Augustine. Cambridge, 1970; Schmidt E. A. Zeit und Geschichte bei Augustinus. Heidelberg, 1985; и др.); эстетике ( Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина . М., 1984; Svoboda К. L’estltetique de Saint Augustin et ses sources. Brno, 1933; и др.). Ряд работ посвящен взаимоотношениям Августинова богословия с поздней богословской традицией (см., например: Nygren A. Augustin und Luther. Berlin, 1958; Smits L. Saint Augustin dans l’ceuvre de Jean Calvin. 2 vols. Assen, 1957–1958; Bern Ch. Erasme et Saint Augustin ou Influence de Saint Augustin sur l’humanisme d’Erasme. Geneve, 1969; Sellier P. Pascal et Saint Augustin. Paris, 1970). 671 Этот сборник упоминают Андрей Кесарийский , а также Север, патриарх Антиохийский (512–518), и Ефрем, патриарх Антиохийский (527–545). Сборник был переведен на сирийский язык Сергием (ум. 536), его комментировал Иоанн Скифопольский, а в 7 в. – Максим Исповедник . В Риме о нем знают папа Григорий Великий (590–604) и Анастасий–библиотекарь (9 в.), а Иоанн Скотт Эриугена (ок. 810ок. 877) ок. 858 г. переводит книгу на латынь по указанию Карла Лысого (а возможно, византийского императора Михаила III) и пишет к ней комментарии (так на Запад были транслированы идеи неоплатонизма, оказавшие впоследствии существенное влияние на латинское богословие). В то же время на подложность Ареопагитик уже в 533 г. указывали православные в Константинополе во время диспута с северианами. В настоящее время признано, что автор Ареопагитик не может быть соотнесен с учеником апостола Павла; принятое ныне именование его – Псевдо– Дионисий Ареопагит . См.: Iohannis Scod Eriugenae. Expositiones in ierarchiam coelestem/Ed. Jeanne Barbet. Tumholti, 1975; Rorem P. Eriugena’s Commentary on the Dionysian Celestial Hierarchy. Toronto, 2005; A Thirteenth century textbook of mystical theology at the University of Paris/Ed., trans., introd. L. Michael Harrington. Leuven, 2004. См. также: Dyonisius Areopagita. Dyonisiaca 1–2. Bruges, 1937–1950; Maximi Confessoris Quaestiones ad Thalassium una cum latina interpretatione Ioannis Scotti Eriugenae/Ed. C. Laga, C. Steel. 2 vols. Tumhout, 1980; Maximi Confessoris Ambigua ad Iohannem iuxta Iohannis Scotti Eriugenae latinam interpretationem/Ed. Edouard Jeauneau. Tumhout, 1988; Cappuyns Maieul. Le «De imagine» de Gregoire de Nysse traduit par Jean Scot Erigene/Recherches de Tt ologie Ancienne et Medievale. 1965. Vol. 32; Lydus P. Solution des problemes prposes par Chosroes: traite inedit de Priscien le philosophe/Bibliotheque de l’Ecole des Chartres. 1853. Vol. 4. 672 Для этих сборников характерна беспристрастность: стремясь к полноте и разнообразию, их составители зачастую помещают рядом авторов противоположных направлений, поскольку и у еретиков могли быть здравые мысли. Благодаря этому дошли до нас фрагменты утраченных или отвергнутых книг – толкований Оригена , Дидима, Диодора и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Shakespeare», Leipzig, 1850, 2 Aufl., S. 250–318. Эригена, Эриугена Иоанн Скот (ок. 810ок. 877) — ирландский философ-пантеист, переводивший сочинения отцов Церкви. Экхарт Иоганн (ок. 1260–1327), часто именуемый Мейстер Экхарт, — немецкий мистик, монах-доминиканец; в 1329 г. ряд пунктов его сочинений был объявлен Ватиканом ересью. Здесь и ниже — неточные цитаты из рецензии Пушкина «Об обязанностях человека. Сочинение Сильвио Пеллико» (1836). Рене — герой одноименной повести Ф.-Р. де Шатобриана, написанной в 1802 г. Современники поэта (например, М. П. Погодин, переведший в 1826 г. повесть на русский язык) указывали на сходство характеров Рене и Алеко. Подразумевается фрагмент статьи «О ничтожестве литературы русской» (1834): «…Европа в отношении к России всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна» (XI, 268). Неясно, какие именно события или процессы на Западе послужили поводом для такого заключения. Неточная цитата из статьи «Несколько слов о Пушкине» (1835). Рим. 11:17-24 . Таких слов в Евангелии (синодальный перевод) нет. Подразумеваются сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ». Из стихотворения А. А. Ахматовой «Пушкин» («Кто знает, что такое слава», 1943). Лк. 4:23 . Неточная цитата из стихотворения А. В. Кольцова «Лес» (1837), посвященного памяти Пушкина. В 1819 г. петербургская гадалка А. Ф. Кирхгоф предсказала Пушкину смерть от «белого человека», «белой головы» или «белой лошади». Имеется в виду «Венецианский купец». А. С. Позов дает здесь в русском переводе прозвище одного из героев шекспировской хроники, Генри Перси,— Хотспер. Речь идет о сцене 4 действия V «Генриха IV» (ч. I). «Борис Годунов», сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре». Эпизод со слепым скрыпачом (а не «шарманщиком») относится к первой сцене, а не ко второй, где происходит роковой обед в трактире Золотого Льва. По-видимому, автор под впечатлением «Истории» Карамзина или, скорее, оперы Мусоргского невольно «досочинил» трагедию: у Пушкина никакого «обращения» Бориса, его «примирения», да и вообще описания смерти, нет; ремарка, завершающая сцену, гласит: «Начинается обряд пострижения.

http://azbyka.ru/fiction/metafizika-push...

1408 Шлейермахер (Schleiermacher) Фридрих (1768–1834) – немецкий протестантский теолог и философ, был близок йенским романтикам, в духе идей которых определял религию как внутреннее переживание, чувство «зависимости» от бесконечного. Переводчик Платона. 1410 Рильке (Rilke) Райнер Мария (1875–1926) – австрийский поэт. В лирике прошел сложный путь от импрессионизма (сборник «Часослов», 1905) и философской символики («Новые стихотворения», ч. 1–2, 1907–1908) к «новой вещности», стилю так называемой предметной образности («Дуинезские элегии», 1923). Главная тема – попытка преодолеть трагическое одиночество человека через любовь, единение с людьми и природой. Драматические и прозаические произведения, в том числе роман-дневник «Записки Мальте Лауридса Бригге» (1910), предвосхитивший экзистенциалистскую прозу. 1411 Иоанн Скот Эриугена (Johannes Scotus Eriugena), Эригена (Erige- na) (ок. 810ок. 877) – философ, ирландец по происхождению; с начала 840-х гг. во Франции при дворе Карла Лысого. Ориентировался на греческий средневековый неоплатонизм (перевел на латинский язык «Ареопагитики»). В главном сочинении «О разделении природы», проникнутом сильными пантеистическими тенденциями, выделял природу «творящую и не сотворенную» (Бог), «сотворенную и творящую» (божественные идеи), «сотворенную и не творящую» (единичные вещи), «не сотворенную и не творящую» (Бог как конечная цель мирового процесса). Идеи Иоанна Скота Эриугена были осуждены в XIII в. как еретические. 1412 Впервые: Вопросы философии. 1999. 4. С. 120–138. Печатается по первой публикации. Бонецкая Наталья Константиновна – редактор издательства «Сретенский монастырь». 1413 Шпенглер (Spengler) Освальд (1880–1936) – немецкий философ, историк, представитель философии жизни. Развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов» (египетского, индийского, китайского и т. д.), выражающих коллективную «душу» народа и проходящих определенный жизненный цикл, длящийся около тысячелетия. Умирая, органическая культура перерождается в свою противоположность – цивилизацию, в которой господствует голый техницизм, а на смену творчеству и развитию приходят бесплодие и окостенение. Главное сочинение: «Закат Европы» (т. 1–2, 1918–1922).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

19. С нач. XIII в. символом верховенства папы в светской и духовной жизни являлась сначала двойная, а потом и тройная корона (тиара). 20. Ислам или магометанство представляет собой сочетание араб, язычества, иуд. верований и арианской и несторианской ересей. Возник в Аравии в VII в. уже при жизни своего основателя Магомета (Мухаммеда), почитавшегося пророком. Ислам признает единобожие, человеческую жизнь считает предопределенной, загробную жизнь представляет как чувственные наслаждения или страдания. Прежние языческие верования арабов представлены в исламе как верования в талисманы. В начале VIII в. арабы завоевали огромные территории в Ближней и Средней Азии, Северной Африке; они захватили Сицилию и Испанию, проникнув таким образом в Европу. В это же время у арабов достигли своего расцвета наука и культура, на араб. язык были переведены многие сочинения греч., сир. и староперс. авторов. Особых успехов достигли арабы в математике, географии, астрономии, медицине. В основе араб. философии лежало учение Аристотеля, труды которого арабы принесли в Европу. 21. Аристотель (ο) (384-322 до Р.Х.) - древнегреч. философ, ученик Платона. Аристотель предположил, что идеи не имеют самостоятельного существования вне отдельных предметов, представляют лишь внутренние, субъективные формы действительности. Таким образом, центром философских исследований Аристотеля было отношение понятия к предмету, общего к частному - т.е. логика. Труды Аристотеля получили известность в Европе в XII-XIII вв., после Крестовых походов и вследствие знакомства с араб. культурой. 22. Иоанн Скот Эригена, Эриугена (Erigena, Eriugena) (ок. 810 - ок. 877) - философ-богослов, по происхождению ирландец, а не шотландец (ошибка Киреевского). Переводил на лат. язык творения сщмч. Дионисия Ареопагита и прп. Максима Исповедника, сопровождая их комментариями. Взгляды философа сложились под влиянием новоплатоников, блж. Августина и богословов православного Востока. Его главные сочинения: " О Божественном Предопределении " (851) и " О разделении природы " (867). Учение Эригены еще при его жизни вызвало осуждение Католической церкви, а затем и вовсе было признано еретическим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/292/...

Но уже у Филона система всеединства (в той форме, в которой она существовала во времена Филона) встречается с понятием, которое характерно для Библии, которое перешло из Библии в христианство, став основой христианской метафизики, – с понятием творения. Несмотря на чрезвычайное влияние неоплатонизма на развитие христианской метафизики, это понятие творения сохраняет свое основополагающее значение для всей христианской философии, по крайней мере, номинально. Правда, уже в системе Фомы Аквината мы находим разложение понятия творения, насколько оно оказывается всецело связанным лишь с требованиями веры и Откровения и философски оказывается не имеющим за собой оснований. Но зато у Скота Эриугены (Иоанн Скот Эриугена (ок. 810– ок. 877), средневековый мыслитель, развивавший традицию неоплатонизма) и особенно у гениального Николая Кузанского (Кузанский Николай (1401–1464), крупнейший мыслитель раннего Возрождения) вся острота темы творения (на фоне метафизики всеединства) обнажается с полной силой. Николай Кузанский, однако, так и не справился с задачей вместить идею творения (в её подлинном смысле) в систему всеединства, – и все дальнейшее развитие метафизики в Западной Европе шло и идет в сторону развития тех или иных отдельных моментов проблемы, накреняясь то в сторону плюрализма (Лейбниц), то в сторону имманентизма (Гегель и др.). Но вскоре после Николая Кузанского, когда развитие естествознания принесло с собой необычайное обогащение наших знаний о природе, вопросы натурфилософии, а позже и антропологии уже настолько стали определять, – и ныне определяют, – направление философских изысканий, что тема всеединства в значительной степени потускнела. С другой стороны, и понятие «творения» вновь отодвинулось куда то в сторону – идея эволюции не у одного Спенсера или Бергсона оказалась основной метафизической идеей. Вл. Соловьеву принадлежит инициатива (не только в русской, но и в общеевропейской философии) возрождения концепции «всеединства», и от него и идет в русской мысли гипноз этой концепции, чарующей и подчиняющей себе умы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Особое внимание Карл уделял развитию культуры. В то время Византия имела безусловное превосходство над Западом в области просвещения, науки и искусства. Когда в Восточной Империи был воздвигнут храм св. Софии, звучали гимны Дамаскина, работали такие выдающиеся богословы, как Максим Исповедник, Феодор Студит, Псевдо–Дионисий Ареопагит, на Западе франки, по их собственному признанию, пребывали во тьме невежества. Карла такое положение никак не устраивало, и он приложил максимальные усилия к развитию религиозной и светской культуры. За 14 лет его правления культура Запада пережила невиданный подъем, получивший название «Каролингского возрождения». Во главе его стоял обладавший энциклопедическими познаниями английский ученый и богослов Алкуин, специально приглашенный Карлом из Йорка вместе с другими известными учеными. Следуя призыву Карла не только не пренебрегать научными занятиями, но со всею кротостью и благими намерениями перед Богом «предаваться им полезно», Алкуин основал дворцовую школу в Ахене, где дети королевской семьи и высших придворных могли получить достойное образование. Однако просветительская деятельность Алкуина не ограничивалась кругом знати. Опираясь на систему римского образования, Алкуин заложил основы будущих средневековых школ и университетов. Он же ввел начальное образование для народа, основой просвещения которого стала Библия. Именно в этот период Новый Завет начинают переводить на народный язык с непонятной латыни, осуществляется унификация канонического текста Библии, проводится реформа литургии, устанавливается богослужение по единому римскому образцу. По совету Алкуина Карл Великий призвал пап учреждать монастырские школы, чтобы толкователи Священного Писания были образованными людьми. Преддверие схоластики. Иоанн Скотт Эриугена (ок.810–ок.877) Усилия Карла Великого и Алкуина по развитию западной культуры дали мощный толчок развитию философии и богословия. В этот период стали закладываться основы схоластики, богословской системы, которая в течение нескольких веков будет безраздельно господствовать в западной мысли. Крупнейшим представителем предсхоластики — так ученые называют период с 800 по 1050 год — стал Иоанн Скотт Эриугена.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В апр. 434 г. умер архиеп. Максимиан К-польский; его преемник Прокл готов был примириться с Антиохией. Перемена в политике К-польской кафедры способствовала прекращению волнений на Востоке; большинство сир. епископов остались в общении с И. В К-поле была образована комиссия для изучения причин раскола и низложения противников соглашения 433 г. В апр. 435 г. по итогам работы комиссии были лишены кафедр оставшиеся в оппозиции к И. Александр Иерапольский и еще 5 епископов Антиохийской Церкви. Кроме того, были низложены еще 11 епископов из разных областей М. Азии, Греции и Балкан (Ibid. P. 965). И. полагал, что пребывание в Антиохии Нестория не способствовало урегулированию ситуации, о чем он уведомил Прокла в послании (PG. 84. Col. 810-812; ACO. Vol. 4. P. 208-210). В том же послании содержалась просьба к императору изгнать Нестория из Сирии, чтобы он не смущал Церковь. Феодосий издал рескрипт о сожжении книг ересиарха и о запрете собраний его сторонников. Было принято решение о ссылке Нестория в егип. Оазис (CTh. XVI 5. 66; Mansi. T. 5. P. 255; ДВС. Т. 1. С. 583-585). Тогда же, видимо не без инициативы И., по неясной причине преследованию подвергся его старый друг еп. Ириней Тирский, имущество которого было конфисковано, а сам он сослан в Петру Аравийскую. Ок. 436 г. по предложению свт. Кирилла имп. Феодосий потребовал от всех епископов империи письменного осуждения несторианства. Получив формулу осуждения, И. обратил внимание архиеп. Прокла на неразумность этой меры, грозившей новыми нестроениями Церкви на Востоке (PG. 65. Col. 877). Вероятно, под влиянием И. Проклу удалось убедить имп. Феодосия отказаться от этого шага. Не сохранилось сведений о том, что И. или подчиненные ему епископы подписали эту формулу. В 438 г. разгорелся спор о «Томосе к армянам», изданном архиеп. Проклом К-польским относительно учения Феодора Мопсуестийского. Прокл подверг осуждению ряд богословских фрагментов посланий Феодора. И. было предложено рассмотреть «Томос...» на Соборе в Антиохии и присоединиться к мнению Прокла.

http://pravenc.ru/text/469618.html

Первым известным правосл. автором, к-рый начал писать на арабском, был уроженец Эдессы Феодор Абу Курра , монах лавры св. Саввы и впосл. епископ Харрана (Сирия). Ему принадлежит ключевая роль в оформлении новой арабо-христ. идентичности. Он написал неск. десятков богословских трактатов на сир., греч. и араб. языках, в к-рых излагал и отстаивал основы правосл. вероучения, в т. ч. актуальную тогда тему почитания икон. Мн. труды Феодора Абу Курры в средние века переводились на греч. и груз. языки. Среди переводчиков Феодора был Михаил (761-846), также монах лавры св. Саввы и синкелл Иерусалимского патриарха Фомы (807-821). Ок. 810 г. Михаил составил пособие по греч. грамматике и синтаксису, предназначенное для палестинских монахов, изучающих греч. язык как иностранный, что было частью общей работы по переложению на араб. язык христ. духовного наследия (Ibid. P. 124-128). Среди др. правосл. книжников IX в. известны монах лавры св. Харитона Стефан из Рамлы, переписчик апологетического трактата, впосл. названного учеными «Summa Theologiae Arabicae» (877); монах лавры св. Саввы Антоний Давид Багдадский, переписавший в 885-886 гг. ряд житийных текстов по заказу синайских монахов, которые тоже целенаправленно пополняли свою б-ку араб. книгами (Ibid. P. 123-124; Chap. XI. P. 7-19). В IX-XI вв. продолжались интенсивные контакты между правосл. Церквами мусульм. мира. В палестинских монастырях встречались выходцы из Сирии, Месопотамии, Заиорданья. Ярким примером межцерковных связей может служить поставление в Иерусалиме в 907 г. выходца из Халеба Христодула на Патриарший престол Александрии ( Eutych. Annales. Pars 2. P. 75; Медников. 1897. Т. 2. С. 288-289). Иерусалимский патриарх Фома провел реконструкцию храма Гроба Господня на средства богатого егип. христианина Макария, возможно монофизита по исповеданию ( Eutych. Annales. Pars 2. P. 55; Медников. 1897. Т. 2. С. 280). На Ближ. Востоке продолжалось присутствие груз. монахов; мн. произведения сир. и араб. лит-ры раннего средневековья сохранились только в груз. переводах ( Griffith. 1988. P. 15-17; I dem. 1992. Chap. VIII. P. 125).

http://pravenc.ru/text/293788.html

Поэтому церковная литература на Западе не представляла ничего выдающегося, за единственным исключением сочинений Иоанна Скотта Эриугены (ок. 810–877) – философа, мыслителя и придворного ученого Карла Великого. Богословская мысль занималась главным образом толкованием Священного Писания в духе рабского подражания прежним толковникам и в механическом соединении сведений, заимствованных целиком у разных церковных писателей. Такое компилятивное направление церковной литературы продолжалось на Западе до половины XI века. Кроме того, многие трактаты этой эпохи поражают необыкновенной грубостью языка и такими выражениями, которые переходят в цинизм. Но при всех этих неблагоприятных условиях как на Востоке, так и на Западе, были писатели, заслужившие своей эрудицией право на место в церковной истории. §2. Преподобный Максим Исповедник (580–662 гг.) Преподобный Максим Исповедник родился в 580 году в Константинополе. Получил хорошее образование, обстоятельно был знаком не только с церковной, но и со светской литературой. В юности Максим служил при царском дворе, однако суетная обстановка придворной жизни не могла удовлетворить его духовных запросов. Он оставил мир и удалился в Хризопольскую обитель, где своими подвигами приобрел уважение братии и был избран в игумены. В 30-х годах VII века Максим оставляет обитель и посвящает свою жизнь борьбе с монофелитством. Когда Константинополь был охвачен ересью, преподобный Максим удалился на Запад. В 649 году он участвует в работе Латеранского Собора в Риме, созванного по его совету папой Мартином (649–655). На этом Соборе присутствовали греческие епископы. Собор осудил монофелитство. Однако защитников Православия постигла императорская кара. Папа Мартин был отправлен в ссылку в Херсонес Таврический, где скончался в 655 г., а преподобный Максим Исповедник после нескольких ссылок был подвергнут истязаниям в Константинополе, после чего был сослан на Кавказ, в землю Лазов (в Мингрелии), где он скончался в 662 г. Преподобный Максим был самым глубокомысленным богословом и оригинальным диалектиком своего времени. По глубине и полноте своих богословских созерцаний он может быть поставлен в одном ряду с выдающимися писателями IV века. Многочисленные сочинения Максима по своему содержанию различаются на догматические, экзегетические, морально-аскетические и литургические.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Там преподавалась «древняя греческая грамматика и риторика» и обучались люди, «способные служить в императорской администрации и на высших ступенях церковной иерархии», но «культура их была недоступна более широким кругам, потому что она выражалась на мертвом языке и предполагала сумму тайного познания (arcane knowledge)» 66 . За исключением патриарха Фотия (ок. 810–895, патриарх с 858 по 867 и 877–886 гг.), церковная деятельность и энциклопедическая ученость которого повлияли на богословское мышление, никто из интеллигентов, связанных с университетом, не вошел в число влиятельных богословов. Подобно Михаилу Пселлу (1018–1078), они ограничивались в своих писаниях исключительно философскими или риторическими темами. Если же они дерзали высказывать свои философские убеждения в богословских выражениях, им грозило церковное осуждение. Так, «накануне периода, когда Запад посвятит свое мышление философии древности и вступит в великую эпоху схоластики, византийская Церковь торжественно откажется от всякого синтеза между эллинским духом и христианством, оставаясь верной только тому синтезу, который был достигнут в святоотеческий период» 67 . Но были ли творческие успехи в богословии, которые мы не находим в императорском университете, в патриаршем училище Константинополя? По-видимому, нет. Единственный период, по которому мы располагаем историческими данными, показывающими активную роль «патриарших» преподавателей в богословских спорах, – это XII век. Но споры, которые велись на высоком научном уровне, касались лишь ересей и борьбы с ними 68 . Богословское творчество, как мы увидим позже, жило не здесь. Эта малая изученность сведений о связи между богословием и ученостью в Византии объясняет ту резкую противоречивость во мнениях, что высказывают историки о византийской христианской цивилизации. Историки века просвещения (Вольтер, Гиббон) презирали «средневековое варварство» Византии, но все же ставили ей в заслугу (очень ограниченную) сохранение рукописных текстов древних греческих авторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010