Евфимий I (490–496) Македоний II (496–511) Тимофей I (511–518) Иоанн II Каппадокиец (518–520) Епифаний (520–535) Анфимий (Анфим) I (535–536) Мина (Мена) (536–552) Евтихий (552–565 и 577–582) Иоанн III Антиохийский («Схоластик») (565–577) Иоанн IV Ниститис («Постник») (582–595) Кириак (595/6–606) Фома I (607–610) Сергий I (610–638) Пирр (638–641 и 654) Павел II (641–653) Петр (654–666) Фома II (667–669) Иоанн V (669–675) Константин I (675–677) Феодор I (677–679, 686–687) Павел III (688–694) Каллиник I (694–706) Кир (705 или 706–711/712) Иоанн VI(712–715) Герман I (715–730) Анастасий (730–754) Константин II (754–766) Никита I (766–780) Павел IV (780–784) Тарасий (784–806) Никифор I (806–815) Феодот I Мелиссин Касситера (815–821) Антоний I Кассимат (821–837) Иоанн VII Морохарзан («Грамматик») (837–843) Мефодий I (843–847) Игнатий (847–858 и 867–877) Фотий (858–867 и 877–886) Стефан I (886–893) Антоний II (Кавлеа) (893–901) Николай I Мистик (901–907 и 912–925) Евфимий I (907–912) Стефан II (925–928) Трифон (928–931) Феофилакт (933–956) Полиевкт(956–970) Василий I Скамандрин (970–974) Антоний III Студит (974–979) Николай II Хрисоверг (979–991) 991–996 гг. – вакантен. Сисиний II (996–998) 999 – около 1001 г. – вакантен Сергий II Мануилит (1001–1019) Евстафий (1019–1025) Алексей III Студит (1025–1043) Михаил I Кируларий (1043–1058) Константин III Лихуд (1059–1063) Иоанн VIII Ксифилин (1064–1075) Косьма I Иерусамилит («Иерусалимлянин») (1075–1081) Евстратий Гарида (1081–1084) Николай III Кирдиниат («Грамматик») (1084–1111) Иоанн IX Агапит (1111–1134) Лев Стиппиот (1134–1143) Михаил II Куркуас (Оксит) (1143–1146) Косьма II Аттик (1146–1147) Николай IV Музалон (1147–1151) Феодот II (1151–1153) Неофит I (1153/1154, один месяц) Константин IV Лихуд (Хлиарин) (1154–1157) Лука Хрисоверг (1157–1169/70) Михаил III Анхиальский (1170–1177) Харитон Евгениот (1177–1178) Феодосий I Ворадиот (1178–1183) Василий II Филаконул Каматир (1183–1187) Никита II Мунтан (1187–1190) Леонтий Феотокит (февраль-октябрь 1189)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пселл в совершенстве владеет всей риторической техникой патетических эффектов и эмоций и мастерски оперирует огромным запасом изобразительных приемов – метафор, гипербол, сравнений и т. д., смело вводя в свой орнамент образы языческой древности. Красочный рисунок он наполняет движением, ловко играя фигурами мысли. Но подлинный талант Пселла обнаруживает себя не в этой яркости тонов. У древних авторов он учится другим приемам и открывает новый источник выразительности, научаясь извлекать мелодию из комбинации звуков и порядка слов. В свою пышно расцвеченную речь он вносит резкую очерченность контуров, симметричным расположением слов добиваясь гармонии линий. Он возрождает в византийской прозе аттическое чувство ритма, строя свою фразу на искусных ритмических каденциях и нарочитом распределении звуков. Страстной риторической патетике Пселл подчиняет структуру своего исторического рассказа. Его внимание направлено не на подробности событий, не на перечисление и описание военных походов, битв, войск и вооружения, а на драматические сцены столкновения характеров. С помощью обычных композиционных приемов второй софистики – экфраз (описаний одушевленных и неодушевленных предметов), аллегорий, параллелей, портретных зарисовок и др. Пселл создает целую галерею человеческих лиц и строит красочную психологическую картину. С большим искусством он за физическими чертами своих героев показывает их нравственный облик и умело группирует эпизоды вокруг центрального действия. «Хронография» распадается на две неравноценные части: первую, написанную между 1059–1063 гг., и вторую, написанную по прямому указанию императора Михаила Дуки. Первая отличается большей авторской самостоятельностью, чем вторая, посвященная целиком восхвалению политики Дуков. Первая часть начинается с беглого обзора правлений Василия II (976– 1025 гг.), Константина VIII (1025–1028 гг.), Романа III (1028–1034 гг.), Михаила IV (1034–1041 гг.). Здесь еще нет личных впечатлений и повествование оживляется лишь портретами основных персонажей двора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стоит обратить внимание на то, чем был занят Лукашенко в Минске, пока в Киеве проходили торжественные мероприятия, посвященные 1025-летия Крещения Руси. Госагитпроп Белоруссии старательно пытался привлечь внимание к его неучастию в киевских торжествах 26-28 июля. Обсуждалась версия о том, что Лукашенко отсутствует в Киеве потому, что его якобы " не так пригласили " . Непонятно, как могли в Администрации президента Украины " не так " пригласить руководителя соседней республики, относительно недавно демонстрировавшего в Киеве теплоту чувств к Виктору Януковичу. По всей видимости, дело не в несоблюдении протокола или подтексте официального приглашения. По состоянию на 26 июля МИД Украины не располагал информацией о подтверждении официальным Минском участия Александра Лукашенко в киевских торжествах. Обсуждалась также версия о том, что Лукашенко не желает что-либо обсуждать с другими участниками киевских мероприятий. Среди таковых, помимо иерархов православных церквей, были заявлены президенты России Владимир Путин, Сербии – Томислав Николич и Молдавии – Николае Тимофти. Очевидно, у Лукашенко была прекрасная возможность встретиться с первыми лицами православных стран, до киевских мероприятий темы для обсуждения были. Также очевидно и то, что Лукашенко было, что сказать иерархам православного мира. Отказавшись от поездки в Киев, Александр Лукашенко 26 июля в Минске сделал ряд заявлений на тему " реформирования православия " . Вовсе не случайно эти заявления были сделаны именно в это время, именно в Минске, именно им и именно в таком формате. Эти заявления не были спонтанными, неким экспромтом: просто так " президентский пул " журналистов не собирается, а если собирается, то заранее оговариваются вопросы и даже то, как должны выглядеть опубликованные ответы. В первые годы своего президентства Лукашенко мог " выйти в народ " и сказать всё, что думает, но с тех пор прошло почти 20 лет и методы информационной работы существенно изменились. Заявления Лукашенко на тему " реформирования православия " были ориентированы на белорусских обывателей. Лукашенко – не воцерковлённый человек, едва ли он хорошо знает историю церкви, и, очевидно, он не является экспертом ни в вопросах христианской догматики, ни в сфере культовой практики. Не случайно православную церковь называют " ортодоксальной " : за почти 2 тысячи лет она сохранила те формы обрядовости, архитектуры и т.д., которые " околоправославному " обывателю кажутся излишне сложными, непонятными и неприемлемыми. Безусловно, каждый человек имеет право на личное мнение, однако стоит снова обратить внимание на следующие обстоятельства: кто, когда, где и в какой форме озвучил это мнение. Тогда может стать понятно, какова цель такого шага.

http://religare.ru/2_101900.html

Мы в этом году празднуем 1025-летие Крещения Руси. Я прибыл в Молдову для того, чтобы также отметить 200-летие образования епархии Кишиневско-Хотинской, которая преобразована ныне в Кишиневско-Молдавскую митрополию, и эти празднования здесь, на этих землях, объединились в одно празднование. Я хотел бы несколько слов сказать о замечательном юбилее — 1025-летии крещения Руси. Святой равноапостольный князь Владимир сделал исторический выбор, который на тысячелетие предопределил выбор нашего народа. Он потребовал от великого князя мудрости и мужества. Такой резкий поворот в историческом развитии Руси, какой был совершен при нем, нельзя сравнить ни с какими другими реформами и преобразованиями, потому что он заложил духовную и культурную основу бытия многонациональной Руси. Он определил систему ценностей, которая вошла в плоть и кровь нашего народа. Сегодня мы эти ценности называем базисными ценностями, к которым не должны притрагиваться руки политиков. Никому не дано поколебать фундаментальные основы народной жизни, где бы это ни было — в Молдове, Приднестровье, России, Украине, Белоруссии или в каких-то других странах, где большинство людей православные. Мы живем благодаря этому фундаменту. Мы сохраняем свою подлинность, идентичность, и до сих пор эти замечательные истины, воспринятые нашим народом через киевскую купель Крещения, прорастают добрыми делами. Последние двадцать пять лет были совершенно особенными. Произошли огромные перемены в жизни нашей Церкви и народа, который окормляет наша Церковь. Нигде и никогда не происходило столь грандиозного возрождения духовной жизни. Отстроены десятки тысяч храмов. Открыты тысячи монастырей. И происходило это не в самое легкое время. Достаточно вспомнить тяжелейшие девяностые годы распада единого государства, экономического коллапса, некоего помрачения сознания очень многих людей, когда все спуталось в голове и никто не знал, куда идти и что делать. Большинство из вас помнит, что происходило на этой земле в те страшные годы: как пролилась кровь православных братьев, какое страдание было нанесено простым людям.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-zhitel...

Св. Трифон 928–931. Феофилакт 933–956. Полиевкт 956–970. Василий I Скамандрин 970–974. Антоний III Студит 974–979. Николай II Хрисоверг 983–996. Сисиний II 996–999. Сергий II Мануилит 999–1019. Евстафий 1019–1025. Алексий 1025–1043. Михаил Керулларий 1043–1058. Константин III Лихуд 1059–1063. Иоанн VIII Ксифилин 1064–1075. Косма I 1075–1081. Евстратий 1081–1084. Николай III Грамматик 1084–1111. Иоанн IX 1111–1134. Лев Стипиот 1134–1143. Михаил II Куркуас 1143–1146. Косма II Аттик 1146–1147. Николай IV Музалон 1147–1151. Феодот 1151–1153. Неофит I несколько месяцев. Константин IV Лихуд 1154–1156. Лука Хрисоверг 1156–1169. Михаил III 1169–1177. Харитон 1177–1178. Феодосий I 1178–1183. Василий II Баматирх 1183–1186. Никита II Мунтан 1186–1189. Досифей 9 дней. Леонтий 1190 (месяцев 7). Досифей (вторично) 1190–1191. Георгий II Ксифилин 1191–1198. Иоанн X Каматир 1198–1206. Михаил IV Ставрион 1206–1112. Феодор II Ириник 1213–1215. Максим I 1215–1216 (6 мес.). Мануил I 1217–1222. Герман II 1222–1240. Мефодий II 1240 (3 мес.). Мануил II 1243–1255. Арсений 1255–1260. Никифор II 1260–1261. Арсений (вторично) 1261–1266. Герман III 1266–1267. Иосиф I 1267–1274. Иоанн XI Векк 1275–1282. Иосиф I (втор.) 1282–1283. Григорий II Кипрский 1283–1289. Афанасий I 1289–1293. Иоанн XII 1294–1303. Афанасий (вторично) 1303–1311. Нифонт I 1313–1315. Иоанн XIII Гликис 1816–1319. Герасим I 1320–1321. Исаия 1323–1333. Иоанн XIV 1833–1347. Исидор I 1347–1349. Каллист I Святогорец 1350–1354. Филофей 1354–1355. Каллист I опять 1355–1362. Филофей опять 1362–1876. Макарий 1376–1378. Нил 1378–1388. Антоний IV 1388–1395. Каллист II 1396. Матфей I 1397–1410. Евфимий II 1410–1416. Иосиф II 1416–1439. Митрофан II 1440–1443. Григорий III Мелиссин 1445–1450. Афанасий II 1450–1453. Геннадий II Схоларий 1453–1460. Исидорх II 1460–1465. Софроний I 1465–1466. Иоасаф I 1466–1469. Mapk II 1469–1470. Симеон 1 1470–1473. Дионисий I 1473–1478. Симеон (втор.) 1478–1481. Рафаил I один год. Максим II 1482–1488. Нифонт II 1488–1490.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Эти 25 лет принесли обильный плод. И сегодня мы можем сказать, что возрождение духовной жизни на исторических просторах Руси, включая Российскую Федерацию, Украину, Беларусь и все страны, в которых присутствует Русская Православная Церковь, не имеет прецедента в мировой истории… Мы знаем, как изгонялись православные христиане со своих исторических земель. И вот сегодня в результате тех конфликтов, которые имеют место, особенно в результате трагедии, происходящей в Сирии, есть страшная перспектива потерять христианское присутствие в этой стране. А если это произойдет, то и близлежащие страны не останутся в стороне. Нельзя допустить опустошения Ближнего Востока с точки зрения присутствия христианства. Это будет цивилизационная катастрофа. Наши истоки все там, оттуда вера наша… Из слова на встрече Президента России В.В. Путина с Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей в Большом Кремлевском дворце г. Москвы 25 июля 2013 г. 1025 лет тому назад был заложен фундамент нашей национальной духовной и культурной жизни. Наши предки приняли христианскую веру, а вместе с ней – систему ценностей, мораль, сила которой такова, что никакие исторические перипетии не способны были ее разрушить. Был заложен мощный фундамент, на основании которого и выросло тело единой Руси. И хотя сегодня мы живем в разных странах, тот духовный фундамент остается общим, и он соединяет как нас, граждан России, так и все наши братские славянские народы вместе… Я верю, что этот фундамент никогда не будет разрушен. Но это будет зависеть от всех вас, от нашего народа, от его способности защищать то, что ему дорого, от его способности устроять свою жизнь на том фундаменте, сила и прочность которого испытывали веками. И если будет так, то будет сильной и процветающей Россия, сильной и процветающей Украина, сильной и процветающей Беларусь, и все мы вместе будем одной духовной семьей, связанной великими узами. Из слова на открытии концерта «Русь Святая, храни веру Православную!», посвященного 1025-летию Крещения Руси,

http://pravoslavie.ru/63112.html

Отметив, что за прошедшие с того времени 1025 лет произошло много событий — как и радостных, так и трагичных, Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул: «Сегодня мы с благодарением Богу говорим, что семена, посеянные князем Владимиром, не только произросли, но и принесли великий плод. Мы сопровождаем это празднование благодарением Господу за милости, которые Он нам ниспослал, а также приносим Ему покаяние за то, что нам не удалось сделать, и просим помощи на дальнейшее служение нашей Церкви. Замечательно, что в этом великом молитвенном делании участвуют все Поместные Православные Церкви». Святейший Владыка с благодарностью отметил внимание, проявленное Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем к этому торжеству. «Конечно, мы очень сожалеем, что он сам лично не смог присутствовать, но рады, что им была избрана такая достойная делегация во главе с Вашим Высокопреосвященством, которая представила Вселенскую Патриархию на этих торжествах», — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви, обращаясь к митрополиту Галльскому Эммануилу. Со своей стороны митрополит Эммануил от имени всех членов делегации Константинопольского Патриархата выразил радость и волнение в связи с участием в торжествах в честь 1025-летия Крещения Руси. «Вы упомянули об узах, которые связывают нас, и эти узы поистине священны, — засвидетельствовал он. — Эти узы связывают Матерь-Церковь с некогда Дочерью, а теперь Сестрой, и хотя можно предположить, что пуповина уже перерезана, тем не менее, эта связь между нами остается до сих пор. Наши Церкви переживали вместе как моменты величия и славы, так и трудные моменты истории… Между нами всегда были отношения любви и дух взаимопонимания, и хотя порой случались в наших взаимоотношениях определенные трудности, в такие моменты всегда торжествовала премудрость Божия». Упомянув о произошедшей пять лет назад в Киеве исторической встрече Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей, митрополит Эммануил выразил мнение: «Я бы сказал, что благодаря этой встрече были открыты новые двери во взаимоотношениях между нашими Церквами».

http://patriarchia.ru/db/text/3121220.ht...

Церковные торжества За минувшие три года Украинская Православная Церковь отметила несколько важных юбилеев. В 2013 г. в Украине и на церковном, и на государственном уровне были проведены масштабные торжества в связи с 1025-летием Крещения Руси. В июле 2013 г. для участия в юбилейных торжествах в Киев прибыли Святейший Патриарха Московский и всея Руси Кирилл, Предстоятели Александрийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Кипрской, Польской и Американской Православных Церквей, а также официальные представители Константинопольской, Антиохийской, Румынской, Элладской, Албанской и Чешских земель и Словакии Православных Церквей. 27 июля состоялся традиционный молебен на Владимирской горке в Киеве у памятника святому князю Владимиру, который посетили не только гости из братских Поместных Церквей, но и высокие правительственные делегации из Молдовы, России и Сербии. 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, Предстоятели и иерархи Поместных Православных Церквей совершили Божественную литургию на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры . После богослужения в Национальном культурно-художественном и музейном комплексе «Мистецький Арсенал» состоялся торжественный прием от имени Предстоятеля Украинской Православной Церкви. Торжества по случаю 1025-летия стали важным свидетельством единства Украинской Православной Церкви со всем мировым Православием. 2015 год также был отмечен несколькими важными юбилеями. Прежде всего, в Украине широко отмечалось 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. 1 апреля 2015 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о проведении по этому поводу общецерковных торжеств. Согласно указу Президента Украины от 25 февраля 2015 г. 107/2015), 1000-летний юбилей святого Владимира отмечался в Украине и на государственном уровне. 28 мая 2015 г. в Киеве, в рамках церковных юбилейных торжеств, была проведена научная конференция «Наследие святого Владимира: Церковь, государство, общество». Ее организатором по поручению Священного Синода выступила Киевская духовная академия. В работе конференции приняли участие представители как духовных, так и светских учебных и научных центров.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4366244...

День крещения Руси: как князь Владимир отказался от язычества Но, конечно же, выбор князя Владимира не сводился к одним только онтологическим или эстетическим предпочтениям. Это был еще и тот трезвый выбор государственного мужа, который видел именно в восточном христианстве, в православии наиболее гармоничное сочетание духовно-религиозного и национально-государственного начал, при котором нет ни теократического подавления Церковью общественно-государственной жизни, ни превращения Церкви в служанку государству. При этом есть еще один важный момент. В X столетии именно Восточное православие давало возможность полноценного развития национальных культур. Сам по себе перевод богослужения и всего комплекса основных, базовых христианских текстов на национальный язык становился исключительной вехой в судьбе каждого народа, который к этому приобщался. Народ входил в полноту восточно-христианской, византийской культуры, и это князь Владимир, как мудрый правитель, конечно, провидел и учитывал. – Часто можно услышать, что возрождение духовной жизни в современной России началось с празднования в 1988 году 1000-летия Крещения Руси... Достойное ли внимание уделяется сегодня этому событию, празднику на государственном уровне в средствах массовой информации? – Мне кажется, что нынешнее празднование 1025-летия Крещения Руси проходит на высоком, достойном уровне. Во-первых, очень важно, что мероприятия пройдут в трех главных исторических центрах Восточного православия, единого русского мира – в Москве, Киеве и Минске. Празднование начнется, как об этом сказал Святейший патриарх Кирилл, 24 июля в Москве, в храме Христа Спасителя торжественным богослужением с участием предстоятелей и представителей многих Поместных православных церквей. А апогеем его станут мероприятия в Киеве, Литургия на Владимирской горке, на которой также ожидается участие всех глав или представителей Православных церквей и государств, большинство народов которых исповедует Православие. Не менее значимые богослужебные мероприятия пройдут и в Минске.

http://religare.ru/2_101803.html

Но в житии оного человека божия и народного упомянуто, что они однажды принесли ему в подарок свежую икру (γρος). – В 1046 году уставом царя Константина Мономаха дозволено было этой обители «держать мачтовое судно и отправлять на нём в Константинополь произведения монастырские, а оттуда получать подаяния христолюбивцев». – В 1169 году монах пресвитер Фома авва киновии святой Марии Амальфийцев собственноручно подписал по-латыни Протатский акт о передаче Россам монастыря св. великомученика Пантелеимона. – Вот и всё, что я теперь знаю об этой киновии, а узнаю ли больше, когда во второй раз буду в Лавре, это покажет время. Правда, в Лаврском Проскинитарии 1772 года сказано, что Амальфийская обитель, по приговору Прота св. горы Иоанна иеромонаха и советных у него старцев, и по решению вселенского патриарха Алексей и царя Василия Порфирородного (следовательно, в 1025 году) передана была со всем околотком её «новой святой Лавре св. Афанасия чудотворца», дабы она не пришла в последнее запустение (ες σχτην ρμωσιν). Но я не доверяю этому сказанию, не смотря на объявление названнаго Проскинитария, что в Лавре хранятся все три акта оной передачи, т.е. приговор Протата, Сигиллион патриарха Алексея и хрисовул царя Василия, не доверяю же вот почему. Во-первых, обитель Амальфийцев, как мы видели существовала самостоятельно даже в 1046 и 1169 годах, когда процветал и самый город Амальфи. Во-вторых, упомянутое в приговоре Протата название Афанасия чудотворцем возбуждает сомнение в подлинности сего акта. В-третьих, в описи границ Амальфийской обители, какое сообщено в Проскинитарии 1772 года, слог и выражения – π τν Τρουλλωτν νω π’ εθεας, ως ες τν ζαν το μεγλου βουνο, κα γυρζει κκλ, καθς φανεται, κα ως τν ποταμν τν Καλλινκου Λεγμενον ρχεται – кажутся новогреческими, а не эллинскими. Прислушиваясь к ним, так и думаешь, что опись поддельно составлена была в позднее время в оправдание захвата Амальфийской местности Лаврой. Впрочем, если я ошибаюсь, не видев вышеназванных трёх актов, то придётся допустить, что Амальфийский монастырь на Афоне после основания своего процветал лет сорок (970−1010 г.), а потом почему-то, например, с 1010 года по 1025−й, пустел, и потому в 1025 году передан был Лавре, но перед 1046 годом снова сделался самостоятельным Itaque sub judice futuro lis est.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010