III 2. 24). На разработку темы Б. в католич. теологии и философии ср. веков большое влияние оказали логика и метафизика Аристотеля в различных их интерпретациях - от Викторина с догматико-полемическим трактатом «Против Ария», Боэция с переводами и комментариями Аристотеля и Порфирия и объяснениями греч. философской терминологии до «метафизики» Авиценны (Ибн Сины) и Аверроэса (Ибн Рушда) . Боэций (ок. 480 - 524 или 526) полагает, что вслед. единства и простоты Божественной сущности Б. и сущность в Боге тождественны (Quomodo substantiae bonae sint//PL. 64. Col. 1311B). Вслед за Аристотелем он считает, что всякое тварное Б. происходит от формы, т. е. вещь возникает тогда, когда неопределенный материальный субстрат обретает свою форму ( Boetius. De Trinit. 2). Кроме различия между формой и материей Боэций во всякой тварной вещи выделяет 3 составляющих - «то, что есть» (id quod est, первая сущность, по Аристотелю), Б. (esse) и свойства, поскольку все, что есть, причастно Б., чтобы быть, и причастно чему-то иному (т. е. каким-то свойствам), чтобы быть чем-то определенным (Quomodo substantiae bonae sint//PL. 64. Col. 1311C). Для всякого сложного одно - это его Б., а др.- оно само (Ibidem). Для решения проблемы соотношения Б. и блага Боэций отправляется от аристотелевского понимания Б.; в конечном счете решает эту проблему ссылкой на тождество первого Б. и блага и усматривает его в Боге. Вопрос об обратимости Б. и единства Боэций затрагивает в связи с проблемой творения («Бог… есть Тот, от Кого происходит всякое бытие» - Boetius. Contr. Eutych. 3) и критикой ереси Нестория , утверждавшего, что существование двух природ во Христе требует признания двух лиц, и ереси Евтихия , к-рый признавал одно лицо во Христе и по этой причине отвергал соединение в Нем двух природ. Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-877), учивший о 4 природах - творящей и несотворенной, сотворенной и творящей, сотворенной и не творящей, не творящей и не сотворенной ( Eriug. De div. nat. I 1) - и рассматривавший все сущее как проявление Самого Бога, связывает Б. с формой, однако в силу принятых предпосылок оказывается перед трудноразрешимой проблемой различения в Боге вечного Б. Бога и Его идей от временного Б. конечных вещей.

http://pravenc.ru/text/153741.html

В.Н.Лосский – довольно сложное явление. С одной стороны, ортодоксальный богослов и борец против софиологической ереси; с другой стороны – человек, пытающийся сблизить православное богословие с католическо-англиканским через ложные интерпретации Эригены и Мейстера Экхарта, а именно: он старается аналитически найти у этих западных пиетистов 52 (Экхарт) и пантеистов (Эригена) элементы созерцательного восточного богословия и провести мысль, что они были отчасти православными. Эригена (ок. 810ок. 877) – средневековый философ, по происхождению ирландец; с начала 840-х гг. жил во Франции. О Розанове Что касается Розанова, то это не демон, искусивший когда-то праотцев. Из его змеиных глаз вдруг, неожиданно льются детские слезы, как будто он оплакивает собственную душу, как мертвеца, лежащего в гробе. Он то плюет на хитон Христа, то судорожно прижимает его к своей груди, осыпая поцелуями. Толстой умер во время бегства не из дома, а из Оптины. Розанов умер у стен Троицкой Лавры, исповедав, как покаявшийся разбойник, Христа своим Спасителем и Богом. Об О. Софронии и его книге «Старец Силуан 53 Что касается отца Софрония (схиархимандрита Серафима), то его главное произведение «Старец Силуан» в молодости произвело на меня большое впечатление, и я до сих пор ему благодарен. Мне кажется, он не модернист, но опыт старца Силуана он понять и выразить полностью не смог. Во многом он остался интеллигентом, и эту интеллигентность не смыли с него ни многолетняя жизнь на Афоне, ни схима. О какой-то особой софрониевской традиции, мне кажется, нечего сказать, так как она вряд ли вообще существует. В его творениях сочетается умозрительный аскетизм с туманным гуманизмом, как с каким-то посторонним привкусом или осадком. ...Кто мог выразить полностью опыт о. Силуана? Отвечаю – отцы Добротолюбия . Из чего я знаю об опыте о. Софрония? Из его личной переписки, теперь опубликованной, и книги «Видеть Бога как Он есть». Дух этих книг, как мне кажется, отличается от духа записей отца Силуана. Поэтому я предупреждал вас, что в книге о старце Силуане проявляется во многом личность самого о. Софрония. Но это не значит, что книга о старце Силуане неполезная, только к ней нельзя относиться так, как к святоотеческим творениям. Об интеллигенции и ее отношении к религии

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Но свой самый примечательный плод ареопагитическая традиция принесла на Западе. Этот плод был запоздалым: в 827 г. византийские послы подарили франкскому королю Людовику Благочестивому, сыну Карла Великого, экземпляр рукописи ареопагитических сочинений, но только преемник Людовика Карл Лысый нашел у себя в 50-х годах IX в. при своем дворе ученого, который владел греческим языком и взялся выполнить перевод. Это был Эриугена (ок. 810 - ок. 877 гг.) 52. Эриугена жил среди начавшего складываться - на развалинах греко-латинского единства - нового, германо-романского культурного региона, но, как говорилось выше, по всей сути своего духовного склада принадлежал к минувшей эпохе. Мы очень мало знаем о нем, но из его сочинений возникает образ своеобычного и очень одинокого мыслителя. По происхождению Эриугена был ирландцем, что, по-видимому, предопределило его антипатию к латинской теологии (Ирландия, гордая самобытным строем своей учености и своей религиозности, порой косо смотрела на претензии римской епископии, с которой успешно соперничала в размахе миссионерской деятельности, и в пику Риму культивировала смутные воспоминания о духовных связях с греко-сиро-коптским миром). К варварскому богословствованию своего времени Эриугена не относится серьезно, к Августину он выказывает почтение и интерес, но и отчужденность; его духовная родина - мир эллинской неоплатонической мысли. Философская отвага этого позднего собрата Стефана бар Судхайле столь велика, что только всеобщим непониманием можно объяснить его благополучную жизнь при дворе Карла Лысого. В своем главном сочинении " О разделении природы " Эриугена по только настаивает на примате свободного разума перед авторитетом, но и сливает Творца с его творением. Бог Эриугены - не лицо, но запредельная сущность, которая не только не может быть познана человеком, но и сама себя не может постигнуть: " Бог не знает о себе, что Он есть, ибо Он не есть какое бы то ни было " что " 53. В эпоху, когда народная фантазия была увлечена пестрым размалевыванием картины адских мук, Эриугена позволяет себе вообще устранить понятие ада (ибо зло есть небытие) и перенести понятия загробного блаженства и возмездия в недра человеческой души. В целом грандиозные построения мысли Эриугены являют зрелище необычайной духовной утонченности, но и полнейшей беспочвенности: они никак не укоренены в реальности своей эпохи. И все же именно в своей анахронистичности творчество Эриугены по-своему характерно для картины духовной жизни так называемых темных веков (VI-X вв.), когда чудом уцелевшие ростки старой культуры временами давали неожиданные всходы, немедленно истребляемые новой волной разрухи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Ввиду начавшейся после смерти кор. Людовика Немецкого (28 авг. 876) борьбы Карла Лысого за королевство вост. франков имп. помощь в защите Италии существенно ослабла, и И. обратился за поддержкой к кор. Астурии и Галисии Альфонсу III, к-рого просил прислать для защиты Рима араб. скакунов, чтобы создать легкую конницу и использовать против сарацин их же военную тактику. Желая получить поддержку кор. Альфонса III, папа возвысил статус епископской кафедры Овьедо до митрополии Галисии (древняя митрополия Брага была завоевана арабами). В апр. 877 г. по просьбе И. командующий визант. флотом спафарий Григорий, находившийся в Тирренском м., выделил 10 хеландиев (тяжелых военных кораблей), оснащенных «греческим огнем». Пытаясь заставить консула Неаполя Сергия II разорвать союз с сарацинами, И. безуспешно предлагал ему денежную компенсацию, и, вероятно, был причастен к восстанию против Сергия (877), к-рым руководил сторонник папы еп. Афанасий. Консул был лишен власти, ослеплен и отправлен в Рим. Провозгласив себя дуксом, магистром и консулом Неаполя, еп. Афанасий потребовал от папы обещанную компенсацию, и И. был вынужден пообещать, что выплатит деньги, когда представится возможность. После вторжения в февр. 877 г. отряда сарацин в обл. Сабину и разграбления окрестностей Рима папа призвал на помощь правителей Юж. Италии, но на их встрече в июне 877 г. в г. Траэтто (ныне Минтурно) достичь соглашения удалось только с ипатом (консулом) Амальфи Пульхром, взявшимся обеспечить защиту побережья от Траэтто (к югу от Рима) до Чивитавеккья (к северу от Рима) за денежные выплаты. Однако, получив деньги, амальфитанцы не выполнили обязательств, оправдываясь тем, что папа выплатил меньше обещанного. Поскольку объединить силы южноитал. правителей представлялось невозможным, И. вновь обратился к имп. Карлу Лысому, который к тому времени потерпел поражение от Людовика Младшего, сына кор. Людовика Немецкого, и прекратил борьбу за королевство вост. франков. Для укрепления имп. авторитета папа на Соборе в Риме (февр. 877) подтвердил законность избрания Карла Лысого, пригрозив его противникам отлучением от Церкви.

http://pravenc.ru/text/469686.html

Это Таинство преподается больным, чтобы их укрепить и чтобы приготовить их к счастливому переходу в иную жизнь: в этом пункте Предание Церкви на протяжении многих веков оставалось бесспорным. Мы имеем, например, такие свидетельства, как древние молитвы о благословении священного елея. Церковь не занималась официально учением о Таинстве Елеопомазания больных, кроме тех случаев, когда возникали конкретные вопросы или ереси. Также самые древние документы, содержащие учение об этом помазании, касаются по большей части служения или внешнего обряда. Только когда реформаторы стали отрицать Елеопомазание как Таинство, установленное Христом, было представлено более точное изложение. Это стало трудом Тридентского Собора. Учение Католической Церкви о Таинстве Елеопомазания больных: Таинство Елеопомазания больных – это истинное Таинство: ХВ 38, 44, 658, 663–664, 882, установленное Иисусом Христом: ХВ 878–879, 882; засвидетельствованное Иаковом: ХВ 879, 882, Оно преподается через помазание освященным елеем, сопровождаемое молитвой: ХВ 875, 877, 879, 884. Только священник может преподать его действительно: ХВ 876, 877, 881, 885. Его может принять каждый крещеный, достигший разумного возраста, когда из-за болезни или преклонных лет его жизнь оказывается в опасности: ХВ 881, 890/1. Последствия Таинства Елеопомазания больных: укрепление души: ХВ 659, 877, 880, 883; а часто – и тела: ХВ 659, 877, 880; и при некоторых условиях – прощение грехов: ХВ 880, 883. Послание папы Иннокентия I Декентию Губбийскому (19 марта 416 г.) Ответ папы на вопрос, поставленный Декентием, содержит первое четкое свидетельство о Помазании больных в Восточной Церкви. Папа Иннокентий I напоминает, что освящение елея возлагается на епископа. Что касается его использования, оно дозволено верным для благочестивых целей, но обычно доверено священникам для помазания больных [ХВ 875]. Но очевидно, что епископ также может преподавать это Таинство [ХВ 876]. Документ толкует Послание Иакова. Употребления выражения genus est sacramenti недостаточно самого по себе, чтобы доказать, что речь идет об истинном Таинстве в его современном значении: слово sacramentum не имело еще исключительно того смысла, который мы придаем ему сегодня. Во всяком случае, факт недопущения публично кающихся к этому Помазанию показывает, что речь не идет о какой бы то ни было благочестивой практике.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Но едва византийский флот скрылся за горизонтом, Пипин вторгся на территорию Венеции и после полугода боев заставил этот город признать свою власть. Затем молодой король задумал поход в Далмацию, но весной 810 г. вновь появился патриций Павел с византийским флотом, а затем, 8 июля 810 г., в Милане 32-летний Пипин внезапно умер 350 . Впрочем, не имея сил сопротивляться Карлу, император Никифор направил весной 810 г. своего спафария Арсафия в Ахен, где начались долгие переговоры о мире с франками. Через год, весной 811 г., Арсафий вернулся обратно в византийскую столицу с посланием к Никифору от Карла Великого, в котором франк недвусмысленно предлагал обменять Венецию, Истрию и Далмацию на официальное признание себя императором. Но когда посольство прибыло в Константинополь, императора Никифора I уже не было в живых 351 . И хотя Византии не удалось полностью восстановить свои владения в Италии, возврат Венеции и Далмации нужно признать крупным военным и политическим успехом императора. Глава 2. Заговоры, неудачные войны и смерть императоров Как издавна повелось в Римском государстве, личность царя оценивалась обществом во многом исходя из его отношения к Церкви, а также от того, насколько удачно его правление. Не стало исключением и царствование Никифора I Геника, многие события которого были предопределены его отношением к VII Вселенскому Собору и иноверцам. К началу царствия Никифора I в Римской империи сложилась патовая ситуация в части противостояния иконоборцев и иконопочитателей. Ни для кого не являлось секретом, что VII Вселенский Собор, отвергнутый в Риме и на Западе, держался на Востоке исключительно авторитетом императрицы св. Ирины, а также узкой группой епископата и монашеством, где выделялись фигуры преподобных Платона и Феодора Студитов . С другой стороны, иконоборцы, все еще многочисленные, особенно в армии и среди высших сановников Римского государства, не могли ничего противопоставить железной аргументации VII Собора, спешно выискивая новые доводы против «язычников» и «идолопоклонников».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В это же время Прокл написал письмо И., где подчеркивал, что поддержка «Томоса...» будет способствовать укреплению авторитета И. и снимет с него подозрения в том, что он примирился с Церковью лишь формально (PG. 65. Col. 873-877). Прокл призывал И. быть осторожным, т. к. до него уже дошли сведения о том, что Ива Эдесский обвиняется в сочувствии несторианству, и советовал добиться подписи Ивы, чтобы снять этот вопрос. И. поступил согласно с предложением Прокла. «Томос...» не вызвал вопросов у участников Антиохийского Собора, но, рассмотрев приложенные к нему фрагменты посланий Феодора Мопсуестийского, участники Собора заявили, что не будут осуждать положения, вырванные из контекста, поскольку при внимательном прочтении посланий в целом их можно считать православными ( Mansi. T. 5. P. 1182-1185; PG. 65. Col. 877-878; 84. Col. 809; ACO. Vol. 4. P. 208). Проклу пришлось оправдываться перед императором: он заявил, что не хотел нового конфликта в Церкви, а стремился утвердить истинность церковного учения, не бросая тени на такого уважаемого учителя Церкви, как Феодор. Свт. Кирилл ввиду столь сильной оппозиции на Востоке посоветовал Проклу отказаться от этой инициативы. Спор был прекращен, и имп. Феодосий в послании И. и вост. епископам уверил их в желании сохранить прочный мир в Церкви ( Mansi. T. 5. P. 1009). В связи с Антиохийским Собором 438 г. И. упоминается в источниках в последний раз. Известно ок. 60 посланий, составленных от имени И. или его партии в 30-х гг. V в.- в период III Вселенского Собора и позднее. Они посвящены в основном внутрицерковным взаимоотношениям и борьбе партий, почти не касаются богословских вопросов. Ист.: Cyr. Alex. Ep. 22, 35, 38, 47, 66//PG. 77. Col. 131-132, 163-164, 169-174, 247-250, 329-332; Proclus CP. Ep. 5, 6//PG. 65. Col. 877-878; Theodoret. Ep. 83, 152-161//PG. 83. Col. 1265-1276, 1439-1463; Socr. Schol. Hist. eccl. VII 34; Evagr. Schol. Hist. eccl. I. Лит.: CPG, N 6301-6360; Le Quien. OC. T. 2. Col. 721; Bardenhewer. Geschichte. Bd.

http://pravenc.ru/text/469618.html

565–577 Евтихий (вторично) 577–582 582–595 Кириак 595–606 607–610 Сергий I 610–639 639–642 Павел II 642–653 Пирр (вторично) 653–655 655–666 Фома II 667–669 Иоанн V 669–674 Константин I 674–676 Феодор I 676–678 Георгий I 678–684 Феодор I (вторично) 684–687 Павел III 687–693 Каллиник I 693–705 705–712 Иоанн VI 712–713 Герман I 713–730 Анастасий 730–754 Константин II 754–764 Никита I 764–780 Павел IV 780–784 Тарасий 784–806 Никифор I 806–815 Феодот I 815–821 Антоний I (иконоб.) 821–831 Иоанн VII (суевер) 832–842 Мефодий I 842–846 Игнатий 846–857 857–867 Игнатий (вторично) 867–878 Фотий (вторично) 878–886 Стефан I 886–893 Антоний II Кавлей 893–895 Николай I 895–906 Евфимий II 906–911 Николай I (вторично) 911–925 Стефан II 925–928 Трифон (два года вакансия) 928–931 Феофилакт 933–956 Полиевкт 956–970 Василий I 970–974 Антоний III (4 года вакансия) 974–979 Николай II Хрисоверг 983–996 Сисиний II 996–998 Сергий II 999–1019 Евстафий 1019–1025 Алексей 1025–1043 Михаил Керуларий 1043–1054 Западные императоры от Карла Великого (год в первом столбце означает время восшествия на королевский престол Германии, а во втором столбце – время императорской коронации) Годы после Р.Х. Годы после Р. Х. Карл Великий 800–814 Людовик I Благочестивый 814–840 Лотарь 817–855 Людовик II 850–875 Карл Лысый 875–877 Карл Толстый 884–887 Арнульф 896–899 Гуй (титулярный император) Ламберт (титулярный император) Людовик Прованский (титулярный император) Беренгарий Конрад I (король Германии) Генрих Птицелов (король Германии) Оттон I 962–973 Оттон II 967–983 Оттон III 996–1002 Генрих II 1014–1039 Генрих III 1046–1056 Короли Франции от восшествия на престол Каролинской династии Годы после Р. Х. 752–768 Карл Великий 762–814 Карломан 762–772 Людовик Благочестивый 814–840 Карл II (Лысый) 840–877 Людовик II (Заика) 877–879 Людовик III 879–882 Карломан 879–884 Карл Толстый 884–888 Одон или Эвд 888–898 Карл III (Простой) 898–936 Людовик IV (d " Outremer) 936–954 Лотарь 954–986 Людовик V (le Fainéant) 986–987 Гуг Капет

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почти все переводы и работы П.И. Каменского остались в рукописях. Исключение составляют только: " О китайском растении жень-шень, с рисунком оного " ( " Труды Вольного экономического общества " за 1815 г. Т. 65. С. 158-162), " Журнал, веденный в Пекине по случаю прибытия из Российского государства посланника Николая Гавриловича Спафария " ( " Сибирский вестник " за 1823 г. Ч. 3. С. 29-100) и " Записки об албазинцах " (изданы в Пекине в 1906 г.). Архив востоковедов СПб. ФИВ РАН, ф. 42, оп. 1, ед. хр. 1, л. 286. ОР и РК РНБ, F-XVII, ед. хр. 24/3, л. 300. Путешествие архимандрита Софрония Грибовского от Пекина до Кяхты в 1808 году//Сибирский вестник. СПб., 1823. Ч. 1. С. 38. Архив востоковедов СПб. ФИВ РАН, разр. I, оп. 9, ед. хр. 9; ОР и РК РНБ, кит. нов. сер., ед. хр. 122. Подробнее с обстоятельствами издания пятиязычного словаря можно познакомиться по материалам фонда 56 Архива востоковедов СПб. ФИВ РАН (ед. хр. 61-81). Отсюда же мы узнаем, что за основу своего словаря П.И. Каменский взял словарь, изданный в правление Цяньлуна. Журнал министерства народного просвещения. 1821. 9. С. 153-156. РГИА, ф. 796, оп. 99, ед. хр. 877, л. 39. Можаровский А.Ф. К истории... С. 407. Краткая история Русской Православной Миссии в Китае, составленная по случаю исполнившегося в 1913 году двухсотлетнего юбилея ее существования. Пекин, 1916. С. 95. РГИА, ф. 796, оп. 99, ед. хр. 877, л. 355. Там же. Л. 151. Интересно отметить то обстоятельство, что по указу Святейшего Синода от 30 июня 1827 г., находясь на Валааме, уже после суда над ним, отец Иакинф получал 1200 руб. ежегодных сумм и еще специально 300 руб. ежегодно на ученые занятия, что никоим образом не согласуется с высказанным рядом советских исследователей предположением о том, что тот подвергался преследованиям со стороны церковных властей как вольнодумец (РГИА, ф. 796, оп. 99, 877, л. 323 об.). Цит. по: Китайский Благовестник. 1685-1935: Юбилейный сборник, посвященный 250-летию со дня основания Российской православной миссии в Китае. Пекин, 1935. С. 104.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

(877, 1324) Пятое Таинство – Елеопомазание, материя которого – оливковое масло, освященное епископом. Это Таинство должно преподаваться только больным, находящимся в серьезной опасности для жизни. Следует совершать помазание в следующих местах: глаза из-за зрения; уши из-за слуха; ноздри из-за обоняния; рот из-за вкуса и речи; руки из-за осязания; ноги из-за ходьбы, поясницу как источник наслаждения. Формулировка Таинства такова: «Через это святое помазание по благостному милосердию Своему да простит тебе Господь все грехи, которые ты совершил в жизни зрением и т. д.». То же произносится и над другими членами тела. Податель этого Таинства – священник. (1325) Его последствие – исцеление души, а по мере пользы также и тела. Об этом Таинстве говорит св. Апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» [ Иак 5, 14–15 ]. Учение о таинстве соборования 427 Собор изложил учение о Елеопомазании больных, связав его с Таинством Покаяния и на той же сессии указав во введении место Елеопомазания больных среди других Таинств и в жизни христианина [ХВ 878], Декрет в трех главах и четырех канонах обращает внимание на следующие пункты: 1. Установление этого Таинства Христом и его провозглашение апостолом Иаковом. Многие богословы-схоласты приписывали установление Елеопомазания больных апостолам. В дальнейшем, в Средние века, некоторые ереси уменьшили его значимость, а вслед за ними новаторы зашли настолько далеко, что вообще отказались считать его Таинством. Собор четко указывает, вопреки Лютеру, Кальвину и Меланх-тону, что речь идет об истинном Таинстве, установленном Христом и только провозглашенном Иаковом [ХВ 877]. Затем следует описание основных частей Таинства [ХВ 879], явно вдохновленное Декретом для армян [ХВ 877]. 2. Последствия Таинства суть укрепление, прощение грехов, избавление от их последствий и даже, при некоторых условиях, телесное выздоровление. Но, вопреки Меланхтону и Кальвину, желавшим видеть в Елеопомазании, о котором говорит Иаков, дар исцеления больных, Собор настаивает на духовном последствии Таинства [ХВ 880, 883].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010