Бога должно прославлять во всякое время, II, 348, 415 и на всяком месте, 415 – не только при ощущении Его благодеяний, но и в скорбях. 347. Бог всегда близок к человеку. 289. Пути, по которым Он приближается к душе человека. 291, 292, 293. Приближение к нам Бога чрез Иисуса Христа, I, 319, 320 и признаки оного, 35, 36. Обитание Бога в человеке есть тайна для разума. II, 409. БОЛЯЩИЕ. Человеколюбие к болящим имеет преимущество пред прочими видами человеколюбия. III, 76 и след. Высокое достоинство дела – служить болящим в их предсмертные минуты. 79, 80. Побуждение к попечению о болящих. 77–72. Хождение за болящими облегчается любовию. 196 и сл. С каким расположением должно посещать их? 80–82. Что нужно предлагать в утешение болящим душею и телом? II, 321, 322. БОЛЕЗНЬ есть тягчайшее из бедствий. III, 77, 78. Врачевание от болезни не противно воле Божией. II, 550, 551. БРАНЬ. Бог благословляет праведную брань. III, 576. Брань необходима для приобретения и хранения мира. 102, 103, 570, 577. Брань духовная. 187, 188. У всякого человека есть какой-либо враг, c которым он ведет брань духовную. 259. БЕДСТВИЯ. Для чего они посылаются от Бога? I, 476, II, 350, 352, 518, 547, III, 176–179. Недоумения разума естественного в исследовании причин и целей бедствий, постигающих род человеческий. II, 546. Общественные бедствия попускаются за грехи людей. I, 11, 12, II, 548. Тяжесть бедствий не всеми ощущается одинаково. I, 475. Как Христианин должен встречать бедствия? 479, 480. Как должен мыслить и действовать во время и после бедствий? II, 350, 351, 524, 525, 530. Уныние во время бедствий пагубно. III, 251. Какие пособия имеет Христианин для благодушного терпения бедствий, II, 317, 321, 349 и для избавления от них? I, 272, II, 323. Потребность молитвы во время частных бедствий, III, 251 и след., и общественных. II, 519–521. По избавлении от бедствий должно благодарить Бога. III, 254, 255. Должно избегать грехов, чтобы не подвергнуться новым бедствиям. II, 555, 556, 557. Пример Езекии поучителен для бедствующих. 531, 532. В ВАЛААМ – пророчествовал о Христе и Его Церкви. II, 336, 337. ВАСИЛИЙ В. – покорил мудрость мирскую духовной. I, 157. Его свидетельство о признаке благодатного состояния. 468. ВЕЛИЧИЕ. Что такое истинное величие человека? I, 169. ВИДИМОЕ есть свидетельство о невидимом, II, 217, и средство к созерцанию оного. 238. Сторона невидимая в видимых предметах. 217. Когда должно смотреть на видимое? 240. Христианин не должен прилепляться к видимому временному. 238, 239. Пагубные следствия обращения взоров от невидимого к видимому. 234, 235. Как человек может не смотреть на видимое? 237. Побуждения и плоды обращения от видимого к невидимому. 235–240. Как Церковь учит нас восходить от видимого к невидимому? 241.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

542 Асклепий, африканский епископ в 480 г. Байена – город в Нумидии. Однако в некоторых списках Геннадия он именуется епископом города Вага в Мавретании Цезарейской (совр. Западный Алжир). 543 Скорее всего его следует идентифицировать с Петром, епископом Эдессы, который стал преемником на этом посту епископа Кира в 497 г. В 498 г., во время голода, Петр ездил в Константинополь просить о снижении налогов. Во время войны с персами (504–505 гг.) он по тому же поводу опять ездил ко двору. До 510 г. он оставался в своей должности. В период своего понтификата Петр был известен тем, что ввел Вербное воскресенье в качестве праздника. 545 Иовиниан (ум. в 406 г.). Проповедовал и писал в Риме против безбрачия и аскезы, хотя сам вел жизнь аскета. Он отрицал значение постов и преимущество девства, различие в наградах на небесах. Он отрицал и вечную непорочность Марии, утверждая, что, родив Христа, она перестала быть девой. По его учению, истинное крещение делает человека безгрешным и способным не грешить, а в истинных христианах мистически обитает Христос, соединяющий их в единую, истинную Церковь . Против Иовиниана выступили аскеты во главе с Иеронимом. Благодаря им папа Сириций (384–399 гг.) отлучил Иовиниана на Римском соборе 390 г., что было подтверждено Амвросием на Миланском соборе 391 г. Однако в Северной Италии сохранились приверженцы этого учения. 546 Пастор, антиприсциллианский деятель середины V в. Родом из Галисии, был, вероятно, епископом Валенсии. Посвящен в епископы в 431 г., был другом Аргестия и Сиагрия (см. прим. 146). Умер в Орлеане в 457 г. в плену у готов. В своих догматических трудах он впервые использовал термин filioque. 547 Виктор, епископ сер. V в. Картенна – порт в Мавретании Цезарейской при впадении одноименной реки в Средиземное море (совр. город Теннез). 553 Евстахий, епископ Массалии с 452 г. Упоминается (как Евстасий) в письме папы Хилария в 464 г. Единственные сведения о его жизни и деятельности мы находим у его современника Сидония Аполлинария в его письме к епископу массалийскому Греку, преемнику Евстахия (Ер., VII, II, 175; 177). Согласно Сидонию, Евстахий предписал и ввел «двойное благословение» (gemina benedictio), и вскоре написал труд по этому вопросу. Перед смертью Евстахий выбрал себе преемника (т.е. Грека), а в своем завещании часть имущества оставил родственникам, а часть своим клиентам, обеспечив их защиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

21, 1–2. – Алеманн в своих примечаниях изъяснил ’αερικν как особый налог, и по его ложному следу идут доселе ученые. Надеемся разъяснить этот вопрос в специальном исследовании. 623 Прокопий, в изыскании всех грехов Юстинианова режима в деле взыскания налогов и обогащения казны за счет бедствий населения, поминает о «наемниках», μισϑωτο, которые за известную плату брали на себя обязательство доставить импе­ратору все сборы полностью, – τ ρια πντα. Этот способ он противополагает сдаче на откуп (οκτι ’απεμπολεν γνω περ τα πρτερα). Выходит, как будто эти μισϑωτο коренным образом отличны от μισϑωτα , т. e. vindices, бравших сбор податей на откуп (h. а. 21, 20). Прав ли Прокопий в своем утверждении, или же он допустил здесь некоторое смешение и проявил недостаточную осведомленность об организации дела взыскания налогов, этот вопрос требует специального исследования. 624 Νου. Just. p. 780–795. – Zachariae υοη Litigenthal в специальном издании этого указа: Lex de dioecesi Aegyptiaca ab imp. Justiniano lata (Lipsiae. 1891) относит ero издание к 554 году. С этой датировкой нельзя согласиться. 633 Указ о переименовании «ночного эпарха» и функциях власти «народного пре­тора» сохранился: Nov. 13.–Здесь перечислены только полицейские обязанности этого сановника. 636 Arriani Peripl. § 37: Εκ Κυανεων ’επ το ‘Ιερν τυ Διος του Οριου, ναπερ το στμα του Πντου στδιοι τεσσαρκοντα. От этого пункта до Константинополя насчиты­вали 120 стадий. 638 Иоанн Лидиец в своих жалобах на злодейства Иоанна высказывает уверенность, что император ничего о них не знал. 639 Подробный рассказ об интриге, погубившей Иоанна, дан Прокопием b. р. 1, 25 и дополнен в «Тайной истории» – 2, 15–16; 16, 39–45. – Краткое упоминание о      падении Иоанна: Malala, 480, 16–481, 2. 641 Malala, 483, 17–21. Суд над убийцами происходил в 547 году. Они были приговорены к отсечению руки, Прокопий к своему изложению о падении Иоанна сделал дополнение в «Тайной истории» с. 17, 38–45. По его словам, пострадавшие были два прасина, которых Феодора склоняла дать ложное показание против Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Сначала был в ведении патриархов, потом преосвященных – Тамбовских, Нижегородских и, наконец, Пензенских. В монастыре находятся храмы: 1) Соборный, двухэтажный, каменный, построен в 1795–1808 г. Престолов в нем три: в верхнем этаже во имя Св. Троицы, а в нижнем в память Успения Божией Матери и во имя Трех Святителей – Василия В., Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. 2) Трапезный храм в память Усекновения главы Иоанна Крестителя, каменный, построен в 1809–12 г. 3) В колокольне устроена в 1793–96 г. церковь во имя свят. Николая. Внутри монастыря 7 каменных корпусов с хозяйственными постройками. Вне монастыря на кладбище храм в честь Трубчевской иконы Божией Матери, каменный, построен в 1853–4 г. и 6 каменных корпусов с хозяйственными постройками. Над пещерами (в 1½ в.) храм каменный, во имя Киевопечерской Божией Матери и свв. препод. Антония и Феодосия, Киевопечерских чудотворцев и во имя св. великомуч. Варвары, построен в 1866–70 г. При входе и выходе из пещер деревянные часовни. В г. Наровчате каменная часовня и каменный двухэтажный дом. В 25 в. от монастыря на р. Шелдаисе мельница. Земли при монастыре, отведенной по указу царя Алексея Михайловича, 480 дес. 820 саж. Земли пожертвованной 128½ д. Монастырь имеет вкладов на 30,547 р. Монашествующих: настоятель-игумен, иеромонахов 9, иеродиаконов 5, монахов 14, послушников 9, проживающих на испытании 111, обучающихся псаломщическим предметам 5. 6) Краснослободский Спасо-Преображенский общежительный монастырь (от г. Пензы в 185 в., от г. Краснослободска в 5 в.) основан в 1655 г. по грамоте патриарха Никона . В монастыре храмы: 1) в память Преображения Господня, с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и в память Усекновения главы Иоанна Предтечи, каменный. Холодный, построен в 1796 г. 2) Храм во имя св. благ. кн. Александра Невского, освящен в 1807 г., каменный, теплый. 3) Храм во имя св. и чудотв. Николая, каменный (под колокольней), холодный, освящен в 1855 г. Внутри монастыря 10 каменных зданий; вне монастыря 26 различных каменных и деревянных зданий, в том числе, в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Исидор олицетворял собой новый тип правоведа. В первую очередь он был клириком и только потом юристом. Свою главную задачу раннесредневековый знаток права видел в том, чтобы воспитать читателя в духе христианства и научить его благочестивой жизни. Поэтому его творчество чем дальше, тем больше приобретает дидактический и морализаторский окрас, а понятия римского права уходят в сферу богословской лексики. Исидор Севильский и каноническое право В поле практической деятельности Исидора – правоведа оказались совершенно новые, средневековые, институты: церковь и монастырь. Их устройству и внутренней жизни посвящены его трактаты «О церковных службах» и «Монашеский устав». В первом Исидор рассказывает о порядке проведения церковных служб и об обязанностях клириков. Второй, составленный на основе уставов Бенедикта Нурсийского (480–547) и Иоанна Кассиана (360–435), посвящен регламентации монастырской жизни 54 . Высказанные в этих трактатах идеи легли в основу ряда соборных постановлений, принятых на II Севильском (619) и IV Толедском (633) соборах, где Исидор председательствовал. Епископ Севильи ясно и четко сформулировал правоотношения внутри епархии и внутри монастыря. В этом смысле Исидора можно считать одним из творцов нового канонического права. При этом он использовал терминологический аппарат римской юриспруденции, относящийся к правовому статусу официалов, воинов и к римской familia 55 . Часто императорские конституции, дошедшие в составе «Бревиария Алариха», распространялись участниками соборов и на церковную жизнь. Например, при решении конфликтов между епископами, спорящими из-за права владеть базиликой, отцы II собора в Севилье ссылаются на аналогичный казус, известный из светского права 56 . Таким образом, нормы римского права наряду с постановлениями прежних соборов и папскими декреталиями были источником формирования канонического права в Толедском королевстве. Надо полагать, не в последнюю очередь это произошло благодаря Исидору. Практически все постановления IV собора в Толедо были так или иначе приняты под влиянием произведений епископа Севильи. Так, десять антииудейских канонов возникли благодаря полемическим сочинениям Исидора (например, «О католической вере из Ветхого и Нового заветов против иудеев») 57 . Постановления, касающиеся литургики, закрепили те нормы, которые Исидор сформулировал в трактате «О церковных службах» 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Кассиан воспроизводит беседы, которые он и Герман вели с монахами и отшельниками в Египте. Отсюда и само название – «Собеседования». Но это не диалоги, а скорее длинные речи в ответ на заданные вопросы. Произведение написано правильным языком, не исключающим, однако, неологизмов. Иногда, правда, стиль становится излишне многословным. Многие идеи Кассиана использовал в своем «Монастырском уставе» Бенедикт Мурсийский (480–547), реформатор западноевропейского монашества и основатель старейшего в Западной Европе монашеского ордена бенедиктинцев. Сальвиан Сальвиан родился около 400 г. в христианской семье галльской аристократии. Место его рождения – скорее всего, Треверы. Там он стал свидетелем варварских набегов, опустошивших город и северную Галлию. В одном из своих писем он сообщает о своей жене Палладии и дочери («Письма», 4). В 425 г. он перебирается в южную Галлию, где в течение нескольких лет ведет аскетическую жизнь в Леринском монастыре (на острове в Средиземном море). Епископ Лугдуна (Лион) Евхерий доверил ему воспитание своих сыновей Салония и Верана. Годы, проведенные в монастыре, сыграли решающую роль в духовном формировании Сальвиана. В 439 г. он переезжает в Массилию и принимает сан священника. За ним утверждается слава красноречивого проповедника. Однако его проповеди, равно как экзегетические и аскетические сочинения, до нас не дошли. Согласно свидетельству Геннадия, дожил Сальвиан до глубокой старости, но год его смерти неизвестен. Около 440 г. он написал сочинение «Против алчности» в четырех книгах и в качестве введения к нему послание «К вселенской Церкви», в которых пытается доказать, что христиане, и прежде всего духовенство, должны жертвовать свое имущество Церкви, поскольку только она может позаботиться о всех нуждающихся. Призывая христиан к выполнению своего долга, Сальвиан широко пользуется средствами риторики. Судя по манере изложения, человек он был горячий и склонный к преувеличению. Свое главное произведение – «О мироправлении Божьем» – Сальвиан написал около 450 г. Его назначение – ответить многочисленным христианам, усомнившимся в божественном провидении только потому, что варвары безнаказанно грабят и разрушают Римское государство. Варварские нашествия, полемически утверждает Сальвиан, как раз и доказывают существование Божьего промысла, поскольку христиане Африки, Испании, Галлии погрязли в ужасных пороках и за свои тяжкие грехи справедливо наказаны Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особенности устава св. Бенедикта Устав преподобного Бенедикта Нурсийского (480—547 гг.), написанный для общины в Монте-Кассино — один из древнейших укладов монашеской жизни на Западе. Он состоит из 73 глав, в которых говорится о нормах общежития, литургической молитве и богословских основаниях монашеской жизни, главная из которых — любовь. «Все способы учительства Бенедикта, — пишет свт. Григорий Великий, — можно найти в этом начертании правил, потому что святой муж не мог учить иначе, нежели как сам жил» . Благодаря росту числа обителей, подобных Монте-Кассино, все большее распространение получал ее устав, так что уже к XIII в. братья, живущие согласно этому правилу, стали называться «орденом святого Бенедикта». В уставе святого Бенедикта последовательно проводится идея общего жития, киновии: монахи спят, питаются, молятся и работают вместе (девиз ордена  ora et labora  — молись и трудись). Они — «воины Господа», сражающиеся в «братском строю» по уставу и под водительством наставника. Среди особенностей жизненного уклада ордена можно назвать практику божественного чтения (т. н. «lectio divina», RB 48) и гостеприимство. Вершина монашеской жизни — богослужение, о котором говорится: «делу Божию ничто не должно предпочитать» (RB 43). Описывая литургический стиль бенедиктинцев, нидерландский исследователь Т. Квартье выделяет четыре элемента: монах (1) ищет (2) Бога в уединенной молитве; а община (3) воссылает славу Богу (4) в песнопении . Бенедиктинская литургия начинается в сердце монаха и продолжается после формального завершения. В равной степени для нее характерны строгое исполнение устава, правильное соотношение общего и личного, совместная молитва и трапеза с паломниками. Богослужение совершается вовремя и с подобающим благоговением (RB 20) семь раз в день, в соответствии с суточным кругом (RB 16). Общей молитве отдается предпочтение перед частной, однако в уставе делается оговорка: «Брату, который захотел бы особо помолиться, не должно препятствовать… пусть войдет потихоньку и молится не громким голосом, но в сокрушенном и со слезами устремления сердца к Богу» (RB 52). Радость совместной молитвы приглашают разделить и паломников и гостей: «Всех приходящих странников надобно принимать, как Христа, ибо Он скажет некогда: странником был и вы приняли Меня (Мф. 25:35)… Принятые странники ведутся на молитву; потом сядет с ними авва, или кому он велит. Надобно гостю почитать Закон Божий в назидание; а потом предложить и угощение» (RB 53, 35) . Таким образом, монашеское богослужение представляет собой центр, который объединяет не только насельников монастыря, но и всех желающих вступить с ними в молитвенное единство.

http://bogoslov.ru/article/6175861

El monacato se extendió por el África latina. San Agustín fundó un monasterio en su casa de Hipona. Se vivía «vida apostólica» que consistía en que el clero vivía en la casa del obispo. Es el antecedente de los «Canónigos regulares» de la Edad media. Escribió una regla para varones y mujeres. Durante la reconquista bizantina del África del Norte (siglo VI) seguían muchos monasterios organizados según esta regla de San Agustín. En el centro de las Galias también se extiende el monaquismo a través de San Martín de Tours que funda el monasterio de Ligugé (Poitiers) y el de Marmoutier (Tours, año 370). En el sudeste de las Galias (Provenza) aparecen formas de vida monacal en Marsella y Lerins. Juan Casiano funda en Marsella la Abadía de San Víctor. Honorato funda en Lerins «lauras» como las de Palestina (vida cenobítica y eremítica combinadas). Otros promotores insignes del monaquismo occidental fueron Salviano de Marsella y San Vicente de Lerins. De esos monasterios salieron obispos famosos como Hilario y Cesareo de Arles, Máximo y Fausto de Riez, y Euquerio de Lyon. Un siglo más tarde San Benito (480–547), patriarca del cenobismo occidental, propaga la vida monacal. San Benito nació en Nursia (Sabina del norte) y muere en Montecasino en plena guerra gótica. Estudia en Roma, va a Subiaco (Sublacum, en los montes sabinos: lago artificial construido por el emperador Claudio junto a las ruinas de un palacio campestre de Nerón). Ahí funda una comunidad según el modelo de los monasterios de San Pacomio. La segunda fundación es Montecasino (529), en Campania, entre Roma y Nápoles. Ahí se instaura la vida cenobítica completa con el «ora et labora» (oración litúrgica, lectio divina y trabajo). San Benito escribe su «regla» el año 540. San Gregorio Magno, que fue monje benedictino, dice que se trata de un «código notable por su discreción y claro en su lenguaje.» Está inspirada en la «Regula Magistri» del siglo VI también. La Orden benedictina fue la única que, hasta el siglo XII, rigió el monaquismo occidental. Uno de los benedictinos ilustres fue Casiodoro, hombre público que bajo el dominio de los ostrogodos (540) funda «Vivarium» un monasterio en Calabria, donde se copiaban manuscritos antiguos. Este saber pasaría a los anglosajones y luego los monjes ingleses lo llevaría a toda Europa.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/antigu...

Babai the Great (d. 628). Syriac monk who founded a monastery and school in his region of Beth Zabday and later served as third superior at the Great Convent of Mount Izla during a period of crisis in the Nestorian church. Basil the Great (b.c. 330; fl. 357–379). One of the Cappadocian fathers, bishop of Caesarea and champion of the teaching on the Trinity propounded at Nicaea in 325. He was a great administrator and founded a monastic rule. Basilides (fl. second century). Alexandrian heretic of the early second century who is said to have believed that souls migrate from body to body and that we do not sin if we lie to protect the body from martyrdom. Bede the Venerable (c. 672/673–735). One of the most learned men of his age and author of An Ecclesiastical History of the English People. Born in Northumbria, at the age of seven Bede was put under the care of the Benedictine monks of Saints Peter and Paul at Jarrow and given a broad classical education in the monastic c tradition. Book of Steps (c. 400). Anonymous Syriac work consisting of thirty homilies or discourses and which specifically deal with the more advanced stages of growth in the spiritual life. Benedict of Nursia (c. 480–547). Considered the most important figure in the history of Western monasticism. Benedict founded many monasteries, the most notable found at Montecassino, but his lasting influence lay in his famous Rule. The Rule outlines the theomonastic ideal while also legislating the shape and organization of the coenobicic life. Braulio of Saragossa (c. 585–651). Bishop of Saragossa 631–651 and noted writer of the Visigothic renaissance. His Life of St. Aemilianus is his crowning literary achievement. Caesarius of Arles (c. 470–542). Bishop of Arles from 503 known primarily for his pastoral preaching. Cassian, John (360–432). Author of a compilation of ascetic sayings highly influential in the development of Western monasticism. Cassiodorus (c.485-c. 540). Founder of Western monasticism whose writings include valuable histories and less valuable commentaries.

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/ge...

Помещенное в Минее последование включает тропари 8-го гласа:             и 4-го гласа:      ; кондак 3-го гласа, на подобен «Дева днесь»:                ; канон утрени 8-го гласа (ирмос:              , нач.:            ); малый молебный канон, составленный по подобию молебного канона Богородице 8-го гласа (ирмос:        , нач.:            ); более 10 самогласнов, 3 цикла подобнов, а также циклы стихир на литии, на вечерне и на елеопомазании в конце утрени, включающие подобны всех гласов. Паремии вечерни: Ис 49. 8-15, Сир 44. 1-14, Прем 3. 1-9; Евангелие утрени: Мф 4. 25-5. 12; чтения литургии: прокимен из Пс 15, Кол 3. 20-4. 3 (или Евр 11. 33-12), аллилуиарий со стихами Пс 43, Лк 12. 32-40 (или Мф 4. 25-5. 12), причастен Пс 149. 4; помимо прочего в состав службы входят особые тропари на блаженнах. Служба пользуется большой популярностью (хотя, как правило, нек-рые ее части - молебное пение накануне, ряд песнопений и др.- на практике сокращаются или опускаются), нек-рые ее тексты (напр., стихиры-подобны    ) вошли в число наиболее известных и любимых в Русской Церкви. Лит.: Спасский И. Первая служба Всем Русским Святым и ее автор//ЖМП. 1949. 8. С. 50-55; Служба всем святым, в земле русской просиявшим. М., 1995; Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: (Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского)//АиО. 1997. 2 (13). С. 128-144; Певческие книги выголексинского письма. XVIII - 1-я пол. XIX в./Сост. Ф. В. Панченко. СПб., 2001. (Описание РО Б-ки РАН; Т. 9. Вып. 1); Казанцева Г. Е. Особенности церковнослав. языка службы «Всем святым, в Земле Русской просиявшим» свт. Афанасия (Сахарова)//ЕжБК, 2003. С. 377-380; Панченко О. В. Из археогр. разысканий в области соловецкой книжности: I. «Похвальное слово рус. преподобным» - соч. Сергия Шелонина: Вопрос атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций)//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 547-592; он же. Из археогр. разысканий: II. «Канон всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» - соч. Сергия Шелонина//ТОДРЛ. 2004. Т. 56. С. 453-480.

http://pravenc.ru/text/155558.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010