1, с. 480]. Владыка не забывает отметить и ещё одну компоненту искупления, и на загадку: «Какое спасительное значение имеет Господня смерть, которая продолжалась столь краткое время?», предоставляет четкую лаконичную разгадку: «Ответ на это дает апостол Павел: “как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству ( Евр. 2, 14 – 15 )» т. 1, с. 482]. Наконец, на вопрос: «Почему для принятия людей в Свое общение недостаточно было сострадательной скорби Христовой, а потребны были телесные Его страдания?», Антоний (повторим уже знакомые нам слова) отвечает: «Во-первых, для того, чтобы освятить нашу природу не только душевную, но и телесную, ибо греховная зараза гнездилась не только в душах человеческих, но и в телах, а во-вторых, чтобы людям очевиднее была Его любовь к нам, ибо душевные страдания понимают не все, наконец, во исполнение пророчества и прообразования Ветхого Завета. “Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, – говорит Господь о предстоящем Своем распятии. – Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе” ( Ин. 8, 28; 12, 32 )» т.1, с. 480– 481]. Интересное суждение о религиозной сущности Жертвы Искупления излагает архимандрит Софроний Сахаров . В качестве пояснительной подсказки он выбирает детальный анализ жертвоприношения Авраамом сына своего Исаака. Следует напомнить, что само основание для такой аналогии – не ново. Данное жертвоприношение с незапамятных времён рассматривалось святыми отцами как прообраз Голгофской Жертвы. Однако же сама ассоциативная схема, предлагаемая почтенным старцем, своеобразна. По его словам, суть дела такова: «Смысл жертвы Авраама в том, что он, на старости лет, привязался к “обетованному сыну” своему Исааку настолько, что любовь его к Богу утеряла свою полноту. Чтобы снова любовь к Богу стала “краеугольным камнем” его жизни, Авраам должен был принести жертву: заклать возлюбленного сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Однако основанная на этих аргументах ранняя датировка не подтверждается указанием Исх 1. 11, где говорится о строительстве г. Раамсеса при фараоне Рамсесе II (1279-1212 гг. до Р. Х., согласно Finegan. 1998. P. 225. § 391, или 1300/1290-1224 гг. до Р. Х.), поскольку в таком случае И. должен был произойти в XIII в. до Р. Х. или даже позже. Сторонники ранней датировки считают, что в Исх 1. 11 имеет место анахронизм - для обозначения 2-го «города запасов», построенного евреями, позднейший редактор кн. Исход использовал название столицы, воздвигнутой Рамсесом II или его предшественниками 2 столетиями позже на том же месте ( Wood. 2007. P. 250-251). Сторонники поздней датировки И. во многом основывают свою аргументацию именно на букв. понимании Исх 1. 11, связывая И. со временем правления Рамсеса II. При этом др. группа библейских текстов об И. получает символическое толкование. Текст 3 Цар 6. 1 рассматривается как «поздний и абсолютно ненадежный» (У. Ф. Олбрайт, Х. Роули; см.: Unger. 1954. P. 141), число 480 (годы проживания в Ханаане до Соломона) понимается как производное от символического числа 40 (указание на период приготовления к чему-либо, напр. 40 лет странствования народа по пустыне, 40 дней путешествия прор. Илии к горе Божией, 40 дней искушения Христа после крещения, 40 дней Его земного пребывания после воскресения), умноженного на др. символическое число - 12 (символ избранничества - 12 колен Израилевых, 12 Христовых апостолов). Т. о., число лет 480 в 3 Цар 6. 1 указывает на «приготовление для нового избранничества», связанного с постройкой храма Соломоном ( Hoffmeier. 2007. P. 235-240; Hawkins. 2008. P. 248-250). Подобным же образом символическими и исторически недостоверными объявляются числа из Суд 11. 26 ( Wood. 2005. P. 486-487), указания о продолжительности событий от начала угнетения евреев до И. в Исх 1 и о возрасте Моисея из Исх 7. 7; допускается, что угнетение евреев могло по времени отстоять от И. совсем незначительно и оба события произошли при фараоне Рамсесе II. Археологические данные

http://pravenc.ru/text/1237705.html

е. свидетельства 3-й книги Царств о построении храма в 480-й год по исходе из Египта. Число 480, по Reuss’y и Riehm’y 1290 , не дает точной хронологической даты, но только приблизительную. Оно, как кратное 40 (12×40), представляет среднюю продолжительность жизни 12-ти последовательных поколений из которых на каждое полагается 40 лет. Откуда же видно, что счет идет по поколениям и число 480 получилось именно таким образом? – Из того, будто бы, что число 40 слишком часто встречается в библейской хронологии, а, следовательно, счет по сорокам был общеупотребителен; указывают на 40 лет странствования по пустыне, 40 лет правления Гофониила, 2×40 Аода, 40 Варака, Гедеона, Илия, Давида, Соломона, ½ 40 Самсона и пр. Но наряду с этими цифрами в книге же Судей встречаются и другие: Авимелех царствовал 3 года, Фола управлял 23, Иаир 22, Иеффай 6, Есевон 7, Елон 10, Авдон 8; годы рабства различным народам также обозначены цифрами 8, 18, 7 и под. В книгах Царств этого рода примеров можно отыскать еще более. В объяснение этого обстоятельства прибегают к предположению, что те места книги Судей, где указан счет по сорокам, заимствованы из одного источника, а где приводятся иные числа, из другого. Все усилия отрицательной критики поколебать единственный твердый опорный пункт библейской хронологии основаны или на заведомо ложных, или недоказанных предположениях. Писатель 3-й книги Царств ясно показывает, что приведенное им число 480 не есть число круглое и приблизи- —54— тельное – он говорит: «в 480-м году по исшествии сыном Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломона над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господень». Это хронологическое указание не оставляет желать большего со стороны точности, и весьма возможно, что год исшествия израильтян во времена Соломона был известен с математической точностью, помимо национальных исторических памятников, не сохранившихся до нашего времени, от египтян, с которыми Соломон поддерживал оживленные сношения и даже вступил в родственную связь, женившись на дочери Фараона.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Текст «M. D.» состоит Текст «M. D.» состоит из 3 основных тематических разделов, посвященных месту и смыслу литургического культа в жизни Римско-католической Церкви и в личном благочестии верующих (Ibid. P. 524–547), сущности евхаристического жертвоприношения (Ibid. P. 547–572) и назначению всего богослужебного круга (Ibid. P. 572–583). В заключительной части следуют наставления церковным пастырям о необходимости активного привлечения народа Божия к участию в церковных таинствах и обрядах, о способствовании его духовному возрастанию, в т. ч. средствами как традиционных, так и новых форм искусства и архитектуры, поскольку богослужение, являясь органичным выражением жизни церковного Тела, не может пребывать в статическом, «антикварном» состоянии, но подвержено историческому развитию благодаря присущему ему человеческому элементу (AAS. 1947. P. 541–544). Многообразие священнодействий и таинств (mysteria), образующих в совокупности литургический год, служит способом и свидетельством подлинного пребывания Христа в Своей Церкви, Его животворного влияния на сердца людей, призванных к активному участию (actuosa participatio) в литургии (Ibid. P. 551). Текст «M. D.» состоит Текст «M. D.» состоит из 3 основных тематических разделов, посвященных месту и смыслу литургического культа в жизни Римско-католической Церкви и в личном благочестии верующих (Ibid. P. 524–547), сущности евхаристического жертвоприношения (Ibid. P. 547–572) и назначению всего богослужебного круга (Ibid. P. 572–583). В заключительной части следуют наставления церковным пастырям о необходимости активного привлечения народа Божия к участию в церковных таинствах и обрядах, о способствовании его духовному возрастанию, в т. ч. средствами как традиционных, так и новых форм искусства и архитектуры, поскольку богослужение, являясь органичным выражением жизни церковного Тела, не может пребывать в статическом, «антикварном» состоянии, но подвержено историческому развитию благодаря присущему ему человеческому элементу (AAS. 1947. P. 541–544). Многообразие священнодействий и таинств (mysteria), образующих в совокупности литургический год, служит способом и свидетельством подлинного пребывания Христа в Своей Церкви, Его животворного влияния на сердца людей, призванных к активному участию (actuosa participatio) в литургии (Ibid. P. 551).

http://pravenc.ru/text/2631248.html

106 . «Список казаков Иловлинской станицы, наряженных с семействами на Кавказскую линию. 1793». ГАРО, ф. 341, on. 1, ед. хр. 31. 107 . «Список именной Скородумовской станицы жалованным казакам (малолеткам). 1800». ГАРО, ф. 341, оп. 2, ед. хр. 31. 108 . «Рапорта в Войсковую канцелярию с именными списками разных станиц. 1800». ГАРО, ф. 341/248, оп. 2, ед. хр. 28. 109 . «Список именной Нижне-курмоярской станицы казаков (на раздачу жалованья ржаной муки). 1800». ГАРО, ф. 341, оп. 2, ед. хр. 31. 110 . «Окладная книга о числе поселян имений помещиков Войска Донского Донецкого округа. 1828». ГАРО, ф. 301, оп. 15, д. хр. 208. 111 . «Уголовные определения Войсковой канцелярии «Войска Донского. 1820». ГАРО, ф. 341, on. 1, ед. хр. 303. 112 . «Метрические книги Николаевской церкви г. Новочеркасска за 1828 г.». ГАРО, ф. 226, оп. 19, ед. хр. 659. 113 . «Метрические книги Архангельской церкви г. Новочеркасска за 1829 г.». ГАРО, ф. 226, оп. 19, ед. хр. 659. 114 . «Метрические книги Воскресенской церкви г. Старочеркасска за 1829 г.». ГАРО, ф. 226, оп. 19, ед. хр. 659. 115 . «Метрические книги Христорождественской церкви станицы Камышовской за 1849 г.». ГАРО, ф. 226, оп. 19, ед. хр. 547. 116 . «Метрические книги Богоявленской церкви станицы Кумшацкой за 1849 г.». ГАРО, ф. 226, оп. 19, ед. хр. 547. 117 . «Реестр метрическим книгам Чирского заказа по станичным церквам в 1849 г.». ГАРО, ф. 226, оп. 19, ед. хр. 547. 118 . «Формулярный список рекрутов Донецкого округа. 1854». ГАРО, ф. 301, on. 1, ед. хр. 118. 119 . «Общий формулярный список рекрутам 11-го частного набора 1854». ГАРО, ф. 301, оп. 12, ед. хр. 118. 120 . «Формулярный список рекрутам, принятым в Донецком рекрутском присутствии по общему в империи набору с 15 ноября по 15 декабря 1855 г.». ГАРО, ф. 301, оп. 12, ед. хр. 119. 121 . «Формулярный список рекрутам, принимаемым войсковым рекрутским присутствием в зачет будущих наборов. (С 14 января 1855 года по 1 января 1859 года)». ГАРО, ф. 301, оп. 12, ед. хр. 20. 122 . «Дополнительные ревизские сказки на крепостных крестьян, представленные в Областное Правление по Хоперскому Округу. 1858». ГАРО, ф. 301/472, оп. 15, ед. хр. 38.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Утверждается, что зло уничтожится во время суда, но под судом можно разуметь и общий суд (529.3) и очистительный процесс по смерти (373.1,2). В виду своего очистительного характера мучения признаются временными, хотя бы и простирающимися долгие века и периоды (376.1, 377.5, 587; 379.4; 381, 501; 389; 490; 504, 555; 503.2; 521); но, с другой стороны, эти же мучения называются вечными и нескончаемыми (373–374, 378, 379). Ставится и весьма твердо проводится тезис: зло будет истреблено (331; 381; 520; 499–500, 526, 579; 504.1, 555; 515.1, 528; 515.4, 588; 522, 532–533; 530.1, 587), но под злом можно разуметь и зло физическое (522.2, 547) - и в таком случае уничтожение его относить ко времени воскресения, — и зло моральное (515.1,4; 504.1). Самое уничтожение зла может означать и обнаружение его метафизической сущности, как небытия (542.3), и лишение его активности (547), и уничтожение его судом, чрез осуждение на наказания (529.3), и уничтожение его, или переход в небытие (504.3) чрез врачевательные мучения (530.1). Точно так же обстоит дело и с заключительным тезисом в теории апокатастасиса. Утверждается, что по истреблении зла явится добро (389; 460; 578; 504.4, 543; 518; 521, 541), что все, находящиеся во зле, обратятся к Богу (542, 544, 586), так что в конце концов спасутся все (503, 524, 583), настанет согласие всех в добре (555, 588); будет общее праздничное собрание всей твари (498, 500; 543; 500, 534, 583), во всех воссияет один образ (542; 499–500, 504.2, 526.3, 534, 579.2–3), будет Бог всем во всем (534), все будут блаженствовать (503.1, 524, 583; 578–579). Но, с другой стороны, утверждается также, что грешники так и останутся вне благ (II, 192–193); при том самое слово блаженство может быть понимаемо не только как блаженство богообщения (583.1), но и как физическое благосостояние, жизнь без страданий (IV, 28); согласие же в добре может быть понимаемо как теоретическое признание его торжества (ср.370, 547). В частности, о спасении злых духов говорится то условно и с ограничениями (уврачевание изобретателя зла чрез искупление человека, 499.3; чрез упразднение силы смерти, 527, 558), то более определенно (555).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

125 Monumenta Germaniae historica. Capitularia regum Francorum. ed. Boretii Tom. I. par. I. Hannoverae 1881, Karoli Magni Capitulare primum, c. 7, 8. p. 45; Capitulare Aquisgranense s. 1, p 170; Capitula e canonibus excerpta c. 16. p. 174; Capitulare Mantuanum primum, mere ecclesiasticum, c. 5 p. 195. 126 Экземпция (exemptio) (изъятие, исключение) – подчинение непосредственно папе. – Прим. эл. ред. 127 Richter. Lehrbuch des katholischen und evangelischen Kirchenrechts. Leipzig 1858. SS. 298–299, 375. Herzog. Realenzyklopädie für protestantische Theologie und Kirche. 3-e Auflage. Bd. X. S. 480. 128 Canones et decreta sacrosancti oecumenici et generalis concilii Tridentini. Vindobonae 1867. Sessio 24. decr, de reformatione, cap. 3. 129 Herzog. Realenzyklopädie 3-e Auflage. Bd. X. SS. 480–483; Ibid. 1-e Auflage Bd. VII, 694–698; Richter, op. cit. s. 382–383. 131 См. наше исследование «Реформации в Англии (Генрих VIII и Эдуард VI.)». Москва 1881. Глава VI, стр. 244–284. 132 См., напр.: Strype. The life and acts of Matthew Parker, the first Archbishop of Canterbury in the Reign of Queen Elizabeth... London 1711. pp. 72, 76–77, 78–79, 103–105, 455–456. Strype. Annals of the reformation and establishment of religion... London 1735. Vol. I, p 546–547: Vol. p. 29, 408–410. 481, 483, 518–519. 133 Strype. Parker p. 72; Henry Gee. The Elizabethan clergy and the settlement of religion 1558–1564. Oxford. pp. 74–76, 158–159; Cutts p. 616; Uhden. Die Zustände der anglikanischen Kirche. Bielefeld. 1850. SS. 58–59. 134 Для образца приводим несколько пунктов из документа Салисбурийской визитации 1588 года. «I. Inprimis, Whether your church be void and if it be, who gathereth the fruiters thereof; and if it be full, whether the incumbent hath any more benefices then one; and whether he be a preacher, yea or more; and who degree of schole he hath taken? II. Item, Whether your minister doth reverently say service and minister the sacraments according to the book of common prayers; and whether doth he use in his ministration the ornaments appointed by the lawes now in force?»

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

5:3. Под стопы ног его. Ассирийский царь Тукультининурта I (XIII в. до н. э.) «ставит ногу на шею» каждого из поверженных царей и (символически) на завоеванные земли, показывая тем самым, что отныне они превращаются в его подножие. Это выразительно запечатлено в настенной живописи гробницы XV в. до н. э., где Тутмос IV изображен на коленях своей матери (?), а его ноги опираются на короб, заполненный поверженными врагами. Дополнительную информацию см. в коммент. к Пс. 107:10 . 5:17. Камни обделанные. Известняк для строительства храма получали из каменоломен в горной местности. Этот процесс включал только добычу камня, а не окончательную обработку плит, которой занимались мастера из Финикии (см.: 7:10). 6:1. Хронология. Хронологическая помета, связанная со строительством Иерусалимского храма, составляет стержень дискуссии о времени исхода и завоевания (см. статью «Датировка исхода» в коммент. к Исх. 12:12–30 ). Большинство историков датируют освящение Соломонова храма 966 г. до н. э. Прибавляя к этой дате 480 лет, получаем 1446 г. до н. э. – год исхода из Египта. Археологические проблемы и незыблемость египетского влияния в Сиро-Палестине в XV в. до н. э. ставят эту дату под вопрос. По этой причине многие исследователи рассматривают 480 лет как условное число, основанное на периоде в 40 лет (типичном круглом числе) для каждого из двенадцати судей или для двенадцати поколений (40 х 12 ­­ 480). Принимая во внимание время правления Хирама I и дату основания финикийской колонии в Карфагене, можно предположить, что храм был построен в 967–957 гг. до н. э. В этом стихе используются финикийские выражения. 6:1. Зиф. Второй месяц хананейского и израильского календарей. Он приходится на апрель-май современного календаря. То обстоятельство, что зиф определяется в данном отрывке как второй месяц, вероятно, означает, что это название было официальным определением, известным более широкой, нееврейской аудитории, а не обычным названием месяца у израильтян. 6:4. Окна. Ввиду того что архитектурные термины древнееврейского языка носят преимущественно специальный характер, их точное значение неясно. Некоторые исследователи полагают, что эти окна имели узкий проем снаружи и более широкий проем внутри (см.: Иез. 40:16 ). Возможно также, что здесь подразумеваются решетчатые окна. Тем не менее отсутствие окон в месопотамских храмах указывает на то, что естественное освещение в Соломоновом храме маловероятно (см.: 3Цар. 8:12 ). В храме в «Ain Dara были ложные окна, вырезанные на каменной стене и украшенные резной решеткой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

  См.: Кирилл (Говорун), архим. Реформа духовного образования: перспективы развития//Сайт научно-богословского портала «Богослов.ру»: http://www.bogoslov.ru/text/903429.html   Далее читателю предлагаются выдержки из статей митрополита Антония (Храповицкого): «Заметки о нашей духовной школе» и «В каком направлении должен быть разработан устав духовных академий», цитируемые по книге: Антоний (Храповицкий), архиеп. Избранные труды, письма, материалы. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2007. Антоний (Храповицкий), архиеп. Заметки о нашей духовной школе… С. 459. Там же. Там же. С. 460. Там же. Там же. С. 461-462. Там же. С. 463. Там же. C. 463-464. Там же. Там же. С. 465. Антоний (Храповицкий), архиеп. В каком направлении должен быть разработан устав духовных академий… С. 473. Там же. С. 474. Там же. С. 474-475. Там же. Там же. С.475-476. Там же. С. 476-477. Там же. Там же. С. 477-478. Там же. Там же. Там же. Там же. Там же. С. 479. Там же. С. 479-480. Там же. С. 477. Там же. С. 480. Там же. С. 480-481. Антоний (Храповицкий), архиеп. Заметки о нашей духовной школе… С. 470-471. Антоний (Храповицкий), архиеп. В каком направлении должен быть разработан устав духовных академий… С. 481. Там же. Антоний (Храповицкий), архиеп. Заметки о нашей духовной школе… С. 468. Антоний (Храповицкий), архиеп. В каком направлении должен быть разработан устав духовных академий… С. 482. Там же. С. 482-483. Антоний (Храповицкий), архиеп. Заметки о нашей духовной школе… С. 471. Комментарии ( 10): Бабкинъ Михаилъ Анатольевичъ 01 ноября 2010г. 14:11 Всё же " самой главной мыслью " владыки Антония Храповицкого в предреволюционные годы, его идеей фикс  было восстановление в России патриаршества. Антипов Максим Анатольевич 01 ноября 2010г. 16:02 Спаси Господи, дорогой брат Евгений, за памятование о наследии Блаженнейшего митрополита Антония!.. Однако хочется, чтоб в следующий раз из-под Вашего пера вышла не подборка цитат, а полноценное исследование, где звучал бы и голос автора.

http://bogoslov.ru/article/1215422

Но возникает еще вопрос: не являются ли хронологические даты этого периода, как и предыдущего, предположительными и искусственными, а полные хронологические даты для обоих царств – Иудейского и Израильского – не утрачены ли? Эту точку зрения разделяют В. Смит, Штаде, Вельгаузен и др. В пользу ее гласит тот факт, что от основания храма Соломонова до Зоровавеля, по библейскому счету, протекло 480 лет, а продолжительность существования Израильского царства составляет (если пропустить 2 года Илы, или уменьшить годы Ваасы до 22 -) 240 годов. Говорят также, что и расположение продолжительности царств указывает на искусственность. Соломон Ровоам Авиа Иосафат Иорам Охозия Гофолия Амасия Озия Иофам Ахаз Езекия Езекия Манассия Аммон Осия Иоаким Седекия 31 11 11 Время плена Всего: 480 лет Комбинация 41 81 38=40 80 40, как говорят, не может быть случайною. Утверждают, что подобная искусственная система заметна и в годах царствований первых 8 царей Израильских. Иеровоам Нават Васса Ила 22 2 (24)22 2 Амврий Ахав Охозия Иорам 12 22 2 12 Здесь – 8 царей царствуют 96 лет, в среднем по 12 годов каждый; трое царствуют по 1210 и двое по 12. По неточности некоторых библейских чисел и по симметрии их возможно предполагать, что недостающая продолжительность царствования некоторых царей была восполнена предположительно так, чтобы время существования Израильского царства была 240 л., а промежуток между основанием обоих храмов – 480 лет. Такое расположение могло быть полезно для запоминания и аналогично счету более ранних периодов мировой и Еврейской истории, а равно такое расположение находит для себя отражение и в родословии Иисуса Христа у Евангелиста Матфея, где поколения расположены в 3 отделах, по 14 каждый. Однако, – если взять библейские даты в целом их объеме для этого периода, – эти даты не представляются настолько симметрично расположенными, чтобы в целом объеме или большею частью признать их искусственными. Но, без сомнения, в списке царствований продолжительность некоторых была не сохранена в точности, а потому и показана предположительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010