Freiburg i. Br.; München, 1952. Boissard J. L’Eglise de Russie. Paris, 1867. 2 v. Bonwetsch N. Kirchengeschichte Rußlands. Leipzig, 1923. Brian–Chaninov K. L’Eglise russe. Paris, 1928. Curtiss J. S. Church and state in Russia. The last years of the empire: 1900–1917. N. Y., 1940. Dearmer R. The Russian Church. London, 1917. Dalton H. Die russische Kirche. Leipzig, 1892. Filaret (Gumilevsky), archiep. Geschichte der Kirche Rußlands/Deutsch von Blumenthal. Frankfurt a. M., 1872. 2 Bde. Fortescue A. The Orthodoxe Eastern Church. London, 1904; 2 ed. 1908; 3 ed. 1920. Gordillo R. P. Russie. 2: Depuis l’établissement du Saint Synode//DTC. 1931. V. 14. 1. Sp. 333–371. Herman A. De fontibus juris ecclesiastici russorum. Commentarius historico–canonicus. Rom, 1936 (S. Congregazione per la Chiesa Orientale. Codificazione orientale. Fonti. Serie 2, 7). Herman A., Wuyts A. Textus selecti juris ecclesiastici russorum. Rom, 1944 (ibid. Serie 2, 6). Heard A. F. The Russian Church. London, 1877. Kattenbusch F. Lehrbuch der vergleichenden Konfessionskunde. Freiburg i. Br., 1892. Bd 1. Klostermann R. Probleme der Ostkirche: Untersuchungen zum Wesen und zur Geschichte der Griechisch–orthodoxen Kirche. Göteborg, 1955. Leroy–Beaulieu. L’Empire des Tsars et les Russes. Paris, 1890. 3 v. Leroy–Beaulieu. Das Reich der Zaren und die Russen. Sondershausen, 1890. 3 Bde (особенно т. 3). Minns E. H., Troitsky S. V. Russian Church//Encyclopedia of religion and ethics. N. Y., 1918. V. 10. P. 867–877 (О синодальном периоде: с. 873–877). Muravyev A. N. A history of Church of Russia/Translated by Blackmore. Oxford, 1842. Muravyev (Murawiew) A. N. Geschichte der russische Kirche/Deutsche von König. Karlsruhe, 1857. Palmieri A. La Chiesa Russa. Le sue odierne condizioni e il suo riformismo doktrinale. Florenz, 1908. Pinkerton R. Present state of the Greek Church in Russia. Edinburgh, 1914. Schmitt H. J. Harmonie der morgenländischen und abendländischen Kirche. Wien, 1824; 2 Ed. Würzburg, 1863. Schmitt H.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

lib. III, с. 7. Μ. VIII, 1161 Β: μηδν κατ’ πιϑυμαν ποιεν, ϑλειν δ μνα κενα τ ναγκαα), и пользование необходимым, соразмерное с нуждой тела ( χρσις τ χρε σμμετρος, Василий Великий , Λγ. аскетич. с. 4. Μ. XXXI, 877 А.). Эта мера воздержания обусловливается самой целью его. «Совершеннейшая цель воздержания ( τελειτατος τς γκρτειας σκοπς) состоит, по определению Григория Нисского , в том, чтобы иметь в виду не злострадание тела, но облегчение душевных служений (τν τν ψυχικν διακονημτων εκολαν De virginit. с. 22. Μ. XLVI, 405 А.). Но эти служения исполняются успешно, когда тело и не ослаблено лишениями, и не изнурено неумеренностью удовлетворения потребностей его. Отсюда следует, что средней мерой или нормой телесного воздержания должна быть συμμετρα, – удовлетворение жизненных потребностей, соразмеряемое с нуждой. Эту меру Василий Великий называет пределом и каноном и определяет так: «Самым лучшим пределом и каноном воздержания (γκρατεας δ κλλιστος ρος κα κανν) да будет следующий: не иметь в виду ни наслаждения, ни злострадания плоти, но в том и другом случае избегать неумеренности, чтобы она ни волновалась, сделавшись тучной, ни стала немощной для делания заповедей, сделавшись болезненной: ибо из того и другого проистекает равный вред для души: и когда плоть становится непокорной, здоровьем уносясь в неприличные стремления, и когда утомлённая, и ослабленная, и неподвижная сдерживается страданиями. Ибо душа, при таковом состоянии тела, не имеет досуга свободно взирать горе, но по всей необходимости занимается ощущением боли, уничижаясь злостраданием тела» (Λγ. аскетич. с. 3. Μ. XXXI, 876 С. D., 877 А.). Из сказанного о телесном воздержании видно, что оно имеет надлежащее значение только в том случае, когда оно служит целям душевного воздержания (И. Кассиан, De coenob. instit. lib. V, с. 22). Некоторые церковные писатели даже считают воздержание собственно добродетелью души. «Как смиренномудрие есть кротость, – говорит Климент Александрийский , – а не непощадение ( Кол. 2:23 ), так и воздержание есть добродетель, бывающая не по внешности, а втайне ( γκρτεια ψυχς ρετ, οκ ν φανερ, λλ’ ν ποκρφ.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Из жизнеописания преп. Антония св. Афанасий извлекает наставления для монахов (Ibid. предислов., 16–43:94), апологию христианства против язычников (Ibid. 72–80:94). Он противопоставляет авторитет отшельника арианству (Ibid. 60, 82:89) и его примером старается побороть свойственные начальному монашеству противо-иерархические тенденции. (Ibid. 67. Эта глава приобретает все своё значение в сопоставлении с посланием к Драконтию, из которого видно, что представители первоначального монашества смотрели на епископство сверху вниз). В этих дидактических частях труда естественно выступает вперёд личность автора, и не легко бывает отделить в них действительно происшедшее от внушённого тенденцией. Это обстоятельство, понижая ценность Жизни Антония, как источника для истории монашества, возвышает значение этого труда для наших целей, для характеристики миросозерцания св. Афанасия. 1028 См. интересную книгу К. Holl’я Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Mönchtum. Eine Studie zu Symeon dem Neuen Theologen. Leipzig 1898. S. 141–143. 1053 Ibid. 8–9. Μ. 26, с. 853–857. Р. п. III, 186–188. 23. Μ. 26, с: 877. Р. п. III, 198. 39. Μ. 26, с. 877. Р. п. III, 198. 39. Μ. 26, 881–884. Р. п. III, 210–211. 1067 Ibid. 13. Μ. 26, с. 864. Р. п. III, 191. Ср. ibid. 35. Μ. 26, с. 893. Р. п. III, 204–208. Ibid. 41. Μ. 26, с. 904. Р. в. Щ. 212–213. 1088 Воззрение это часто встречается в аскетической литературе. Вот два примера. В коптском житии преп. Макария, демоны говорят: „если мы потерпим его (т. е. преп. Макария) здесь, к нему присоединится множество иноков, и пустыня более не будет принадлежать нам. Они будут преследовать нас бичом своих молитв. Идите, напугаем его: может быть нам удастся изгнать его“. (Е. Amélineau. Histoire des monastères de la Basse – Egypte. Annales du Musée Guimet. T. 25. Paris 1894. p. 81). При Лукие Макарии Египетский и Александрийский были сосланы на один остров, где между жителями не было ни одного христианина. При их прибытии обитавшие там демоны пришли в страх и смущение и устами одержимой дочери жреца кричали: „зачем пришли вы и отсюда выгонять нас“? (Socrat. Hist. Eccles, lib. IV, с. 24. Migne S. gr. t. LXXII. c. 524–525. Рус. пер. СПб. 1850 стр. 362). Эта мысль гораздо яснее выражена в другой версии этого же рассказа. Бл. Феодорит в Церковной Истории говорит: „демон, пользуясь языком девицы, как орудием, говорил: о это могущество ваше, служители Христовы! Отовсюду изгоняли вы нас, – из городов и сёл, с гор и холмов, и даже из необитаемой никем пустыни. Живя на этом островке, мы надеялись избежать ваших стрел. Гонители сослали вас сюда не для того, чтобы причинить вам скорбь, а для того, чтобы вашей силой изгнать отсюда нас. Мы уходим и с этого островка“… Кн. IV, 21. Рус. пер. стр. 272–273. Ср. К. Holl. Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Mönchtum. Eine Studie zu Symeon dem Neuen Theologen. S. 142. Anmerk. 1109

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

873. Син (Sin), пустыня между Красным морем и пустынею Синая; из этой пустыни сыны Израилевы пришли в Рафидим, а из Рафидима в пустыню Синая, возле горы Синая, где Моисей принял скрижали завета. Писание, говорит, что пустыня Син тождественна с пустыней Кадес (Cades), но это по еврейскому тексту, потому что у семидесяти толковников этого нет. 874. Сион ( Σιν), жребия Иссахарова, и ныне находится возле горы Фавора. 874. Сеон (Seon) или Соен (Soen), в колене Иссахарове; и ныне указывается селение возле горы; Фавора. 875. Сион ( Σιν), гора в Иерусалиме. 875. Сион (Sion), гора города Иерусалима. 876. Сиор ( Σιρ), против лица Египта; есть и селение Сиор между Элией и Елевферополем, колена Иудина. 876. Сиор (Sior), место против лица Египта; и ныне указывается селение., называемое Сиор между Элией и Елевферополем, в колене Иудине; об этом мы сказали подробнее в книгах еврейских вопросов. 877. Сиор ( Σιρ), жребия Асирова. 877. Сиор (Sior), в колене Асирове. 878. Кущи ( Σκηνα), где жил Иаков, по возвращении из Месопотамии. 878. Кущи (Scenae), т.е. шатры, место, где жил Иаков, по возвращении из Месопотамии; оно по-еврейски зовется Соккот (Soccoth). 879. Содома ( Σδομ), город нечестивых мужей, исчезнувший около Мертвого моря. 879. Содома (Sodoma), город нечестивых близ Мертвого моря, попаленный божественным огнем. 880. Соини ( Σοην), город Фиваиды, у Иезекииля. 880. Соене (Soene), город Фиваиды, как пишет Иезекииль. 881. Сокхо ( Σοκχ), есть два селения по дорой из Елевферополя в Элию, на 9-м милиарии, одно верхнее другое нижнее, называемые Сокхоф ( Σοκχθ), колена Иудина. 881. Сокхо (Soccho), в колене Иудине; и доныне, есть два селеньица, по дороге в Элию из Елевферополя, на десятом милиарии общественной дороги, называемые Сохот (Sochoth); одно расположено на горе, другое на равнине. 882. Сокхо ( Σοκχ), помещен выше под словом Сокхо ( Σοκχ); говорят, что его создали Самаряне, вышедшие из Вавилона. 882. Сокхо (Soccho), о котором сказано выше. Говорят, что это селеньице основали Самаряне, вышедшие из Вавилона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Но занятому Византией положению угрожала серьезная опасность со стороны мусульман, которые по смерти Людовика II надеялись снова начать наступательное движение и не без успеха действовали на друзей и союзников Византии. Так, мусульманам удалось отвлечь Адельхиза от союза с Византией и тем снова нарушить установившееся было равновесие. В сущности от этого более всего страдала Италия, открытая нападениям и грабежам корсаров, как и в недавнее время: снова Неаполь, Гаета и Амальфи перешли на сторону арабов, а Беневент, Салерно и Капуя занимали выжидательное положение относительно империи. Но главным образом опасность грозила в Сицилии. Здесь империи принадлежали еще два главных пункта на восточном берегу острова: Сиракузы и Таормина. Посредством морских стоянок в этих городах они продолжали до известной степени господствовать над Мессинским проливом и Калабрией. В 877 г. арабы решились на крайние меры, чтобы отнять у греков их последний оплот на острове. Африканский эмир Ибрагим ибн-Ахмед соединил свой флот с сицилийскими галерами правителя острова Джафар ибн-Мохаммеда и в августе 877 г. начал осаду Сиракуз с суши и с моря 113 . Это было громадное предприятие, требовавшее значительного военного искусства и разного рода осадных орудий и машин, так как город был хорошо подготовлен к защите и снабжен необходимыми запасами. Сохранилось весьма наглядное описание современника девятимесячной осады и последовавшего затем падения Сиракуз 114 . Имея в виду политическое и военное значение города, равно как оказанную им силу сопротивления, трудно понять причину, почему царь Василий не принял всех мер к защите Сиракуз. Правда, в то время царский флот не находился более под начальством известного Орифы, и новый адмирал Адриан, по-видимому, не обладал качествами своего предшественника, так как слишком много времени дожидался в Южной Греции, в гавани Монемвасии, попутного ветра для движения к Сиракузам. Но следует также упомянуть и о том, что вина за промедление с посылкой флота падает на самого царя, который в это время занимался постройками 115 . Между тем осажденные, не теряя надежды на прибытие помощи, испытывали крайние бедствия от недостатка продовольствия, истощившегося от продолжительной осады. Мера хлеба, по словам Феодосия, покупалась чуть не на вес золота 116 ; за штуку рогатого скота платили больше 1000 р. Птицы совсем не осталось, ни масла, ни сушеных фруктов, ни плодов нельзя было достать ни за какие деньги. Голод заставил питаться травой и шкурами животных; вследствие этого обнаружились повальные болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

См.  Brown R.P. 615. 526 См.  Kümmel W.G. P. 342. 527 Предлагаются более корректные выражения: «протогностицизм», «прегностицизм», «начальный гностицизм» и др. — см.  Horgan M.P. The Letter to the Colossians.//NJBC. P. 878; Гатри Д.С. 434, сн. 6. 528 См.  Kümmel W.G. P. 342-3; Brown R.P. 611-3. 529 Впрочем, против отрицательных выводов подобной статистики говорит то, что термина «оправдание» нет в 1 Фес., Флп. и 2 Кор., слова «Закон» нет в 1 Фес. и 1 Кор., а слова «спасение» нет в Гал. — см.  Brown R.P. 611. 530 См. об этом подробнее в: Horgan M.P. The Letter to the Colossians.//NJBC. P. 876-7; Kümmel W.G. P. 341-2; Brown R.P. 610-1; Гатри Д. С. 439-43. 531 См.  Horgan M.P. The Letter to the Colossians.//NJBC. P. 877. 532 Гатри Д. С. 442. 533 Dunn J. P. 286. 534 Кол. 2, 8 даже создает впечатление, что речь идет лишь о потенциальной опасности: «Мы не можем быть уверены, что колосские христиане были полностью в курсе опасности». — Brown R. P. 605. 535 Синкретизм — эклектичное сочетание в одном религиозном учении или религиозной практике различных по своему происхождению верований. 536 См.  Dunn J. P. 287. 537 Впрочем, термин «тайна» выводит нас совсем не обязательно на гностицизм, и также не обязательно на всевозможные «тайные» религиозные системы и учения, действительно распространенные в Малой Азии. Здесь за Павлом стоит гораздо более близкий, прямой и «родной» фон — иудаизм, в особенности иудейская апокалиптика, берущая начало в Ветхом Завете и часто оперирующая понятием «тайна». С его помощью выражается идея, что Бог до определенного времени держит в тайне Свои замыслы («совет превечный»), чтобы затем открыть их (отсюда — откровение, греч. a)poka/luyij) особым избранникам- тайнозрителям. Большое внимание теме такой тайны уделено в Кумранской литературе. — см.  Brown R. P. 607. N. 19; P. 634. 538 См.  Horgan M.P. The Letter to the Colossians.//NJBC. P. 877. 539 Гатри Д. С. 437. 540 Под «стихиями мира» (ta stoixei=a tou=ko/smou) в греческой философии понимались элементы, из которых все состоит (земля, огонь, вода, воздух); однако в эллинистические времена термин обозначал и духовные начала и небесные власти, которые якобы управляют миром и человеческими жизнями. — см.  Brown R. P. 605-6. 541

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

В этих условиях постоянные попытки императоров династии Комнинов по политическим причинам решать вопрос о «соединении Церквей» лишь подливали масла в огонь. Все это обессилило империю и в начале XIII века привело к краху. В пасхальный понедельник 1204 г. рыцари Четвертого крестового похода ворвались в Константинополь. Столица мирового искусства была опустошена. «Памятники классического искусства и святыни апостольских времен погибли или рассеялись по всем углам Европы» . «От латинского разорения Константинополь никогда не оправился: обедневшему царству было не под силу восстановить тысячелетние несравненные богатства, накопленные с IV—V вв.» . Его падение было величайшей катастрофой, которую пережила духовно и материально Византийская империя. Поругание его святынь оставило глубокий след в душе греческого народа и отозвалось во всем православном мире. С разгромом Константинополя прекращается блестящий расцвет искусства XII века. Византийские художники массами бегут на Балканы, на Восток и на Запад. Однако ни культурно, ни духовно Византия не была побеждена. Если в отношении национально-политическом роль ее была уже кончена, то в плане культурном и особенно в плане вероисповедном ей еще предстояло сказать свое слово. Это слово было сказано в эпоху Палеологов, в XIV-XV веках. Примечания . Грабар А. Византийское иконоборчество. Париж, 1957, с. 12 (по-французски). . Для общей характеристики этого периода см. статью аббата Ф.Дворника «Патриарх Фотий и иконоборчество» (The Patriarch Photius and Iconoclasm//Dumbarton Oaks Papers, Cambridge, Mass, 1953, 7Б p. 67—98. . Первый с 847 по 858 г. и с 867 по 877 г., второй с 858 по 867 г. и с 877 по 886 г. . Личность и дело святителя Фотия долгое время представлялись на Западе крайне одиозно, Истинное положение дела восстановлено только в наше время трудами аббата Ф. Дворника. См. преимущественно его труд: Схизма Фотия, история и легенда. Париж, 1950 (по-французски). . Васильев А.А. История Византийской империи. Париж, 1932, т. 1, с.

http://sedmitza.ru/lib/text/440350/

Трон истинный . Стихотворная композиция из 12 подписей на тему о справедливом и праведном судии, вошло в «Вертоград» из ранее написанного. В писцовых списках читается в рукописях, содержащих сочинения Симеона Полоцкого : ГИМ. Син 731. Л. 9–12 об.; Син 877. Л. 55 об.–58 об.; РГАДА, ф. 381, 389. Л. 124–124 об. (нумерация начинается с цифры 2). В рукописи Син 877 первая из подписей помещена в рукописях «Вертограда» В и С как заключительная. Фома . Based on Faber, In Festo S. Thomae Apostoli, No. 2 «Qui et quando potissim um profitenda», Thema: «Qualis enim petra, quam durum saxum fuit Thomas, cum adhuc in incredulitate persistens dixit: Nisi videro in manibus eius fixuram clavorum, et mittam digitum meum in locum clavorum, et mittam manum meam in latus eius, non credam?» Faber then writes that Thomas» confession is like honey and oil flowing from a stone. Фома 2 . Taken from Faber, ibid., No. 7 «Documenta [on the Gospel for the day, viz. John 20.19–31 ]», sect. 3 «Cedere sensu et voluntate nostra:... 2. De nullo desperare»: «Ecce enim Thomam caute duriorem, tactu vulnerum suorum adeo emollivit Dominus, ut nivis instar ad solis radios colliquescentis, cesserit et Christo se tradiderit. Nimirum vulnus lateris Christi foramen illius petrae est, per quod... nunc Thomas vidit et agnovit Christum Deum ; Caminus ardens, A poc. l.[R ev . 1.15] in quo Thomas quasi ustulatus exclam avit: Dominus meus, et Deus meus [ John 20.28 ]. Quisquis ergo induratus est et vitiis assuetus, saltern in hunc caminum mittat manum suam; videat et tangat, quid pro ispius salute Christus passus sit.» Лишенная в книзе Глас Божий страх . Taken from Meffreth, Dominica 8 Post Trinitatis, No. 2: «Basilius dicit super illud Psalm. 28 . Vox Domini intercidentis flammam ignis. Quod virtute diuina separabitur claritas ignis, ab eius virtute adustiua, ita quod claritas ignis cedet in gaudium sanctorum, & vstiuum ignis tormentum damnatorum: ergo ibi nullum erit» (Pars aestiv.. p. 318). Молния . Taken from Faber, Dominica 13 Post Pentecosten, No. 4 «Lepra peccati quant polluât Universum», sect. 5 «Polluit genus humanum»: «Ut enim fulmen in gladium incidens, vagina illaesa gladium in ea conterit: sic peccatum vastat animae bona interna, licet foris omnia sarta tecta videantur.»

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

525. Cм. Brown R.P. 615. 526. Cм. Kümmel W.G. P. 342. 527. Предлагаются более корректные выражения: «протогностицизм», «прегностицизм», «начальный гностицизм» и др. — cм. Horgan M.P. The Letter to the Colossians.//NJBC. P. 878; Гатри Д.С. 434, сн. 6. 528. Cм. Kümmel W.G. P. 342-3; Brown R.P. 611-3. 529. Впрочем, против отрицательных выводов подобной статистики говорит то, что термина «оправдание» нет в 1 Фес., Флп. и 2 Кор., слова «Закон» нет в 1 Фес. и 1 Кор., а слова «спасение» нет в Гал. — cм. Brown R.P. 611. 530. См. об этом подробнее в: Horgan M.P. The Letter to the Colossians.//NJBC. P. 876-7; Kümmel W.G. P. 341-2; Brown R.P. 610-1; Гатри Д. С. 439-43. 531. Cм. Horgan M.P. The Letter to the Colossians.//NJBC. P. 877. 532. Гатри Д. С. 442. 533. Dunn J. P. 286. 534. Кол. 2, 8 даже создает впечатление, что речь идет лишь о потенциальной опасности: «Мы не можем быть уверены, что колосские христиане были полностью в курсе опасности». — Brown R. P. 605. 535. Синкретизм — эклектичное сочетание в одном религиозном учении или религиозной практике различных по своему происхождению верований. 536. Cм. Dunn J. P. 287. 537. Впрочем, термин «тайна» выводит нас совсем не обязательно на гностицизм, и также не обязательно на всевозможные «тайные» религиозные системы и учения, действительно распространенные в Малой Азии. Здесь за Павлом стоит гораздо более близкий, прямой и «родной» фон — иудаизм, в особенности иудейская апокалиптика, берущая начало в Ветхом Завете и часто оперирующая понятием «тайна». С его помощью выражается идея, что Бог до определенного времени держит в тайне Свои замыслы («совет превечный»), чтобы затем открыть их (отсюда — откровение, греч. a)poka/luyij) особым избранникам-тайнозрителям. Большое внимание теме такой тайны уделено в Кумранской литературе. — cм. Brown R. P. 607. N. 19; P. 634. 538. Cм. Horgan M.P. The Letter to the Colossians.//NJBC. P. 877. 539. Гатри Д. С. 437. 540. Под «стихиями мира» (ta stoixei=a tou=ko/smou) в греческой философии понимались элементы, из которых все состоит (земля, огонь, вода, воздух); однако в эллинистические времена термин обозначал и духовные начала и небесные власти, которые якобы управляют миром и человеческими жизнями. — cм. Brown R. P. 605-6.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

Benz E. Die Ostkirche im Lichte der protestantischen Geschichtschreibung von der Reformation bis zur Gegenwart. Freiburg i. Br.; Munchen, 1952. Boissard J. L’Eglise de Russie. Paris, 1867. 2 v. Bonwetsch N. Kirchengeschichte Ru?lands. Leipzig, 1923. Brian-Chaninov K. L’Eglise russe. Paris, 1928. Curtiss J. S. Church and state in Russia. The last years of the empirë 1900–1917. N. Y., 1940. Dearmer R. The Russian Church. London, 1917. Dalton H. Die russische Kirche. Leipzig, 1892. Filaret (Gumilevsky), archiep. Geschichte der Kirche Ru?lands Deutsch von Blumenthal. Frankfurt a. M., 1872. 2 Bde. Fortescue A. The Orthodoxe Eastern Church. London, 1904; 2 ed. 1908; 3 ed. 1920. Gordillo R. P. Russie. 2: Depuis l’etablissement du Saint Synode//DTC. 1931. V. 14. 1. Sp. 333–371. Herman A. De fontibus juris ecclesiastici russorum. Commentarius historico-canonicus. Rom, 1936 (S. Congregazione per la Chiesa Orientale. Codificazione orientale. Fonti. Serie 2, 7). Herman A., Wuyts A. Textus selecti juris ecclesiastici russorum. Rom, 1944 (ibid. Serie 2, 6). Heard A. F. The Russian Church. London, 1877. Kattenbusch F. Lehrbuch der vergleichenden Konfessionskunde. Freiburg i. Br., 1892. Bd 1. Klostermann R. Probleme der Ostkirchë Untersuchungen zum Wesen und zur Geschichte der Griechisch-orthodoxen Kirche. Goteborg, 1955. Leroy-Beaulieu. L’Empire des Tsars et les Russes. Paris, 1890. 3 v. Leroy-Beaulieu. Das Reich der Zaren und die Russen. Sondershausen, 1890. 3 Bde (особенно т. 3). Minns E. H., Troitsky S. V. Russian Church//Encyclopedia of religion and ethics. N. Y., 1918. V. 10. P. 867–877 (О синодальном периоде: с. 873–877). Muravyev A. N. A history of Church of Russia « Translated by Blackmore. Oxford, 1842. Muravyev (Murawiew) A. N. Geschichte der russische Kirche Deutsche von Konig. Karlsruhe, 1857. Palmieri A. La Chiesa Russa. Le sue odierne condizioni e il suo riformismo doktrinale. Florenz, 1908. Pinkerton R. Present state of the Greek Church in Russia. Edinburgh, 1914. Schmitt H. J. Harmonie der morgenlandischen und abendlandischen Kirche. Wien, 1824; 2 Ed. Wurzburg, 1863.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010