В 927 году Бернону наследовал его ученик Одон, слава которого на столько затмила славу его учителя, что даже некоторые члены клунийского ордена называли Одона своим основателем 3564 . К уставу св. Бенедикта Одон прибавил много подробных правил. Так, от монахов требовалось no окончании трапезы собираться вместе и потреблять все крохи от своего хлеба. Сначала замечалась наклонность уклоняться от этого правила, но когда один умирающий монах в ужасе воскликнул, что он видел, как диавол, в обвинение его выставлял целый мешок крох, которые он в свое время не хотел съесть, то братья со страхом принялись за исполнение этого правила. Установлены были периоды строгого молчания, и существуют рассказы о тех неудобствах, которым подвергались клунийцы, чтобы только не нарушить это правило; так один из них позволил даже ворам украсть его лошадь, и двое допустили уведение себя в плен норманнами 3565 . С целью сообщений между ними в такое время, введен был особый кодекс знаков, которые обязательно должны были изучать вновь поступавшие. Монахам пять раз в году пускалась кровь, и сомнительно, допускал ли вообще Одон употребление каких либо медицинских средств, кроме кровопускания и прижигания. Когда двое из его монахов просили его позволить им прибегнуть к какому-нибудь лекарству, он согласился, но в гневе сказал им, что они никогда не выздоровеют, и исход болезни оправдал его прозорливость 3566 . Слава Клунийского монастыря распространялась. Одон, по просьбе папы, трижды посещал Италию с целью примирения князей, и он воспользовался этими случаями для введения его преобразований и в своей стране. При его преемнике Аймарде (942–965 гг.) накопилось не менее 378 грамот, в которых даются или подтверждаются дары, и они свидетельствуют о том богатстве, которое было привлекаемо в монастырь представившимся им зрелищем возобновившейся строгости жизни. Славу клунийцев поддерживал и распространял целый ряд замечательных подвижников. Из них Майол, который, вследствие потери Аймардом своего зрения назначен был его коадъютором в 948 году, и сделался самостоятельным аббатом в 965 году, перед вступлением в эту монашескую общину, отказался от архиепископии Безансонской, и по смерти Бенедикта VI, в 974 году, отклонил от себя папский престол 3567 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн X 914–928. Лев VI 928–929. Стефан IX 929–931. Иоанн XI 931–936. Лев VII 936–939. Стефан IX 939–942. Марин II 942–946. Агапит II 946–955. Иоанн XII 955–964. Лев VIII 963–965. Венедикт Y 964. Иоанн XV 965–972. Венедикт VI 973–974. Венедикт VIII 974–983. Иоанн XIV 983–984. Бонифатий VII 984–985. Иоанн XV 985–996. Григорий V 996–999. Иоанн XVI антип. 997–998. Сильвестр II 999–1003. Иоанн XVII 1003. Иоанн XVIII 1003–1009. Сергий IV 1009–1012. Венедикт VIII 1012–1024. Григорий антипапа 1012. Иоанн XIX 1024–1033. Венедикт IX 1033–1048. (Сильвестр III антипапа 1044). Григорий VI 1045 (купил папство у Венедикта IX и отказался). Климент II 1046–1047. Данас II 1047–1048. Лев IX 1049–1054. Виктор II 1055–1057. Стефан X 1057–1058. Венедикт X 1058–1059. Николай II 1059–1061. Александр II 1061–1073. Гонорий II антипапа 1061–1064. Григорий VII 1073–1085. Клименит III антипапа 1084–1100. Виктор III 1086–1087. Урбан II 1088–1099. Пасхалий II 1099–1118. Феодерих антипапа 1100. Алберт антипапа 1102. Мигинульф-Сильвестр IV антипапа 1105–1111. Геласий II 1118–1119. Каллист II 1119–1124. Бурдин, Григорий VIII, антипапа 1118–1121. Тебальд, Буккапек, Келестин, антипапа 1124. Гонорий II 1124–1130. Иннокентий II 1130–1143. Анаклет II антипапа 1130–1138. Григорий, Виктор IV, антипапа 1138. Калестин II 1143–1144. Лукий II 1144–1145. Евгений III 1145–1153. Анастасий IV 1153–1154. Адриан IV 1154–1159. Александр III 1159–1181. Виктор IV антипапа 1159–1164. Пасхалий III антипапа 1164 –1168. Каллист III антипапа 1168–1178. Иннокентий III антипапа 1178–1180. Лукий III 1181–1185. Урбан III 1185–1187. Григорий VIII 1187. Климент III 1187–1191. Келестин III 1191–1198. Иннокентий III 1198–1216. Гонорий III 1216–1227. Григорий IX 1227–1241. Келестин IV 1241. Иннокентий IV 1243–1254. Александр IV 1254–1261. Урбан IV 1261–1264. Климент IV 1265–1268. Григорий X 1271–1276. Иннокентий V 1276. Адриан V 1276. Иоанн XXI 1276–1277. Николай III 1277–1280. Мартин IV 1281–1285. Гонорий IV 1285–1287. Николай IV 1288–1292.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

переведён настоятелем Рождественской церкви г. Пензы. В 1921 г. хиротонисан во еп.Пензенского. С 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. В списках архиереев на 1927 год упоминается как епископ Пензенский и Саранский. Дальнейших сведений не имеется. Затем ушёл на покой, раскаивался о своём переходе в сторожке обновленческой церкви, где и скончался после болезни и был похоронен обновленцами. ЛИТЕРАТУРА: ФАМ 1. С. 46. Кат-АМ 63. См. Мануил. 2.16. [Кат-ГУБ. С. 964.] [Левитин. С. 312.] По одним источникам, скончался в 1927 г., по другим – в 1931 г., не воссоединившись с Православной Церковью. ВАРЛААМ (Покровский) Архиепископ Мозырский и Туровский Родился ЗО/ХII-1875 года. В 1896 году окончил Витебскую духовную семинарию. Овдовев, принял монашество. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. В апреле 1930 года хиротонисан обновленческими епископами во сп. Дриссненского, вик. Полоцкой епархии. С 1931 года еп. Гомельский. 28/VIII-1934 г. возведён в сан архиепископа. С 1935 г. – архиеп. Мозырский и Туровский, б. Минской епархии. Скончался в сентябре 1935 года. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело Кат-АМ 77. Кат-ЯВ 52. С. 28. [Кат-ГУБ. С. 965.] ВАСИЛИЙ (Бехтерев) Епископ Архангельский и Курганский Родился в 1856 году. Окончил духовную семинарию. Из вдовых священников. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 28/VIII-1924 года хиротонисан обновленческими епископами во еп. Яранского, вик. б. Вятской, ныне Кировской епархии, затем с 10/III-1925 г. – еп. Архангельский и Курганский. 26/VIII-1927 года уволен за штат по старости и болезни. Скончался в 1931 году. Примечание: В журнале «Вестник Священного Синода» есть указания на то, что в Кургане в 1924–1926 гг. архиерействовал 72-летний Василий (из путешествия первоиерарха Александра Введенского ). ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 23. Церковное обновление. 1925. 9. С. 76. ФАОС дело 47. Кат-АМ 64 и 76. Кат-ЯВ 53. С. 29. [Кат-ГУБ. С. 965.] ВАСИЛИЙ (Виноградов) Митрополит Средневолжский Родился 26/I-1886 года.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Николай I (Великий) (858–867) Адриан II (867–872) Иоанн VIII (872–882) 4-й период: эпоха униженного состояния папства (конец IX – середина XI вв.). Мартин II (Марин) (882–864) Адриан III (884–885) Стефан V (VI) (885–891) Формоз (891–896) Стефан VI (VII) (896–897) Бонифаций VI (896) Роман (897) Теодор II (897) Иоанн IX (898–900) Бенедикт IV (900–903) Лев V (903) Христофор I (903–904) Сергий III (904–911) Анастасий III (911–913) Ландон (913–914) Иоанн X (914–928) Лев VI (928) Стефан VII (VIII) (929–931) Иоанн XI(931–935) Лев VII (936–939) Стефан VIII (IX) (939–942) Мартин III (Марин II) (942–946) Агапит II (946–955) Иоанн XII (955–963) Лев VIII (963–965) Бенедикт V (964) Иоанн XIII (965–972) Бенедикт VI (973–974) Бонифаций VII (антипапа) (974) Бенедикт VII (974–983) Иоанн XIV (983–984) Бонифаций VII (антипапа) (повторно) (984–985) Иоанн XV (985–996) Григорий V (996–999) Иоанн XVI (антипапа) (997–998) Сильвестр II(999–1003) Иоанн XVII (1003) Иоанн XVIII (1004–1009) Сергий IV (1009–1012) Бенедикт VIII (1012–1024) Григорий VI (антипапа) (1012) Иоанн XIX (1024–1032) Бенедикт IX (в первый раз) (1032¬1044) Сильвестр III (1045) Бенедикт IX (во второй раз) (1045) Григорий VI(1045–1046) 5-й период: эпоха величайшего могущества папства (середина XI-XIII вв.) Климент II (1046–1047) Бенедикт IX (в третий раз) (1047–1048) Дамас II (1048) Лев IX(1049–1054) Виктор II (1055–1057) Стефан IX (X) (1057–1058) Бенедикт X (антипапа) (1058–1059) Николай II (1059–1061) Александр II (1061–1073) Гонорий II (антипапа) (1061–1072) Григорий VII (1073–1085) Климент III (антипапа) (1080–1100) Виктор III (1086–1087) Урбан II(1088–1099) Пасхалий II (1099–1118) Теодор (Джибер) (антипапа) (1100–1102) Альберт (антипапа) (1102) Сильвестр IV (антипапа) (1105–1111) Геласий II (1118–1119) Григорий VIII (антипапа) (1118–1121) Каликст II (1119–1124) Гонорий III (IV) (1124–1130) Целестин II (антипапа) (1124) Иннокентий II (1130–1143) Анаклет II (антипапа) (1130–1138) Виктор IV (Григорий) (антипапа) (1138) Целестин II (1143–1144)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прекрасно понимая, что борьба вокруг папской кафедры не утихнет сама собой, особой грамотой папа Лев VIII признал за Западным императором право назначать папу. «Государю Оттону I и его преемникам жалуем навсегда полномочие поставлять первосвященника верховного Апостольского престола», – написал он в своем акте 252 . Папство, предоставленное самому себе, морально разложилось. Последующими папами, равно как и прекращением смуты в Риме, Запад был обязан почти исключительно императорской семье. Начиналась новая страница в истории Западной Европы. Хотя Оттон Великий и восстановил в 962 г. Западную Римскую империю, его императорская власть при всем внешнем сходстве существенно отличалась от власти Карла Великого. Тот являлся верховным и единовластным повелителем, самодержцем, а Оттон в действительности, несмотря на все успехи, фактически оставался только главой конфедерации государств. Примечательно, что, в отличие от Карла Великого, Оттон I не осмелился назвать себя Imperator August, а ограничился титулом Imperator Romanorum et Francorum («император римлян и франков»). Но это не спасло его от конфронтации с Византией, где по-прежнему считали, что единственным императором может быть только тот, кто резидентирует в Константинополе. В ответ Оттон Великий добился принятия вассальной клятвы себе со стороны Лангобардских князей Беневента и Капуи, земли которых греки считали своими. Конфликт удалось уладить только помолвкой сына Оттона Великого от брака с королевой Адельгейдой, Оттона II Младшего, на девушке из близкой родни Византийского императора 253 . Не ладились дела и в Италии. В 965 г. скончался папа Лев VIII, и новым понтификом с согласия императора был избран епископ Нарни Иоанн XIII (965–972). Однако тот настолько жестко вступил в свои права, что вскоре жители Вечного города составили ему мощную фронду. В самое ближайшее время новый понтифик был схвачен и посажен в темницу. Хотелось или нет, но в 966 г. Оттону Великому пришлось в третий раз брать штурмом Рим, где верховная власть принадлежала уже даже не папе, а специально назначенному префекту. На тот раз король был менее расположен прощать врагов. По его приказу германцы повесили 13 начальников римских военных отрядов на главной площади города, а часть аристократов подверглась высылке в Германию с конфискаций имущества. Желая сгладить эффект от этой расправы и поддержать шатавшуюся власть Римского епископа, Оттон Великий созвал в 967 г. Собор из итальянских епископов, на котором объявил о своем решении передать в собственность папы Равенну, а также другие области, на которые тот претендовал. Попутно император призвал в Италию своего сына Оттона II, который должен был за ранней и неожиданной смертью Людольфа стать наследником престола 254 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда же по инициативе патриарха Николая была основана Аланская епархия, получившая статус архиепископии в составе К-польского Патриархата. В 914 г. архиепископом Алании стал Петр, прибывший из К-поля и совместно с Евфимием занимавшийся проповедью христианства неск. лет. В первые десятилетия после крещения христ. община Алании, по-видимому, оставалась немногочисленной, крещение имело в основном политические последствия - союз алан с Византией. Ок. 932 г., согласно сообщению араб. географа аль-Масуди (сер. X в.), алан. царь неудачно воевал с Хазарией и под ее давлением выдворил из страны христ. священнослужителей. По-видимому, ранее этого события, в первые десятилетия существования Аланской епархии, здесь строились христ. храмы. Возможно, в 1-й трети X в. был сооружен храм, руины к-рого выявлены в с. Курджинове Урупского р-на. Вскоре после постройки храм был разрушен, вероятно в связи с событиями ок. 932 г. Высказывалось предположение, что каменная полукруглая ориентированная на восток выкладка под мавзолеем в составе Сентинского храмового комплекса 965 г. близ аула Сенты (ныне с. Н. Теберда Карачаевского р-на) представляет собой основание апсиды более раннего храма, который мог быть разрушен ок. 932 г. Косвенным доказательством этому служит указание надписи в Сентинском храме о «возобновлении» церкви. Христианство восстановило свои позиции в Зап. Алании, видимо, уже в 50-х гг. X в. Визант. имп. Константин VII Багрянородный (944-959) в трактатах «Об управлении империей» и «О церемониях византийского двора» упоминает правителя Алании с новым и высочайшим титулом эксусиократора и предписывает обращаться к нему как к «духовному сыну» визант. императора. Возобновление проповеди христианства и новое византийско-аланское сближение были, вероятно, не только следствием желания алан освободиться от хазарского контроля, но и результатом ослабления Хазарии, к-рая немного позднее, в 965 г., потерпела первое серьезное поражение от рус. кн. Святослава Игоревича . Чтобы упрочить союз с аланами, Византия в сер.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

255 ...наченшю Михаилу цесарьствовати... – Византийский император Михаил III вступил на престол в 842, а не в 852 г. 256 ...от Адама ...лт 542. – В этой хронологической выкладке упоминаются библейские персонажи: первый человек Адам, праотец Авраам, Моисей, возглавивший «исход» евреев из Египта, а также исторические деятели и события: цари Израильско-Иудейского царства Давид (1004–965 гг. до н. э.) и его сын Соломон (965–928 гг. до н. э.), завоевание Иерусалима Навуходоносором (597 г. до н. э.), Александр Македонский (336–323 гг. до н. э.), римский император Константин Великий (306–337 гг.), Михаил III, византийский император (842–867 гг.). Как видим, расчеты источника (им был, как полагают, «Летописец вскоре» константинопольского патриарха Никифора) весьма неточны. 257 ...до смерти Святополчи лт 60. – Святополк Изяславич умер в 1113 г. Следовательно, эта часть ПВЛ не могла быть написана ранее этого времени. В И ошибочно «Ярополчи» вместо «Святополчи». 258 Цесарь же крести ...съ болгары. – Принятие христианства болгарским царем Борисом датируется 865–866 гг. Ошибка летописца (858 вместо 866 г.) объясняется, вероятно, следованием за болгарским источником, в котором летоисчисление велось по «александрийской системе», отличавшейся от принятой в Византии и на Руси на 8 лет. См.: Зыков Э. Г. Известия о Болгарии в «Повести временных лет» и их источник//ТОДРЛ. Л., 1969. Т. 24. С. 49. 259 ...на всхъ, кривичахъ. – В этом и других случаях переписчики поняли этноним «весь» (вепсы) как местоимение. 260 ...по бл и вверици.... – Это чтение вызывало споры: идет ли речь о «бл» и «вверице», т. е. о серебряной монете и беличьей шкуре, или же их следует читать «по блй вверице» – т. е. по зимней шкурке белки. Обоснование первого варианта см.: Лихачев. Комментарии. С. 233. 261 Сице бо звахутъ ты варягы ...тако и си. – В науке не прекращаются споры о том, насколько соответствует действительности объяснение летописца, что «русь» – это название одного из скандинавских народов. См., например: Горский А. А. Проблема происхождения названия русь в современной советской историографии//История СССР. 1989. N 3. С. 131–136. См. также: Трубачев О. Н. Русь, Россия//Русская речь. 1987. 3. С. 131–134.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но если император подобен Христу, Который есть Царь, Пророк и Священник в одном лице, то Римский василевс не может быть мирянином. Его деятельность столь же священна, как и подвиг Спасителя, а, стало быть, царь является священнослужителем. Это совершенно естественный вывод, образующийся из изучения текстов Ветхого Завета. Одним из ярких свидетельств священнического достоинства царя является отрывок из следующего Библейского текста: «И вошли Аарон и Моисей в скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господня всему народу» ( Лев. 9, 23 ). Издавна повелось олицетворять Аарона с патриархом, а Моисея с императором. И не священник Аарон посвящает Моисея в царское достоинство, а наоборот: Моисей посвящает Аарона в священническое достоинство и вводит в скинию, т.е. в храм. И хотя во времена христианской Римской империи роли переменились, но патриарх и священство принимали василевса как своего государя, вождя народа и избранника Божия. Поэтому царь имел право «действовать священнически» 683 . Блистательный пример священнического статуса василевса представляет благочестивый царь Давид (1005–965 до Р.Х.). После завоевания Иерусалима он решил сделать этот город не только столицей своего государства, но и религиозным центром страны. Царь принимал самое непосредственное участие в процедуре перенесения Ковчега. Во главе священников и левитов, одетый, так же как и они, в фиссонную одежду и льняной эфод, Давид пел псалмы и исполнял религиозные танцы ( 1Пар. 15:25–27 ). Затем, уже незадолго перед смертью, благочестивый царь оставил своему сыну Соломону (965–928 до Р.Х.) план построения великого Иерусалимского храма, указав перечень священников и левитов, необходимых для осуществления богослужения, количество священных предметов и их виды и само устройство богослужения. Сходная картина возникла после завершения этого грандиозного строительства и перенесения в Храм Ковчега. Соломон, как некогда его отец, шел впереди священников и левитов, возносил молитвы и благословлял народ. Можно привести еще немало примеров поведения этих отмеченных Богом Ветхозаветных царей как священников 684 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

отвергает вслед за свт. Кириллом (Apol. Chalc.//PG. 103. Col. 1004), но в правосл. «халкидонском» смысле двух природ Христа. На них указывает «двойственность» определений Христа, характеризующих отличительные свойства каждой природы: «Один и Тот же - небесный и земной (ορνιος κα πγειος), видимый и невидимый (ρατς κα ρατος),- видимый вместе с божеством (μετ τς θετητος), но не по божеству (ο κατ τν θετητα), а по телу (κατ τ σμα); невидимый - вместе с человечеством (μετ τς νθρωπτητος), но не по человечеству (ο κατ τν νθρωπτητα), а по божеству (κατ τν θετητα); сотворенный и несотворенный (κτιστς κα κτιστος)… Один и Тот же… по божеству Своему не имеющий родословия, а по человечеству Своему имеющий родословие и другие подобные определения в соответствии с благочестивым различением» (Resp. ad Anat.//Ibid. Col. 984). В то же время Е. отвергает как неверные христологические построения монофизитов по поводу одной природы Христа: «...никто в здравом уме не скажет, что одна и та же природа у осязаемого и неосязаемого, видимого и невидимого» (Apol. Cyril. ep. ad Succ.//Ibid. Col. 980). Однако, несмотря на двойственность и различие природ, а также разность природных определений, Христос - «Один и Тот же» (Ο ατς; ες κα ατς) субъект рождения от Отца и Воплощения (Ep. ad Synclet.//Ibid. Col. 964-965). Это выражается, по Е., также в «симметричной» двойственности рождения: «мы знаем два рождения Одного Христа и Бога нашего» (δο γρ γεννσεις το νς Χριστο κα Θεο μν - Apol. Chalc.//Ibid. Col. 988) - Сын Божий родился предвечно по божеству от Отца и от Св. Духа и Девы Марии по человечеству. Поэтому и в соответствии с Александрийской церковной традицией и в особенности с богословием святителей Кирилла Александрийского и Льва Великого (Ep. ad Anthim.//Ibid. Col. 965) Е. говорит, что «необходимо ко всякой полноте благочестия мыслить и именовать Пресвятую Деву Богородицей» (Ep. ad mon.//Ibid. Col. 968). Рождение Сына от Отца предполагает единичность и простоту божественной природы Сына, а рождение от Пресвятой Богородицы - сложность Ипостаси Христа.

http://pravenc.ru/text/182075.html

Руины ц. Охтдрниванк близ с. Мохренис (Нагорный Карабах). VII в. Руины ц. Охтдрниванк близ с. Мохренис (Нагорный Карабах). VII в. Эпоха араб. завоеваний (с сер. VII в.) положила начало упорной борьбе ислама и христианства, окончившейся к XI в. исламизацией большей части населения Прикаспийского региона. Утвердив свою власть в Закавказье, халифы поставили албан. католикосов в зависимость от монофизитской Армянской Церкви (с 20-х гг. VIII в.). В период политической раздробленности (IX-XII вв.) монофизитский Албанский католикосат вступил в полосу упадка. Католикосы в IX-X вв. пребывали в мон-ре Хамши (обл. Миапор); центрами церковной жизни были Арцах (XI в.) и Кахи-Закаталы (XII в.). С 1240 г. возросла роль епископов Гандзасарских из рода Хасан-Джалалянов. В кон. XIV - нач. XV в. мон-рь Гандзасар , фактически являвшийся духовным и политическим центром Арцахского меликства, стал кафедрой Албанских католикосов. После присоединения в нач. XIX в. Сев. Азербайджана к Российской империи Албанский католикосат (Гандзасарский патриархат) был в 1815 г. упразднен царским указом, а на его месте были образованы 2 епархии (Арцах-Шуша и Шемаха) в юрисдикции Армянского католикосата (Эчмиадзинской патриархии) и вик-ство Ганджа в составе Тифлисской консистории Армянской Церкви. Албанские католикосы (на основе списка из АрмСЭ. Т. 1. С. 263): Абас (551-595); Виро (595-629); Захария (629-644); Иоанн (644-671); Ухтанес (671-683); Елиазар (683-689); Нерсес (689-706); Симеон (706-707); Микаел (707-744); Анастас (744-748); Овсеп (748-765); Давит (765-769); Давит (769-778); Матте (778-779); Мовсес (779-781); Аарон (781-784); Соломон (784); Теодорос (784-788); Соломон (788-799); Ованнес (799-824); Мовсес (824); Давит (824-852); Овсеп (852-877); Самуел (877-894); Ховнан (894-902); Симеон (902-923); Давит (923-929); Саак (929-947); Гагик (947-958); Давит (958-965); Давит (965-971); Петрос (971-987); Мовсес (987-993); Маркос, Овсеп, Маркос и Степанос (в период с 993 по 1079); Ованнес (1079-1121); Степанос (1129-1131); Григорос (ок.

http://pravenc.ru/text/64030.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010