стран канонического пространства Московского Патриархата для придания надлежащей значимости празднованию Дня Крещения Руси, особенно в связи с 1025-летием принятия Русью христианства. Праздник должен быть наполнен масштабными событиями, свидетельствующими о духовном единении братских народов " (пункт 54 Постановлений Архиерейского Собора).

http://religare.ru/2_100194.html

Родился в 1887 году в селе Бабка Павловского уезда Воронежской губернии в семье крестьянина Никиты Максимова. В детстве прислуживал в алтаре. Окончив духовное училище в Шадринске, познакомился со своей будущей женой Юлией, дочерью священника Александра Конева. В 1914 году рукоположен во священника к одному из храмов города Шадринска. В 1923 году переехал в Москву и был назначен в храм великомученика Никиты в селе Кабаново Орехово-Зуевского уезда. За безупречное и ревностное служение был возведен в сан протоиерея, а позже награжден митрой и назначен благочинным. В 1927 году скоропостижно скончалась жена священника Юлия, и он остался с тремя детьми – десяти, четырех и двух лет. Тяжело переживал потерю и часто, когда дети засыпали, шел на могилу жены и там молился. В конце 20-х гг., когда на селе случился пожар, отдал дом священника семьям погорельцев, а сам с детьми перешел жить в церковную сторожку. Приглядывать за детьми ему помогала дочь церковного сторожа благочестивая Ефимия. Труды и переживания подорвали здоровье священника. В 1935 году он заболел туберкулезом. Однако прихожане окружили его такой заботой и попечением, такой искренней любовью, что он выздоровел и избавился от всех последствий болезни. С началом гонений на священнослужителей в 1937 году, власти стали предлагать отцу Василию уйти из храма и устроиться на светскую работу. Он решительно отказался. В ночь на 23 августа его арестовали. Дети остались дома одни. Позже всю заботу о них взяла на себя Ефимия. Выдвинутых против него обвинений в политической деятельности отец Василий не принял, вел себя мужественно и спокойно. Вскоре его перевезли в московскую тюрьму. Тройка УНКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Василий Максимов был расстрелян 23 сентября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово. Мадлена Фаустова . Крещение Руси. Праздник, который 1025 лет с тобой . [Фоторепортаж о том, как делегации всех Православных Церквей мира, в том числе девять патриархов, участвовали в торжествах, посвященных 1025-летию Крещения Руси, которые прошли с 24 по 30 июля в трех столицах – Москве, Киеве и Минске.] Фото предоставлены Пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - – сентябрь 2013. – С.48-52. – (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-125-...

Эти слова были написаны Честертоном без малого сто лет назад. Эти слова актуальны и сейчас. Но даже и они меркнут перед другими, сказанными две тысячи лет назад: " Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут " . Нынешний скромный юбилей Крещения Руси лишь одно из многих тому подтверждений. Может, Сурков всего лишь верно ответил на правильный вопрос: на чем еще, как не на Боге, может держаться мир, когда все остальное, неизмеримо более сильное и могущественное, рушится в прах? Прямая речь Принятие христианства предопределило судьбу и цивилизационный выбор России, стало решающим, поворотным моментом в церковной и светской истории Российского государства. Именно нравственные основы православной веры во многом сформировали наш национальный характер и менталитет народов России, раскрыли лучшие созидательные качества нашего народа, помогли России занять достойное место в общеевропейской и мировой цивилизациях. Президент России Владимир Путин. Празднование 1025-летия Крещения Руси является очень важным событием в новейшей истории России, и не только потому, что 1025 лет прошло с факта Крещения Руси, но потому что 25 лет прошло с начала возрождения, духовного возрождения нашего народа и Русской православной церкви. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Россия является точкой христианской сборки, говоря современным языком, и отсюда, из этой точки, может начаться исцеление христианского мира и мира вообще. Главный редактор сайта Religare.ru Александр Щипков. По страницам СМИ " Президент Владимир Путин встретился с представителями всех поместных православных церквей. Поводом для того, чтобы в Москву приехали 8 патриархов и несколько митрополитов, стала годовщина Крещения Руси, но сам факт такого собрания уникален. Никогда раньше в Кремле не собирались главы и высшее духовенство всех существующих в мире православных церквей " . Взгляд. " После распада Британской империи церковь Англии сумела сохранить Англиканское содружество на необъятных имперских просторах от Австралии до Африки и Америки, и никому от этого не стало хуже. Напротив, в изобилующем конфликтами постколониальном мире Содружество сыграло умиротворяющую роль. Вот и Русская православная церковь, каноническая территория которой распространяется и на Украину, и на Белоруссию, пытается выступать в такой роли " .

http://religare.ru/2_101950.html

Византия и сегодня, и ранее способна примирить католика с протестантом, а их вместе с православным христианином, поскольку она сама несла в себе собирательное начало. Осознанно или нет, но мы ищем в этих «застывших» формах утраченную истину, ответ на современные вопросы, ищем свою историю. И, даст Бог, найдем. Приложение 16 «Римские императоры» святой и равноапостольный Константин Великий (306–337) Константин II (337–340) Констант I (337–350) Констанций (337–361) Юлиан-Отступник (361–363) Иовиан (363–364) Валентиан I (364–375) Валент (364–378) Грациан (367–383) Валентиан II (375–392) святой Феодосий I Великий (379–395) Аркадий (394–408) святой Гонорий (395–423) святой Феодосий II Младший (408–450) Валентиан III (423–455) святая Пульхерия (450–453) святой Маркиан (450–457) Петроний Максим (455) Авит (455–456) Юлий Валерий Майориан (457–461) святой Лев I Великий (457–474) Либий Север (461–465) Прокопий Антемий (467–472) Олибий (472) Лев II Младший (473–474) Глицерий (473–474) Юлий Непот (474–475) Ромул Август (475–476) Зенон (474–475, 476–491) Василиск (475–476) Анастасий I (491–518) Юстин I (518–527) святой благочестивый Юстиниан I Великий (527–565) Юстин II (565–574) Тиверий (574–582) святой Маврикий (582–602) Фока-узурпатор (602–610) Ираклий Великий (610–641) святой Константин III «Новый» (641) Ираклон (641) Констант II (641–668) Константин IV (668–685) Юстиниан II (685–695, 705–711) Леонтий (695–698) Тиверий II (698–705) Филиппик (711–713) Анастасий II (713–715) Феодосий III (715–717) Лев III Исавр (717–741) Константин V (741–775) Лев IV Хазар (775–780) Константин VI (780–797) святая Ирина (797–802) Никифор I Геник (802–811) Ставракий (811) Михаил I Рангаве (811–813) Лев V Армянин (813–820) Михаил II Травл (820–829) Феофил (829–842) святая Феодора (842–856) Михаил III (842–867) Василий I Македонянин (867–886) Лев VI Мудрый (886–912) Александр (912–913) Константин VII Порфирородный (913–959) Роман I Лакапин (919–944) Роман II (959–963) святой Никифор II Фока (963–969) Иоанн I Цимисхий (969–976) Василий II Болгаробойца (976–1025) Константин VIII (1025–1028) Роман III Аргир (1028–1034) Михаил IV Пафлагон (1034–1041) Михаил V Калафат (1041–1042)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На заседании Священного Синода День Крещения Руси - это традиционно общий праздник нашего православного народа, ныне разделенного на Россию, Украину и Белоруссию. В нынешнем же году Украина, как никогда, стала политически отдаляться от этого единства, последовав за фата морганой, миражом, называемым «европейской мечтой». Тем ценнее для нас, все еще стоящих перед, без преувеличения, роковой чертой, позиция, озвученная Святейшим Патриархом Кириллом в ходе подготовки и проведения торжеств в честь 1025-летия Крещения Руси, которую вполне можно назвать богословием единства. И еще. 28 июля, ровно в полдень по местному времени все русские православные храмы - от Камчатки до Калиниграда с центром в Киеве - объединил пятнадцатиминутный колокольный перезвон Благовест. Так дал о себе знать фестиваль колокольного звона «Слава Тебе, Боже!», приуроченный к юбилейным торжествам - 1025-летию Крещения Руси и проходящий по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. А увенчалась акция единогласным благовестом пяти святых лавр Руси: Киево-Печерской, Троице-Сергиевой, Почаевской, Александро-Невской и Святогорской, принявших участие в единой православной «колокольной волне». Благословение Святейшего Патриарха Кирилла Как все-таки бесконечно прав духоносный святой отец, живший практически в наше время, преподобный Лаврентий Черниговский: «Как нельзя разделить Святую Троицу Отца и Сына и Святого Духа - это Един Господь Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию - это вместе - Святая Русь»! Сим победим. http://odnarodyna.com.ua/node/17766 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Основной смысл - Александр Невский является российским историческим персонажем, «а мы строим суверенную Белоруссию, и нам чужие герои не нужны». По замыслу людей, во многом ныне определяющих, какие и где памятники в Белоруссии ставить, в увековечении нуждаются Ягайло, другие литовские и польские деятели периода Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Но - это как раз те люди, которые посвятили свою жизнь отрыву белорусов от русского народа. И если установить памятник Александру Невскому, то в сравнении с его жизнедеятельностью очень уж неприглядно будет выглядеть личность Ягайло, предавшего Православие и свой народ ради королевской короны. Была надежда, что памятник Александру Невскому появится в Витебске в год 1025-летия крещения Руси как символ Православия и единства народов, но постамент, увы, по-прежнему пуст. Зато перед приездом предстоятелей православных поместных церквей в Белоруссию для участия в торжествах по поводу 1025-летия крещения Руси в Витебске хотели установить памятник литовскому князю Ольгерду, одному из основателей Великого княжества Литовского. После протестов общественности от этой идеи пока отказались, иначе бы ситуация выглядела совсем неприглядной. По всей Белоруссии 12 сентября, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, прошли богослужения. Он до сих пор стоит на страже западных рубежей православия, вызывая страх и ненависть у недругов земли Русской. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Прилагаем полный список патриархов константинопольских, правивших церковью константинопольскою со времени низвержения иконоборства до крестовых походов (842–1006. Посл Мефодия (842–846 г.) патриаршествовал дважды Игнатий (846–857; 867–877 г.. Преемником его был Фотий, тоже дважды восходивший на патриарший престол (857–867; 877–886 г.. Игнатий и Фотий были замечательными историческими личностями. Фотий по принуждению императора Льва мудрого уступает престол 16-ти летнему отроку Стефану, сыну императора Василия Македонянина (886–893); Стефан был из учников Фотия. Ему преемствовал Антоний II (893–895 г.), известен как строгий аскет. Посл Антония принял управление церковью Николай Мистик (дважды был патриархом: 895 – 906; 912–925. Посл первого патриаршества Николая престол патриарший переходит к Евфимию (906 -- 911 г.); в правление Николая и Евфимия происходят известные споры о четвертом браке императора Льва Мудрого . Дальнейшими патриархами были: Стефан II (925–928 г.), Трифон (928–931 г.), мало известны по своей деятельности. 931–933 гг. между-патриаршество – вследствие желания императора Романа 1-го возвести на патриарший престол сына своего Феофилакта, которому тогда еще не исполнилось 16-ти лет, каких лет он в 933 году и был возведн в патриархи. Феофилакт (933–946 г.) известен своею беспорядочною жизнью и худым правлением. После Феофилакта правил церковью деятельный патриарх Полиевкт (946–970), после него Василий I (970–974 г.), Антоний (974–978 г.), оба известны только своим аскетизмом. (979–981 – между-патриаршество. Последующими патриархами были: Николай Хрисоверг (982–996 г.), Сисиний (996 – 999), человек высокообразованный, Сергий (999 -- 1019) родственник знаменитого патриарха Фотия, Евстафий (1019–1025), Алексий Студит (1025–1043) известен как главный организатор богослужебного устава Студийского. Алексею преемствовал Михаил Керуларий (1043–1058), при нем совершилось разделение церквей на восточную и западную. Остальные патриархи изучаемого времени: Константин Лихуд (1059–1063 г.) происходил из важных государственных сановников, Иоанн Ксифилин (1064–1075) муж прекрасно образованный, в противоположность ему Косьма (1075–1081 г.) и Евстратий Гарида (1081–1084 г.) были людьми неучеными, Николай Грамматик (1084–1111) с достоинством держал себя во время разных догматических движений в царствование Алексея Комнина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

И сегодняшнее освящение храма в честь святого равноапостольного князя Владимира — это некий символ того, что живет вера православная 1025 лет в нашем народе. И сегодня живет, несмотря на различного рода искушения и нападки. Она будет жить всегда. Хорошо было бы, чтобы это поняли те, кто думают, что своими нелепыми репликами в Интернете, своими злобными статьями они могут разрушить или даже поколебать то, что было создано не человеком, но Самим Богом. Церковь никогда не будет поколеблена не потому что ее возглавляют какие-то особенно мудрые люди, не потому что она объединяет сильных и могущественных, но именно потому, что она объединяет и сильных и слабых, и мудрых и совсем простых. Она не являет собой образ человеческой силы, но, созданная Самим Господом и Спасителем, она являет Его Божественную силу и Его силой является непоколебимой. Казалось бы, наш народ, который прошел через годы безбожия, должен впитать то, что было сейчас сказано, как некую аксиому. Нет ничего более очевидного, чем чудо присутствия веры в жизни народа нашего. Но тем не менее, бывает и так, что кого-то эти аргументы не трогают. Обычно это те, кто не знает истории, или знать ее не хотят, которые живут сегодняшним днем, своими чувствами, своими инстинктами, видят цель жизни в том, чтобы получать больше средств, больше тратить, больше наслаждаться, не думая о будущем — ни о своем собственном будущем, ни о будущем страны, тем более не задумываясь о судьбах рода человеческого. Церковь же призвана помогать людям обращать взгляд свой вовнутрь, и через испытание самого себя, через исследование своей собственной внутренней жизни — делать правильные выводы и заключения, которые помогают верующему человеку строить отношения с ближними и дальними, видеть опасности переживаемого исторического момента, помогают духовно собраться, укрепиться благодатью Божией и противостоять там, где нужно противостоять, и отдать свои силы там, где нужно их отдать, для того чтобы сила Божия совершалась в человеческой жизни и являлась великолепием и красотой человеческих поступков, образа жизни в человеческом творчестве, в молитве, в благочестии, в чистоте и в красоте таких стен, какие обрел этот храм, вознесенный здесь, в центре Сибири, в память о 1025-летии Крещения Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/3185123.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010