. М. был 7-м ребенком в семье имп. Феофила (829-842) и св. Феодоры К тому времени старший брат М. Константин трагически погиб, и М. стал единственным наследником престола муж. пола. Он был коронован как соправитель Феофила вскоре после рождения, возможно 15 мая 840 г., и после смерти отца (20 янв. 842) остался единственным императором. В ранних источниках, рассказывающих о восстановлении иконопочитания в марте 843 г., нередко упоминают М., но в силу малолетства его роль была только церемониальной. Реальная власть находилась у Феодоры, логофета Феоктиста и отчасти брата Феодоры Варды. М., по словам историков, «занимался охотой, скачками и прочей нечистотой». В 855 г. Феодора и Феоктист заставили М. оставить свою фаворитку Евдокию Ингерину и жениться на Евдокии Декаполитиссе. Евдокия Ингерина позднее стала женой буд. имп. Василия I, но в связи с тем, что отношения между М. и Евдокией сохранялись, в науке обсуждается вопрос, не был ли сын Евдокии имп. Лев VI Мудрый (886-912) сыном М. В источниках содержится история о том, что Феодора устроила для М. царские смотрины невест, но эти сведения скорее всего легендарны. В связи с личной неприязнью М. к Феоктисту (он видел в Феоктисте конкурента в борьбе за власть) Варде без труда удалось добиться от императора согласия на убийство Феоктиста, к-рое произошло также в 855 г., возможно, в присутствии М., но в любом случае по его приказу. Феодора была лишена власти, и с 15 марта 856 г. М. правил единолично, хотя реальная власть перешла в руки Варды, к-рый позднее получил от М. титул кесаря. В 858 г. императрицу с дочерьми удалили из дворца. Варда потребовал от К-польского патриарха свт. Игнатия (847-858; 867-877) насильно постричь их в монахини. Патриарх не только отказался, но и обвинил Варду в сожительстве с собственной невесткой. Последовало смещение Игнатия с кафедры, к-рую занял свт. Фотий I (858-867, 877-886), в результате чего в К-польской Церкви началась т. н. Фотиева схизма. Новопоставленный патриарх свт. Фотий был более благожелателен к М., нежели его предшественник. Так, 18-я гомилия Фотия по сути представляет собой Похвальное слово М., в котором ему приписываются особые заслуги в борьбе с ересями, гл. обр. с иконоборчеством. К 865 г. при дворе М. усилились позиции (бывш. протостратора) паракимомена Василия (впосл. император Василий I Македонянин). 21 апр. 866 г., во время похода на Крит, он получил от М. согласие на убийство кесаря Варды. 26 мая М. короновал Василия соправителем и усыновил его. В ночь на 24 сент. 867 г. сторонники Василия, видимо при его участии, убили М. во дворце св. Маманта под тем предлогом, что он готовил покушение на своего соправителя, желая поставить на его место др. фаворита. М. был погребен в мон-ре Филиппика в Хрисополе, но в начале своего правления в 886 г. имп. Лев VI торжественно перенес его останки в собор св. Апостолов в К-поле и захоронил в герооне Константина. Внешняя политика

http://pravenc.ru/text/2563704.html

Евфимий I (490–496) Македоний II (496–511) Тимофей I (511–518) Иоанн II Каппадокиец (518–520) Епифаний (520–535) Анфимий (Анфим) I (535–536) Мина (Мена) (536–552) Евтихий (552–565 и 577–582) Иоанн III Антиохийский («Схоластик») (565–577) Иоанн IV Ниститис («Постник») (582–595) Кириак (595/6–606) Фома I (607–610) Сергий I (610–638) Пирр (638–641 и 654) Павел II (641–653) Петр (654–666) Фома II (667–669) Иоанн V (669–675) Константин I (675–677) Феодор I (677–679, 686–687) Павел III (688–694) Каллиник I (694–706) Кир (705 или 706–711/712) Иоанн VI(712–715) Герман I (715–730) Анастасий (730–754) Константин II (754–766) Никита I (766–780) Павел IV (780–784) Тарасий (784–806) Никифор I (806–815) Феодот I Мелиссин Касситера (815–821) Антоний I Кассимат (821–837) Иоанн VII Морохарзан («Грамматик») (837–843) Мефодий I (843–847) Игнатий (847–858 и 867–877) Фотий (858–867 и 877–886) Стефан I (886–893) Антоний II (Кавлеа) (893–901) Николай I Мистик (901–907 и 912–925) Евфимий I (907–912) Стефан II (925–928) Трифон (928–931) Феофилакт (933–956) Полиевкт(956–970) Василий I Скамандрин (970–974) Антоний III Студит (974–979) Николай II Хрисоверг (979–991) 991–996 гг. – вакантен. Сисиний II (996–998) 999 – около 1001 г. – вакантен Сергий II Мануилит (1001–1019) Евстафий (1019–1025) Алексей III Студит (1025–1043) Михаил I Кируларий (1043–1058) Константин III Лихуд (1059–1063) Иоанн VIII Ксифилин (1064–1075) Косьма I Иерусамилит («Иерусалимлянин») (1075–1081) Евстратий Гарида (1081–1084) Николай III Кирдиниат («Грамматик») (1084–1111) Иоанн IX Агапит (1111–1134) Лев Стиппиот (1134–1143) Михаил II Куркуас (Оксит) (1143–1146) Косьма II Аттик (1146–1147) Николай IV Музалон (1147–1151) Феодот II (1151–1153) Неофит I (1153/1154, один месяц) Константин IV Лихуд (Хлиарин) (1154–1157) Лука Хрисоверг (1157–1169/70) Михаил III Анхиальский (1170–1177) Харитон Евгениот (1177–1178) Феодосий I Ворадиот (1178–1183) Василий II Филаконул Каматир (1183–1187) Никита II Мунтан (1187–1190) Леонтий Феотокит (февраль-октябрь 1189)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его друг и коллега св. Наум остался в северо-восточной Болгарии, где он основал монастырь св. Пантелеимона, ставший вторым по значимости центром славянской христианской учености. Монастырь пользовался особым покровительством Бориса и его сына Симеона, вернувшегося домой после завершения своего образования в Константинополе. Апостольские труды учеников св. Мефодия получили поддержку государственных властей в Константинополе. Это можно проиллюстрировать даже таким эпизодом. Вскоре после кончины св. Мефодия посланник императора Василия I, находясь в Венеции, обратил внимание на группу ученых рабов, выставленных на продажу еврейскими торговцами. Расспросив их, он узнал, что они были учениками свв. Кирилла и Мефодия, которых моравцы продали в рабство как еретиков. Имперский посланник выкупил их и отправил в Константинополь. Многие из них были направлены византийскими властями в Болгарию на помощь своим коллегам, уже работавшим там. 6. Итак, политика Василия неизбежно пришла к продолжению политики Варды и Фотия. С Римом опять начался разлад из-за Болгарии. Вскоре император и сам это понял, тем более что популярность Фотия была огромной, а его унижение в глазах народа и большинства духовенства было равносильно унижению Востока перед Римом. Фотий был возвращен ко двору и приглашен стать учителем детей императора. Через несколько лет произошло торжественное примирение Фотия и Игнатия. Сразу же после смерти Игнатия (877 г.) Фотий вторично вступил на патриарший трон (877-886 гг.). В Риме папой был Иоанн VIII (тот самый, который вызволил Мефодия из темницы). Он осознавал необходимость примирения. После предварительной переписки в 879-880 гг. в столице был созван новый собор: «Великий собор воссоединения», или «Великий собор в Св. Софии». На соборе присутствовали легаты папы Иоанна VIII, которые сделали слабую попытку добиться от Фотия извинений за низложение папы Николая I. Но византийцы сожалений не высказали. Легаты также попытались было уговорить Фотия, чтобы он вернул управление Болгарской Церковью в руки римского престола. Однако им было разъяснено, что вопрос этот не зависит от патриарха: разграничение епархий - дело императора. Им пришлось удовлетвориться такими объяснениями.

http://sedmitza.ru/lib/text/434793/

Когда жители Бари обратились к Византийскому императору, греческий стратиг Григорий с флотом отплыл из Отранто и взял город под охрану. Обрадованный папа Иоанн VIII тут же написал Македонянину письмо, в котором горячо благодарил того за помощь Римской церкви и просил выделить корабли для охраны морских вод Западной Италии 66 . В эти годы Византийский царь пожинал плоды своей блестящей стратегии. В 876 г. Василий I восстановил византийское влияние на славяно-италийско-франкской границе и назначил Венецианского дожа протоспафарием, вследствие чего Константинополь начал довлеть и над хорватскими славянами. В 877 г. императору удалось захватить часть франкской Далмации. Затем Македонянин утвердил на хорватском троне Здеслава (878–879), приславшего посольство в Константинополь. Даже военные действия с арабами на некоторое время прекратились 67 . В 876 г. Македонянин совершил еще один удачный поход против павликиан и арабов, опустошив все территории, расположенные между Тарсом и Марашем. Предпринятый сарацинами в 878 г. поход закончился их страшным поражением, и лишь в 883 г. им удалось взять некоторый реванш у греков. Война показала, что силы сторон, при очевидном стратегическом превосходстве византийцев, все еще почти равны. А потому оба противника не стремились к большим территориальным приобретениям, поставив перед собой главную задачу истощить вражеские владения. Как следствие, в эти годы пышным цветом расцвел морской разбой, причем здесь перевес наблюдался уже у мусульман – в 880 г. их быстроходные корабли дошли чуть ли не до гавани Константинополя. Перевес арабов на море самым печальным образом сказался в самые ближайшие годы 68 . Но случались и весьма чувствительные поражения, как, например, окончательная потеря Сицилии. В августе 877 г. правитель Африки Ибрахим-ибн-Ахмед, деятельный и энергичный воин, уничтожил посевы вокруг Сиракуз и осадил город с моря и суши. К несчастью, император почему-то не придал большого значения известию об этом – видимо, посчитал этот поход очередной грабительской экспедицией, не способной захватить хорошо укрепленный город; и поплатился за это. Конечно, нужно было действовать более решительно, но следует принять во внимание то, что император был вынужден выделить много судов для охраны острова Кипр, и поэтому оказался не в состоянии защитить сразу два пункта обороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

L., 1969; Schlesinger W. Zur Erhebung Karls des Kahlen zum König von Lotharingen 869 in Metz//Landschaft und Geschichte: FS für F. Petri zu seinem 65. Geburtstag. Bonn, 1970. S. 454-475; Jacob A. Une lettre de Charles le Chauve au clergé de Ravenne?//RHE. 1972. Vol. 67. N 2. P. 409-422; Devisse J. Hincmar, archevêque de Reims, 845-882. Gen., 1975-1976. 3 vol.; Wallace-Hadrill J. M. A Carolingian Renaissance Prince: The Emperor Charles the Bald//Proc. of the British Academy. Oxf., 1978. Vol. 64. P. 155-184; idem. The Frankish Church. Oxf.; N. Y., 1983. P. 241-257; McKitterick R. The Frankish Church and the Carolingian Reforms, 789-895. L., 1977; eadem. Charles the Bald (823-877) and His Library: The Patronage of Learning//EHR. 1980. Vol. 95. N 374. P. 28-47; eadem. Manuscripts and Scriptoria in the Reign of Charles the Bald, 840-877//Giovanni Scoto nel suo tempo: L " organizzazione del sapere ina età carolingia: Atti del XXIV Convegno storico internazionale (Todi, 11-14 ottobre 1987). Spoleto, 1989. P. 201-234; Nelson J. L. Kingship, Law and Liturgy in the Political Thought of Hincmar of Reims//EHR. 1977. Vol. 92. N 363. P. 241-279; eadem. «Not Bishops " Bailiffs but Lords of the Earth»: Charles the Bald and the Problem of Sovereignty//The Church and Sovereignty, c. 590-1918: Essays in Honour of M. Wilks/Ed. D. Wood. Oxf.; Camb. (Mass.), 1991. P. 23-34; eadem. Charles the Bald. L., 1992; eadem. La mort de Charles le Chauve//Médiévales. Saint-Denis, 1996. Vol. 31. P. 53-66; Deshman R. The Exalted Servant: The Ruler Theology of the Prayerbook of Charles the Bald//Viator. Turnhout, 1980. Vol. 11. P. 385-432; Charles the Bald: Court and Kingdom: Papers Based on a Colloquium Held in London in April 1979/Ed. M. T. Gibson, J. L. Nelson. Oxf., 1981. Aldershot, 1990 2; Ward E. F. Caesar " s Wife: The Career of the Empress Judith, 819-829//Charlemagne " s Heir: New Perspectives on the Reign of Louis the Pious/Ed. P. Godman, R. Collins. Oxf., 1990. P. 205-227; Diebold W. J. Verbal, Visual, and Cultural Literacy in Medieval Art: Word and Image in the Psalter of Charles the Bald//Word and Image: A Journal of Verbal/Visual Enquiry.

http://pravenc.ru/text/1681077.html

Известны всего 7 рукописей IX-XVI вв., содержащих сочинения Н. в полном виде. Вскоре после кончины Н. его учениками было подготовлено издание его богословско-полемических сочинений в 2 томах. Согласно Р. Блейку, впервые выдвинувшему эту гипотезу, издание было осуществлено еще до восстановления иконопочитания. Первый том включал «Большое защитительное слово», 3 «Возражения» и, возможно, Житие Н. авторства Игнатия Диакона, 2-й - проч. сочинения Н. ( Blake. 1939). Новейшие исследования свидетельствуют в пользу иного распределения: в 1-й том вошли сочинения, созданные для опровержения учения 1-го периода иконоборчества, и краткие трактаты «О Магнезийце» и «Против иконоборцев», а во 2-й - «Обличение и опровержение». Первоначальный состав 1-го тома представлен в рукописи Paris. gr. 911, которая, возможно, была создана в окружении патриарха Мефодия I ( Chryssostalis. 2012. P. 133-159). В 828-847 гг. (т. е. в период между кончиной Н. и завершением Патриаршества Мефодия I) труды Н. использовались авторами, принадлежавшими к ближайшему окружению Мефодия: агиографами Игнатием Диаконом, Феофаном Пресвитером, Петром Монахом (автором 1-й версии Жития прп. Иоанникия Великого) и историком Георгием Амартолом ( Афиногенов. 1999). С сер. IX до сер. XIV в. свидетельства того, что визант. авторы были знакомы с трудами Н., отсутствуют. Патриарх Фотий (858-867, 877-886), высоко ценивший «Краткую историю» Н., не был знаком с его богословскими сочинениями. Возможно, это объясняется с тем, что труды Н. вместе с остальным архивом Мефодия I в 847 г. перешли во владение сменившего его на К-польском престоле Игнатия (847-858, 867-877) и тот передал их на хранение в Студийский мон-рь ( i dem. 2006). Интерес к трудам Н. возрос на рубеже XI и XII вв. в связи с актуализацией вопроса о почитании священных изображений, вызванной политикой имп. Алексея I Комнина (1081-1118), изымавшего церковное имущество для покрытия военных расходов. К этой эпохе относятся составляющие единый комплект рукописи Paris. gr.

http://pravenc.ru/text/2565510.html

541. Гатри Д. С. 436. 542. Исследователи отмечают в Кол. отзвуки учений пифагорейцев, циников или популярной тогда стоической мысли, а также платонизма. Кроме того, философией тогда называли и мистические религии. Нельзя исключать даже иудейство, так как характеризуя фарисеев, саддукеев и ессеев, Иосиф Флавий называет их философами. К тому же в 2, 8 упоминается и «предание человеческое», что также связано с иудейством (ср. Мк. 7, 8). — cм. Brown R. P. 605, N. 14. 543. Cм. Horgan M. P. The Letter to the Colossians.//NJBC. P. 877. 544. Чаще всего две фразы расцениваются как вставленные Павлом (выделены курсивом): «И Он есть глава тела Церкви» (ст. 18) и «умиротворив через Него, Кровию креста Его» (ст. 20). — cм. Brown R. P. 603. N. 9. 545. Взято из: Данн Д.Д. С. 175. Другие варианты разбивки на строфы cм. Brown R. P. 603. 546. См. Сорокин А., прот. С. 257. 547. Brown R. E. The Introduction to the NT... 548. Ангелология довольно широко представлена в Новом Завете, причем уже как имеющееся наследие иудаизма. В Кол. 1, 13. 16; 2, 10. 15; Еф. 1, 21; 2, 2; 3, 10; 6, 12 встречаются такие наименования ангельских чинов: a)rxai/(начала, 6 раз), a)rxwn (начальник, 1), qro/noi (престолы, 1), kurio/thtej (господства, 2), e)cousi/ai (власти, 8), dunamij ((силы, 1), которые выступают и как противники Бога, «мироправители (kosmokra/toroi, Еф. 6, 12) тьмы века сего», и как ангелы Божии. Это отражено в последующем христианском Предании, например, в евхаристических молитвах (см. евхаристическая молитва Литургий свтт. Василия Великого, Иоанна Златоуста и др.). 549. Данн Д.Д. С. 176. 550. Cм. Horgan M. P. The Letter to the Colossians.//NJBC. P. 877. 551. В древности строчные и прописные буквы не различались. 552. См. также Еф. 5, 21 — 6, 9; Тит. 2, 1-10; 1 Тим. 2, 1-2. 8-15; 5, 1-2; 6, 1-2 и 1 Петр. 2, 13 — 3, 7. 553. Cм. Brown R. P. 617. 554. Cм. Brown R. P. 620; Dunn J. P. 288. 555. Cм. Kümmel W.G. P. 356. 556. См. Мень А., прот. Послания апостола Павла.//Библиологический словарь. Т. II. М. 2002. С. 365.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

Святые Мефодий и Константин прибыли в Рим с мощами святого Климента. 867–877 Святой Игнатий, патр. Константинопольский (вторично). 867–886 Имп. Василий I Македонянин. Кончина в Риме святого Константина, в монашестве Кирилла. Святой Мефодий посвящен во архиепископа Моравии и Паннонии и отправлен на кафедру. 869–870 Утверждение восточного христианства в Моравии (проповедь святителя Мефодия). Кн. чешский Боривой и его супруга Людмила приняли крещение от святителя Мефодия. 877–886 Фотий, патр. Константинопольский (вторично). Олег, кн. киевский. Кончина равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского. Его ученики и около двухсот священников были изгнаны из Моравии. Часть их по приглашению царя болгарского Бориса переселилась в Болгарию для утверждения богослужения на славянском языке. 886–893 Святой Стефан I, патр. Константинопольский. 886–912 Имп. Лев VI Мудрый. 912–913 Имп. Александр. 893–901 Святой Антоний II Кавлей, патр. Константинопольский. 912–925 Николай I Мистик, патр. Константинопольский. Евфимий II, патр. Константинопольский. 912–925 Николай I Мистик, патр. Константинопольский (вторично). Игорь Рюрикович, кн. киевский. 920–944 Имп. Константин VII Багрянородный. Имп. Роман I Лакапин. 925–928 Стефан II, патр. Константинопольский. Папа Иоанн Х безуспешно пытался остановить распространение славянского богослужения в хорватских землях. 928–931 Святой Трифон, патр. Константинопольский. 933–956 Феофилакт, патр. Константинопольский. Договор кн. киевского Игоря с греками: при заключении договора князь и язычники из его дружины клялись Перуном, а дружинники-христиане присягали в храме пророка Илии. ок. 945–960 Святая Ольга, кнг. киевская. Кончина святого Андрея Юродивого, славянина из Новгорода, подвизавшегося в Константинополе. 956–970 Полиевкт, патр. Константинопольский. ок. 945–960 Кнг. киевская Ольга приняла в Константинополе крещение с именем Елена. 959–963 Имп. Роман II. 959–963 Святослав Игоревич, кн. киевский. ок. 960–972 Имп. Никифор II Фока. 967 или 968 Вторжение кн. киевского Святослава в Болгарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

При Константинопольском патриархе Фотии Великом (858–867 и 877–886) также предпринимались попытки к примирению. Католикос Захария (855–877) после переписки с Константинопольским патриархом созвал в Ширакаване собор (862), на котором присутствовал посланный Фотием митрополит Никейский. Сам патриарх Фотий признал, что “армянская страна содержит чисто православную христианскую веру” (Послание к восточным патриаршим престолам) 24 . Константинопольский патриарх Николай Мистик (912–925) писал армянскому князю Сабату, сыну Ашота, призывая его принять православное исповедание, однако требовал, чтобы армянский католикос прибыл в Константинополь для собеседования и хиротонии. Речь шла о подчинении Армянской Церкви Константинополю, поэтому князь Сабат (913–925) временно положил конец отношениям обеих Церквей. Католикос Ваган Сюнийский (968–969) своею особой ревностью к иконопочитанию и к решениям Халкидонского собора восстановил против себя сторонников монофизитства. Был созван в Ани собор (969), который низложил Вагана и избрал Стефана III Севанского (969–971). Произошло разделение на два католикосата: западный со Стефаном и восточный с Ваганом (в Ахтамаре на оз. Ван). Удачные походы императоров UoahhaI Цимисхия (969–976) и Василия II Болгаробойцы (976–1025) в Месопотамию, Сирию, Ливан и на Кавказ на некоторое время обеспечили византийское влияние в захваченных странах. Вассальную зависимость от Византии признали также правители Абхазии, Аспуракана и Ани. Однако с востока надвигалась новая угроза— турки-сельджуки, которые незадолго до этого обратились в ислам. Будучи не в силах оказать сопротивление, армянские князья вместе с народом начинают переселяться на запад. В момент взятия турками Ани состоялось самое большое переселение армян, которые под водительством князя Рубена из рода Багратидов осели на отрогах Таврского горного хребта и в Киликийской долине, между Антиохией и Аданой. Здесь и было основано царство Малой Армении (1095–1375). В коренной Армении образовались феодальные государства сельджукских правителей. Из армянских царств продолжали существовать Сюникское и Ташир-Дворагетское, которые в период царствования грузинского царя Давида Строителя (1089–1125) укрепили свои дружественные связи с Грузией и через Трапезунд с Русью. Муж грузинской царицы Тамары (1184–1213) князь Юрий Боголюбский (сын Андрея Боголюбского) сыграл большую роль в освобождении Армении от турецкого ига.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Во время делопроизводства собора, однако же обнаружилось, что личный вопрос касательно патриарха был не единственным предметом разногласия между Римом и Константинополем. Римляне жаловались, что послание папы было искажено во время чтения, греки говорили Игнатию, что его церковь низведена была на степень рабыни Рима; но сам Игнатий с такой же решительностью, как и Фотий, готов был отстаивать юрисдикцию своей кафедры над Болгарией. B Константинополе находились послы из этой страны, и их глава (неизвестно, под чьим влиянием) опять заколебался в своей церковной верности. Послы, будучи приглашены к императору вместе с Игнатием, римскими легатами и представителями восточных патриархов, спрашивали, к какой церкви должны они считать принадлежащею свою страну. Восточные спрашивали, к какой церкви она принадлежала в качестве провинции империи и каковое в ней было духовенство во время болгарского завоевания, греческое или латинское. На это последовал ответ, что провинция была подчинена Константинополю, и что духовенство в ней было греческое, и на этих основаниях выводилось заключение, что Болгария должна принадлежать патриарху Константинопольскому. Римские легаты, однако же, оспаривали эти факты и передали Игнатию письмо от папы, в котором ему советовалось не вмешиваться в это дело. Патриарх принял письмо весьма почтительно, но не обратил на него никакого дальнейшего внимания. Император отпустил легатов с холодностью. Игнатий в том же году посвятил архиепископа для Болгарии, и в короткое время все латинское духовенство было изгнано из этой страны 3208 . Иоанн VIII писал болгарам (877 г.), увещевая их возвратиться к общению с римской церковью, которую они сначала избрали, и предостерегая их от опасности связи с греками, которые, говорил он, всегда находились в той или другой ереси 3209 . Папа писал также к Игнатию, что так как он обязан был своим саном апостольской кафедре, то он и потеряет его, если будет удерживать за собой Болгарию. Греческому духовенству предписывалось удалиться в течении тридцати дней, и Игнатию угрожало отлучение и низложение, если он не исполнит этого приказания. Письма подобного же рода были написаны и к королю Болгарии и греческому духовенству этой страны, и вероятно произошло бы сильное столкновение, если бы не смерть Игнатия, последовавшая в октябре 877 года 3210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010